гиперкинетический синдром у детей что это такое

Соматические осложнения гиперкинетического синдрома у детей

В статье представлены результаты наблюдения 114 детей в возрасте от года до 16 лет с гиперкинетическим синдромом в структуре разных неврологических заболеваний и их вторичные соматические осложнения. Изучена структура экстрапирамидных нарушений у пациенто

The article describes the results of observation of 114 children at the age 1–16 years, with hyperkinetic syndrome as a component of different neurological diseases and their secondary somatic complications. The structure of extrapyramidal disorders in children patients in the sampling was studied, as well as the level of disorders in protein-energetic metabolism, respiratory disorders, secondary orthopedic pathology, visual and hearing impairments, cardiovascular pathology, and intellectual disorders. The analysis results of structure of extrapyramidal disorders were visually presented.

Гиперкинетический синдром является одним из самых сложных патологических проявлений в детской неврологической клинике в связи с его гетерогенностью и полиморфизмом. Синдром входит в структуру более ста заболеваний. Диагностика гиперкинетического синдрома требует четкого алгоритма и своевременных лечебных мероприятий, часто предопределяющих прогноз и исход заболевания, так как данное состояние сопровождается целым рядом не только неврологических, но и соматических осложнений.

Целью нашей работы было изучение структуры и нозологической гетерогенности гиперкинетического синдрома, а также его вторичных тяжелых соматических и ортопедических осложнений.

Введение

В современной неврологической литературе принято делить экстрапирамидные синдромы на акинетико-ригидный и гиперкинетический. В структуре гиперкинетического синдрома выделяют тики, дистонию, хорею, миоклонии, тремор, дискинезии и атетоз [1].

Каждый тип гиперкинеза имеет свой «рисунок», определенный двигательный дефицит, который обуславливает уровень социальной адаптации и самообслуживания, а также характер осложнений.

Наиболее рациональной по мнению В. Н. Штока и О. С. Левина является клиническая синдромологическая классификация, в которой любой гиперкинез делится на первичный, т. е. превалирующий в клинической картине, и вторичный (на фоне основного заболевания и рассматриваемый в структуре прогрессирующего нейродегенеративного и/или нейрометаболического заболевания). Исключение составляют миоклонии, которые рассматриваются отдельно, как эпилептический и неэпилептический миоклонус [2–6].

Материал и методы исследования

Нами было комплексно обследовано и проанализировано 114 детей с гиперкинетическим синдромом, наблюдаемых на базе отделения детской психоневрологии Университетской детской клинической больницы Первого МГМУ им. И. М. Сеченова (Сеченовский университет), а также отделения неврологии Морозовской детской городской клинической больницы. Критериями включения являлись:

1) возраст от года до 16 лет;
2) в структуре жалоб основным являлся гиперкинетический синдром;
3) продолжительность гиперкинетического синдрома составляла не менее 6 месяцев.

Диагностика состояния пациентов проводилась по нескольким направлениям: определение неврологического, соматического и ортопедического статусов. В соматическом статусе особое внимание уделялось оценке уровня физического развития (индексу массы тела и массо-ростовых соотношений), а также дыхательным расстройствам и нутритивному статусу с целью определения белково-энергетической недостаточности (табл. 1). Инструментальные методы исследования включали в себя магнитно-резонансную томографию головного мозга, компьютерную электроэнцефалографию, электронейромиографию и игольчатую миографию, биохимические, клинические и иммунологические анализы крови, при необходимости методы молекулярно-генетического анализа и кариотипирования. Трети пациентов (33,3%), с целью верификации диагноза, было проведено полное секвинирование гена.

гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть фото гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть картинку гиперкинетический синдром у детей что это такое. Картинка про гиперкинетический синдром у детей что это такое. Фото гиперкинетический синдром у детей что это такое

Обсуждение

Из 114 пациентов 64 были девочки и 50 мальчики. Гиперкинетический синдром был представлен (рис. 1):

1) тиками — 23 ребенка (20,2%);
2) тремором — 16 детей (14%);
3) хореей — 3 пациента (2,6%);
4) дистонией — 51 ребенок (44,7%);
5) дискинезией — 17 человек (14.9%);
6) миоклонией неэпилептического генеза — 4 пациента (3,5%),

Из указанной выборки 70 пациентов имели паллиативный статус (61,4%), 6 пациентов погибли (5,3%) в течение года. Причиной смерти во всех случаях стала острая полиорганная недостаточность.

Белково-энергетическая недостаточность (БЭН) различной степени тяжести (по шкале для детей до 12 лет и по индексу массы тела для детей старше 12 лет) была выявлена у 73 пациентов (64,04% от общей выборки), при этом до 12 лет — у 58 пациентов (50,8%), старше 12 лет — у 15 пациентов (13,1%). По степени тяжести пациенты распределились следующим образом:

Из пациентов с II–III степенями тяжести гастростома была установлена у 19 пациентов. У 2 пациентов гастростома была удалена по причине постоянного выпадения вследствие выраженных нарушений тонуса. Коррекция белково-энергетической недостаточности явилась наиболее актуальной и сложной проблемой в наблюдении за этими пациентами.

Дыхательные расстройства (рис. 2) в виде дыхательной недостаточности различной степени были выявлены у 57 пациентов (50%): из них I степень — у 44 пациентов (77,2%), II степень — у 6 детей (10,5%), III степень — у 7 пациентов (12,3%). Из 57 пациентов, имеющих дыхательные нарушения, 2 детей (3,5%) находились на постоянной искусственной вентиляции легких, 3 (5,3%) — имели установленную трахеостому.

гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть фото гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть картинку гиперкинетический синдром у детей что это такое. Картинка про гиперкинетический синдром у детей что это такое. Фото гиперкинетический синдром у детей что это такое

Наиболее частым осложнением, по результатам проведенного исследования, явились вторичные ортопедические нарушения: деформации конечностей, сколиоз различной степени тяжести, контрактуры. Ортопедические осложнения были верифицированы у 101 пациента, что составляло 88,6%. Сколиоз был выявлен у 90 детей (89,1%), из них 3–4 степени (деформирующий) у 86 пациентов (85,1%). Деформации конечностей вследствие стойких нарушений мышечного тонуса и контрактур — у 90 пациентов (89,1%). Из 90 пациентов — у 15 (16,7%) они не требовали специального вмешательства, а у 67 (74,4%) была необходимость ортезирования и/или проведения ботулинотерапии. Оперативные вмешательства (реконструктивные операции, металлоконструкции и прочее) были осуществлены у 8 пациентов (8,9%).

Трое пациентов (2,6%) являлись носителями баклофеновой помпы, а один (0,9%) пациент перенес оперативное вмешательство по поводу глубокой стимуляции медиальной части бледного шара и был удален из исследования, в связи с тяжестью течения постоперационного периода.

Спектр других осложнений включал в себя потерю слуха и зрения различной степени выраженности, сердечно-сосудистые нарушения, пищевую аллергию и метаболические нарушения у 17 пациентов (14,9%).

У большинства детей 97 (85,1%) выявлялись изменения интеллектуального развития в виде ее снижения — умственная отсталость различной степени тяжести, дизграфия и дизартрия.

Среди широкого спектра соматических нарушений наиболее тяжелым являлось нарушение нутритивного статуса. По данным литературы [12], у 40% пациентов детского возраста, которые поступают в стационары, выявляются разной степени нарушения нутритивного статуса в виде его недостаточности. Из них на первом месте дети с онкологическими заболеваниями, на втором — с врожденными и приобретенными заболеваниями ЦНС.

У детей с тяжелым органическим поражением ЦНС есть прямые показания к паллиативной помощи, особенно когда исчерпан реабилитационный потенциал. Чаще всего это пациенты с тяжелой инвалидностью и высоким риском осложнений (IV группа нозологий согласно прогностическому подходу Европейской ассоциации паллиативной помощи (European Association for Palliative Care, EAPC) (2009)). Нутритивный дефицит может увеличивать риск нарушения трофики тканей, развития интеркуррентных заболеваний (сердечно-сосудистой, иммунной, дыхательной недостаточности), увеличить частоту и сроки госпитализации.

Проблемы вскармливания и БЭН характерны для более чем 30% детей с церебральным параличом (ЦП), при этом 57% детей с ЦП имеют проблемы сосания в первый год жизни, 38% детей — проблемы глотания, 80% — вскармливаются с помощью родителей (не держат ложку из-за задержки развития), 90% детей имеют клинически значимую орально-моторную дисфункцию [7]. Улучшение качества жизни ребенка и его семьи — это первостепенная цель нутритивной поддержки у таких детей.

В МКБ-10 выделена специальная рубрика сопутствующего диагноза — расстройства питания у детей с тяжелыми органическими поражениями ЦНС, которая относится к IV классу «Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ», блоки Е40–Е46 — «Недостаточность питания», Е50–64 — «Другие недостаточности питания (недостаточность витаминов и микроэлементов)». Расстройства метаболизма в белковом обмене наблюдаются у таких пациентов наиболее часто. Поэтому для обозначения недостаточности питания в этой группе пациентов используют термин «белково-энергетическая недостаточность» [7, 12]. Также могут наблюдаться разные виды дистрофий: гипотрофии, синдром недостаточности питания, синдром нарушенного питания, гипостатура, мальнутриция. Как правило, обязательно проводится оценка риска нутритивной недостаточности у таких детей. Если у пациента выявляется риск развития БЭН, необходимо провести полную оценку состояния ребенка по ряду критериев:

1) общеклинические (осмотр) — состояние кожи, слизистых, волос, ногтей, зубов, мышечной ткани, подкожно-жирового слоя, микросимптоматика возможной витаминной и минеральной недостаточности;
2) массо-ростовые показатели: индекс массы тела, окружность плеча, толщина кожно-жировой складки над трицепсом, в подлопаточной области, над бицепсом [13];
3) антропометрические показатели, которые оцениваются по таблицам центильных величин, рекомендуемым ВОЗ, либо по специальным центильным таблицам, разработанным с учетом основного диагноза пациента. Для многих заболеваний есть специально разработанные центильные таблицы антропометрических показателей (синдромы Дауна, Тернера, Прадера–Вилли, Нунан, трисомия 13-й и 18-й хромосом, миеломенингоцеле и т. д.) [2, 10, 14–16]. Интересен также метод Далласа–Хода, разработанный для спинальных больных (долженствующая масса тела вычисляется путем уменьшения стандартного значения на 5–10% при параплегии (в среднем на 7,5%) и на 10–15% (в среднем на 12,5%) при тетраплегии). Степень БЭН определяется с учетом cтатистического показателя Z-скор, который означает, сколько стандартных отклонений составляет разброс массы и роста относительно среднего значения;
4) лабораторные показатели: общий белок, альбумин, короткоживущие белки (трансферрин, преальбумин и др.), лимфоциты. Степень нутритивной недостаточности устанавливается с учетом наиболее интенсивно сниженного показателя из всех проанализированных;
5) данные видеофлуороскопии, фиброларингоскопии при дисфагии и подозрении на аспирацию;
6) оценка способности пациента к принятию пищи и жидкости c трех лет [10], оценка дисфагии, проведение вилочного теста, хронометрированного теста с водой [11, 12].

После определения всех показателей решается вопрос о дополнительной нутритивной поддержке по следующим критериям:

Заключение

На основании проведенного исследования вторичных соматических осложнений гиперкинетического синдрома детей можно сделать следующие выводы:

Литература

ФГAОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова МЗ РФ, Москва

Соматические осложнения гиперкинетического синдрома у детей/ А. А. Лялина, Л. Г. Хачатрян
Для цитирования: Лечащий врач № 6/2019; Номера страниц в выпуске: 38-41
Теги: детский возраст, дистоня, тикозные гиперкинезы

Источник

Гиперкинетический синдром у детей что это такое

Ожидайте

Перезвоните мне

гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть фото гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть картинку гиперкинетический синдром у детей что это такое. Картинка про гиперкинетический синдром у детей что это такое. Фото гиперкинетический синдром у детей что это такое

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть фото гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть картинку гиперкинетический синдром у детей что это такое. Картинка про гиперкинетический синдром у детей что это такое. Фото гиперкинетический синдром у детей что это такое

Аннотация: Гиперкинетическое расстройство поведения – это целый комплекс психосоматических расстройств у детей, проявляющийся еще в младшем дошкольном возрасте.

Статья:

Гиперкинетическое расстройство поведения – это целый комплекс психосоматических расстройств у детей, проявляющийся еще в младшем дошкольном возрасте. Выражается оно в гиперактивности, чрезмерной импульсивности, проблемах с самоорганизацией и нехватке внимания.

Такие дети испытывают проблемы с обучением и социальной адаптацией в детском саду и школе, поэтому нуждаются в комплексном лечении. Отсутствие помощи со стороны взрослых может привести к тому, что и во взрослую жизнь ребенок вступит с проблемами, влияющими на уровень жизни.

Довольно часто это состояние может скрываться за такими названиями, как гиперактивное расстройство, синдром дефицита внимания, дефицит внимания с гиперактивностью. Все эти нарушения характеризуются проблемами концентрации и гиперактивного поведения, но несколько отличаются друг от друга степенью выраженности.

Гиперкинетическое расстройство – это состояние, которое характеризуется нарушением внимания, двигательной активностью и импульсивностью поведения. От всех остальных оно отличается стойкими и неконтролируемыми нарушениями поведения и социальных норм, которые не опасны для окружающих и самого ребенка.

Среди детей гиперкинетический синдром встречается с частотой от 5 до 20 %. При этом у мальчиков он диагностируется в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Гиперкинетическое расстройство возникает вследствие функциональной незрелости структур мозга, которые отвечают за регуляцию и контроль функции внимания. Единой причины развития патологии нет, но выделяют две группы факторов, которые влияют на возникновение этого расстройства личности у детей: психологические и соматические.

К причинам психологического характера относят:

Среди соматических факторов выделяют:

РАЗНОВИДНОСТИ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

Гиперкинетическое расстройство личности проявляется по-разному в зависимости от возраста ребенка. Поэтому различают 3 основных разновидности патологии:

СИМПТОМЫ ПАТОЛОГИИ

гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть фото гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть картинку гиперкинетический синдром у детей что это такое. Картинка про гиперкинетический синдром у детей что это такое. Фото гиперкинетический синдром у детей что это такое

Некоторые родители принимают симптомы гиперкинетического расстройства за особенности темперамента ребенка или считают, что это его реакция на стиль воспитания. Но специалисты рассматривают это состояние как патологию (F 90.1), которая требует врачебной диагностики и коррекции.

Проявляться это расстройство поведения может различными симптомами, которые зависят от возраста, мотивации ребенка и его окружающей обстановки.

У некоторых малышей в первую очередь выражены проблемы с вниманием. Они легко и часто отвлекаются, не заканчивают начатый диалог, забывчивы, не организованы, переключаются с одного дела на другое, ничего не завершая до конца.

Другая категория детей больше проявляет симптомы гиперактивности: они много суетятся, беспокоятся, не могут усидеть на месте, делают много лишних движений и шумят. Гиперактивный малыш любит болтать без остановки, а любое свое действие сопровождает комментариями.

Если у ребенка превалирует симптом импульсивности, то ему очень сложно проявлять терпение (ждать очереди в игре или разрешения ответить на уроке). Он не задумывается о том, какие поступки совершает, поэтому часто имеет проблемы с дисциплиной.

Гиперкинетическое расстройство может сопровождаться и другими симптомами: нарушение координации и неразвитая мелкая моторика, проблемы с социальной адаптацией, обучением и соблюдением правил и требований. Также имеют место неврологические проявления: нервные тики, беспокойство, аутизм, эпилепсия, синдром Туретта, депрессивные состояния.

Родители и педагоги должны вовремя отреагировать на такое поведение ребенка и обратиться за врачебной помощью. Гиперкинетическое расстройство провоцирует проблемы как в детском возрасте (успеваемость, дисциплина, социальные контакты и др.), так и во взрослом (отношения, карьера, пагубные привычки). По статистике, в 15-20 % случаях возникновения этой патологии признаки сохраняются у человека в течение всей жизни, не исчезая к 12-20 годам, как у остальных детей.

К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ?

При гиперкинетическом расстройстве помощь оказывают ряд специалистов:

При этом точный диагноз поставить ребенку может лишь врач-психиатр, изучив индивидуальные особенности поведения и характер пациента. Важно учитывать, что любой из выявленных признаков должен носить не единичный характер, а иметь стойкую периодичность на протяжении длительного времени (от 6 до 12 месяцев).

Чтобы диагностировать нарушение, применяются следующие методы:

КРИТЕРИИ НАЛИЧИЯ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

У каждого ребенка гиперкинетическое расстройство поведения может проявляться по-разному, это зависит от особенностей характера, социальных условий и возраста.

У большинства детей с этой проблемой наблюдаются 3 вида симптомов:

Каждый из них диагностируется по следующим критериям:

1. Ребенок с нарушениями внимания:

2. Ребенок с гиперактивностью:

3. Ребенок с импульсивностью:

Говорить о наличии гиперкинетического расстройства можно в случае, когда каждый из видов симптомов наблюдается у ребенка продолжительностью не менее 6 месяцев и представлен минимум тремя критериями каждой из групп. Первые признаки патологии должны быть заметны еще до семилетнего возраста малыша.

ЛЕЧЕНИЕ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

Лечение гиперкинетического расстройства поведения для каждого ребенка подбирается индивидуально. Это зависит от степени выраженности симптомов: кому-то будет достаточно занятий с психологом и коррекционной работы в детском саду или школе, а кто-то не обойдется без медикаментов.

Вся терапия преследует 3 цели:

Если специалисты считают, что состояние ребенка можно улучшить и стабилизировать без медикаментов, то проводится просветительская работа с родителями. При необходимости школьника отправляют в специальный (коррекционный) класс. Далее с ним проводится следующий комплекс мер:

Успешность и эффективность лечения определяется по следующим индикаторам:

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ

гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть фото гиперкинетический синдром у детей что это такое. Смотреть картинку гиперкинетический синдром у детей что это такое. Картинка про гиперкинетический синдром у детей что это такое. Фото гиперкинетический синдром у детей что это такое

Без помощи и поддержки родителей лечение гиперкинетического расстройства не даст необходимого эффекта. Поэтому им стоит придерживаться следующих рекомендаций:

ПРОФИЛАКТИКА

В качестве профилактических мер необходимо следить за:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ: МОЙ ОПЫТ

Работа с детьми, имеющими гиперкинетическое расстройство, отнимает у учителя много сил и энергии. Особенно тяжело, если такой ребенок находится в общеобразовательном классе среди 30 других учеников. Он не только требует к себе постоянного внимания, но и отвлекает остальных ребят во время урока.

Родители не всегда признают, что их чадо имеет проблемы, справиться с которыми невозможно только при помощи усиленного контроля и дисциплины. Когда они пренебрегают обследованиями и лечением, то лишают ребенка возможности учиться в полную меру своих возможностей, не перевозбуждаясь и не отвлекаясь на любой раздражитель.

Даже один курс лечения дает ощутимые результаты: ученик быстрее реагирует на слова учителя, имеет силы концентрироваться на задании и старается следить за своим поведением. Это значит, что постоянное наблюдение у специалистов позволит ему учиться в обычном классе и преодолеть гиперкинетическое расстройство к старшему возрасту.

Взаимодействовать с такими детьми получается только через доверие и ласку. Их постоянно нужно хвалить, акцентировать внимание на успехах, давать индивидуальную инструкцию и устанавливать четкие временные рамки на выполнение задания.

Дружеские отношения с одноклассниками, особенно с соседом по парте, также помогают в обучении ребенку с патологией. Друг может помогать контролировать готовность к уроку, выполнение и правильность задания. Дети редко замечают проблемы одноклассников подобного плана, относятся к ним с пониманием и заботой.

Родителям я бы рекомендовала спокойно и без агрессии реагировать на все проявления нарушения у ребенка. При этом следует четко контролировать его действия, давая короткие понятные пояснения и используя ограничения по времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие из детей отличаются чрезмерной активностью, эмоциональностью и невнимательностью. Но если эти особенности доставляют неудобства в учебной деятельности, взаимоотношениях и поведении в социуме, то родителям не стоит оставлять это без внимания. Гиперкинетическое расстройство поведения у детей – это серьезная патология, которая требует обязательного лечения и контроля.

Источник

Гиперкинетический синдром у детей что это такое

Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.

В МКБ-10 этот синдром отнесен к классу «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» ( F 9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» ( F 90).

Распространенность. Частота синдрома среди детей первых лет жизни колеблется в пределах 1,5—2, среди детей школьного возраста — от 2 до 20 %. У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Клинические проявления. Гиперкинетические расстройства часто возникают в раннем детстве (до 5 лет), хотя диагностируются значительно позже. Расстройства внимания проявляются повышенной отвлекаемостью (без признаков гиперметаморфоза) и неспособностью к деятельности, требующей когнитивных усилий. Ребенок не может длительно удерживать внимание на игрушке, занятиях, ждать и терпеть. Он испытывает затруднения при необходимость сидеть на месте, при этом он часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает, начинает вставать, бегать, испытывает затруднения в тихом проведении досуга, предпочитая моторную активность. В препубертатном возрасте ребенок может кратковременно сдерживать двигательное беспокойство, ощущая при этом чувство внутреннего напряжения и тревоги. Импульсивность обнаруживается в ответах ребенка, которые он дает, не выслушав вопроса, а также в неспособности дожидаться своей очереди в игровых ситуациях, в прерывании разговоров или игр других. Импульсивность проявляется и в том, что поведение ребенка часто маломотивировано: двигательные реакции и поведенческие поступки неожиданны (рывки, скачки, пробежки, неадекватные ситуации, резкая смена деятельности, прерывание игры, беседы с врачом и т. п.). С началом обучения в школе у детей с гиперкинетическим синдромом нередко выявляются специфические проблемы обучения: трудности письма, расстройства памяти, слухоречевые дисфункции; интеллект, как правило, не нарушается. Почти постоянно у этих

детей наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные двигательные нарушения и расстройства координации. У 75 % детей довольно устойчиво возникают агрессивное, протестное, вызывающее поведение или, напротив, подавленное настроение и тревога, нередко как вторичные образования, связанные с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.

При неврологическом обследовании у детей обнаруживаются «мягкие» неврологические симптомы и координаторные нарушения, незрелость зрительно-моторной координации и восприятия, слуховой дифференциации. На ЭЭГ выявляются характерные для синдрома особенности [Горбачевская Н. Л. и др., 1998].

В некоторых случаях первые проявления синдрома обнаруживаются в младенчестве: дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раздражителям и легко травмируются шумом, светом, изменениями температуры окружающей среды, обстановки. Типичными являются двигательное беспокойство в виде чрезмерной активности в кровати, в бодрствовании и нередко во сне, сопротивление пеленанию, непродолжительный сон, эмоциональная лабильность.

Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило, купирование патологических симптомов наступает в возрасте 12—20 лет, причем сначала ослабевают, а затем исчезают двигательная гиперактивность и импульсивность; расстройства внимания регрессируют последними. Но в некоторых случаях может обнаруживаться предрасположенность к антисоциальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам. В 15—20 % случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью сохраняются на всю жизнь человека, проявляясь на субклиническом уровне.

Синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать от других поведенческих нарушений у детей с агрессивностью и двигательной расторможенностью, которые могут быть проявлениями психопатоподобных нарушений на фоне церебрально-органических резидуальных дисфункций, а также представлять собой дебют эндогенных психических заболеваний (например, кататоническое возбуждение с гебефренными проявлениями в поведении и др.).

Этиология и патогенез Клинические проявления гиперкинетического синдрома соответствуют представлениям о задержке созревания структур мозга, ответственных за регуляцию и контроль функции внимания Это делает правомерным его рассмотрение в общей группе искажений развития. Единой причины синдрома нет и его развитие может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами (травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологии беременности и родов и др.). Среди них выделяют и психосоциальные факторы в виде эмоциональной депривации, стрессы, связанные с разными формами насилия, и т. п. Большое место отводится генетическим и конституциональным факторам. Все перечисленные влияния могут приводить к той форме мозговой патологии, которая ранее обозначалась как «минимальная мозговая дисфункция». В 1957 г. M. Laufer именно с ней связал клинический синдром вышеописанного характера, который и назвал гиперкинетическим.

Этиологической гетерогенности гиперкинетического синдрома могут быть противопоставлены попытки современных исследователей установить его основные патогенетические звенья. Обобщение соответствующих данных было представлено в 1998 г. S. V. Far aone и J Biederman. В процессе семейных и близнецовых исследований, а также в работах, выполненных с помощью метода приемных детей, сегреционного и молекулярно-генетического анализа, было показано, что значительную роль в

развитии синдрома дефицита внимания играет генетический компонент Молекулярно-генетические исследования, в частности, дали основание предположить, что 3 гена могут увеличивать предрасположенность к синдрому: гены дофаминового рецептора D4 и D2, ген дофаминового транспортера У детей с гиперкинетическим синдромом был установлен нейропсихологический дефицит, касающийся прежде всего исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти: по своему типу этот дефицит сходен с таковым при лобном синдроме у взрослых. Это дало основание предположить существование дисфункции лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтвердила вовлеченность лобно-подкорковых путей Эти пути, как известно, богаты катехоламинами (чем отчасти может быть объяснено лечебное действие стимуляторов). Существует и катехоламиновая гипотеза синдрома, но пока прямых ее доказательств не получено.

Лечение. Единой точки зрения на лечение гипердинамического синдрома нет. В зарубежной литературе акцент в терапии этих состояний делается на церебральные стимуляторы: метилфенидат (ритилин), пемолин (цилерт), дексадрин. Рекомендуется использовать препараты, стимулирующие созревание нервных клеток (церебролизин, когитум, ноотропы, витамины группы В и др.), улучшающие мозговой кровоток (кавинтон, сермион, оксибрал и др.) в сочетании с этаперазином, сонапаксом, тераленом и др. Важное место в лечебных мероприятиях отводится психологической поддержке родителей, семейной психотерапии, установлению контакта и тесного сотрудничества с воспитателем и педагогами детских коллективов, где воспитываются или учатся эти дети.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *