гидроудар человека что такое
Гидроудар: что это, как происходит, последствия и что делать
В этом материале:
Гидроудар — это в первую очередь физический термин, обозначающий скачок давления в какой-либо замкнутой системе, заполненной жидкостью. Однако если речь идет о гидроударе двигателя, то это как раз-таки резкое попадание большого количества жидкости в части мотора, которые изначально изолированы от влаги. В первую очередь речь идет о цилиндрах и камерах сгорания. При резком проникновении в эти полости большого количества жидкости во время работы мотора происходит скачок давления, поскольку вода сжимается гораздо хуже, чем воздух или горючая смесь. Из-за этого резко происходит остановка и стопор двигателя с характерным ударом.
В этот момент на все подвижные кинематические детали мотора передается колоссальная нагрузка, которая приводит к поломке металлических конструкций. Причем, чем выше обороты мотора в момент гидроудара, тем плачевнее последствия от него.
Гидроудар обычно возникает при проезде через реки, броды или даже глубокие лужи, а также может настигнуть во время наводнений, вызванных проливными дождями. Жидкость, как правило, в большом объеме проникает в мотор через воздухозаборник двигателя и непременно приводит к поломке.
Последствия гидроудара для машины
Последствия гидроудара очень сильно зависят от того, когда именно произошло попадание воды. Если автомобиль двигался с небольшой скоростью или даже оставался неподвижным, а двигатель работал на низких оборотах или холостом ходу, то мотор может просто заглохнуть. Но при попадании воды в камеры сгорания во время езды на большой скорости или при высоких оборотах последствия могут оказаться более серьезными и привести к деформации и разрушению целого ряда важных деталей силовой установки.
Основные последствия гидроудара могут быть следующими:
Важно также отметить, что гидроудар особенно опасен для дизельных двигателей, поскольку степень сжатия и компрессия в нем гораздо выше, чем бензиновом моторе. А это значит, что из-за более высокого давления и нагрузок и разрушение деталей в нем произойдет быстрее.
Что делать при гидроударе двигателя
Если во время движения по броду или глубокой луже двигатель заглох с характерной ударной нагрузкой, то ни в коем случае не стоит пытаться его вновь завести. Это может еще сильнее навредить мотору.
Порядок действий должен быть таким:
Если воздушный фильтр будет мокрым или даже слегка влажным, то порядок действий должен быть следующим:
Если коленвал проворачивается с большим трудом или при его вращении слышится стук или скрежет металла, то самостоятельно избавиться от последствий гидроудара уже не получится — необходимо вызвать эвакуатор для транспортировки автомобиля в сервисный центр.
Стоимость ремонта
В случае гидроудара двигателя производится его частичная или полная разборка и диагностика деталей кривошипно-шатунного механизма. После подобной дефектовки основных узлов может потребоваться шлифовка, восстановление или даже замена отдельных деталей.
Кроме того, в некоторых случаях, когда во время гидроудара автомобиль двигался на высокой скорости или после него была попытка завести мотор стартером, то может потребоваться и капитальный ремонт. В любом случае, устранение последствий гидроудара — процедура сложная и без специальной подготовки самостоятельно их устранить вряд ли получится.
Что же касается стоимости ремонта, то он может сильно отличаться из-за конструкции мотора, количества цилиндров, рабочего объема и высокотехнологичности навесного оборудования на нем. В любом случае даже элементарная дефектовка с неполным разбором самых простых моторов будет стоить не менее 8000 — 10 000 рублей. Так что стоимость самого ремонта будет начинаться от 15 000 — 20 000 рублей и может достигать нескольких сотен тысяч за работы над многоцилиндровыми крупнолитражными двигателями со сложными системами питания и выхлопа.
Как избежать гидроудара двигателя
Чтобы избежать гидроудара двигателя и его последствий, необходимо соблюдать несколько простых правил:
Гидроудар в трубопроводе – причины и последствия
О том, каким образом возникает такое опасное явление и как его избежать, будет подробно рассказано в данной статье.
Природа гидравлического удара в трубопроводах
Гидроудар — это ударная волна, которая распространяется по поверхности водопровода, а также по элементам арматуры. При повышении давления – положительный, при падении – отрицательный. Проявляется при заполнении пустого водопровода или резком закрытии крана. Разрушительное действие такого явления связано, прежде всего, с невозможностью жидкости сжиматься.
Причины
Причиной гидроудара могут также стать:
Включение и отключение насоса может быть спровоцировано нестабильным электроснабжением объекта, на котором находятся мощные насосные станции для перекачки воды. Воздушные пробки также занимают не последнее место в возникновении такого опасного явления, поэтому прежде чем эксплуатировать замкнутые системы с жидкостью, следует убедиться в полном отсутствии воздуха в них.
Последствия
При многократном воздействии высокого давления, которое возникает в результате гидравлического удара, даже очень надёжные системы могут потерять герметичность. Разрыв трубопровода может произойти и от однократного, но сильного гидравлического удара.
В результате такого воздействия водоснабжение объектов, к которым подведена водопроводная труба, полностью прекращается. К сожалению, последствия такого явления не ограничиваются только отсутствием воды в кране.
Если разрыв трубы произошёл в многоквартирном доме, то после разрыва трубы и попадания жидкости в жилое помещение будет повреждено имущество владельцев квартиры, а также соседей этажом ниже.
Если разрывается магистральная труба водопровода, по которой снабжается водой целый район города, то авария уже может расцениваться как ЧП.
В результате такого происшествия жильцы десятков многоквартирных домов останутся не только без питьевой воды, но и без канализации, так как все бачки унитазов запитываются от трубы холодного водоснабжения. Воспользоваться душем, даже при неповреждённом трубопроводе с горячей водой, также вряд ли получится.
Если в результате гидравлического удара повреждается труба с горячей водой, то такое происшествие, кроме материального ущерба, может привести к серьёзным ожогам. Особенно опасна может быть разгерметизация системы отопления, в которой теплоноситель всегда находится под значительным давлением, а температура жидкости составляет более +70 градусов.
Последствия от возникновения гидроудара, могут привести к значительному ущербу, поэтому так важно научиться предотвращать появление резкого усиления давления в трубопроводах.
Способы защиты
Значительно снизить вероятность возникновения гидравлического удара, можно если следовать следующим правилам при проведении монтажа водопроводов и их эксплуатации.
Как защитить от гидравлического удара коммуникации в квартире
Разгерметизация водопровода в квартире может привести к очень серьёзным последствиям, особенно в том случае, когда вследствие прорыва, был причинён ущерб соседям, квартира которых расположена этажом ниже, где произошла авария.
На участке водопровода находящегося в квартире, могут быть установлены старые металлические трубы, которые со временем ржавеют и могут разрушаться в процессе эксплуатации, не говоря уже об убийственной» силе гидроудара.
ВАЖНО! Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения протечки, рекомендуется установить краны вентильного типа, которые в силу конструктивной особенности не способны мгновенно перекрыть воду. Шаровые рычажные краны, которые так удобны не только на кухне, но и душе, могут стать причиной серьёзной аварии.
Несмотря на то что гидроаккумуляторы наиболее часто используются в частных домах, водоснабжение которых осуществляется посредством насоса находящегося в глубокой скважине, такие изделия помогут защитить и водопровод находящийся в квартире от гидроудара.
Кроме этого, накопленная жидкость в таких устройствах, можно будет использовать в случае временного отключения водоснабжения. Защитить водопровода от гидроудара можно также с помощью специальных гасителей, которые устанавливаются в трубу холодного или горячего водоснабжения.
Самовольно устанавливать какие-либо приборы в системе централизованного отопления категорически запрещается. Чтобы защитить жилплощадь от возникновения гидроудара, следует допустить специалиста управляющей компании во время тестового запуска отопления.
Если все воздушные пробки будут вовремя удалены из радиаторов и трубопроводов, то можно будет не опасаться гидроудара, по причине соблюдения всех необходимых мер для предотвращения такого явления в котельной и на пути доставки теплоносителя в квартиру.
Чтобы уменьшить риск разгерметизации систем горячего водоснабжения, рекомендуется также заменить краны на винтовые конструкции, а трубопровод сделать из современных материалов, которые позволяют максимально эффективно справляться с избыточным давлением в трубопроводе.
Несколько слов о теории гидроудара
Возникновение гидравлического удара возможно только по той причине, что жидкость не сжимается настолько, чтобы произошла компенсация резкого скачка давления. При увеличении давления в одном месте его сила распространяется на весь участок трубопровода, и найдя «слабое звено» приводит к деформации либо разрушению материала.
Такой эффект возникающий в трубопроводах высокого давления был впервые обнаружен российским учёным Н. Е. Жуковским в конце XIX века. Жуковским также была выведена формула, по которой можно рассчитать минимальное время необходимое для закрытия крана, чтобы избежать опасного повышения давления в замкнутой системе водопровода.
Гидродинамическая травма. Характерные особенности и возможности идентификации
ФГБУ РЦ СМЭ Минздравсоцразвития России (и.о. директора – д.м.н. А.В.Ковалев), МГУ им. М.В. Ломоносова, ФГБУ НИМЦ «Базис» Минобрнауки РФ, НИЦ БМТ ВИЛАР, г. Москва
Гидродинамическая травма. Характерные особенности и возможности идентификации / Осипенкова Т.К., Розанов В.В., Матвейчук И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2012. — №12. — С. 134-136.
библиографическое описание:
Гидродинамическая травма. Характерные особенности и возможности идентификации / Осипенкова Т.К., Розанов В.В., Матвейчук И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2012. — №12. — С. 134-136.
код для вставки на форум:
Цель работы – исследование и описание повреждений тканей при гидродинамической травме, до сих пор не изученных в судебной медицине.
Результаты. В 2009 году в литературе появилось первое сообщение о смертельном ранении, причиненном струей воды под высоким давлением [3].
Данное ранение было квалифицировано следствием как несчастный случай на производстве. Ранение было причинено ручным манипулятором – пистолетом БЛ.08.00.000 подачи воды под высоким давлением установки насосной гидроочистительной типа УНГ 75-63.
Потенциальную опасность нанесения повреждений тканей представляют и многие другие аппараты и инструменты, выпускаемые сегодня в промышленных масштабах. Специальным образом сформированная струя жидкости под высоким давлением представляет собой мощный режущий инструмент. Гидродинамические технологии с успехом применяются во многих отраслях промышленности – для раскроя листовых металлических и неметаллических материалов авиационной, автомобильной, атомной промышленности и в судостроении, фигурной резки бронестекла, изготовления мозаичных полов из разноцветного мрамора, изготовления изделий сложной формы из таких сложных для механической обработки материалов, как кевлар, паранит, различные сотовые конструкции, расснаряжения боеприпасов, утилизации военной техники, осуществления ремонтных работ на продуктопроводах, очистки автоцистерн, корпусов судов и других поверхностей. Струей воды режут бумажную массу, осуществляют фигурную резку пирожных и разделку рыбы на филе. При этом, естественно, имеет место повышенный риск производственного травматизма. При нарушении правил техники безопасности и различных форс-мажорных обстоятельствах высокоэнергетическая жидкостная, а тем более абразивножидкостная струя может представлять значительную угрозу здоровью и жизни человека (особенно при использовании такого оборудования в мобильном исполнении в полевых условиях).
Гидродинамические технологии в последние 25–30 лет эффективно развиваются и в медицине [1]. Развиваются методики и оборудование для гидромониторной хирургии глаза, гидродинамической абдоминальной, гнойной, пластической хирургии, травматологии и трансплантологии. Несомненно перспективно использование такого оборудования в тканевых банках [5]. В то же время и в медицинских приложениях может иметь место травмирование пациентов и персонала. В судебной медицине не изучены и не описаны характерные особенности гидродинамических повреждений тканей.
Многолетние комплексные исследования особенностей и условий гидродинамической резки тканей различных видов, а также состояния поверхн остей тканей после режущего струйного воздействия позволяют описать н екоторые характерные признаки, отличающие именно этот вид повреждения тканей.
Основным фактором, определяющим энергетику жидкостной струи, а следовательно, в конечном счете, возможность нанесения тех или иных повреждений, является давление. Максимальная сила удара струи Pmax (в Ньютонах) о поверхность материала определяется по формуле:
где p – давление, dc – диаметр сопла струеформирующего блока [2].
Диаметр сопла в гидроструйных устройствах изменяется в небольших пределах и составляет, как правило, от 0,1 мм до 0,4 мм. Давление же варьируется вплоть до нескольких тысяч атмосфер, в зависимости от механических свойств обрабатываемого материала [2].
Для эффективной гидродинамической резки биологических тканей достаточно существенно меньших значений; как правило, для мягких тканей – от нескольких единиц до нескольких десятков атмосфер [ 1, 6]. Для разрушения хрящевых и костных тканей требуется существенно более высокое да вление. При этом проникающее воздействие струи в мягкие ткани часто сопровождается водной инъекцией межфасциальных пространств оболочки кишечника, скелетных мышц, затеками жидкости в тканях печени, исчезающими через несколько дней после оперативного вмешательства. Края разреза, как правило, ровные. Поверхности реза никогда не подвергаются некрозу или карбонизации, т.к. струйное воздействие не связано со сколь-нибудь заметной гипертермией. Гистологические исследования поверхностей реза свидетельствуют о высокой степени сохранности клеточных структур даже для костных и хрящевых тканей [4]. Поверхность кости при гидродинамическом разрезе при высоком давлении струи – гладкая, микротрещины и сколы отсутствуют. С понижением давления режущей струи характер поверхности меняется на шероховатую с волнообразным профилем. Струя пр и перемещении вдоль кости по мере проникновения в глубь кости теряет энергию, и след ее траектории становится дугообразным. Глубина проникновения гидроабразивной струи в кость характеризуется близкой к линейной зависимостью от величины давления в диапазоне изменения давления от нескольких сотен до 2,5 тысячи атмосфер.
похожие статьи
Анализ причин насильственной смерти от механических травм за 2015–2019 гг. (по данным Норильского отделения Красноярского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы) / Кошак К.В., Коплатадзе И.Г., Толмачева С.К., Слащинин Г.А., Алябьев Ф.В., Фомина И.Е., Аверченко И.В., Хлуднева Н.В., Бокиев М.У., Закурдаева А.Д. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 70-72.
Структура смертельной механической травмы в России (по материалам 2003—2017 гг.) / Ковалев А.В., Макаров И.Ю., Самоходская О.В., Куприна Т.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 11-14.
Особенности биомеханических качеств опорных структур тканей человека / Кузин С.Г., Суханов С.Г., Казаков Я.В., Пятлин А.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №2. — С. 18-20.
Чем опасен гидроудар двигателя и как его избежать?
Одна из бед нашей страны, как известно, дороги. И в дождливую погоду нередки глубокие лужи на дорожном полотне. Вторая беда нашей страны, по словам того же классика, люди, любящие действовать, не подумав. В итоге в дождь многие водители внезапно ощущают себя отважными мореплавателями и гордо форсируют лужи. И на своей шкуре узнают, что такое гидроудар двигателя автомобиля. И дорогие, и бюджетные авто застывают в лужах, словно крейсер «Аврора» на причале, заработав гидроудар двигателя.
О причинах гидравлического удара
Любому водителю следует знать, отчего в этом случае глохнет машина — то есть как происходит гидроудар двигателя. Силовой агрегат любого авто работает за счет воздушно-топливной смеси в цилиндрах — то есть ее свободной циркуляции. Вам не кажется, что вода, заливающая мотор, тут явно лишний компонент?
Стандартная причина гидроудара двигателя — проникновение воды, залившей воздушный фильтр и впускной коллектор, в цилиндры. Второй причиной может быть попадание антифриза. Жидкости не сжимаются, поэтому в цилиндрах движка нарушается нормальная воздушно-топливная циркуляция и происходят различные разрушения.
Для справки: следует знать, сколько воды нужно для гидроудара двигателя. Если в движок попало всего несколько капель, повода для беспокойства нет. Но автолюбителям, форсирующим глубокие прудообразные лужи, стоит помнить, что чем ниже расположение воздушного фильтра авто, тем больше шансов, что машина, на скорости гоня волну капотом, «нахлебается» воды в большом количестве и произойдет гидроудар двигателя.
Печальные результаты
Почему жидкость так разрушительна для движка? Из-за несжимаемости. Попав в цилиндры, она вступает в противостояние с поршнем, старающимся «сдавить несдавливаемое». В герметичной камере сгорания у воды все шансы на победу — она разрушает металл.
Итак, машина получила гидроудар двигателя — последствия не будут разрушительны лишь в одном случае. Если вода из цилиндров — хотя бы часть ее — просочится в коллектор или картер. В этой ситуации движок заглохнет, не успев сломаться. Но не всем так везет, бывает хуже:
Если жидкости мало и шатун не слишком гнется, юбка все равно будет касаться противовеса, и движок начнет стучать. Ну а если шатун сломается сразу — велик шанс, что «полетит» коленвал.
Учтите: гидроудар дизельного двигателя случается при малом количестве воды (камера сгорания меньше, степень сжатия выше). То есть дизель вдвое проще испортить, если бороздить на нем водные просторы! Даже незначительный гидроудар двигателя чреват тем, что потрескаются головки цилиндров. Ремонтировать даже эту неполадку тяжело. Если воды много — движок сломается более серьезно.
Внимание: чем выше обороты коленвала в момент залития камер сгорания водой, тем большая вероятность, что потребуется ремонт двигателя после гидроудара.
Авто застряло в луже — как быть?
Если машина глохнет посреди лужи — не запускайте движок, не узнав причину остановки!
Если произошел гидроудар двигателя — признаки будут следующие:
При бензиновом движке следует:
Для справки: вы же знаете, что на дизеле свечей зажигания нет? Выкрутите свечи накала или форсунки.
Если гидроудар двигателя произошел от воздействия антифриза, вы увидите, что:
Ездим в сырую погоду безопасно
Узнайте, как не получить гидроудар двигателя:
Что такое гидроудар двигателя, как его распознать и можно ли избежать
В последние годы обильные осадки, подтопления и даже наводнения стали уже привычным явлением. Нынешняя осень тоже может обещать подобные сюрпризы, которые грозят автомобилистам серьезными неприятностями. Об одной из этих неприятностей — гидроударе двигателя — читайте в материале Mafin Media.
Что такое гидроудар
Между собой гидроудар автомобилисты описывают просто — «двигатель хлебнул воды». Собственно, так оно и есть: подобная ситуация происходит, когда вода попадает в рабочие цилиндры двигателя — в их надпоршневую часть. И чаще всего это наблюдается в двух случаях:
Со стороны головки блока цилиндров также стоит ожидать неприятностей — например, стремительно возросшим давлением может сорвать крепежные шпильки, повредить прокладку головки блока. Словом, ремонт, скорее всего, будет непростым и недешевым, а в особо тяжелых случаях двигатель и вовсе проще будет заменить.
Что делать, если автомобиль заглох посреди лужи
Прежде всего не паниковать. Возможно, вода помешала нормальному функционированию электропроводки или датчиков, и тогда проблема может решиться сама после хорошей просушки.
Вполне вероятно, что и двигатель у вас запустится при повторном старте, но делать это посреди водной преграды довольно рискованно. Если в двигатель успела попасть вода, то вы только усугубите ситуацию, а если нет, то велика вероятность, что мотор «хлебнет» при запуске.
В наше время считается совершенно нормальным, когда автовладелец выступает «пользователем» машины, доверяя диагностику, ремонт и обслуживание специалистам. Поэтому мы не станем предлагать вам проверять на дороге наличие воды в воздушном фильтре и впускном коллекторе, не говоря уже об оценке состояния цилиндров или степени деформации шатуна.
А если вы технически неискушенный водитель, доставка машины в сервис на эвакуаторе с квалифицированной диагностикой может в итоге обойтись вам значительно дешевле, чем последствия попыток самостоятельной реанимации двигателя.
Как избежать гидроудара
Лучший способ справиться с неприятной ситуацией — вообще в нее не попадать. Если некий участок дороги опасно затопило, следует сменить маршрут или вовсе воздержаться от поездки. Но это в идеале. Когда выбирать не приходится, то пословица «не зная броду, не суйся в воду» становится реальным планом действий.
Посмотрите, как ведут себя другие водители: по какой траектории форсируют преграду, какой уровень воды в ней — до середины колеса или выше? Присмотритесь, есть ли неглубокие участки, которые в зависимости от профиля дороги могут быть по ее краям или, наоборот, в середине.
Если вы увидели, что лужа не столь глубока, а легковые автомобили один за другим благополучно справляются с этим препятствием, значит можно отправляться и самому. Важно соблюдать два главных принципа преодоления водной преграды: плавность и равномерность.
Когда мы двигаемся по луже на умеренной скорости 15–20 км/ч, перед бампером образуется водяной вал, который машина равномерно толкает вперед. Стоит нам резко ускориться или затормозить, как этот вал может пойти в обратную сторону и захлестнуть капот. Последствия этого мы описали выше.
И наконец, если в вашей местности вода на дороге стоит достаточно часто, стоит подумать о доработке автомобиля, когда отверстие воздухозаборника переносится выше с помощью специальных шноркелей.