гитара сама не знала что так можно
Восстановление гитары
В 41 году один славный парень, перед тем как уйти на фронт, спрятал свою любимую гитару на чердаке дома и настрого запретил младшим братьям её трогать до его возвращения.
Он не вернулся. Гитара так и лежала, пока через семьдесят с чем-то лет внуки его младшего брата не решили наконец-то перестроить развалюху и не нашли уже почти сгнившую гитару.
Крыша много раз протекала, чердак не отапливался, внутри гитары даже каким-то образом успела умереть мышь.
Для начала я её разобрала и почистила, насколько возможно, чтобы оценить повреждения. С повреждения и все оказалось очень плохо. В передней деке две сквозных трещины, кант разрушен, гриф рассохся и погнулся, колки пришлось вынимать по-варварски отжимая отвёрткой.
Потом шлифовка, полировка, три слоя шеллака, и установка ладов, колков и прочего. К сожалению, я так торопилась вернуть её владельцам, что забыла сфотографировать итог, но вот почти готовое.
Если есть вопросы или интересно узнать про какой-нибудь этап подробнее, спрашивайте.
Фото на старый Huawei m3 lite, простите беднягу, он старался как мог.
Почему не у всех желающих получается научиться играть на гитаре? А хотят многие.
Можно сказать, что предвзятое отношение к гитаре и желание получить быстро хороший результат портят общий настрой на систематические занятия.
Еще встречаются ученики (подростки), которые петь не хотят, не любят, стесняются, но зачем-то их обучают играть аккорды боем, при этом в классе им мелодию поет учитель, а дома они отрабатывают аккомпанемент песни. Нот и длительностей они не знают, и считают, что это лишнее. Я лично не понимаю, зачем такому учиться, потому что вряд ли кто-то другой сможет спеть этому ученику мелодию так же, как тот учитель. И сам ученик, к сожалению, не сможет сыграть в ансамбле с другим певцом, так как метроритм ему никто не объяснял. Играет он аккомпанемент не ритмично и не четко. И красивого законченного исполнения, увы, не получается.
И еще один важный момент. Играть на гитаре, особенно в начале обучения, очень дискомфортно. Это и неестественная посадка с инструментом, и мозоли на пальцах левой руки, и сами пальцы от боли отваливаются))) Здесь важно себя пересилить и понять, что чем больше вы занимаетесь, тем быстрее этот этап закончится.
В общем, уметь играть на гитаре, безусловно, круто и модно. Научиться этому навыку можно и нужно. Только нужно четко понимать, что это такой же полноценный инструмент, как баян, клавесин или виолончель. И настрой на занятия должен быть соответствующий. Тогда все получится!
Спасибо всем за просмотр статьи!! Пишите в комментариях, кто учился играть на гитаре, но бросил и почему, очень интересно.
«Загадка, как у меня получилось стать гитаристом»
Гитара – старинный инструмент, барочный, ровесник скрипки и виолончели, для него писали концерты Вивальди и Паганини, рассказывает Артем Дервоед, и великий скрипач был еще и прекрасным гитаристом. Но в современном своем виде гитара сложилась только в конце XIX в., поэтому популярность ее пока отстает от популярности смычковых струнных. Кроме того, гитарой называется множество весьма разных по звучанию и функциям инструментов, и Артем Дервоед подчеркивает, что он играет на классической шестиструнной гитаре.
– Никого. Для меня рок-музыка всегда была не про гитару, а про общее состояние, энергетику. Когда в 2005 г. наша последняя группа распалась, я долго скучал по рок-сцене, потому что там ты получаешь такие эмоции, которых нет в классической музыке.
Фестивали и Noize MC
– Рассказывать про разные виды гитары – цель моего фестиваля «Виртуозы гитары». В целом это фестиваль классической гитары, но периодически мы делаем вкрапления, чтобы люди услышали и современную, и барочную гитару. Чтобы люди узнавали: вот это барочная гитара, она выглядит так, звучит так. А вот это классическая гитара, она вот такая. А вот это гитара фламенко. Джаз на классической гитаре мы несколько раз показывали. В этом году покажем бразильскую семиструнную гитару.
Мы знакомим людей с миром гитары: с оркестром, соло, дуэтами гитар, гитарой в камерном ансамбле. Чтобы человек мог прийти и понять, что такое гитара на самом деле. Что классическая гитара – это не барды, не цыгане, не парни из подъезда. Цыгане прекрасны, невероятно одаренные. Просто совсем другой стиль. Чтобы не было вопросов: на чем ты играешь? На классической гитаре. А что это? Цоя играешь? Могу и Цоя, но это не оно. Классическая гитара – это про классическую музыку, это инструмент, которому более 300 лет.
– Он вырос из моих концертов в зале Чайковского. Сначала один солист-гитарист в концерте, остальное время играл кто-то другой или оркестр. Потом начались концерты полностью для гитары с оркестром – и полный зал, всем все понравилось. Так возникла идея создания гитарного фестиваля в зале Чайковского. И в этом году нам 15 лет. За это время он стал одним из крупнейших гитарных фестивалей в мире.
– Фестиваль проводит Московская филармония. Поскольку я в этом фестивале с момента основания, то, конечно, чувствую ответственность за все. Хотя напрямую я отвечаю только за программу.
Это уникальный фестиваль – нет другого такого гитарного фестиваля в одном из крупнейших залов страны с участием одного из лучших оркестров страны. Все же Россия не Зимбабве, и у нас оркестры мирового уровня. И, конечно, я собираю лучших солистов со всего мира. У нас каждый год мировые премьеры, мы расширяем репертуар, заказываем новую музыку. И у нас всегда полные залы. 1505 мест в зале Чайковского, и почти всегда аншлаговое открытие и закрытие.
– Он основан пять лет назад как фестиваль памяти Александра Пономарчука, моего друга, талантливого гитариста, который безвременно нас покинул. Я решил таким образом продвигать идею камерной гитарной музыки, потому что частая проблема гитаристов в том, что они видят карьеру только сольную, а это получается в лучшем случае у одного процента. А камерная музыка – это не солист и аккомпаниатор. Камерная музыка – это все участники ансамбля исполняют роли и солиста, и аккомпаниатора. Это про равноправие, про умение слышать, сотрудничать. Я решил с помощью фестиваля показать гитаристам, что так можно – есть репертуар, есть сцена. Это просветительский проект, с помощью которого мы расширяем гитарный репертуар. Мы заказываем новые сочинения современным композиторам, устраиваем премьеры.
Хороших исполнителей много. Но из них единицы могут потянуть карьеру солиста. В музыкальной сфере жесткий естественный отбор, он начинается с детства. Чтобы быть солистом, мало просто хорошо играть.
– Я бы не назвал это «толкаться локтями», но, чтобы быть на сцене, гастролировать, нужны разные качества. Я знаю людей, которые, съездив в первый тур, сказали, что больше никогда. Нужны железные нервы, крепкое здоровье, хорошая память, потому что многое из репертуара исполняется наизусть. Бойцовские качества. Коммуникабельность, потому что все-таки один в поле не воин. Поэтому, скорее, не толкаться локтями, а уметь притягивать правильных людей, которые поверят в дело, которое ты делаешь и в которое сам веришь. Кстати, гитаристу еще важно иметь крепкие ногти.
Артем Дервоед
– Фестиваль «Золотые грифы» – общественный благотворительный проект, все бесплатно. Бесплатный вход для зрителей. Музыканты участвуют бесплатно.
– Нас познакомил коллега из компании Yamaha. Ваня в прошлом играл на классической гитаре. Я рассказал ему, что моя задача – знакомить людей с гитарой: инструмент достойный, но не такой популярный, как остальные классические инструменты. И я хочу сделать его популярным. Предложил: давай сделаем что-то совместное – у тебя хорошая большая аудитория, а тебе, возможно, будет интересно поучаствовать. И он согласился. Мы с ним все согласовали, и вот Noize уже стоит в программе Московской филармонии. В следующем году будем исполнять цикл композитора Марио Кастельнуово-Тедеско для гитары и чтеца «Платеро и я» по книге Хуана Рамона Хименеса.
Детство и начало
– Это точно. Даже если человек не умеет играть на гитаре, научить его восьми аккордам можно легко. Для меня до сих пор по большому счету загадка, как у меня получилось стать гитаристом. Мне было года три, и я помню, что явно хотел играть, имитировал игру. У родителей было музыкальное образование, хотя никто из них не пошел по музыкальной линии. У меня семья советской научной интеллигенции. Мама – историк, папа – биохимик. Папа в детстве учился играть на баяне, а мама – на фортепиано. Но дома у нас не было инструментов, никто не играл. Классическая музыка дома не звучала. Где я мог услышать гитару? Пластинки. Родители очень любили Высоцкого. Ну и, наверное, телевизор.
И вот я имитировал игру на гитаре, вставал и играл. Умилялись все взрослые. У меня есть брат, на 10 лет меня старше. И в один прекрасный день он принес домой обыкновенную гитару Шиховской фабрики. Мне ее никто не давал, потому что все, что попадало ко мне в руки в детстве, ломалось. Меня реально боялись. У меня была проблема с детским садиком, я туда ходил в своей жизни две недели. Я не смог находиться в социуме, и социум не принял меня абсолютно. Мы друг друга возненавидели с первых же встреч. И в том числе потому, что все игрушки, которые попадали ко мне в руки, ломались. Брат не хотел, чтобы я сломал его гитару, и какое-то время не давал мне к ней прикасаться. Я вокруг нее ходил кругами, мучился. Помню, однажды он разрешил мне в его присутствии взять гитару. Я взял, положил ее себе на колени как гусли – не понимал, как ее держать. Бренчал по струнам, и помню, что ощутил такую благость невероятную, такой прилив счастья, что понял – вот оно! И я в этот же вечер сказал: «Мама, папа, я хочу научиться играть на гитаре, отведите меня!»
– Нет, более того, меня даже не отвратило то, что на прослушивании в музыкальной школе мне сказали, что у меня нет ни слуха, ни голоса, ни чувства ритма и вообще мне не надо заниматься музыкой в принципе. Я всегда был асоциальным типом. Сейчас я к этому проще отношусь, а раньше сильно не любил чужих людей. А на прослушивании какой-то чужой дядя, которого я не знаю, что-то мне говорит – спой песенку, простучи ритм. я впал в ступор и вообще не смог сделать ничего. И меня не приняли. Но я сказал, что все равно хочу играть на гитаре, давайте найдем место, куда меня возьмут. Я пошел в первый класс в 6 лет в Ростове-на-Дону. Мы жили на окраине города, за нашим домом уже только кукурузное поле и кладбище. Но в образовательной школе оказался кружок гитары, куда брали всех подряд. Учили семиструнной гитаре, но мне было все равно. Я тогда не понимал разницу, просто хотел учиться играть.
Получаться стало сразу, через полгода после начала обучения я уже играл на каком-то концерте. Потом мы переехали в Электрогорск в Подмосковье, там не было класса гитары. И я год не занимался. Только через год папа нашел школу в Орехове-Зуеве. Мама сказала, что будет возить. И так я начал играть на классической, шестиструнной гитаре. Потом мы переехали в Москву, и в Москве я сменил две школы. Но так ни одну и не окончил.
– Где-то лет в 11. Кто-то в один прекрасный день рассказал, что есть такая профессия – музыкант. И я подумал: о, я занимаюсь любимым делом и мне за это еще и деньги платят. А тут мама договаривается о прослушивании в частной музыкальной школе «Юные дарования». Я пошел на прослушивание, сыграл, они сказали: отлично, мы тебя берем. Только у нас нет класса гитары. Но это не проблема. У кого ты хочешь учиться? Я вспомнил, что, когда мы переехали в Москву, я попал на концерт Николая Комолятова и решил, что хочу у него учиться. Вот я и сказал, что хочу учиться у Николая Комолятова. Они говорят: хорошо. Сначала он не хотел со мной заниматься, потому что до этого никогда не занимался с маленькими детьми. Но послушал и сказал, если я готов отказаться от игр, футбола, девочек. Я сказал, что на все согласен. И мы начали.
Я там был единственный гитарист. Каждый месяц наша школа давала отчетный концерт в Рахманиновском зале консерватории. Я сразу попал на серьезную крутую сцену. Концерты были на спонсорские средства, зал всегда битком. И в этот же период я начал сочинять музыку. Даже есть архивная запись на телевидении 1990-х гг., мне 12 лет и я исполняю премьеру своего дуэта для скрипки и гитары. Музыка была очень жалостливая, «Романс» называлась. Она выбивала слезу у всех, и директор сказала, что, пожалуй, надо ходить с этой музыкой по спонсорам.
– Для нас все было бесплатно, все оплачивали спонсоры школы. Это был такой типичный проект новой России начала 1990-х гг. – богатый дядя дает деньги. Кто – не помню. На эти деньги учились многие талантливые дети.
– Я бы не назвал это проблемой. Что такое исполнительство классической музыки? Человек пытается ухватить мысли, чувства и переживания небесталанного композитора. Обычно эти мысли и чувства достаточно глубоки. И если в тебе нет этой глубины, ты не прожил какие-то моменты жизни, ты и не знаешь, о чем там говорится, и не знаешь, как об этом рассказать людям. Конечно, годы моего обучения в колледже были достаточно безумны. Помимо гормонов и других отвлекающих факторов я впервые оторвался от семьи. До этого я все время проводил дома. В детстве меня не выпускали одного гулять на улицу, потому что мы жили в неблагополучном районе Ростова, потом Подмосковья и позже в Москве – в Солнцеве. В начале 1990-х гг. это были самые настоящие джунгли, где я всегда очень сильно выделялся. Мне было страшно даже пройти по улице. Тогда было так: если ты прошел по улице и тебя не обули и не избили, значит, очень хороший день, реально повезло. В самом детстве я один не гулял, друзей практически не было, я всегда играл один в комнате. И в школе я не особо с кем-то общался. Школьные годы для меня тоже черная полоса жизни, там действительно всегда было ужасно. В школе меня все ненавидели, хотя до сих пор не могу понять, за что. Видимо, пацанчики на районе четко определяли: мы как все, а он будет жертвой.
А в колледже я ощутил, что попал ровно в противоположную среду. Меня вдруг все начали любить. Вообще все: однокурсники, однокурсницы, преподаватели. Только начальство недолюбливало, а со всеми остальными все было прекрасно. Наверное, это сильно способствовало тому, что я еще больше закрепился в музыке. Я понял, что это мое общество, моя тусовка – меня здесь любят, принимают. Я не такой, как все, но здесь это абсолютно нормально и приветствуется. А отвлекающие факторы. я ни о чем не жалею вообще. Чего я только в жизни не повидал, абсолютно безумные были истории.
Гитара и Bentley
– Есть несколько мотиваций. Самая долгоживущая – ты делаешь, потому что не можешь не делать. То есть призвание. Это самая чистая, искренняя и правильная мотивация, которая двигает людей до самого конца, несмотря ни на какие финансовые сложности. Потому что классическая музыка по большому счету не про деньги. Она не сравнима, например, с нефтегазовой отраслью.
Особый женский язык
– Тоже совсем другие цифры. Сильно меньше. Поэтому нужна сильная мотивация, чтобы продолжать заниматься, когда денег нет. Музыканты очень долго учатся. Школа, училище, вуз, потом еще аспирантура, стажировки. И все это время музыкант не самостоятелен. Финансовая самостоятельность приходит позже, чем к сверстникам, которые занимаются чем-то другим. Мы все с детства играем на сцене, но это бесплатные концерты. Моя финансовая состоятельность и независимость пришли достаточно поздно. До этого меня поддерживали родители и брат.
Многие мои однокурсники или коллеги ушли работать гитаристами неклассического профиля. Они играют на электрогитаре у известных певцов – Лепса, Михайлова и т. д. И я думаю, в целом это правильный выбор.
– Да недавно. Я сначала стал играть в Рахманиновском зале Московской консерватории, потом начал учиться и параллельно зарабатывал деньги в переходах на свои подростковые нужды. И тогда же я дебютировал в зале Чайковского. Мне было 17, по-моему.
– Мне это никогда не было интересно. Мне было интересно общение. Всегда. И меня соблазняло общение с интересными людьми, а ночные клубы мне скучны, там невозможно общаться, отвратительная музыка, накурено.
А заработать я всегда пытался, играя на гитаре. Я играл в переходах, в метро. Просто садился и играл свою программу. Помню какой-то Новый год, 31 декабря, у меня ни копейки денег, а хотелось всем купить подарки. Я пошел, сел в переходе на Охотном Ряду, поиграл несколько часов, заработал. Мне тогда родители давали карманные деньги, их, естественно, не хватало. А были вещи, на которые родительские деньги, мне казалось, тратить неправильно, – и я играл. И хватало на то, что было тогда интересно. Не на рестораны. Мы собирались и выпивали в каких-то дешевых забегаловках. Там было очень душевно, была отличная наша компания. Когда было тепло, то просто на улице собирались. Никогда у меня не было желания купить Bentley, и до сих пор нет.
– Относительно. Но если сравнить со скрипками – нет.
– Ну да. Действительно, нормальный инструмент у меня появился примерно в 1995–1996 гг., уже в колледже. Родители купили. Пошли с Николаем Комолятовым, он помог выбрать гитару, и недорогую, и неплохую. На начальных этапах помогали родители. Позже помогал брат, он бизнесмен.
– У меня есть менеджер, я состою в агентстве, которое занимается не только моими концертами, но и в целом моей карьерой. Помимо концертов у меня много разных проектов, в том числе те два фестиваля. Я много работаю с современными композиторами. У меня каждый год возникает глобальный интереснейший проект. Плюс я занимаюсь педагогикой.
Гитара и концертные залы
– Непросто. Но мне всегда везло.
– Давайте не смешивать гитару и баян, они ничего общего между собой не имеют. В России есть отношение к гитаре как к народному инструменту. Но это баян – народный инструмент. Это только сейчас на нем играют серьезный репертуар. Гитара и баян – абсолютно разные истории. На гитаре играли во времена барокко. Бах, конечно, играл не на гитаре, он играл на лютне. Но это родственница гитары. Еще раньше существовала виуэла, прямой предок гитары. Во времена Ренессанса виуэла была очень популярным инструментом, на ней играли при дворе. Гитара – древний инструмент, из той же семьи, что и скрипка, альт, виолончель и другие струнные. Я ни в коем случае не ущемляю баян, это прекрасный инструмент, просто надо понимать, что яблоки не растут на дубе, а желуди не растут как морковь.
– Непросто, да. В филармонию я попал благодаря двум людям. Первый – мой профессор Николай Комолятов. Он меня отвел в филармонию и познакомил с Натальей Захаровой. Она тогда занималась планированием сезонов, абонементов. Он ей сказал: вот молодой, перспективный, может быть, как-то можно ему помочь. Она поставила меня в программу следующего сезона с [Аранхуэсским] концертом [испанского композитора Хоакина] Родриго в зале Чайковского и с концертом [Антонио] Вивальди в Большой зал консерватории. Естественно, от этого дебюта зависело все мое будущее. К счастью, всем все понравилось, и меня начали ежегодно приглашать на концерты с оркестром в зал Чайковского. Я показывал разные программы, и публике очень нравилось. Понимаете, проблема гитары в больших залах и на серьезных концертах в том, что очень мало тех, кто хочет рисковать. Люди не знают репертуара, не понимают, пойдет – не пойдет. А здесь человек рискнул и увидел, что публика воспринимает гитару прекрасно. Да, может быть, незнакомый репертуар, но музыка хорошая, красивая, и всегда выступления проходили на ура.
И точно так же происходило в других больших залах. Например, гитара нечасто звучит в зале Кельнской филармонии. Огромный зал, консервативная немецкая публика. Зал битком – 2500 человек, по-моему. После моего выступления весь зал аплодировал стоя. Это был незабываемый концерт.
– Гитарные страны – это фикция. Большое заблуждение думать, что, например, лучше всего на гитаре играют в Испании. Испания считается гитарной страной, потому что там есть жанр цыганского народного творчества – фламенко. Но гитара фламенко отличается от классической шестиструнной. Сейчас фламенко очень популярно, есть и японцы, играющие фламенко, и русские и т. д. Можно говорить, что Испания – страна гитары фламенко. Несмотря на то что классическую гитару тоже называют испанской, формирование той конструкции, которую мы сейчас знаем, происходило во всех европейских странах. У всех были свои нюансы, но все закончилось в конце XIX в., когда Антонио де Торрес сделал ту конструкцию, которую мы называем классической. Он собрал воедино все идеи и сделал инструмент, который действительно прекрасно звучал. Лучше на тот момент не звучало ничего. Да и, может быть, на данный момент тоже. Сейчас просто тенденция – делать гитару громче. Но вот гитары де Торреса – это классика. Говорить, что Испания гитарная страна – это примерно как говорить, что Италия – скрипичная страна. Везде играют на скрипках, и везде могут играть хорошо. Точно так же на гитаре. В каждой стране есть несколько гитаристов, которые играют очень круто.
– Абсолютно нормально воспринимают. Германия сейчас лучшая страна, чтобы получить музыкальное гитарное образование, на мой взгляд. Я тоже там учился. Германия – богатая страна, там либо бесплатное, либо очень дешевое обучение. И поскольку там хорошо платят, туда приезжают хорошие преподаватели.
– Любой, наверное. Самое главное – известность имени. Никакой неизвестный исполнитель не соберет «Олимпийский», даже если завесить весь город рекламой. Дальше – программа. И реклама. Но в целом мы, конечно, не выходим на стадионы.
– Я играл неоднократно в Светлановском зале. 9 июня я буду в большом зале «Зарядья» играть. Большой зал консерватории, зал Чайковского, все большие площадки, я их собирал.
– Я на конкурсах зарабатывал деньги. Вот вы говорите, взять гитару, пойти в клуб и заработать. А я брал гитару и ехал зарабатывать на конкурс. Мой первый конкурс был в 11 лет. Конечно, там еще не было денег. Потом был первый мелкий выигрыш, когда я почувствовал себя добытчиком и кормильцем, – выиграл видеомагнитофон. Мы жили достаточно скромно, у нас не было видеомагнитофона, и вдруг я еду на конкурс в Воронеж и получаю как премию видеомагнитофон. Тогда я чувствовал – мужик!
А дальше все разделилось на несколько этапов. Сначала ты пытаешься посмотреть других и чему-то научиться. Исполнительство на конкурсе сильно отличается от концертного, и к этому нужно привыкнуть. Понять, как это работает. Потом ты начинаешь показывать себя, зарабатывать имя, выигрывать призы. Это как казино. То есть ты заработал, думаешь, ага, я могу на эти деньги съездить еще на несколько конкурсов. Если у тебя где-то пять конкурсов в год, три выигрываешь – два проигрываешь, то будешь все равно в плюсе. Реально похоже на казино.
– Начальное музыкальное образование должно быть обязательным для всех. Я обязательно отдам детей в музыкальную школу. А дальше – как сами решат. Музыкальная карьера очень сложная. Это не про деньги и не про славу, а про постоянный ежедневный труд. Часто музыкальный мир не очень доброжелательный. Тем более я понимаю, как сложно быть ребенком человека, который в этой области чего-то достиг. Соревнование с родителями, мне кажется, нездоровая история. А найти себя в той же области, но не соревноваться – это нужно постараться. Мне кажется, задача родителей – предоставить палитру возможностей, дать попробовать. Почему часто дети идут по стопам родителей? Потому что не знают ничего больше. Я хочу быть как папа, потому что он большой и сильный. Я верю в папу, папа крутой. А если показать, что другой папа тоже крутой? Но музыкальное образование я бы ввел обязательно.
Топ 14 вопросов начинающего гитариста самоучки
У начинающего гитариста самоучки нет педагога, который научит его всему с самого начала. Вместо этого у него есть куча вопросов, которые даже непонятно, в каком порядке задавать.
Начав самостоятельно учиться играть на гитаре, я столкнулся со всеми теми же вопросами. Некоторые подсказки мне повезло узнать от профессиональных гитаристов. До других пришлось кропотливо доходить своим умом. В любом случае на поиски решений ушло немало времени.
Если вы такой же взрослый самоучка, то собранные мной ниже ответы здорово сэкономят ваши время и силы.
1 — Нужно ли знать ноты, чтобы учиться играть на гитаре?
Есть два способа играть на гитаре, не зная нот.
Оба эти способа технически друг от друга не отличаются. Разбор на видео вживую показывает, куда тыкать пальцем на грифе гитары. Запись табулатуры делает то же самое на бумаге. Важно другое, что ни один из этих способов не отражает музыкальную фактуру произведения. И это их главное и принципиальное отличие от нотной записи. Поскольку гитара — это полифонический инструмент, способный звучать как небольшой оркестр, такое отличие приобретает критичный характер.
На мой взгляд, здесь уместна аналогия с книгами и комиксами. Текст книги позволяет вам самим мысленно нарисовать образ всех персонажей и детали обстановки. Комикс просто перечисляет вам события с уже прорисованными персонажами в статичных картинках. Казалось бы, ну и что? Какая разница, если в итоге сюжет понятен и история рассказана? Чтобы понять «ну и что», попробуйте прочитать комикс выразительно или хотя бы с разными интонациями.
Так и с музыкой, которую вы научились играть на гитаре по нотам. Нотная запись сама по себе показывает структуру пьесы и фактуру музыки.
Нотная запись
Все эти тонкости можно изобразить и в табулатурах. Но в результате сама запись станет слишком перегруженной и утратит изначальный смысл быть простой.
Громоздкая табулатура
Возвращаясь к аналогии, комикс превратится в книгу с иллюстрациями, которую нужно читать, а не смотреть.
Зачем вообще гитаристу знать ноты?
Давайте разберёмся, откуда вообще возникает вопрос, надо ли знать ноты, чтобы играть на гитаре. В первом случае — это начало обучения с полного нуля, но с горячим желанием. То есть новичок вообще не представляет не только с чего начать обучение игре на гитаре. Он даже не понимает, что именно хочет научиться играть и на какой гитаре. Однако изо всех сил пытается разобраться и готов к усердной работе. Надо ли учить ноты — это для него вопрос с целью получить правильный ответ.
Другой случай — это типичное проявление лени. К сожалению, гораздо чаще этот вопрос задаётся с целью услышать заранее ожидаемое оправдание нежелания напрягаться. За всем этим обычно следует мулька про Хендрикса и Эммануэля, которые никогда не знали нот. Прикиньте сами, сколько миллионов пытавшихся играть на гитаре без нот хотя бы приблизились к ним. Вот и ответ.
Самое интересное, что выучить ноты — это не так сложно и страшно, как кажется. Это не иностранный язык, как представляет большинство новичков. И даже более того, это вообще не какой-то отдельный от обучения игре на гитаре процесс. Вовсе не надо сначала изучить ноты, а только потом приступать к занятиям на гитаре. Что действительно важно, так это составить программу обучения хотя бы на первое время. Если правильно подобрать учебный репертуар, то ноты постепенно улягутся в голове сами собой без зубрёжки.
Трудно ли начинающему гитаристу выучить ноты?
А теперь самое вкусное на сладкое. Под знанием нот чаще всего понимают их название и размещение на нотном стане. То есть речь идёт, как правило, только о высоте звуков. Но у звука есть и другие свойства, которые вместе составляют нотную грамоту. Например, длительность, которая напрямую связана с ритмом. А ритм — это основа любой музыки. Невозможно учиться играть на гитаре и не развивать чувство ритма.
Ещё одно свойство звука — это громкость. Управляя ей, можно строить мелодические фразы, расставлять акценты и интонации, сочетать полифонические линии. В общем, делать музыку красивой. Невозможно учиться играть на гитаре, не думая о громкости.
Кроме того, ноты могут звучать одна за другой или вместе. В первом случае мы получим мелодию и басы, а во втором — гармонические интервалы или аккорды. Мелодия, гармония и басы могут звучать на гитаре одновременно. Это и превращает одну гитару в целый оркестр. Фальшивый аккорд режет ухо любому, независимо от наличия или отсутствия у вас музыкального образования.
Проще говоря, занимаясь на гитаре, вы уже изучаете нотную грамоту, осознаёте вы это или нет. Остаётся всего-то изучить названия и термины того, что вы делаете и так.
2 — На какой гитаре лучше начинать учиться играть?
Этот вопрос обычно содержит в себе сразу два аспекта. Один касается выбора типа гитары. Например, человек хочет учиться играть на электрогитаре или заниматься фингерстайлом на вестерне. Обязательно ли сначала пройти азы на классической гитаре?
Я считаю, что это вовсе не обязательно, но очень полезно и гораздо более правильно. Классическая гитара очень хорошо подходит для закладки фундамента под любое направление. Она позволяет понять, что такое красивый и одновременно разнообразный звук, не прибегая к куче примочек. Опять же на классической технике базируется любая пальцевая техника игры на любой гитаре.
Немаловажно для новичков, что даже бюджетная классика может звучать вполне прилично, причём сразу из магазина. Вестерны того же ценового диапазона не только не могут похвастать таким же приличным звуком. Вам крупно повезёт, если в магазине делают бесплатную предпродажную доводку бюджетных вестернов. Потому что без неё у ваших рук сразу же начнётся «весёлая жизнь».
Если всё же ваша душа однозначно лежит к конкретному стилю и типу гитары? Не вижу препятствий, учитесь сразу на том и тому, что вам нравится.
Другой аспект касается ценового диапазона учебной гитары. Надо ли с самого начала учиться играть на дорогой, качественной, а то и мастеровой гитаре? Здесь есть и свои «за» и свои «против». Главная разница между дешёвой и дорогой гитарой — это, конечно же, звук.
Однако дорогая гитара сама по себе ещё никого не сделала виртуозом. Чем богаче звук гитары, тем больше мастерства требуется, чтобы извлекать его. На более дорогой гитаре без мастерства у вас получится только более шумный шум. Даже на фанере новичок не слышит всех своих огрехов. Причина в том, что он ещё не умеет слушать самого себя. На гитаре, которая выдаёт гораздо больше обертонов, красок и оттенков, начинающий гитарист просто потеряется.
Но в дорогих акустических гитарах для начинающих гитаристов есть и плюсы. Сочный звук возникает из-за резонанса массива дерева, чего не происходит на залитой лаком фанере. И резонанс задней деки передаётся прямо в живот. В первые разы у новичков возникают незабываемые ощущения. Когда в буквальном смысле чувствуешь телом музыку с самого начала занятий, это, безусловно, очень хорошо.
В общем, выбор первой гитары для учёбы зависит от разных обстоятельств и условий.
3 — Нужны ли ногти для игры на гитаре?
Начинающие гитаристы задают этот вопрос даже немного с другого ракурса. Нужно ли учиться играть на гитаре сразу с ногтями?
Сам по себе этот вопрос чем-то сродни вопросу нужно ли сразу учиться играть на дорогой гитаре. Как и в том случае, разница между игрой на гитаре с ногтями и без заключается в звуке.
При этом стальным струнам ногти добавляют только звонкости. А вот на нейлоне начинает звучать гораздо больше различных оттенков. Однако на начальном этапе обучения всё это не имеет абсолютно никакого значения. Потому что оттенки и начинающие гитаристы — это понятия несовместимые.
Кстати, ученики ДМШ по классу гитары начинают играть с ногтями в среднем лет с одиннадцати. Просто потому, что до этого возраста детские ногти тонкие и хрупкие. Даже самые лучшие ученики, способные понять красоту звука, играют подушечками пальцев без ногтей. И это не мешает им в будущем заканчивать консерватории. Как говорится, всему своё время.
Возвращаясь к теме взрослых самоучек, ответ довольно простой. Начинайте беспокоиться о ногтях только тогда, когда почувствуете, что вашей музыке не хватает красок. До этого момента работайте на тем, чтобы ваши разрозненные звуки стало можно называть музыкой.
4 — Нужны ли гитаристу упражнения на технику?
Кто-то не занимается техническими упражнениями и этюдами вообще. Это сильно сужает репертуар по понятной причине неспособности играть что-то чуть сложнее начального уровня.
Другая крайность — так называемый гитарный спорт. Его почитатели упираются только в технику, совершенно забывая о красоте музыки. Главным становится поставить личный рекорд скорости, запилить быстрее, круче, зафиксировать достижение. «Полёт шмеля» в темпе 350 bpm напоминает монотонное жужжание мухи. В темпе 1300 bpm — это всего 9 секунд комариного писка. Да, круто, но есть два вопроса: зачем и где, собственно, полёт шмеля?
И вот, пожалуй, одна из главных трудностей, встающих на пути гитариста самоучки. Обучение нужно выстроить так, чтобы каждый новый приём вливался в общую копилку технического мастерства. То есть, отработав техническое упражнение, нужно разучить пьесу, в которой этот приём встречается в различных сочетаниях с другими уже известными приёмами. Сделать это без помощи преподавателя довольно сложно, особенно начинающему гитаристу. Однако если вы изначально понимаете необходимость такого подхода, то нет ничего невозможного.
5 — Нужно ли гитаристу регулярно играть гаммы?
Гаммы — это вовсе не нудятина, как их видят многие начинающие музыканты, не только гитаристы. Всё дело в том, что большинство новичков, особенно самоучек, представляют гамму в виде стандартных восьми нот. То есть до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до и обратно вниз. Тупо запилив их под сотню раз, пожалуй, действительно заскучаешь. А главное — не получишь особой пользы, потратив много времени.
Но если разобраться, то перед начинающим гитаристом откроется увлекательное занятие с широчайшими возможностями для совершенствования. И речь идёт не о банальной тренировке скорости пальцев. Это настоящее погружение в фундаментальные основы красивой гитарной музыки.
Вы научитесь внимательно слушать каждый звук в собственном исполнении. Отсутствие привычки и навыка слушать свою собственную игру — это просто поголовная болезнь начинающих гитаристов. Зачастую проходит много времени, прежде чем гитарист начинает замечать свои глохнущие ноты и дребезг струн.
Ещё один бич многих гитаристов — отрывистое звучание каждой ноты. Гаммы позволяют избавиться и от него. Причём у разных аппликатур имеются свои сторонники и противники.
Любители играть гаммы без смены позиций считают преимуществом отсутствие лишних препятствий к залигованному соединению звуков. Сторонники же классической аппликатуры Сеговии стремятся достичь плавного слитного звучания в любой ситуации. В том числе и при частой смене позиций. Но и те и другие оттачивают мастерство на гаммах, хоть и с разными подходами.
Однако и это далеко не вся польза, которую получает начинающий гитарист, регулярно играя гаммы. Чтобы просто перечислить варианты использования гамм и даже самые стандартные упражнения, нужна отдельная статья. В рамках же этого раздела ограничимся пунктом, о котором нельзя не упомянуть, говоря о гаммах.
Это очень пластичная основа для ритмических упражнений и развития навыка расстановки метрических акцентов. Вы можете сами придумать бесконечное число ритмических рисунков и вариантов чередования сильных и слабых долей. И чем выше ваше мастерство, тем сложнее ваши упражнения на тех же самых гаммах.
6 — Нужно ли сразу учить все аккорды на гитаре?
Многие новички вообще опускают вопрос целесообразности и сразу спрашивают, как выучить все аккорды на гитаре. Найти в интернете полную сводную таблицу всех аккордов сейчас не проблема. Однако её объём таков, что чаще всего она вызывает тоску в глазах начинающего гитариста. На том обучение и заканчивается.
Чтобы избежать этой распространённой ошибки, нужно понять две вещи. Во-первых, выучить все аккорды, не зная, куда и как их применять, занятие изначально бессмысленное. Ну, купили вы отвёртки со всеми возможными головками любых размеров. А чего крутить ими у вас есть? Так и с аккордами. У вас уже имеется репертуар, для которого необходимо знание вообще всех аккордов на гитаре? Гораздо продуктивнее постепенно и последовательно разучивать подходящие по уровню произведения.
Во-вторых, все аккорды строятся по определённым правилам. Если вы знаете эти правила, то у вас в принципе отпадает нужда запоминать все аккорды. Вы можете в любой момент сами построить на любом ладу тот аккорд, который вам нужен.
В этом деле сильно помогает нотная грамота, о которой мы говорили чуть выше. И это снова вопрос регулярной практики, а вовсе не нудной зубрёжки.
7 — Нужно ли гитаристу самоучке заниматься сольфеджио?
Здесь часто возникает путаница в терминологии. Начинающие самоучки принимают сольфеджио, которое в буквальном переводе означает «пение по нотам», за нотную грамоту. Такое происходит из-за того, что в детских музыкальных школах эти две дисциплины для простоты смешивают. К пению при этом добавляют изучение тональностей, размеров, интервалов и т.п. А уроки сольфеджио в интернете зачастую носят форму, характерную именно для ДМШ. Потому что за более профессиональным уровнем люди идут уже в специальные учебные заведения.
Сольфеджио в чистом виде, на мой взгляд, нужно тем, кто решил заниматься серьёзно. Эти занятия позволяют развить слух и музыкальную память до уровня, необходимого профессиональному музыканту. Начинающему гитаристу самоучке важен, скорее, прикладной вариант, который превратит слепые блуждания в продуктивные занятия.
Например, новичок не знает ни сами ноты, ни их расположение на грифе гитары. Дёргая с горем пополам каждую следующую ноту, он уверен, что учится играть на гитаре. Однако все его силы уходят на то, чтобы продраться сквозь лес непонятных значков. В действительности, к обучению, собственно, игре на гитаре, он приступит ещё не скоро. Потому что отдельные рваные звуки с гигантскими паузами не имеют ничего общего ни с ритмом, ни с мелодией.
Есть простой и эффективный способ быстро выучить ноты и приступить к настоящим занятиям на гитаре. Играя пьесу, нужно одновременно петь её ноты. Это помогает не только хорошо запомнить сами ноты. Также в голове постепенно и прочно укладывается расположение нот на грифе гитары. Пройдя этот этап, вы начнёте уделять внимание главному, то есть красивой музыке.
И в этом вам по-прежнему будет помогать то же самое прикладное пение нот. С его помощью начинающий гитарист научится строить мелодические фразы, расставлять акценты, использовать интонации, создавать настроение. В общем, делать все то, из чего и состоит красивая гитарная музыка. Применение этого метода мы подробно разбираем в специальной статье по ссылке в предыдущем абзаце.
8 — Можно ли ставить стальные струны на классику?
Акустические гитары со стальными струнами или просто вестерны изначально возникли для громкого аккомпанемента в ансамбле. Их конструкция должна выдерживать мощные удары по струнам и значительно большее натяжение самих струн.
Классическая гитара сконструирована иначе и для других приёмов игры. Она просто не выдержит сильного натяжения стальных струн и сломается. Вам повезёт, если гриф отломится ровно или нижний порожек вырвет не с мясом, это чинится. Более грубые повреждения тоже можно отремонтировать, но это будет сильно дороже и не всегда рентабельно.
9 — Можно ли ставить нейлоновые струны на вестерны?
Что касается наоборот, то нейлоновые струны можно запросто установить на вестерн, физически он не пострадает. Однако возвращаемся к его конструкции и вспоминаем, что корпус рассчитан на совсем другие нагрузки. Поэтому нежный нейлон просто не сможет раскачать мощные деки. В результате звук получится блёклым и неинтересным.
К тому же нейлоновые струны толще стальных. По этой причине гриф у классики ощутимо шире, чем у вестерна. Толстые струны на узком грифе сильно затрудняют работу пальцев, особенно левой руки. Ну и высота струн по причине разного натяжения тоже должна быть разной. Без дополнительной регулировки низкая установка нейлона на вестерне приведёт к постоянному дребезгу струн об лады.
10 — Можно ли сразу разучивать любимые произведения?
Чему чаще всего хотят научиться большинство начинающих взрослых гитаристов? Они находятся под впечатлением от каких-то любимых гитарных композиций. И чаще всего новички, особенно самоучки, пытаются сразу начать играть именно эти произведения. Это самая главная ошибка начинающих гитаристов.
Есть два разных желания. Одно — научиться играть на гитаре. Другое — научиться играть на гитаре конкретное произведение. Для начала следует определиться, насколько существенна для вас эта оговорка.
Далее нужно понять степень сложности самого произведения. Если вы хотите выучить аккорды песни «Пачка сигарет», то разумно будет сразу учить именно их. А если речь идёт, к примеру, про «Перуанский вальс» или «Freight train»? Тогда это будет сказка о потерянном времени. И скорее всего она закончится заброшенной гитарой из-за отсутствия прогресса и, соответственно, утраты желания заниматься.
Знаете, что будет самым обидным? Запоздалое понимание, что за то же самое время вы могли действительно научиться играть на гитаре. Не сразу то, что хотели, но в ясной и обозримой перспективе — всё, что угодно.
11 — До какой степени отрабатывать каждое произведение?
Какова главная цель работы над каждым упражнением или учебной пьесой? Научиться играть их настолько правильно и красиво, насколько позволяет текущий технический уровень ученика. Как только эта задача решена, нужно переходить к следующему произведению.
Проблема в том, что без опытного педагога очень трудно самому определить эту тонкую грань. Объясню на примере. Допустим, в пятом такте у вас постоянно дребезжит одна струна. Это вам в принципе не хватает растяжки в такой позиции? Или именно в этом такте вы не обращаете внимания на ошибку? В первом случае пора идти дальше, а растяжка со временем появится. Во втором — надо продолжать работать именно над этим этюдом и устранить ошибку.
Отсюда же вытекает ответ и на другой попутный вопрос. Надо ли постоянно повторять и держать в памяти все пройденные произведения?
Дело в том, что нужно разделять учебный и концертный репертуар. Очевидно, что концертные пьесы следует поддерживать в рабочем состоянии. Даже если это концерты в узком кругу семьи на кухне. А вот учебные произведения для того и нужны, чтобы научиться и двинуться дальше.
Нет никакого смысла повторять этюд, который вы давно технически переросли и можете сыграть, проснувшись ночью. Представьте, что будет, если постоянно повторять всё, что вы интенсивно учили хотя бы за год. В конце концов, на это начнёт уходить всё время урока.
Здесь очень важно, чтобы учебный репертуар соответствовал вашему техническому уровню. В этом случае при необходимости вы легко вспомните любую пройденную пьесу буквально с одного прогона.
12 — Можно ли научиться играть на гитаре, если нет слуха?
Нет слуха — это когда вы не отличаете мужской голос от женского или свисток от барабана. Во всех остальных случаях у вас нет навыка музыкального применения слуха, а не самого слуха. Как и любой другой навык его можно развить.
Усердно занимаясь на гитаре, вы постепенно разовьёте и слух. Точно так же, как постепенно запомните названия и расположение всех нот на грифе гитары.
13 — Как мотивировать себя заниматься на гитаре?
Для меня гитара — это увлекательное занятие, которым я сам хочу заниматься. Это не задание, которое вы вынуждены выполнять по чужому указанию, и поэтому нуждаетесь в мотивации. Если вам нужно заставлять себя заниматься на гитаре и вы постоянно перегораете — смело бросайте. Будьте честны с собой, это просто или не ваше занятие или вам лень. Ни в том, ни в другом случае толку от занятий не будет. Вы просто потеряете драгоценное время. Никаких чудо-рецептов здесь не существует.
На мой взгляд, есть только одно объяснимое сочетание желания заниматься на гитаре и потери интереса. Как правило, отсутствие у самоучек чёткого вектора занятий ведёт к отсутствию прогресса. Желание играть лучше и непонимание, как этого добиться, загоняет начинающих гитаристов в уныние. Возникает топтание на месте, которое неизбежно ведёт к потере интереса. В этой ситуации вам поможет составление своей программы обучения игре на гитаре.
По собственному опыту я рекомендую пройти общие для всех стилей и направлений гитарной музыки основы. Во-первых, вы создадите прочный фундамент для дальнейшего обучения игре на гитаре. Во-вторых, проработка основ сильно упрощает понимание, как и куда двигаться дальше. Лично я сам метался между фингерстайлом, классикой и различными аранжировками хитовых мелодий. Несколько месяцев исканий привели меня к классической гитаре и решению вернуться на старт к основам.
На данный момент я так и занимаюсь на классической гитаре, она пришлась мне по душе. Кстати, мой репертуар при этом выходит далеко за рамки только классической музыки. Но главное даже не это. Если я захочу переключиться на другие направления и типы гитар, это не составит мне труда. Именно благодаря правильно заложенному фундаменту обучения, я легко нахожу решения, куда и как двигаться.
Если же у вас есть программа обучения и время на занятия гитарой, но нет мотивации — перечитайте первый абзац этого раздела и найдите себе другое занятие.
14 — Как повысить эффективность занятий на гитаре?
Как правило, в ответе на этот вопрос начинается перечисление конкретных пунктов, что и как делать. Например, как часто, как долго и в каком темпе заниматься. Или в каком сочетании выполнять те или иные упражнения.
На мой взгляд, рецепт гораздо проще. Нужно постоянно думать, что и зачем вы делаете, вникать в каждое движение, слушать каждый звук. Тогда у вас начнут возникать правильные вопросы. А это главное условие того, как получить правильные ответы.
Последовательно находя и применяя продуманные решения, вы и будете заниматься продуктивно. Собственно именно такому подходу и посвящён весь мой блог.
Добавить комментарий Отменить ответ
Гитара по-взрослому для самоучек
С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.