гидроотвал михайловского гока что такое
Рассвет на карьере Михайловского ГОКа.
1. В настоящее время границы простирания залежей железных руд КМА охватывают площадь размером свыше 160 тыс. км², захватывая территории девяти областей Центра и Юга страны.
2. Добыча руд Михайловского месторождения происходит в трех карьерах (Южном, Центральном и Северном), имеющих общую протяженность около 6 км и ширину около 4 км. Объем разведанных запасов руды данного месторождения составляет более 11 млрд. тонн, что является достаточным для работы предприятия на введенных мощностях на протяжении 300 лет.
3. В 1923 году на глубине 167 метров были добыты первые образцы железных руд. В 1950 было открыто Михайловское железорудное месторождение и через семь лет было принято решение Совета Министров СССР о начале строительства горнорудного предприятия по добыче руды.
4. Вскоре в карьере были проведены первые вскрышные работы и в 1960 году был добыт первый ковш богатой железной руды. Разработка пород рыхлой вскрыши в карьере комбината ведется шагающими экскаваторами типа «драглайн» ЭШ 10/50. Породы рыхлой вскрыши доставляются железнодорожным транспортом на внешние отвалы и частично на заводы для производства стройматериалов.
5. В октябре 1967 года началось строительство горно-обогатительного комплекса и в октябре 1973 года получен первый железорудный концентрат. Сырьевая база комбината — уникальные по масштабам и качеству запасы железистых кварцитов.
6. Ночью работа не прекращается ни на минуту и ведется в том же ритме, что и днем. Ночной карьер похож на целый город, зрелище потрясающее!
7. Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом.
8. Попутно добывается нерудное минеральное сырье – песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник, которое с помощью внутреннего железнодорожного транспорта отгружается потребителям.
9. Также с помощью железнодорожного транспорта производится перевоз ненужной скальной и рыхлой породы на специальные отвалы.
11. Отработка железистых кварцитов и скальной породы производится огромными экскаваторами типа «механическая лопата». Вместимость ковша такого экскаватора составляет 10 кубометров или кузов одного КАМАЗа.
13. Рабочий вес такой машины около 400 тонн, а высота (с головным блоком стрелы) почти с пятиэтажный дом. Гусеничное ходовое устройство позволяет передвигаться на уклонах до 12 градусов. Если рядом с отработкой проходит железнодорожное полотно, экскаваторы загружают руду и породу сразу в вагоны.
14. В случае, когда до железной дороги далеко, руду грузят сначала в карьерные самосвалы, а потом перегружают в железнодорожный транспорт на специальных перегрузочных пунктах в карьере.
15. Экскаваторы типа «драглайн», ковш которых подвешен на тросах, имеют наибольший радиус копания, почти 100 метров, что в пять раз больше, чем у экскаваторов «механическая лопата».
16. Перевоз руды на обогатительную фабрику и скальной рыхлой вскрыши на отвалы производится с помощью специальных железнодорожных составов. Во главе состава стоит тяговый агрегат ОПЭ1А, который специально предназначен для работы на железных дорогах открытых горных разработок и способен вытянуть из карьера груженый состав вагонов-думпкаров (грузовых вагонов для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород). На комбинате такие поезда называют «вертушками» из-за опрокидывающегося при разгрузке кузова вагона. Грузоподъемность думпкара около 150 тонн, а вес около 25. Для обеспечения необходимой прочности пол кузова сделан многослойным, он состоит из уложенного на раму нижнего стального листа, амортизирующей прослойки и верхнего пакета листов.
17. Из-за постепенной разработки карьера железнодорожные пути часто приходится демонтировать и заново перекладывать. Так как «вертушки» работают на электричестве, все пути приходится электрифицировать.
18. Буровые станки, экскаваторы, огромные автосамосвалы, бульдозеры, железнодорожные составы, на глубине 300 метров кажутся игрушечными.
19. Вблизи эти машины просто огромны! Например у этого БЕЛАЗа двигатель в 1600 л.с! Всю свою мощность он отдает не механической трансмиссии, а генератору переменного тока, который в свою очередь питает тяговые электромоторы. На 100 километров пробега такого слоненка расходуется около 200 литров дизельного топлива.
21. Более 25 % продукции ГОК отправляет на экспорт. Основные страны — Украина, Чехия, Словакия и Румыния.
24. Утренняя пересменка водителей самосвалов. Мне же пришлось ночевать прямо на смотровой площадке ГОКа в машине, потому что в городе единственная гостиница в час ночи принимала тридцать непонятно откуда взявшихся туристов, и у меня не хватило терпения ждать, пока их всех зарегистрируют.
25. Карьер на рассвете — завораживающее зрелище. Чтобы спуститься до своего места работы пешком может понадобиться до полутора часов.
26. Процесс бурения скважин.
29. До рабочих мест сотрудников развозят на автобусах, а если спешить некуда, можно пройтись пешком.
30. На сегодняшний день МГОК производит около 20 % отечественного железорудного сырья, на его долю приходится 25 % общероссийского производства окатышей.
32. На фотографии со спутника хорошо видно, что карьер по размером больше, чем город Железногорск со 100 тысячами жителей. А город, между прочим, второй по величине в области после Курска.
33. Михайловский ГОК — единственный из больших карьеров КМА, который имеет смотровую площадку, круглосуточно открытую для всех желающих. Именно такой вид открывается с этой точки.
Этот день в истории. 30 сентября 1957 года: зачерпнули первый ковш на месте будущего карьера Михайловского ГОКа
Этот факт пересказан в исторических сборниках Железногорска многократно, как 30 сентября 1957 года в урочище Берложон машинист экскаватора Петр Лунько зачерпнул первый ковш вскрыши и погрузил ее в машину, управляемую водителем Сергеем Пашкуровым.
Но вот при подготовке книги «Железный курский океан» в 2015 году мне удалось найти интересные воспоминания очевидцев и, в первую очередь, самого вошедшего в историю экскаваторщика:
— Осенью 1957 года меня откомандировали со Старооскольского рудника на разработку Михайловского карьера. По специальности я машинист экскаватора. Дело знакомое, раз нужно, так нужно. Собрал свои пожитки, попрощался с женой и детишками, сел и поехал. На новое место прибыл 25 сентября. Встретил начальник участка «Союзэкскавация Н.П.Гончаренко. Это обоих приятно удивило и обрадовало – мы с Николаем Павловичем давнишние знакомые, вместе работали в Белгородской области.
И вот экскаватор Э-652 стоит у входа в эту самую балку. Его поставили с южной стороны. Гончаренко и начальник участка карьера М.И.Демидов указали место, с которого должны начаться вскрышные работы. Это был один сентябрьских дней. Утро выдалось хорошее. Погода стояла сухая, день обещал быть ясным. Собралось много народу, прибыли даже корреспонденты областных и центральных газет. Словом, обстановка торжественная. Шофер Пашкуров, один из ветеранов автобазы, подвел к месту погрузки самосвал и я опустил в кузов автомашины свой первый ковш грунта. Колонна автомашин увеличивалась и работа закипела. Так было положено начало карьеру.
А вот, как вспоминал события сентября 1957 года Павел Кузьмич Веретенников, в то время один из районных партработников, а позднее секретарь партийной организации Михайловского железорудного комбината:
— Были разбиты оси пионерных траншей по западному и восточному бортам, вдоль лога урочища «Берложон». Поначалу работали два экскаватора, мощность их была невелика, емкость ковша всего 0,65 кубометра. Обслуживали эти два экскаватора 17 автосамосвалов.
Наступила осень. Перед нами встали десятки неотложных задач. Почти ежедневно на станцию Дмитриев прибывала для карьера техника: экскаваторы, бульдозеры, автокраны, тракторы, электромоторы. Все это надо было своевременно доставить на место. Осень выдалась сухая, но холода приближались быстро. Надо было принимать срочные меры по подготовке к работе в условиях зимы. За решение этих вопросов энергично взялся начальник управления треста «Союзэкскавация» Николай Петрович Гончаренко. В течение полутора-двух месяцев были построены мехмастерские, боксы для ремонта автомашин и тракторов, бензохранилище, складское помещение и другие объекты… Тут же на бывшем гречишном поле поставили первые палатки. И закипела работа.
2 июля на Всероссийском форуме по промышленному туризму в Курске состоялась дискуссия «Притяжение Курской магнитной аномалии – перспективы развития промышленного туризма на Михайловском ГОКе им.Варичева», на которой представители компании «Металлоинвест», АСИ и Центра урбанистики рассказали об экскурсионных маршрутах на предприятии и о том, как сделать Железногорск интересным для туристов.
Курская область стала пилотным регионом для развития промышленного туризма в 2021 году. Это направление развивают по методологии Агентства стратегических инициатив (АСИ). Одним из флагманов промтуризма стал Михайловский ГОК им. Варичева.
Руководитель программ по развитию промышленного туризма АСИ Ольга Шандуренко приводит статистику:
Но ключ к туристической привлекательности не только в предприятиях.
Что представляют собой экскурсии?
Экскурсионные группы будут включать до 10 человек, а водить экскурсии планируется по вторникам, четвергам и субботам.
Антон Захаров подчеркивает, что современный турист избалован. И даже если экскурсия интересная, затем он захочет погулять по комфортному городу, вкусно поесть в ресторане с хорошим кофе и красивым видом. И все это нужно создать.
Руководитель программ по развитию промышленного туризма АСИ Ольга Шандуренко подчеркивает, что такие места располагают к собственным фишкам. Например, нужно разработать обед горняка, который захочется попробовать.
Юлия Мазанова говорит, что «Металлоинвест» в этом плане очень хотел бы посотрудничать с представителями ресторанной сферы и туроператорами, которых, к сожалению, нет на сегодняшнем мероприятии.
Вместе с развитием промышленного туризма будет развиваться и Железногорск.
О комплексной программе развития города до 2024 года расказывает генеральный директор Московского центра урбанистики Анна Урнова.
За три года в городе планируется реализовать 11 проектов, 4 уникальные точки притяжения, создать велосипедный маршрут протяженностью 13,6 км, парки и скверы шаговой доступности.
Туристов ждут на Михайловском ГОКе уже в этом году.
Михайловский ГОК в Курской области — стоит ли посетить?
Что такое Михайловский ГОК?
Аббревиатура «ГОК» расшифровывается как горно-обогатительный комбинат.
В Интернете много информации о данном комбинате, описанной с научной точки зрения. Я постараюсь объяснить простым языком. По сути, это месторождение железной руды, которую добывают и пребразуют в соответствующее сырье.
Где находится МГОК?
Михайловское железнорудное месторождение одно из самых крупных в России. Находится оно недалеко от города Железногорска Курской области.
На карте это выглядит вот так:
Стоит ли посещать МГОК?
Мое мнение — стоит, но есть свои нюансы.
Вам стоит посетить ГОК, если вы:
Вам НЕ стоит туда ездить, если вы:
Поездка в ГОК
Мы сознательно поехали в ГОК, потому что от Орла до карьера всего 1,5 часа неспешной езды. Более долгой дороги карьер не стоит. Объясню почему.
После съезда с трассы дорога на ГОК тянется еще приблизительно 2-3 км. Съезд с трассы не пропустит даже невнимательный, так как на развилке установлена стела «Рудник», как на фото ниже.
По мере приближения к смотровой площадке дорога значительно ухудшается вплоть до грунтовки. Окна машины в этот момент лучше закрыть — пыли будет много. Грунтовый настил ярко рыжего цвета, как ржавчина.
Сама смотровая площадка достаточно небольшая — асфальтированная местность и перила.
Объяснить это могу только одним — добывают железную руду с помощью взрыва, о чем написано на информационном стенде.
Тем, кто решится ехать, советую взять с собой бинокль. ГОК находится на определенном удалении от смотровой площадки и обычным взглядом рассмотреть получается далеко не все. Размеры, конечно, впечатляют.
Меня поразило, что по всему карьеру построена железная дорога и по ней передвигаются длинные составы. С другой стороны, а что еще ожидать? Нужно же как-то транспортировать добытый материал.
Помните пункт, про отдых на природе? Так вот, развести костер и пожарить мясо вы там точно не сможете. Во-первых, слишком негде, во-вторых, слишком пыльно.
Лично нам — понравилось. И прокатились, и новое место посмотрели. Хотите ли поехать вы? Решать только вам.
Михайловский ГОК видео
Прошу прощения за качество видео. Весной постараюсь записать более качественное и информативное.
Корреспонденты «ДДД» в карьере Михайловского ГОКа: гигантские машины, странности компаса и собаки-скалолазы
На смотровой площадке карьера Михайловского ГОКа бывали многие. Отсюда открывается потрясающий вид на серпантин, по которому ползают «букашки» – гигантские самосвалы, экскаваторы и железнодорожные составы. Но побывать в самом карьере удавалось не каждому. Разве только немногим гостям да студентам, проходящим здесь практику. Признаться, мы не рассчитывали, что получим «добро» на экскурсию в карьер. Думали, покажут нам сверху все достопримечательности и отправят домой. А все обернулось захватывающей поездкой по серпантину карьера в эпицентр магнитной аномалии.
Подземный город
Перед тем как отправиться в карьер, строго предупредили: «Техника безопасности превыше всего, так что придется пройти инструктаж». Мы были готовы слушать долгие лекции, расписываться в каких угодно документах, лишь бы увидеть карьер снизу вверх.
Экскурсоводом выступил директор по производству МГОКа Сергей Афонин. «Да вы при полном снаряжении!» – рассмеялся он, глядя на каски и жилеты. Мы же решили удивить его фактическими данными о карьере, вычитанными в Интернете. «Самая глубокая точка карьера – 340 метров, запасов руды хватит на 300 лет», – рапортовали мы. «У вас устаревшие данные! – последовал ответ. – Что касается глубины, то приближаемся к 400 метрам! На самом деле здесь три карьера, что хорошо видно на снимках со спутника. Один большой и два поменьше. Но через 3–5 лет карьер разрастется настолько, что станет одним».
Отправляемся на смотровую площадку. Поворот к ней с трассы не пропустить – прямо на перекрестке установлен ковш от экскаватора с насыпанными рядом кусками железной руды. «Интересно, туристы на память не берут камни из ковша?» – размышляли мы вслух. «Не слышал о подобном, хотя не исключаю, что руду забирают на сувениры, – замечает Сергей Александрович. – Но этого добра у нас много. Если закончится – подсыплем еще. У нас часто просят камни для создания альпийских горок. Вырубить из этого прочного материала какую-либо фигуру проблематично».
На смотровой площадке всегда есть зрители – вот и в этот раз было припарковано несколько автомобилей. «Сюда надо приезжать ночью, – замечает парень, фотографирующий серпантин. – Здесь же работа идет круглые сутки. По ночам – при свете фонарей и фар. Зрелище завораживающее – напоминает подземный город из фантастического фильма».
Никакая погода не влияет на работу в карьере. «Хотя однажды пришлось все-таки остановиться, – вспоминает Афонин. – Года два назад прошел ледяной ливень, покрывший все коркой льда. Несмотря на всю мощь самосвалов, преодолеть подъемы они не смогли. Но как только лед растаял, работа закипела вновь!»
По дорогам, причудливо обвивающим карьер изнутри, движется техника. Только сверху гигантские машины кажутся не больше муравья, а железнодорожные составы напоминают гусениц. И как-то не верится, что только одно колесо «Белаза» размером в два человеческих роста!
В этот день с погодой повезло – дождя не было. Но ветер на смотровой площадке был такой, что трудно было удержать в руках фотоаппарат – его мотало из стороны в сторону. Слезы, текущие из глаз, ручейками бежали в сторону висков. «Все, совсем замерзли, – констатировал наш экскурсовод. – Бегом в машину, поедем в карьер. Там ветра не будет!»
Дрожь земли
По разноцветным геологическим пластам можно изучать историю развития Земли |
Во время спуска вниз по серпантину захватывает дыхание – настолько впечатляющая картина открывается. По разноцветным геологическим пластам можно изучать историю развития Земли. На самом верху тонкая линия чернозема, далее рыжая глина и желтый песок, а потом на сотни метров вниз – гигантский монолитный камень железной руды. Разбить его на мелкие части можно только взорвав. Эти работы проходят в среднем два раза в месяц, о чем сообщается в местных новостях. И делают это в большей степени для того, чтобы люди отложили визит на смотровую площадку или дачи, дорога к которым ведет мимо карьера. В целях безопасности не только перекрывают все подъездные пути, но и выводят всю технику из карьера.
Рядом с 180-тонным самосвалом «Caterpillar» чувствуешь себя букашкой |
С каждым годом новых машин становится больше – на МГОКе идет реализация программы компании «Металлоинвест» по обновлению автопарка горно-транспортной техники. Оказывается, водить новые самосвалы доверяют самым опытным и достойным работникам. А таких здесь большинство. «На МГОКе трудятся целыми семьями, – замечает Сергей Александрович. – Очень много у нас династий, что всячески приветствуется и поощряется».
Сейчас работники проходят обучение на экскаваторе «Hitachi», способном за раз поднимать 23 кубометра руды. Привыкают к новым технологиям и комфорту. «Кабина машиниста оснащена климат-контролем, ативибрационным креслом с пневматической подушкой, аудиосистемой («Можно дискотеку проводить», – смеются водители), мониторами, передающими сигналы с камер, размещенных по периметру машины, – представитель компании «Hitachi» с гордостью демонстрирует возможности гиганта. – Я езжу на иномарке и могу сказать, что в кабине экскаватора гораздо комфортнее, чем в моем авто».
– Без кондиционеров работать в карьере сложно, – уточняет Афонин. – Когда летом температура воздуха наверху 30 градусов, в карьере она может доходить до +45! Спасает то, что большая часть техники новая и оснащена климат-контролем. Даже на старых машинах мы стараемся дополнительно устанавливать кондиционеры.
Операция по спасению лосенка
Экскаватор дает сигнал и самосвал дает задний ход. Всего несколько ковшов – и кузов гиганта заполнен. Снова звучит сигнал – самосвал отъезжает. Тут же на его место заступает другой. Так они и наматывают по серпантину по 60 километров за смену. Общая же протяженность автомобильных дорог в карьере – 80 километров. И вся сеть состоит из переплетенных транспортных развязок, разобраться в которых новичку сложно, даже несмотря на установленные здесь дорожные знаки. А чтобы выбраться на поверхность пешком, понадобится часов десять. Это при условии, что возьмешь правильное направление.
Глядя вблизи на 180-тонный «Caterpillar», чувствуешь себя букашкой. Хотя сложно понять всю масштабность, находясь в гигантском карьере. Куда нагляднее самосвал смотрелся бы в черте города на обычной дороге между многоэтажек.
Железную руду самосвалы везут на перегрузку. Затем экскаваторами грузят ее в железнодорожные составы, которые и доставляют сырье для окатышей на комбинат. Непригодную породу вывозят на отвалы за территорию карьера, на которых со временем появляется растительность. «Туда весь город за грибами ходит, – улыбается Сергей Александрович. – А сколько там всякой живности водится! Зайцы, лисы. Кстати, один наглющий лисенок все прошлое лето в карьер наведывался. Подбегал к рабочим и провиант клянчил. Люди у нас добрые, подкармливали рыжую морду».
Автопарк горно-транспортной техники постоянно обновляется. Одно из последних приобретений – экскаватор «Hitachi» |
Водители самосвалов вспоминают, что как-то в карьер попал лосенок. Отвалы здесь крутые, так что выбраться самостоятельно у малыша не получилось. Только поранился об острые края камней. Пришлось разворачивать целую спасательную операцию. Приехали сотрудники МЧС, поймали бедолагу, подняли наверх и выпустили в ближайшем лесу.
Из постоянных жителей карьера здесь только собаки. Несколько обитателей подбежали к нашей делегации с инспекцией. Псы для приличия пару раз тявкнули, мол, не зря нас рабочие кормят, и вернулись греться на солнышке. Все карьерные собаки одной масти – за годы жизни их шерсть стойко окрасилась в ржавый цвет. Надо сказать, что наметилось и изменение в поведении друзей человека – они, словно горные козлы, научились взбираться по отвалам, идущим вверх почти под прямым углом. Одна из дворняг продемонстрировала навыки скалолаза, резво вскарабкавшись на верхушку 5-метровой насыпи.
В эпицентре магнитной аномалии
– Вы же, наверное, знаете, что в карьере были обнаружены челюсть, позвонки и зубы плиозавра, жившего на Земле более 120 миллионов лет назад, – замечает Сергей Афонин. – На территории Курской области тогда плескался океан. Плиозавры – гигантские водные рептилии – обитали в океанах во время юрского и мелового периодов. В длину эти хищники достигали 16 метров (из них около двух метров – только голова!) и весили около 12 тонн. Так что у нас тут все гигантское. Ну что – едем вниз или наверх?
– Вниз! – хором заявили мы. Тем более что до самой нижней точки карьера оставалось всего несколько десятков метров. А ведь сейчас кто-то со смотровой площадки рассматривает карьер. И если «БелАЗы» выглядят, как букашки, то наш внедорожник скоре всего даже не заметен.
– Вот мы и добрались почти до самого дна карьера, – замечает Сергей Афонин, внимательно рассматривая камни под ногами, выбирая наиболее интересный. – Это и есть железная руда. А налет, который сияет на солнце – примесь кварца.
– Нравится? Дарю! У нас такой красоты много!
Единственное, о чем пожалели, находясь в карьере, что не догадались взять с собой обычный компас. Но не сдавались – решили поставить опыт, используя цифровой компас на телефоне, который, согласно заявлению производителя, работает по принципу стрелочного магнитного. «Нормально компас ведет себя в карьере – никаких странностей. Вот смотрите, север показывает», – мы даже немного расстроились. «Загвоздка в том, что север в противоположной стороне», – рассмеялся Афонин. Внезапно стрелка на компасе сделала два быстрых оборота вокруг своей оси и мелко задрожала. Словно в подтверждении того, что мы находимся в самом эпицентре магнитной аномалии.