глаза как у ренуаровской актрисы что значит
«А только ломкий взмах руки и странный свет в ее глазах…» Жанна Самари и её портреты
Портрет Жанны Самари, написанный Огюстом Ренуаром, знаком каждому из нас.
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г.
А это сама Жанна Самари. Узнаёте?
Фотограф Феликс Надар. Портрет Жанны Самари. 1877 г.
Да, кажется, портрет, созданный Ренуаром, довольно далёк от действительности. Вроде бы все черты ее внешности переданы верно – и в то же время складываются в образ гораздо более утонченный, чем тот, который мы видим на снимке, сделанным легендарным фотографом XIX века Феликсом Надаром.
Друг Ренуара Ж. Ривьер вспоминает:
« Она приходила позировать рано утром и надевала розовое платье, которое не заглушало розового тона ее щек и белизны лица. Лучом солнца называл ее Ренуар. Радостный смех, очаровательный детский характер, ее милые шутки, — все в ней привлекало Ренуара и никогда он не делал портрета с большим удовольствием, чем этот».
Жанна Самари родилась в 1857 году в артистической семье. Её бабушкой по материнской линии была знаменитая актриса Сюзанна Броан. Отец Жанны, Луи-Жак Самари был виолончелистом Парижской оперы. Младший брат Жанны, Анри Самари, также стал актёром. В 1875 году девушка дебютировала в театре «Комедии Франсез». Играла, в основном, служанок и субреток в спектаклях по пьесам Мольера и была довольно популярна.
Первый портрет был создан в 1877 году по заказу родителей Жанны.
В 1878 году художник изображает Жанну в полный рост в бальном платье. Этот образ – настоящей аристократки.
Реальная Жанна Самари была, скорее, «женщиной из народа»: полноватая, с тяжелым подбородком, лишенная изысканной улыбки. Но, как рассказывали ее современники, на сцене она полностью преображалась.
Феликс Надар. Жанна Самари в роли Ночи. 1877 г.
Ренуар был не единственным художником, писавшим портреты Жанны. Вот, например, портрет кисти Луизы Аббема (1879).
Сколько образов в одной женщине, да ещё и прожившей такую короткую жизнь! Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил её самый знаменитый ренуаровский портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась в России, как и портрет 1878 г.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Музы Ренуара, или Гимн женской красоте: чьи портреты писал художник на протяжении всей жизни
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ренуара называли певцом радости жизни. Он говорил: «Для меня картина… должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей… Я знаю, трудно добиться признания того, что большое искусство может быть радостным».
В течение 7 лет музой Ренуара была Лиза Трео. Они познакомились, когда девушке было 18 лет, а художнику – 24 года. Он изобразил ее на картинах «Лиза с зонтиком», «Лето», «Дама в лодке», «Женщина с попугаем», «Одалиска» и других (всего около 20 работ). Инициатором их разрыва стала Лиза после того, как Пьер Огюст отказался на ней жениться, даже после того, как был принят в доме ее родителей как зять.
Все лето 1876 г. Ренуар работал над картиной «Бал в Мулен де ла Галетт». Следуя своей привычке, он изобразил на полотне не профессиональных натурщиков, а своих друзей и знакомых. В левой части картины изображена танцующая девушка. В этом образе художник увековечил свою юную музу – 16-летнюю швею Маргариту Легран, которую на Монмартре прозвали Малышка Марго.
Художник познакомился с ней в 1875 г. Марго стала его возлюбленной и музой на 4 года. Его не смущало то, что знакомые характеризовали ее как развязную уличную девчонку, которая водила знакомство с подозрительными личностями. Ему нравился ее бойкий нрав и безудержная веселость. Она позировала для таких картин как «Качели», «Девушка в лодке», «После концерта» и «Чашка шоколада». А в 1879 г. она скончалась от оспы. Для Ренуара это стало большим потрясением.
Актриса Жанна Самари, портреты которой писал Ренуар, утверждала: «Ренуар не создан для брака. Он сочетается узами брака со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». Однако любвеобильный художник все же женился. Его сердце покорила Алина Шариго.
Художник был очарован 20-летней ученицей модистки и пригласил ее поработать с ним в качестве натурщицы. Алина согласилась, хотя была далека от живописи: «Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть, как он пишет, –позже рассказывала Алина своим детям. – Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать, как виноградник – чтобы давать вино».
Ренуар долго сопротивлялся возникшему чувству и не хотел воспринимать его всерьез. Он даже пытался порвать с Алиной и отправился в путешествие, но по возвращении все же остался с ней. Их совместная жизнь была на удивление спокойной и счастливой, но жениться он не спешил. Свадьба состоялась, когда их сыну шел уже пятый год. Благодаря мудрости и терпению Алины Шариго их брак оказался долговечным: в течение 35 лет женщина закрывала глаза на измены мужа, считая, что у художников иначе и не бывает.
Алина оставалась рядом с ним и тогда, когда болезнь приковала его к инвалидному креслу и он едва мог держать кисти в руках. Когда Анри Матисс спросил его о том, почему он не откажется от работы, если каждое движение приносит такие страдания, Ренуар ответил: «Боль проходит, красота остается…».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Не вечное вечное: женственность в работе Ренуара
Анна Веселко
Ренуар был в восторге от актрисы Жанны Самари и ходил смотреть ее выступления на сцене, хотя совсем не любил «Комеди Франсез», где она выступала. Изобразив актрису 12 раз — 11 раз маслом и пастелью и один раз в виде статуи, — Ренуар, по мнению критиков и искусствоведов, отражал в своих работах образ вечной женственности, какой ее представляли во второй половине XIX века. T&P публикует дискуссию «Ренуар. „Портрет актрисы Жанны Самари“», проведенную просветительским проектом ScienceMe в рамках цикла «Пятничные диалоги у картин» в ГМИИ имени А.С. Пушкина.
О картине говорили
Нина Геташвили
Кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории искусства Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, сопредседатель российского отделения AICA (Международной ассоциации художественных критиков)
Виктор Ерофеев
Писатель, литературовед, радио- и телеведущий
Перед нами картина, которую считают эскизом к работе, находящейся в Эрмитаже («Портрет актрисы Жанны Самари», 1878). Насколько сегодня актуален портрет незнакомой нам женщины, переживший почти два века?
Виктор:
В отличие от изображения на портрете, Жанна была немного иной. Ренуар прежде всего вложил в нее что-то свое, а прототип стал неким воспоминанием о встрече. Жанна была небольшого роста, пухленькой, с ослепительной улыбкой — ее фотографии были развешаны во всех стоматологических клиниках Парижа.
Если взять все картины от Античности до наших дней, то здесь — определенная веха, рубеж, приглашение к восторгам, сделанное не только в качестве подарка нам всем, но и невероятная стилистическая возможность объяснить, что же такое «новое искусство». Картина представляет собой пиковый импрессионизм. Культуры Франции и России не противоречат, а дополняют друг друга: чувствуется улыбчивая драматургия, радостный комизм, также есть вопросы к жизни, вопросы к Богу. Ренуар тут достигает невероятного пика, он 12 раз подходил к изображению Жанны: 11 раз он писал маслом и пастелью, один раз он сделал ее скульптуру. Вера Мамонтова тоже не однажды попадала на полотна русских живописцев.
Что касается некой небрежности и неоконченности — в этом упрекали всех импрессионистов. Когда состоялась выставка (в 1874 году) анонимных живописцев, скульпторов и графиков, Леруа просто «обозвал» их импрессионистами. Здесь мы обращаемся к актуальности этой проблематики — лейблам, трендам, к точным наименованиям. Каким образом происходило разделение истории искусств? Как правило, было некое ругательное определение, с которым сами художники не соглашались, а потом принимали, поскольку их это отделяло от остальных и давало определение, что же, собственно, они делают. Когда происходило это привыкание, термин становился абсолютно классическим.
Портрет Жанны Самари был создан в самом начале пика импрессионистов
Портрет девочки, уже прославленной актрисы. Рыжие волосы и розовый фон создают гармонию, перед нами женщина-пирожное — мягкая, сладкая, женственная, юная, но при этом — это она его вдохновила на такую манеру письма? Нет, уже была создана эта система. Уже художники поколения Ренуара создали совершенно иную систему соединения цветов. Философы, поэты выстроили эту систему. Она предполагает разделенные мазки, отсутствие четких линий. Почему? Здесь важно уловить мгновение — а когда вы улавливаете его, вам не до четкости абриса. Выхватить его, запечатлеть — вот что важно.
Виктор:
3 декабря 2019 года исполнилось 130 лет со дня смерти Ренуара. Есть знаменитые советские книги по искусству М.В. Алпатова, который считал, что с импрессионизма начинается декадентство. Декадентство, с точки зрения Алпатова, трудно считать преуспевающим буржуазным искусством, потому что декаденты несли в себе скорее разрушительные черты, чем созидательные.
«Камилла на смертном одре», Клод Моне
Мы до сих пор любуемся Жанной: Ренуар оставил способность бороться с энтропией и после своей смерти. Мы видим Жанну — она дает нам солнечное излучение жизни, краски, которые нас очаровывают, в ее глазах есть мысль. Эта актриса, которая играет субреток, горничных, тем не менее еще и задумывается о жизни.
То, что сделал Ренуар, никто не повторит, он боролся с энтропией, потому что ему был дан талант и дана гениальность
Я процитирую Ренуара по поводу буржуа: «Хорошо, что мы смогли прибегнуть к буржуа, это был наш единственный шанс… Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть очень большой, оставаясь радостной… Главная функция человеческого существа — жить. Первый долг его — уважать жизнь. Жизнь — это состояние, а не предприятие».
NeWestMuseum
Музей нового западного искусства
Коллекция → Пьер Огюст Ренуар → Портрет актрисы Жанны Самари (в рост)
Слева внизу подпись и дата: Renoir 78
Происхождение
1925, из ГТ, до 1910 в собрании М.А. Морозова и М.К. Морозовой (с 1903), 1948, ГЭ
Инв.: 9003
Инв. ГМНЗИ: 547
Молодая, в 20 лет уже достигшая большой известности, Жанна Самари, актриса парижской Комеди-Франсез, называвшейся тогда Французским театром (см. «Площадь Французского театра», Камиль Писсарро), представлена на картине Огюста Ренуара в роскошном бальном платье и в не менее роскошной обстановке – так, что ни одна черта не выдает профессию модели.
Дауни
Портрет Жанны Самари
Ок. 1880
© Getty Images / Fotobank
Нежелание художника показать Самари в какой-то театральной роли, например в одной из пьес модного тогда Эдуарда Пайерона, можно объяснить очень просто. По словам Амбруаза Воллара, Ренуар признавался, что на подмостках видел ее редко, добавляя: «не люблю, как играют во Французском театре». С другой стороны, картина лишена какой бы то ни было обыденности, в ней нет ощущения позирования, привычного для реалистической продукции того времени. В сущности этот портрет тоже стал своего рода фантазией.
Можно предположить, что интерьер на картине отображает обстановку дома Жоржа Шарпантье, где Ренуар был своим человеком (как он шутил, «придворным живописцем»): не только рисовал портреты всех членов семейства, но и выполнял различные менее ответственные работы, вроде оформления меню обедов.
Пьер-Огюст Ренуар
Мадам Жорж Шарпантье с детьми
1878
Холст, масло. 153,7×190,2
Музей Метрополитан, Нью-Йорк
© AKG / East News
Но особняк Шарпантье не сохранился, не осталось даже фотографий его интерьеров, поэтому трудно с полной уверенностью утверждать, что портрет Самари Ренуар писал именно там. В какой-то мере, впрочем, дух этого дома в картине отображен, о чем свидетельствует не только общая роскошь фона, но такие, например, подробности, как светлая японская ширма в левой части. Мадам Шарпантье была одной из первых энтузиасток японизма и моды на японское декоративно-прикладное искусство в Париже. (См., например, другую японскую ширму в «Портрете мадам Шарпантье с детьми» (1878, музей Метрополитен, Нью-Йорк) и японский веер в «Женщине на лестнице»).
Пьер-Огюст Ренуар
Женщина на лестнице
1876
Холст, масло. 167,5×65,3
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Актриса Жанна Самари уже в двадцать лет сделалась парижской знаменитостью. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Салон 1877 года были приняты два ее изображения: картина Жоржа де Драмара (нынешнее местонахождение неизвестно) и мраморный бюст работы Давида Анжерского, позднее утраченный. А если вспомнить, что одновременно, на Третьей выставке импрессионистов, организованной в пику Салону, появился еще один портрет – работы Пьера Огюста Ренуара, то такая мгновенно возникшая иконография юной звезды не может не поражать.
Ренуар начал писать Самари в 1877 году (см. «Портрет Жанны Самари», ГМИИ).
За три года (1877–1880) он исполнил не менее двенадцати портретов, из них девять картин маслом. Переходя от более ранних изображений актрисы к эрмитажному портрету, исполненному в натуральную величину, при полном блеске наряда и великолепии антуража, Ренуар сознательно вступал на чужую территорию, во владения официального салонного искусства. В этом смысле он действовал вопреки правилам, негласно принятым большинством импрессионистов. Однако он никогда не изменял главным заповедям направления, отстаивавшего натурную передачу непосредственных, личных впечатлений. Характер живого, увлеченного исполнения отражается в стремительных, не сглаживаемых мазках и чистых красках. Салонные портреты подобного рода, обычно называвшиеся парадными, писались по желанию богатых или высокопоставленных заказчиков. Ренуар исполнил портрет Самари не по заказу модели, а для себя, рассчитывая на честное соревновании с мэтрами Салона. «В Париже едва ли найдется пятнадцать любителей искусства, – писал он Дюран-Рюэлю, – которые способны признать художника без одобрения Салона. Зато существует восемьдесят тысяч, которые ничего не купят, если художник не допущен в Салон… Мое участие в Салоне – чисто деловое предприятие». Однако нельзя сказать, что Ренуар преуспел, «пробивая» портрет актрисы в Салон. Картина не нашла там покупателя и вернулась в мастерскую художника.
Друг художника критик Жорж Ривьер, равно как и сын Ренуара Жан, утверждали, что портрет м-ль Самари в рост писался в мастерской на улице Сен-Жорж на Монмартре. Жан Ренуар упоминал также несохранившиеся наброски, сделанные его отцом с актрисы в доме ее родителей. Крупнейший знаток искусства Ренуара Колин Бэйли считает, что, хотя исполнение портрета происходило в мастерской художника на Монмартре, фон картины соединил в себе элементы декора особняка Шарпантье и фойе Комеди-Франсез.
1881
Через три года после создания «Портрета актрисы Жанны Самари» Огюст Ренуар передает его Дюран-Рюэлю в расчете на то, что в этой галерее его кто-либо купит.
1884
Так и не найдя покупателя, Дюран-Рюэль возвращает «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуару.
1886
В феврале 1886 года Дюран-Рюэль снова берет у Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари» и посылает ее в нью-йоркское отделение своей фирмы в попытке заинтересовать какого-то американского любителя. Эта попытка не имеет успеха, и к концу года портрет возвращается в Париж. 29 декабря Дюран-Рюэль покупает у художника «Портрет актрисы Жанны Самари» за 1800 франков, очевидно по просьбе князя Эдмона де Полиньяка, которому в тот же день и продает его за 2 000 франков.
1897
Князь Эдмон де Полиньяк продает «Портрет актрисы Жанны Самари» Дюран-Рюэлю за 4 000 франков.
1898
«Портрет актрисы Жанны Самари» оказывается в парижской галерее Бернхейм-Жен.
1902
М. А. Морозов покупает «Портрет актрисы Жанны Самари» в галерее Бернхейм-Жен за 19 000 франков.
1910
«Портрет актрисы Жанны Самари» поступает в Третьяковскую галерею как часть дара М. К. Морозовой, вдовы собирателя.
1918
«Портрет актрисы Жанны Самари» национализирован вместе со всем собранием И. А. Морозова.
1928
«Портрет актрисы Жанны Самари» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.
1948
«Портрет актрисы Жанны Самари» в результате ликвидации ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
1993–1994
В Эссене – Санкт-Петербурге – Москве проходит выставка «Щукин и Морозов – русские коллекционеры» («Портрет актрисы Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара – № 4).
Ренуаровская женщина: жена футболиста показала новое платьице
Дима Форчун. Фото: instagram.com/dinmaa_
Жене полузащитника английского «Лестера» Вилфреда Ндиди не чуждо желание покрасоваться в новой одежде. В одной из последних публикаций в Instagram она показала свое короткое платьице, сообщает NUR.KZ.
После многих лет свиданий Уилфред Ндиди и Динма Форчун связали себя узами брака на пышной свадебной церемонии. Они поженились 25 мая 2019 года на глазах у своих ближайших друзей и членов семьи.
Динма Форчун родилась 19 июня 1996 года, ей 25 лет. Она появилась на свет в Нигерии, как и ее муж.
Динма Форчун окончила среднюю школу в своем родном городе в Нигерии. По окончании школы поступила в университет, где изучала медицину, и успешно окончила его. По некоторым данным, Динма Форчун работает медиком.
В мае 2020 года Динма родила Уилфреду Ндиди дочь Джайну Ндиди. Ее фотографии Димна любит публиковать в соцсети.
В прошлом сезоне футболистом интересовался ПСЖ. А в текущем сезоне внимание к полузащитнику проявляет мадридский «Реал». Так что семья в ближайшие полгода может сменить дождливую Англию на более привычный нигерийцам климат Испании.
Спонсор рубрики «Спорт» Parimatch — онлайн-букмекер №1 в Казахстане по версии «Выбор года». Смотрите лучшие спортивные события, пополняйте счёт Parimatch и получайте бонус до 70 000 тенге в подарок. Акция действует только для новых игроков.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.