главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант

Как выбрать для ребенка педагога музыки?

Роль Первого Учителя Музыки нельзя переоценить. От него зависят первые успехи, любовь к музыке и заинтересованность в занятиях, дальнейшая возможность продолжать профессиональный путь. На нем лежит большая ответственность за развитие маленького музыканта.

главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть картинку главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Картинка про главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант

А на родителях лежит ответственность выбора. Как же не ошибиться? Какими критериями руководствоваться в выборе педагога? Какие качества желательно увидеть в нем?

Во-первых, не торопитесь делать окончательный выбор. Пусть у вас будет два или несколько кандидатов на это почетное место. Спросите знакомых, у кого учатся их дети, узнайте, кто преподает в музыкальной школе.

Во-вторых, найдите возможность поприсутствовать на уроках и выступлениях учеников вместе с вашим ребенком и без него. Вы увидите атмосферу урока, уровень требований педагога и конечный результат. Если вам важно вырастить профессионала, то массовый уровень игры учащихся этого класса должен быть высоким.

Обязательно посмотрите уроки с начинающими, они всегда значительно отличаются от занятий со старшими детьми. Обратите внимание, как работают дети на уроке.Интересно ли им, как удается собрать их внимание, какова скорость и продуктивность урока (много ли подается материала и как он закрепляется), понятны ли объяснения педагога.

Образна ли его речь — для маленьких детей (3-7 лет) это очень важно, так же, как и элементы игры на уроке.

Первый Учитель Музыки должен любить детей и быть хорошим психологом. Очень важен индивидуальный подход к каждому, нешаблонность уроков.

Атмосфера урока, к которой надо стремиться — сотворчество, при котором выкристаллизовывается результат. Учитель планирует его, но пути достижения и темпы с каждым учеником могут и должны быть разными.

Главные задачи на первом этапе — развить творческие способности и желание музицировать, дать ребенку понимание музыкальных задач и технических приемов, показав пути их достижения. Нужно научить его вдумчиво работать над качеством игры. Вначале это происходит на уроке, ребенок должен прочувствовать, что значит кропотливая работа, которая приводит к успеху, физически ощутить ее количество и уровень требовательности к себе.

Часто необходимо психологическое воспитательное воздействие педагога. Не с помощью прямого давления — это только травмирует ребенка, даже если он не сопротивляется. Это приводит к тому, что неприязнь к таким методам работы переносится на музыку, что является самым печальным результатом, какой можно себе представить.

Ребенка нужно хвалить! За самые небольшие успехи и усилия с его стороны. Это не вредно! Другое дело, что неудачи и их причины тоже не должны быть оставлены без внимания и тщательно проработаны.

И еще одно, самое главное. Учитель и ваш ребенок должны иметь психологическую совместимость. То, что для одного ребенка покажется хорошим и привлекательным, для другого окажется неприемлемым. Должна появиться между ними энергетическая положительная настройка друг на друга, ощущение, что они нужны друг другу как личности. Поэтому, самостоятельно выбрав педагога по всем вышеперечисленным критериям, не забудьте спросить своего ребенка, понравился ли ему его будущий учитель и хочет ли он учиться именно у него.

Источник

Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания

главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть картинку главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Картинка про главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант

Все ведущие педагоги, начиная с античных, заканчивая нашими современниками, всегда уделяли особое внимание музыкальному воспитанию детей. Вовсе не для того, чтоб из каждого малыша вырос настоящий профессиональный музыкант, вовсе нет. Все потому, что музыкальное воспитание напрямую связано с умственным и эстетическим развитием. Музыка раскрывает, успокаивает, стимулирует и развивает ребенка своими простыми, доступными средствами.

Истоки музыкального воспитания – все из народа

Хоть само понятие «система музыкального воспитания» кажется новым, на самом деле такое воспитание дети получали всегда в изобилии. Откуда, спросите вы? Да из народа, как и все прекрасное. Конечно, никому и в голову не приходило систематизировать, научно преподать то, что было естественной частью повседневной жизни. Колыбельные, потешки, прибаутки, попевки, хороводы и прочие элементы народной культуры были неотъемлемой частью жизни маленького человека. Надо ли говорить о том, какое благотворное влияние оказывали народные попевки на развитие малышей? Играя пальчиками, напевая незатейливый мотив, мама не просто воспитывала свое чадо, она передавала ему огромное наследие своего народа. Стоит обратиться к опыту прошлого, чтобы понять, что музыка – не наука, а естественная и необходимая часть жизни любого человека.главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть картинку главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Картинка про главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант

Отечественные системы

Прошлый век для нашей страны ознаменовался небывалым ростом уровня образования населения. Воспитанию детей придавали огромное значение. Ведущие педагоги и психологи бросали все свои силы на разработку и систематизацию воспитательно-образовательных программ. Художественно-эстетическому воспитанию уделялось большее внимание, как основе развития полноценной личности. Музыкальное воспитание детей стало не роскошью, а необходимостью. Тем, что в нашей стране музыкальное воспитание доступно для детей от 2 лет, стоит гордиться – это большая редкость в мире.

Система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского

Имя Дмитрия Кабалевского знают даже те, кто к музыке не имеет ни малейшего отношения. Величайший педагог, композитор, почетный президент Международного общества музыкального воспитания ISME, он один из первых понял, что сухое, педантичное обучение музыки не приносит желаемых результатов, а лишь отталкивает подрастающее поколение от всего, что с ней связано. Он говорил о том, что музыка не должна быть оторванной от повседневной жизни. Отнюдь, она должна стать ее частью. Музыку нужно познавать, впитывать, а не учить по слогам, как грамоту.главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть картинку главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Картинка про главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант

Еще одной важной мыслью учения Кабалевского стал принцип «добывания знаний». Не нужно рассказывать детям о чем либо. Нужно провоцировать их на то, чтоб они сами вас спросили. Побуждать интерес, стимулировать мышление, а не пичкать готовым продуктом (знаниями). Диалог, а не лекция должен стать основой музыкального занятия. Дети – активные участники процесса, а не пассивные слушатели. Музыка не должна обрушиться на них, как волна, они должны сами войти в нее, постепенно погружаясь все глубже и глубже, наслаждаясь процессом.

Система воспитания супругов Никитиных

Согласно методике этих активных и педагогически продвинутых родителей, воспитывать ребенка нужно «сразу, а не потом». Первый год жизни они называют «годом запуска». Многие наивно считают, что маленькие дети не способны воспринимать информацию, но это совершенно не так. Создать гармоничную развивающую среду вокруг маленького человечка, и он сам начнет брать оттуда то, что ему нужно и сколько нужно. Не мешать, а помогать – основа родительского воспитания.главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть картинку главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Картинка про главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант

Казалось бы, что к музыке методика Никитиных не имеет никакого отношения, но это не совсем так. Если взять их методику в контексте, то она вполне применима в музыкальном воспитании.

Павел Тюленев – раннее, самое раннее музыкальное воспитание

Идея методики Тюленева в том, чтобы начинать музыкальное развитие ребенка с самого рождения. За основу были приняты исследования института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), которые подтверждают, что первые три года мозг ребенка развивается с огромной скоростью, поглощая такое количество информации, которое потом будет уже недоступно. Дети до трех лет подобны губке, которая вбирает максимум, поэтому начинать обучение нужно сразу. Павел Тюленев призывает учить ребенка музыке, как только он появился на свет.

Зарубежные системы музыкального воспитания детей

Над задачей музыкального воспитания с самых ранних лет работали выдающиеся педагоги всего мира. Некоторые из них, методом проб и ошибок, приходили лишь к определенным выводам или тезисам. Но некоторые создали свои авторские системы, эффективность которых подтверждена многолетним опытом, практикой и научными исследованиями. Сказать, что какая-то из методик лучше или хуже другой невозможно. Дети все разные, каждый со своими особенностями и способностями восприятия, поэтому каждая из методик может оказаться «той самой» для вашего малыша или воспитанника.

главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть картинку главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Картинка про главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант

Система музыкального воспитания Карла Орфа

Имя этого величайшего педагогического деятеля известно всему миру. Покупая детские шумовые инструменты, вы обязательно встретите пометку – рекомендован системой Орф (ну, или просто Орф). Его система полностью и целиком базируется на свободном музицировании.

Body percussion – звучание нашего тела

Орфовский оркестр

Дети любят, и должны играть на музыкальных инструментах. Произвольно, в ритм, предложенный педагогом, или под музыку, дети музицируют и наслаждаются этим процессом. Для детского музицирования нужны те инструменты, игра на которых не должна представлять никакой сложности и не требует предварительного учения. Это ударные, шумовые инструменты: маракасы, румбы, кастаньеты, бубны, барабаны. Металлические колокольчики, треугольники и тарелки – то, что имеет различный, богатый и громкий звук. Инструменты для детей являются продолжением их тела. Звукоизвлечение следует после жеста рукой или ногой.

Сочетание игры и пения, текста и ритма дают оптимальный результат. Дети познают музыку самым натуральным образом, с помощью собственного голоса и тела. Что может быть естественнее?

главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть картинку главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Картинка про главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант

Гениальные дети Шиничи Судзуки

Его методика рассчитана на любого ребенка, без определенных талантов и навыков. По мнению Судзуки, все дети – музыкальны. Главное не потерять тот самый момент, когда дети настежь открыты для обучения музыке.

Японский профессор умер в конце прошлого столетия, никто пока не сумел повторить его результаты. Может просто никто всерьез не верил в детей так, как верил Шиничи Судзуки?

Система Золтана Кодая

Венгерский композитор, посвятивший свою жизнь музыкальному воспитанию. Его взгляды на обучение музыки повторяют идеи Кабалевского:

Как и его коллеги-педагоги, Золтан Кодай говорил о первостепенности семьи в вопросах воспитания, но ставил музыкальное воспитание, как государственную задачу. Известный в Венгрии педагог добился того, что уроки музыки в школах Венгрии стали ежедневными. Им уделялось максимум внимания, что приносила отличные результаты – успеваемость в венгерских школах существенно повысилась.

Единая нить в системах музыкального воспитания

Систем и методик воспитания музыкой не мало. Есть у них различия, конечно, но большинство из них сходятся в едином мнении – музыка нужна, и она должна быть доступной.

Основные моменты всех систем и методик:

Все те системы музыкального воспитания, что мы указали выше, приведены нами лишь в ознакомительных целях, в качестве примеров. Их, конечно, существует гораздо больше. Для практической работы, полноценного музыкального развития ваших детей или воспитанников, рекомендуем более конкретно ознакомиться с работой упомянутых деятелей, а также с другими системами: Марии Монтессори, Вальдорфской системой, методом Хелен Хайнер и другими педагогами, которые посвятили себя высокой, благородной цели – гармоничному воспитанию творческих, ярких и добрых людей.

Источник

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах

главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть картинку главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Картинка про главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкантАнатолий Зак детский психолог, автор книг для родителей

главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть картинку главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Картинка про главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкантЛев Мадорский преподаватель музыкальной школы, автор книг о музыкальном воспитании детей

Дети разные. И пути музыкального, как, впрочем, и любого другого воспитания, разные. Поэтому было бы неверно оценивать педагогические системы, которых в мире немало, по качественной шкале: «хорошая», «лучше», «ещё лучше». Плохих не бывает. Они не проходят испытание временем. Правильней сказать: эта годится больше таким-то детям (например, излишне возбудимым), а эта таким-то. Универсальной, оптимальной системы, которая идеально подходит для всех детей, пока не придумано. В условиях семейного воспитания папы и мамы тоже могут, учитывая индивидуальные особенности их ребёнка, придерживаться тех или иных принципов. Соответствующих тем или иным системам. Об этом и поговорим.

главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Смотреть картинку главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Картинка про главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант. Фото главные учителя для ребенка родители так считал педагог музыкант

Система Дмитрия Кабалевского

У выдающегося музыканта и композитора ХХ века был яркий педагогический талант и дар провидца. Он смог в настоящем разглядеть будущее. Ещё в шестидесятые годы, будучи почётным президентом Международного общества музыкального воспитания ИСМЕ Дмитрий Борисович один из первых почувствовал приближающуюся опасность. Он предупреждал о приближении эпохи коммерциализации музыки. О приближении времени, когда великое искусство станет шоу-бизнесом, молодёжь попадет под влияние, мы бы сказали даже, под зависимость, от низкопробной, развлекательной массовой культуры.

Нечто похожее сегодня произошло. Не будем лукавить. Классическая музыка у большинства подрастающего поколения вызывает отторжение и дискомфорт, как музыка скучная и никому не нужная.

Как переломить ситуацию? Возможно ли это?

Кабалевский прекрасно знал о плачевном состоянии уроков музыки в общеобразовательной школе. Эти уроки, составленные из перемешанных в произвольных пропорциях частей (пение, слушание музыки, нотная грамота) были, за редким исключением, скучны и неинтересны. А, главное, оторваны от настоящего музыкального искусства, от жизни. Уроки и музыкальное искусство существовали как два параллельных мира и, практически, не пересекались.

«Движение музыкальной мысли, — пишет композитор, — получая пищу из окружающей среды, продолжится и будет всё более набирать силу».

Другое важное направление системы Д.Кабалевского мы бы назвали методом Сократа. Дети, по мысли Дмитрия Борисовича, приходят к тем или иным выводам не в результате лекций или рассказов, от которых они засыпают, а сами. Размышляя и разговаривая о музыке. При помощи наводящих вопросов учителя. В нашем случае, папы или мамы. Ну, например:

— Что нужно для того, чтобы получилась песня?
— Композитор.
— А ещё?

Ребёнок задумался. Напойте ему какую-нибудь известную песню без слов.

— Чего здесь не хватает?
— Слов.
— Верно. Значит, кто ещё сочиняет песню?
— Поэт.
— А кто нужен, чтобы исполнить песню?
— Певец. Музыкант.
— Правильно. Какие бывают песни?

Вы поёте детскую песню.

— Какая это песня — взрослая или детская?
— Детская.
— Какие ещё бывают песни?
— Взрослые.
— А ещё? Как называется песня, которую маленьким детям поют перед сном?
— Колыбельные.
— А песни о войне?
— Военные.

И т.д. и т.п. Подобные разговоры о музыке, когда вопросы взрослых помогают детям самим найти ответ, чудесным образом делают разговоры о музыке интересными и увлекательными.

Система Карла Орфа

Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей. Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании. В игре на простейших, в основном, ударных, шумовых музыкальных инструментах. В движении под музыку. В инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более, что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и «звучащими жестами» — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и проч.

Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма. Чтобы понять, как конкретно можно использовать метод К.Орфа, приведём конкретный пример.

Песенка-игра «Добрый жук»

Все вы с детства знаете эту песенку на музыку Е.Шварца из кинофильма «Золушка», но на всякий случай напомним слова:

Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Жил на свете старый жук,
Старый, добрый друг!
Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал.
Громко крыльями трещал,
Ссоры запрещал.

Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг.
Полюбили мы жука,
Старика, добряка,
Очень уж душа легка
У того жука.

Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг
Старый, добрый друг!

Система Карла Орфа рассчитана на участие нескольких детей, но, проявив некоторую фантазию, мы вполне можем применить её элементы и в занятиях с одним ребёнком — вашими сыном или дочкой. Что для этого нужно?

Папы и мамы (бабушки, дедушки) тоже «впадают в детство», что иногда бывает приятно, — танцуют и поют вместе с ребёнком. Подвигайтесь так, и в дом придёт настоящее веселье.

Система Марии Монтессори

О замечательном итальянском педагоге Марии Монтессори (1870- 1952 г.г.) всего несколько слов. Мария была первая в католической Италии женщина-врач. Она не была музыкантом, но долгие годы руководила детским садом, занималась с детьми с ограниченными возможностями, тонко чувствовала детскую психологию и понимала, что музыка — важная составляющая воспитания. Её главные педагогические принципы — интерес детей и их свободный выбор. В своём детском саду Мария обратилась к системе музыкального воспитания, которая ей была ближе всего. К системе Карла Орфа. При этом она внесла в систему Орфа некоторые оригинальные черты. Так бывает всегда, когда соприкасаются две жизнеспособные системы: одна подпитывает другую. Монтессори считала самой важной задачей родителей — организовать для ребёнка развивающее пространство. Чтобы всё, что ему нужно, было под рукой. Далее малыш сделает свой выбор. В нашем случае, музыкальные инструменты, рекомендованные Карлом Орфом, лежали перед ребёнком, и он сам выбирал тот, который ему больше нравится. В нужное для него время.

Кроме того, Мария была верующим человеком и считала, что дети наиболее точно и адекватно выражают замысел Бога, замысел Творца, и они способны сами найти свой путь. Родители при этом более наблюдатели, чем воспитатели.

Система Золтана Кодаи

Замечательный венгерский композитор, как и Д. Кабалевский, большое значение придавал музыкальному воспитанию детей. Вот несколько основных положений его системы.

Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые — это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита. Поэтому Кодаи, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом, сумел добиться того, чего никогда не было ни в одной стране мира — уроки музыки в обычной, общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.

Главное в музыкальном воспитании — пение и записывание мелодии по слуху. Именно этому, в основном, учили в венгерской школе. Лучший и самый доступный инструмент — голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте.

Воспитание человека не может быть полным без музыкального воспитания. Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача.

Как метод раннего музыкального воспитания Золтан Кодаи предлагал воспитателям, особенно папам и мамам, учить детей ходить и хлопать в ритме песни.

Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.

Вальдорфская школа

Об этой педагогической системе, возникшей в начале прошлого века под руководством немецкого педагога Рудольфа Штайнера, уже много лет не утихают споры. Одни считают, что эта система держит детей в оранжерейных условиях. И им будет трудно, когда они позже попадут в реальную жизнь. Другие, напротив, убеждены, что благодаря именно такому, лишённому насилия над личностью ребёнка, воспитанию, вырастают по настоящему свободные, гармонично развитые люди. Для нас, в рамках темы музыкального воспитания в семье, очевидно, что у этой системы воспитания многое можно позаимствовать. Что же именно?

Сначала эмоциональное воспитание — потом интеллектуальное.

Другими словами, музыка, разговаривающая на языке эмоций, становится важной основой раннего развития ребёнка. Причём в вальдорфских детских садах и школах не развивают специально ритм, слух, музыкальную память, но много поют и двигаются под музыку. Кроме того, все учителя, работающие в этом направлении, играют на том или ином музыкальном инструменте. Сами же простые инструменты (ударные, игрушечные, шумовые), как мы уже упоминали, лежат открыто и каждый ребёнок может на них поиграть.

Обучение без оценок и экзаменов.

Есть дети, у которых оценки и, особенно, экзамены вызывают негативное отношение к самому процессу обучения. В том числе, музыкального. Может быть, как раз отсутствие оценивающего фактора в вальдорфской системе способствуют важному преимуществу этой школы: школу, работающую по системе Штайнера, дети посещают охотно. В отличие от обычной, в которую они ходят без особого энтузиазма. Не исключено, что это феномен (обучение без оценок и экзаменов) мог бы распространиться и на вальдорфские музыкальные школы. Если бы такие появились.

Движение под музыку.

Это тоже находка Рудольфа Штайнера. Включается музыка самого различного характера, не обязательно танцевального, и дети, самостоятельно (или подражая родителям) двигаются под неё. Как правило, таким движениям детей учить не надо. Они придумывают их сами. Меняется характер музыки, меняются движения. Один из авторов наблюдал, как это происходит в рамках вальдорфского садика в Израиле.

Занятия происходили на улице, в летнее время. Участвовала группа детей — 10 мальчиков и девочек от 3 до 7 лет. Здесь же стояли, составляя игровое пространство по системе Штайнера, старые, выброшенные настоящие вещи: холодильник, небольшой автомобиль, газовая плита и др. Включается музыка, и воспитатель начинает двигаться в её ритме. К нему присоединяются дети. Не все, а только те, которые хотят подвигаться под музыку. Их большинство. Остальные продолжают играть, время от времени подключаясь к танцующим. Иногда дети подражают воспитателю. Иногда друг другу. Автор тоже принимал участие в танце. Создаётся удивительная, дружеская, непосредственная атмосфера общения. Атмосфера, которая, вообще, характерна для вальдорфской школы.

Такой принцип свободного движения под музыку, конечно же, вполне реально применить в домашних условиях.

Много праздников.

Это также специфика школы Штайнера, которую мы рекомендуем для каждой семьи. В вальдорфских школах и садиках постоянно что-то празднуется: начало и окончание сезона — весны, лета, зимы, осени. Отмечаются всевозможные национальные праздники. И особенно, ярко и весело — дни рождения. В программе — игры, песни, игра на музыкальных инструментах, вручение подарков, чтение стихов и многое другое. Подготовка к праздникам становится важной составной частью педагогического процесса.

Метод Шиничи Судзуки

О его абсолютно уникальном методе раннего музыкального воспитания (доктор Судзуки начинал обучение детей на скрипке с двух-трёх лет!) тоже можно говорить как о методе состоявшемся, проверенном временем, потому что всё, что он делал, можно было посмотреть и послушать. Мир был поражён его удивительными ансамблями летних скрипачей из чистенько и синхронно исполнявших музыку Вивальди, Моцарта, Бетховена.

Замечательный педагог умер в 1998 году, и тех, кто бы сумел повторить в полной мере подвиг Судзуки, пока нет. Видимо, здесь дело не только в уникальности метода, но и в уникальности педагога. В чём метод Судзуки? Можно с уверенностью выделить три момента.

Цель музыкальных занятий с крохами определил сам гениальный учитель: «Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».

Метод Никитиных

Cистема раннего воспитания Бориса и Лены Никитиных, воспитавших семь здоровых, гармонично развитых, и, что важно для нас, любящих музыку, детей, вот уже более 50 лет одна из самых популярных в России. Вот её несколько основных положений.

Большое значение первого года. Как говорили сами Никитины — «года запуска».

С рождения и до года Никитины «запускали» все направления и, если так можно выразиться, механизмы воспитательного процесса. Обычный среди пап и мам настрой «Ну, вот чуть-чуть подрастёт (как правило, это «чуть — чуть» затягивается на многие годы)» для Бориса и Лены был исключен. Их принцип — всё начинается как можно раньше. То, что не сделано сегодня, завтра уже будет поздно.

Не давить, не мешать, а помогать. Этот основополагающий принцип вполне оптимистичен. Главная задача родителей, по Никитиным, — создать возможности (выражаясь научным языком, организовать развивающую сред). А дальше дети будут двигаться сами.

Активное физическое развитие. Закаливание, обилие в доме спортивных снарядов, ходьба босиком, лечение холодом. Остановились на этом положении семьи Никитиных, которое, кажется, не имеет прямого отношения к музыкальному воспитанию, чтобы подчеркнуть: физическое воспитание — это главное. Все остальные направления, в том числе, музыкальное, имеют смысл, если не мешают воспитанию здорового ребёнка.

Заинтересованность родителей. Один из самых важных, по мнению Бориса и Лены, моментов, объясняющий, почему никакой учитель и воспитатель не может в полной мере заменить папу и маму. Другими словами, чем выше уровень заинтересованности старших и их любви к детям, тем выше результат.

Метод Павла Тюленева

У Судзуки и Никитиных есть последователи. В том числе, и в России. Они пытаются начинать учить ребёнка играть по нотам очень рано, в «Знать ноты раньше, чем ходить». Так называется книга Павла Тюленева, автора «МИР» — методики интеллектуального развития, как бы продолжающая идею книги Масару Ибука, описывающего метод Судзуки «После трёх уже поздно».

К сожалению, мы не можем так явственно, как в случае с Судзуки, видеть результаты метода Тюленева, и поэтому не можем утверждать, что метод его проверен временем. Выделим основные принципы, на которых построен этот метод.

Начинать музыкальное воспитание с рождения. Тюленев основывается на исследованиях Глена Домана, директора института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), других учёных физиологов. Доман считал, что «. в период от рождения до 3 лет мозг развивается очень быстро, и умственные возможности в этом возрасте уникальны». По мнению Домана и Тюленева, то, что дети осваивают до трёх лет играючи (изучение иностранных языков, чтение, игру на музыкальных инструментах), в дальнейшем они овладевают с трудом.

Рядом с кроваткой младенца должен стоять музыкальный инструмент. Лучше всего синтезатор, до которого маленький музыкант мог бы дотянуться ручками. По мнению Тюленева, такое раннее знакомство с музыкальными звуками окажет на малыша положительное влияние.

Карточки с нотами и клавиатурой. Такие карточки, на которых были бы изброжены не только ноты, но и части клавиатуры, показывающие, где эти ноты извлекаются, должны, по мнению автора методики, быть с семи-шести месяцев в поле зрения младенца. Таким образом, ранняя игра по нотам станет для него таким же обычным делом, как раннее чтение.

Время занятий и их продолжительность определяет сам ребёнок. Родители создают условия для развития ребёнка, подбирая ему нужные развивающие игры. А когда этими играми пользоваться и как долго, ребёнок решает самостоятельно. Вообще, непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, по Тюленеву, менее значительно, чем в других педагогических системах.

Ничего лишнего. В окружении ребёнка надо тщательно избегать всего отвлекающего. Особенно П.Тюленев предостерегает от лишних игрушек и других вещей, не имеющих отношения к развитию малыша.

Подталкивать малыша к сочинению музыки. Всё, что ребёнок играет, придумывая музыку сам, надо внимательно выслушать и позитивно оценить. Это путь малыша к творчеству.

Метод Хелен Хайнер

Хелен Хайнер (Елена Николаева) окончила московскую консерваторию по классу фортепиано, позже переехала в США, где уже около 30 лет работает в музыкальной школе и даёт частные уроки. Она написала при литературной помощи Николая Кузнецова книгу «Стать музыкантом? Легко!», в которой делится своим опытом музыкального воспитания. Опытом, в котором, безусловно, присутствуют некоторые оригинальные моменты. В том числе, и те, которые могут заинтересовать пап и мам. На них и остановимся.

Воспитать хорошего слушателя музыки важнее, чем воспитать музыканта. Многое зависит от того, какие цели ставить перед собой учитель. Хайнер считает, что не стоит специально ставить перед учеником профессиональные задачи. Не стоит изо всех сил (как это принято в российских музыкальных школах) пытаться поднять ребёнка на профессиональный уровень.

Лучший способ музыкального развития ребёнка — обучение на фортепиано. Не слушание музыки, не пение, а обучение игре на фортепиано. Причём, фортепиано, (не скрипка, не блок флейта, не шумовые инструменты К. Орфа), по мнению Хелен, подходит для этой цели лучше всего. Другими словами, лучшие уроки музыки — занятия на фортепиано. Всё остальное (игра в оркестре, пение в хоре) малопродуктивно и потому не нужно. Отсюда вывод: на фортепиано надо учить всех детей. Причём Хелен предпочитает для обучения электронное фортепиано. На нём можно играть разными голосами, что интересно ученику. На нём можно записать и прослушать игру ребёнка. Что тоже важно.

Учить, строго соблюдая правило: от простого к сложному. Этот дидактический принцип, по мнению Хайнер, должен лежать в основе обучения игре на инструменте. Главное для учителя — найти тот постепенный путь (не перепрыгивая через ступеньки), по которому ребёнок сможет медленно, но верно подниматься наверх. В этом и состоит, по мнению американской учительницы, его искусство. Всё чрезмерно сложное неминуемо вызовет у маленького ученика негативное отношения к занятиям.

Заключение

Как вы могли заметить, в этой статье мы рассказали об основных направлениях музыкального воспитания в журналистском стиле, стараясь не показывать своего отношения к тем или иным системам и методам. Отчасти потому, что считаем: родители сами могут найти то, что им больше по душе. Но главным образом потому, что свои позиции в музыкальном воспитании мы уже высказали в предыдущих статьях.

Отметим основные положения разных педагогических систем, которые разделяют все их авторы и которые нам кажутся верными.

Закончим словами древнегреческого философа Платона, которые за более чем два тысячелетия не утратили своего значения: » Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно».

Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *