гендерный класс что это такое
Гендерный класс: в чем преимущества раздельного обучения?
Родители и ученые знают, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Особенно это касается младшеклассников. Поэтому в России стали создавать «гендерные классы», где дети учатся раздельно, но вместе участвуют в школьных мероприятиях. В столичной школе №2120 дети уже три года получают образование таким образом. Учитель начальных классов школы №2120 Наталья Глазкова рассказала об особенностях гендерного обучения.
Система гендерного обучения не нова: разделять мальчиков и девочек в процессе обучения раньше было нормой. В царской России были кадетские классы и закрытые школы для мальчиков. Девочки обучались дома или в пансионах и институтах благородных девиц. Так же дело обстояло и в Европе. Собственно говоря, до середины прошлого века в нашей стране и советские дети так учились.
К раздельному обучению школьников решили вернуться буквально несколько лет назад. Сегодня раздельное обучение ведется в 64 регионах России, и такая форма образования существует в почти 500 школах страны. Можно сказать, что система обучения по гендерному признаку расширяет выбор для родителей и дает возможность раскрыть способности ребенка.
Присвоение классам статуса «гендерного» связано с понятием ГЭПа – городской экспериментальной площадки. Таким образом, Департамент образования расширяет возможности школ и у родителей появляется выбор между разными формами обучения. В школе №2120 уже три года в начальных классах существует параллельно-раздельное обучение. Мальчики и девочки обучаются в разных классах, но вместе участвуют в школьных праздниках, спортивных соревнованиях, концертах. Такой процесс образования учитывает возрастные особенности детей, а также их физиологические и психологические особенности.
У разнополых детей одного возраста есть несколько отличий в восприятии мира. У мальчиков левое полушарие созревает медленнее, а у девочек – правое. Девочки в раннем возрасте лучше «дружат» с цифрами, но категории пространства и времени вызывают у них трудности, которых нет у ребят.
По-разному дети воспринимают и информацию. Мальчики частенько схватывают все на лету, зато с закреплением материала у них возникают трудности: как только заканчивается эффект новизны (wow-эффект), внимание рассеивается. Девочки же методично повторяют и проверяют уже проделанную работу.
Мальчикам ближе эвристический путь познания: им нравится быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала самим выполнить задание, а потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Ребят нужно «натолкнуть», чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока и легко запомнят и усвоят материал. Девочки же более эмоциональны: они лучше запоминают то, что произвело на них сильное впечатление.
Организация процесса обучения у девочек и мальчиков отличаются. Девочки, проиграв, обычно сильно расстраиваются. А мальчиков, наоборот, подстегивает дух соперничества, им нравится момент соревнования: это их заставляет думать быстрее, искать верные решения, чтобы ответить раньше всех.
Поэтому педагоги используют разные приёмы и формы преподавания, что в рамках смешанного класса реализовать довольно сложно. Управлять детьми в гендерном классе педагогу легче: он, как камертон, подстраивает себя под тип поведения (мальчиков или девочек) и может дать больше материала, не отвлекаясь на дисциплину.
Из-за таких причин и создают «гендерные классы», в которых дети осваивают одну учебную программу. Однако, как показывает практика, обучаясь раздельно, дети усваивают ее эффективнее. Так, по объективным оценкам в школе №2120 показатель качества обучения у девочек составляет 74%, у мальчиков 67%.
Стоит отметить, что в современной Англии раздельное обучение практикуют преимущественно частные пансионы. В рейтинге лучших школ острова 70% составляют заведения с гендерной дифференциацией. Аналогичные результаты наблюдаются и в Австралии. В течение нескольких лет ученые следили за успеваемостью 270 тысяч школьников, и пришли к выводу – мальчики, которые учились в раздельных классах, получали оценки на 15-20% выше, чем мальчики из классов со смешанной формой обучения.
В гендерных классах многим детям значительно комфортнее. Большинство учеников в таких классах чувствуют себя легко и непринужденно, практически все считают свои коллективы дружными. Психолог Джон Ф. Корсо (John F. Corso) в своих исследованиях отметил, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию на слух.
Повышенный тон учителя девочки распознают, как крик. Мальчики, наоборот, могут не обратить внимание на тихую речь и перевести внимание на посторонние вещи.
Впрочем, улучшается не только психологический климат. По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых московских школ, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94% девочек: у них страдают кровеносная, пищеварительная и нервная системы, они чаще простужаются и как следствие – у них больше пропусков уроков. Так что многие специалисты называют гендерное обучение в числе «здоровьесберегающих технологий».
А в школе №2120 вообще улучшили эту форму образования. В одном из гендерных классов (мальчиков), где учится много ребят из материнских семей, с ребятами теперь занимается тьютор-мужчина, который учит мальчишек нивелировать споры и конфликты. Благодаря такому общению компенсируется мужское воспитание в этих семьях. В другом классе, где обучаются дети с диагнозами ОВЗ и СДВГ, со школьниками занимается тьютор-дефектолог.
Руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области Владимир Базарный считает, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. У них пропадают заложенные природой протестные установки и черты мужского характера, мальчики начинают развиваться по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. В раздельных же классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спины девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность.
Раздельное обучение позволяет ребенку осмыслить свою личность, пройти процесс самоидентификации по половому признаку. Мальчикам – ощутить себя будущими мужчинами, защитниками, отцами – примерить на себя маскулинные роли. А девочкам – осознать себя будущими женщинами, мамами, хранительницами домашнего очага, мудрыми и нежными.
В будущем тенденция разделения классов может сохраниться и увеличиться. Переходить на всеобщую гендерную дифференциацию классов в школах в масштабах всей страны нет никакой необходимости, так как раздельная форма обучения предлагает родителям, в первую очередь, возможность выбора наиболее комфортных условий развития именно для их ребенка.
Гендерное обучение. плюсы и минусы.
В нашей школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В этом году мне предложили работать в раздельных классах, сначала испугалась, справлюсь ли с мальчишками да еще первоклассниками? Было непривычно и интересно. Первым делом поинтересовалась историей гендерного обучения в России и других странах, познакомилась с отзывами учителей, работающих в таких классах, изучила положительные и отрицательные стороны такого обучения.
Узнала, что на Руси всегда существовала система раздельного обучения. Раздельно мальчики и девочки учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны. Но с 1 сентября 1954 г раздельное обучение в советских школах было отменено.
Мне стало интересно, а как обстояли дела с гендерным обучением в других странах? В Америке сейчас растет увлечение гендерным обучением. В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но все равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям пользу. Оказывается, школы для девочек закончили в свое время: «железная леди» Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний – Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина и др.
Сейчас в школах 64 регионов России ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ и садов в разных регионах России.
Приступив к работе в гендерном классе, я узнала, что психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью. Врачи, генетики и педагоги объясняют, что мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Начав работать в классе мальчиков, поняла, что главный плюс раздельного обучения, это то, что детям дается дополнительный стимул к учебе и развитию (у мальчиков главный стимул – это соревнование). При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Я работаю по системе УМК «Перспектива», но один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчикам предлагаю самим справиться с заданием, найти решение самостоятельно, включаю в поисковую деятельность, а уже потом обобщаю и объясняю, как надо было действовать. Считаю, что от того, насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и школьные успехи, и становление личности в целом.
Сравнивая работу в обычном классе и в классе мальчиков, заметила, что в гендерном классе мальчики быстрее воспринимают требования школы. На уроках мальчики не стеснялись неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли.
Заметила, что в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах. Встречаясь с девочками из параллельного класса, мои мальчики стараются вести себя обходительно, насколько это возможно в первые дни сентября в первом классе.
На классных часах планирую проводить беседы на такие темы: «Что значит быть настоящим мужчиной», «Образ современной девочки», «Приемы этикета», играть в ролевые игры.
Правда, на перемену они всегда выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать.
Считаю, что особо актуально взаимодействие школы и семьи при гендерном обучении. С родителями мне повезло, с первых дней в этом классе меня поддерживают, подбадривают, помогают.
И в заключение хочу высказать свои пожелания по работе в гендерных классах:
1. Для мальчиков нужно больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования. Для девочек – кружки прикладного творчества, театральные.
2. На совместных уроках хорошо бы разучивать плавные, спокойные танцы.
4. В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления, и тогда урок будет более успешным.
5. На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.
Мальчикам моего класса нравится учиться раздельно, но и в смешанном классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно – это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!
Полезное
Гендерные школы: российский эксперимент и английская традиция
Раздельное обучение — практика обучения, в которой учащиеся мужского и женского пола обучаются не в смешанных, а в раздельных учебных подразделениях, или даже в разных учебных заведениях или учебно-воспитательных учреждениях.
Здесь представлены две статьи об эксперименте в городе Бийск Алтайского края и об английской традиции, которая до сих пор не прерывается.
Эксперимент в бийской школе
Уже второй год в бийской школе № 20 идёт эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Разделение дало ошеломляющие результаты — дети стали намного лучше учиться.
— Сейчас у нас почти 100-процентное участие детей в уроке. Всего один-два человека не поднимают рук. Для сравнения, в смешанных классах у нас обычно порядка 40 процентов активных детей. Иными словами, раньше в классе было шесть мальчиков-хорошистов, а сейчас 17, — рассказала директор школы № 20 Елена Вербицкас.
Мальчики — 2-Б класс, девочки — 2-А класс. Фото предоставлено школой № 20 города Бийска.
Задачки про платья и машинки
В классах стало больше ударников и отличников. Если в смешанном классе таких ребят 58 процентов, то в раздельных классах хорошо учатся 89 процентов девочек, мальчиков — 65 процентов.
Всё дело в особенностях обучения. Для мальчишек и девчонок подбирают задания, которые будут им наиболее интересными — девочки любят смаковать детали, например, урок строится на обсуждении одежды мамы, которая идёт в театр, или для иллюстрации задач используются цветы, украшения. Для мальчишек, наоборот, — мячи, роботы, машинки.
— Мальчики более сдержанные, не любят работать в парах, они лидеры, любят сами продумывать решения и самостоятельно их принимать. Парням в начале урока нужно включаться быстро, но и утомляются они быстрее. Девочки медленнее раскачиваются, входят в работу, зато потом их не уймёшь, — считает педагог.
Основной преподавательский состав, как и в целом по стране, женщины, но физкультуру, труд, информатику у мальчишек ведут мужчины.
— Задействованы все мужчины, которые были в арсенале, — говорит Вербицкас.
В штыки
— Я бы не хотела, чтобы мои дети учились раздельно. Где им ещё учиться общаться, если не в школе, я категорически против. Мужчина становится сильным рядом с женщиной. Мальчишкам надо ссориться из-за девочек, драться. Это поможет им расти, — считает жительница Бийска Галина Шевченко.
— Наоборот, раздельное обучение помогает социализироваться. Учась вместе, мальчики и девочки смотрят друг на друга как на боевых товарищей. Мне кажется, это неправильно, и камень в сторону института семьи. Если парни будут отдельно, они будут более уважительно относиться к девочкам, — уверен отец трёх сыновей Олег Романов.
— Мы решили отдать сына в гендерный класс и ещё ни разу не пожалели. Матвей хорошо учится, ему нравится ходить в школу. Мне кажется, девочки быстрее развиваются и подавляют мальчишек. А так дети спокойно учатся. Я слушаю, что говорят другие родители, чьи ребятишки ходят в смешанные классы, многие хотели бы перейти на раздельное обучение. Например, моя племянница учится в параллельном смешанном классе — она боится отвечать у доски, у наших ребят такого нет. Но на самом деле, есть разные мнения, кто-то высказывается и против. Единственные недостаток гендерного обучения, на мой взгляд в том, что в «началке» предметы ведёт не один педагог, а несколько — детям сложно адаптироваться, — рассказала мама второклассника Елена Петрова.
Как рассказали в школе, классы находятся рядом, и дети могут общаться на переменах, они играют на улице, занимаются вместе на внеурочных школьных мероприятиях.
— На второй год, видя результаты, нам уже не нужно было проводить беседы с родителями, чтобы набрать гендерные классы — к нам шли целенаправленно, — сказала Елена Вирбицкас.
Амазонок хватает, женщин мало
Раздельное обучение ввели после того, как стали обращать внимание на поведение детей: девочки стали более авторитетны, охотнее берут на себя инициативу, а если вдруг какая «разборка», то и тут они на первом плане, а мальчишки отсиживаются в тени.
— В раздельных классах дети ведут себя не так агрессивно — нет духа соперничества: даже в таком возрасте присутствие женщин обостряет ситуацию. Тут им не перед кем воображать. У девочек, наоборот, появилось чувство сопереживания. Когда у одной неудачи, они все вместе подругу утешают. В смешанных классах такого нет. Амазонок в жизни предостаточно. Мы стараемся воспитывать в девочках женственность, а в мальчиках — силу и ответственность, — говорит педагог.
Планируется, что в бийской школе дети будут учиться раздельно до 8 класса, потом начнётся специализация, и их разделят уже не по гендерному, а предметному принципу.
Комментарий специалиста
От социализации никуда не деться
Любовь Пивоварова, психолог:
— На мой взгляд, это далеко не самый худший эксперимент. Начальная школа — сложное время в плане адаптации. Дети сильно отвлекаются от учёбы на противоположный пол. Кто не влюблялся в младших классах или вообще в детском саду? Мальчишки часто чрезмерно активны, стараются привлечь внимание и обижают девочек, сами того не замечая. Девочки тоже отвлекаются от уроков. Если будут учиться раздельно, однозначно станет меньше обид. Я была бы рада, если бы мои дети учились в раздельных классах. А от социализации никуда не деться — дети живут на одних и тех же улицах, ходят в кино, общаются в интернете.
Почему девочки и мальчики в Англии учатся раздельно?
Когда родители обращаются к нам за помощью с подбором школ, в большинстве случаев они выступают против так называемых «гендерных школ», где учатся только мальчики или, соответственно, девочки. Виной тому, скорее, привычка: если сами родители закончили смешанные школы, их трудно убедить в преимуществах иной системы.
А, кроме того, родители могут опасаться, что лишат ребёнка желанного общения с противоположным полом, что повлечёт за собой сложности с построением отношений и созданием семьи. Но так ли это на самом деле?
Обычно, пожив в Британии какое-то время, люди начинают воспринимать идею раздельного образования теплее. Они убеждаются, что взрослые, обучавшиеся в гендерных школах, социализированы ничуть не хуже остальных, не испытывают проблем с противоположным полом, а в карьере добиваются успеха не реже, а даже, быть может, и чаще тех, кто учился в смешанных школах. Так что, родительские опасения касательно гендерных школ оказываются совершенно напрасными.
Так откуда возникла сама идея обучать раздельно мальчиков и девочек?
Идея раздельного образования мальчиков и девочек
Принцы Чарльз, Уильям и Гарри учились в «мальчиковых» школах
Начнём с того, что большинство гендерных школ в Великобритании — это частные школы. Именно гендерные школы в своё время окончили английские принцы — Чарльз, Уильям и Гарри.
Государственные школы в UK почти все смешанные, а среди однополых чаще попадаются гимназии (так называемые «grammar schools»).
В основе идеи раздельного образования лежит убеждение, что мальчики и девочки усваивают информацию и ведут себя по-разному. Мозги девочек и мальчиков функционируют различным образом, поэтому процессы обучения мужского и женского пола в корне отличаются. Считается, что девочки учатся более «пассивно» — они лучше воспринимают информацию визуально и на слух, что позволяет им легко справляться с графиками и обсуждениями в классе.
Мальчики же усваивают информацию скорее «кинетически» — они учатся, исполняя что-то на практике. Раздельные классы для мальчиков и девочек позволяют учесть эти различия и применять различные подходы к преподаванию.
Кроме того, у мальчиков и девочек отличаются системы мотивации. Те стимулы, что вызывают интерес у девочек, не подходят для мальчиков, и наоборот.
Ну и, наконец: в отсутствие девочек мальчики не тушуются из-за девичьего превосходства в гуманитарных дисциплинах, таких как английский язык, что позволяет им добиваться лучших результатов. А девочки, в свою очередь, преуспевают в таких стереотипно «мужских» предметах, как научные дисциплины, деревообработка и физкультура, если поблизости не замечены мальчики. Так что, дабы исключить, пожалуй, самый отвлекающий от учёбы фактор — противоположный пол — девочки и мальчики должны учиться раздельно.
Поэтому считается, что именно в атмосфере гендерных школ дети достигают максимальных успехов, полностью раскрывая свой потенциал.
В Англии сосредоточена наибольшая концентрация школ раздельного образования — в Шотландии и Уэльсе подобных школ значительно меньше. Вообще, вплоть до 70-х годов прошлого века большинство средних школ (secondary schools) в Англии были именно гендерными.
Исследования выпускников гендерных и смешанных школ
Ученицы школы для девочек в Англии
В 2006 году группой учёных из Центра лонгитюдных исследований в Лондоне (CLS) было завершено масштабное исследование, в котором приняли участие свыше 17 000 человек. Целью исследования было установить, влияет ли раздельное образование на целый спектр таких важных исходов в будущем, как:
Авторами исследования было установлено, что девочки до 16 лет достигают более высоких академических результатов в однополых школах, а вот результаты мальчиков того же возраста, учившихся в «мальчиковых» школах, были схожи с достижениями их сверстников из смешанных школ.
Девочки из однополых школ добились лучших результатов в математике и научных дисциплинах, а мальчики из аналогичных школ продемонстрировали лучшие познания в английском и иностранных языках, пошатнув, тем самым, устоявшиеся гендерные стереотипы.
Мысль о том, что девочки на самом деле чаще тяготеют к научным дисциплинам, чем о том принято думать, подтверждает и исследование Института физики, проведённое в 2011 году. Согласно его итогам, девочки, учащиеся в однополых школах, чаще, чем их ровесницы из смешанных школ, выбирали физику в качестве предмета на выпускных экзаменах A-levels. И это несмотря на то, что физика считается традиционно «мужской» дисциплиной.
Кроме того, в ходе исследования CLS было установлено, что женщины, окончившие школы для девочек, чаще получают образование в таких областях, как наука и технологии, где традиционно доминируют мужчины, и в среднем зарабатывают больше выпускниц смешанных школ.
Выпускницы школ для девочек чаще посвящают себя науке
Стало быть, на основании результатов исследования, можно сделать вывод о том, что в среднем выпускницы однополых школ более успешны в карьерном плане.
Что касается шансов на брак и потомство, то, согласно данным исследования, учёба в гендерной школе никак на это не влияет: выпускники смешанных и гендерных школ женятся и заводят детей одинаково охотно. Не влияет она и на отношение к разделению домашних обязанностей и к работе женщины за пределами дома. Правда, было замечено, что мужчины, окончившие гендерные школы, немного чаще оказываются разведены к 42 годам (что, впрочем, не значит, что они горюют по этому поводу).
Распространение идеи о раздельном образовании
Ученики школы для мальчиков в Англии
В последние годы в Британии появляется всё больше приверженцев идеи о раздельном образовании — не только в частном, но и в государственном секторе. Вот что заявил глава Ассоциации школ для девочек Алон Джонс — организации, объединяющей частные школы для девочек:
«Мальчики должны получать среднее образование отдельно от девочек, дабы избежать страха оконфузиться. Это поможет им справляться с экзаменационными испытаниями в возрасте от 11 до 16 лет». В своем интервью газете «Sunday Times» он добавил: «Если в классе много ярких, увлечённых учёбой, сосредоточенных и уверенных в себе девочек, это может подорвать самооценку у мальчиков, особенно у тех, кто не блещет способностями. В результате мальчишки не поднимают руку, дабы ответить на вопрос учителя, или демонстрируют незрелое поведение, лишь бы избежать насмешек.
Мальчики будут тянуть руку, если будут чувствовать себя в безопасности. Если они не будут опасаться насмешек и унижений. Как и девочки, мальчики подвержены страху».
Согласно статистике Департамента образования, обнародованной в октябре 2014 г., более 60% девочек получили, по меньшей мере, пять оценок C (удовлетворительно) и выше на экзаменах в госшколах, включая английский и математику. А вот среди мальчиков тот же показатель составил лишь 50,8%.
Джонс полагает, что во время важнейшего периода своего развития — полового созревания — мальчики и девочки должны обучаться раздельно. Кстати говоря, именно этой идее следуют школы так называемой «бриллиантовой системы» («diamond» model): девочки и мальчики обучаются в них совместно до 11 лет, затем разделяются до 16 лет, соединяясь вновь в последних классах школы.
По мнению Джонса, введение однополых классов в государственных школах поможет избежать снижения успеваемости среди мальчиков. «Я верю, что каждая госшкола должна рассмотреть возможность раздельного обучения мальчиков и девочек, особенно таким предметам, как английский, математика и научные дисциплины».
Однако далеко не все представители образовательной системы Британии разделяют подобное мнение. К примеру, глава Ofsted — надзорного органа, оценивающего качество образования в английских школах — сэр Майкл Уилшоу заявил: «Мальчики и девочки преуспевают в учёбе больше в условиях смешанной школы… если это хорошо управляемая школа».
Убеждённых сторонников и той, и другой точек зрения немало. Но, если бы у гендерного образования не было неоспоримых плюсов, оно бы, без сомнений, перестало существовать. Однако однополые школы в Англии по сию пору процветают и пользуются огромной популярностью. Большинство подобных школ демонстрируют высокие академические результаты и относятся к школам селективного типа — то есть отбирают учеников на базе многоступенчатых испытаний.
А, стало быть, раз спрос по-прежнему высок, вряд ли гендерные школы исчезнут с лица земли.