гипохлорит в стоматологии зачем
Эндодонтия
Гипохлорит натрия в стоматологии
Производитель раствора NaOCl гарантирует активность последнего на протяжении, как минимум 2 года. Но может случиться так, что складирование его при комнатной температуре может привести к снижению концентрации. Поэтому, всегда следует хранить NaOCl в закрытом сосуде и при температуре ниже комнатной, а также обращать внимание на дату изготовления при его приобретении.
Способность растворять некротизированную ткань – чрезвычайно важное свойство химических растворов в эндодонтическом лечении. Учитывая то, что неровная поверхность стенок корневого канала не имеет хорошего контакта с механическим инструментом при препаровке и некротический распад, который остается на неровных стенках канала не может быть устранен механически, только применение химического препарата в таких участках канала способно ликвидировать субстрат на котором растут бактерии.
Клинические и лабораторные исследования доказали, что раствор гипохлорита натрия в концентрации 5,25% уничтожает большинство микроорганизмов в системе корневых каналов меньше, чем за 1 мин. и более 90% площади стенок корневого канала свободны от микроорганизмов. NaOCL поддерживает высокую степень антимикробной активности даже в присутствии органического материала (кровь, белки, живая ткань пульпы). Раствор NaOCL 5,25% концентрации имеет большое антимикробное действие, чем любой другой препарат, используемый в эндодонтии. Результаты микробиологического исследования показали, что обработка корневых каналов 5% р-ном гипохлорита натрия в течение 1 минуты проявляла бактерецидное действие на грамположительные и грамотрицательные флору во всех случаях, а в 30% посевов отмечалась полная стерилизация, что свидетельствует о достаточной активности препарата как антисептика.
Так усиливает положительные качества 5,25% р-на гипохлорита натрия:
К негативным факторам относят:
Таким образом использование раствора гипохлорита натрия в концентрации 5,25% для химической обработки системы корневых каналов зуба при эндодонтическом лечении на сегодняшний день дает лучшие возможности для успешного лечения.
Гипохлоритовая авария
Цель
Представить доклад о представлении и ведении двух пациентов с неврологическими осложнениями вызванными экструзией раствора гипохлорита натрия в мягкие ткани лица во время лечения корневого канала.
Резюме
Обсуждаются клинические проявления, с особым акцентом на поражения нерва, после самопроизвольной экструзии гипохлорита натрия, и описано их лечение. Чтобы уменьшить потенциально серьезные осложнения необходимо незамедлительное и агрессивное лечение после таких инцидентов.
Первая помощь:
1) Аспирация пустым шприцем жидкости из канала.
2) Обильно моем корневой канал физ. раствором.
3) Обкалываем анестетиком с вазоконстриктором.
4) Прикладываем холод.
Когда останавливается кровотечение из канала, вносим влидермикс и закрываем зуб.
5) Антибиотик на 5 дней.
(амоксициллин по 500 мг с ударной дозы 1000мг), ибупрофен (или нурофен) 400 мг 3 раза в сутки.
Ключевые обучающие моменты
Введение
Лечение корневых каналов представляет собой обычную практикуемую клиническую процедуру с несколькими известными осложнениями (Wong 2004). Несмотря на то, что раствор гипохлорита натрия, в большинстве случаев, используется в качестве ирриганта во время данной процедуры без осложнений (Clarkson & Moule 1998), тяжелые осложнения могут возникнуть, если этот раствор выводят за пределы верхушки корня. Хорошо известно о повреждениях мягких тканей, которые могут произойти, но ранее не было описано дисфункции лицевого нерва после экструзии гипохлорита натрия во время лечения корневого канала.
Случай 1
43-летняя пациентка в срочном порядке обратилась к челюстно-лицевомухирургу-консультанту с правосторонним отеком лица и сильной болью после лечения корневого канала ее врачом-стоматологом общей практики. Лечение корневых каналов 2,4 зуба, со свищевым ходом, было начато на 2 дня раньше с изоляцией раббердамом,. Систему корневого канала промывали с помощью 10 мл гипохлорита натрия неизвестной концентрации с использованием иглы для ирригации неизвестного размера. Во время ирригации, пациент испытал сильную внезапную боль и отек щеки, который произошел быстро, в течение меньше нескольких минут. Лечение было немедленно прервано, были назначены антибиотики и следующий осмотр. Несмотря на это, ее лицевая боль и отек значительно увеличились в течение следующих 24 часов, в результате чего пациентка сама обратилась в больницу.
Во время клинического обследования, приблизительно после 50 ч после инцидента, был обнаружен твердый правосторонний отек лица, который простирался от нижней границы нижней челюсти до правого глаза (рис. 1а). Была отмечена парестезия правого инфраорбитального нерва вместе с дисфункцией щечной ветви лицевого нерва, что привело к некоторой потере функции верхней губы и щеки. Открывание рта было ограничено до 20 мм, интраорально отмечен некроз слизистой оболочки губы и изъязвление слизистой оболочки верхнечелюстной альвеолы вокруг 12 зуба.
Пациент был доставлен в больницу, где ему вводили внутривенно дексаметазон (8 мг трижды в день в течение 2-х дней), а также амоксициллин (1,0 г трижды в день внутривенно) вместе с регулярным обезболиванием ротовой полости (диклофенак, 50 мг трижды в день) в течение 2 дней. Отек и боль постепенно снижалась в течение следующих 2-х дней, некроз не распространялся, хотя были обширные подкожные кровоизлияния на лице. После выписки из больницы, пациентку регулярно осматривали в амбулатории. Через 1 месяц, припухлость почти полностью рассосалась, открывание рта постепенно улучшалось, и боль успокоилась. Площадь парестезии инфраорбитального нерва уменьшилась с момента ее первоначального поступления. Тем не менее, не было никакого улучшения функции щечной ветви лицевого нерва, постоянно сглаженная носогубная борозда и заметно опущенный уголок рта (рис. 1, б). Хирургическое вмешательство не было необходимо. Примерно через 6 месяцев после инцидента произошло полное восстановление функции лицевого нерва.

Случай 2
Представлена 44-летняя пациентка с сильно болезненной и раздутой правой щекой, после лечения корневого канала 2,7 зуба. Во время процедуры, раствор гипохлорита натрия, который использовали для ирригации корневого канала, был выведен через верхушку зуба в окружающие мягкие ткани (концентрация, объем и размер иглы неизвестен). Пациентка испытала внезапную сильную боль и припухлость щеки, и стоматолог остановил процедуру. Пациентка самостоятельно обратилась в больницу. На клиническом обследовании, примерно через 6 ч после инцидента, была отмечено припухлость на правой стороне лица (рис. 2а). Также была потеря чувствительности в зоне иннервации инфраорбитального нерва, и дисфункция щечной ветви лицевого нерва, которая привела к опущению правого уголка рта (из-за ослабевания мускулатуры нижней губы уголок рта был опущен). В отличие от случая 1, не было никаких повреждений мягких тканей в полости рта. Пациентку лечили в том же режиме, как и в случае 1, в течение 2-х дней, и после выписки, еженедельно осматривали в амбулатории. Через 1 месяц, функция лицевого нерва значительно восстановилась, хотя она по-прежнему сообщала о заметной парестезии верхней губы на правой стороне. Через 3 месяца после инцидента и чувствительность губы, и функция лицевых мышц были полностью восстановлены.

Обсуждение
Гипохлорит натрия (отбеливающий раствор) является цитотоксическим веществом (Gatot и др. 1991, Gernhardt и др. 2004). Когда он вступает в контакт с живой тканью, вызывает гемолиз, изъязвление, ингибирует миграцию нейтрофилов и повреждает эндотелиальные клетки и фибробласты (Gatot и др., 1991).
Тяжелые повреждения ткани в этих двух случаях были связаны с химическим ожогом, в результате экструзии гипохлорита натрия в периапикальные ткани. Так как апикальная анатомия корней леченых зубов, оказалась нормальной на обычных рентгенограммах, вполне вероятно, что сочетание периапикальной деструкции костной ткани из-за хронической инфекции и увеличение давления во время ирригации приводят к выходу гипохлорита натрия в соседние мягкие ткани. Также возможно, что внутриканальные бактерии могут переноситься в ткани, таким образом, есть потенциальный риск заражения.
Внутривенные стероиды были введены в этих случаях эмпирически из-за быстро возникающей болезненной твердой припухлости, которая продолжала увеличиваться в размерах. Хотя нет никаких клинических исследований, которые документально подтверждают их эффективность в таких ситуациях, глубокие противовоспалительные свойства этой группы препаратов, хорошо известны и об их использовании уже сообщалось ранее (Gatot и др., 1991). Применение антибиотиков обычно рекомендуется в этих случаях из-за наличия некротических тканей и риска инфекции. Хотя, возможно ведение этих пациентов как амбулаторных больных, госпитализация и агрессивные вспомогательные меры, способствовали тщательному мониторингу и благоприятному клиническому исходу.
Есть лишь небольшое число случаев, описанных в литературе, которые сообщали о послеоперационных осложнениях со стороны кожи и изменениях чувствительности нерва (Рее & Messer 1989, SERPER и др. 2004), связанных с использованием гипохлорита натрия в лечении корневых каналов. Тем не менее, эти два случая показывают, что экструзия раствора гипохлорита натрия также может привести к дисфункции лицевого нерва. Оба случая, очевидно, были результатом повреждения гипохлоритом, а не отеком мягких тканей, так как острые зубные абсцессы с быстро развивающимся отеком лица, обычно не связаны с сенсорными и двигательными нарушениями.
Этот отчет служит полезным напоминанием о потенциальных опасностях, связанных с раствором гипохлорита натрия и описывает неврологические осложнения, которые могут возникнуть при его неправильном использовании, такие, как локальная дисфункция лицевого нерва. К счастью, эти пациенты не требует какого-либо хирургического вмешательства, хотя отложенное обращение за помощью, увеличивает риск инфекции, усиливает отек и некроз мягких тканей.
Выводы
В дополнение к повреждениям мягких тканей, экструзия гипохлорита натрия может привести к дисфункции лицевого нерва. Раннее распознавание этой проблемы и незамедлительное оказание помощи может предотвратить дальнейшие осложнения.
Ирригация Корневых Каналов-Виды Антисептиков И Методика Работы
Во все времена тщательная диагностика, планирование лечения и само лечение повышали качество жизни пациента с той или иной проблемой. Инструментальная обработка, ирригация корневых каналов и обтурация — классические этапы лечения заболеваний пульпы и апикального периодонта. Вместе они способны дать успешные результаты.
Однако, многие считают, что успех эндодонтического лечения напрямую зависит от качества постоянной пломбировки корневого канала, что является не совсем правдой. Обтурация лишь отражает качество механической и медикаментозной обработки. Чем меньше Вы уделили времени и сил на обработку канала инструментом и антисептиком, тем меньше следуют ждать положительного эффекта.
Чтобы провести адекватную ирригацию, а затем обтурацию корневого канала, необходимо придать каналу равномерную конусность на всем протяжении. Это достигается правильной последовательностью использования эндодонтических инструментов. Будь то ручные или машинные инструменты, они должны создать условия для помещения пломбировочных материалов в канал – достаточное пространство и непосредственное удаление инфицированных тканей и продуктов метаболизма бактерий.
Все больше разговоров ведется о связи инфекции корневого канала с биопленкой. Помимо взвеси кокков, спирохет, их токсинов в пространстве корневого канала, наибольшую опасность представляет биопленка, приклеенная к стенке канала и находящаяся также в латеральных канальцах, соединенных с основным. Это объясняется трофикой микроорганизмов остатками отростков одонтобластов, коллагена, дентинной жидкости. Наличие биопленки наблюдается в 80% случаев в зубах с апикальным периодонтитом.
При первичном инфицировании канала можно обнаружить облигатно-анаэробных, а при застарелом поражении факультативно-анаэробных микроорганизмов, которые создают биопленку, поэтому их присутствие негативно влияет на результат лечения. Мало того, липополисахариды могут продвигаться по дентинным трубочкам на глубину более 1 мм, что вызывает сильную воспалительную реакцию. Экзо- и эндотоксины вызывают разрушение природных тканей даже в отсутствии жизнеспособных микроорганизмов.
Патогенная флора располагается также в смазанном слое. Помимо микробов он состоит из остатков дентина и пульпы и возникает при соприкосновении с инструментом. Смазанный слой прекрасно пригоден для существования и размножения бактерий, что имеет значение при последующей обтурации канала.

Некоторые исследователи утверждают, что смазанный слой способен противостоять проникновению инфекции в дентинные трубочки. Но в ходе многих исследований было доказано, что он не только не обеспечивает герметичность барьера, но и нарушает сцепление пломбировочного материала к стенкам канала. Все эти доводы доказывают необходимость и важность полноценной медикаментозной обработки.
Ирригация корневого канала, занимая важное место в эндодонтии, нужна не только для удаления инфицированных опилок из канала, но и предотвращает образование апикальной пробки и в последующее проталкивание ее в периапикальные ткани. На сегодняшний день ни один антисептик не способен идеально очистить корневой канал, поэтому только сочетание ирригационных растворов позволяет добиться максимального результата.
Основные требование к «идеальному» ирриганту
Правила медикаментозной обработки корневого канала
Эффективность медикаментозной обработки корневого канала зависит от диаметра корневого канала и диаметра иглы, глубины проникновения и направления скоса иглы, давления и вязкости подающегося раствора.
Внутренний диаметр иглы измеряется по шкале Гейдж (Gauge, сокращенно G). Чем больше значение G, тем меньше диаметр иглы. Соответственно, чем меньше диаметр иглы, тем ближе мы можем продвинуть ее к верхушке.









