гильоширование что это такое в часах
Гильошированные циферблаты наручных часов: особенности техники
Техника гильоше встречается в дорогостоящих часах. Она представляет собой декоративную обработку поверхностей циферблата, корпуса, деталей и т.п. путём вырезания на них узоров. С французского «гильоше» переводится как «узор переплетающихся линий».
Когда появилось это искусство
По информации сайта Watch4you.com.ua, впервые о гильошировании упоминается в XVIII веке. Создателем такого непростого дела считают знаменитого часовщика Абрама Луи Бреге.
Существует версия, что мастер пытался скрыть дефекты на часовом механизме и, чтобы их не было видно, стал вырезать красивые насечки. Вскоре подобный орнамент стал украшать ходики не только в роли маскировки, но и как полноценная гравюра.
Как наноситься узор на циферблат часов
Резьба делается с помощью машинки или вручную. Второй вариант встречается очень редко, но работа оценивается в разы дороже. Соответственно и изделие имеет цену выше. Станки, наносящие эту обработку сегодня, сделанные в основном в начале XX-го века.
Ручная обработка циферблатов производится в индивидуальном дизайне. Чтобы создать необычный и неповторимый рисунок уходит не один час, а для его вырезания не один день. Для начала на плоскости расчерчивают нужный рисунок. Потом с помощью острого резца выводиться каждая деталь. В конце вырезания поверхность шлифуется.
Толщина линий становит не больше десятой части миллиметра. Переплетаясь между собой, они создают необыкновенный изысканный тандем, дополняя друг друга.
Известные стили обработки гильоше:
Какие известные бренды применяют этот метод
Этот стиль декорирования циферблата в основном присущ компании Breguet. Ведь именно её основатель и был «отцом» этого стиля. Она использует его в своих самых дорогих моделях из золота и серебра. Именно эти материалы более подходящие для такого рода часового искусства.
Ещё одна марка, использующая этот мотив — Oris. Достаточно хорошим примером станет модель под названием Oris 733 7670 4054-LS. Механические часы швейцарского производства, корпус которых сделан из нержавеющей стали. Механизм инкрустирован 28 камнями. Ударостойкое сапфировое стекло имеет свойство антибликового покрытия. Главной «главной фишкой» есть черный циферблат с гильошированием.
Следующая компания, которая имеет гильошированные часы — это японский бренд Orient. Отличным примером выступит изделие Orient FFDAH004Y0. Классический дизайн аксессуара подчеркивает изысканный циферблат с непринужденным эффектом гильоше.
Обзоры и информация
Гильош, уникальная разновидность гравировки, чья история насчитывает несколько столетий, приходит в упадок. И всё же существует ещё горстка мастеров, продолжающих и сегодня хранить старинную традицию этого ремесленного искусства. Древний станок и твёрдая рука помогают им создавать циферблаты, которые придают неповторимый облик некоторым часам знаменитых марок.
Современные производители часов, как правило, уделяют больше всего времени и внимания механическим чудесам часового механизма, который, кстати, по современной моде, нередко нарочно выставлен напоказ сквозь стеклянную заднюю крышку. Изощрённость механизма и точность считаются сегодня важнее «украшательства». Между тем, в былые времена к механизму относились куда спокойнее, ограничиваясь минимумом необходимых характеристик, и уж конечно никому бы не пришло в голову дерзко выставлять на обозрение внутренность часов. Потенциального покупателя стремились привлечь, в первую очередь, внешним оформлением, а что можно необычно оформить, как не циферблат и не корпус? С самого момента рождения часов, предназначенных для ношения, циферблаты изготавливались всевозможных форм и размеров, из самых драгоценных материалов. И всё же, пожалуй, ни один элемент украшения не способен придать часам вид более благородный и изысканный, чем выгравированные узоры в стиле гильош.
Вместе с прекращением выпуска станков практически прекратилось и обучение гильош. К началу 80-х годов, когда Бенцингер принялся овладевать старинным ремеслом, уже не существовало официальных школ или курсов. Даже легендарная школа часового дела и гильош в Пфорцхайме уже не набирала учеников. Бенцингер получил свои первые уроки у гравировщика, владевшего двумя древними гильоширными машинами. Именно на этих машинах, под руководством опытного наставника, Бенцингер научился наносить узоры на корпуса и циферблаты часов, а также на другие небольшие предметы. Это уникальное ремесло совершенно его зачаровало, и, после приобретения компании Kollmar, он с головой окунулся во все тонкости гильош. «Мне страшно нравится заставлять работать вот такой антикварный станок. Это немного напоминает восстановление старинного автомобиля, знаете, есть любители раритетов, целый день проводят в гараже за реставрацией. Разница в том, что у современных автомобилей моторы лучше, чем у старых. Тогда как старинная гильоширная машина работает в своём роде так безупречно, как большинству современной техники и не снилось».
Поскольку мастерских, специализирующихся на гильош, в Германии всего две, Бенцингер нередко выполняет работу и для других компаний. Он наносит узоры гильош на украшенные эмалью императорские пасхальные яйца, выпускаемые нынешней компанией Фаберже. А для таких производителей часов, как Martin Braun, Christiaan van der Klaauw, GlashЯtte Original и RGM, он создал просто потрясающие часовые циферблаты.
НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ
ГОДОВЫЕ КОЛЬЦА ТРАДИЦИИ
ИСКУССТВО ГИЛЬОШ развилось в Средние века, когда с помощью обычного токарного станка украшали узорами мягкие материалы, такие как дерево и слоновая кость. В Западной Европе станок усовершенствовали, прикрепив приводной шнур к педали или подвесной пружине. Это значительно увеличило «мощность» станка, обе руки теперь были свободными и могли лучше управлять резцом. Токарная обработка металлических поверхностей становилась всё более популярной.
История гильош в часовом деле неотъемлема от истории Пфорцхайма, родного городка Йохена Бенцингера, городка, издавна славившегося часовыми и ювелирными изделиями. Гильоширные машины, впервые выпущенные фирмой Lienhard из швейцарского города Ля Шо-де-Фон ещё в 1819 году, появились в Пфорцхайме в 1857 году. Завезены они были немецкими ювелирами и первоначально применялись не для часов.
Больше чем гравировка: гильоше на циферблатах Breguet
Эстетика и смысл
Для дома Breguet техника гильоше обрела особое значение: она стала его визитной карточкой. Игра контрастов гильошированного циферблата позволила отказаться от характерных для того времени барочных элементов в часах и обратиться к более элегантному дизайну.
Прирученное искусство
Принцип действия новых станков не отличается от исторических предшественников, но у них более высокая эргономичность, они оснащены бинокулярной лупой и обладают современной точностью. Сегодня в распоряжении мануфактуры Breguet около тридцати гильоширных машин, на которых работают и учатся часовые мастера. Они могут выполнить рисунок любой сложности, в том числе такие известные орнаменты как «парижские гвозди», «женевские волны», «плетеная корзинка» или «огонь».
На почетном месте
Чтобы сохранить старинные традиции, часовая компания Breguet вкладывается в развитие технологий, которые существуют несколько веков, но сегодня уже не приносят прибыли. Например, она на протяжении многих лет приобретала старинные токарно-гильоширные машины, восстанавливала их и теперь демонстрирует в часовых магазинах в качестве исторических образцов. Наиболее старый из них, изготовленный в 20-х годах XIX века, находится в бутике, расположенном в доме номер 6 на Вандомской площади в Париже. В московском бутике марки, в ГУМе на Красной площади, тоже есть подобная историческая машина.
Новые методы
Гильоширование − удивительный вид искусства, открывающий для талантливого мастера безграничные возможности. Именно поэтому компания Breguet организовала учебный семинар по разработке новых методов применения орнаментов гильоше в часовом производстве. Одним из практических результатов этой работы стал новый узор-гравировка в виде волны, который теперь украшает центральную часть циферблата модели Marine Chronographe 5527. Именно так рождается новое прочтение традиционных техник часового искусства, а известные часовые модели обретают новый облик.
Как создают узор гильош на циферблате часов?
Гильош — тонкий гравированный узор на циферблате
Как и в случае англажа, высоко котируется гильош, нанесенный вручную на специальном старинном станке с ручным же приводом.
Машинный гильош также может быть красивым и не менее сложным, но пуристы считают, что в нем нет души.
Вот как происходит процесс создания узора гильош в мастерской Vacheron Constantin.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Двойная победа Omega: немного о новостях парусного спорта
На прошлой неделе в бухте Вайтемата новозеландского Окленда в 36-й раз был разыгран самый престижный яхтенный приз мира – Кубок Америки. Марка Omega победила “всухую”: она была не только официальным хронометристом 36-го Кубка Америки, но и партнёром победителя – команды Team New Zealand
Итоги 2020 года для марок: минус на минус, или Winners Take It All
Минус 21% в денежном и минус 33% в натуральном выражении – таковы итоги коронавирусного 2020 года для швейцарской часовой индустрии. Но если среднерыночные результаты стали известны ещё в январе, то теперь у нас появилась бесценная возможность посмотреть, как пережили сложнейший период отдельные марки
Иногда известие о сворачивании производства имеет гораздо большую значимость, чем новость о запуске. И сегодня – тот самый случай. Ведь речь идет о, без преувеличения, культовой и мегавостребованной модели, положившей начало целому сегменту роскошных стальных часов
Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите
Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам
GPHG-2020: наша ставка сыграла
12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru
Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация
Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами
Тонкости гильоше
Большое количество разнообразных моделей часов сегодня воспринимается, как должное. Каждый человек может выбрать из всего многообразия подходящие для себя часы. Всё же, мы зачастую не задумываемся о том, насколько тяжёлым был труд мастеров, создававших те или иные часы. Многие особенности часов, отражённые в описании определённой модели одной строчкой, таят в себе отдельную вселенную. Циферблаты, украшенные искусным гильоше – лучший тому пример.
А что скрывается за словом «гильоше»?
Гильоше – особая техника гравировки, представляющая собой нанесение сложного узора на поверхность предмета. В нашем случае этим предметом становится циферблат часов. Гильоше – слово французского происхождения, в дословном переводе на русский язык оно означает «узор из волнистых линий». Термин «гильоше» применим ко многим видам архитектурного орнамента с пересекающимся или повторяющимся рисунком, часто встречающимся на многих предметах быта древних времён на Ближнем Востоке, в Греции, Риме.
До наших дней дошли неподтверждённые слухи о том, что во Франции конца 18-го века якобы жил инженер по фамилии Гийо (Guillot), первым разработавший и создавший особую машину для гильоше. Имя того человека, как и точные сведения о годе изобретения машины, так и остались неизвестными – из-за отсутствия этих доказательств многие историки ставят под сомнение сам факт существования инженера Гийо.
В начале своего пути гильоширные машины использовались для нанесения узоров на изделия из слоновой кости и дерева. В 18-ом веке пришло время работы по золоту, серебру, и стеклу, основание машин изготавливалось из чугуна или дерева. 1920-е и следующие за ними 30-е годы ознаменовались частым использованием гильоширных машин в автомобилестроении США: приборные панели и клапанные крышки «железных коней» украшались узорами гильоше.
Производство гильоширных машин было прекращено в 60-е года двадцатого века. Изысканная, тонкая работа мастеров на гильоширных машинах оказалась не нужна в эпоху штамповки, требующую выпуска огромного количества товаров за короткий срок. На нанесение узора гильоше на циферблат одной модели часов у мастера уходит весь день – он работает с утра и до вечера, тогда как штамповка является почти мгновенным процессом.
Дело гильоше сумело выжить вопреки обстоятельствам – знания передавались от мастера к подмастерью, от отца к сыну. Официальных школ гильоше ныне просто не существует. Если гильоширная машина вдруг ломается, то неисправную деталь чинит или заново изготавливает сам мастер, запчастей к таким машинам нет в продаже.
Но вернёмся к массовому производству. Штамповать в конце 60-х начали всё – даже подобие на узоры гильоше. Штампованный узор гильоше от истинного сразу можно отличить по тому, как они отражают свет. Признаем, что настоящий рисунок гильоше делает это невероятно красиво. Остальные различия видны лишь при ближайшем рассмотрении через лупу: истинный рисунок гильоше будет отличаться микро следами, оставленными инструментом там, где в поверхность входил резец гильоширной машины.
Большинство циферблатом часов с узором гильоше сегодня изготовлены по методу штамповки. И лишь у избранных часовых домов встречаются модели с настоящими рисунками гильоше – об этом сразу сообщает цена часов. Известная компания Patek Philippe, к примеру, в 21-ом веке является одним из немногих производителей часов с собственным, штатным мастером гильоше и всем необходимым оборудованием.
Фирма Breguet, основанная в 1775 году легендарным Авраамом-Луи Бреге, пошла ещё дальше. Это неудивительно, ведь именно Breguet ответственна за появление моды на циферблаты гильоше. И по сей день модельный ряд Breguet насчитывает больше часов, украшенных узорами гильоше, чем у любой другой компании. В Швейцарии работает всего 15 мастеров, способных украсить часы настоящим узором гильоше, полностью соответствующим вековым традициям. Подавляющее большинство из этих 15-ти специалистов работает в Breguet. Кстати, любопытно, что А. Л. Бреге поначалу использовал гильоше исключительно для того, чтобы царапины, которые в будущем обязательно появятся на часах даже самого аккуратного владельца, были бы не столь заметны.
За долгие годы некоторые виды гильоше, например, «женевские волны» (Cotes de Geneve) стали традиционными. Узор гильоше на циферблате – больше, чем просто «дежурное» украшение. Рисунок гильоше – гимн человеческому трудолюбию и скрупулёзности. Гимн человеческой изобретательности. И, самое главное, гимн красоте. Иногда красота никак не связана с деньгами, но в случае с часами союз денег и красоты более, чем очевиден. Любой необычный труд, любая авторская работа высшего класса оценивается соответственно. Так что не удивляйтесь, что цена на часы, в описании которых будет содержаться предложение «модель с гильошированным циферблатом», будет соответствующей.
Это история. Это чувства. Это стремление к прекрасному. И оно того стоит.