генеральщики в велоспорте кто такие
Велосипедно-русский словарь шоссейного велоспорта
препараторэ (итал. preparatore) — тренер в общем смысле, либо человек из тренерского состава команды, который занимается подготовкой спортсмена в определённой области
В исторические времена, на этапе становления велоспорта подобная работа была запрещена и сам термин родился, когда директор велогонки пытался оскорбить одного велосипедиста, не имевшего шансов на победу, оказавшего помощь другому, имевшему все шансы победить. В настоящее время является почётным званием, которое надо ещё заслужить хорошей командной работой. Не все гонщики выполняющие работу на команду, могут называться доместиками. Доместики всегда находятся возле капитана, по сути это его личная гвардия.
Очень часто, при заключении контракта с командой, велогонщики высокого уровня ставят в условия заключения договора переход в команду так же своих доместиков. Цена контрактов некоторых доместиков такая же как и у капитанов команд, что подчёркивает значимость очень качественной командной работы.
В самом общем смысле слова доместиками называют всех командных гонщиков, работающих на командный результат, а не только работающих в построениях. Помощь может быть не только в непосредственном выкатывании капитана, но и вовремя покормить капитана, подвезти ему и его лейтенантам воды, отдать капитану колесо со своего велосипеда в случае повреждений, когда техничка не может оперативно подъехать и оказать помощь.
звёздный грегари — гонщик высокого класса, сам добивавшийся очень высоких и значимых побед, но в текущий момент работает на другого, более сильного на этот момент гонщика и на достижение его победы. Иногда гонщики одинаково высокого уровня в одной команде выполняют роль грегари друг для друга на разных гонках или в разные сезоны, но чаще всего это профессионалы высокого уровня, которые со временем полностью специализируются на работе грегари и являются соавторами многих побед своих капитанов команд. Лучшими грегари считаются ныне Стюарт О’Грэйди и Джордж Хинкепи.
п елотон (фр. peloton: рой) — основная, чаще всего самая многочисленная группа гонщиков в гонке.
отвал — группа гонщиков ( группетто ), отставшая от пелотона и потерявшая с ним контакт
зевнуть — потерять на короткое время контроль над соперниками, в результате которого кто-то из гонщиков или целая группа гонщиков успевает реализовать атакующие действие и отъехать от группы.
стабилизация отрыва — фаза жизненного цикла отрыва, когда гонщики успешно отъехали от основной группы, организовали совместную работу, а пелотон в этот момент решает, что отрыв не представляет угрозы на данном этапе гонки и решает не бросать все силы вдогонку отрыву и позволяет ему свободно ехать на некотором расстоянии впереди. В больших гонках пелотон обычно стремиться контролировать своё отставание от отрыва и держать его не больше 2-10 минут. Если отрыву удастся сделать большее преимущество по времени, то тогда он уже может иметь все шансы так и доехать до конца гонки впереди основной группы.
мостик — ситуация, когда кто-то из одной группы пытается переложиться в другую и в результате та группа, из которой отъехал гонщик, начинает ускоряться и тянется за отъезжающим гонщиком и постепенно сокращает расстояние до первой группы и иногда даже целиком догоняет впереди идущую группу. Либо когда кто-то из гонщиков зависает между группами, а другой перекладывается из отстающей группы вначале до него, а потом отъезжает от него и перекладывается до впереди идущей группы.
сидеть на колесе — тактика ; ехать вплотную за другим гонщиком, экономя при этом силы на преодоление сопротивления воздуха, двигаться в аэродинамической тени от впереди едущего, что позволяет экономить большое количество сил.
везти в [купейном] вагоне — комментаторский жаргон ; плотно закрывать гонщика (капитана команды) от всех порывов ветра со всех сторон, как спереди, так и с боков и от случайных или специальных контактов с другими гонщиками в пелотоне
выпасть (высыпаться) из группы — не в состоянии поддерживать скорость группы, даже сидя на колесе у других гонщиков и в результате отстать от группы
просеять группу — поднять темп основной группы настолько, что бы высадить одновременно много гонщиков из неё и существенно сократить число гонщиков в основной группе
натягивать — поднимать темп группы из-за чего она начинает потихоньку выстраиваться в струну
везти группу — активно работать впереди группы
заколоться — получить прокол трубки или камеры колеса, проколоться
завал — падение в пелотоне или большой группе гонщиков, провоцирующее за собой падение других гонщиков, а так же образование заторов в движении и разрывов основной группы.
быть отсечённым завалом — попасть в затор, вызванный завалом впереди и хоть и не участвовать самому в завале, но не иметь на какое то время возможности объехать завал и двигаться дальше по гонке, т.е. находится в вынужденной остановке, в то время как часть группы, которая не попала в завал и находилась перед ней, продолжает двигаться по гонке.
Но когда завал происходит в результате опасных и неоправданных по риску атакующих действий гонщика, группа имеет к нему в таком случае много претензий, независимо от того, как он сам пострадал. Разборки в таких случаях не заканчиваются только выяснением личных претензий к гонщикам, а ещё и сопровождаются дисквалификациями и крупными денежными штрафами со стороны UCI в адрес автора завала.
бачёк (велофляга) — ёмкость для питья велогонщика, обычно с клапаном в крышке, который позволяет гонщику открывать его и пить держа сам бачёк только одной рукой. Изготавливается из мягкого пластика, типа полиэтилена либо из биоразлагающегося пластика. Является одноразовым расходным материалом на крупной гонке и обычно после того, как заканчивается его содержимое выбрасывается гонщиком на обочину (и подбирается зрителями на сувениры). За один этап крупной многодневной велогонки уровня Тур де Франс, одна команда выкидывает до 200 бачков.
соска — значение 1: клапан бачка (велофляги), который открывается и закрывается обычно зубами и содержимое бачка выдавливается лёгким нажатием и высасыванием через этот клапан-соску.
соска — значение 2: ниппель камеры или трубки колеса, через который колесо накачивается
рогатка — жаргонное название разделочного велосипеда из-за характерной формы руля
разделочный велосипед — специализированный велосипед для индивидуальной (ITT) либо командной (TTT) гонки с раздельным стартом. Конструктивно отличается от велосипеда для групповой гонки большей аэродинамикой и жёсткостью, формой рамы и типом руля, позволяющими спортсмену принимать самое аэродинамичное положение, практически лёжа на руле. Участие в любых групповых гонках на разделочном велосипеде запрещено регламентом UCI из-за того, что такой велосипед, рассчитанный на достижение максимальной скорости самим спортсменом, крайне небезопасен в плане управляемости при движении в группе
насадка на руль — одна из форм названия лежака
допер — велогонщик уличённый в явном и сознательном планомерном применении сильных допинговых препаратов, признавший этот факт, получивший наказание и вернувшийся в велоспорт по окончании срока дисквалификации. Допером например является Дэвид Миллар, выступающий в 2012 году за Garmin-Sharp. Он не отрицает фактов приёма допинговых препаратов в прошлом, а открыто говорит, что это было сознательное действие. Сейчас, после своей дисквалификации является одним из самых активных борцов против допинга и за чистоту спорта. Доперами не принято называть спортсменов дисквалифицированных за какое то разовое неосознанное применение по незнанию или у которых одна из десятков проб дала положительный тест на не сами стимуляторы, а на маскирующие препараты или мочегонные средства (диуретики), но тем не менее получивших дисквалификацию от допингового комитета.
канибалл — жаргонное ; исторический эпитет; прозвище великого велогонщика Эдди Меркса, который в годы своих самых значимых побед выигрывал гонки с тотальным преимуществом, не оставляя ни малейших шансов своим конкурентам. В качестве сравнения применяется ингода к гонщикам, начинающим выигрывать гонки сериями с большим преимуществом
телега — жаргонное ; гонщик, едущий в хвосте группы, либо выпавший из неё, который в силу ряда причин не может уже поддерживать темп основной группы или группетто и потихоньку докатывается (тележит) до окончания гонки. Как и все другие определения, не носит никакого отрицательного оттенка. Обычно тележат позади всех командные гонщики, выполнившие свою часть тяжёлой командной работы и у которых уже не осталось сил на поддержание темпа основной группы.
Экс-чемпионы мира обычно имеют несколько небольших радужных полосок цвета радужной майки на рукавах обычной формы. Это допускается UCI и не имеет срока давности, как основная радужная майка, право обладать которой есть только у действующего чемпиона. Победители олимпийских игр не имеют по регламенту UCI никаких особых привилегий в форме и идентификации.
красный номер — награда : самый агрессивный гонщик; отдельный приз симпатий гонщику на каждом этапе за самую атакующую тактику. Чаще всего присуждается голосованием жюри спортсменам, которые больше других провели времени в отрывах
каденс — определение ; количество оборотов педалей в минуту, чем медленнее вращает велосипедист педали, тем ниже каденс. Нормальный, безопасный для здоровья каденс около 85-95 оборотов в минуту.
техничка — машина технической помощи команды, в которой едут обычно спортивный директор команды и механики. Машина имеет специальные быстросъёмные багажники на крыше, в которых везёт запасные велосипеды, отдельные запасные колёса для велогонщиков. Так же техничка везёт бачки с водой, питание, ветровки, куртки, туфли и прочее, что может потребоваться гонщику для быстрой замены в гонке.
опуститься к техничке — перестроиться в пелотоне в самый его конец немного отъехать от него, для того что бы командная машина технической помощи могла не мешая другим гонщикам подъехать и оказать на ходу необходимую помощь.
р еальный старт (фр. Départ réel) — даётся с отметки нулевого километра
красный флаг (фр. drapeau rouge) — отметка, обозначающая что остался последний километр до финиша, чаще всего в виде красного треугольного флага, подвешенного на перекладине ворот.
командная гонка (Team Time Trial) — тоже, что и разделка, но старт даётся не гонщикам индивидуально, а целиком командам, друг за другом через промежуток времени. Это гонка с раздельным стартом, в которой стартует вся команда сразу, и старается совместно, одной группой преодолеть дистанцию гонки за минимальное время.
групповая гонка — обычная шоссейная велогонка, в которой все гонщики всех команд стартуют одновременно (масс-старт) и выигрывает тот, кто приезжает на финиш первым.
апхил — гонка в гору, чаще всего представляет из себя разделку (ITT), в которой вся дистанция гонки проложена в постоянным набором высоты и финиш находится намного выше уровня старта
многодневная гонка — гонка, которая проводится в несколько этапов, разнесённых по дням. Такой формат гонки даёт возможность спортсменам отдохнуть и восстановиться между этапами и пытаться предпринимать более активные действия на самих этапах, поскольку средняя протяжённость этапа многодневной гонки существенно меньше и составляет 120-200 км.
В процессе гонки, текущий лидер генеральной классификации получает специальную привилегию — право ехать этапы гонки в форме специального цвета, ярко выделяющегося из командной формы. При смене лидера генеральной классификации эта привилегия передаётся новому лидеру, никаких привилегий у гонщика потерявшего лидерство в генеральной классификации нет.
Несмотря на то, что привилегия называется «майка», в яркий цвет окрашивается не только майка, но и велотрусы, шлем, очки, перчатки, носки, сам велосипед и всё на что хватит фантазии самих гонщиков.
жёлтая майка — привилегия ; майка лидера генеральной классификации на многодневной гонке Тур де Франс.
розовая майка — привилегия; майка лидера генеральной классификации на Джиро де Италия
красная майка — привилегия; майка лидера генеральной классификации на Вуэльта а Испания
спринтерская майка — привилегия; форма специальной расцветки, которая выделяет лидера спринтерской очковой номинации. На Тур де Франс имеет зелёный цвет.
горная классификация — рейтинг; очковая классификация лучшего горняка на многодневной гонке. Так же как и в спринтерской классификации возглавляет её гонщик набравший по ходу гонки максимальное количество очков в горной номинации.
C1 (первая категория) — следующая по убыванию категория горной вершины, присутствует чаще чем HC и за победу даёт 20 очков в горную классификацию
C2, C3, C4 – горы и перевалы второй, третьей и четвёртой категории. Гора четвёртой категории даёт только 1 очко в горную номинацию только одному гонщику.
горный король — жаргонное; лидер горной классификации
летучий финиш — жаргонное ; промежуточный спринтерский финиш
белая майка — рейтинг, привилегия; отдельная номинация внутри генеральной классификации, для молодых гонщиков. Считается как генеральная классификация, но только для гонщиков до 23 лет.
бонификация — дополнительное преимущество в виде присуждаемых секунд лидерства в генеральной классификации за победы на этапах многодневных гонок. Присуждается на отдельных многодневных гонках и может отсутствовать вообще.
пункт питания — пологий и широкий участок трассы, обычно с небольшим набором высоты по ходу, где гонщикам передают питание в мюзеттах. Чаще всего располагается ближе к середине дистанции
санитарная остановка — остановка отдельных гонщиков для справления естественных нужд во время гонки, обычно по общей договорённости в пелотоне происходит снижение скорости и группа катится более спокойно, что бы все кому надо пописать успели это сделать и вернуться в группу. Сам пелотон в целом не останавливается, просто продолжает двигаться более спокойным темпом.
ловушка для генеральщиков — жаргонное ; сложный этап или часть этапа многодневки где в случае успешной атаки можно выиграть не много, но в случае неудачи проиграть очень много. Чаще всего это сложный горный этап с чередой вершин высокой категории.
асфальтовая болезнь — жаргонное ; последствия падений, раны, ушибы.
метла — термин ; машина, чаще всего большой автобус, который замыкает весь караван, движется позади всех машин и подбирает гонщиков, которые не могут по каким либо причинам продолжать гонку, т.е. уже сошли и которым не может оказать помощь техничка команды.
Теория шоссейного спорта
Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчиваетсяосенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.
История шоссейного велоспорта началась в 1868 году,[1] а первая крупная велогонка, «бабушка всеходнодневок» — Льеж — Бастонь — Льеж, проводится начиная с 1892. Большинство самых известных ипрестижных в настоящее время гонок появилось в конце 19 — начале 20 веков.
Является наиболее популярной и развитой в коммерческом отношении дисциплиной велоспорта. Особеннопопулярен в Европе, где проходят важнейшие шоссейные велогонки: легендарные классическиеоднодневки и гранд туры.
Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом. По классификации UCI велогонки делятся на разные категории, имеющие числовые обозначения. С 2009 года гонки высшей категории, подведомственные UCI, входят в ПроТур, а гонки, принадлежащие организаторам гранд туров, составляют серию Монументов велоспорта. По итогам выступлений на всех соревнованиях велосипедисты получают баллы в Рейтинг UCI.
Специализации гонщиков
Классик
Специалист классических однодневок, способен преодолевать неровности рельефа и длительное времянаходиться в отрыве, сохранив при этом достаточно сил на финиш. Может одержать победу на отдельныхэтапах многодневных гонок, но не обладает достаточной восстанавливаемостью и стабильностью, чтобыбороться за высокие места в генеральной классификации.
Спринтер
Обладает большой мышечной массой и резким рывком на финише, но выпадает даже на небольшихподъемах. Силовые спринтеры предпочитают мощный раскат своего поезда и финиш с колесаразгоняющего, более резкие самостоятельно выбирают позицию в голове пелотона и выигрывают за счет«взрывного» рывка. Некоторые спринтеры способны неплохо преодолевать горы и финишировать внебольшой подъем.
Раздельщик
За счет аэродинамической посадки, правильного педалирования и достаточной мышечной массы, раздельщик обладает хорошим индивидуальным ходом. Он может держаться в горах при ровном темпе, ново время атак, как правило, выпадает. Такие гонщики проводят хорошие смены и могут долгое времянаходиться на первой позиции в группе, не сменяясь, а также пытаться убежать в одиночку. Но основная ихспециализация — гонки с раздельным стартом.
Горняк
Легкий спортсмен, обладающий хорошим рывком в гору. Обычно горняки преодолевают перевалы в рваномритме, пытаясь сбросить соперников «с колеса», при этом хорошо восстанавливаются в горе. Во времяатаки они часто приподнимаются из седла, «танцуя на педалях». Но за счет небольшой массы тела, ихвыдувает из группы на равнине при сильном боковом ветре. Горняки также обладают худшиминдивидуальным ходом, нежели раздельщики.
Мастер скоростного спуска
Умеет грамотно проходить технически сложные спуски, за счет чего может заработать большое преимущество, атакуя под гору. Может уверенно спускаться с незнакомых перевалов и при плохих погодных условиях.
Универсал
Велогонщик, сочетающий в себе несколько разных специализаций. Если спортсмен не борется за победу вобщем зачете, он может пытаться уходить в отрывы на этапах разного профиля.
Генеральщик
Гонщик, нацеленный на борьбу в генеральной классификации многодневок. Генеральщиком может быть горняк, хорошо едущий разделку, или раздельщик, умеющий держаться в горах. Для победы в общем зачете велосипедист должен хорошо восстанавливаться в процессе гонки.
Грегари
Грегари выполняет работу на капитана команды: возит «на колесе», ловит атаки конкурентов, передаетводу и питание из технички. Он жертвует своими шансами ради общекомандного успеха. Наличие вкоманде хороших грегари, способных оказать поддержку в решающие моменты гонки, является одним изважнейших факторов для обеспечения победы ее капитана.
Виды шоссейных гонок
Классическая однодневка
Велогонка, проходящая по классическому маршруту (иногда, с незначительными изменениями) в течение одного соревновательного дня. Большинство таких гонок проходит весной, в начале сезона, и осенью, в его завершении. Сложность однодневок заключается в большой длине дистанции (за 200 км), пересеченном рельефе и трудном для преодоления дорожном покрытии (брусчатка, гравий, или просто разбитая дорога).
Наиболее известные классики:
Критериум
Однодневная круговая гонка по очкам, обычно проходящая в пределах города. Наибольшую известность имеют критериумы, проводящиеся после окончания главной велогонки сезона, Тур де Франс, с участием ярко выступивших на ней спортсменов.
Исторически сложилось, что слово критериум присутствует в названии французской многодневки Критериум ду Дофине Либере, которая критериумом не является.
Многодневка
Велогонка, состоящая из этапов, продолжительностью от нескольких дней до более, чем недели. Намногодневке разыгрываются победы в общем зачете и на отдельных этапах, обычно присутствуют и другиеклассификации. В отличие от однодневных соревнований, гонщики должны распределить свои силы на всеэтапы.
Наиболее известные многодневки:
Гранд тур
Гранд тур — самый престижный вид соревнований в шоссейном велоспорте, победа на нем ценитсябольше, чем успех на любой другой гонке (включая чемпионат мира и Олимпийские игры).
Представляет собой трехнедельную многодневку, состоящую из 21 этапа различных профилей и двух днейотдыха. Помимо генеральной классификации, разыгрываются горный, спринтерский и командный зачеты, атакже некоторые другие, специфичные для данной конкретной гонки. Решающими для общего зачетастановятся «королевские» горные этапы и гонки с раздельным стартом, для финальной победы спортсментакже должен обладать хорошей восстанавливаемостью на протяжении всех трех недель гонки.
Если гранд тур заканчивается групповым этапом, он становится «этапом дружбы». На таком этапевелосипедисты большую часть времени общаются между собой и ведут гонку в спокойном ритме. Борьбаразворачивается только на последних кругах по городу, когда разыгрывается спринтерский финиш. Отрывына «этапах дружбы» побеждают не часто.
Гранд туров всего три, все они проводятся в середине сезона по дорогам Франции, Италии и Испании:
Виды этапов многодневок
Пролог
Короткая гонка с раздельным стартом (как правило, до 10 км) перед первым этапом многодневки. Из-заочень короткой дистанции, на прологе нельзя добиться большого преимущества в общем зачете. Победа, как правило, достается не раздельщику, а специалисту именно этого вида дисциплин. Существуют какиндивидуальные, так и командные прологи.
Иван Бассо на гонке сраздельным стартом
Гонка на время с раздельным стартом
ITT (англ. Individual time trial ) — гонка, в которой участники стартуют поодиночке, через определенныепромежутки времени. На таких этапах обычно используются специальные разделочные велосипеды идругие предметы экипировки, обладающие большей аэродинамикой. В случае, если велосипедист накатитстартовавшего перед ним участника, правилами запрещено объединяться в группу и «сидеть на колесе».
Помимо обычных гонок с раздельным стартом, существует также разделка в гору. На таких этапахиспользуются велосипеды для групповых гонок, а шансы на победу имеют раздельщики с хорошим горнымходом.
Как равнинные, так и горные разделки обычно являются решающими этапами за борьбу в генеральнойклассификации.
Командная гонка на время с раздельным стартом
TTT (англ. Team time trial ) — гонка с раздельным стартом, в которой команды выступают полнымисоставами. На гранд турах итоговое время всех участников команды начисляется по пятомуфинишировавшему гонщику, выпавшие в отвал велосипедисты получают дополнительное отставание. Победу на таком этапе может одержать хорошо скатанная команда, имеющая в своем составе несколькоспециалистов гонок с раздельным стартом.
Спринтерский этап
Этап включает в себя минимум неровностей рельефа, за счет чего пелотон может с легкостью накатитьотрыв и удерживать большую скорость на последних километрах дистанции, чтобы никто не мог атаковать вторым темпом. Практически все такие этапы заканчиваются групповым спринтом, шансы отрыву могутдать плохие погодные условия, или же крупный завал в пелотоне.
В случае сильного бокового ветра, команды, борющиеся за высокие места в генеральной классификации могут попытаться увеличить темп, за счет чего группа разорвется на несколько эшелонов. Оказавшиеся в отвале гонщики рискуют заработать большое отставание в общем зачете. Спринтерские команды также используют эшелоны, чтобы отрезать своих конкурентов от розыгрыша этапа.
Пересеченный этап
Профиль этапа содержит множество некатегорийных подъемов и пригорков низших категорий, тем самым напоминая Арденские классики. Отрыв на таком этапе имеет большие шансы на успех, но сохраняется также возможность спринта из общей группы. Если отрыв доезжает, победа обычно достается специалисту классических однодневок.
Горный этап
Содержит один, или несколько подъемов высоких категорий, и может заканчиваться финишем в гору, соспуска, или в долине. На таком профиле сложно заработать большое преимущество в общем зачете. Еслиэтап финиширует в долине, выпавшие гонщики имеют возможность накатить группу на спуске, вернуться впелотон могут даже некоторые спринтеры. Победу на этапе обычно разыгрывают гонщики из отрыва.
Профиль «королевского» горного этапа на Тур деФранс 2009
«Королевский» горный этап
«Королевские» горные этапы включают в себя большое число подъемов первой и высшей категориисложности. Они обязательно заканчиваются финишем в гору, или сразу после технически сложного спуска. Как правило, такие этапы становятся решающими в генеральной классификации, а также в зачете лучшегогорного гонщика.
На последних подъемах пелотон сильно просеивается, впереди остается только группа фаворитов общегозачета и сильных горняков, большинство уехавших в отрыв гонщиков догоняют. Разрывы междуучастниками на финише бывают очень большими, и едущие в дальних отвалах велосипедисты рискуют невписаться в лимит времени.
Победа на таком этапе считается одним из главных достижений в карьере любого гонщика.
Команды
Большинство профессиональных шоссейных команд имеет коммерческих спонсоров. Названия команд, какправило, включают названия своих титульных спонсоров. Большая часть команд, выступающих на высокомуровне, имеют в той, или иной степени интернациональные составы. Кроме того, команда может иметьлицензию одной страны и спонсироваться компанией, базирующейся в другой стране.
Согласно классификации UCI, профессиональные команды делятся на команды ПроТура иконтинентальных дивизионов. Команды ПроТура автоматически получают возможность выступать в гонкахэтой категории, а континентальные могут получить приглашение от организаторов и ехать по вайлд кард(англ. wild card ), количество которых ограничено.
Помимо гонщиков и спортивных директоров, в состав команды входит обслуживающий персонал: механики, массажисты, доктора. Во время гонки спортсменов сопровождает несколько машин технической помощи, адля трансферов между этапами используется командный автобус. Тренировочные базы большинствакоманд находятся в Европе.
Из российских команд, в настоящий момент лицензию ПроТура имеет только Катюша. Она создана наоснове континентальной Tinkoff Credit Systems, принадлежавшей российскому предпринимателю ОлегуТинькову.
В отличие от других гонок, на чемпионате мира и Олимпийских играх в качестве команд выступаютнациональные сборные.
Призовые майки
В качестве трофеев в велосипедном спорте используются призовые майки.
Майки разыгрываются в различных классификациях многодневок, промежуточные лидеры которыхнаграждаются после каждого этапа. Если гонщик владеет несколькими майками одновременно, наследующем этапе он наденет майку, имеющую больший приоритет. А остальные достанутся спортсменам, занимающим следующие за ним места в соответствующих классификациях. Лидеры некоторых номинацийвместо маек награждаются номерами, оформленными особым образом.
Победитель чемпионата мира получает майку с радужными полосками, которую может носить на всехгонках вплоть до следующего чемпионата. Но чемпион мира в групповой гонке может носить майку толькона групповых этапах, а в раздельном старте — только на разделках. Аналогично ситуация обстоит и смайками национальных чемпионов, которые оформляются в цвета национального флага.
Призовые майки в порядке уменьшения приоритета:
Как правило, под цвет призовой майки раскрашивается велосипед и вся экипировка гонщика. Особенно, если он собирается довезти эту майку до конца гонки, или удерживать ее в течение длительного времени.
Тактика
Работа в группе
Основная группа
Основная группа является самым большим формированием велосипедистов на дистанции гонки. В глубине пелотона спортсмены хорошо закрыты от ветра, за счет чего достигается экономия свыше 40 % энергии.[2]Но находясь на такой позиции, гонщики имеют большую вероятность попасть в завал, или оказаться вотвале, в случае разрыва группы. Поэтому, фавориты генеральной классификации стараются держаться в голове пелотона, в окружении своих грегари.
Впереди группы идет работа сменами. Может быть организована как быстрая вертушка, позволяющаязначительно увеличить скорость, так и работа длинными сменами, которая менее затратна. Как правило, группу тащит за собой команда лидера общего зачета, которая пытается не отпустить отрыв слишкомдалеко, а на равнинных этапах к преследованию подключаются спринтерские команды, заинтересованныев победе на этапе.
Команды, гонщики которых находятся в отрыве, не участвуют в преследовании. Они даже могут попытатьсядезорганизовать работу сменами, отсылая своих велосипедистов в голову группы.
Во время розыгрыша спринтерского финиша, спринтерские команды стараются держать максимальновозможную скорость, чтобы никто не смог уйти в отрыв на последних километрах дистанции. Некоторые изних также выстраивают поезда для раската своих спринтеров на финиш.
Отрыв
Группа велосипедистов, отъехавших вперед по дистанции гонки от пелотона. В отрыв ездят с разнымицелями: побороться за победу на этапе, заработать звание самого агрессивного гонщика, собрать очки напромежуточных финишах, или же просто выполнить обязательства перед спонсором, напомнив осуществовании своей команды. За счет небольшого числа участников, отрыв обладает лучшейманевренностью, и в нем легче организовать работу сменами. Но велосипедисты в отрыве тратят большесил и заметно устают к концу этапа.
Гонщики команд, незаинтересованных в доезде отрыва, работают там «полицейскими», не принимаяучастия в сменах.
Если отрыв доезжает, не обладающие спринтерским рывком гонщики пытаются разорвать группу и убежатьот соперников в одиночку. Чем большее преимущество отрыв имеет над преследователями, тем раньше егоучастники могут закончить слаженную работу и начать разыгрывать финиш этапа.
Гонщик, претендующий на высокие места в какой-либо классификации, может договориться с одним из спортсменов, чтобы объединить усилия в отрыве. В таком случае один из велосипедистов заработает преимущество в интересующем его зачете, а второму достанется победа на этапе.
Отвал
Группа гонщиков, по тем, или иным причинам отставшая от пелотона. Оказавшиеся в отвале велосипедистыстремятся как можно скорее вернуться в основную группу. Работа в небольших отвалах организуется попринципу отрыва, а в многочисленных — как в основной группе.
Если в отвал попадает один из лидеров команды, за ним опускается несколько грегари, чтобы подтащитьгонщика к пелотону.
Групетто
Групетто (итал. grupetto ) — отвал на горном этапе, заинтересованный в прохождении трассы гонки вспокойном ритме. Гонщики, находящиеся в групетто не стремятся вернуться в основную группу, ихединственной целью является попадание в лимит времени. Как правило, в такие отвалы собираютсяспринтеры, а также травмированные спортсмены, не способные преодолевать горы в высоком темпе.
Классификации многодневок
Генеральная классификация
Гонщики, борющиеся за победу в генеральной классификации, а также в зачете лучшего молодого гонщика, должны экономить силы и беречься от падений на равнинных и пересеченных этапах. На дистанции спростым профилем их не отпустят в отрыв конкуренты, поэтому решающими для общего зачета становятся«королевские» горные этапы, где лидеры гонки остаются один на один со своими главными соперниками, игонки с раздельным стартом.
Горняки стараются атаковать в подъем, а раздельщики проходят горы от обороны. Они стараются непроиграть много на горных этапах и наверстать упущенное в разделках. Добиться заметного преимуществаможно также на технически сложных спусках с перевалов, и в случае образования эшелонов на равнине.
На некоторых многодневках за первые три места на этапе начисляется временная бонификация, увеличивающая отрыв, или сокращающая отставание гонщика в общем зачете.
Спринтерский зачёт
Очки в спринтерский зачет дают промежуточные финиши и основной финиш этапа. На равнинных этапах большинство промежутков разыгрывают гонщики из отрыва, поэтому решающими, как правило, становятся основные финиши. Чем больше профиль этапа подходит для спринтеров, тем большее число очков разыгрывается на его финише.
На горных этапах большая часть спринтеров собирается в групетто, а спринтеры, умеющие терпеть в горе, могут попытаться уйти в отрыв. Они собирают промежуточные премии, расположенные в долинах, недоступные для своих конкурентов.
В отличие от горных премий, за все спринтерские промежутки дается одинаковое число очков. На некоторых многодневках основные финиши также дают равное количество баллов в спринтерскуюноминацию, вне зависимости от профиля этапа.
Звание горного короля
В борьбе за звание горного короля, гонщики набирают очки на вершинах перевалов разной сложности. Решающими в классификации становятся вершины первой и высшей категории, за которые даетсянаибольшее число баллов. Для этого велосипедисты стараются уходить в отрывы на горных этапах, а когдаим это не удается — атаковать на вершине горы из основной группы, чтобы собрать оставшиеся очки.
Если гонщик, нацеленный на победу в этой классификации, не может вступить в борьбу на данномперевале, его товарищи по команде стараются финишировать первыми и отобрать очки у его конкурентов. В случае, когда горняков в конце гонки разделяет небольшое число баллов, они также могут уезжать вотрывы на пересеченных этапах и атаковать на пригорках низших категорий.
На некоторых многодневках баллы за прохождение последней горы этапа удваиваются.
Звание самого агрессивного гонщика
Звание самого агрессивного гонщика получает спортсмен, который больше всех остальных пытался уезжатьв отрывы. В зависимости от конкретной гонки, учитывается число отрывов, в которых поучаствовал гонщик, или общее количество времени, проведенное им перед основной группой. На некоторых гонках учитываетсявклад гонщика в работу по формированию и сохранению отрыва. В случае победы отрыва, звание можетбыть передано первому из проигравших, в качестве утешительного приза.
Для победы в этой номинации по итогам всей гонки, велосипедист должен уходить в как можно большеечисло отрывов на этапах разного профиля, а также стараться становиться самым агрессивным гонщиком поитогам этих этапов.
Командный зачёт
Лидерство в командном зачете получает команда, гонщики которой заняли большее число высоких мест наэтапе. На некоторых многодневках существует также зачет команд, учитывающий положение вгенеральной классификации. Для победы в этой номинации все гонщики команды должны иметь одинаковохороший уровень подготовки и стараться заработать как можно большее число первых мест.