глен доман что делать если у вашего ребенка повреждение мозга доман
Книга Глена Домана «Путь к здоровью. Как помочь Вашему ребенку с повреждением мозга», глава «Общение»
Добрый день, друзья!
Для тех, кто первый раз слышит об этой книге сообщу, что она предназначена для родителей, чей ребенок имеет диагноз: умственно отсталый, задержка в развитии, гиперактивность, ДЦП (детский церебральный паралич), аутизм, дефицит внимания, эпилепсия, проблемы с чтением и обучением, синдром Дауна.
Что Вам надо знать:
1) Все дети хотят общаться.
3) Даже, если Вы не можете понять Вашего ребенка, он пытается говорить с Вами.
4) Если бы Ваш ребенком мог в совершенстве говорить, он бы так и говорил.
5) Многие дети с повреждениями мозга имеют трудности с речью из-за проблем с дыханием.
6) Многие дети с повреждениями мозга имеют сложности с речью, потому что они также чувствительны к повседневным звукам. А это влияет на их способность подбирать подходящие слова, в которых они нуждаются.
7) Дети с повреждениями мозга часто имеют трудности с тем, чтобы построить фразу, которую они хотят сказать.
8) Когда Вы хотите получить ответ от Вашего ребенка, пожалуйста, дайте ему время, чтобы он мог произнести звук или сказать слово.
9) Дети с повреждениями мозга бывают очень огорчены, когда они не могут общаться. Это может вызвать у них плохое поведение.
10) Дети, которые не могут говорить вообще или говорить понятно, способны общаться, указывая на записанные слова.
Что делать:
1) Включайте Вашего ребенка во все разговоры.
2) Давайте Вашему ребенку возможность выбора ответа в течение всего дня (например, так «Ты хочешь яблоко или грушу?»).
3) Внимательно слушайте Вашего ребенка.
4) Ждите ответа от Вашего ребенка.
5) Когда Ваш ребенок произносит звук или слово, отвечайте ему.
6) Принимайте его речь как самое лучшее, что он может сделать в этот момент.
7) Если Ваш ребенок не может говорить или имеет трудности с речью, предоставляйте ему для ответа доску выбора, что поможет ему успешно общаться с Вами (например, табличка со словами «ДА» и «НЕТ» ).
8) Когда Вы не понимаете Вашего ребенка, все равно попытайтесь определить, что он говорит, а потом подтвердите его слова, используя для этого доску выбора.
10) Давайте Вашему ребенку достаточно времени для того, чтобы он мог выразить свои мысли.
Чего не делать:
1) Не игнорируйте Вашего ребенка, когда он пытается говорить.
2) Не позволяйте другим игнорировать Вашего ребенка, когда он пытается говорить.
3) Не прерывайте Вашего ребенка, когда он говорит.
4) Не просите Вашего ребенка повторить то, что Вы только что сказали.
5) Не просите Вашего ребенка повторить то, что он только что сказал.
6) Не поправляйте и и не критикуйте речь Вашего ребенка.
7) Не заставляйте Вашего ребенка что-то говорить. (Например: «Скажи доктору «До свидания»» или «Расскажи стишок твоей бабушке».)
8) Не повторяйте один и тот же вопрос снова и снова. (Например: «Где дедушка?» или «Сколько тебе лет?».)
9) Не подражайте речи Вашего ребенка.
10) Не торопите Вашего ребенка, когда он говорит с Вами.
Кстати, у меня все еще есть экземпляр книги Глена Домана «The Pathway to Wellness» (на английском), который я с радостью отдам тому, кому эта книга действительно интересна и полезна. Лучше, если человек будет из Краснодара, чтобы не пересылать ее почтой.
Книга Глена Домана «Путь к здоровью. Как помочь Вашему ребенку с повреждением мозга», глава «Движение»
Что нужно знать:
3) Это просто необходимо – создать идеальную окружающую среду для Вашего ребенка с повреждением мозга, чтобы он мог свободно двигаться.
5) Всё, что ограничивает или сковывает движение Вашего ребенка, может ему повредить.
Как создать идеальную окружающую среду:
2) Чтобы создать идеальную среду для движения, необходимо неограниченное пространство и чистый, теплый и безопасный пол.
4) Если Ваш ребенок способен ползать с опорой на собственные руки и коленки, предоставляйте ему такую возможность как можно больше.
5) Если Ваш ребенок может ходить, как можно больше давайте ему эту возможность.
Не делать:
2) Не ограничивайте ему возможность двигаться в безопасной обстановке.
3) Не лишайте его возможности двигаться в течение продолжительных отрезков времени.
4) Не одевайте на Вашего ребенку одежду, ограничивающую его движения.
5) Не помещайте Вашего ребенка в разные устройства, ограничивающие или сковывающее его движение (инвалидное кресло, манеж, рюкзак и т.д.) кроме случаев, когда Вам необходимо транспортировать его.
6) Не помещайте Вашего ребенка в ходунки – это может быть опасно.
7) Не пытайтесь прикосновениями, подталкиваниями или поддержкой помогать Вашему ребенку, когда он двигается или пытается двигаться.
8) Не заставляйте Вашего ребенка двигаться и не подкупайте его для этого.
9) Не поправляйте и не критикуйте способ, которым двигается Ваш ребенок.
Глен Доман: Великий и. Ужасный
Пожалуй, ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана.
Кажется, среди тех, кто хоть раз слышал об этом человеке и его школе, нет равнодушных: или страстные и пылкие сторонники и верные последователи, или решительные противники.
Так кто же он, Глен Доман: величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев или просто автор сомнительной методик, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания?
Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?
Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки… Метод сработал!
После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения.
Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей. Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект.
Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш
Институт Домана
Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд – десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.).
По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво. И все-таки, в опыте Домана многое настораживает.
Особенности системы
Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.
Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» – не положено.
Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.
В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию.
Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.
Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации. Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи.
При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье. С другой стороны, в свое время Глен Доман выдвинул лозунг: «Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад».
Результат
Вдохновленные родители кинулись воплощать в жизнь Заветы Великого Домана. И что же? Их дети и вправду начинали гораздо раньше сверстников писать и читать, играли на скрипке и выполняли в уме сложнейшие математические операции. Но… спустя некоторое время выяснилось, что, несмотря на всю свою эрудицию, они лишь ловко манипулировали числами, нотами, разнообразными фактами, но не могли их творчески применить. Более того, эти дети оказались неспособными и к нормальному человеческому общению.
Почему же? Да как раз потому, что родители с самого раннего детства лишили их возможности самостоятельно играть в ролевые игры. Ведь для того, чтобы стать выдающимся математиком, музыкантом, ученым требуется не только получить некий объем информации. Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя информации в активную созидающую Личность необходимо еще нечто, для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное, то непостижимое, что зовется интуицией, та искра вдохновения, разжечь которую в человеке может лишь спонтанная творческая игра.
К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.
Методом проб и ошибок вы обязательно найдете свой путь в обучении вашего крохи. Нужно только, чтобы пробы были не слишком частыми и противоречивыми, а ошибки не травмировали ребенка и вас.
Реабилитация детей с ДЦП по Доману
Ложное отчаяние из №7 2010г журнала «Жизнь с ДЦП».
Как же вышло, что в нашей стране о Домане, его методах лечения, Институтах Достижения Человеческого Потенциала не знают не только родители больных детей, но и специалисты, которые непосредственно занимаются их реабилитацией? На это есть свои причины.
Во-первых, не будем забывать, что основная исследовательская работа в Институтах Достижения Человеческого Потенциала проводилась во второй половине пятидесятых годов прошлого столетия. А в это время директивой партии в нашей стране было «счастливое детство», в котором не было места детям-инвалидам. Их просто официально не было в нашей стране, а если и были, то они были надёжно спрятаны в специальных закрытых учреждениях.
Во-вторых, в это время еще не закончилась холодная война, и нам было просто запрещено смотреть в сторону «загнивающего запада».
Ещё в 1973 году Гленн Доман написал книгу «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга, или у него травма мозга, умственная отсталость, умственная неполноценность, детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания, задержка развития, синдром Дауна». Это первая книга в истории, которая прямо говорит о том, как лечить детей с повреждениями мозга, почему нужно так лечить детей с повреждениями мозга и что именно произошло с группой детей с повреждениями мозга после того, как их лечили таким способом. И только через тридцать лет эта уникальная книга была переведена на русский язык. Низкий поклон от всех родителей детей с поражением мозга Сергею Калинину – человеку, принёсшему Домана в Россию. Он не только перевёл книгу, но и получил подтверждение правильности перевода в Институтах Достижения Человеческого Потенциала. Всем родителям детей с поражением мозга, которые отказываются сдаваться и уступать и отчаянно ищут выход, необходимо начать свой путь с прочтения этой книги.
Наблюдая за тем, как развиваются здоровые дети, Гленн Доман выявил несколько стадий, которые должен пройти любой человеческий детёныш – это ползание на животе, ползание на четвереньках, ходьба и бег. Доман изучал, как ребёнок делает это и почему он делает это, а также он выяснил, почему этого не делает ребёнок с поражением мозга и что надо делать, чтобы он начал делать это. Доман выяснил, что для того, чтобы ребёнок с поражением мозга мог развиваться, он должен последовательно пройти все эти стадии. Только надо создать все необходимые условия, чтобы ребёнок смог их пройти.
Доман назвал пол полигоном для развития ребёнка. Иногда, для того чтобы дать ребёнку с поражением мозга толчок в развитии, бывает достаточно просто положить его на пол. Только на полу хаотичные движения рук и ног рефлекторно трансформируются в ползательные, а мы, родители, ограждая ребёнка с поражением мозга от пола, тем самым ограждаем его от нормального развития. Мы помещаем наших детей на диваны, в детские стульчики, специальные приспособления для сидения и стояния, мы держим их на руках и где угодно, но только не на полу, единственном месте, где рефлексы могли бы заставить малыша двигаться самостоятельно. Но не любое движение спасительно. Ведь ребёнок с гиперкинезами совершает огромное количество беспорядочных движений, которые ничего не дают его развитию. Такой ребёнок напоминает автомобиль, перевёрнутый на крышу, колёса крутятся, а движения нет. И только когда тот же самый ребёнок окажется лежащим на полу лицом вниз, только тогда он начинает воспроизводить всё те же стадии развития, что и нормальные дети. Для удержания ребёнка в нужном положении Доман и его команда разработали великое множество приспособлений.
Например, одним из них является наклонная плоскость с бортиками – трек для ползания. В нём сила тяжести помогает перевести даже самое незначительное движение в ползательное и ребёнок может понять, что это такое вообще – движение. Другим приспособлением, не позволяющим ребёнку занять бесполезную позицию перевёрнутого автомобиля, является антипереворотное устройство – «паук». Таким образом, ребёнок с поражением мозга, не умеющий ходить, должен проводить свой день на полу в положении «лицом вниз».
Практически все дети с мозговыми травмами страдают от некоторой степени хронической гипоксии. Это особенно выражено у ребенка с тяжелой формой церебрального паралича. Дыхание его ненормальное, неглубокое, неритмичное, с таким дыханием бывает очень трудно даже просто лежать на животе. Состояние постоянной нехватки кислорода можно облегчить или даже совсем остановить. Сотрудники Институтов Достижения Человеческого Потенциала более 40 лет работали над созданием дыхательных упражнений, в результате которых увеличивался объём лёгких, улучшалась осанка, прекращались или уменьшались респираторные заболевания, ребёнок становился менее уязвим для судорожных приступов, которые следуют за инфекционными болезнями любого вида.
Для проведения точной диагностики Институтами Достижения Человеческого Потенциала был разработан Профиль развития, который представляет собой таблицу.
В этой таблице соотнесены участки мозга, возраст, в котором эти участки должны развиваться, и соответствующие этому возрасту стадии сенсорного и моторного развития. Стадии сенсорного развития представлены тремя видами компетентностей (сенсорных или чувствительных умений):
– зрительная;
– слуховая;
– тактильная.
Повышать уровень сенсорного развития можно, воздействуя определённым образом на органы чувств (это делают родители).
Стадии моторного развития тоже представлены тремя видами компетентностей:
–подвижность;
–речь;
–мануальная (ручная) компетентность.
В повышении уровня моторных компетентностей ребёнок играет самую активную роль, а родители лишь должны предоставить ему возможность активно развиваться.
Приступая к реабилитации по методике Домана, необходимо определить не стадии, которых ребёнок достиг в своём развитии, а стадии, на которых произошло поражение мозга. Другими словами, мы определяем, что ребёнок не может делать из того, что делают здоровые дети в определённом возрасте. Сделать это поможет книга Гленна Домана «На сколько умён ваш ребёнок», перевод которой в настоящий момент готовит Сергей Калинин.
После тщательной диагностики ребёнка составляется индивидуальная программа усиленных слуховых, зрительных и тактильных воздействий. Эта программа становится неотъемлемой частью среды, окружающей ребёнка в течение всего дня. До тех пор, пока не будут отлажены все пути восприятия мозгом сенсорной информации, ждать какого-либо продвижения в моторном развитии детей с серьёзным поражением мозга не приходится. Для того, чтобы стимулировать моторное развитие, создаются благоприятные условия для мозга, и разрабатывается программа развития моторных навыков, которая вводится мягко и постепенно. Усиление программы подвижности по интенсивности, продолжительности и частоте идёт в соответствии с улучшением состояния ребёнка.
ГЛЕНН ДОМАН
Кто такой Гленн Доман?
Труд Гленна Домана изменил жизнь многих детей с повреждением мозга и их родителей.
По сей день семья Гленна продолжает получать письма с благодарностью от его бывших пациентов. Для многих из них встреча с Гленном стала решающей в жизни!
Наибольшую известность Гленну Доману принесла его новаторская деятельность в области развития детского мозга. Результаты его работы изменили жизнь огромного количества детей с самыми различными диагнозами: аутизм, ДЦП, задержки развития, эпилепсия, проблемы с обучением, СДВГ, умственная отсталость, трисомия 21 и прочие генетические отклонения.
Гленн Доман родился в 1919 году. Когда началась Вторая мировая война, он вступил в ряды армии союзников. Несмотря на диплом физиотерапевта, в качестве места службы Гленн выбрал не медицинский корпус, а пехотные войска, желая лицом к лицу встретиться с врагом. Он храбро сражался на фронте, получил множество наград за героизм.
Так Гленн, при поддержке своей жены Кэти и помощи команды специалистов, начал создавать и применять свои авторские методики, цель которых заключалась в лечении непосредственно мозга, а не просто купировании симптомов. И улучшения у его пациентов стали появляться гораздо быстрее, чем можно было ожидать.
Со временем Гленн стал принимать не только взрослых, но и детей с неврологическими проблемами.
К нему приезжали дети с самыми разными диагнозами: аутизм, ДЦП, задержка развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, синдром Дауна и другие генетические аномалии, эпилепсия, трудности с обучением, речевая апраксия и пр. Гленн обнаружил, что в этих, казалось бы, очень разных заболеваниях присутствует неврологических компонент, и если попытаться улучшить функционирование мозга такого ребенка, многие его проблемы можно успешно решить.
Гленн не смог смириться с отношением общества к этим детям.
Его инновационные программы и техники получили название «Метод Гленна Домана» или же просто «Метод Домана». Будучи скромным человеком, Гленн не хотел, чтобы его открытия носили его имя. Однако благодарные семьи, получившие от него драгоценную помощь, не могли называть метод иначе, кроме как именем этого великого человека. Чтобы воздать честь Гленну Доману за его заслуги перед человечеством и почтить его преданность делу, Доман Интернешнл с гордостью называет свою работу «метод Домана».
Гленн Доман написал множество книг для родителей особых детей (например, «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга»), некоторые из них также будут полезны для развития здоровых детей («Как научить вашего малыша читать», «Как приумножить интеллект вашего ребенка», «Как обучить ребенка математике»).
В соавторстве с Дугласом Доманом он написал «Как сделать вашего ребенка физически совершенным». Гленн Доман является автором целой серии книг «Мягкая революция».
В ходе работы Гленн Доман пришел к выводу, что развитию мозга способствуют большое количество стимуляций и соотвествующие физические занятия. На основании своих наблюдений он выдвинул тезис: «Мозг растет по мере использования». Это была очень смелая идея для того времени. Сегодня она уже никого не удивляет. Этот принцип, известный как «нейропластичность», является признанным физиологическим феноменом.
Гленн и Кэти Доман всю свою жизнь без остатка посвятили помощи детям и взрослым с особыми потребностями. Роль Кэти в популяризации и применении метода Домана невозможно переоценить. Гленн посвятил ей свою книгу «Как научить вашего ребенка читать», ведь она принимала непосредственное участие в разработке и применении этой программы. Кэти лично преподавала родителям методики обучения малышей чтению, чем заслужила огромную благодарность мам и пап из разных стран мира.
Гленн Доман покинул нас в 2013 году. Всю свою жизнь без остатка он посвятил помощи родителям и детям. Он продолжал читать лекции практически до самого конца. Свою последнюю лекцию он дал за 5 месяцев до своей кончины в возрасте 93 лет. Кэти Доман умерла в 2017 году. И Гленн, и Кэти до последних дней жизни продолжали обучать семьи.
Они были не только прекрасными профессионалами, но и замечательными родителями, дедушкой и бабушкой. Их любили дети, внуки и правнуки.
Метод Домана продолжает развиваться и по сей день, так как наука не стоит на месте и появляется все больше различных идей и способов реабилитации. Команда Доман Интернешнл находится в постоянном поиске новых решений и продолжает помогать родителям и детям по всему миру. Сегодня мечта Гленна Домана о том, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свой потенциал, как никогда близка к реальности.
© Doman International
КОНТАКТЫ:
+7 (978) 912-66-16
ПОДПИСАТЬСЯ:
Чтобы получать полезные советы для родителей, новости о детям на Программах Doman International, первыми узнавать о наших новостях, подпишитесь на нашу рассылку!