георгиу деж кто такой
Ономастика России
Имена собственные в нашей жизни
Возвращение имени: 50 лет назад г.Лиски был переименован в Георгиу-Деж
Опубликовано Поповым С. А.
Новейшая история | Пятьдесят лет назад крупнейший город Воронежской области, железнодорожный узел Лиски, был переименован в Георгиу-Деж. Как это произошло и как шёл процесс возвращения имени?
Вряд ли кто из лискинцев думал о том, что, ложась дома спать, на следующее утро проснется в другом городе. Вернее, в своих же родных Лисках, только теперь уже с иным, совершенно чужим и непонятным именем – Георгиу-Деж. Меж тем, так и случилось!
Валерий Тихонов,
Почетный гражданин города Лиски и Лискинского района,
член Союза писателей России
В двадцатых числах марта 1965 года в центральных газетах был опубликован Указ Верховного Совета РСФСР, согласно которому «в целях увековечивания памяти руководителя румынских коммунистов и государства Румыния, видного деятеля международного коммунистического и рабочего движения Георге Георгиу-Дежа» (умер в возрасте 63 лет 19 марта) город Лиски переименовывался в Георгиу-Деж.
Заслуги этого человека перед родной страной и перед международным коммунистическим движением сейчас вряд ли кто помнит. Перед СССР – тем более. Сам Георгиу-Деж не был большим поклонником Советского Союза. При нем из Румынии были выведены советские войска, и страна установила дипломатические отношения с западными странами, в том числе и со злейшим врагом СССР – США. Но, видно, борьба за укрепление дружбы и сотрудничества между странами социалистического лагеря требовала от руководства Советского Союза чтить память павших соратников, в том числе и посредством переименования населенных пунктов страны.
Лиски заслужили этой чести, скорее всего, потому, что в начале своей жизни Георгиу-Деж служил на железной дороге электриком. В 1932 был избран секретарем Всерумынского ЦК действия рабочих-железнодорожников. Летом 1933 за участие в организации забастовки железнодорожников и нефтяников был осужден на 12 лет каторжных работ.
Так что небольшой городок на одной из узловых железнодорожных станций, коими были Лиски, по мнению организаторов увековечивания, вполне для этого подходил.
Все это требовало времени, финансовых затрат, но об этом ли было думать, когда есть решение партии! Лискинским остался только район, нарушив тем самым существующее правило именоваться по названию районного центра.
Пока наверху решали эти организационные вопросы, в низах уже «примеряли» на себя новое имя города. Постепенно вошло в лексикон обращения непривычное, трудно выговариваемое: «георгиудежцы». А вот как его писать – вместе ли, через черточку – никто не знал! А уж как мучились старики и старушки, стараясь выговорить это неуклюжее для русского человека слово! Тут тебе и «Гришкадеж», и «Гирдеж», и более откровенные народные созвучия родились. Как говорится, и смех, и грех! Молодежь же, почувствовав в новом имени города некий модный оттенок, тут же приспособила для себя короткую, но звучную его концовку – «Деж». И с неким даже достоинством начала именовать себя «дежцами».
Поэты начали писать стихи, композиторы – песни, посвященные новому имени города.
Помнится, что-то вроде песни написал и я. Последние строчки одного из куплетов звучали так:
Старый городишко, Лиски,
до свиданья,
Здравствуй новый город –
Георгиу-Деж!
Однако творений на «заданную» тему оказалось немного: уж больно сложно было подбирать рифму под этот Георгиу-Деж! Случались и некоторые казусы, а то и откровенно смешные истории. Автору этих строк, тогдашнему студенту-заочнику, пришлось возвращаться из Воронежа домой.
Было это буквально на следующий день после переименования станции и вокзала. Подаю в кассу деньги и прошу «один до Георгиу-Дежа». Сначала увидел вытаращенные на меня глаза кассирши, а потом услышал ее раздраженный голос: «С нашего вокзала поезда за границу не ходят!»
Начали налаживаться и дружеские связи с румынским городом-побратимом, тоже Георгиу-Дежем, носившим до 1965 года название Онешти.
В Лисках было создано Отделение общества советско-румынской дружбы, в город приезжали делегации из Румынии, в сопровождении высоких чинов был даже посол этой страны! Как прошли его протокольные встречи в локомотивном депо, совхозе «Лискинский», не знаю, а вот один курьезный случай из неофициального общения рассказал мне очевидец, старожил нашего города Юрий Иванович Ионанидзе. Приведу его дословно:
– Когда городу в 1965 году присвоили имя румынского генсека Георгиу-Дежа, летом приехал к нам посол Румынии. Приглашает меня Александр Карпович Лысенко, тогдашний начальник отделения дороги, и говорит: «Найди где-нибудь на Дону хорошее местечко для встречи, будут большие люди».
Тогда было принято устраивать встречи высоких гостей на природе. Ну, я одну поляну знал на той стороне, туда ближе к Дивногорью, ее и предложил. За день до приезда сюда, к лодочной станции, что в «Заказе», прибыли и милиция, и КГБ, из Воронежа кто-то, на моторке сплавали, посмотрели место…
Вроде бы, всем понравилось, но перед отъездом один из визитеров увидел коров на лугу и дает команду: «Чтобы завтра ни одной тут не было!». Уж не знаю, чем они ему не понравились. Ну, указание дали кому следует, с утра луг чистый, никого и ничего. Дорогу грейдерами прошли, все чин чином! Где-то после обеда едут – на «Чайках», были тогда такие правительственные машины.
Юрий Иванович не сдержал смеха:
– И смех, и грех. Корова крутнулась, испугалась, видать, ну и… Короче, и капот, и флажки советско-румынской дружбы испачкала, как следует. Уж не знаю, кому там влетело или нет, но когда сюда, к «лодочной», подъехали, посол этот вышел, смеется и одно повторяет:
– Россия… Карашо. Карашо.
..А время неумолимо бежало вперед, стирая у горожан былые сомнения и недовольства и все больше укрепляя в них привычку жить с новым именем. Особенно у молодежи – ведь лискинский Георгиу-Деж шагал уже в третье десятилетие! За четверть века родилось и выросло целое поколение горожан! Поэтому не таким однозначным, быстрым и легким оказался обратный процесс, когда речь зашла о возвращении городу его прежнего имени – Лиски.
Все началось где-то в конце 86 года, когда в центральной газете «Известия» появилась заметка, затрагивающая проблему слишком частого переименования некоторых городов.
Чуть позже областная газета «Коммуна» обратила внимание жителей нашего города на его историю и поставила вопрос о возврате ему прежнего имени Лиски. Сразу же развернулось горячее, заинтересованное обсуждение вопроса, при этом мнения разделились. Ветераны города напоминали о революционных, боевых, трудовых традициях горожан, непосредственно связанных с именем Лиски, и считали возврат прежнего имени принципиально необходимым, молодежь же не проявляла к переименованию особого интереса.
Вопросу о переименовании города способствовала еще и кардинально изменившаяся политическая ситуация, сложившаяся после падения в Румынии режима Чаушеску. В местные органы власти посыпались предложения о переименовании города. В феврале 1990 года в районной газете «Ленинское знамя» было опубликовано сообщение о том, что, идя навстречу многочисленным предложениям и пожеланиям трудящихся Георгиу-Дежа, горисполком направил в исполком Воронежского областного Совета народных депутатов ходатайство о возвращении Георгиу-Дежу наименования Лиски.
Однако тут же последовал шквал возмущения части горожан, обоснованный тем, что по закону переименование города возможно только с учетом мнения его жителей. Того самого, которым пренебрегли в 1965 году, переименовывая Лиски в Георгиу-Деж. И теперь пытаются пренебречь, действуя от имени отдельных личностей, а не от всего населения города.
Горисполком согласился с этой претензией, и в городе было распространено около 20000 анкет, в которых горожанам предлагалось выразить свое волеизъявление. В анкете было три вопроса:
1. Остаться ли городу с наименованием Георгиу-Деж?
2. Переименовать ли в Лиски?
3. Или внести предложение по иному варианту наименования города.
6 июля 1990 года состоялось заседание специальной комиссии, которая подвела итоги анкетирования. К сожалению, из всех распространенных анкет в адрес горисполкома возвратилось только 4010 анкет, в которых «за» Лиски высказалось 2945 человек, «за» Георгиу-Деж – 705, в остальных предлагались иные наименования.
На заседании комиссии было высказано мнение, что молодежь выступает не против самой идеи переименования, а ей не нравится имя, не соответствующее статусу города (Лиски), и если бы предлагалось переименовать город в Лискинск, то это удовлетворило бы ее большую часть.
Комиссия большинством голосов (двое было «за» Лиски) приняла решение: ходатайствовать перед областным Советом народных депутатов, Президиумом Верховного Совета РСФСР о переименовании города Георгиу-Деж в Лискинск.
Но такое решение никак не отражало общее мнение горожан, поэтому 27 июля 1990 года состоялось заседание президиума горсовета депутатов, который, учитывая многочисленные и противоречивые предложения и пожелания жителей, решил провести общегородское голосование – референдум.
23 августа 1990 года состоялась внеочередная, третья,I сессия горсовета народных депутатов 21-го созыва, где председатель комиссии по изучению общественного мнения С.В.Каребин доложил о результатах прошедшего в городе референдума.
Согласно протоколу комиссии, общее число избирателей по 19 городским избирательным участкам составляло 38538 человек, в голосовании приняли участие 23573 человека, то есть 61 процент горожан. Их волеизъявление распределилось следующим образом:
«За» Георгиу-Деж отдали голоса 4908 горожан (21 процент избирателей);
«За» Лиски проголосовали 16816 горожан (71 процент избирателей);
Сессия горсовета решила: утвердить доклад комиссии по изучению общественного мнения об итогах референдума и просить областной Совет народных депутатов ходатайствовать перед Президиумом Верховного Совета РСФСР о переименовании города Георгиу-Деж в город Лиски.
А 25 января 1991 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О переименовании города Георгиу-Деж Воронежской области в город Лиски», поставивший последнюю точку в длительной, сложной и неоднозначной борьбе лискинцев за возвращение городу его прежнего имени.
Такая вот необычная страница была вписана в историческую летопись Лисок полвека назад..
Георге Георгиу-Деж, Председатель Государственного Совета Румынии (21 марта 1961г.– 19 марта 1965г.)
Проверку временем не выдержали ни общественные организации, ни название города
Такие листовки были распространены по всему городу. Фото из личного архива Валерия Тихонова
Источник: газета «Коммуна», № 80 (26469) | Четверг, 16 июля 2015 года
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Где находится город Георгиу-Деж?
На транссибирской магистрали в ста километрах к востоку от Екатеринбурга есть станция и город при ней с необычным названием: БогданОвич.
Сейчас, конечно, для многих эти жирные минусы стали не менее жирными плюсами. Но все же, думается, не стоит бездумно становиться во фрунт перед каждым бывшим высокопревосходительством, так же, как не стоило раньше благоветь перед каждым коммунистическим начальником.
В 1866 году полковник Е. В. Богданович был послан в Вятскую и Пермскую губернии для борьбы с последствиями неурожая. Справившись с поручением, он первым сформулировал необходимость для России транссибирской железнодорожной магистрали: «Изучив местные условия, нахожу, что единственным надежным средством к предупреждению голода в Уральском крае в будущем была бы постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени. Такая линия, будучи впоследствии проложенной через Сибирь к китайской границе, получила бы важное стратегическое и международное коммерческое значение».
Формулировкой дело не завершилось. Говоря нынешним «шершавым языком», Богданович смог «выбить» в казне средства на проектирование и прокладку магистрали Казань-Екатеринбург-Тюмень. Изыскательские работы проводились в 1868-1869 годах, и Евгений Васильевич руководил этими работами непосредственно на месте. Отчего немалую пользу для себя имел. Правильная прокладка железнодорожной линии по местам заселенным была одним из источников обогащения инженеров-путейцев.
Дело в том, что в районах равнинных отклонение дороги от первоначального варианта на десять, пятьдесят, даже на сто километров в ту или другую сторону не удорожают существенно смету строительства. Местные купцы и городские власти видели немалую пользу в том, чтобы железная дорога прошла именно через их город, за что платили изыскателям немалые взятки.
Впрочем, взятками это не называли. Это считалось изъявлением горячей благодарности населения. Кроме знаков признательности вполне материальных Е. В. Богданович был избран почетным гражданином многих городов через которые прошла железная дорога: Сарапула, Екатеринбурга, Камышлова, Тюмени. И надо сказать, вполне заслуженно. Железная дорога способствовала если не расцвету, то поддержанию жизни в этих городах.
Сейчас трудно сказать, почему купцы и городское начальство богатого города Ирбита не нашли общего языка с начальником строительства. Во всяком случае, Е. В. Богданович активно протестовал против прокладки железной дороги через Ирбит, и своего добился. Дорогу на Тюмень провели южнее. Оказавшись вдали от магистрали город, прежде процветавший из-за происходившей здесь с 1643 года Сибирской ярмарки, захирел.
До 1857 года Фон-Дервиз служил в армии интендантом. На новом месте он был сначала секретарем акционерного общества. Тогда оно еще называлось обществом Московско-Саратовской железной дороги и ставило перед собой задачу проложить железную дорогу от Москвы до Пензы и Саратова. Но денег хватило только до Рязани. В момент финансового кризиса Фон-Дервиз возглавил компанию и организовал мобилизацию средств для продолжения работ, но уже в другом направлении. Поэтому и акционерное общество было переименовано в общество Московско-Рязанской железной дороги
Когда зашла речь о строительстве железной дороги, местные жители сделали все, чтобы рядом построили станцию. Ясно, что без «подмазки» инженерам здесь не обошлось. Так или иначе в 1870 году в Новой Покровке построили железнодорожную станцию, которую назвали Лиски.
В Румынии тоже был свой Георгиу-Деж. До 1965 года он назывался Онешти. В 1989 году после свержения коммунистического режима городу вернули прежнее название. Лиски же стойко терпели выданное имя вплоть до 1991 года.
Георге Георгиу-Деж
Gheorghe Gheorghiu-Dej
Георге Георгиу-Деж родился 8 ноября 1901 года в городе Бырлад, Румыния. С 1930 года состоял в коммунистической партии Румынии. Получил образование по специальности «железнодорожный электрик». В 1933 году вместе с другими членами Румынской коммунистической партии осужден Бухарестским судом за активное участие в забастовке железнодорожников. Неоднократно подвергался заключению, позднее возглавил в компартии «тюремную фракцию».
Во время диктатуры Антонеску Георгиу-Деж находился в концлагере Тыргу-Жиу, откуда бежал в августе 1944 года вместе с группой соратников. В 1945 году занял должность генерального секретаря Центрального комитета Румынской коммунистической партии, но получил полную власть в партии лишь в 1952 году, когда ему удалось снять с должностей Анну Паукер и представителей «московской фракции». Подписал Варшавский договор от имени Румынской народной республики.
Обеспокоенный реформами Хрущева, Георге Георгиу-Деж начал проводить политику относительной автономии Румынии в рамках Варшавского блока. В 1957 году из Румынии выведены советские войска. В последние годы своего правления установил дипломатические отношения с западными странами, включая США.
Умер Георге Георгиу-Деж 19 марта 1965 года от рака легких в возрасте шестидесяти трех лет. Похоронен в мавзолее в Парке Свободы в Бухаресте. В 1990 году, после румынской революции, перезахоронен на городском кладбище.
С 1956 по 1990 год город Онешти в жудеце Бакэу носил название Георге-Георгиу Деж
С 1965 по 1991 год город Лиски в Воронежской области назывался Георгиу-Деж.
С 1965 по 1994 год Вторая Песчаная улица в Москве называлась улицей Георгиу Дежа.
В 1965 и 1966 годах были выпущены почтовые марки СССР и СРР, посвященные Георгиу-Деж.
Фонтан на улице Второй Песчаной в Москве носит название «Георгиу-Деж».
Имя Георге Георгиу-Дежа носил в советские времена Ростовский-на-Дону техникум железнодорожного транспорта.
Путешествие от Георгиу-Дежа до Лисок
—> Вряд ли кто из лискинцев думал о том, что ложась дома спать, на следующее утро проснётся в другом городе. Вернее, в своих же родных Лисках, только теперь уже с иным, совершенно непонятным именем – Георгиу-Деж. Меж тем, так случилось!
В двадцатых числах марта 1965 года в центральных газетах был опубликован Указ Верховного Совета РСФСР, согласно которому «в целях увековечивания памяти руководителя румынских коммунистов и государства Румыния, видного деятеля международного коммунистического и рабочего движения Георге Георгиу-Дежа» (умер в возрасте 63 лет 19 марта) город Лиски переименовывался в город Георгиу-Деж.
Заслуги этого человека перед родной страной и перед международным коммунистическим движением сейчас вряд ли кто помнит. Сам Георгиу-Деж не был большим поклонником Советского Союза. Но, видно, борьба за укрепление дружбы и сотрудничества между странами социалистического лагеря требовала от руководства Советского Союза чтить память павших соратников, в том числе и посредством переименования населённых пунктов страны. Лиски заслужили этой чести, скорее всего, потому, что в начале своей жизни Георгиу-Деж служил на железной дороге электриком.
В 1932 году был избран секретарём Всерумынского ЦК действия рабочих-железнодорожников. Летом 1933-го за участие в организации забастовки железнодорожников и нефтяников осуждён на 12 лет каторжных работ. Так что, небольшой городок на одной из узловых железнодорожных станций, коими были Лиски, по мнению организаторов увековечивания, вполне для этого подходил.
Можно только представить, сколько разговоров, вопросов и даже возмущений вызвал тот неожиданный Указ у горожан, мнение которых просто не сочли нужным спросить. Но, как говорится, дело было сделано.
Теперь стояла задача: привести всё в соответствие с новым именем города. Были переименованы органы местной власти: «Георгиу-Дежскими» стали именоваться Горкомы КПСС и ВЛКСМ, Горисполком, учреждения и организации, предприятия города. Чуть позже, в апреле того же года, соответствующим приказом министра путей сообщения переименованы Лискинское отделение ЮВЖД, станция, вокзал, все железнодорожные предприятия города. Менялись вывески, печати, штампы и прочие атрибуты, в паспортах граждан – адреса прописки. Всё это требовало времени, финансовых затрат, но об этом ли было думать, когда есть решение партии? «Лискинским» остался только район, нарушив тем самым существующее правило именоваться по названию районного центра.
Пока на «верху» решали эти организационные вопросы, в «низах» уже примеряли на себя новое имя города. Постепенно вошло в лексикон обращения непривычное, трудно выговариваемое: «Георгиудежцы». А вот как его писать – вместе ли, через чёрточку – никто не знал.
А уж как мучились старики и старушки, стараясь выговорить это неуклюжее для русского человека слово! Тут тебе и «Гришкадеж», и «Гирдеж», и более откровенные народные созвучия родились. Как говорится: и смех, и грех.
Молодёжь же, почувствовав в новом имени города некий современный оттенок, тут же приспособила для себя короткую, но звучную его концовку – «Деж». И с неким даже достоинством начала именовать себя «дежцами».
Случались и некоторые казусы, а то и откровенно смешные истории. Автору этих строк, тогдашнему студенту-заочнику, пришлось возвращаться из Воронежа домой. Было это буквально на следующий день после переименования станции и вокзала. Подаю в кассу деньги и прошу «один до Георгиу-Дежа». Сначала увидел удивлённые глаза кассирши, а потом услышал её раздраженный голос: «С нашего вокзала поезда за границу не ходят!»
Начали налаживаться и дружеские связи с румынским городом – побратимом, тоже «Георгиу-Дежем», носившим до 1965 года название Онешти. В Лисках было создано Отделение Общества советско-румынской дружбы, в город приезжали делегации из Румынии, в сопровождении высоких чинов был даже посол этой страны. Как прошли его «протокольные» встречи в локомотивном депо, совхозе «Лискинский», не знаю, а вот один курьёзный случай из «неофициального» общения рассказал мне очевидец, ветеран спортобщества «Локомотив» Юрий Иванович Ионанидзе. Приведу его дослово:
– Когда городу в 1965 году присвоили имя румынского генсека Георгиу-Дежа, летом приехал к нам посол Румынии. Приглашает меня Александр Карпович Лысенко, тогдашний начальник отделения дороги, и говорит: «Найди где-нибудь на Дону хорошее местечко для встречи, будут большие люди». Тогда было принято устраивать встречи высоких гостей на природе. Ну, я одну поляну знал на той стороне, туда ближе к Дивногорью, её и предложил. За день до приезда сюда, к лодочной станции приехали и милиция, и КГБ, из Воронежа кто-то, на моторке сплавали, посмотрели место… Вроде бы всем понравилось, но перед отъездом один из визитёров увидел коров на лугу и даёт команду: «Чтобы завтра ни одной тут не было!». Уж не знаю, чем они ему не понравились. Указание дали кому следует, с утра луг чистый, никого и ничего. Дорогу грейдерами прошли, все чин-чином! Где-то после обеда едут – на «Чайках», были тогда такие правительственные машины. И тут я вижу – баба какая-то корову им навстречу гонит. Откуда она взялась, до сих пор не пойму. Шофёр увидел их и давай сигналить, а сигнал на машине был зверский! Корова крутнулась, испугалась, видать, ну и… Короче, и капот, и флажки советско-румынской дружбы испачкала, как следует. Уж не знаю, кому там влетело или нет, но когда сюда, к «лодочной», подъехали, посол этот вышел, смеётся и одно повторяет: «Россия… Карашо. … Карашо!». А уж когда приём этот организовали, в Дону накупались, и вовсе довольный уехал».
В конце 1986 года в центральной газете «Известия» появилась заметка, затрагивающая проблему слишком частого переименования некоторых городов. Развернулось горячее, заинтересованное обсуждение вопроса. Пришлось даже анкетирование, а потом и городской референдум по этому поводу проводить.
23 августа 1990 года состоялась внеочередная III сессия горсовета народных депутатов XXI-го созыва, где рассмотрели итоги референдума. А 25 января 1991 года, ровно 25 лет назад, вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О переименовании города Георгиу-Деж Воронежской области в город Лиски».
…Хорошо, что лискинцы вовремя сумели исправить допущенные, пусть и не по своей прямой вине, ошибки, а сегодня бережно хранят память об историческом прошлом, строят настоящее и заботятся о будущем. Словом, пишут свою историю такой, какая она есть.
Георгиу-Деж
Полезное
Смотреть что такое «Георгиу-Деж» в других словарях:
георгиу-деж — Лиски Словарь русских синонимов. георгиу деж сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • лиски … Словарь синонимов
ГЕОРГИУ-ДЕЖ — название г. Лиски Воронежской обл. в 1965 91 … Большой Энциклопедический словарь
Георгиу-Деж — Лиски Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Георгиу-Деж — Георгиу Деж: Георге Георгиу Деж (1901 1965) деятель румынского рабочего движения, государственный и политический деятель. Георгиу Деж название города Лиски (Воронежская область) c 1965 по 1991. Георге Георгиу Деж название города … Википедия
ГЕОРГИУ-ДЕЖ — (Gheorghiu Dej), Георге (р. 8 ноября 1901) – деятель рум. и междунар. коммунистического движения, первый секретарь ЦК Рум. рабочей партии (с 1955). Родился в рабочей семье. С 18 лет – в революционном движении. Член компартии Румынии с 1930. В 30… … Философская энциклопедия
Георгиу-Деж — см. Лиски (город в Воронежской области) … Энциклопедический словарь
Георгиу-Деж Г. — ГЕОРГИ́У ДЕЖ (Gheorghiu Dej) Георге (190165), ген. секретарь ЦК КП Румынии (с 1948 Рум. рабочая партия) с 1945, 1 й секр. ЦК партии с 1955. Пред. СМ Румынии в 195255 (в 194852 1 й зам. пред. СМ), пред. Гос. совета с 1961 … Биографический словарь
ГЕОРГИУ-ДЕЖ — (Gheorghiu Dej), Георге (р. 8.XI.1901) деятель рум. рабочего движения, гос. и политич. деятель PHP. Род. в рабочей семье; с 18 лет активно участвует в рабочем движении. В 1930 вступил в Коммунистич. партию Румынии (КПР). В 1932 был избран… … Советская историческая энциклопедия
Георгиу-Деж Г. — … Википедия
Георгиу-Деж — Лиски … Топонимический словарь