гиперакузия что это такое
Гиперакузия — как лечить и каковы причины возникновения
Последнее изменение: 5 октября 2020
Автор материала: Елизавета Миронова
В норме человек не задумывается о восприятии звука.
Мы умеем определять и сравнивать интенсивность и частотные диапазоны.
Природой в организме заложен механизм уменьшения громкости звуков для комфортного восприятия.
Однако иногда что-то идет не так, и возникает гиперакузия – аномальное восприятие звука, при котором даже повседневные, обычные разговоры, голоса, работа приборов становится невыносимо громкой, вплоть до болезненной.
Согласитесь, жизнь становится не такой прекрасной, когда разговор с супругом или поездка на автобусе становится невозможной.
Механизм развития гиперакузии до настоящего момента не установлен. Лишь возникновение этого синдрома при невралгии лицевого нерва находит объяснение: именно этот нерв и стременная мышца участвуют в рефлекторном уменьшении громкости поступающего звука. Следовательно, при невралгии рефлекс на время угасает, провоцируя развитие гиперакузии.
Заболевание является достаточно редким. Кому-то оно жить не мешает, а для кого-то становится настоящей проблемой, которая изрядно портит жизнь.
Больные гиперакузией предъявляют различные жалобы: от легкого дискомфорта от обыденных звуков, чувства распирания в ухе, до невыносимой боли в ухе или прилегающих тканях.
Почти у половины больных с гиперакузией был выявлен шум в ушах, в то время как у страдающих тиннитусом жалобы на нарушение толерантности к звуку были в 86% случаев.
Типы гиперакузии
Выделяют два типа гиперакузии: улитковую и вестибулярную. При улитковом типе пациент ощущает боль или дискомфорт, при вестибулярной – головокружение, тошноту, нарушение координации.
Так же следует разграничивать понятия мизофонии, фонофобии и феномена ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). О фонофобии (боязни перед звуком) часто говорят в неврологии, например, при мигрени. Мизофония, или селективная звуковая чувствительность, — это эмоциональная неприязнь к определенным звукам.
Феномен ускоренного нарастания громкости обусловлен дисфункцией наружных волосковых клеток и проявляется в неспособности человека адаптироваться к изменению интенсивности звука. Часто этот феномен наблюдается при тугоухости.
Причины развития гиперакузии
Гиперакузия не является врожденным заболеванием, это всегда приобретенная патология. Недуг может быть односторонним и двусторонним.
Существует ряд патологий, при которых широко распространен синдром высокого звукового восприятия:
Также отмечено появление гиперакузии у детей, больных аутизмом и детским церебральным параличом.
Лечение гиперакузии
В настоящее время нет универсального действенного средства для лечения гиперакузии. В первую очередь, если есть подтвержденная причина развития патологии, лечение начинают с терапии основного заболевания. Если же причина не установлена, есть несколько методик, позволяющих уменьшить неприятные ощущения или уменьшить интенсивность звука.
Гиперакузия
Внимание! Информация носит ознакомительный характер и не предназначена для постановки диагноза и назначения лечения. Всегда консультируйтесь с профильным врачом!
Что такое гиперакузия?
Термин гиперакузия, как правило, применяется к людям, которые ощущают звуки повседневной жизни как навязчиво громкие, неудобные, а иногда и болезненные. Некоторые люди замечают повышение чувствительности к некоторым звукам после тяжелого жизненного события, например, тяжелой утраты. Однако у многих людей нет четкой причины вызывающей гиперакузию.
Гиперакузия поражает людей по-разному. Для некоторых людей это незначительное раздражение, но другим людям действительно трудно жить. Некоторые люди с гиперакузией уходят от социальной и профессиональной деятельности и становятся изолированными; это может усугубить проблему, поскольку они становятся испуганными и тревожными. Терапия часто включает в себя устранение этих страхов и тревог.
Терапия гиперакузии также включает лечение любых заболеваний, связанных с этим расстройством, использование звуковой терапии.
Распространенность
Существует очень мало достоверной информации о количестве людей с проблемной гиперакузией. Интернет-исследование показало, что эта цифра может достигать 9% взрослого населения, но большинство специалистов, работающих в этой области, считают, что это слишком много. Более консервативная оценка предполагает, что около 2% взрослого населения имеют некоторую степень гиперакузии. Число людей, которые серьезно пострадали от расстройства, составляет небольшую долю от этого общего числа.
Каковы последствия гиперакузии?
Некоторые люди говорят, что они чувствуют себя более чувствительными к звуку, но это не слишком сильно влияет на их повседневную жизнь. Другие люди сообщают, что звуки мешают им сосредоточиться, и чувствуют напряжение или даже гнев. Некоторые люди с гиперакузом настолько боятся звуков, что отказываются от обычной повседневной деятельности и стараются вообще избегать звуков, что может привести к тому, что слуховая система станет еще более чувствительной.
Звуковая толерантность
Слуховая система человека обладает необычайным диапазоном: мы можем слышать крошечные звуки, такие как легкий шелест листьев, и все же мы все еще можем терпеть чрезвычайно громкие звуки, например, громкую музыку в клубе. Существует уровень звука, который будет вызывать физическую боль у всех. Это происходит на уровне примерно 120 дБ (громкость взлетающего реактивного самолета). Однако обычно мы достигаем точки, когда чувствуем, что звук слишком громкий задолго до того, как достигаем порога боли. Эта точка максимальной комфортной громкости варьируется от человека к человеку, а также зависит от настроения человека и контекста звука.
Возможно, вы заметили, что некоторые звуки, например, радио на заднем плане, будут очень приятными в один прекрасный день, но в другой день тот же самый звук будет довольно навязчивым. Это снижение толерантности особенно вероятно, если человек устал или испытывает стресс.
Помимо максимально комфортного уровня звука, большинство людей заметили, что есть определенные звуки, которые они находят неприятными, независимо от громкости звука. Подумайте о звуках, скрежащих ногтей по доске, о том, как капает вода, или ручку, стучащую по столу. Это все нормальные вариации непереносимости звука. Однако есть некоторые люди, чья способность переносить звук изменяется настолько, что это может повлиять на их способность жить нормальной жизнью.
Типы измененной звуковой толерантности
Словарь вокруг гиперчувствительности слуха сбивает с толку. Слово «гиперакузия» часто используется для обозначения всех типов измененной толерантности к звуку. Это описывает опыт некоторых людей, для которых даже довольно скромные звуки окружающей среды кажутся громкими, навязчивыми и иногда болезненными.
Причины гиперакузии
Есть несколько заболеваний, при которых гиперакузия является симптомом, поэтому важно получить медицинское заключение. Медицинские состояния, которые иногда связаны с измененной толерантностью к звуку, включают
Люди, которым трудно обрабатывать сенсорную информацию (например, люди с расстройствами аутистического спектра), также могут испытывать гиперакузию. Иногда люди испытывают расстройство после определенных видов операций на ухе.
Воздействие внезапного громкого шума может иногда вызывать гиперакузию. У некоторых отрицательное жизненное событие, по-видимому, связано с началом расстройства, но у многих людей нет никаких четких причин.
Существует несколько теорий о механизмах, лежащих в основе гиперакузии. Общим для них является то, что расстройство обычно ассоциируется с повышенной чувствительностью (или усилением слуха) в центральной слуховой системе (слуховые пути в мозге). На эту чувствительность может влиять настроение.
Есть ли связь между гиперакузией и шумом в ушах?
Довольно много людей, испытывающих шум в ушах также имеют гиперакузию, и, глядя на цифры наоборот, большинство людей со значительной гиперакузией также имеют шум в ушах. Есть также довольно много людей, которые имеют одно состояние, а другое нет. Только потому, что у людей есть одно из состояний, не означает, что у них появиться другое.
Диагностика
Поскольку значительная гиперакузия у взрослых является необычным состоянием, большинство врачей общей практики будут иметь лишь некоторое представление о нем. Формальное расследование заболевания проводится оториноларингологом (ЛОР-врачом) или врачом аудиовестибулярной терапии.
Специалист расскажет вам о ваших проблемах со звуковой терпимостью и захочет узнать, когда и как это началось. Они спросят о других болезнях или обстоятельствах во время его начала. Вы можете ожидать вопросов о том, как вы справляетесь изо дня в день, а также о том, как все изменилось с момента его начала. Обычно спрашивают о потере слуха, воздействии шумов и шума в ушах.
Уши также будут обследоваться, и, скорее всего, будут проведены слуховые исследования. Некоторые врачи могут запросить другие специальные исследования (КТ, МРТ и проч.), и они будут объяснены вам во время проведения обследования.
Лечение гиперакузии
У большинства людей гиперакузия не вызывает проблем, и после объяснений расстройства, человек спокойно управлять состоянием. Для некоторых, однако, это не так, и они могут быть направлены на терапию гиперакузии. Обычно она проводится в оториноларингологой клинике, и человек обычно также проходит лечение с людьми, которые испытывают шум в ушах. Если гиперакузия является симптомом определенного медицинского состояния, это состояние будет рассматриваться параллельно.
Врача, которого вы посещаете для терапии, захочет выяснить, как гиперакузия влияет на вас, и должен потратить некоторое время на определение того, что вы можете сделать по-другому, чтобы попытаться уменьшить влияние расстройства на вашу повседневную жизнь.
Поскольку многие люди с гиперакузией ограничивают себя во звуках, большинство терапевтов считают, что важно медленно и осторожно возвращать звук в жизнь человека, чтобы он мог возобновить повседневные действия, которых избегал. Это называется звуковой терапией, и вам может быть предложено использование устройства генерирующего звуковые частоты. Наиболее часто используемый звук — это белый шум, который по сути звучит как «тссс».
Альтернативным подходом является использование когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Идея использования КПТ заключается в том, чтобы понять, что полезно и/или бесполезно в повседневной жизни, когда дело доходит до гиперакузии. Затем поработать со своим терапевтом, чтобы найти более полезные способы управления расстройством, уменьшая тем самым его влияние на повседневную жизнь.
Защита ушей
Одна общая черта людей с измененной толерантностью к звуку — это то, что они стараются избегать громких звуков. Хотя это может показаться обычной мерой предосторожности, оно может оказаться непродуктивным и может сделать человека еще более чувствительным к звуку. Когда люди избегают звука, их окружение становится тише, а слуховая система становится более чувствительной к звукам из-за её отсутствия.
Защитные наушники не должны использоваться для повседневных дел. Хотя понятно, что люди могут захотеть использовать затычки для ушей или наушники при выполнении таких повседневных действий, как очистка посудомоечной машины или вождение автомобиля, это не поможет научиться управлять гиперакузией в долгосрочной перспективе. Конечно, разумно использовать средства защиты слуха, когда вы делаете что-то действительно шумное.
Если в настоящее время средства защиты слуха используются в повседневных ситуациях, важно обсудить стратегии по сокращению их использования со специалистом.
Внимание! Информация носит ознакомительный характер и не предназначена для постановки диагноза и назначения лечения. Всегда консультируйтесь с профильным врачом!
Врач-терапевт, гастроэнтеролог, гепатолог, инфекционист. Провожу профилактические мероприятия осложнений со стороны пищеварительной системы после долгой терапии НПВП и кроворазжижающими препаратами.
Гиперакузия
Подготовлено Дорофеевой Ю.И.
При поддержке Института Слуха и Речи
Гиперакузия определяется как снижение толерантности к звукам средней и высокой интенсивности у людей с нормальным слухом. [1] Нарушения восприятия громкости звука является клинической загадкой, которая может значительно ухудшать качество жизни пациента. Гиперакузия была определена как «необычная, болезненная чувствительность к обычным звукам окружающей среды» и как «постоянно преувеличенные или неуместные реакции на звуки, которые не являются ни угрожающими, ни очень громкими для обычного человека».
Стоит отметить, что звуки в целом воспринимаются как болезненные, а не какие-то конкретные звуки. Но это неверно в отношении фонофобии (страха перед звуком) и недавно предложенной мизофонии (неприязнь к звуку), в объяснении обеих из которых высказывается предположение, что болезненная реакция может быть специфической для определенных звуков с эмоциональными ассоциациями. [2] В неврологии термин фонофобия, как правило, используется специально при непереносимости громкости, про которую говорят некоторые пациенты с мигренью. Поэтому для более широких видов гиперчувствительности слуха термин «гиперакузия» является более предпочтительным.
Гиперакузия может быть связана с патологией уха, такими как болезнь Меньера, перилимфатическая фистула, внезапная сенсоневральная потеря слуха, акустическая травма, отосклероз, паралич Белла и синдром Рамсея Ханта. Есть связь с заболеваниями ЦНС, такими как мигрень, депрессия, посттравматические стрессовые расстройства, рассеянный склероз, доброкачественная внутричерепная гипертензия, синдром Тая-Сакса, синдром Уильямса и болезнь Лайма. [5]
В подавляющем большинстве случаев не определяется связи основного заболевания с наличием симптома гиперакузии. Заболевания, в которых гиперакузия сообщалась как симптом, были рассмотрены Katzenell и Segal, приводятся в таблице 1. Следует отметить, однако, что из выявленных заболеваний несколько связаны с поражением лицевого нерва. Поскольку лицевой нерв иннервирует стапедиальный рефлекс, который участвует в снижении воспринимаемой интенсивности импульсного звука, это может снизить этот рефлекс и, следовательно, увеличить воспринимаемую интенсивность звука. Таким образом, это не соответствует определению гиперакузии.[3]
Таблица 1. Этиологические факторы при которых может возникнуть гиперакузия.
(Katzenell U, Segal S Otol Neurotol. 2001 May; 22(3):321-6; discussion 326-7.)


