гнозис что это такое

ГНОЗИС

Полезное

Смотреть что такое «ГНОЗИС» в других словарях:

ГНОЗИС — (от греч. gnosis знание, учение) (в нейропсихологии и невропатологии) собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности (напр., зрительный и слуховой гнозис, стереогноз и т. д.). Син. гнозия.… … Большая психологическая энциклопедия

ГНОЗИС — (греч. gnosis – знание, учение, познание) гностика, гностицизм – проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога. Гностиками называют тех философов или теологов первых столетий после возникновения христианства, которые познавали… … Философская энциклопедия

ГНОЗИС — «ГНОЗИС», кооперативное издательство (Москва). Фактически деятельность началась в 1989 г. совместно с издательством «Прогресс», затем самостоятельно. Специализируется на выпуске философской, историко филологической литературы. Известность… … Энциклопедический словарь

Гнозис — У этого термина существуют и другие значения, см. Гнозис (значения). Гнозис (гносис) (от греч. γνώσις «знание»[1]) высшее[1], эзотерическое[1], откровенное[2], мистическое … Википедия

гнозис — (gnosis; греч. gnosis познавание, знание) познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения … Большой медицинский словарь

Гнозис — (от греч. gnosis знание, познание) то же, что гностика, гностицизм проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога. Гностиками называют тех философов или теологов первых столетий христианства, которые познавали скрытые в вере мистерии … Начала современного естествознания

гнозис — гн озис, а … Русский орфографический словарь

гнозис — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Источник

Формирование праксиса и диспраксия у детей

Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).

Этапы развития двигательной сферы у детей:

Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.

С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.

Виды нарушений двигательной сферы у детей:

Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т.д., но это уже частные случаи.

Виды диспраксии по локализации:

Рекомендации родителям при диспраксии у детей

Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.

Также важно формировать предпосылки к формированию праксиса, заниматься видами активности, которые приводят в порядок «нижние уровни» организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).

Примеры занятий: ортоковрики, полусферы, различные балансиры, прыгуны, беговел, батут, игры с мячом, «классики», «жмурки», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мешочками и мячиками BAL-A-VIS X, бассейн, коньки, ролики, ЛФК, АФК, кинезиология, логоритмика, барабаны, игры на подражание движениям («зеркало», «попробуй, повтори»), действия по устной инструкции (сложное действие дробить на части и проговаривать пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования игрушек и вещей.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Гнозис что это такое

Общая психопатология

Агнозия (от греч. a — отсутствие, gnosis — познание) — утрата способности узнавать ранее знакомые предметы, людей, явления (при нормальном функционировании органов чувств и ясности сознания).

Агнозии наблюдаются при заболеваниях головного мозга, сопровождающихся поражением вторичных и третичных зон коры, ответственных за анализ и синтез информации, поступающей от органов чувств (при поражении первичных зон коры нарушена центральная часть анализатора, т.е. возникает, например, центральная слепота и т.д.).

Из расстройств, изучаемых на курсе психиатрии, наиболее ярко агнозии представлены при атрофических заболеваниях головного мозга (например, при болезни Альцгеймера), можно наблюдать при глубокой умственной отсталости (здесь способность к восприятию изначально не формируется в процессе развития ребенка) и пр.

В тех случаях, когда патологический процесс в соответствующих отделах головного мозга развивается постепенно (например, при атрофических заболеваниях головного мозга), выраженность агнозии также прогрессирует постепенно.

Виды агнозий

Выделяют несколько десятков видов агнозий, что связано с разными вариантами локализации поражения в коре головного мозга (детально варианты агнозий изучаются на курсе нервных болезней).

1. Зрительная

В наиболее общем случае при зрительной агнозии больной не узнает предметы, рассматривая их (при сохранности остроты зрения). В легкой степени данное расстройство может проявляться только при встрече со сложными незнакомыми предметами или стилизованными изображениями, в более выраженных случаях — при контакте с обыденными предметами (врачи часто используют в качестве экспресс-пробы способность к узнаванию того, что есть под рукой — шариковой ручки, блокнота, медицинского халата; при этом необходимо убедиться, что пациент не только не может назвать предмет, что может быть в случаях афазии, но и не понимает, зачем этот предмет нужен и как с ним обращаться), в тяжелых случаях — пациент не узнает близких, себя в зеркале, в наиболее тяжелых случаях — совсем не воспринимает предметы перед собой, не фиксирует на них взгляд (как новорожденный ребенок, у которого еще не сформировались процессы восприятия).

Частные варианты зрительной агнозии связаны с более локальным поражением тех или иных зон коры, участвующих в процессе зрительного восприятия на разных его этапах.

Частные виды зрительных агнозий, связанные с обработкой зрительной информации в коре

В зависимости от локализации поражения в коре можно выделить несколько групп зрительных агнозий.

А. Поражение «вентрального потока» зрительного восприятия (при всех видах пространственное восприятие сохранно):

Предметная агнозия, агнозия Лиссауэра — нарушение узнавания предметов, агнозия на форму (не может правильно перерисовать), при этом сами предметы видит и правильно локализует (например, берет в руки или обходит их при необходимости); наиболее частая, «классическая» форма зрительной агнозии, соответствует наиболее массивному поражению вентрального потока (височной коры).

Ассоциативная агнозия — невозможность семантически категоризировать предмет (объяснить, зачем он нужен, что с ним делают, как он называется), форма которого при этом воспринимается правильно (может точно перерисовать).

Категориально-специфическая агнозия — нарушение узнавания предметов, входящих в определенную семантическую категорию (например, строительный инструмент, посуда и пр.); наиболее локальный (узкий) вариант поражения коры височной доли.

Б. Поражение «дорсального потока» зрительного восприятия (нарушено и пространственно восприятие, и, как следствие этого, предметное):

Симультаноагнозия, или синдром Балинта, — не могут интегрировать детали в целостный образ, не могут увидеть более одного объекта при их комбинации, выраженная атаксия взора (теряют из виду показанный предмет из-за блужданий взора, трудности с тем, чтобы взять предмет в руки). Поражение теменно-затылочных отделов коры.

Утрата способности узнавать лица людей (прозопагнозия) может быть изолированным расстройством узнавания (поражение латеральной височно-затылочной — веретенообразной — извилины, обычно правого полушария). Редкое расстройство, которое может быть выражено в различной степени, может быть как врожденным, так и связанным с приобретенным поражением мозга. Данное расстройство иногда становится темой художественных произведений (например, в фильме «Лица в толпе» достаточно точно и художественно изображена данная симптоматика)

2. Слуховая

Больной не понимает обращенную к нему речь, не может разобрать слова (сенсорная афазия, афазия Вернике), не узнает обычных бытовых звуков (скрип двери, звонок).

3. Тактильная (астереогнозис)

Больной не в состоянии узнавать предметы на ощупь.

4. Пространственная

Больной путает право и лево, не ориентируется в схемах и картах, начинает теряться сначала в малознакомых местах (другой город, новые станции метро), затем в прежде хорошо знакомых ему местах, в наиболее выраженных случаях — в собственной квартире не может определить, в каком направлении находится туалет, кухня, утрачивает представление о высоте (что чревато опасностью падений), глубине и т.д.

При односторонних поражениях теменной и теменно-затылочных областей может быть односторонняя пространственная агнозия — т.е. выпадение одной из половин пространства.

Анозогнозия — неузнавание своей болезни. Может иметь разную природу:

Источник

Агнозия

гнозис что это такое. Смотреть фото гнозис что это такое. Смотреть картинку гнозис что это такое. Картинка про гнозис что это такое. Фото гнозис что это такое

Агнозия — это нарушение распознавания зрительных, слуховых или тактильных ощущений при нормальном функционировании воспринимающего аппарата. Соответственно локализации поражения церебральной коры состояние характеризуется непониманием увиденного, услышанного, неузнаванием предметов при ощупывании, расстройством восприятия собственного тела. Диагностируется по данным исследования психоневрологического статуса, результатам нейровизуализации (КТ. МРТ, МСКТ головного мозга). Лечение осуществляется этиотропными, сосудистыми, нейрометаболическими, холинэстеразными фармпрепаратами в сочетании с психотерапией, логопедическими занятиями.

МКБ-10

гнозис что это такое. Смотреть фото гнозис что это такое. Смотреть картинку гнозис что это такое. Картинка про гнозис что это такое. Фото гнозис что это такое

Общие сведения

Гнозис в переводе с греческого означает «познание». Является высшей нервной функцией, обеспечивающей узнавание предметов, явлений, собственного тела. Агнозия — комплексное понятие, включающее все нарушения гностической функции. Расстройства гнозиса зачастую сопровождают дегенеративные процессы ЦНС, наблюдаются при многих органических поражениях мозга, возникающих вследствие травм, инсультов, инфекционных и опухолевых заболеваний. Классическая агнозия редко диагностируется у детей младшего возраста, поскольку высшая нервная деятельность у них находится в стадии развития, дифференцировка корковых центров не завершена. Нарушения гнозиса чаще возникают у детей старше 7 лет и у взрослых. Женщины и мужчины заболевают одинаково часто.

гнозис что это такое. Смотреть фото гнозис что это такое. Смотреть картинку гнозис что это такое. Картинка про гнозис что это такое. Фото гнозис что это такое

Причины агнозии

Гностические нарушения обусловлены патологическими изменениями вторичных проекционно-ассоциативных полей мозговой коры. Этиофакторами поражения указанных зон выступают:

Патогенез

Церебральная кора имеет три основные группы ассоциативных полей, обеспечивающих разноуровневый анализ поступающей в мозг информации. Первичные поля связаны с периферическими рецепторами, принимают идущую от них афферентную импульсацию. Вторичные ассоциативные зоны коры отвечают за анализ и обобщение информации, поступающей из первичных полей. Далее информация передается в третичные поля, где осуществляется высший синтез и выработка задач поведения. Дисфункция вторичных полей приводит к нарушению указанной цепочки, что клинически проявляется утратой способности узнавать внешние раздражители, воспринимать целостные образы. При этом функция анализаторов (слухового, зрительного и т. д.) не нарушена.

Классификация

В зависимости от области поражения в клинической неврологии агнозия классифицируется на следующие основные группы:

Существует также нарушение всех форм гнозиса. Данная патология обозначается термином «тотальная агнозия».

Симптомы агнозии

Базовый симптом состояния — невозможность узнать воспринимаемые ощущения при сохранении способности их чувствовать. Проще говоря, больной не понимает, что он видит, слышит, ощущает. Зачастую отмечается дифференцированная агнозия, обусловленная выпадением функции отдельного поражённого отдела коры. Агнозия тотального характера сопровождает патологические процессы, диффузно распространяющиеся в церебральных тканях.

Зрительная агнозия проявляется путаницей предметов, неспособностью назвать рассматриваемый предмет, срисовать его, нарисовать по памяти или начатому рисунку. Изображая предмет, пациент рисует только его части. Зрительная форма имеет много вариантов: цветовая, избирательная агнозия лиц (прозопагнозия), апперцептивная — сохранено узнавание признаков предмета (формы, цвета, размера), ассоциативная — пациент способен описать предмет целиком, но не может назвать его, симультантная — неспособность узнать сюжет из нескольких предметов при сохранении узнавания каждого предмета в отдельности, зрительно-пространственная — нарушение гнозиса взаимного расположения предметов. Расстройство распознавания букв и символов ведёт к дислексии, дисграфии, утрате способности делать арифметические вычисления.

Слуховая агнозия при поражении доминантного полушария приводит к частичному или полному непониманию речи (сенсорной афазии). Пациент воспринимает фонемы как ничего не значащий шум. Состояние сопровождается компенсаторной многоречивостью с повторениями, вставлением случайных звуков, слогов. При письме могут отмечаться пропуски, перестановки. Чтение сохранено. Поражение субдоминантного полушария может приводить к потере музыкального слуха, способности узнавать знакомые ранее звуки (шум дождя, собачий лай), понимать интонационные особенности речи.

Сенситивная агнозия характеризуется расстройством гнозиса раздражений, воспринимаемых болевыми, температурными, тактильными, проприоцептивными рецепторами. Включает астериогнозис — невозможность опознать предмет на ощупь, пространственную агнозию — нарушение ориентировки в знакомой местности, больничной палате, собственной квартире, соматогнозию — расстройство ощущения собственного тела (пропорциональности, размера, наличия отдельных его частей). Распространёнными формами соматогнозии выступают пальцевая агнозия — пациент неспособен назвать пальцы, показать указанный врачом палец, аутотопагнозия — чувство отсутствия отдельной части тела, гемисоматоагнозия — ощущение только половины своего организма, анозогнозия — неосознание наличия заболевания или отдельного симптома (пареза, тугоухости, ухудшения зрения).

Диагностика

Обследование направлено на выявление агнозии, поиск её причины. Определение клинической формы агнозии позволяет установить локализацию патологического процесса в головном мозге. Основными диагностическими методиками являются:

Агнозия является лишь синдромом, синдромальный диагноз может иметь место на начальном этапе диагностики. Результатом вышеперечисленных исследований должно быть установление полного диагноза базового заболевания, в клиническую картину которого входит расстройство гнозиса.

Лечение агнозии

Терапия зависит от основного заболевания, может состоять из консервативных, нейрохирургических, реабилитационных методов.

Реабилитация пациентов длится не менее трёх месяцев, включает:

Нейрохирургическое лечение может потребоваться в случае черепно-мозговой травмы, церебральной опухоли. Проводится на фоне консервативной терапии с последующей реабилитацией.

Прогноз и профилактика

Успех лечения зависит от тяжести базового заболевания, возраста больного, своевременности проводимой терапии. Агнозия, возникающая у молодых пациентов вследствие травмы, энцефалита регрессирует на фоне лечения в течение 3 месяцев, в тяжёлых случаях процесс восстановления занимает до 10 месяцев. Агнозия опухолевого генеза зависит от успешности удаления образования. При дегенеративных процессах прогноз неблагоприятный, лечение позволяет лишь приостановить прогрессирование симптоматики. Профилактика состоит в своевременной терапии сосудистой патологии, предупреждении травм головы, онкогенных воздействий, инфекционных заболеваний.

Источник

Гнозис что это такое

гнозис что это такое. Смотреть фото гнозис что это такое. Смотреть картинку гнозис что это такое. Картинка про гнозис что это такое. Фото гнозис что это такое

Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Это комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно – моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия [7]. От развития зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта [1].

В норме функции восприятия информации, её обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в целостные образы осуществляются в основном задними отделами коры головного мозга. Затылочная область больших полушарий мозга обеспечивает процессы зрительной перцепции. При этом зрительный гнозис обеспечивается работой вторичных отделов зрительного анализатора в их взаимосвязи с теменными структурами [8]. Тем не менее, полноценность зрительного восприятия, согласно теории динамической локализацией А.Р. Лурия обеспечивает весь мозг в целом, все его три основных структурно-функциональных блока и носит интегрированный характер синтеза. Нарушения зрительного гнозиса, при поражении лобных долей мозга, имеют вторичный характер и обозначаются как псевдоагнозии как следствие нарушений произвольности, целенаправленности узнавания. Нейродинамические нарушения зрительного восприятия при поражении подкорковых структур проявляются снижением скорости, продуктивности, неравномерной эффективности выполнения специализированных заданий [8].

Кроме того, целостное восприятие предмета связано с речевыми функциями, опосредованными различными зонами мозга, в том числе – височной корой. Формирование зрительного гнозиса в онтогенезе проходит следующие этапы. Уже с 3–4 месяцев проявляется способность различать объекты по размеру, основные цветовые характеристики, к 8-месячному возрасту наблюдается качественный скачок в восприятии формы объекта. В 3–4-летнем возрасте вплоть до 7–8 лет образы носят еще фрагментарный характер, еще нет достаточного учета значимости воспринимаемой информации. Осуществление зрелой формы категоризации коррелирует с созреванием левой лобной области, которая только в возрасте 10–16 лет начинает приобретать избирательный характер (Бетелева Т.Г., 1990; Фарбер Д.А. и др., 1997; Безруких М.М. и др., 2002) [4]. Процессы инволюции зрительного гнозиса описываются в рамках теории старения функциональных блоков мозга [3]. При этом считается, что нормально стареющий человек преодолевает стадийный «онтогенез» старения: к 63–65 годам – кризис начала старения, формирование приспособительных механизмов в когнитивной деятельности. В результате этого в 65–78 лет наступает период стабилизации когнитивных функций за счет механизмов адаптации; после 80 лет происходит истощение компенсаторных механизмов, проявление нарушений в когнитивной деятельности. Преимущественные трудности проявляются в распределении и переключении внимания при параллельном выполнении нескольких действий, изменения нейродинамических параметров активности в сторону преобладания тормозных процессов, как проявление дисфункции субкортикальных структур мозга при нормальном старении. Вторыми по значимости проявлениями нормы старения являются симптомы недостаточности пространственного анализа и синтеза. Наибольшей дефицитарности достигает правое полушарие, с преобладанием фрагментарности восприятия, пространственных ошибок над структурными и ошибок порядка следования фигур при воспроизведении. Согласно типологии нормального старения, одним из вариантов является дефицит симультанности в переработке информации, что в первую очередь проявляется в зрительно-пространственной деятельности [2].

В условиях патологии при очаговом поражении затылочно-теменных отделов мозга (как левого, так и правого полушария) возникают различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий [8]. Считается, что функция зрительного гнозиса нарушается при когнитивных расстройствах нейродегенеративного генеза, дисгностические и диспраксические нарушения являются обязательными, часто рано развивающимися, и могут быть ведущими проявлениями болезни Альцгеймера. Наблюдаются затруднения в ориентировке в незнакомой местности или обстановке, продумывании схемы поездок на транспорте [9]. Пространственная агнозия часто сочетается с конструктивной апраксией, так как в их основе лежит общий механизм (утрата представлений о трёхмерном пространстве) и общий субстрат (патология теменно-затылочных отделов головного мозга).

При цереброваскулярной патологии первичные нарушения праксиса, гнозиса, памяти в целом менее характерны [5, 6]. Они наблюдаются в случаях, когда имеется нарушение кровообращения в задней мозговой артерии с поражением зоны стыка затылочной, теменной и височной долей головного мозга, что и приводит к нарушениям восприятия пространственных отношений, конструктивной деятельности. Таким образом, оценка состояния зрительно-пространственных функций как при нормальном старении, так и при патологии головного мозга имеет важное дифференциально-диагностическое и прогностическое значение.

В имеющихся валидизированных психометрических шкалах относительно мало внимания уделяется оценке зрительного гнозиса. Существующие способы оценки зрительного гнозиса опираются на методы классического качественного нейропсихологического обследования такие как: пробы на конструирование из кубиков Кооса, исследующие особенности пространственного мышления, способность к анализу и синтезу пространственных структур; проба на изображение трехмерного объекта, исследующие сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторной координации; пробы на запоминание невербализуемых фигур, позволяющие оценить особенности зрительно-пространственной памяти; пробы на понимание сложных логико-грамматических конструкций. Недостатком существующих методов является отсутствие объективной регистрации зрительного дефекта, трудно измеряемый характер результатов исследования.

Цель исследования: оценить зрительный гнозис в норме в разные возрастные периоды с использованием метода трехмерного узнавания предмета и разработать диагностический метод, позволяющий оценить возможности двухмерного и трехмерного зрительного восприятия.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе кафедры нервных болезней ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Центра неврологии и нейрореабилитации Сибирского клинического центра, ФГБУЗ ФМБА России.

В исследовании участвовали 53 испытуемых, (26 женщин и 17 мужчин), с нормальным когнитивным статусом, сохранным зрением, праворукие, молодого, среднего и пожилого возраста.

Уровень высших мозговых функций был подтвержден краткой шкалой оценки психического статуса, батареей лобной дисфункции, тестом рисования часов.

Все пациенты были разделены на две группы.

Пациенты I группы – молодой возраст 25–44 лет (согласно классификации ВОЗ) в количестве 30 человек; (9 мужчин, 21 женщина) с сохранными когнитивными функциями.

Пациенты II группы – средний и пожилой возраст 44–75 лет (согласно классификации ВОЗ), 23 человека (8 мужчин, 15 женщин) без когнитивных нарушений.

Оценка зрительно-пространственного и предметного восприятия проводилась с использованием авторского компьютеризированного метода трехмерного узнавания предметов.

В основе метода используется тестирование зрительного гнозиса в форме компьютерной игры, содержащей задания различной сложности, исследующие предметный гнозис, пространственные представления и пространственное воображение. Диагностическими критериями являются скорость узнавания предмета в различных проекциях, угол расположения в осях Х, Y, Z, в момент узнавания, фиксируемые с помощью компьютерной программы (рисунок). Большое количество и разнообразие стимульного материала, предъявляемого в представленном методе, исключает случайный характер выявляемых изменений. В ходе тестирования обследуемому предъявляются задания на узнавание как двухмерных, так и трехмерных объектов, оценивается узнавание объектов различной частоты встречаемости в повседневной жизни.

В ходе исследования пациенту на экране монитора предъявляются изображения предметов, которые исследующий медленно поворачивает поочередно в разных плоскостях, до того момента, пока не произойдет узнавание. Все диагностические объекты являются предметами окружающей обстановки. Для анализа данных использовался пакет прикладных программ Statsoft STATISTICA 7.

гнозис что это такое. Смотреть фото гнозис что это такое. Смотреть картинку гнозис что это такое. Картинка про гнозис что это такое. Фото гнозис что это такое

гнозис что это такое. Смотреть фото гнозис что это такое. Смотреть картинку гнозис что это такое. Картинка про гнозис что это такое. Фото гнозис что это такое

Внешний вид компьютеризированной программы диагностики зрительного гнозиса, а – трехмерное изображение, б – плоскостное изображение

Сравнительная характеристика временных показателей узнавания предметов обстановки квартиры здоровыми испытуемыми различных возрастных групп

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *