глиссандо что это такое в музыке
Глиссандо
Глиссандо предполагает плавный переход от одного звука к другому через все лежащие между ними звуки, возможные для воспроизведения на данном инструменте. В некоторых случаях глиссандо отличается от непрерывного портаменто. Разговорными эквивалентами глиссандо являются слайд, свип (имеется в виду эффект «дискретного глиссандо» на гитаре и арфе соответственно), бенд или «мазок».
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Трéмоло (итал. tremolo букв. «дрожащий») — разновидность мелизма. Приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.
звуков, объединённых каким-либо признаком, главным образом тембровым. В каждом голосе условно различают три регистра: высокий, средний и низкий.
Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются классические скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, а также множество самых разных народных инструментов: комуз, хомус, кылкыяк, кобыз, домбыра, гусли, балалайка, домра и другие.
Таре́лки — ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания. Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Армении (VII век до н. э.), Китае, Индии, позже в Греции и Турции.
Значение слова «глиссандо»
ГЛИССА́НДО, нескл., ср. Муз. Прием игры на музыкальных инструментах, заключающийся в легком и быстром скольжении пальцем по клавиатуре или по струнам.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Глиссандо предполагает плавный переход от одного звука к другому через все лежащие между ними звуки, возможные для воспроизведения на данном инструменте. В некоторых случаях глиссандо отличается от непрерывного портаменто. Разговорными эквивалентами глиссандо являются слайд, свип (имеется в виду эффект «дискретного глиссандо» на гитаре и арфе соответственно), бенд или «мазок».
ГЛИССА’НДО [ит. glissando — скользя] (муз.). 1. нескл., ср. Быстрый пробег пальцем по клавишам рояля или скользящее движение смычка, пальца по струнам. 2. нареч. Скользя пальцами по клавишам рояля или смычком по струнам.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
глисса́ндо
1. муз. способ исполнения нот, при котором происходит плавное скольжение от одного звука к другому
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова смалодушествовать (глагол), смалодушествовал:
Глиссандо что это такое в музыке
Глиссандо в вокале, что это такое? Вообще в музыке глиссандо – это такой приём извлечения звука, когда исполнитель скользит от одной ноты к другой, при этом как бы «проскальзывая» по всем нотам, находящимся внутри начальной и конечной ноты. В струнных инструментах глиссандо добиваются путём скольжения пальца по струне, в фортепианной игре глиссандо делают ногтевой фалангой среднего или большого пальца. Глиссандо в пении достигается быстрым перемещением звука по полутонам от нижней до верхней ноты. Часто в эстрадном вокале можно встретить такой термин как drift или соул – это и есть своего рода глиссандо.
Как научиться петь глиссандо?
По сути, этот приём не представляет особой сложности для освоения, особенно для опытных вокалистов, но есть и подводные камни. Самой распространённой ошибкой, при исполнении глиссандо является скачкообразное, не плавное глиссандо. Чаще всего это происходит так: исполнитель плавно начинает двигаться от первой ноты, потом очень быстро перепрыгивает на конечную, пропустив при этом половину верхнего диапазона. Для того, чтобы этого не произошло, надо начинать отрабатывать приём глиссандо в медленном темпе.
Для начала возьмём небольшой интервал, например, терцию. Все упражнения обязательно выполнять в удобном регистре. От первой ноты надо подниматься плавно по полутонам к последней, не пропуская при этом ни одного полутона. В начале можно помочь себе, подыгрывая на фортепиано, но нужно обязательно обращать внимание на то, чтобы звуки соединялись очень плавно, подъезжать от одного к другому. Когда в медленном темпе у вас начинает хорошо получаться делать глиссандо в диапазоне терции, начинайте понемногу прибавлять темп и обязательно следите, чтобы не выпала ни одна нотка. Доведите это упражнение до блеска, затем увеличивайте интервал. Так, после малой терции берите большую, затем кварта, квинта и так далее. Не забывайте и о том, что глиссандо – это не только восходящее движение, но и нисходящее. Если для инструменталистов, это не представляет никакой разницы, то в вокале, движение вниз происходит сложнее, чем вверх. Часто, при движении вниз, особенно начинающие вокалисты, теряют позицию, и звук как будто падает, теряет опору и даже интонацию. Так что, не забывайте тренировать глиссандо как вверх, так и вниз.
Умение петь глиссандо добавит к вашим навыкам новую возможность, ведь глиссандо часто применяется исполнителями в таких жанрах как джаз, рок, ни одна импровизация не обойдётся без глиссандо, хотя бы самого маленького. И не забывайте про дыхание и опору, ведь любой технический приём рождается только на правильно поставленном голосовом аппарате
Глиссандо
Полезное
Смотреть что такое «Глиссандо» в других словарях:
глиссандо — нареч. glisser > ит. glissando. нареч. 1. Извлекая звук быстрым скольжением пальца (пальцев) по клавиатуре или по струнам музыкального инструмента. БАС 2. 2. В знач. сущ., нескл. ср. Прием извлечения звука при исполнении музыкального… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГЛИССАНДО — (итал. glissando от франц. glisser скользить), в музыке плавное скольжение от одного звука к другому; дает колористический эффект … Большой Энциклопедический словарь
ГЛИССАНДО — (итал. glissando скользя) (муз.). 1. нескл., ср. Быстрый пробег пальцем по клавишам рояля или скользящее движение смычка, пальца по струнам. 2. нареч. Скользя пальцами по клавишам рояля или смычком по струнам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
глиссандо — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
глиссандо — сущ., кол во синонимов: 1 • прием (124) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Глиссандо — Glissando notation Глиссандо (итал. glissando от фр. glisser скользить) музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект. Глиссандо предполагает плавный переход… … Википедия
глиссандо — ит. glissando фр. glisser скользить) прием игры на муз. инструментах: легкое и быстрое скольжение пальцем по струнам арфы или смычковых инструментов (скрипки и т. п.), на фортепьяно скольжение одного или нескольких пальцев по клавишам (прсимущ.… … Словарь иностранных слов русского языка
глиссандо — [итал. glissando] Муз. I. нареч. Легко и быстро скользя пальцем (пальцами) по клавишам или струнам музыкального инструмента. II. неизм.; ср. Такой приём извлечения звука при исполнении музыкального произведения. * * * глиссандо (итал. glissando,… … Энциклопедический словарь
Глиссандо — (итал. glissando, от франц. glisser скользить) особый приём извлечения звука при исполнении музыкальных произведений; исполнитель скользит пальцем поперёк струн арфы, вдоль струны смычкового инструмента, ногтями одного или нескольких… … Большая советская энциклопедия
Глиссандо — I нескл. ср. Один из приёмов извлечения звука при исполнении музыкального произведения. II неизм. прил. Извлечённый быстрым скольжением пальца или пальцев по клавиатуре или по струнам (о способе получения звука). III нареч. качеств. обстоят. 1.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Глиссандо
(итал. glissando, от франц. glisser — скользить) — особый приём игры, заключающийся в быстром скольжении пальца по струнам или клавишам муз. инструмента. В отличие от portamento, являющегося средством выразит. исполнения, не фиксируемого композитором в нотной записи и часто ошибочно называемого Г., собственно Г. фиксируется в потной записи, представляя неотъемлемую часть нотного текста. В фп. игре Г. достигается скольжением внешней стороны ногтевой фаланги большого или 3-го пальца (обычно правой руки) по белым или чёрным клавишам. В произв. для клавишных инструментов Г. впервые встречается у франц. композитора Ж. Б. Моро в его сб. «Первая книга пьес для клавесина» («Premier livre piиces de clavecin», 1722). Особые технич. трудности представляет исполнение на фп. Г. гаммообразных последовательностей двойных нот (терций, секст, октав) одной рукой (при её твёрдо фиксируемом положении), требующее одновременного скольжения по клавишам двух пальцев (такого рода Г. исполняются и двумя руками).
Относительно легко Г. исполняется на фп. старых конструкций с их более податливой, т.н. венской механикой. Возможно поэтому Г. параллельными секстами применялось уже В. А. Моцартом (вариации «Lison dormant»). Октавные Г. встречаются у Л. Бетховена (концерт до мажор, соната ор. 53), К. М. Вебера («Концертштюк», ор. 79), Г. терциями и квартами — у М. Равеля («Зеркала») и др.
Если на клавишных инструментах с их темперированным строем при помощи Г. извлекается звукоряд с определённой высотой тонов, то на смычковых инструментах, для к-рых характерен свободный строй, посредством Г. извлекается хроматич. последовательность звуков, при к-рой необязательно точное исполнение полутонов (с Г. на смычковых инструментах не следует смешивать аппликатурный приём — исполнение хроматической гаммы скольжением пальца). Поэтому значение Г. при игре на смычковых инструментах гл. обр. в колористич. эффекте. Исполнение Г. нек-рых пассажей на смычковых инструментах, кроме хроматич. звукоряда, возможно лишь при игре флажолетами. Один из ранних примеров Г. на смычковых инструментах — у итал. композитора К. Фарины (в «Необычайном каприччо», «Capriccio stravagante», 1627, для скр. соло), использующего Г. как натуралистич. приём звукоподражания. В классич. музыке для смычковых инструментов Г. почти не встречается (редкий случай Г. восходящей хроматич. последовательности октавами в коде 1-й части концерта для влч. А. Дворжака). Как приём блестящей виртуозной игры Г. широко применялся в произв., написанных скрипачами и виолончелистами романтич. направления (Г. Венявский, А. Вьётан, П. Сарасате, Ф. Серве и др.). Особенно разнообразно используется Г. как тембровая окраска в муз. лит-ре 20 в. для смычковых инструментов и как колористич. прием в оркестровке (С. С. Прокофьев — Скерцо из 1-го концерта для скрипки; К. Шимановский — концерты и пьесы для скрипки; М. Равель — рапсодия «Цыганка» для скрипки; З. Кодай — Г. аккордами в сонате для влч. соло; Г. скрипок и контрабасов в «Испанской рапсодии» Равеля). Один из наиболее характерных примеров Г. влч. содержится во 2-й части сонаты для влч. и фп. Д. Д. Шостаковича. Особый приём составляет Г. флажолетами, напр. виолончелей у Н. А. Римского-Корсакова («Ночь перед рождеством»), В. В. Щербачёва (2-я симфония), Равеля («Дафнис и Хлоя»), альтов и влч. у М. О. Штейнберга («Метаморфозы») и др.
Г. — широко распространённый приём в игре на педальной арфе, где оно получило совершенно особое применение (в сочинениях композиторов 1-й пол. 19 в. часто использовался итал. термин sdrucciolando). Apфовое Г. обычно строится на звуках септаккордов (в т.ч. и уменьшенных; реже на звуках нонаккордов). При игре Г. все струны арфы, с помощью перестройки отд. звуков, дают звучание только тех нот, к-рые входят в данный аккорд. При нисходящем движении Г. на арфе исполняется слегка согнутым первым пальцем, при восходящем — вторым (одной или двумя руками в сходящемся, расходящемся и перекрещивающемся движении рук). Изредка применяется Г. на гаммообразных последовательностях.
Г. применяется при игре на медных дух. инструментах — на тромбоне с помощью движения кулисы (напр., соло тромбона в «Пульчинелле» И. Ф. Стравинского), трубе, на ударных инструментах (напр., Г. педальных литавр в «Музыке для смычковых инструментов, ударных и челесты» Б. Бартока).
Г. широко используется в народной инстр. венг. (стиль вербункош), рум. и молд. музыке, а также в джазе. В нотной записи Г. обычно котируются лишь начальный и конечный звуки пассажа, промежуточные звуки заменяются чертой или волнистой линией.