гит зачем нужны ветки
Git для новичков (часть 1)
Что такое Git и зачем он нужен?
С помощью Git-a вы можете откатить свой проект до более старой версии, сравнивать, анализировать или сливать свои изменения в репозиторий.
Репозиторием называют хранилище вашего кода и историю его изменений. Git работает локально и все ваши репозитории хранятся в определенных папках на жестком диске.
Так же ваши репозитории можно хранить и в интернете. Обычно для этого используют три сервиса:
Как работает
В итоге получается очень простой граф, состоящий из одной ветки ( main ) и четырех commit. Все это может превратиться в более сложный граф, состоящий из нескольких веток, которые сливаются в одну.
Об этом мы поговорим в следующих статьях. Для начала разберем работу с одной веткой.
Установка
Основой интерфейс для работы с Git-ом является консоль/терминал. Это не совсем удобно, тем более для новичков, поэтому предлагаю поставить дополнительную программу с графическим интерфейсом (кнопками, графиками и т.д.). О них я расскажу чуть позже.
Но для начала, все же установим сам Git.
Windows. Проходим по этой ссылке, выбираем под вашу ОС (32 или 64 битную), скачиваем и устанавливаем.
Для Mac OS. Открываем терминал и пишем:
Linux. Открываем терминал и вводим следующую команду.
Настройка
Вы установили себе Git и можете им пользоваться. Давайте теперь его настроим, чтобы когда вы создавали commit, указывался автор, кто его создал.
Открываем терминал (Linux и MacOS) или консоль (Windows) и вводим следующие команды.
Создание репозитория
Теперь вы готовы к работе с Git локально на компьютере.
Создадим наш первый репозиторий. Для этого пройдите в папку вашего проекта.
Теперь Git отслеживает изменения файлов вашего проекта. Но, так как вы только создали репозиторий в нем нет вашего кода. Для этого необходимо создать commit.
Отлично. Вы создали свой первый репозиторий и заполнили его первым commit.
Процесс работы с Git
Не стоит после каждого изменения файла делать commit. Чаще всего их создают, когда:
Создан новый функционал
Добавлен новый блок на верстке
Исправлены ошибки по коду
Вы завершили рабочий день и хотите сохранить код
Это поможет держать вашу ветки в чистоте и порядке. Тем самым, вы будете видеть историю изменений по каждому нововведению в вашем проекте, а не по каждому файлу.
Визуальный интерфейс
Как я и говорил ранее, существуют дополнительные программы для облегчения использования Git. Некоторые текстовые редакторы или полноценные среды разработки уже включают в себя вспомогательный интерфейс для работы с ним.
Но существуют и отдельные программы по работе с Git. Могу посоветовать эти:
Я не буду рассказывать как они работают. Предлагаю разобраться с этим самостоятельно.
Создаем свой первый проект и выкладываем на GitHub
Давайте разберемся как это сделать, с помощью среды разработки Visual Studio Code (VS Code).
Перед началом предлагаю зарегистрироваться на GitHub.
Создайте папку, где будет храниться ваш проект. Если такая папка уже есть, то создавать новую не надо.
Установите себе дополнительно анализаторы кода для JavaScript и PHP
Откройте вашу папку, которую создали ранее
После этого у вас появится вот такой интерфейс
Здесь будут располагаться все файлы вашего проекта
Здесь можно работать с Git-ом
Кнопка для создания нового файла
Кнопка для создания новой папки
Давайте теперь перейдем во вкладу для работы с Git-ом.
Откроется вот такое окно:
Кнопка для публикации нашего проекта на GitHub
Вы создали и опубликовали репозиторий на GitHub.
Теперь сделаем изменения в коде и попробуем их снова опубликовать. Перейдите во вкладку с файлами, отредактируйте какой-нибудь файл, не забудьте нажать crtl+s (Windows) или cmd+s (MacOS), чтобы сохранить файл. Вернитесь обратно во вкладу управления Git.
Если посмотреть на значок вкладки Git, то можно увидеть цифру 1 в синем кружке. Она означает, сколько файлов у нас изменено и незакоммичено. Давайте его закоммитим и опубликуем:
Кнопка для просмотра изменений в файле. Необязательно нажимать, указал для справки
Добавляем наш файл для будущего commit
Отправляем наш commit в GitHub
Поздравляю, вы научились создавать commit и отправлять его в GitHub!
Это первая вводная статья по утилите Git. Здесь мы рассмотрели:
Как его устанавливать
Как его настраивать
Как инициализировать репозиторий и создать commit через консоль
Как на примере VS Code, опубликовать свой код на GitHub
Забегая вперед, советую вам погуглить, как работают следующие команды:
P.S. Для облегчения обучения, оставлю вам ссылку на бесплатный тренажер по Git.
Почти каждая система контроля версий (СКВ) в какой-то форме поддерживает ветвление. Используя ветвление, Вы отклоняетесь от основной линии разработки и продолжаете работу независимо от неё, не вмешиваясь в основную линию. Во многих СКВ создание веток — это очень затратный процесс, часто требующий создания новой копии каталога с исходным кодом, что может занять много времени для большого проекта.
Некоторые люди, говоря о модели ветвления Git, называют ее «киллер-фича», что выгодно выделяет Git на фоне остальных СКВ. Что в ней такого особенного? Ветвление Git очень легковесно: операция создания ветки выполняется почти мгновенно, переключение между ветками туда-сюда, обычно, также быстро. В отличие от многих других СКВ, Git поощряет процесс работы, при котором ветвление и слияние выполняется часто, даже по несколько раз в день. Понимание и владение этой функциональностью дает вам уникальный и мощный инструмент, который может полностью изменить привычный процесс разработки.
О ветвлении в двух словах
Для точного понимания механизма ветвлений, необходимо вернуться назад и изучить то, как Git хранит данные.
Как вы можете помнить из Что такое Git?, Git не хранит данные в виде последовательности изменений, он использует набор снимков (snapshot).
Когда вы делаете коммит, Git сохраняет его в виде объекта, который содержит указатель на снимок (snapshot) подготовленных данных. Этот объект так же содержит имя автора и email, сообщение и указатель на коммит или коммиты непосредственно предшествующие данному (его родителей): отсутствие родителя для первоначального коммита, один родитель для обычного коммита, и несколько родителей для результатов слияния двух и более веток.
Предположим, у вас есть каталог с тремя файлами и вы добавляете их все в индекс и создаёте коммит. Во время индексации вычисляется контрольная сумма каждого файла (SHA-1 как мы узнали из Что такое Git?), затем каждый файл сохраняется в репозиторий (Git называет такой файл блоб — большой бинарный объект), а контрольная сумма попадёт в индекс:
Ваш репозиторий Git теперь хранит пять объектов: три блоб объекта (по одному на каждый файл), объект дерева каталогов, содержащий список файлов и соответствующих им блобов, а так же объект коммита, содержащий метаданные и указатель на объект дерева каталогов.
Если вы сделаете изменения и создадите ещё один коммит, то он будет содержать указатель на предыдущий коммит.
Создание новой ветки
В результате создаётся новый указатель на текущий коммит.
Переключение веток
Какой в этом смысл? Давайте сделаем ещё один коммит:
Если выполнить команду git log прямо сейчас, то в её выводе только что созданная ветка «testing» фигурировать не будет.
Ветка никуда не исчезла; просто Git не знает, что именно она вас интересует, и выводит наиболее полезную по его мнению информацию. Другими словами, по умолчанию git log отобразит историю коммитов только для текущей ветки.
Важно запомнить, что при переключении веток в Git происходит изменение файлов в рабочем каталоге. Если вы переключаетесь на старую ветку, то рабочий каталог будет выглядеть так же, как выглядел на момент последнего коммита в ту ветку. Если Git по каким-то причинам не может этого сделать — он не позволит вам переключиться вообще.
Давайте сделаем еще несколько изменений и создадим очередной коммит:
Ветка в Git — это простой файл, содержащий 40 символов контрольной суммы SHA-1 коммита, на который она указывает; поэтому операции с ветками являются дешёвыми с точки зрения потребления ресурсов или времени. Создание новой ветки в Git происходит так же быстро и просто как запись 41 байта в файл (40 знаков и перевод строки).
Это принципиально отличает процесс ветвления в Git от более старых систем контроля версий, где все файлы проекта копируются в другой подкаталог. В зависимости от размера проекта, операции ветвления в таких системах могут занимать секунды или даже минуты, когда в Git эти операции мгновенны. Поскольку при коммите мы сохраняем указатель на родительский коммит, то поиск подходящей базы для слияния веток делается автоматически и, в большинстве случаев, очень прост. Эти возможности побуждают разработчиков чаще создавать и использовать ветки.
Давайте посмотрим, почему и вам имеет смысл делать так же.
Удачная модель ветвления для Git
В этой статье я представляю модель разработки, которую использую для всех моих проектов (как рабочих, так и частных) уже в течение года, и которая показала себя с хорошей стороны. Я давно собирался написать о ней, но до сих пор не находил свободного времени. Не буду рассказывать обо всех деталях проекта, коснусь лишь стратегии ветвления и управления релизами.
В качестве инструмента управления версиями всего исходного кода она использует Git.
Почему Git?
За полноценным обсуждением всех достоинств и недостатков Git в сравнении с централизованными системами контроля версий обращайтесь к всемирной сети. Там Вы найдёте достаточное количество споров на эту тему. Лично же я, как разработчик, на данный момент предпочитаю Git всем остальным инструментам. Git реально смог изменить отношение разработчиков к процессам слияния и ветвления. В классическом мире CVS/Subversion, из которого я пришёл, ветвление и слияние обычно считаются опасными («опасайтесь конфликтов слияния, они больно кусаются!»), и потому проводятся как можно реже.
Но с Git эти действия становятся исключительно простыми и дешёвыми, и потому на деле они становятся центральными элементами обычного ежедневного рабочего процесса. Просто сравните: в книгах по CVS/Subversion ветвление и слияние обычно рассматриваются в последних главах (для продвинутых пользователей), в то время как в любой книге про Git они бывают упомянуты уже к третьей главе (основы).
Благодаря своей простоте и предсказуемости, ветвление и слияние больше не являются действиями, которых стоит опасаться. Теперь инструменты управления версиями способны помочь в ветвлении и слиянии больше, чем какие-либо другие.
Но хватит говорить об инструментах, давайте перейдём к модели разработки. Модель, которую я хочу представить, — это, по сути, просто набор процедур, которые исполняет каждый член команды, чтобы все вместе могли достичь высокой управляемости процесса разработки.
Децентрализованный, но централизованный
Предлагаемая модель ветвления опирается на конфигурацию проекта, содержащую один центральный «истинный» репозиторий. Замечу, что этот репозиторий только считается центральным (так как Git является DVCS, у него нет такой вещи, как главный репозиторий, на техническом уровне). Мы будем называть этот репозиторий термином origin, т.к. это имя и так знакомо всем пользователям Git.
Каждый разработчик забирает и публикует изменения (pull & push) в origin. Но, помимо централизованных отношений push-pull, каждый разработчик также может забирать изменения от остальных коллег внутри своей микро-команды. Например, этот способ может быть удобен в ситуации, когда двое или более разработчиков работают вместе над большой новой фичей, но не могут издать незавершённую работу в origin раньше времени. На картинке выше изображены подгруппы Алисы и Боба, Алисы и Дэвида, Клэр и Дэвида.
Технически это реализуется несложно: Алиса создаёт удалённую ветку Git под названием bob, которая указывает на репозиторий Боба, а Боб делает то же самое с её репозиторием.
Главные ветви
Мы считаем ветку origin/master главной. То есть, исходный код в ней должен находиться в состоянии production-ready в любой произвольный момент времени.
Ветвь origin/develop мы считаем главной ветвью для разработки. Хранящийся в ней код в любой момент времени должен содержать самые последние изданные изменения, необходимые для следующего релиза. Эту ветку также можно назвать «интеграционной». Она служит источником для сборки автоматических ночных билдов.
Когда исходный код в ветви разработки (develop) достигает стабильного состояния и готов к релизу, все изменения должны быть определённым способом влиты в главную ветвь (master) и помечены тегом с номером релиза. Ниже мы рассмотрим этот процесс в деталях.
Следовательно, каждый раз, когда изменения вливаются в главную ветвь (master), мы по определению получаем новый релиз. Мы стараемся относиться к этому правилу очень строго, так что, в принципе, мы могли бы использовать хуки Git, чтобы автоматически собирать наши продукты и выкладывать их на рабочие сервера при каждом коммите в главную ветвь (master).
Вспомогательные ветви
Помимо главных ветвей master и develop, наша модель разработки содержит некоторое количество типов вспомогательных ветвей, которые используются для распараллеливания разработки между членами команды, для упрощения внедрения нового функционала (features), для подготовки релизов и для быстрого исправления проблем в производственной версии приложения. В отличие от главных ветвей, эти ветви всегда имеют ограниченный срок жизни. Каждая из них в конечном итоге рано или поздно удаляется.
Конечно же, с технической точки зрения, у этих ветвей нет ничего «специфического». Разбиение ветвей на категории существует только с точки зрения того, как они используются. А во всём остальном это старые добрые ветви Git.
Ветви функциональностей (feature branches)
Могут порождаться от: develop
Должны вливаться в: develop
Соглашение о наименовании: всё, за исключением master, develop, release-* или hotfix-*
Ветви функциональностей (feature branches), также называемые иногда тематическими ветвями (topic branches), используются для разработки новых функций, которые должны появиться в текущем или будущем релизах. При начале работы над функциональностью (фичей) может быть ещё неизвестно, в какой именно релиз она будет добавлена. Смысл существования ветви функциональности (feature branch) состоит в том, что она живёт так долго, сколько продолжается разработка данной функциональности (фичи). Когда работа в ветви завершена, последняя вливается обратно в главную ветвь разработки (что означает, что функциональность будет добавлена в грядущий релиз) или же удаляется (в случае неудачного эксперимента).
Ветви функциональностей (feature branches) обычно существуют в репозиториях разработчиков, но не в главном репозитории (origin).
Создание ветви функциональности (feature branch)
При начале работы над новой функциональностью делается ответвление от ветви разработки (develop).
Добавление завершённой функциональности в develop
Завершённая функциональность (фича) вливается обратно в ветвь разработки (develop) и попадает в следующий релиз.
Конечно, такой подход создаёт некоторое дополнительное количество (пустых) объектов коммитов, но получаемая выгода более чем оправдывает подобную цену.
Ветви релизов (release branches)
Могут порождаться от: develop
Должны вливаться в: develop и master
Соглашение о наименовании: release-*
Ветви релизов (release branches) используются для подготовки к выпуску новых версий продукта. Они позволяют расставить финальные точки над i перед выпуском новой версии. Кроме того, в них можно добавлять минорные исправления, а также подготавливать метаданные для очередного релиза (номер версии, дата сборки и т.д.). Когда вся эта работа выносится в ветвь релизов, главная ветвь разработки (develop) очищается для добавления последующих фич (которые войдут в следующий большой релиз).
Новую ветку релиза (release branch) надо порождать в тот момент, когда состояние ветви разработки полностью или почти полностью соответствует требованиям, соответствующим новому релизу. По крайней мере, вся необходимая функциональность, предназначенная к этому релизу, уже влита в ветвь разработки (develop). Функциональность, предназначенная к следующим релизам, может быть и не влита. Даже лучше, если ветки для этих функциональностей подождут, пока текущая ветвь релиза не отпочкуется от ветви разработки (develop).
Очередной релиз получает свой номер версии только в тот момент, когда для него создаётся новая ветвь, но ни в коем случае не раньше. Вплоть до этого момента ветвь разработки содержит изменения для «нового релиза», но пока ветка релиза не отделилась, точно неизвестно, будет ли этот релиз иметь версию 0.3, или 1.0, или какую-то другую. Решение принимается при создании новой ветви релиза и зависит от принятых на проекте правил нумерации версий проекта.
Создание ветви релиза (release branch)
Ветвь релиза создаётся из ветви разработки (develop). Пускай, например, текущий изданный релиз имеет версию 1.1.5, а на подходе новый большой релиз, полный изменений. Ветвь разработки (develop) готова к «следующему релизу», и мы решаем, что этот релиз будет иметь версию 1.2 (а не 1.1.6 или 2.0). В таком случае мы создаём новую ветвь и даём ей имя, соответствующее новой версии проекта:
Мы создали новую ветку, переключились в неё, а затем выставили номер версии (bump version number). В нашем примере bump-version.sh — это вымышленный скрипт, который изменяет некоторые файлы в рабочей копии, записывая в них новую версию. (Разумеется, эти изменения можно внести и вручную; я просто обращаю Ваше внимание на то, что некоторые файлы изменяются.) Затем мы делаем коммит с указанием новой версии проекта.
Эта новая ветвь может существовать ещё некоторое время, до тех пор, пока новый релиз окончательно не будет готов к выпуску. В течение этого времени к этой ветви (а не к develop) могут быть добавлены исправления найденных багов. Но добавление крупных новых изменений в эту ветвь строго запрещено. Они всегда должны вливаться в ветвь разработки (develop) и ждать следующего большого релиза.
Закрытие ветви релиза
Когда мы решаем, что ветвь релиза (release branch) окончательно готова для выпуска, нужно проделать несколько действий. В первую очередь ветвь релиза вливается в главную ветвь (напоминаю, каждый коммит в master — это по определению новый релиз). Далее, этот коммит в master должен быть помечен тегом, чтобы в дальнейшем можно было легко обратиться к любой существовавшей версии продукта. И наконец, изменения, сделанные в ветви релиза (release branch), должны быть добавлены обратно в разработку (ветвь develop), чтобы будущие релизы также содержали внесённые исправления багов.
Первые два шага в Git:
Теперь релиз издан и помечен тегом.
Чтобы сохранить изменения и в последующих релизах, мы должны влить эти изменения обратно в разработку. Делаем это так:
Этот шаг, в принципе, может привести к конфликту слияния (нередко бывает, что причиной конфликта является изменение номера версии проекта). Если это произошло, исправьте их и издайте коммит.
Теперь мы окончательно разделались с веткой релиза. Можно её удалять, потому что она нам больше не понадобится:
Ветви исправлений (hotfix branches)
Могут порождаться от: master
Должны вливаться в: develop и master
Соглашение о наименовании: hotfix-*
Ветви для исправлений (hotfix branches) весьма похожи на ветви релизов (release branches), так как они тоже используются для подготовки новых выпусков продукта, разве лишь незапланированных. Они порождаются необходимостью немедленно исправить нежелательное поведение производственной версии продукта. Когда в производственной версии находится баг, требующий немедленного исправления, из соответствующего данной версии тега главной ветви (master) порождается новая ветвь для работы над исправлением.
Смысл её существования состоит в том, что работа команды над ветвью разработки (develop) может спокойно продолжаться, в то время как кто-то один готовит быстрое исправление производственной версии.
Создание ветви исправлений (hotfix branch)
Ветви исправлений (hotfix branches) создаются из главной (master) ветви. Пускай, например, текущий производственный релиз имеет версию 1.2, и в нём (внезапно!) обнаруживается серьёзный баг. А изменения в ветви разработки (develop) ещё недостаточно стабильны, чтобы их издавать в новый релиз. Но мы можем создать новую ветвь исправлений и начать работать над решением проблемы:
Не забывайте обновлять номер версии после создания ветви!
Теперь можно исправлять баг, а изменения издавать хоть одним коммитом, хоть несколькими.
Закрытие ветви исправлений
Когда баг исправлен, изменения надо влить обратно в главную ветвь (master), а также в ветвь разработки (develop), чтобы гарантировать, что это исправление окажется и в следующем релизе. Это очень похоже на то, как закрывается ветвь релиза (release branch).
Прежде всего надо обновить главную ветвь (master) и пометить новую версию тегом.
Следующим шагом переносим исправление в ветвь разработки (develop).
У этого правила есть одно исключение: если в данный момент существует ветвь релиза (release branch), то ветвь исправления (hotfix branch) должна вливаться в неё, а не в ветвь разработки (develop). В этом случае исправления войдут в ветвь разработки вместе со всей ветвью релиза, когда та будет закрыта. (Хотя, если работа в develop требует немедленного исправления бага и не может ждать, пока будет завершено издание текущего релиза, Вы всё же можете влить исправления (bugfix) в ветвь разработки (develop), и это будет вполне безопасно).
И наконец, удаляем временную ветвь:
Заключение
Хотя в этой модели ветвления совершенно нет ничего принципиально нового, «большая картинка», с которой начинается эта статья, зарекомендовала себя в наших проектах с самой лучшей стороны. Она формирует элегантную мысленную модель, которую легко полностью охватить одним взглядом, и которая позволяет сформировать у команды совместное понимание процессов ветвления и слияния, действующих на проекте.
Высококачественная PDF-версия этой картинки свободна для скачивания здесь. Распечатайте её и повесьте у себя на стену, чтобы к ней можно было обратиться в любой момент.
Прим. переводчика: статья не новая, ссылка на оригинал уже появлялась на хабре. Этот перевод — для тех, кому английский ещё даётся не так легко (а также для моих коллег, среди которых я занимаюсь пропагандой, хехе). Для автоматизации описанных в статье процедур автор создал проект gitflow, который можно найти на github.
Git: советы новичкам – часть 2
Во второй части нашего пособия для новичков в Git мы рассказываем об управлении ветками, особенностях их слияния, а также о принципах работы указателей. Первую статью вы можете прочитать по ссылке.
Глава 8. Ветки
Концепция веток не так проста. Представьте, что вам нужно внести множество изменений в файлы вашего рабочего каталога, но эта работа экспериментальная – не факт, что всё получится хорошо. Вы бы не хотели, чтобы ваши изменения увидели другие сотрудники до тех пор, пока работа не будет закончена. Может просто ничего не коммитить до тех пор? Это плохой вариант. Мы уже знаем, что частые коммиты и пуши – залог сохранности вашей работы, а также возможность посмотреть историю изменений. К счастью, в Git есть механизм веток, который позволит нам коммитить и пушить, но не мешать другим сотрудникам.
Перед началом экспериментальных изменений вы должны создать ветку. У ветки есть имя. Пусть она будет называться my test work. Теперь все ваши коммиты будут идти именно туда. До этого они шли в основную ветку разработки – будем называть её master. Другими словами, раньше вы были в ветке master (хоть и не знали этого), а сейчас переключились на ветку my test work. Это выглядит так:
После коммита «3» создана ветка и ваши новые коммиты «4»и «5» пошли в неё. А ваши коллеги остались в ветке master, поэтому их новые коммиты «6», «7», «8» добавляются в ветку master. История перестала быть линейной.
На что это повлияло? Сотрудники теперь не видят изменений файлов, которые вы делаете. А вы не видите их изменений в своих рабочих файлах. Хотя историю изменений в ветке master вы все-таки посмотреть можете.
Итак, теперь вы сможете никому не мешая сделать свою экспериментальную работу. Если её результаты вас не устроит, вы просто переключитесь на ветку master (на её последний коммит – на рисунке это коммит «8»). В момент переключения файлы в вашей рабочей папке станут такими же, как у ваших коллег, а ваши изменения исчезнут. Теперь ваша рабочая копия стала слепком из коммита «8». По картинке видно, что в нём нет ваших изменений, сделанных в ветке my test work.
Глава 9. Слияние веток
Теперь мы знаем, что каждый может создать ветки и работать независимо. Можно по очереди работать то в одной ветке, то в другой – переключаясь между ними. Ветки переключает команда checkout.
Ветки используются не только для временной независимой работы. Часто мы одновременную готовим несколько версий игры. Например, одна версия уже почти готова к публикации и программисты вносят в неё последние исправления. В то же время гейм-дизайнеры уже занимаются следующим обновлением. Им нельзя работать в предыдущей версии потому, что:
Здесь коммит «8» – это специальный коммит, который называется merge-commit. Когда мы выполняем команду merge, система сама создает этот коммит. В нём объединены изменения ваших коллег из коммитов «5», «6», «7», а также ваша работа из коммитов «3», «4».
Изменения из коммитов «1» и «2» объединять не нужно, ведь они были сделаны до создания ветки. А значит изначально были и в ветке master, и в ветке my test work.
Команда merge ничего не посылает в origin. Единственный ее результат – это merge-commit (на рисунке кружок с номером 8), который появится у вас на компьютере. Его нужно запушить, как и ваши обычные коммиты. Только после этого merge-commit отправится на origin – тогда коллеги увидят результат вашей работы, сделав pull.
Глава 10. Несколько мержей из ветки А в ветку В
В предыдущей главе мы узнали, как сделать новую ветку, поработать в ней и залить изменения в главную ветку. На картинке после объединения ветки слились вместе. Означает ли это, что в ветке my test work теперь работать нельзя – она ведь уже объединилась с master? Нет, вы можете продолжать коммитить в ветку my test work и периодически мержить в главную ветку. Как это выглядит:
Обратите внимание, что отрезки соединяющие ветки не горизонтальные – так показано, из какой ветки в какую был мерж. В этой ситуации было два мержа и оба из правой ветки в левую. Результатом первого объединения стал merge-commit «7», а второго – merge-commit «10». Поскольку мерж происходит из правой ветки в левую, то, например, в слепке «8» есть изменения, которые были сделаны в коммите «3». А вот в слепке «11» нет изменений, которые были сделаны в коммите «5». Убедитесь, что вы понимаете причину этого. Если нет, перечитайте главы о ветках ещё раз.
Глава 11. Мерж между ветками в обе стороны
В предыдущем примере мы всё время мержили из ветки my test work в ветку master. Можно ли мержить в обратную сторону и есть ли в этом смысл? Можно. Есть.
Если вы долго работаете в своей ветке, рекомендуется периодически делать мерж в неё из главной ветки. Это необходимо, чтобы вы работали с актуальными версиями файлов, которые меняют другие люди. Как это выглядит:
Здесь два мержа из ветки my test work в ветку master и один мерж в обратную сторону. Результатом обратного объединения стал merge-commit «8». Благодаря ему, например, слепок коммита «11» содержит изменения из коммита «7». А вот изменений из коммита «9» в слепке «11» уже нет, ведь этот коммит был сделан после мержа.
Глава 12. Коммиты и их хеши
Как Git различает коммиты? На картинках мы для простоты помечали их порядковыми номерами. На самом деле каждый коммит в Git обозначается вот такой строкой:
Это «названия» коммитов, которые Git автоматически даёт им при создании. Вообще, такие строки принято называть «хеш». У каждого коммита хеш разный. Если вы хотите кому-то сообщить об определённом коммите, можно отправить человеку хеш этого коммита. Зная хеш, он сможет найти этот коммит (если это ваш коммит, то, конечно, его надо сначала запушить).
Глава 13. Ветки и указатели
Сейчас мы немного углубимся в то, как Git хранит информацию о ветках. Вроде бы внутреннее устройство Git нас не должно волновать, но это позволит намного лучше понимать, что происходит при выполнении операций в Git. А вы, в свою очередь, сможете избежать ряда ошибок.
Познакомимся с концепцией «указателя». В упрощённом виде указатель состоит из своего названия и хеша. Вот пример указателя:
Тут вы скажете: «master – знакомое имя! У нас так называлась главная рабочая ветка». И это совпадение не случайно. Git использует указатели для обозначения веток. Идея простая: если нужна новая ветка, Git создаёт новый указатель, даёт ему имя ветки и записывает в него хеш последнего (самого свежего) коммита ветки. Ветка создана!
Благодаря хешу в указателе можно сказать, что указатель ссылается или «указывает» на последний коммит ветки. Этого достаточно Git’у, чтобы выполнять все операции над ветками. То есть, никакой другой информации о том, какие коммиты принадлежат какой ветке Git не хранит. Вот так всё минималистично.
На каждую ветку есть свой указатель. Когда в ветку добавляется очередной коммит, хеш в указателе меняется, чтобы снова «указывать» на последний коммит. Это можно представить, как сдвигание указателя ветки на последний коммит с предпоследнего.
Если вы просите Git переключиться на другую ветку (команда checkout), ему достаточно найти указатель с именем этой ветки и взять из него хеш последнего коммита. Теперь Git знает, как должны выглядеть файлы вашего рабочего каталога (как слепок этого коммита). Git приводит файлы к такому виду – и переключение на ветку произошло.
Если вы не совсем поняли идею указателей и то, как они связаны с ветками, перечитайте главу ещё раз. В Git многое завязано на указатели, поэтому важно чётко понимать механику их работы. К счастью, она совсем не сложная, просто немного необычная. Нужно лишь привыкнуть.
Глава 14. Указатель head
Итак, мы знаем, что указатели – это такие штуки, у которых есть имя, и они ссылаются на определенный коммит (хранят его хеш). Мы знаем, что при необходимости новой ветки, Git создаёт указатель на ее последний коммит и двигает его вперед при каждом новом коммите.
Указатели используются не только для веток. Есть особый указатель head. Он указывает на коммит, который выступает состоянием вашего рабочего каталога. Поняли идею? Вот пример:
Здесь мы видим две ветки, которые представлены двумя указателями: master и test. Мы находимся в ветке master и файлы нашего рабочего каталога соответствуют слепку коммита «4». Откуда мы это знаем? Из того, что указатель head указывает на коммит «4». Точнее, он указывает на указатель master, который указывает на коммит «4». Почему бы не указывать напрямую на коммит «4»? Зачем такой финт с указанием на указатель? Так Git обозначает, что сейчас мы находимся в ветке master.
Мы можем поставить указатель head на любой коммит – для этого есть команда checkout. Вспомним, что на какой коммит показывает head, в таком состоянии и будут файлы в рабочем каталоге (это свойство указателя head). Поэтому переставляя указатель head на другой коммит, мы тем самым заставим Git поменять файлы нашего рабочего каталога. Это может потребоваться, например, чтобы откатиться на старую версию рабочих файлов и посмотреть, как там всё было. А потом можно вернуться назад к последнему коммиту ветки master (checkout master). Если же сделаем checkout test (см. картинку), то head будет указывать на указатель test, который указывает на последний коммит ветки test. Файлы в рабочем каталоге поменяются на слепок «6». Так мы переключились на ветку test.
Подытожим. Перестановка особого указателя head приводит к тому, что файлы рабочего каталога меняются на слепок этого коммита. Но только тогда, когда head указывает на указатель какой-то ветки, Git считает, что мы находимся в этой ветке.
А что происходит, если head указывает на какой-то коммит напрямую (хранит его хеш)? Это состояние называется detached head. В него можно переключиться на время, чтобы посмотреть, как выглядели файлы рабочего каталога на одном из коммитов в прошлом.
Переключение (как между ветками, так и между обычными коммитами) выполняется командой checkout.
Глава 15. Указатель origin/master
Раз удалённый репозиторий (origin) такой же, как наш, значит там тоже есть свои указатели веток? Верно. Например, есть свой указатель master, который ссылается на самый свежий коммит в этой ветке.
Интересно, что когда мы забираем свежие коммиты из origin командой pull, то вместе с коммитами скачиваются и копии указателей оттуда. Чтобы не путать наш указатель master и тот, который скачался с origin, второй из них отображается у нас, как origin/master. Нужно понимать, что origin/master не показывает текущее состояние указателя master в удаленном репозитории, это лишь его копия на момент выполнения команд fetch или pull.
master и origin/master могут указывать на разные коммиты. Станет понятнее, если посмотреть на картинку:
Здесь показана ситуация, когда мы забрали свежие коммиты (командой pull), сделали два новых коммита, но ещё не сделали push. В итоге наш локальный master показывает на последний коммит. А origin/master – это последнее известное нам состояние указателя из удалённого репозитория. Поэтому он и «отстал».
После команды push два верхних коммита уйдут в origin и логично, что origin/master подвинется вверх и тоже будет указывать на наш последний коммит, как и master.
А может ли быть так, что origin/master будет наоборот выше, а master ниже? Может. Вот как это получается. Команда pull забирает свежие коммиты и сразу же помещает их в рабочий каталог. Сразу после команды pull оба указателя origin/master и master будут указывать на один и тот же последний коммит. Но есть ещё команда fetch. Она, как и pull, скачивает последние коммиты из origin, но не торопится обновлять рабочий каталог. Графически это выглядит так (если у вас нет незапушенных коммитов):
До команды fetch указатель master показывал на коммит «3» и это был последний коммит в нашем репозитории. После fetch скачались два новых коммита «4» и «5». В удалённом репозитории указатель master, очевидно, указывал на коммит «5». Этот указатель скачался нам вместе с коммитами и теперь мы его видим как origin/master, указывающий на «5». Всё логично.
Зачем может потребоваться fetch? Например, вы не готовы менять состояние рабочего каталога, а просто хотите поглядеть, чего там накоммитили ваши коллеги? Вы делаете fetch и изучаете их коммиты. Когда будете готовы, делаете команду merge. Она применит скачанные ранее коммиты к вашему рабочему каталогу.
Поскольку в этом простом примере у вас не было незапушенных коммитов, то команде merge объединять ничего не придётся. Она просто подвинет указатели master и head – теперь они будут показывать на коммит «5». Как и origin/master.
Вы можете заметить, что ничего по-настоящему сложного в описанных механиках нет. Есть лишь множество деталей, в которых приходится кропотливо разбираться. Но Git – он такой.
В финальной части статьи мы расскажем о том, откуда взялась ветка, почему push выдаёт ошибку и что такое rebase. И, конечно, подведем итоги.