герб с опущенными крыльями что значит
Тайные знаки
Здравствуйте! Я хочу описать, что произошло в 2016 году и откуда такая истерика против России со стороны запада.
Для начала немного в историю: монеты Петра 1
Монеты Александра 1
Монеты Николая 2
Концы крыльев на гербе Банка России говорят о том, что над ним есть ещё один уровень иерархии – Федеральная Резервная Система.
И что же произошло в 2016 году?
Вуаля
У орла крылья вверх, символизируют о не подчинении ФРС, а так же в лапах символы планетарной власти – скипетр и держава.
Понятное дело, что уход от власти ФРС будет постепенным и сейчас находится в процессе.
Так же уход от власти ФРС объясняет поведение запада в отношении России — экономическое удушение и концентрацию вооружений в Европе.
Поэтому у нас перевооружение идет семимильными шагами, потому что если не вооружаться нас ждет участь Ливии.
Трамп тоже пришел не случайно, он ярый ястреб и собирается увеличить и усилить армию США. Вкупе с дорожающем долларом(интересно реализация флага на графике DXY началась?) и укатанной к 20 нефти позже Путину зададут вопрос: ты уверен? может вернешься под крыло?
09:00, 2 декабря 2017
Порой мы даже сами не понимаем, что нашими действиями, устремлениями, помыслами могут управлять как инфернальные силы, так и, к счастью, Божий Промысл. Ну, разве хотел тогдашний руководитель самого большого осколка Русского мира, который он сам когда-то и отделил от остальных частей некогда единого пространства, сверявшего как сам процесс развала, так и последующую политику ближайших лет с «вашингтонским обкомом», возрождения, величия и самостоятельности русской державы? Да нет, при нем даже слово «русский» по совету правозащитной вдовы одного известного академика употреблять публично было как-то не комильфо. И возвращая исторические символы России, мужчина просто хотел исторического обоснования собственного права на управление одной шестой части суши, хотел, а получилась очередная кость в горле уважаемых западных партнеров….
Преображение империи рабовладельцев
Одиннадцать столетий от Константинополя до Москвы
Что означал этот символ? Почему у него, словно у орла древнего хеттского царства, было сразу две головы?
Возрожденный монстр
Но вернемся к началу XIX века. Именно в первые годы того столетия под давлением самозванного «императора» Наполеона была упразднена вышеупомянутая Священная Римская империя германской нации. И провозглашена Первая империя Бонапарта, пышная, державшаяся на штыках и постреволюционном угаре фикция, отвергавшая все христианские принципы власти во имя властных амбиций одного человека. Не удивительно, что символом своего наспех сколоченного государства, имевшего целью поглотить весь обозримый мир, стал одноглавый орел Юпитера. Орел Рима постоянных захватнических войн, рабства и кровавых языческих деспотий. И, конечно, рано или поздно этот реанимированный из праха языческого бытия монстр должен был ринуться на двуглавого орла. Он так и поступил, как мы знаем, и был снова похоронен под русскими снегами.
Во второй раз этот орел был реанимирован в Третьем рейхе. С ним Россия дралась уже без своего духовного символа, под кумачом, пентаклями, серпом и молотом. Победив ценой огромных потерь, воистину страшных. Но победив. Милостью Божией.
Поднятые или опущенные крылья орла на гербе
Если вы видите на гербе государства орла или грифона с высоко поднятой головой и расправленными крыльями, то это означает символ самого высшего уровня. Мировую империю, выше которой уже никого нет.
Именно такой орёл с высоко поднятыми крыльями изображён на гербе РФ:
А также на гербе США:
Это символ Римской Империи, которая также претендовала на мировое господство:
Если же у птицы крылья опущены вниз, то это уже символ уровнем ниже, где опущенные крылья указывают на подчинённое положение. Именно такой орёл изображён на гербе Центрального банка Российской Федерации, который до 2016 года был размещён на всех монетах и банкнотах. Опущенные крылья символизируют подчинённое положение ЦБ РФ по отношению к Федеральной резервной системе и Мировому банку:
Про этот герб чиновники их Банка России придумали очередную лживую легенду про то, что это «символ из русских сказок». Жаль, что нельзя узнать у Александра Юрова, директора Департамента наличного денежного обращения ЦБ РФ, который озвучил эту ложь, в какой из русских сказок у нас вообще встречается орёл, не говоря уже про двуглавого. Сдаётся мне, что он явно попутал двуглавого орла с трёхголовым змеем-горынычем, разорителем земли русской, который в качестве символа для Центрального Банка Российской Федерации подошёл бы намного лучше, поскольку очень точно бы отражал смысл деятельности этого органа иностранного управления. Кстати, точно такой же греб был принят 21 марта 1917 года временным правительством в качестве нового символа России после свержения монархии, что означало признание новым государством потерю статуса мировой державы. Похоже, что именно этот герб пытались восстановить при Ельцине после переворота 1991 года и разрушения СССР, поэтому он и появился на новых монетах. Но тогда с Ельциным у них что-то не срослось.
Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в Германии, где крылья у орла то гордо поднимаются вверх, то снова покорно опускаются вниз. Вот так выглядел герб Германии во времена Третьего Рейха. Само собой, что крылья у орла на гербе подняты и гордо расправлены:
А это герб, который она получила после поражения во второй мировой войне и который у Германии до сих пор:
Как видите, есть намёк на то, что орёл пытается поднять крылья, но на самом деле они у него именно в сложенном состоянии, что отражает подчинённость Германии.
Под чьим гербовым орлом живёт Россия? Под орлом Габсбургов!
Считайте эту статью ещё одним уроком ликбеза! (Уроком ликвидации политической безграмотности). Поводом к её написанию стало то, что моя недавняя публикация «Ещё один ключ к разгадке библейской истории!» вызвала много споров.
Некоторые из моих читателей взялись даже доказывать, что я не прав в своих заявлениях касательно российского Герба!
Герб России: «Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: «. четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. ». Источник: http://flag.kremlin.ru/emblem/
Вот два наглядных примера критики в мой адрес:
Аноним: Фамилия Романов от имени Роман (Roman), то есть Римлянин (The Roman), да. Но, герб достался России от ромейского императорского рода Палеологов, бабка Ивана Грозного была римской (византийской) принцессой Софией Палеолог. Поэтому Иван писал английской королеве, ты, мол собака худородная, а я от римских кесарей веду род, что правда.
Mayor_pupkin: Как только добрался до слов: «Российскую империю основал царь Пётр I, а он самолично скопировал этого двуглавого орла с герба тогдашних правителей Священной Римской империи — Габсбургов.» — понял, что дальше читать смысла нет.
Пожалуйста, любезный Антон, ознакомьтесь с геральдикой Византии, и тогда вы узнаете, что двуглавый орёл был гербом и Восточной Римской Империи, то бишь Византии, а не только Западной Римской Империи, она же предшественница Священной Римской Империи.
Кроме того, Вы обнаружите для себя, что двуглавый орёл был привнесён на Русь в качестве герба Софьей Палеолог — племянницей последнего императора Византии Константина XI Палеолога и женой Ивана Третьего. Поскольку в Византии права на престол передавались и по женской линии — Россия именно тогда обрела двуглавого орла в качестве герба, а отнюдь не «самоличным копированием с герба Габсбургов».
Также Вы сможете обнаружить для себя, что попытки титулования императором предпринимались ещё по отношению к Ивану Третьему, но сей монарх отказался от титула, ссылаясь на то, что дело не в титуле, а в реалиях, а история разберётся.
Про то, что Священной Римской Империей управляли отнюдь не Габсбурги, а шесть династических фамилий, сменявшие друг друга, и вааще даже заикаться не хочется.
Кароче: как много Вам открытий чудных готовит просвещенья дух!
Прочитав этот поучительно-ироничный комментарий, написанный майором Пупкиным, я немного разозлился. У меня это состояние возбуждения обычно заканчивается написанием очень добротных статей. Но сначала я мысленно произнёс несколько отборных матюгов в сторону писавшего, а спустя несколько минут я сочинил ему следующий ответ:
Только теперь вы меня послушайте! В своей статье я не писал про всех двуглавых орлов, изображения которых кто-то когда-то использовал в своих гербах или печатях, я написал только о двуглавых орлах с поднятыми вверх распущенными крыльями.
Это очень важный нюанс (поднятые вверх распущенные крылья орла), на который вы почему-то не обратили своё внимание. Судя по всему, вы даже понятия не имеете, что у Восточной Римской империи (Византии) был герб — двуглавый орёл с опущенными вниз крыльями.
Вы написали мне: «Двуглавый орёл был привнесён на Русь в качестве герба Софьей Палеолог. », да, это верно! Только это был, я повторюсь, двуглавый орёл с опущенными вниз крыльями! Вот этот:
Именно этот двуглавый орёл был у царя Ивана III на его личной печати:
И это именно этого орла использовало в 1917 году Временное правительство России в качестве своего герба! И это именно его использовал Банк России на монетах и бумажных купюрах вплоть до 2014 года!
Я же подчёркиваю, что герб Священной Римской империи германской нации во времена правления Габсбургов имел явный отличительный признак — двуглавый орёл изображался с поднятыми вверх распущенными крыльями.
В этом месте своего повествования я хочу прокомментировать вот эту фразу моего оппонента майора Пупкина: «Про то, что Священной Римской Империей управляли отнюдь не Габсбурги, а шесть династических фамилий, сменявшие друг друга, и вааще даже заикаться не хочется. ».
Да, да, всё верно! Правителей Священной Римской империи было много из разных родов, и среди них был очень любопытный персонаж — Фридрих I Гогенштауфен (нем. Friedrich I Rotbart), прозванный Барбароссой за его рыжую бороду. Он был императором Священной Римской империи с 1155 года по 1190 год.
Вот этот типичный Изя (судя по его лику на бюсте) «создал многочисленную для своего времени европейскую армию, главной силой которой являлась тяжёлая, закованная в стальные доспехи рыцарская конница, и усовершенствовал её организацию». Источник. Причём умер Фридрих Барбаросса не своей смертью — утонул в горной реке Селиф во время военного похода в Палестину.
Какой был у Фридриха Барбароссы герб, можно судить по вот этому изображению на его памятнике, воздвигнутом в Кифхойзере. Рассмотрите то, что в красном кружочке.
Как мы видим, у Фридриха Барбароссы на гербе был изображён одноглавый орёл.
Сейчас самое время вспомнить мудрые слова, приписанные Конфуцию: «Знаки и символы правят миром, они — слова или законы». А следом самое время вспомнить, что нацистский лидер Адольф Гитлер свой план 1941 года военного похода на современную Палестину — Россию — назвал планом Барбаросса.
Причём, придя к власти над Германией в 1935 году, Адольф Гитлер сделал гербового орла Барбароссы — почётным орлом Третьего Рейха!
Теперь возвращаемся к Габсбургам. Двуглавый орёл с поднятыми вверх распущенными крыльями стал родовым гербом Габсбургов в 1609 году. Это исторический факт, отмеченный во всех энциклопедиях мира! При том, что «Габсбурги (нем. Habsburger) — были императорами Священной Римской империи с 1438 по 1806 годы (с кратким перерывом в 1742—1745 годах)».
Казалось бы, ну какая разница, подняты крылья у двуглавого орла или опущены?!
Уверяю вас, разница есть! ПОЛИТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ РАЗНЫЙ! Но это понимают лишь посвящённые в политическую тайну!
Вот наглядный пример — две печати двух российских царей с изображением на них разных двуглавых орлов:
Слева печать царя Ивана IV (лицевая сторона), 1577 год. Справа печать царя Алексея Михайловича, 1672 год. Источник.
Обратите внимание, что в 1577 году на царской печати изображался двуглавый орёл с опущенными крыльями, а в 1672 году на царской печати изображался двуглавый орёл с поднятыми вверх распущенными крыльями как на родовом гербе Габсбургов.
Очевидно потому, что между этими датами (1577 годом и 1672 годом) произошло политическое предательство — высшая власть России прогнулась под политическую власть Габсбургов, правителей Священной Римской империи. Но ещё раньше под Рим прогнулась церковная власть!
Вспомните печально знаменитую церковную реформу патриарха Никона, которая привела к расколу тогдашнего российского общества. Тогда же произошла реформа культа захоронения умерших. Изменился даже сам вид надгробий! Прежде на них не было никаких крестов! И никаких распятий не было! В русской традиции было принято на надгробиях изображать солнышко! Сразу после реформы Никона 1650-х годов все эти надгробия с солнышками стали уничтожаться как ненужная память!
А нам церковники до сих пор рассказывают, что реформа Никона была пустяшной и касалась в основном перехода от двоеперстого знамения, на троеперстное. А тут вона как! Даже символика на надгробных плитах была кардинально изменена!
Таким образом, появление на печати царя Алексея Михайловича Романова в 1672 году изображения двуглавого орла с поднятыми вверх распущенными крыльями явно демонстрировало Западу то, что власть России (духовная и светская) стала про-Римской.
Поэтому, нет ничего удивительного в том, что сын Алексея Михайловича — Пётр Алексеевич — тоже ещё с юности нацелился мозгами на Запад, а его кумиром был тогдашний правитель Священной Римской империи Леопольд I Габсбург ( годы жизни 1640 — 1705).
В этой связи у меня вопрос: так чей герб Пётр I Романов скопировал, чтобы учредить герб Российской империи, созданной им в 1721 году?
Разве не гербовый двуглавый орёл Габсбургов стал изображаться на всех документах и медалях Российской империи:
Как видите, он самый! Двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья. Сегодня этот же орёл красуется на Гербе России!
В этом месте можно уже ставить точку, моя правота доказана, а спорщик посрамлён.
Однако, я хочу продолжить повествование.
На этой российской медали 1849 года видно, что над двуглавым орлом находится ещё один известный символ — «глаз в треугольнике». Их совместное использование на медали — это как бы «масло масляное»!
«Глаз в треугольнике» — это новое для того времени изображение Бога, вошедшее в моду после войны 1812 года. Вот наглядный пример и доказательство:
Изображение Бога в Казанском храме (Санкт-Петербург): пирамида с исходящим Духом Святым.
Как я недавно узнал, двуглавый орёл Габсбургов (с поднятыми вверх распущенными крыльями) тоже олицетворяет собой Бога Всевышнего! Собственно это то главное, что я стремился донести читателю в своей предыдущей статье с помощью вот этого изображения, которое на протяжении многих веков демонстрировалось в Ходоровской синагоге (построенной в 1652 году, аккурат тогда же, когда в России производилась в угоду Запада церковная реформа, а царь Алексей Михайлович Романов уже задумался поменять двуглавого орла на государевой печати вот на такого же с поднятыми вверх распущенными крыльями).
Комментарий к изображению: «Двуглавый орёл, расположенный в центре зодиакального круга, означает Всевышнего, который творит мир качествами суда и милосердия (две головы). » Источник.
В итоге получается, что в 19 веке очередные правители Российской империи уже понятия не имели о том, кого именно символизирует двуглавый орёл с поднятыми вверх распущенными крыльями на их имперском Гербе! Иначе бы они не стали городить «масло масляное» — изображать Всевышнего в виде двуглавого орла, а потом ещё раз изображать Бога в виде «глаза в треугольнике» и писать рядом «С НАМИ БОГ!«.
Интересно, а нынешние правители России знают, что с 1993 года они управляют Россией и народом под гербовым орлом рода Габсбургов, который для них и для всех иудеев (Ходоровская синагога им в помощь!) был и остаётся символом Бога?
Так что, Бог с нами?
13 сентября 2020 г. Мурманск. Антон Благин
Поддержка автора приветствуется.
Карта Сбербанка: 2202 2007 8817 0916
Всех, кто уже помог, благодарю сердечно!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Слово герб происходит от немецкого слова эрбе, что значит наследство. Герб — символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.
Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей — змеи, у лесных племен — медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.
Двуглавый Орел – одна из древнейших геральдических фигур. В появлении двуглавого орла как символа еще очень много неясного. Известно, например, что он изображался в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, изображение двуглавого орла прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.
С конца XIV в. золотой двуглавый Орел, глядящий на Запад и Восток, помещенный на красном поле, становится государственным символом Византийской Империи. Он олицетворял единство Европы и Азии, божественность, величие и власть, а также победу, храбрость, веру. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать еще недремлющего стража, который видит все и на востоке, и на западе. Золотой цвет, означающий богатство, процветание и вечность, в последнем значении до сего времени употребляется в иконописи.
Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи – двуглавый Орел – появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог – племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят общерусский Судебник — единый свод законов страны.
Именно в это время — время успешного строительства российской государственности.
Двуглавый орел Византийской Империи, ок. XV в.
Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест.
Породнение династий не только символизировало преемственность власти московских князей от Византии, но и ставило их вровень с европейскими государями. Соединение герба Византии и более древнего – герба Москвы, образовало новый герб, ставший символом Русского государства. Однако это произошло не сразу. Софья Палеолог, вступившая на Московский великокняжеский престол, привезла с собой не золотого Орла – эмблему Империи, а черного, означающего родовой герб династии.
Этот орел имел над головами не императорский, а только цесарский венец и в своих лапах не держал никаких атрибутов. Орел был выткан черным шелком на золотом стяге, который везли во главе свадебного поезда. И только в 1480 г. после «Стояния на Угре», ознаменовавшем окончание 240-летнего монголо-татарского ига, когда Иоанн III становится самодержцем и государем «всея Руси» (в ряде документов он называется уже «царем» – от византийского «цезарь»), бывший византийский золотой двуглавый Орел приобретает значение русского государственного символа.
Головы Орла венчает самодержавная шапка Мономаха, он берет в свои лапы крест (не четырехконечный византийский, а восьмиконечный – русский) как символ Православия, и меч, как символ продолжающейся борьбы за независимость Русского государства, завершить которую удается только внуку Иоанна III – Иоанну IV (Грозному).
На груди Орла – изображение Святого Георгия, который почитался на Руси как покровитель воинов, землепашцев и всей земли русской. Изображение Небесного Воина на белом коне, поражающего копьем Змия, помещалось на великокняжеских печатях, знаменах (стягах) княжеских дружин, на шлемах и щитах русских воинов, монетах и печатных перстнях – знаках отличия военачальников. Изображение Святого Георгия издревле украшало герб Москвы, ведь сам Святой Георгий со времен Дмитрия Донского считался покровителем города.
Освобождение от татаро-монгольского ига (1480 г.) ознаменовалось появлением на шпиле Спасской башни Московского Кремля теперь уже русского двуглавого орла. Символа, олицетворяющего верховную власть государя-самодержца и идею объединения русских земель.
Двуглавые орлы, встречающиеся в гербах, не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской (впоследствии Германской) Империи. Орел изображался черным на золотом щите с золотыми же клювами и когтями. Головы Орла были окружены нимбами.
Таким образом, формировалось понимание образа двуглавого Орла как символа единого государства, состоящего из нескольких равноправных частей. После распада империи в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия, и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.
Как же он появился в Византии? В 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел — государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел становится гербом Византии.
Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского и сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха. После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комическое видоизменение.
Следует отметить, что годом возникновения Государственного герба России считается 1497 г., несмотря на его четвертьвековую удаленность от бракосочетания Ивана III и Софьи Палеолог. Этим годом датируется жалованная грамота Ивана III Васильевича его племянникам, князьям волоцким Федору и Ивану Борисовичам, на волости Буйгород и Колпь в Волоцком и Тверском уездах.
Грамоту скрепляла двусторонняя висячая красновосковая печать великого князя, прекрасно сохранившаяся и дошедшая до наших дней. На лицевой стороне печати изображены всадник, поражающий копьем змея, и круговая надпись (легенда) «Иоанъ б(о)жиею милостию господарь всея Руси и великий кн(я)зь»; на оборотной – двуглавый Орел с распростертыми крыльями и коронами на головах, круговая надпись с перечислением владений.
Печать Ивана III Васильевича, лицевая и оборотная стороны, конец XV в.
Одним из первых обратил внимание на эту печать известный русский историк и писатель Н. М. Карамзин. Печать отличалась от предшествующих княжеских печатей, а главное – впервые (из дошедших до нас материальных источников) демонстрировала «воссоединение» изображений двуглавого Орла и Св. Георгия. Конечно, можно предположить, что подобные печати скрепляли грамоты и ранее 1497 г., однако подтверждения этому отсутствуют. Во всяком случае, многие исторические исследования прошлого века сходились на этой дате и 400-летний юбилей Российского герба в 1897 г. отмечался очень торжественно.
Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в царствование Ивана Грозного был период, когда он отрекся от Царства и удалился в монастырь, передав бразды правления Семену Бекбулатовичу Касимовскому (1574-1576), а фактически боярам. И Орел среагировал на происходящие события очередным изменением.
Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение Единорога. Почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен.
Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. Также известен и другой герб Федора Ивановича, который несколько отличается от вышеуказанного.
В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.
Сменивший Федора Ивановича Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел отражает это общественное мнение.
Смутой воспользовались враги Руси и появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла. Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел. Здесь события также накладывали свой след на Орла и в связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.
Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.
Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе «Тишайшим» — Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева напрово, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.
В 1645 году при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче — появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.
Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел, который должен был символизировать собой новый титул русского царя: «Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец».
К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу.
В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями.
В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.
В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия — главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное «объяснение»:
Тремя венцами орел восточный сияет,
Веру, надежду, любовь к Богу являет,
Криле простер, объемлет все мира конца,
Север, юг, от востока аж до запада солнца
Простертыми крыльями добре покрывает.
В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.
В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря «О титуле царском и о государственной печати», который содержал официальное описание герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя».
Умирает царь Алексей Михайлович и наступает короткое и ничем не примечательное царствование его сына Федора Алексеевича (1676-1682). Трехглавый Орел заменяется старым двухглавым Орлом и при этом ничего нового собой не отражает. После недолгой борьбы с боярским выбором на царство малолетнего Петра, при регенстве его матери Натальи Кирилловны, на престол возводят второго царя — слабосильного и ограниченного Иоанна. А за двойным царским троном стоит царевна Софья (1682-1689). Фактическое царствование Софьи вызвало к жизни нового Орла. Продержался он однако не долго. После новой вспышки смуты — Стрелецкого бунта появляется новый Орел. Причем старый Орел не исчезает и оба они существуют некоторое время параллельно.
В конце концов, Софья потерпев поражение, отправляется в монастырь, а в 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу «Великому» (1689-1725).
И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.
Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.
С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.
Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: «Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет».
В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел снова изменяет свои формы, ироническая кличка «Болотная царица» ходила повсеместно и соответственно Орел просто не мог не изменится. Однако продержался это Орел весьма незначительный срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел. Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле».
При императрице Екатерине I окончательно установлена цветовая гамма герба – черный Орел на золотом (желтом) поле, белый (серебряный) Всадник на красном поле.
Государственное знамя России, 1882 г. (Реконструкция Р.И. Маланичева)
После смерти Екатерины I в короткое царствование Петра II (1727-1730) — внука Петра I, Орел практически не изменился.
Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение Орла. Ничего не остается от императорской власти, да и Георгий Победоносец заменяется крестом (к тому же, не православным). Унизительный период России добавил унизительного Орла.
На весьма кратковременное и чрезвычайно оскорбительное для русских людей царствование Петра III (1761-1762) Орел не среагировал никак. В 1762 году на престол вступает Екатерина II «Великая» (1762-1796) и Орел меняется приобретая могучие и грандиозные формы. В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма — Орел появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной.
Орел Императора Павла I (1796-1801) появился еще задолго до кончины Екатерины II как-бы в противовес ее Орлу для отличия гатчинских батальонов от всей Русской Армии, для ношения на пуговицах, бляхах и головных уборах. Наконец он появляется на штандарте самого цесаревича. Создает этого Орла сам Павел.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест.
Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.
В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.
11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А.Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
Также известен и другой Орёл Императора Александра II (1855-1881), где вновь возвращается Орлу блеск золота. Скипетр и держава заменяются факелом и венком. В продолжении царствования венок и факел несколько раз сменяются скипетром и державой и несколько раз возвращаются вновь.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А.Шарлеманем.
Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба, но при всех строгих контурах является наиболее эллегантным.
С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года.
Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе».
Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями, званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были упразднены. Но принять решение оказалось легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах.
Новый герб России был принят вместе с новой конституцией в июле 1918 года. Первоначально колосья не венчала пятиконечная звезда, ее ввели через несколько лет, как символ единения пролетариата пяти континентов планеты.
Казалось, что двуглавый орел окончательно отправлен в отставку, но словно сомневаясь в этом, власти не спешили убирать орлов с башен московского кремля. Это произошло только в 1935 году, когда Политбюро ЦК ВКПб решилось заменить прежние символы рубиновыми звездами.
В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб — золотого двуглавого орла на красном поле.
С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. Возрождение Российского Орла стало возможным после распада СССР и с возвращением России подлинной государственности, хотя разработка государственных символов Российской Федерации велась еще с весны 1991 г., в бытность существования СССР.
Причем в этом вопросе с самого начала присутствовали три подхода: первый – усовершенствовать чуждую для России, но ставшую привычной советскую символику; второй – принятие принципиально новых, без идеологии, символов государственности (березового листа, лебедя и т. п.); и, наконец, третий – восстановление исторических традиций. За основу было взято изображение двуглавого Орла со всеми его традиционными атрибутами государственной власти.
Византийская империя была евроазиатской державой, в ней жили и греки, и армяне, и славяне, и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал, в том числе и единство этих двух начал. Это актуально и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России – не только символ ее государственности, но и символ наших древних корней, тысячелетней истории.
Еще в конце 1990 г. Правительством РСФСР было принято Постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. К работе по подготовке предложений по этому вопросу были привлечены многие специалисты. Весной 1991 г. чиновники пришли к выводу, что Государственным гербом РСФСР должен быть золотой двуглавый Орел на красном поле, а Государственным флагом – бело-сине-красный флаг.
В декабре 1991 г. Правительство РСФСР на своем заседании рассмотрело предложенные варианты герба, и одобренные проекты были направлены на доработку. Созданная в феврале 1992 г. Государственная геральдическая служба Российской Федерации (с июля 1994 г. – Государственная герольдия при Президенте Российской Федерации) во главе с заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе (государственный герольдмейстер) Г.В. Вилинбаховым имела одной из задач участие в разработке государственной символики.
Окончательный вариант Государственного герба Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. Автор эскиза герба художник Е.И. Ухналев.
Государственный герб Российской Федерации. Утвержден 30 ноября 1993 г.
Восстановление многовекового, исторического символа нашего Отечества – Двуглавого Орла – можно только приветствовать. Однако следует учитывать очень важный момент, – существование восстановленного и узаконенного герба в том виде, в котором мы его видим теперь повсеместно, налагает на государство немалую ответственность.
Об этом же пишет в своей, недавно вышедшей книге «Истоки русской геральдики», А.Г. Силаев. В своей книге автор, на основе кропотливого изучения исторических материалов, очень интересно и широко раскрывает саму суть происхождения образа Двуглавого Орла, его основу – мифологическую, религиозную, политическую.
В частности, речь идет о художественном воплощении нынешнего герба Российской Федерации. Да, действительно, к работе над созданием (или воссозданием) герба новой России было привлечено много специалистов, художников. Было предложено большое количество прекрасно выполненных проектов, однако почему-то выбор пал на эскиз, выполненный человеком, на самом деле далеким от геральдики. Иначе как объяснить тот факт, что в нынешнем изображении двуглавого орла присутствует ряд досадных, заметных любому профессиональному художнику, огрехов и неточностей.
Вы где-нибудь видели узкоглазых орлов в природе? А с клювами попугаев? Увы, изображение двуглавого орла не украшают и очень худые лапы, и редкое оперение. Что касается описания герба, к сожалению, и оно остается с точки зрения правил геральдики неточным и поверхностным. И все это присутствует в Государственном гербе России! Где, в конце концов, уважение к своей национальной символике и собственной истории?! Неужели так сложно было более тщательно изучить геральдические изображения предшественников современного орла – старинные российские гербы? Ведь это богатейший исторический материал!