глады и моры что это такое
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 24:7
Свт. Иоанн Златоуст
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
Прп. Иустин (Попович)
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 7-8 Ибо восстанет народ против народа и царство против царства, и настанут голодные времена, губительные болезни и землетрясение по местам. Все же это есть начало скорбей
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
Евфимий Зигабен
Востанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы и труси по местом
Востанет бо язык на язык, и царство на царство
народы, союзные с римлянами, – на народы, союзные с иудеями, и царства, помогающие римлянам, – на царства, помогающие иудеям: поэтому и войны их будут жестоки.
И будут глади и пагубы и труси по местом
т.е. в Иудее. У Луки (21:11) присоединяется: страхования же и знамения велия с небесе будут, чтобы иудеи знали, что все это будет по гневу Божию, и понимали, что они терпят это за убиение Христа.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Анонимный комментарий
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
Лопухин А.П.
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
(Мк. 13:8; Лк. 21:10-11). У Матфея и Марка выражения почти сходные; но Лука передает речь Христа иначе и подробнее других синоптиков. Постоянное существование борьбы народов и царств, голодов и землетрясений вряд ли нужно доказывать. Поэтому все это могло быть и пред разрушением Иерусалима, и после него, и будет пред страшным судом. Во время великих кризисов в истории человечества все эти бедствия чувствовались и чувствуются людьми особенно сильно. Это несомненный исторический факт общего характера. Впрочем, и из того времени указывают на несколько случаев, в которых видят буквальное исполнение слов Христа. Так в 45 или 47 году было сильное землетрясение в Крите, в 51 г. в Риме, 53 г. в Апамее и Фригии, в 60 г. в Лаодикии и Фригии и др. Исторически известны около того времени четыре голода (ср. Деян. 11:28), два раза — моровая язва, жертвой которой были 30 000 человек в Риме.
Толковая Библия.
Троицкие листки
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
Толкование на От Матфея 24:7
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 24:7 / Мф 24:7
Иустин (Попович) (1894−1978)
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Иероним Стридонский (
Ст. 7−8 Ибо восстанет народ против народа и царство против царства, и настанут голодные времена, губительные болезни и землетрясение по местам. Все же это есть начало скорбей
Не сомневаюсь я, что и это, как написано, наступит в буквальном смысле; но мне кажется, что и восстание царства против царства, и гибель тех, слово которых расползается как рак (2 Тим. 2:17), и сильное желание [или: голод — fames] слышания слова Божия, и движение всей земли, и отступление от истинной веры, — все это, скорее, относится к еретикам, которые взаимно восстают один против других, и тем доставляют победу Церкви. А Его слова: Все же это есть начало скорбей, лучше передаются словами: мук рождения, чтобы в действительности пришествие антихриста понималось как бы в смысле зачатия его, а не действительного рождения.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
Востанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы и труси по местом
Востанет бо язык на язык, и царство на царство
народы, союзные с римлянами, — на народы, союзные с иудеями, и царства, помогающие римлянам, — на царства, помогающие иудеям: поэтому и войны их будут жестоки.
И будут глади и пагубы и труси по местом
т.е. в Иудее. У Луки (21:11) присоединяется: страхования же и знамения велия с небесе будут, чтобы иудеи знали, что все это будет по гневу Божию, и понимали, что они терпят это за убиение Христа.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
(Мк. 13:8; Лк. 21:10−11). У Матфея и Марка выражения почти сходные; но Лука передает речь Христа иначе и подробнее других синоптиков. Постоянное существование борьбы народов и царств, голодов и землетрясений вряд ли нужно доказывать. Поэтому все это могло быть и пред разрушением Иерусалима, и после него, и будет пред страшным судом. Во время великих кризисов в истории человечества все эти бедствия чувствовались и чувствуются людьми особенно сильно. Это несомненный исторический факт общего характера. Впрочем, и из того времени указывают на несколько случаев, в которых видят буквальное исполнение слов Христа. Так в 45 или 47 году было сильное землетрясение в Крите, в 51 г. в Риме, 53 г. в Апамее и Фригии, в 60 г. в Лаодикии и Фригии и др. Исторически известны около того времени четыре голода (ср. Деян. 11:28), два раза — моровая язва, жертвой которой были 30 000 человек в Риме.
Что в Библии написано про коронавирус
Услышав слово «пророчества» первое что приходит на ум – это Ванга и Нострадамус. Кто-то вспоминает и Библию, ведь там очень много пророчеств, которые уже сбылись, сбываются на наших глазах и ещё не сбылись. А что в Библии говорится о коронавирусе? Предсказывалось ли в этой книге о наших днях? Вот что я накопал на эту тему.
Пророчества, которые сбылись
В Библии очень много пророчеств, которые полностью исполнились. Например, об Иисусе Христе в еврейско-арамейских писаниях (или Ветхом Завете) можно найти более 100 пророчеств, которые точно исполнились на нём. Тем, кто хочет в этом убедиться достаточно прочитать 53 главу книги Исаии. Её библеисты называют пятым Евангелием или жизнеописанием земного служения Христа. Почему эта книга? Потому что среди свитков Мёртвого моря найдена полная книга Исаии, которую датируют 2 веком до нашей эры. Значит, эти пророчества никак не могли написать после их исполнения.
Теперь пророчества о захвате Вавилона. Здесь многие спорят о времени их написания. Не буду спорные пророчества брать во внимание, хотя сам ни грамма не сомневаюсь в их достоверности, а возьму вот это пророчество, которое точно было предсказано за долго до своего исполнения и это научно доказано, по вышеуказанной причине.
Прочтите Исаия 13:19-22. Вот как это пророчество звучит в Синодальном переводе, одобренном РПЦ: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и дома наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах. Близко время его, и не замедлят дни его».
Во втором веке до нашей эры эти слова звучали примерно так, как звучали бы вот такие слова в наши дни: «И Москва, краса городов, гордость россиян, будет ниспровержена Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в ней». Только сумашедший мог такое предсказать в то время. Однако через 500 лет они исполнились и сейчас мы можем увидеть, что осталось от Вавилона, если съездить в Ирак или погуглить в интернете. Зрелище похожее на то что написал Исаия задолго до того, как это стало явью.
Кому интересно могут ещё поискать, что было предсказано о Тире, Эдоме, Моаве, Иерусалиме и мн.др..
Пророчества, которые сбываются
Теперь для самых отъявленных скептиков хочу привести пророчества, исполнение которых не видят только те, кто этого сильно хочет. И никто не может им отказать в этом праве. Тем же, кто привык доверять фактам, не забывая их тщательно проверять, предлагаю подборку пророчеств из Нового и Ветхого Завета, которые на мой взгляд описывают наше время:
«Знай же, что в ПОСЛЕДНИЕ ДНИ наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тимофею 3:1-5)
«Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить, что это Я, и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. ЭТО НАЧАЛО БОЛЕЗНЕЙ» (Марка 13:6-8)
«Будут большие землетрясения по местам, и глады и МОРЫ, и ужасные явления и великие знамения с неба» (Луки 21:11) Для сравнения разные переводы этого отрывка:
NRT Будут сильные землетрясения, голод и ЭПИДЕМИИ в разных местах, будут происходить ужасные события и явятся великие знамения на небе.
BTI будут сильные землетрясения, МОР и голод то в одном месте, то в другом, ужасные явления и великие знамения с неба.
ERV И будут великие землетрясения, голод, БОЛЕЗНИ и разные другие напасти во многих местах, и ужасные явления, и будут великие знамения с неба.
RBO будут великие землетрясения, будет МОР и голод во многих местах, а в небесах страшные явления и великие знамения.
«А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то БУДЕТ ЦАРСТВО РАЗДЕЛЕННОЕ, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и ЦАРСТВО БУДЕТ ЧАСТЬЮ КРЕПКОЕ, ЧАСТЬЮ ХРУПКОЕ. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною» (Даниила 2:41-43)
«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и ТОГДА ПРИДЕТ КОНЕЦ» (Матфея 24:14)
Не буду утомлять вас листанием Библии, но уверяю, что мы живём во время исполнения многих библейских пророчеств, потому что во 2Тимофею 3:1 очень точно сказано о том, в какой отрезке человеческой истории мы находимся. Заметьте, Иисус сказал об этом времени: “Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Луки 21:32,33)
Пророчества, которые скоро исполнятся
Зачитав «последние дни» кто-то не разобравшись побежал за валидолом, а тех кто остался заверяю, что не всё так плохо, как малюют некоторые. Начну с хорошего, что будет после смены власти, да, да, вы не ослышались нам предстоит увидеть собственными глазами как вот эта власть: «И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Луки 4:6) поменяется на эту: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Даниил 2:44).
Да будет больно при такой коренной перемене, но нам в России не привыкать. Зато потом будет это:
«Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Псалтырь 36:10,11)
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откровение 21:4,5)
«Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Исаия 65:25)
«И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Исаия 33:24)
«Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов 33:25)
«Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают» (Деяния 24:15)
«И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Михей 4:3,4)
Как вам такая жизнь? Не знаю как вам, а мне нравится, поэтому с нетерпением жду исполнения всех этих пророчеств. А они исполнятся, потому что пока всё идёт без сбоев и потому что я верю этому: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,— оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаия 55:8-11)
Новое в блогах
И будут глады, и моры и землетрясения по местам
Катастрофы последнего времени – Божья кара, разгул стихии или стечение обстоятельств? Попытаемся разобраться в этих сложных вопросах.
В пророческой беседе на Елеонской горе Иисус говорил, что в конце времён «будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Луки 21:11). По данным секретариата Международной стратегии уменьшения опасности бедствий, за последние десять лет в мире зарегистрировано 3,8 тыс. стихийных бедствий, в результате которых погибло по меньшей мере 780 тыс. человек. Понесённый в результате этих стихийных бедствий ущерб превысил 960 миллионов долларов. При этом 60% всех жертв природных катастроф погибли от землетрясений, а 85% всех стихийных бедствий, произошедших за последние годы, приходятся на Азию. Почему такое происходит, не продолжают ли ветхозаветные Божьи суды сходить на Землю?
Самой радикальной точки зрения придерживается проповедник Пэт Робертсон. Он заявил, что землетрясение на Гаити – результат договора с дьяволом, заключённого местными жителями для освобождения острова от колониального правления Франции. Ранее Робертсон говорил, что ураган Катрина – наказание, посланное Богом на США за грехи. Неизвестно, помог ли договор с дьяволом, но гаитяне победили французских колонистов в 1804 году и объявили независимость. По одной из исторических версий, восстание вспыхнуло под предводительством последователей культа вуду. После кровавого жертвоприношения верующие впали в религиозный транс и пошли уничтожать своих господ. В резне не щадили ни женщин, ни детей. Восстание продолжалось до тех пор, пока в стране не осталось ни одного белого человека. После «победы» официальной религией в стране стала вуду.
Другие христианские служители признают ряд проблем, которые были в стране до и вовремя землетрясения, однако считают, что землетрясение вызвано естественными причинами.
– Несмотря на независимость, у нас много проблем, – сказал в интервью газете «Протестант» президент Северо-Гаитянского христианского университета Джулес Касиус (Jules Casseus). – В политическом смысле дела обстоят не очень-то хорошо. Наше правительство не самое лучшее, а в связи с этим землетрясением, всё стало значительно хуже. Похоже, что нам придётся начинать с нуля
В интервью тому же изданию руководитель команды «Спасение 24», доктор Бела Зилаги (Bela Szilagyi) сказал:
– Некоторые говорят, что просто не повезло, другие считают, что это случилось из-за того, что Гаити находится на разломе тектонических плит, третьим всё равно – случилось так случилось. Есть и те, кто называет землетрясение наказанием Божьим за что-то и считает, что это их шанс прийти к Господу.
Когда верующие пытаются дать духовное объяснение случающимся катастрофам, общество начинает «цыкать» на них: «Да как вы можете, тут такое горе, а вы лезете со своей «карой небесной». И вновь возникает пропасть между верующими и обществом. Нежелание принимать другого человека с его мировоззрением, позицией и мнением приводит к скандалам. И верующий человек в нашем обществе не может выразить своего мнения, потому что оно оскорбляет гуманистов.
Конечно, невозможно в сегодняшнем сложном мире чётко определить, что кто-то пострадал за свои грехи, понёс наазание за развратный образ жизни, или за «неправильную» религию. Возможно, если бы пришли Божьи суды, то в каждом городе уцелело бы не более 10 праведников. Потому-то Бог долготерпит, желая спасения нашей души.
В Ветхом Завете описано много случаев, когда именно суды Божьи сходили на землю в наказание за человеческий грех. Так, можно вспомнить великий потоп, в котором спасение нашла лишь семья праведного Ноя. Десять египетских казней для фараона и его народа, противящегося свободе евреев. Один из известных случаев – разрушение Вавилонской башни – описан в 11-ой главе книги Бытие. Башня как символ человеческой гордыни представляла собой языческий храм бога Мардука. Другая история связана с городами Содом и Гоморра, располагавшимися в долине Сиддим. Города эти, наряду с Адмой и Севоимом, были разрушены за грехи его жителей. Позже земли, где находились эти города, были затоплены Солёным морем. Все эти библейские истории вполне могут стать обоснованием позиции верующих о небесной каре. Однако относятся они к временам ветхозаветной истории. В Новом Завете Бог предстаёт перед нами как любящий, а не карающий Отец.
Во времена Иисуса было известно разрушение Силоамской башни, при котором погибли 18 человек. Вот что ответил Иисус спрашивающим Его: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Луки 13:4,5). Таким образом, Иисус не устанавливает прямой связи между грехом и трагической гибелью человека. Между тем, Иисус говорит о грехе, который ведёт к смерти, и напоминает о необходимости покаяния как возможности обрести вечную жизнь. Времена Нового Завета – это время благодати, когда возможность спасения существует для каждого.
Землетрясения за последние пять лет
2004 год:
26 декабря у восточного берега индонезийского острова Суматра произошло одно из самых сильных и разрушительных землетрясений в современной истории. Приливная волна, вызванная этим землетрясением силой 8,9 балла по Рихтеру, обрушилась на побережье Шри-Ланки, Индии, Индонезии, Таиланда, Малайзии. Общее число жертв в пострадавших от цунами странах до сих пор точно не известно, однако, по различным данным, эта цифра составляет примерно 230 тысяч человек.
2005 год:
8 октября в Пакистане землетрясение с магнитудой 7,6 по шкале Рихтера стало самым сильным за все время сейсмических наблюдений в Южной Азии. По официальным данным, погибли более 73 тысячи человек, в их числе 17 тысяч детей. По некоторым оценкам, число погибших составило более 100 тысяч человек. Более трех миллионов пакистанцев остались без крова.
2006 год:
27 мая при землетрясении силой в 6,2 балла на острове Ява в Индонезии погибли 6 тысяч 618 человек. Больше всего пострадал город Джокьякарта и прилегающие к нему районы. Подземный толчок разрушил около 200 тысяч домов, серьезно повредил такое же количество строений. Без крыши над головой остались около 647 тысяч человек.
2007 год:
15 августа в Перу, в департаменте Ика, в 161 километре от столицы Лимы, произошло самое сильное землетрясение за последние годы. В результате подземных толчков силой в 8 баллов по шкале Рихтер пострадали города на всем южном побережье страны. Погибли по меньшей мере 519, еще около 1,5 тысячи человек получили ранения. Почти 17 тысяч человек остались без электроэнергии и телефонной связи. Более всех пострадали города южного побережья, Чинча-Альта, Писко, Ика, а также столица Лима.
2008 год:
12 мая в провинции Сычуань на юге Китая, в 92 км от административного центра провинции – города Ченду, произошло мощное землетрясение магнитудой 7,9, которое унесло жизни до 87 тысяч человек, 370 тысяч получили травмы, без крова остались 5 миллионов жителей. После основного землетрясения последовали свыше десяти тысяч повторных подземных толчков. Сычуаньское землетрясение стало сильнейшим в Китае после Таншаньского землетрясения (1976), унесшего около 250 000 жизней.
2009 год:
В октябре произошла серия сильных землетрясений на Суматре (Индонезия). По информации ООН, погибли не менее 1,1 тысячи человек. Под завалами оказались до 4 тысяч человек. В ночь на 6 апреля близ исторического города Аквила в центре Италии произошло разрушительное землетрясение магнитудой 5,8, жертвами которого стали 300 человек, были ранены 1,5 тысячи, более 50 тысяч были вынуждены покинуть свои дома.
2010 год:
13 января два мощных землетрясения в течение нескольких минут произошли в нескольких милях от побережья Гаити, их магнитуда составила 7,0 и 5,9 соответственно. В столице республики Порт-о-Пренс в результате двух подземных толчков обрушились несколько зданий. Есть погибшие и раненые.
Христос сказал: будут моры…
Размышления о пандемиях, карантинах, страхах и Божием Промысле. Часть 1
Больные испанским гриппом, США
«Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры» (Лк. 21: 11). В Евангелии моры (греч. λοιμοὶ) – это заразные болезни, то есть эпидемии. Христос сказал, что моры будут, и вот – они есть. Они должны быть. Спаситель пытается донести до нас, что повальные болезни с Его пришествием не прекратятся. Как не исчезнут землетрясения, то есть природные катаклизмы, и глады, то есть социальные бедствия. Таков закон жизни вне Рая. С тех пор, как человек внес в мир заразу греха, мир поражает человека заразой инфекций, микробов, болезнетворных бактерий.
Эпидемии, а в более крупном масштабе – пандемии, подобны разыгравшемуся стихийному бедствию. Все одинаково немощны перед стихией. Царь и нищий, богатый и убогий – все одинаково бегут от пожара, боятся природного катаклизма, все трепещут прилипчивости какой-нибудь смертоносной болезни.
У Шекспира единственный сын Хемнет умер в одиннадцать лет от чумы. А младший брат императора Александра I Константин умер от холеры. От эпидемий умирали великие и знатные, цари и иерархи. Во все века клыкастая пасть эпидемий оставалась разинутой, всепожирающей и ненасытной.
Болезней, вылившихся в пандемии, насчитывается десять:
Подобно десяти египетским казням, они лишают покоя, несут тревогу и боль. Одна казнь сменяется следующей – впрочем, ни одна не является полностью преодоленной. Словно волны бушующего моря, злые поветрия накрывают, сносят стоящих на пути, а потом отходят, чтобы через какое-то время вернуться опять. Они бушуют все века нашей несчастной истории, только сила волн от века к веку неодинакова.
Откуда пандемии?
Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир. Такова горькая и неприглядная правда.
Болезни – дань несовершенному, поломанному миру. Человек сломал этот мир
Грех внес поломку, дисбаланс и сбой в мир, живший райской гармонией. Хищничество и отчаянная борьба за выживание, взаимное пожирание и вражда – вот что есть мир после утраты Рая. За отвержение Бога человек подчинился смехотворно мелким, жалким частицам падшего мира, призванный к обожению поработился микробам. Из страха смерти ты вынужден изучать микроскопических паразитов, бацилл, штаммы вирусов и кишечную палочку, исследовать собственные мочу и кал – потому что отвернулся от созерцания Бога, постижения небесной чистоты и приобщения Ангелам.
Таков закон жизни вне Рая.
За вирус смертных грехов – вирус смертоносных болезней.
За инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть.
За заразу самодовольства – зараза недугов, лишающих покоя и неги.
Таков закон жизни вне Рая: за инфекции страстей, изъедающих душу, – инфекции, изъедающие плоть
Пандемии – аналог мировых войн, только на уровне борьбы с человеком бунтующей природы. Ты повел себя как хищник – вот тебе хищничество со стороны падшего мира. Природа вышла из-под твоего контроля, как и сам ты перестал подчиняться Творцу. Мир как бы мстит человеку всякой пандемией за то, что человек повредил мироздание своим грехом, за то, что увлекся блудливой связью с разрушителем-диаволом.
Колоссальная катастрофа грехопадения отразилась как в зеркале во всякой пандемии. Бессилие людей перед каждым смертоносным поветрием – образ зияющей бездны греха – отчуждения человека от Бога и, как следствие, страданий и смерти.
О человек! Твое сердце жаждет жизни и счастья, но ты уязвляешься тернием бед и страданий. Твой дух парит к небесам, но жало болезни, вонзенное в твою плоть, ставит тебя на заслуженное тобой место.
Так низлагается гордыня человека, ибо так низвергается всякий ложный кумир. Жизнь призванного к бессмертию стала жалкой по подобию того же микроба. Пандемии показали, насколько немощен, слаб человек. Но пандемии же и открыли: жить только ради земли бессмысленно.
Не думай, что вне Рая ты будешь жить и радоваться, не болеть, не умирать. Жизнь вне Рая – не жизнь, а борьба за выживание. Побеждая одну болезнь, мы непременно встретим новую, ранее неслыханную. Ибо нельзя обойти приговор: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19), нельзя благоденствовать на земле, которая «терния и волчцы произрастит» за твой грех (Быт. 3: 18).
Болезни как мудрое попущение Божие
Но человек ценит хлеб, когда нет хлеба. Воду – когда сгорает от жажды. Воздух – когда задыхается. Так грешный человек начинает ценить всё Божие через отнятие, то есть через страдание.
Всякое отнятие есть страдание. Отнятие здоровья – мука. Ибо здоровье неразрывно от жизни. Никто не умирает потому, что кончилась жизнь, все умирают от порушенного здоровья, по причине его истощенных или уничтоженных ресурсов. Поэтому все так пекутся о здоровье – в этом неукротимая тяга человека к жизни. И даже если кто-то игнорирует свое здоровье, уничтожает его своим неразумным поведением, то это лишь потому, что он наивно полагал, будто ресурсы его здоровья бесконечны.
Что для Господа взять и одним мановением прекратить моровые поветрия? Что для Господа исцелить болезни людей? Но нам оставлены естественные средства борьбы с болезнями, чтобы мы научились ценить всё Божие.
Мы подобны ученикам Христовым в лодке, вокруг которых разыгрывается буря, а Сам Спаситель как будто оставил их одних, спит и не слышит. Не лучше ли наоборот – ученики мирно спят, а Спаситель бодрствует и охраняет их сон от малейшего колыхания ветра? Нет, людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души, погруженность в негу, комфорт, беззаботность.
Людей губит беспечность. Для нас гибель – не беды и потрясения, а сон нашей души
«Утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32: 15). Адам, будучи чист от греха, погиб при беспечальной жизни. Мы же при грехах своих как спасемся, если пребудем в беспечности?
Представьте, что какому-то человеку вместо работы дают только деньги, что станет с душой его? Потребительски-беспечное отношение к жизни губит жизнь. Когда тебе всё дано, но сам ты не трудишься, то ты рядом с погибелью. Премудрость Промысла Божия, непонятного нам и неизъяснимого, выразилась в том, что при всём обилии благодатных даров исцелений наш удел – преодолевать бедствия посредством тяжкой борьбы, а не беспечно получать от Бога чудесные блага.
Христианство не есть комфорт
Еще выскажу мысль, которая заведомо не может быть принята всеми. Христианство не есть комфорт. Христианство не может быть комфортабельным. Христианство – это мученическое исповедание, ибо оно есть следование за Христом, а путь Христов – крестный.
Когда христианство становится комфортабельным, то Господь посылает испытания, сокрушающие комфорт. «Вы всё еще спите и почиваете?» – обращается к нам Спаситель (Мк. 14: 41). А мы не знаем, что и ответить Ему. Привыкли к свободе, к тому, что всё есть и всё можно, храмы открыты, права наши защищены, вокруг штиль, так что можно, кажется, и поспать. Нет, Господь попускает нам шторм, чтобы мы пробудились.
Всякий шторм выводит из привычных, комфортных для нас условий жизни. Вновь затворяется Райский Чертог – Божий храм, чтобы мы обновленным взором взглянули на Церковь, на Таинства, на радостную встречу с Господом в Евхаристии. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Так в отношении храмов, так и в отношении здоровья, так и в отношении всего, что созидается на земле.
Мы боремся с болезнями как с исполинами. В поте лица мы возделываем хлеб, а здоровье дается нам потом кровавым. Исполины сильнее нас. Но смиренный Давид побеждает гордого Голиафа. Возвращенное с огромным трудом бережется как зеница ока. Вот почему победа над мировыми пандемиями во все века давалась крайне тяжко, со многими жертвами. Чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие.
Нужно, чтобы мы ценили Божий дар жизни. А через это учились ценить всё Божие
Смирившись многовековыми беспощадными пандемиями, человечество получает возможность побеждать их. Господь несомненно откроет средства лечения и от нового вируса. И всякий раз найденные человечеством средства победы над пандемиями – это образ благословения Божия, открывающего спасение всякому кропотливому, смиренному труженику.
Но посмотрим, как на Руси уже встречали пандемии, что предпринималось. Какой мы можем извлечь из этого урок?