география 5 класс что такое солнечная система
Презентация по географии на тему «Солнечная система» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация по географии на тему: «Солнечная система» 5 класс Подготовила: Учитель географии Патока И.Н.
Подумай и ответь 1 группа 1. Что такое звезда? 2. Самая ближайшая к Земле звезда? 3. В чём измеряют расстояние от Земли до звёзд? 4. За сколько минут солнечный свет достигает поверхности Земли? 2 группа 5.Назовите внешние признаки, по которым отличаются звёзды друг от друга? 6.Как называется наша галактика? 7.Самая ближайшая к нам Галактика. 8.Назовите самую известную Галактику.
Как образовались планеты? Ориентировочно 5–6 миллиардов лет назад одно из газопылевых облаков нашей большой Галактики (Млечного пути), имеющее форму диска, начало сжиматься к центру, понемногу формируя нынешнее Солнце. Дальше, по одной из теорий, под действием мощных сил притяжения, большое количество частиц пыли и газа, вращающихся вокруг Солнца, стали слипаться в шары – образуя будущие планеты. Как гласит другая теория, газопылевое облако сразу распалось на раздельные скопления частиц, которые, сжимались и уплотнялись, образовав нынешние планеты.
Солнечная система Солнечная система – это 8 планет и более 63 их спутника, которые открываются все чаще, несколько десятков комет и большое количество астероидов. Все космические тела движутся по своим четким направленным траекториям вокруг Солнца, которое тяжелее в 1000 раз, чем все тела в солнечной системе вместе взятые. Центром солнечной системы является Солнце – звезда, вокруг которой по орбитам обращаются планеты. Они не выделяют тепла и не светятся, а лишь отражают свет Солнца.
Галактика- Млечный путь Солнечная Система является частью Млечного Пути (нашей Галактики) и расположена на окраине одного из спиральных рукавов, на расстоянии более 30 тыс. световых лет от центра Галактики.
Что такое планета? Планета – это небесное тело, которое должно удовлетворять четырем условиям: 1. тело должно обращаться вокруг звезды (например, вокруг Солнца); 2. тело должно обладать достаточной гравитацией, чтобы иметь сферическую или близкую к ней форму; 3. тело не должно иметь вблизи своей орбиты других, более крупных тел; 4. тело не должно быть звездой
Расстояние от планет до Солнца
Спутники планет В Солнечную систему входят также Луна и естественные спутники других планет, которые есть у всех них, кроме Меркурия и Венеры. Больше всего спутников у Юпитера-67, у Сатурна – 63. Самый маленький спутник у Юпитера – Леда – в поперечнике всего 10 км.
Астероиды, метиориты, кометы. Метеори́т — тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного объекта. Большинство найденных метеоритов имеют массу от нескольких граммов до нескольких килограммов (крупнейший из найденных метеоритов — Гоба, масса которого, по подсчетам, составляла около 60 тонн. Полагают, что в сутки на Землю падает 5—6 тонн метеоритов, или 2 тысячи тонн в год. Астеро́ид ( малая планета) — относительно небольшое небесное тело движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму и не имеют атмосферы, хотя при этом и у них могут быть спутники.
Меркурий Меркурий – самая маленькая и ближайшая к Солнцу планета, движется быстрее других планет. Период обращения вокруг Солнца: 87,97 суток. Диаметр на экваторе: 4878 км. Период вращения (оборот вокруг оси): 58 дней. Температура поверхности: около +500⁰C днем и –170⁰C ночью. Атмосфера: очень разреженная, гелий. Спутников нет.
Венера Венера» больше похожа на Землю размерами и яркостью. Наблюдение за нею затруднено из–за окутывающих ее облаков. Венера, это единственная планета, которая обращается против часовой стрелки. Поверхность – раскаленная каменистая пустыня. Период обращения вокруг Солнца: 224,7 суток. Диаметр на экваторе: 12104 км. Период вращения (оборот вокруг оси): 243 дня. Температура поверхности: +480 ⁰C (средняя). Атмосфера: плотная, в основном углекислый газ. Спутников нет.
Почему Земля обитаемая планета? 3 условия, при которых может существовать жизнь: 1.Расстояние земной орбиты до Солнца, оно определяет температуру на планете. 2.Размер Земли, она достаточно велика, чтобы удержать силой своего притяжения газовую оболочку- атмосферу. 3. Скорость вращения вокруг своей оси, что позволяет одной стороне – слишком не нагреться, а другой – слишком не остыть.
Марс Это четвертая по порядку планета. Из – за сходства с Землей полагали, что здесь существует жизнь. Но опустившийся на поверхность Марса космический аппарат признаков жизни не обнаружил. Период обращения вокруг Солнца: 687 суток. Диаметр планеты на экваторе: 6794 км. Период вращения (оборот вокруг оси): 24 часа 37 мин. Температура поверхности: –23 ⁰C (средняя). Атмосфера планеты: разреженная, в основном углекислый газ. Спутников 2:Фобос, Деймос.
Сатурн Сатурн –это планета номер 2, по величине среди всех планет. Сатурн привлекает к себе взгляды благодаря системе колец, образованную из льда, камней и пыли, которые обращаются вокруг планеты. Существует три главных кольца с внешним диаметром 270000 км, но толщина их около 30 метров. Период обращения вокруг Солнца: 29 лет 168 суток. Диаметр планеты на экваторе: 120536 км. Период вращения (оборот вокруг оси): 10 часов 14 мин. Температура поверхности: –180 ⁰C (средняя). Атмосфера: в основном водород и гелий. Число спутников: 18 (+ кольца). Главный спутник: Титан.
Нептун Нептун – восьмая и последняя планета от Солнца и четвертая по размеру среди планет Его открытие происходило способом математических расчетов, а потом уже увидели в телескоп. В 1989 году, «Вояжер–2» пролетел мимо. Он сделал поразительные фотоснимки голубой поверхности Нептуна и его самого крупного спутника Тритона. Период обращения вокруг Солнца: 164 года 292 суток. Диаметр на экваторе: 50538 км. Период вращения (оборот вокруг оси): 16 часов 7 мин. Температура поверхности: –220 ⁰C (средняя). Атмосфера: в основном водород и гелий. Число спутников: 8. Главный спутник: Тритон.
Рефлексия 1. Назовите планеты земной группы. 2. Назовите планеты –гиганты. 3. У всех ли планет есть кольца? Если нет, то почему? 4. За сколько дней успевает облететь Меркурий Солнце? 5.Назовите планету к которой человек проявил особый интерес? 6. Какого числа и года Плутона лишили статуса планеты?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-374152
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Солнечная система и ее строение»
Содержимое разработки
Тема: Солнечная система и ее строение.
Цель: познакомить учащихся с планетами Солнечной системы (планетами земной группы и планетами гигантами), особенностях их строения и удаленностью от Солнца; обобщить имеющиеся представления о Солнечной системе и ее планетах.
формировать представление о планетах Солнечной системы; знание определений терминов «Солнечная система» и «Земля»; умение различать планеты по размерам, скорости движения, температуре, структуре поверхности, продолжительности суток и года; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
развивать умение сравнивать планеты солнечной системы по размерам и удаленности от Солнца, называть порядок расположения планет в Солнечной системе.
Воспитывать эмоционально-ценностное и нравственное отношение к окружающему миру; прививать работать в группах и нести личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте, юные астрономы! Тема нашего урока написана на доске. Сегодня нам предстоит узнать:
Почему систему планет, в которой мы живем, называют Солнечной;
Что называют планетой;
Какие планеты относятся к земной группе, а какие к планетам-гигантам и почему.
Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планеты Солнечной системы. Но чтобы пройти на корабль, необходимо приобрести Авиабилет, а чтобы его приобрести необходимо пройти первое испытание.
Проверка домашнего задания.
Итак, первое испытание. Нам необходимо разгадать название нашего космического корабля. Для этого нам необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали.
А С Т Р О Н О М И Я
Участки неба с определенной группировкой звезд.
Это окружающий нам мир звезд, планет и других небесных тел.
Миллиарды звезд объединены в огромные звездные системы.
Ближайшая от Земли звезда
По размерам выделяют звезды-гиганты и звезды….
Изучение нового материала.
Но перед тем как отправиться в фантастическое путешествие в космос, каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы все вместе попробуйте его продолжить. Итак.
Космонавт, не забудь.
В далёкий космос держишь путь.
Главным правилом у нас
Выполнять любой приказ.
Космонавтом хочешь стать,
Должен много, много знать.
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолёт
Может взять с собой в полёт.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на орбиту.
Можем ли мы теперь отправиться в путешествие?
Готовы к полету? Тогда возьмите свои бортовые журналы и полетели.
— Внимание! Внимание! Говорит Центр управления полетом! Сегодня с космодрома школы № 9 г. Борисова отправляется в межпланетное путешествие космическая эскадра. Объявляется предстартовая готовность!
Обратный отсчет: 10, 9, 8, …, 1, «Поехали!»
Сказка о Солнце и ее детях.
— «В одном небесном доме жила женщина и было у нее восемь детей, которых мать нежно любила. Дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит, прибежали только шесть. Где же еще двое? И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к волшебнице Галактика. (На доску вывешивается слово «ГАЛАКТИКА»).
Выслушала ее волшебница, решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание восемь непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находиться возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всего от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы – солнышка по круг восемь планет и никуда убежать от него не могут».
— Семью Солнца называют Солнечной системой. (На доске вывешивается «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»).
— Как вы думаете, ребята, почему?
— Верно, потому что главным является Солнце. В семье Солнца царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. (На доске вывешивается слово «ОРБИТА»).
А теперь посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?
— Да, столько же, сколько и планет – восемь.
— Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия?
Поговорим о планетах Солнечной системы.
Все планеты делятся на две группы.
Планеты земной группы
Планеты земной группы находятся близко к Солнцу. Имеют небольшие размеры. Состоят из твердого вещества. Медленно вращаются вокруг своей оси.
Работа с учебником.
Венера. Плотная атмосфера, которая состоит из углекислого газа. Температура и днем и ночью +470. Спутников нет.
Земля. Третья планета от Солнца. Имеет атмосферу. Спутник – Луна.
Учитель. Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы.
Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты. Итак, продолжим наше знакомство с планетами Солнечной системы.
Раз-два стоит ракета
Три-четыре скоро взлет
Чтобы долететь до солнца
Космонавтам нужен год
Но дорогой нам не страшно
Каждый ведь из нас атлет
Пролетая над землею
Ей передадим «Привет»!
(круг руками изобразить)
(руками держутся за щеки и машут головой)
(руки на поясе, поворот корпуса вправо-влево)
(сгибание рук в локтях)
Планеты-гиганты находятся далеко от Солнца. Имеют большие размеры. Состоят из веществ, находящихся в газообразном и жидком состоянии. Быстро вращаются вокруг своей оси.
Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия.
Мы с вами хорошо сегодня потрудились, наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним о чём шла сегодня речь на уроке, выполнив вот такие задания:
В каком ряду планеты перечислены в порядке их удаления от Солнца
А.Юпитер, Венера, Земля, Сатурн, Марс, Уран, Нептун, Меркурий.
Б Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс, Земля, Венера, Меркурий.
В. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Какая планета Солнечной системы самая большая?
А Земля Б Меркурий
У каких планет обнаружены кольца?
А Меркурий Б Сатурн
— Проверьте свою работу по образцу (образец вывешивается).
Параграф 6 ответить на вопросы 1-5 (с.31). Просмотреть фильм «Солнечная система».
«Светофор». Зеленый – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много не понятно.
Самоанализ урока по Человеку и миру
по теме: «: Солнечная система и ее строение», проведенного в 5-А классе
В классе учащихся. Большинство обучающихся имеют отличные и хорошие знания, умения и навыки. Обучающиеся отличаются высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся 5 класса.
Данный урок является шестым в курсе человек и мир 5 класса и третьим по счету в разделе «Земля и Вселенная».
Тип урока – совершенствование знаний, умений и навыков
1. Солнечная система.
2. Планеты земной группы.
3. Планеты – гиганты.
Методы и формы обучения, реализуемые на уроке:
— методы: наглядные, частично-поисковый, контроля
— формы: индивидуальные, фронтальные
Основные понятия: Солнечная система, планета, планеты земной группы, планеты-гиганты.
формировать представление о планетах Солнечной системы; знание определений терминов «Солнечная система» и «Земля»; умение различать планеты по размерам, скорости движения, температуре, структуре поверхности, продолжительности суток и года; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
развивать умение сравнивать планеты солнечной системы по размерам и удаленности от Солнца, называть порядок расположения планет в Солнечной системе.
Воспитывать эмоционально-ценностное и нравственное отношение к окружающему миру; прививать работать в группах и нести личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Технологии, реализованные на уроке: здоровьесбережения, продуктивного чтения.
Виды деятельности: работа с текстом учебника, работа в тетради (заполнение схем «Планеты земной группы» и «Планеты-гиганты»).
Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Поставленная цель была достигнута, ребята вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, самостоятельно приобретали новые знания и практические умения; делали выводы, строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности.
Выбранная структура урока рациональна для реализации планируемых результатов. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная.
В ходе урока развивались навыки работы с различными источниками информации. Основной задачей на уроке являлось создание условий обучающимся для самостоятельной работы и помощь обучающимся при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока, что является высоким показателем урока.
Цель и планируемые результаты урока были достигнуты. На уроке происходило формирование личностных качеств обучающихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.
Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.
Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.
Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все обучающиеся работали; все обучающиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.
Солнечная система
Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг него. Возраст Солнечной системы — 4,6 млрд лет. Она образовалась из вращавшегося газопылевого облака, сжатие которого породило центральное сгущение, позже превратившееся в Солнце. Солнечная система находится в рукаве Ориона галактики Млечный Путь.
Солнечное тяготение управляет движением всех остальных тел. Только спутники обращаются вокруг своих планет, притяжение которых из-за близости оказывается сильнее солнечного.
Планеты подразделяются на две группы: земную и юпитерианскую, или планеты-гиганты. Планеты земной группы — Меркурий, Венера, Земля, Марс — находятся ближе к Солнцу, имеют большую плотность и состоят преимущественно из соединений кремния, железа. Их строение подразделяется на силикатную кору, мантию и металлическое ядро. Планеты юпитерианской группы — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун — газовые гиганты, которые формировались в критически низких температурах. Они находятся во внешней области Солнечной системы. Состоят преимущественно из водорода и гелия. Атмосферы этих планет, постепенно уплотняясь, плавно переходят в жидкую мантию.
Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении. Их орбиты по форме эллиптические, а плоскости орбит близки к основной плоскости Солнечной системы, называемой неизменной плоскостью Лапласа.
Всего вокруг Солнца вращается восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. В 1930 г. была открыта девятая планета Солнечной системы — Плутон. Но впоследствии оказалось, что поблизости от Плутона есть другие небесные тела, сравнимые с ним по размеру — около 2000 км в диаметре. Потребовалось либо увеличить число планет на десяток, либо исключить Плутон из их списка. В результате был принят ряд условий, по соответствию которым небесное тело причисляется к планетам. Для Плутона они не выполнялись, и его вместе с несколькими небесными телами причислили к карликовым планетам.
Как высчитывают размеры Солнечной системы
Размеры Солнечной системы рассчитывают по-разному. Расстояние от Солнца до самой дальней точки орбиты Нептуна — последней известной крупной планеты — 4545 млн км. До дальней точки орбиты самого далекого небесного тела нашей системы — транснептунового объекта Седна — около 13 млрд км. Граница гелиосферы (пространства, где есть солнечный ветер — потоки заряженных частиц) находится в 13,5 млрд км от центрального светила. Удобнее, однако, считать размеры в астрономических единицах, то есть в расстояниях от Земли до Солнца, которое равно 149,6 млн км. Значит, расстояние до границы гелиосферы — примерно 90 астрономических единиц.
Когда возникла Солнечная система?
Этот процесс произошел много миллиардов лет назад, не оставив свидетелей, поэтому ученым остается только выдвигать гипотезы. Некоторые из них полагают, что планеты Солнечной системы сформировались, когда одна большая звезда столкнулась с Солнцем. Из частей материи, «оторвавшейся» от Солнца и этой звезды, и образовались планеты. Другая теория утверждает, что Земля и планеты сформировались из маленьких облаков из пыли и газов. Эти облака уплотнились и начали вращаться. А сформировавшиеся небесные тела были притянуты Солнцем и начали вращаться вокруг него.
Как построить модель Солнечной системы?
Если строго соблюдать все размеры и сделать Солнце диаметром 7 сантиметров, тогда Меркурий, являющийся ближайшей к Солнцу планетой, следует разместить от него на расстоянии 2,8 метра, Землю — на 7,6 метра, Плутон — 300 метров, а условная граница Солнечной системы будет отнесена почти на 1000 километров. Что же касается размеров планет, то в соответствии с выбранным масштабом Меркурий будет почти в 10 раз меньше макового зернышка, Венера и Земля — размером с него, Марс — наполовину меньше, а самая большая планета нашей системы — Юпитер — размером всего со спичечную головку.