география 5 класс что такое масштаб
Урок географии в 5 классе по теме «Масштаб»
Выбранный для просмотра документ масштаб.docx
Тема: Масштаб. Виды масштаба.
Цель урока: Формирование знаний о масштабе и его видах
Ведущие понятия урока: масштаб, именованный масштаб, численный масштаб, линейный масштаб.
1. Репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить понятия масштаб. Знать виды масштаба и способы их записи.
2.Конструктивный уровень: определять расстояния с помощью масштаба, решать практические задачи по переводу масштабов из численного в именованный и обратно.
3.Творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с текстом, схемами, таблицами.
Методы обучения: частично- поисковый, проблемный
Тип урока : комбинированный.
Вид урока : урок усвоения нового материала
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
1 этап. Организационный момент.
Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик).
2 этап. Проверка домашнего задания ( 1 у доски пишет на обороте)
3 этап. Изучение нового материала
Проблемное задание: для изображения поверхности Земли картографам предстояло решить математическую задачу: уменьшить изображение и решить, какие показать при этом объекты на географической карте.
-Посмотрите на географические карты. (СЛАЙД 3)
— Что можете сказать о морях, реках? (уменьшены, на одной карте сильнее, на другой меньше)
— Как выразить уменьшение? (Тема урока, цель) (СЛАЙД 4)
— Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности? (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами).
-Какие единицы длины вы знаете?
-Как соотносятся единицы длины? Продолжите цепочку:
б)1км=1000м=… (10 000 дм = 100 000 см =1 000 000 мм)
-Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз.
-назовите черты сходства и различия планеты Земля и ее модели – глобуса
(Все объекты даны без искажений; земля показана в уменьшенном виде; на глобусе показаны только самые важные географические объекты).
— главное отличие: изображение на глобусе уменьшены в десятки миллионов раз.
-как определить во сколько раз изображение Земли уменьшено?
Если ученики затрудняются в ответе, учитель обращает их внимание цифры, подписанные в южной части Тихого океана. Что это за цифры? Правильно, масштаб.
-вспомните, что называется масштабом в математике?
-запишите масштаб глобуса (1: 60 000 000) Прочитайте масштаб (1 к шестидесяти миллионам).
-формулируйте, что называется масштабом в географии? (откройте учебник стр. 34) Что называется, что показывает? (СЛАЙД 5)
Масштаб — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. (Запись в тетрадь)
-Как записывают масштаб?
Работа с текстом учебника стр. 34-35. Проверка (СЛАЙД 6)
-численный масштаб записывается цифрами (1: 10 000)
-чтобы по длине линии на плане или карте удобно было узнавать расстояния на местности, у численного масштаба пишут пояснение: в 1 см — 10 км,
-линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане и карте, не прибегая к вычислениям. Он представляет собой прямую линию, разделенную на равные части. У каждого деления линии подписывают соответствующие ему расстояния на местности. Для измерения расстояний используется циркуль.
Расскажите по таблице (СЛАЙД 7) – самост. работа в тетрадь пишут
Для чего используется
Во сколько раз уменьшается расстояние на карте
Для краткой записи
Для определения величины масштаба
Делениями на линии
Соответствующие делениям расстояния на местности
Для измерения расстояний циркулем.
-а теперь применим теоретические знания на практике. Выполним несколько заданий
Переведите численный масштаб в именованный и наоборот
Какой из масштабов крупнее? (СЛАЙД 10)
После выполнения заданий ответы проверяются.
На плане дорога длиной 500м изображена линией в 5 см. Определите масштаб.
Туристы прошли на север 5000м. Начертить маршрут движения в масштабе в 1см – 1 км.
4 этап. Первичное закрепление знаний и способов действий.
1.Что называется масштабом?
2. Какие виды масштабов вы узнали?
5 этап. Оценочная деятельность
-на этом уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба. На самом деле вам придется еще не раз применить знания масштаба и на других предметах (математика, технология, рисование и др.), а также в практической деятельности в будущем.
7 этап. Постановка домашнего задания.
Стр.34-35, выучить в тетради, цветные карандаши.
Карточка – инструкция (1 группа)
Практическая работа: « Определить по атласу (карта полушарий) с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до Северного полюса ».
Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.
Прописать последовательность ваших действий в тетради.
Представить отчет о проделанной работе.
Карточка – инструкция (2 группа)
Практическая работа: « Определить по атласу (карта полушарий) с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до Южного полюса».
1. Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.
2. Прописать последовательность ваших действий в тетради.
3. Представить отчет о проделанной работе.
Карточка – инструкция (3 группа)
Практическая работа: « Определить по атласу (карта полушарий) с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до экватора».
1. Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.
2. Прописать последовательность ваших действий в тетради.
3. Представить отчет о проделанной работе.
Выбранный для просмотра документ масштаб.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проверка домашнего задания Тема: Изображения земной поверхности Тест Сборник карт – Наука о картах, их создании и использовании – Чертёж, на котором подробно условными знаками изображен в уменьшенном виде небольшой участок местности – Объёмная модель планеты, уменьшенная во много раз – Обобщённое уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью системы условных знаков –
1. АТЛАС 2. КАРТОГРАФИЯ 3. ПЛАН МЕСТНОСТИ 4. ГЛОБУС 5. КАРТА Самопроверка
Масштаб – это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности Масштаб (нем. Maßstab) в переводе с немецкого – «мерная палка»
Словами и числами Во сколько раз уменьшается расстояние на карте Для краткой записи Дробью Величину масштаба Для определения величины масштаба Делениями на линии Соответствую-щие делениям расстояния на местности Для измерения расстояний циркулем
1. ЧТОБЫ ПЕРЕВЕСТИ ЧИСЛЕННЫЙ МАСШТАБ В ИМЕНОВАННЫЙ – УБЕРИ ДВЕ ПОСЛЕДНИЕ ЦИФРЫ ПОЛУЧАТСЯ МЕТРЫ НАПРИМЕР: 1:1000, В 1СМ КАРТЫ – 10М МЕСТНОСТИ. 2. ЧТОБЫ ПЕРЕВЕСТИ МАСШТАБ В КМ – УБЕРИ ПЯТЬ ЦИФР. НАПРИМЕР: 1: 250 000, В 1СМ КАРТЫ – 2,5 КМ. Запомни!
Перевести: Численный масштаб в именованный: 1 : 2 000 1 : 15 000 000 Именованный масштаб в численный: в 1 см – 30 км в 1 см – 500 м в 1 см – 20 м в 1 см – 150 км 1 : 3 000 000 1 : 50 000
Какой из масштабов крупнее? 1 : 25 1 : 300 1 : 50 000 1 : 25
Домашнее задание стр. 34-35, выучить в тетради, цветные карандаши
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-168255
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по географии 5 класс «Масштаб»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Какие объекты показаны стрелками?
Описание слайда:
Что означают эти знаки?
обрыв
мост
тропа
сад
здание
луг
река
редкий лес
овраг
лес
линия электропередач
грунтовая дорога
озеро
пашня\огород
шоссе
Описание слайда:
Описание слайда:
Запишите текст, заменяя слова условными знаками:
Правильно ли названы условные знаки?
сад
река
огород
одинокое дерево
шоссе
обрыв
мост
озеро
Описание слайда:
Какие объекты вы встретите на маршруте?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Что здесь изображено неправильно:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Масштаб показывает во сколько раз на плане уменьшен участок земной поверхности.
в 2 раза
в 6 раз в 8 раз
в 12 раз в 15 раз
Описание слайда:
Виды масштаба
1. Численный масштаб – изображается в виде числа.
1 : 1000
В 1 см плана изображено 1000 см местности
или
Местность на плане уменьшена в 1000 раз.
1 : 250, 1: 25000, 1 : 200, 1: 50
1 : 1000000, 1 : 4000, 1 : 700
Описание слайда:
2. Именованный масштаб – сколько в 1 см плана метров или км местности.
в 1см – 10 м
В одном сантиметре плана изображено 10 м местности.
Чтобы узнать по именованному масштабу во сколько раз местность уменьшена на плане, нужно метры или километры перевести в см.
Значит местность уменьшена в 1000 раз.
Описание слайда:
Перевод численного масштаба в именованный и наоборот
1 : 1000 численный масштаб
В 1 м – 100 см, поэтому 1000 : 100 = 10 м
в 1 см – 10 м именованный масштаб
в 1 см – 400 км именованный масштаб
в 1 км – 100000 см, поэтому 400 х 100000 = 40000000 см
1: 40000000 численный масштаб
Описание слайда:
3. Линейный масштаб – линия, разделенная на отрезки.
Определите численный и именованный масштаб на планах стр. 45, 46, 139.
Во сколько раз уменьшена местность на этих планах?
Описание слайда:
Как пользоваться масштабом?
Определите расстояние от сарая до моста по прямой:
Измерить расстояние от сарая до моста.
По плану на стр. 139 определить именованный масштаб.
Умножить полученное расстояние на масштаб.
Описание слайда:
понятия и записи в тетради
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация по географии 5 класс «Понятие о плане местности»
Лекция по Географии на тему: «Ведущие страны Латинской Америки»
Контрольно-измерительные материалы по географии за курс 5 класса
Лекция по Географии на тему: «Ведущие страны Зарубежной Азии»
Лекция по Географии на тему: «Ведущие страны Зарубежной Европы»
Практические задания по теме «Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнений» География 6 класс (для детей с умственной отсталостью)
Презентация по теме «Водоемы в вашей местности. охрана вод от загрязнений» География 6 класс (для детей с умственной отсталостью)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5309647 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
География
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Что такое масштаб
В древние времена люди формировали всевозможные изображения Земли, чтобы передать знания потомкам. Если попытаться рассмотреть отдельные объекты на таких картах, то будет не понятно, насколько они уменьшены.
Старинная географическая карта
Поэтому было введено такое понятие как «масштаб», который обозначает во сколько раз на бумаге уменьшено действительное расстояние. Изображается он в виде соотношения двух чисел. Одно из них свидетельствует о том, в какой степени оно больше чем иное. Масштаб может различаться по числу знаменателя, которое показывает, насколько был уменьшен объект.
Проведем сравнение карт масштаба 1:25000 и 1:50000. Число масштаба отображает уменьшение предметов на карте в 25000 раз. Масштаб карты равный 1:50000, будет отражать уменьшение в 50000 раз. Если знаменатель будет минимальным, тогда масштаб будет крупнее, то есть объекты будут более подробно показаны. Поэтому карта с численным значением 1:25000 считается более крупной по сравнению с изображением 1:50000.
Предположим, что протяженность между торговым центром и домом 620 м. Показать в реальности этот отрезок, вычертив его на листе, не представляется возможным и придется отразить его с использованием масштаба на плане. Условимся в чертеже протяженность показывать с уменьшением предметов в 10000 раз. Тогда масштаб плана местности представлен в 1 сантиметре 100 метров. Если же план представлен в небольшом масштабе – от 1:10000 до 1:1000000, то его относят к топографической карте.
Существует несколько видов масштаба.
Лучше использовать масштаб, отображенный как прямая линия с выделенными равными частями. Этот масштаб считается линейным. Необходимо принять во внимание, что при отображении линейного масштаба ноль устанавливают, отходя на 1 см от левого конца, а первый сантиметр разбивают на 5 частей. Эти части показывают, какой действительный промежуток подходит одному сантиметру.
Такой масштаб представляют также словами и получаем запись «в 1 см – 100 м». Этот масштаб получил название именованный и можно произвести его перевод в численный. Тогда получим 1:10000 численный масштаб карты.
Часто обозначаются все три типа масштаба.
При увеличении или уменьшении масштаба меняется детальность изображения объектов на карте. На плане местности крупный масштаб, поэтому все объекты изображены очень подробно. Например, рассматривая план любого города, можно разглядеть отдельные улицы и дома. При изображении территории в мелком географическом масштабе можно взять большой участок поверхности, но все объекты будут показаны не так подробно.
При изучении географии придется работать с различными видами карт по масштабу и охвату территории.
Любая группа карт различается по масштабу. Чем больше представленная территория, тем меньше масштаб. С убавлением масштаба сокращаются достоверность отображения предметов и надежность замеров по карте.
Наиболее мелкий масштаб на мировых картах и картах полушарий. Например, на школьных стенных физических картах полушарий масштаб 1:30000000. Представленное значение свидетельствует, что 1 см соответствует 300 км на территории. Такие изображения называются мелкомасштабными.
Здесь поверхность показана весьма обобщенно и присутствуют заметные искажения очертаний материков, островов, архипелагов – и т.д. Физические карты с таким масштабом малопригодны для измерений, но зато они позволяют одновременно обозревать изображение всей земной поверхности. Поэтому их используют для рассмотрения взаимного расположения материков, омывающих их морей и океанов.
Физические и политические карты материков выполняются с мелким масштабом. Однако здесь изображается больше объектов и со значительными подробностями, чем на мировых картах. По ним легко определять расстояния и географические координаты, хотя они получаются приблизительными. Эти карты используются при изучении природы, населения и размещения государств на материках. Например, материк Австралия на карте воспроизведен в масштабе 1:60000000, который показывает, что 1 см соответствует 600 км.
Для более подробного изучения отдельных областей материка используют карты, имеющие средний масштаб. Масштаб карт колеблется в промежутке от 1:200000 до 1:1000000. К примеру, карта Еврейской автономной области Дальнего Востока изображена в численном масштабе 1: 1000000.
Карты, которые изображаются в масштабе от 1:10000 до 1:1000000, получили название крупномасштабных или топографических. Здесь очень подробно изображена местность и различные объекты. Часто на них можно увидеть дороги, особенности рельефа, реки, озера, населенные пункты.
Крупный масштаб мы можем встретить на топографическом плане. Численный масштаб плана может соответствовать значению до 1:10000. Получают план такого масштаба в результате топографической съемки местности. Часто такие планы необходимы при строительстве каких-либо объектов. Тогда изображают подробно весь участок местности с его составляющими.
Масштабы карт и планов будут разные. Следует учитывать, что масштаб плана местности во всех его точках одинаковый, а на карте он будет различаться. Это зависит от того, что план местности не учитывает форму Земли. На географической карте эта кривизна учитывается. Что же тогда означает масштаб на карте? Он считается главным масштабом и сохраняется только в центральной части, а именно в точке пересечения экватора и среднего меридиана. Во всех остальных частях он больше или меньше главного масштаба.
Широко понятие «масштаб» применяется в картографии, строительстве, при проектировании ландшафта. Изготовление всевозможных моделей также осуществляется в масштабе, к примеру, модели летательных аппаратов, автомобилей, зданий и другие. Даже проект вашей квартиры начерчен с использованием масштаба.
Характеристика инструментов для практических заданий
Для определения расстояний по картам с помощью масштаба пользуются различными измерительными приборами. Остановимся более подробно на их характеристике.
Для вычисления масштаба многие специалисты применяют масштабную либо геодезическую линейку. С помощью такой линейки очень легко можно определить расстояние, однако масштаб линейки должен быть такой же, как и на карте.
Одним из видов линейки считается транспортир. С помощью транспортира и линейки можно определить направление объекта. На уроках математике вы применяли транспортир для определения градусов углов. А по ним уже можно определить направление. На этом мы с вами остановимся в следующем уроке.
Также как и у всех других измерительных приборов, у штангенциркуля есть шкала в сантиметрах либо миллиметрах. С целью замера расстояния на карте разметочным штангенциркулем с помощью губок фиксируем длину между объектами. Измеренный промежуток на карте прикладываем к линейному масштабу и получаем реальное расстояние.
Проще всего воспользоваться обычным циркулем и линейкой для работы с картой. Как работать с линейкой мы уже разобрались. Остановимся на циркуле-измерителе.
Для определения протяженности между участками на карте по масштабу, нужно приложить циркуль к ним и зафиксировать отрезок, расстояние которого требуется определить. Затем, зафиксированное расстояние на циркуле, приложим к линейному масштабу карты и получим реальное расстояние.
Можно также воспользоваться численным и именованным масштабом плана. Для этого измеряем циркулем отрезок между объектами и прикладываем его к линейке. Полученное расстояние в сантиметрах умножаем на величину масштаба карты.
Решение задач по определению величины масштаба
Величиной масштаба называется расстояние на местности соответствующее 1 сантиметру на карте.
Остановимся на решении задач по определению величины масштаба на различных картах.
Для определения расстояния от точки А до родника необходимо обратить внимание на условные знаки для топографических планов и представленный масштаб. Величина масштаба данной карты 1:10000, это составляет 100 метров на 1 см. С помощью линейки измеряем расстояние между точками и получаем 8 см. Для перевода данной цифры в метры умножаем 8 см на 100 м. Результат – расстояние от точки А до родника 800 метров. Если необходимо измерить расстояние в километрах, то вспоминаем, что 1 км соответствует 1000 метров. Тогда 800 метров делим на 1000 и получаем 0,8 км.
Во второй задаче дан фрагмент карты с линейным масштабом. Необходимо определить численный и именованный масштаб. По левую сторону от ноля нанесены деления соответствующие метрам, а по правую сторону – километрам. На линии видно, что деление 1 см соответствует 500 метров. Значит, переводим метры в сантиметры – умножаем 500 на 100. Таким образом, получили 50000. Величина численного масштаба – это 1:50000, которая показывает, что 1 см на карте соответствует 500 метров на местности. Именованный масштаб будет в 1 см 500 м.
Для данной задачи известен численный масштаб, запишем его как именованный.
Именованный масштаб данной карты в 1 см 50 метров. Длину реки умножаем на число, которое называется величина масштаба, и в данном случае будет составлять 50 метров.
14 см * 50 м = 700 метров
Значит, длина реки составляет 700 метров. Переведем метры в километры: 700/1000 = 0,7 км.
Задача №4
Рассмотрим еще один тип задач, в которых известно протяженность между точками, но не известен масштаб.
Ученик изобразил на бумаге школу и почту. Протяженность между зданиями оказалось равным 7 сантиметров. Каким масштабом пользовался ученик, если на поверхности земли расстояние равно 350 метров?
Для выявления величины масштаба вычислим число метров в 1 сантиметре. 350 метров/7 сантиметров = 50 метров
Значит, 1 сантиметр на плане соответствует 50 метрам. Запишем именованный масштаб в виде численного.
Таким образом, численный масштаб данного плана будет соответствовать 1:5000.