глина что это такое для детей
Глина что это такое для детей
Мы живем на удивительной, доброй и щедрой планете. Все, что необходимо для жизни и создано людьми, сделано из того, что дает нам природа. На поверхности Земли и в ее глубинах находятся настоящие сокровища, которые называют полезными ископаемыми. Глина – одна из них.
Глина очень широко распространена. Её залежи располагаются неглубоко, и часто прямо под ногами на берегу реки или озера, на лесной тропинке или в поле, можно обнаружить этот удивительный материал.
Глина бывает разного цвета: белого, серого, оранжевого, красного и даже черного. Сухая – она похожа на мелкий порошок, но при добавлении воды разбухает и превращается в вязкую, пластичную массу.
Удивительно, что глина на самом деле является горной породой. Многие тысячелетия ветер, осадки, изменения температуры постепенно разрушали скальные породы, превращая их в богатую минералами пыль.
Она пропитывалась влагой и постепенно спрессовывалась, образуя глину. Еще в каменном веке люди обнаружили её удивительные свойства, и начали делать первую глиняную посуду, затем – украшения и амулеты, а позже – использовать в строительстве. Но эти изделия были хрупкими, и лишь случайно было замечено, что при высокой температуре глина становится твердой, как камень. Это стало выдающимся открытием, давшим начало гончарному ремеслу.
Благодаря своим чудесным свойствам различные виды глины широко применяются во многих отраслях человеческой деятельности. В строительстве – для изготовления кирпича, черепицы, строительстве стен и печей, утепления потолков, производства цемента. Промышленность производит керамические, фарфоровые и фаянсовые изделия, предметы сантехники, бумагу и текстиль, используя ценную белую глину – каолин. На заводах с помощью особого вида глины производят очистку жиров, масел и нефтепродуктов, используют для отбеливания в мыловаренной, текстильной и парфюмерной промышленности. Природная белая, голубая, черная глины применяются в медицине и косметологии.
Раньше глина была основой для изготовления пластилина для детского творчества, а сейчас пластилин делают из искуственных материалов.
НОД «Знакомство с глиной, что нам подарила природа» с детьми старшей группы
Носкова Алёна
НОД «Знакомство с глиной, что нам подарила природа» с детьми старшей группы
Непосредственно – образовательная деятельность с детьми старшей группы по экологическому воспитанию
«Знакомство с глиной, что нам подарила природа»
Цель: познакомить детей с глиной, способами её добычи в природе, рассказать о том для чего нужна глина человеку.
Ход НОД.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в волшебный мир природы. Скажите, почему я называю, что мир природы волшебный?
Посмотрите, что у меня в руках. Да, правильно, это кувшин. Скажите, из чего сделан кувшин? А что такое глина? Где мы её можем увидеть? Где человек берёт глину?
Что бы узнать ответы на все эти вопросы мы с вами отправимся в путешествие. На чём мы можем отправиться путешествовать?
Первая остановка у нас будет на месте, где добывают глину. Глина с давних времён и по сей день сопровождает людей. Вы хотите узнать о ней?
Воспитатель с детьми рассматривают картину с изображением природного массива.
Воспитатель: Дети, смотрите это место, где добывают глину. В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов. Дети, а как вы думаете, кто помогает человеку в добыче глины?
Воспитатель: Правильно, специальные машины бульдозеры и экскаваторы приезжают туда, где была обнаружена глина, и начинают свою работу.
Рассматривание плаката с изображением машин в карьере.
Воспитатель: Такое место называется карьер. Специальные машины везут глину на предприятие, где её очищают от камней и мусора. Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, какая же она глина.
Воспитатель показывает детям кусок сухой глины.
Воспитатель: Дети, какого она цвета?
Дети: Рыжая, красная…
Воспитатель: Правильно дети, это красная глина,но она бывает и других цветов: серая, голубая, белая. А сейчас мы с вами посетим выставку изделий, сделанных из глины.
Воспитатель показывает детям расставленные на столе изделия из глины: посуду, игрушки.
Воспитатель: Дети, что вы видите?
Дети: Кувшин, игрушки, чашку, куклу, крынку…
Воспитатель: Да, правильно. Всё это сделано человеком из глины. Дети, но какого они цвета?
Дети: Яркие, цветные (называют цвета)
Воспитатель: Правильно, все эти изделия, после того как человек их слепил, обожгли в специальной печи, чтобы они были крепкими. А потом раскрасили яркими красками, чтобы они были красивыми. А сейчас наше путешествие продолжается, и мы с вами посетим мастерскую, где работают с глиной.
Рассматривание куска глины.
Воспитатель: Дети, посмотрите на этот кусок глины. Рассмотрите, потрогайте.
Какая глина?
Дети: Жёсткая, крошится, твёрдая…
Воспитатель: Она липкая, мажется?
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём эксперимент: намочим этот кусок глины водой и посмотрим, что с ней станет. Дети помогите мне залить её водой.
Дети заливают в специальной ёмкости кусок глины водой.
Воспитатель: А пока наша глина мокнет, мы с вами поиграем.
Физкультминутка (проводится 2 раза)
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щёку – засыпают.)
Воспитатель: Хорошо, поиграли, а теперь давайте посмотрим, что стало с нашей глиной. Как она поменяла свои свойства. Дети, что изменилось?
Воспитатель: Дети вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?
Дети трогают глину руками.
Дети: Мягкая, липкая, мажется…
Воспитатель: Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неёразличные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду, игрушки, украшения.
Дети: Всё это из глины?
Воспитатель: Да дети, глина удивительное чудо природы. Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. Где мы с вами побывали?
Дети: В музее, где добывают глину, в мастерской, на природе…
Воспитатель: А что вы узнали о глине?
Дети:Она бывает разная: твёрдая, мягкая, липкая…
Воспитатель: И конечно же очень полезная человеку. Дети в следующий раз мы с вами отправимся путешествовать в гончарную мастерскую, будем лепить из глины игрушки, а потом подарим их своим мамам в честь праздника 8 марта.
«Наш дом — природа». Занятие по экологии с детьми старшей группы Цель занятия: 1. Формировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира в целом; 2. Учить понимать роль человека в нарушении.
Фотоотчет «Как мы делали коллаж «Как природа влияет на здоровье человека» с детьми старшей группы» Марина Лебедева Фотоотчет как мы делали коллаж «Как природа влияет на здоровье человека» с детьми старшей группы Уважаемые коллеги, предлагаю.
Фотоотчет о наблюдении за природой «Что нам осень подарила?» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с изменениями в природе. Учить различать, что где растет. Развивать память, мышление. Ход наблюдения: Воспитатель.
Фотоотчет о проведении экскурсии «Знакомство с профессией повара» с детьми средней группы Цель: расширение и уточнение знаний детей о профессии повара в детском саду, условий его труда, специфики производства. Летом много интересных.
Фотоотчет «Знакомство с библиотекой» воспитанников старшей группы В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят Бери, читай и много знай, Но книгу ты не обижай. Она откроет мир большой, А если сделаешь.
Фотоотчёт о проведении экскурсии с детьми средней группы «Знакомство с профессией повар» ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о профессии повар. Задачи: продолжать формировать представление о назначении профессии повар, о.
Конспект викторины «Природа вокруг нас» с детьми подготовительной группы Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе. Задачи: Образовательные: систематизировать.
Конспект занятия «Природа и человек» для детей старшей группы Цели: углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение.
Совместная деятельность воспитателя с детьми средней группы «Знакомство с профессией «Доктор» Цель деятельности: формирование знаний у детей среднего дошкольного возраста о работе доктора. Задачи: дать информацию о взаимодействии.
Познавательное занятие в подготовительной группе «Знакомство с глиной»
Ход урока
(В черной коробке лежит глина, а на коробке письмо)
– как вы думаете, что это такое?
– не знаете, значит, сейчас узнаем! (открываем коробку)
– проверим, точно ли глина подходим ко всем картинкам (с детьми проверяем, что она тяжелая, липкая – можно соединить две детали, ее можно вытягивать и делать из нее предметы)
– ребята, а что вы знаете о глине?
Глина — основа гончарного производства.
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырье имеет различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.
Природная красная глина
Белая глина
Самый распространенный вид глины. Ее месторождения встречаются во всем мире. Используется для изготовления керамической посуды и декоративных изделий.
Цветная глина — это глиняная масса с содержанием красочного пигмента.
Приготовление глиняной массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Первый способ – это с помощью специального оборудования, он более надежный. Второй – более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой.
Мастера – гончары. Изготовление изделия из глины включает несколько этапов: приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка), сушка на воздухе или обжиг в печи. Перед формованием глиняная масса подвергается дополнительной обработке: из нее удаляют пузырьки воздуха, переминая, придают ей однородную структуру.
Формование керамических изделий осуществляют различными способами: формовка изделий вручную и формовка изделий на гончарном круге.
Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы.
Работа на гончарном круге требует мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет раскрашивание и декорирование.
– Ребята, так кто же такие гончары, что это за люди? (занимаются изготовлением предметов из глины).
– Предлагаю вам поиграть в гончаров. Одна часть детей будет мастерами-гончарами, а другая – будет глиной, из которой гончары будут делать различные предметы. Выбирайте себе карточки. У кого на карточке изображение человека – тот будет гончаром, у кого круг с точками – тот глиной. У каждого мастера свой кусок глины (выбирают карточки и разбиваются на пары).
Физ.минутка “Гончары”
(звучит классическая музыка, гончары надевают фартуки для работы)
– раз, два, три – повернись, наша группа в гончарную мастерскую превратись!
– гончары можете взять себе эскизы керамических изделий (предлагаются рисунки).
– пройдите, посмотрите на изделия своих коллег. У нас будет время потренироваться в этом нелегком деле, а теперь пора возвращаться обратно. Закрываем глазки и произносим волшебные слова: раз, два, три – повернись, гончарная мастерская в нашу группу превратись!
– ребята, а как вы думаете, раз глина природный материал, то она отличается чем-то, например, от земли, или обладает такими же свойствами?
– предлагаю отправиться в лабораторию, где мы сможем это проверить.
Опыты в другой части группы
– Сейчас каждый из вас может стать экспериментатором, поработать в лаборатории и повторить наш последний опыт с кулечками. Может быть, у вас будет другое открытие или подтвердите уже имеющееся.
– А кто догадался, почему у вас на столах лежит пластилин? (пластилин – это брат глины, он создан, в отличие от глины, человеком искусственно)
(Творческое задание на листочках с контурами кувшинов, ваз – дети замазывают лист пластилином, создавая объемное изображение).
Лепка из глины как один из способов развития художественных способностей у детей дошкольного возраста
Светлана Сидорова
Лепка из глины как один из способов развития художественных способностей у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей «Лепка из глины как один из способов развития художественных способностей у детей дошкольного возраста»
Лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций. Глину можно найти повсюду: на берегу реки, в овраге, при дороге, стоит лишь копнуть поглубже. Или купить в магазине для творчества, Там ее продают уже в подготовленном виде (порошка или упакованных брикетах).
Грубый кусок глины не привлекает взгляд, но под ловкими руками из этого материала рождаются нарядные глиняные игрушки. Лепка из глины всегда вызывает у детей повышенный интерес.
Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.
Прежде чем слепить свой первый шедевр, нужно подобрать материал. Глинавстречается следующих цветов: желтого, красного, белого, голубого (готовая в брикетах и порошковая)
Виды лепки:
По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная.По характеру: реалистичная, стилизованная, абстрактная.По форме: круглая, рельефная.
Особенности пластического творчества.
Пластическое творчество – не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон.
Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Лепка больших форм мало практикуется в детском саду, тогда как благодаря такому виду можно развивать многие изобразительные умения в пластике
Объемная лепка.
Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ) – наиболее простой способ, когда пластический образ составляется из частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.
Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) – из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Создание образа начинается с первоначального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольникмоделирует форму разнообразными движениями: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.
Комбинированный способ объединяет конструктивный и пластический способы, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали – конструктивным. Это, с одной стороны, облегчает задачу, с другой – позволяет ребенку достичь выразительности образа.
Кольцевой способ заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Как правило, этим способом выполняется различной формы посуда.
Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру, так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, а выходит за ее пределы.В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:
барельеф – изображение выступает менее чем на половину своего объема;
горельеф – изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;
контррельеф – изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее.
Приемы лепки:
сминание (обучение с раннего возраста);
отщипывание (обучение с раннего возраста);
прижимание (обучение с раннего возраста);
раскатывание (обучение с раннего возраста);
соединение (обучение с раннего возраста);
скатывание (обучение с раннего возраста);
вытягивание (обучение с младшей группы);
расплющивание (обучение с раннего возраста);
сглаживание (обучение со средней группы);
примазывание (обучение со средней группы).
Инструкция для приготовления глины.
Готовый сухой порошок глины следует залить холодной водой (если залить кипятком тогда из глины вымываются жировые вещества и теряет вяжущие свойства, а после высыхания будет рассыпаться, вода должна закрывать глину на 2 см. через 3-4 часа лишнею воду можно слить. Далее глину оставить на 8-12 часов. После чего следует хорошо ее помешать ее руками или деревянной толкушкой. Если глина получилась жидкой можно добавить немного сухой глины (порошка) постоянно размешивая, до получения нужной консистенции. Готовая глина напоминает тесто которое не должно липнуть к рукам. В процессе лепки если глина начинает подсыхать и трескаться можно намочить пальчик и загладить трещинки. Если после лепки у Вас осталась глина и вы хотите ее сохранить до следующего занятия, нужно скатать ее в шарообразные комочки примерно 5-8 см. завернуть в мокрую плотную тряпку и убрать полиэтиленовый пакет. Хранить в темном месте.
Готовые изделия нельзя оставлять сохнуть на фанерных дощечках: фанера расслоится, расклеится. Изделия из глины сушат на кусочках по размеру тоненькой бумаги на воздухе, не следует мокрые изделия ставить в духовку, так как высыхая слишком быстро и не равномерно, глина трескается и разваливается на куски. Степень высыхания изделия вы увидите по цвету изделие станет на два тона светлее и легче.
Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.
Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.
Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.
Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».
К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.
Влияние исследовательской деятельности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.