гностический это что значит
Значение слова «гностический»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ГНОСТИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое (истор. филос.). Прил. к гностицизм. Гностическая секта.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
гности́ческий
1. связанный, соотносящийся по значению с существительными гностика, гностик ◆ Достаточно далек Гегель и от гностической сотериологии. Доброхотов Александр, «Избранное», 2013 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: растлитель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «гностический»
Предложения со словом «гностический»
Цитаты из русской классики со словом «гностический»
Сочетаемость слова «гностический»
Что (кто) бывает «гностическим»
Понятия со словом «гностический»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «гностический»
Для большинства гностических систем было характерно представление о двух равновеликих силах, которые движут историей мироздания, – силе добра и силе зла.
Возвращение жемчужины из нижнего мира тьмы в верхний в гностическом гимне вызывает ассоциацию с ещё одной казахской сказкой.
Во всяком случае, перед нами произведение, созданное в некоем сообществе, учение которого расходится с традиционными гностическими представлениями.
Значение слова «гностицизм»
[От греч. γνωστικός — познавательный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Название «гностицизм» является производным от слова «гностики», последнее заимствовано у Епифания Кипрского, из его книги «Панарион». В Панарионе, гностики или борбориты — это одна из «80 ересей», описанных Епифанием. Мор ввел название «гностицизм» и распространил его на многие «ереси».
ГНОСТИЦИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от греч. gnōstikos — познавательный] (истор. филос.). Направление религиозной философии первых веков христианства, разрабатывавшее христианскую догматику на основе неоплатонизма, пифагорейства и религиозных учений Востока.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
гностици́зм
1. религиозно-философское течение раннего христианства, пытавшееся создать учение о Боге, о происхождении и развитии мира на основе христианских религиозных догматов и восточной мифологии ◆ Гностицизм состоит из многих систем веры, которые объединили элементы, взятые от азиатских, вавилонских, египетских, греческих и сирийских языческих религий, из астрологии, также из иудаизма и христианства.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова обывательский (прилагательное):
Гностицизм
Гностицизм – эклектическая философия первых веков христианства, построявшая свои системы из языческих, иудейских и христианских элементов и придававшая своим идеям мифологические формы. Самый термин первоначально заимствован был от слова гносис, т. е., знание, которое ап. Павел употребляет в смысле глубокого проникновения в пути Божии в деле искупления ( 1Кор.13:21 ). Ириней свидетельствует, говоря о всей секте, что карпократиане – одна из древнейших сект – называли себя «гностиками». Этот факт, равно и раннее развитие христианской философии в Александрии, приводят нас к заключению, что слово это употреблялось в этом городе весьма рано. Гносис употреблялось в противоположность не пистис, т. е., вере, но также и языческой философии.
Г. стоит на рубеже между христианской системой и язычеством. Он был результатом двух процессов, возникших из различных направлений, – из соприкосновения церкви, с одной стороны, с языческой мыслью, и из попытки философии, с другой стороны, согласить христианское откровение со своими системами. Он отказался от монотеизма Библии, ограничил канон, и отчасти или вполне превращал в аллегории великие события из деятельности и личной жизни Спасителя Христа. Г., главным образом, брал из греческих систем Платона и стоиков; но то, что есть в нем наиболее характеристического, было заимствовано из религий Востока. Он воплощал в себе смелый восточный дуализм; между тем как греческая философия, по большей части, склонна к пантеистическому представление вселенной. Он обыкновенно представлял себе индивидуальную жизнь, как результат процесса эманации из первоначальной сущности; между тем как греческое умозрение учило процессу развития чрез эволюцию в восходящей лестнице от хаоса. В противоположность греческим системам, мысль гностиков была не методической, а поэтической, и уснащена восточными образами и фантазиями. Гностики также обнаруживали предпочтение к восточным мифологиям в именах ангелов. Парсеизм с его вполне развитой идеей Бога, как света, халдейская астрология (у Вардесана и Сатурнина) и буддизм с его аскетической тенденцией, – все это вместе с сирийской и финикийской мифологиями и придавало Г. его восточный отпечаток. Первой задачей, какую ставил себе Г., была задача привести человека, посредством умозрительного знания, к спасению. Главные вопросы, предъявлявшиеся ему для разрешения, состояли в том, как человеческий дух оказался заключенным в материю и как возможно освободить его. Первый вопрос почти тождествен с вопросом касательно происхождения зла, – что Тертуллиан, вместе с другими полемическими писателями, считал главным предметом гностической мысли. В последнем, именно в вопросе об очищении и освобождении души, Г. содействовал развитию одной из глубочайших идей христианства. Под влиянием греч. философии, гностики подчиняли волю знанию и представляли экспериментальное христианство скорей как знание, чем веру, и делали знание мерилом нравственного состояния. Они изменяли последовательность слов Христа в Мф.5:8 на положение: видящие Бога – чисты сердцем. Они находились под влиянием аристократически сословного чувства греческого философа, который считал себя стоящим выше религиозного верования и унизительных занятий толпы. Эта толпа оставалась на низшей ступени знания, характеризуемой верою. На верующего, державшегося последней, они смотрели с презрением. Вера, таким образом, сделалась для Г. принципом разделения; между тем как христианство делает ее узами единения и братства между всеми людьми. Гностики разделяли человечество на три класса, – духовных ( πνευματικοι’ ), душевных и плотских ( ὐλικοι’, σαρκικοι’ ). Последние действуют под влиянием страстей и инстинктов. Материя есть источник хаотического движения и греховных похотей: Бог и духовная природа ( πνεᾶμα ) не подлежат влиянию инстинкта и страсти. Духовные существа с течением времени сознают свое родство с Богом и впоследствии достигнут полной свободы. Это есть источник нравственная долга и закон жизни для духовного класса людей. Члены его должны стараться возвыситься до духовного царства, и таким образом возростить заключающееся в них семя. Разные писатели старались вывести различные фазы Г. из какого-нибудь единичного главного принципа. Баур находит его в идее абсолютной религии, выводимой из сочетания язычества и иудейства, Липсиус полагает его в различии между знанием и верой. Не отрицая этой антитезы, Неандер и Гильгенфельд точкой отправления Г. считают личность Миросоздателя, который у Валентина (вслед за Платоном) называется Демиургом; у Василида – Архонтом, у офитских сект – Ялдабаофом, т. е., сыном Хаоса. Это, во всяком случае, есть наиболее отличительный образ в гностических системах и сосредоточивает в себе его важнейшие идеи. Введение этого существа между Богом и видимой природой возникает из противоположности между Богом и материей. Этот умозрительный дуализм приводит к религиозному дуализму, который ставит Бога Н. Завета в резкое противоречие с Богом В. Завета. Демиург почти постоянно изображается, как имеющий весьма соподчиненную деятельность по сравнению с Богом (и один только Иустин приписывает ему духовную или пневматическую природу). Духи, происходящие от Бога, стоят выше его. Он принадлежит к миру и отмечает собою грань между миром и Богом. Описание его творческого дела, по большей части, заимствуется из первых глав книги Бытия. Он есть Бог иудеев. Но его царство разрушается царством сатаны и царством духовной или пневматической жизни. Классификация гностических сект представляете много затруднений. Со времени открытия Ипполита, затруднение сделалось еще сильнее вследствие выставляемых им дополнительных систем. Он сделал также вероятным, что среди гностиков распространена была не только дуалистическая, но и пантеистическая концепция. Гизелер разделяет их на александрийских, находившихся под влиянием Платона, и сирийских, среди которых сильнее выступал дуализм. Но, по его собственному сознанию, система сирийского Маркиона не согласуется с этим делением. Классификация на основе религиозного влияния, no которой Газе делит гностиков на восточных, греческих, христианских и иудейских, не точна. Липсиус различаете среди них три стадии: 1) ранний Г., в котором элементы сирских мифологий перемешаны с иудейско-христианскими идеями; 2) греческий Г., начинающийся с предполагаемая переселения Василида в Александрию; 3) переходный, к которому принадлежите Маркион. Мнимый переход от сирского к греческому Г. в Василиде не подтверждается фактами; обе эти формы его развивались одновременно. В Александрии Г. был силен уже в половине II века. Там начал свою деятельность Керинф, и, если следовать свидетельству Ипполита, туда же принадлежал и Василид. Баур располагает эти системы так: 1) гностики, которые сочетают христианство с иудейством и язычеством (Василид, Валентин и офиты); 2) гностики, противопоставляющее христианство обоим последним (Маркион); 3) гностики, которые, отождествляя иудейство и христианство, противопоставляют их язычеству (Климентинские беседы). Наилучшая группировка принадлежите Неандеру, который различаете два главных класса, – иудействующих и иротивоиудействующих. Мы предпочитаем классификацию, основанную на историческом развитии, и различаем: 1) период спорадического гностицизма в конце 1 века; 2) период величайшей плодовитости умозрения до половины III века; 3) период упадка, в котором уже замечается мало самобытной мысли (после V века уже не появлялось ни одной новой системы); 4) возрождение гностических идей около VII века в секте кафаров. Мы ограничимся рассмотрением только первых двух классов.
Г. оказал могучее воздействие на церковь. Когда церкви угрожала опасность подвергнуться мертвому буквоедству и формализму, идеалистическое умозрение гностиков побуждало ее к мысли и к более обстоятельному обсуждению учения. Следствием было то, что те пункты, в которых христианство отличалось от иудейства и язычества, подверглись более тщательному исследованию. Александрийская школа богословов, которая далеко превосходила гностиков глубиною умозрительной мысли, давала тон новой жизни. Не вполне свободная от того заблуждения, по которому сущность христианства полагалась в знати, она была христианской по тону как учения, так и нравственности. Она много заимствовала из богатых умозрений греческой философии, но держась вдалеке от восточной теософии. Влияние Г. было не только полезным в смысле повода для церкви яснее определить основные пункты своего учения, но он дал также стимул к истолковательным трудам. Василид и Ираклион были первыми толкователями на все Евангелие. Гностики также были передовыми выразителями религиозной поэзии. Многому научаясь у Г., церковь, с другой стороны, теснее собиралась около своих епископов и сильнее выдвигала отличительные пункты своего учения, свои обряды и свое апостольское происхождение. Г. был рационализмом древней церкви. Это было усилие умозрительной мысли объединить христианское откровение с разумом. Он выдвигал отличительные принципы эллинской философии, восточной теософии и иудейской религии, и сравнивал с ними великие идеи христианства. Христианство часто принимало самые фантастические внешние образы, но оно всегда объявляло себя стоящим выше того, что предшествовало ему. Но Г. древней церкви отличался от рационализма нашего времени тем, что ограничивался лишь умозрениями ученых; новейший Г. проник и в народную массу. Это различие объясняется, быть может, тем обстоятельством, что народ тогда яснее видел влияние нехристианской мысли и жизни на мир и лучше понимал превосходство и силу христианства над всеми предшествовавшими ему системами.
Первый период Г. относится к концу I века. Самые ранние признаки Г. можно усматривать в Симоне Волхве. Это был один из многочисленных магов или чародеев Востока, которые приписывали себе силу совершать чудеса. Родоначальниками иудейского Г. были те же лжеучители, против которых восстает ап. Павел в своем Послании к Колоссянам. Не отрицая мессианского служения Христа, они, по-видимому, имели широко развитое учение об ангелах, на которых, быть может, смотрели как на участников в творении. Указание на Г. есть также в Посланиях к Тимофею. Первое Послание Иоанна направляется против докетизма. В конце апостольского века Керинф действовал в той части Малой Азии, где трудился ап. Иоанн. Он удерживал некоторые пункты учения В. Завета, но на место Бога ставил миросоздателя, Бога иудеев, который был также главой низших ангелов. Иисус был сын Иосифа и Марии. Искупитель сошел на Него во время Его крещения и перед страданием оставил Его. Золотой период Г. закончился около половины III века. После первых десятилетий II века, гност. умозрение было так плодовито системами, что в этом отношении не имеет ничего себе подобная в истории и философии, ни в древней, ни в новой. Возникнув в Египте и Сирии, Г. распространился до отдаленнейших частей христ. мира, от Едессы до Лиона. Переходим теперь к описанию гностических систем в отдельности.
І. Иудействующие гностики. Василид и Валентин. До нас дошли два разногласных свидетельства о системе Василида. Ириней и Епифаний говорят, что его система заключает в себе смелый дуализм и много заимствует из парсизма. Ипполит и Климент Александрийский, с другой стороны, пред ставляют ее монистической, находящейся под сильным влиянием греческой философии, особенно стоиков. Последнее, очевидно, есть более верное представление. Св. Ириней не имел достаточных сведений и даже не упоминаете об Исидоре; сыне и ученике Василида. Климент и Ипполит, с другой стороны, по-видимому, были знакомы с сочинениями обоих. О системе Василида см. под сл. «Василид». Что касается о Валентине, то сведения наши о нем ограничиваются тем, что он прибыл в Рим при епископе Гигине (ок. 138 г.), пользовался наивысшим влиянием при Пие (ок. 155 г.) и учил до вступления на папский престол Апикиты (ок. 166 г.). Несомненно, что он вышел с Востока. Но свидетельство Тертуллиана, что он порвал с церковью и был неоднократно отлучаем, сомнительно. Валентин был одарен богатыми силами ума. Его система есть самая художественная из всех гностических систем. Она представляет собою эпическое повествование о творении, падении и искуплении в двух областях, – на небе и на земле. См. о нем под сл. «Валентин и валентиниане». О Вардесане также см. под его собств. именем «Вардесан».
II. Антииудейские гностики. Главными представителями их были: 1) Сатурин или Сатурнил из Антиохии сирийской. Жил и действовал в первой половине II века. Он учил о резком антагонизме между неведомым Богом и материей, над которой владычествуете сатана. Иудейство и язычество враждебны христианству, и Христос был послан разрушить Бога иудейского и принести освобождение духовным существам. 2) Маркион был сын епископа Синопского. Это был человек серьезного настроения и сохранил в себе много нравственной христианской силы. Тертуллиан сообщает, что он несколько раз был отлучаем. Вероятно, что причиной оставления им Сирии и отправления в Рим было то, что он надеялся найти там христианство в большей чистоте. Он был знаком с св. Поликарпом. На христианство он смотрел как на стоящее неизмеримо выше иудейства и язычества. Но апологеты церкви сильно противодействовали ему, и св. Поликарп, встретившись с ним в Риме, относился к нему, как к первородному сатаны. Ходило предание, что впоследствии, перед своею смертью, он добивался возможности вновь вступить в лоно церкви. Основные идеи в системе Маркиона следующие. Существует высочайший Бог, который есть любовь; затем следует Демиург, которого он отождествляет с Богом Ветхого Завета и представляете его немилосердным, и, наконец, Или, т. е. материя, управляемая сатаной. Димиург сначала сочетается с Или, чтобы создать мир и человека, но, обманывая ее, присвояет человека себе. В отмщение за это, Или наполняет землю многобожием и идолопоклонством. Димиург продолжает господствовать в иудействе; но ни история иудейства, ни язычества не имеет никакого отношения к высочайшему Богу. Сжалившись над человеком, Бог посылаете Христа. Димиург добивается Его распятия. Христос сходит во ад и проповедует искупление иудеям, осужденным Димиургом, и языческим идолопоклонникам Или. Он осуждает самого Димиурга в ад и избирает своим апостолом Петра; ему только Он и вручает чистое евангелие. Маркион принимал в свой канон только 10 Павловых Посланий и искаженное Евангелие от Луки. Наиболее способными последователями его были: Апеллес, Препон и Лукан. Маркиониты разделялись на много сект и во времена Епифания, по его свидетельству, были рассеяны на огромном пространстве от Персии до Рима. О докетах, которые принадлежали сюда же, см. под сл. Докетизм.
III. Языческие гностики, представителями которых были: 1) карпократиане. Карпократ был александриец, и учил в первых десятилетиях II века. Его система была монистической: Вся жизнь, благодаря вечно расширяющемуся процессу, происходит из монады. На границах божественного развития находится материя, в которой обитают духи, окончательно отпавшие от Бога. Его сын Епифан, написавший сочинение «О справедливости», точно следовал системе своего отца. Антиномизм карпократиан давал повод языческому миру возбуждать обвинение против христиан, с которыми последний отождествлял их. 2) Симон Волхв ( Деян.8:9, 10 ) уже во II веке был объявлен церковью как архиеретик и основатель Г. Хотя он и притворялся верующим ( Деян.8:13 ), но выдавал себя за великую силу Божию. Во II веке от него вела свое происхождение одна секта, которая считала его власть равною с властью апостолов. Ходило предание, что в Тире он купил себе блудницу. Своим последователям он позволял боготворить ее, как свою первую мысль (Энния), которая создала ангелов. Ангелы творят мир; но она обольщает их своими чарами, так что они предаются похоти, на которую есть указание в поэмах Гомера. Симон, по-видимому, освобождает Эннию, и, подобно ей, будут освобождены и все гностики. Климент Александрийский упоминает несколько сект, принадлежавших к этому разряду. Общий у всех них был пантеизм. Антитакты надеялись достигнуть спасения, пренебрежением всякого нравственная закона, тем самым думая поразить Димиурга. Также поступали и последователи Продика, которые гордо прилагали к себе название гностиков. – Николаиты производили свое происхождение от диакона Николая ( Деян.6:5 ) и равным образом проповедовали свободу плоти. Они не имели никакого отношения к секте того же имени, упоминаемой в апокалипсисе.
Сивиане пользовались «Парафразом Сифа», откуда происходит и их название. По их учению, материя есть океан, бурный, хаотический, мрачный. Свет возбуждает в материи змеиную душу, которая становится Димиургом. Логос нисходит от света, обманываете Димиурга, принимая вид змея, и возводит душу в царство света.
Наасены (змеепоклонники) жили во Фригии. Они учили, что змей происходит от Бога и есть душа мира. Христос не искупляет людей Своею смертью, а Своим гносисом и учением.
Ператы, как означает и их имя, смотрели на себя, как на принадлежащих к другому миру и находящихся в этом мире лишь в состоянии переходности. Они учили около 150 г., потому что о них упоминаете Климент Александрийский. По их учению, архонт материи и есть илический демон, и его сотоварищи суть ядовитые змеи пустыни. Змей, как апостол мудрости, освобождает Еву от рабства архонта. К нему принадлежат Каин, Нимврод и даже Моисей, возносящий змея в пустыне. Подобно каинитам, они считали Иуду истинным апостолом. Таким образом, вся евангельская история совершенно извращалась ими, причем змей признавался символом разума, который первый дал истинное знание нашим прародителям, и истинный предатель Христа объявлялся высочайшим апостолом.
Другие различные гностические секты, описываемые Епифанием, как фивиониты, стратиоки, и др., отличались крайнею нравственною испорченностью, превосходящею всякое вероятие. С одной стороны, богословие и апологетика показали громадное превосходство христианства над Г.; с другой, гностические секты, некогда одушевлявшиеся благороднейшими целями, выродились настолько, что не осталось ни малейшего сомнения в том, что время их прошло.
Невольно возникаешь вопрос, каким образом гностики могли выдавать за христианскую истину столь странные, чудовищные фантазии. Это объясняется тем, что они свое учение заимствовали из различных источников. Одни из них ссылались на тайное предание, которое будто бы апостолы оставили своим наиболее доверенным лицам, и которое до них в тишине распространялось, как тайное учение избранного кружка верующих. Другие ссылались на Св. Писание, причем однако смотрели на Ветхий Завет, как на дело Димиурга, и поэтому или вполне отвергали его, или не придавали ему никакого существенная значения. В Писаниях Н. Завета, при критическом обращении с которыми они допускали неограниченный произвол, различали, что от лица Спасителя говорил небесный эон и что – земной человек, утверждая, что апостолы многое поняли неверно и приспособлялись к понятиям своего времени, и не без остроумия обращали в пользу своей системы кое-что из того, что после этого оставалось в качестве чистого учения Христова. Особенно на руку им были притчи Господни, потому что здесь представлялось больше всего места для произвольного истолкования. При известном произволе, естественно, можно было с помощью их доказать все, что угодно, и кто охотно верит, тому легко и доказать. Многие, однако, охотно присоединялись к Г. потому, что в нем удобно было держаться старой народной религии, и потому еще, что эта система сильно потворствовала прирожденной гордости и (по крайней мере. у одного направления сирийских гностиков) чувственности – этим двум старым страстям еретического иудейства. Кроме того, в восточной философии и тесно связанных с нею народных религий Востока, египетской, финикийской, парсийской и буддистской, и в самом александрийском иудействе, насколько он образовался под влиянием Платоновской философии, особенно благодаря Филону, в самом христианстве можно было находить некоторые точки соприкосновения для гностических идей. Враждебное положение тогдашнего мира к христианской церкви и глубокий чувственный упадок большей части человечества, вместе с учением христианства, что существуют два царства, – царство Божие и царство зла, между которыми происходит неустанная борьба; что Христос есть гражданин высшего мира; что «князь мира сего» должен быть побежден, и т. д., – все это у отдельных благонамеренных, но не особенно просвещенных христиан, могло давать доступ гностическим идеям.
ГНОСТИЦИЗМ — что это. Кто такие гностики и чего они хотели
Понятие «гностицизм» представляет собой обобщение античных религиозных концепций позднего времени, которых в те времена насчитывалось великое множество. Течения использовали в качестве основы события Ветхого Завета, мифологические повествования востока и некоторые христианские верования раннего периода. Епифаний Кипрский в «Панарионе» описал множество ересей, в которых упоминаются борбориты и гностики. Генри Мор в XVII веке укоренил название «гностицизм» и отнес к нему возникающие ереси того времени.
Основные понятия гностицизма
Концепция полагается в своей теории на тайные знания, называемые гнозисом, представляющие человека божественным созданием, обретающим постижение истины и спасающимся таким образом.
Развитие гностицизма
Течение зародилось в Риме во время синкретического направления, которое возникло при правлении Александра Македонского. Этому послужило объединение восточного и западного народов и смешение религии древнего Вавилона с греческими философскими веяниями.
Труды значимых гностиков сохранились в собрании отдельных цитат, используемых в христианских сочинениях, характеризующихся непримиримым отношением к гностицизму, наивысший расцвет которого достигается во II веке. Гностицизм вобрал в себя не только восточные мистические повествования, важную роль сыграло влияние неопифагорейства и платонизма, относящихся к античной философии позднего времени.
Основная теория
Гностицизм представляет материю неким ложем зла, в которое попадает человеческая душа, низвергнутая и падшая в окружение из вожделенных для нее предметов. Материальное окружение для души создано Демиургом – божеством низшего порядка. Гностическая мистика приписывает материи отрицательное начало с накоплением грехов. Злое проявление окружающего мира требует преодоления рассеянными во всем мире божественными частицами света, которые приписываются гностическому знанию. Его нужно собрать по крупицам и возвратить к начальному божественному проявлению.
Почти во всех гностических течениях искупителем грехов выступает Христос, но есть и такие схемы, где его имя даже не упоминается. В соответствии с теорией человечество делится на некоторые сферы духовности:
В соответствии с гностической концепцией, весь мир представлен в определенных категориях, а властители демонического направления создают препятствия людям на пути к искуплению.
Философские основы гностицизма
К гностическому течению относили тех философов, которые старались отделить знание и веру. Религиозные деятели Востока и философы Греции отличали стандартные верования, постигаемые в церковных общинах от недоступных для всех истинных религиозных таинств, в которые посвящаются некоторые люди с сильным умом. Гностицизм подразделяется на множество сект в зависимости от идей основоположников – учителей, пропагандирующих философские или теософические мысли.
В процессе развития и процветания ни одна из сект гностиков не доходила до признания единого бога, который являлся бы единовластным создателем всего положительного и отрицательного во вселенной и обладающего неограниченной властью. По учениям гностиков, бог представлен сокровенным созданием, чуждым материальному злу, в котором существует человек. Для его познания необходимо познать и соединить множество эманаций, истекающих из него и старающихся очистить мир.
Видимая окружающая действительность представлена строителем мира Демиургом, который вопреки воле Бога, создал зло в виде материи и самого человека. Людьми распоряжается судьба, слепо подчиняющая их себе, жизнь человека зависит от различных категорий существ, властвующих в видимом промежутке между землей и небом. В соответствии с верованиями греческих язычников, индивидуум не волен распоряжаться судьбой, поэтому не несет ответственности за свои действия.
Материальная и духовная основа
Основным источником зла в гностическом учении признана материальная составляющая человеческого бытия. Для сотворившего человека Демиурга опасность людей не проявляется до тех пор, пока они находятся под влиянием окружающих вещей и предметов, которые окружают его злом. Спасение человека из материального заточения происходит посредством сущностей из светлой стороны бытия, называемых эонами, одной из которых по гностической философии, является Иисус.
Христос относится к эонам высшей расы и появляется на земле, чтобы вовлечь людей в полноту божественного проявления, прекратить распад светлой стороны существования. В христианской религии Христос наделен страданием и смертью, показывающим его человеческую природу, в гностицизме такие ценности считаются проявлением злого материального мира, и Сын Божий наделяется аллегорическими и мифическими свойствами.
Деятели гностицизма не ущемляют церковную веру, справедливо полагая, что ее значимость для основной человеческой массы является очевидной. Церковь объединяет под своим покровом те массы, что не могут понять истинное духовное начало. Гностики считали свое учение и философию главной на земле, гораздо выше церковных верований.
Нравственность концепции
Образ жизни участников гностического движения отличался крайними противоположностями в зависимости от учения в секте. Некоторые общности возлагали на себя аскетическое подвижничество, ставящее во главу истязание собственного тела и добровольные муки физического плана. В других сектах проповедовали вседозволенность человека, освобожденного от материального рабства и ставшего на путь просветления. В таких общинах не было нравственных критериев и законов, члены предавались наслаждениям и чрезмерным излишествам.
Разногласия в поведении членов секты не являлись препятствием для постановки «просветленных» над массой обычных верующих, гностики имели большое влияние в обществе. Философия старалась объяснить веру при помощи науки, сблизить их. Но в основе лежали фантастические идеи, сильные умы часто раскрывали обман, направление гностицизма не имело под собой стойкого основания, что привело к его падению.
Философия или вера в основе гностицизма?
Во времена своего расцвета учение получило распространение во многих областях жизни:
Такой легкий путь проникновения в религию, философию и оккультизм объясняется тем, что гностицизм, выступая наивысшей религией, в пору своего становления позаимствовал многие ритуальные и обрядческие формы из соседствующих верований. То, что гностицизм проникал и оставлял следы во многих религиях нельзя рассматривать как его лояльность по отношению к ним. Важно помнить о неоднородности высшей философии:
Иллюзорность в философии гностиков
Материя иллюзорна, как утверждает учение. Более того, гностики на основании твердых догм доказывают неправдоподобность существования материи в отличие от скептицизма античных деятелей. Философия каждой ступени материального мира приписывает демона, властно препятствующего искуплению грехов.
Правильный гностик представляет собой отказавшегося от мирской жизни, лишившегося простых желаний духа, который содержит в своем познании светлые частицы Бога и стремящийся к вечности. Остальные массы людей делятся на «психиков» и «гиликов». Первая группа живет только слепой верой по законам родственной общины, не задумываясь о сущности материального мира.
Гностическое течение отличается тем, что его центральная концепция судит не об отдельных деталях, постоянно меняющихся, а следует достижению высшей цели. Высшие положения сообщались в конце пути развития, многие участники течения не знали конечных целей. В некоторых сообществах преподавание велось в соответствии с разработанными ступенями секты.
Магические проявления в основах учения
В практике гностицизма используются основы античных философских школ, в частности, применяются различные заклинания и молитвы для общения с потусторонним духовным миром, а именно конкретными сущностями. До появления христианства сочетание восточных и западных религиозных практик привело к комплексному развитию духовных и психических практик, имеющих тайный характер.
Избранные адепты, посвященные в тайны психических и духовных практик, находятся на высокой стадии развития, соотносят себя с избранными, посвященными в тонкости учения или общности.
Изначально в основе эзотерики прослеживается орфизм, являющийся мистической практикой в изучении философии Фракии и Греции в древние времена. К мистериям, обрядам, культовым мероприятиям не допускались непосвященные члены. Сила таинственных инициаций объединяла людей с божественным проявлением светлого мира, они считались бессмертными и наделялись властью в потустороннем пространстве.
Ассоциация других теоретиков с гностицизмом
Маркион
Направление Маркион не может быть отнесено к гностикам, так как его подчинение философским догмам спорно:
Гностицизм язычников на Руси
Документов, описывающих гностицизм дохристианского периода, сохранилось мало, но в них красной нитью проходят отзвуки культовых верований, мистических гимнов и космогоний. Известно до полусотни древних латинских и арабских трактатов, отличавшихся пифагорейскими элементами и платоническими взглядами на теорию глосеологии о мировом происхождении. Авторами трудов считался Гермес, бог наук и магии из Греции, являвшимся переговорщиком между божественным миром и людьми.
Учение терапевтов
Общины монахов, ведущих сдержанный образ жизни, состоят из евреев египетского общества. Уединенная благочестивая жизнь в пригороде Александрии, отрицание материальной собственности, пост и чтение Святого писания характерны для членов общества терапевтов. В Ветхом Завете они рассматривают аллегорические образы. Для терапевтов является важным объединить догмы иудаизма с эллинистическими идеями и образами. Все члены общины воздерживались от семейных уз и отличались воздержанностью во всем.