гендерная школа что это такое

Гендерный класс: в чем преимущества раздельного обучения?

Родители и ученые знают, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Особенно это касается младшеклассников. Поэтому в России стали создавать «гендерные классы», где дети учатся раздельно, но вместе участвуют в школьных мероприятиях. В столичной школе №2120 дети уже три года получают образование таким образом. Учитель начальных классов школы №2120 Наталья Глазкова рассказала об особенностях гендерного обучения.

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

Система гендерного обучения не нова: разделять мальчиков и девочек в процессе обучения раньше было нормой. В царской России были кадетские классы и закрытые школы для мальчиков. Девочки обучались дома или в пансионах и институтах благородных девиц. Так же дело обстояло и в Европе. Собственно говоря, до середины прошлого века в нашей стране и советские дети так учились.

К раздельному обучению школьников решили вернуться буквально несколько лет назад. Сегодня раздельное обучение ведется в 64 регионах России, и такая форма образования существует в почти 500 школах страны. Можно сказать, что система обучения по гендерному признаку расширяет выбор для родителей и дает возможность раскрыть способности ребенка.

Присвоение классам статуса «гендерного» связано с понятием ГЭПа – городской экспериментальной площадки. Таким образом, Департамент образования расширяет возможности школ и у родителей появляется выбор между разными формами обучения. В школе №2120 уже три года в начальных классах существует параллельно-раздельное обучение. Мальчики и девочки обучаются в разных классах, но вместе участвуют в школьных праздниках, спортивных соревнованиях, концертах. Такой процесс образования учитывает возрастные особенности детей, а также их физиологические и психологические особенности.

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

У разнополых детей одного возраста есть несколько отличий в восприятии мира. У мальчиков левое полушарие созревает медленнее, а у девочек – правое. Девочки в раннем возрасте лучше «дружат» с цифрами, но категории пространства и времени вызывают у них трудности, которых нет у ребят.

По-разному дети воспринимают и информацию. Мальчики частенько схватывают все на лету, зато с закреплением материала у них возникают трудности: как только заканчивается эффект новизны (wow-эффект), внимание рассеивается. Девочки же методично повторяют и проверяют уже проделанную работу.

Мальчикам ближе эвристический путь познания: им нравится быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала самим выполнить задание, а потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Ребят нужно «натолкнуть», чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока и легко запомнят и усвоят материал. Девочки же более эмоциональны: они лучше запоминают то, что произвело на них сильное впечатление.

Организация процесса обучения у девочек и мальчиков отличаются. Девочки, проиграв, обычно сильно расстраиваются. А мальчиков, наоборот, подстегивает дух соперничества, им нравится момент соревнования: это их заставляет думать быстрее, искать верные решения, чтобы ответить раньше всех.

Поэтому педагоги используют разные приёмы и формы преподавания, что в рамках смешанного класса реализовать довольно сложно. Управлять детьми в гендерном классе педагогу легче: он, как камертон, подстраивает себя под тип поведения (мальчиков или девочек) и может дать больше материала, не отвлекаясь на дисциплину.

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

Из-за таких причин и создают «гендерные классы», в которых дети осваивают одну учебную программу. Однако, как показывает практика, обучаясь раздельно, дети усваивают ее эффективнее. Так, по объективным оценкам в школе №2120 показатель качества обучения у девочек составляет 74%, у мальчиков 67%.

Стоит отметить, что в современной Англии раздельное обучение практикуют преимущественно частные пансионы. В рейтинге лучших школ острова 70% составляют заведения с гендерной дифференциацией. Аналогичные результаты наблюдаются и в Австралии. В течение нескольких лет ученые следили за успеваемостью 270 тысяч школьников, и пришли к выводу – мальчики, которые учились в раздельных классах, получали оценки на 15-20% выше, чем мальчики из классов со смешанной формой обучения.

В гендерных классах многим детям значительно комфортнее. Большинство учеников в таких классах чувствуют себя легко и непринужденно, практически все считают свои коллективы дружными. Психолог Джон Ф. Корсо (John F. Corso) в своих исследованиях отметил, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию на слух.

Повышенный тон учителя девочки распознают, как крик. Мальчики, наоборот, могут не обратить внимание на тихую речь и перевести внимание на посторонние вещи.

Впрочем, улучшается не только психологический климат. По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых московских школ, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94% девочек: у них страдают кровеносная, пищеварительная и нервная системы, они чаще простужаются и как следствие – у них больше пропусков уроков. Так что многие специалисты называют гендерное обучение в числе «здоровьесберегающих технологий».

А в школе №2120 вообще улучшили эту форму образования. В одном из гендерных классов (мальчиков), где учится много ребят из материнских семей, с ребятами теперь занимается тьютор-мужчина, который учит мальчишек нивелировать споры и конфликты. Благодаря такому общению компенсируется мужское воспитание в этих семьях. В другом классе, где обучаются дети с диагнозами ОВЗ и СДВГ, со школьниками занимается тьютор-дефектолог.

Руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области Владимир Базарный считает, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. У них пропадают заложенные природой протестные установки и черты мужского характера, мальчики начинают развиваться по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. В раздельных же классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спины девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность.

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

Раздельное обучение позволяет ребенку осмыслить свою личность, пройти процесс самоидентификации по половому признаку. Мальчикам – ощутить себя будущими мужчинами, защитниками, отцами – примерить на себя маскулинные роли. А девочкам – осознать себя будущими женщинами, мамами, хранительницами домашнего очага, мудрыми и нежными.

В будущем тенденция разделения классов может сохраниться и увеличиться. Переходить на всеобщую гендерную дифференциацию классов в школах в масштабах всей страны нет никакой необходимости, так как раздельная форма обучения предлагает родителям, в первую очередь, возможность выбора наиболее комфортных условий развития именно для их ребенка.

Источник

Гендерная школа что это такое

Педагог-психолог с семилетним стажем. Знает всё о возрастной психологии.

Что такое гендерное воспитание

Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания.

Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.

В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.

В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.

Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».

Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.

Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.

Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.

«Частый спор среди родителей — стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — “девчачья обязанность”. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и как следствие мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей».
Ирина Миронова

Гендерное воспитание в школе

Во многих школах уроки труда до сих пор проходят по гендерному разделению: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.

«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова

Как освободиться от гендерных стереотипов

На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.

Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.

«Пока точно неизвестно, что будет с ребёнком, если воспитывать его в отрыве от гендера — долгие исследования на этот счёт отсутствуют. В нынешнем российском обществе это маловероятно — ребёнок так или иначе усвоит гендерно-социальную роль от окружающих».
Ирина Миронова

Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.

1. Подавайте пример

Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.

✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.

2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции

Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.

«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова

✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?

3. Позвольте ребёнку выбирать занятия

Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.

✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.

4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх

Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.

✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.

Что в итоге

Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.

Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.

Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такоегендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такоеПопробовать бесплатно

Источник

Гендерное обучение. плюсы и минусы.

В нашей школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В этом году мне предложили работать в раздельных классах, сначала испугалась, справлюсь ли с мальчишками да еще первоклассниками? Было непривычно и интересно. Первым делом поинтересовалась историей гендерного обучения в России и других странах, познакомилась с отзывами учителей, работающих в таких классах, изучила положительные и отрицательные стороны такого обучения.

Узнала, что на Руси всегда существовала система раздельного обучения. Раздельно мальчики и девочки учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны. Но с 1 сентября 1954 г раздельное обучение в советских школах было отменено.

Мне стало интересно, а как обстояли дела с гендерным обучением в других странах? В Америке сейчас растет увлечение гендерным обучением. В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но все равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям пользу. Оказывается, школы для девочек закончили в свое время: «железная леди» Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний – Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина и др.

Сейчас в школах 64 регионов России ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ и садов в разных регионах России.

Приступив к работе в гендерном классе, я узнала, что психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью. Врачи, генетики и педагоги объясняют, что мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Начав работать в классе мальчиков, поняла, что главный плюс раздельного обучения, это то, что детям дается дополнительный стимул к учебе и развитию (у мальчиков главный стимул – это соревнование). При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Я работаю по системе УМК «Перспектива», но один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчикам предлагаю самим справиться с заданием, найти решение самостоятельно, включаю в поисковую деятельность, а уже потом обобщаю и объясняю, как надо было действовать. Считаю, что от того, насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и школьные успехи, и становление личности в целом.

Сравнивая работу в обычном классе и в классе мальчиков, заметила, что в гендерном классе мальчики быстрее воспринимают требования школы. На уроках мальчики не стеснялись неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли.

Заметила, что в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах. Встречаясь с девочками из параллельного класса, мои мальчики стараются вести себя обходительно, насколько это возможно в первые дни сентября в первом классе.

На классных часах планирую проводить беседы на такие темы: «Что значит быть настоящим мужчиной», «Образ современной девочки», «Приемы этикета», играть в ролевые игры.

Правда, на перемену они всегда выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать.

Считаю, что особо актуально взаимодействие школы и семьи при гендерном обучении. С родителями мне повезло, с первых дней в этом классе меня поддерживают, подбадривают, помогают.

И в заключение хочу высказать свои пожелания по работе в гендерных классах:

1. Для мальчиков нужно больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования. Для девочек – кружки прикладного творчества, театральные.

2. На совместных уроках хорошо бы разучивать плавные, спокойные танцы.

4. В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления, и тогда урок будет более успешным.

5. На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.

Мальчикам моего класса нравится учиться раздельно, но и в смешанном классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно – это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!

Источник

Первый «М» или «Д»?

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

То, что мальчики и девочки развиваются по-разному, не новость. И не только в физическом плане: есть отличия в психических процессах, по-разному функционирует мозг, разное восприятие и процесс анализа информации, скорость усвоения материала и т.д. Скажем, ученицы быстро включаются в занятия. А ученики, наоборот, долго раскачиваются, а когда достигают пика работоспособности, девочки к этому моменту уже начинают уставать. То есть нагрузку для классов «М» и «Д» нужно распределять неодинаково.

Наиля Даудова, психолог, мама четвероклассницы, Астрахань:

Алла Кононова, директор школы №2 г. Строитель Белгородской области:

Вера Иов, 74 года, Кемеровская область:

— Я родилась в 1947 году, и, когда пошла в первый класс, у нас уже было совместное обучение. А вот старшая сестра застала этот педагогический эксперимент и рассказывала, что никакой разницы в учебе она не заметила. Программа была одинаковая. Лично я поддерживаю идею о раздельном обучении, так как в силу физиологии девочки быстрее взрослеют и потому, как правило, лучше учатся в начальных классах. В результате в коллективе возникает дисбаланс, который может не только повлиять на успеваемость, но и привести к конфликтам.

Ирина Абанкина, главный научный сотрудник, заслуженный профессор Института образования НИУ ВШЭ:

— Я вижу немало рисков раздельного обучения. В первую очередь риски академической дискриминации именно девочек, риски сужения коридора их возможностей. Социологические исследования показывают: отцы гордятся успехами сыновей в школе, охотно их обсуждают, делают упор на то, что именно мальчик должен получить качественное образование. А аналогичные успехи дочерей привлекают гораздо меньше внимания главы семьи.

Источник

Полезное

Гендерные школы: российский эксперимент и английская традиция

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

Раздельное обучение — практика обучения, в которой учащиеся мужского и женского пола обучаются не в смешанных, а в раздельных учебных подразделениях, или даже в разных учебных заведениях или учебно-воспитательных учреждениях.

Здесь представлены две статьи об эксперименте в городе Бийск Алтайского края и об английской традиции, которая до сих пор не прерывается.

Эксперимент в бийской школе

Уже второй год в бийской школе № 20 идёт эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Разделение дало ошеломляющие результаты — дети стали намного лучше учиться.

— Сейчас у нас почти 100-процентное участие детей в уроке. Всего один-два человека не поднимают рук. Для сравнения, в смешанных классах у нас обычно порядка 40 процентов активных детей. Иными словами, раньше в классе было шесть мальчиков-хорошистов, а сейчас 17, — рассказала директор школы № 20 Елена Вербицкас.

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

Мальчики — 2-Б класс, девочки — 2-А класс. Фото предоставлено школой № 20 города Бийска.

Задачки про платья и машинки

В классах стало больше ударников и отличников. Если в смешанном классе таких ребят 58 процентов, то в раздельных классах хорошо учатся 89 процентов девочек, мальчиков — 65 процентов.

Всё дело в особенностях обучения. Для мальчишек и девчонок подбирают задания, которые будут им наиболее интересными — девочки любят смаковать детали, например, урок строится на обсуждении одежды мамы, которая идёт в театр, или для иллюстрации задач используются цветы, украшения. Для мальчишек, наоборот, — мячи, роботы, машинки.

— Мальчики более сдержанные, не любят работать в парах, они лидеры, любят сами продумывать решения и самостоятельно их принимать. Парням в начале урока нужно включаться быстро, но и утомляются они быстрее. Девочки медленнее раскачиваются, входят в работу, зато потом их не уймёшь, — считает педагог.

Основной преподавательский состав, как и в целом по стране, женщины, но физкультуру, труд, информатику у мальчишек ведут мужчины.

— Задействованы все мужчины, которые были в арсенале, — говорит Вербицкас.

В штыки

— Я бы не хотела, чтобы мои дети учились раздельно. Где им ещё учиться общаться, если не в школе, я категорически против. Мужчина становится сильным рядом с женщиной. Мальчишкам надо ссориться из-за девочек, драться. Это поможет им расти, — считает жительница Бийска Галина Шевченко.

— Наоборот, раздельное обучение помогает социализироваться. Учась вместе, мальчики и девочки смотрят друг на друга как на боевых товарищей. Мне кажется, это неправильно, и камень в сторону института семьи. Если парни будут отдельно, они будут более уважительно относиться к девочкам, — уверен отец трёх сыновей Олег Романов.

— Мы решили отдать сына в гендерный класс и ещё ни разу не пожалели. Матвей хорошо учится, ему нравится ходить в школу. Мне кажется, девочки быстрее развиваются и подавляют мальчишек. А так дети спокойно учатся. Я слушаю, что говорят другие родители, чьи ребятишки ходят в смешанные классы, многие хотели бы перейти на раздельное обучение. Например, моя племянница учится в параллельном смешанном классе — она боится отвечать у доски, у наших ребят такого нет. Но на самом деле, есть разные мнения, кто-то высказывается и против. Единственные недостаток гендерного обучения, на мой взгляд в том, что в «началке» предметы ведёт не один педагог, а несколько — детям сложно адаптироваться, — рассказала мама второклассника Елена Петрова.

Как рассказали в школе, классы находятся рядом, и дети могут общаться на переменах, они играют на улице, занимаются вместе на внеурочных школьных мероприятиях.

— На второй год, видя результаты, нам уже не нужно было проводить беседы с родителями, чтобы набрать гендерные классы — к нам шли целенаправленно, — сказала Елена Вирбицкас.

Амазонок хватает, женщин мало

Раздельное обучение ввели после того, как стали обращать внимание на поведение детей: девочки стали более авторитетны, охотнее берут на себя инициативу, а если вдруг какая «разборка», то и тут они на первом плане, а мальчишки отсиживаются в тени.

— В раздельных классах дети ведут себя не так агрессивно — нет духа соперничества: даже в таком возрасте присутствие женщин обостряет ситуацию. Тут им не перед кем воображать. У девочек, наоборот, появилось чувство сопереживания. Когда у одной неудачи, они все вместе подругу утешают. В смешанных классах такого нет. Амазонок в жизни предостаточно. Мы стараемся воспитывать в девочках женственность, а в мальчиках — силу и ответственность, — говорит педагог.

Планируется, что в бийской школе дети будут учиться раздельно до 8 класса, потом начнётся специализация, и их разделят уже не по гендерному, а предметному принципу.

Комментарий специалиста

От социализации никуда не деться

Любовь Пивоварова, психолог:

— На мой взгляд, это далеко не самый худший эксперимент. Начальная школа — сложное время в плане адаптации. Дети сильно отвлекаются от учёбы на противоположный пол. Кто не влюблялся в младших классах или вообще в детском саду? Мальчишки часто чрезмерно активны, стараются привлечь внимание и обижают девочек, сами того не замечая. Девочки тоже отвлекаются от уроков. Если будут учиться раздельно, однозначно станет меньше обид. Я была бы рада, если бы мои дети учились в раздельных классах. А от социализации никуда не деться — дети живут на одних и тех же улицах, ходят в кино, общаются в интернете.

Почему девочки и мальчики в Англии учатся раздельно?

Когда родители обращаются к нам за помощью с подбором школ, в большинстве случаев они выступают против так называемых «гендерных школ», где учатся только мальчики или, соответственно, девочки. Виной тому, скорее, привычка: если сами родители закончили смешанные школы, их трудно убедить в преимуществах иной системы.

А, кроме того, родители могут опасаться, что лишат ребёнка желанного общения с противоположным полом, что повлечёт за собой сложности с построением отношений и созданием семьи. Но так ли это на самом деле?

Обычно, пожив в Британии какое-то время, люди начинают воспринимать идею раздельного образования теплее. Они убеждаются, что взрослые, обучавшиеся в гендерных школах, социализированы ничуть не хуже остальных, не испытывают проблем с противоположным полом, а в карьере добиваются успеха не реже, а даже, быть может, и чаще тех, кто учился в смешанных школах. Так что, родительские опасения касательно гендерных школ оказываются совершенно напрасными.

Так откуда возникла сама идея обучать раздельно мальчиков и девочек?

Идея раздельного образования мальчиков и девочек

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

Принцы Чарльз, Уильям и Гарри учились в «мальчиковых» школах

Начнём с того, что большинство гендерных школ в Великобритании — это частные школы. Именно гендерные школы в своё время окончили английские принцы — Чарльз, Уильям и Гарри.

Государственные школы в UK почти все смешанные, а среди однополых чаще попадаются гимназии (так называемые «grammar schools»).

В основе идеи раздельного образования лежит убеждение, что мальчики и девочки усваивают информацию и ведут себя по-разному. Мозги девочек и мальчиков функционируют различным образом, поэтому процессы обучения мужского и женского пола в корне отличаются. Считается, что девочки учатся более «пассивно» — они лучше воспринимают информацию визуально и на слух, что позволяет им легко справляться с графиками и обсуждениями в классе.

Мальчики же усваивают информацию скорее «кинетически» — они учатся, исполняя что-то на практике. Раздельные классы для мальчиков и девочек позволяют учесть эти различия и применять различные подходы к преподаванию.

Кроме того, у мальчиков и девочек отличаются системы мотивации. Те стимулы, что вызывают интерес у девочек, не подходят для мальчиков, и наоборот.

Ну и, наконец: в отсутствие девочек мальчики не тушуются из-за девичьего превосходства в гуманитарных дисциплинах, таких как английский язык, что позволяет им добиваться лучших результатов. А девочки, в свою очередь, преуспевают в таких стереотипно «мужских» предметах, как научные дисциплины, деревообработка и физкультура, если поблизости не замечены мальчики. Так что, дабы исключить, пожалуй, самый отвлекающий от учёбы фактор — противоположный пол — девочки и мальчики должны учиться раздельно.

Поэтому считается, что именно в атмосфере гендерных школ дети достигают максимальных успехов, полностью раскрывая свой потенциал.

В Англии сосредоточена наибольшая концентрация школ раздельного образования — в Шотландии и Уэльсе подобных школ значительно меньше. Вообще, вплоть до 70-х годов прошлого века большинство средних школ (secondary schools) в Англии были именно гендерными.

Исследования выпускников гендерных и смешанных школ

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

Ученицы школы для девочек в Англии

В 2006 году группой учёных из Центра лонгитюдных исследований в Лондоне (CLS) было завершено масштабное исследование, в котором приняли участие свыше 17 000 человек. Целью исследования было установить, влияет ли раздельное образование на целый спектр таких важных исходов в будущем, как:

Авторами исследования было установлено, что девочки до 16 лет достигают более высоких академических результатов в однополых школах, а вот результаты мальчиков того же возраста, учившихся в «мальчиковых» школах, были схожи с достижениями их сверстников из смешанных школ.

Девочки из однополых школ добились лучших результатов в математике и научных дисциплинах, а мальчики из аналогичных школ продемонстрировали лучшие познания в английском и иностранных языках, пошатнув, тем самым, устоявшиеся гендерные стереотипы.

Мысль о том, что девочки на самом деле чаще тяготеют к научным дисциплинам, чем о том принято думать, подтверждает и исследование Института физики, проведённое в 2011 году. Согласно его итогам, девочки, учащиеся в однополых школах, чаще, чем их ровесницы из смешанных школ, выбирали физику в качестве предмета на выпускных экзаменах A-levels. И это несмотря на то, что физика считается традиционно «мужской» дисциплиной.

Кроме того, в ходе исследования CLS было установлено, что женщины, окончившие школы для девочек, чаще получают образование в таких областях, как наука и технологии, где традиционно доминируют мужчины, и в среднем зарабатывают больше выпускниц смешанных школ.

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

Выпускницы школ для девочек чаще посвящают себя науке

Стало быть, на основании результатов исследования, можно сделать вывод о том, что в среднем выпускницы однополых школ более успешны в карьерном плане.

Что касается шансов на брак и потомство, то, согласно данным исследования, учёба в гендерной школе никак на это не влияет: выпускники смешанных и гендерных школ женятся и заводят детей одинаково охотно. Не влияет она и на отношение к разделению домашних обязанностей и к работе женщины за пределами дома. Правда, было замечено, что мужчины, окончившие гендерные школы, немного чаще оказываются разведены к 42 годам (что, впрочем, не значит, что они горюют по этому поводу).

Распространение идеи о раздельном образовании

гендерная школа что это такое. Смотреть фото гендерная школа что это такое. Смотреть картинку гендерная школа что это такое. Картинка про гендерная школа что это такое. Фото гендерная школа что это такое

Ученики школы для мальчиков в Англии

В последние годы в Британии появляется всё больше приверженцев идеи о раздельном образовании — не только в частном, но и в государственном секторе. Вот что заявил глава Ассоциации школ для девочек Алон Джонс — организации, объединяющей частные школы для девочек:

«Мальчики должны получать среднее образование отдельно от девочек, дабы избежать страха оконфузиться. Это поможет им справляться с экзаменационными испытаниями в возрасте от 11 до 16 лет». В своем интервью газете «Sunday Times» он добавил: «Если в классе много ярких, увлечённых учёбой, сосредоточенных и уверенных в себе девочек, это может подорвать самооценку у мальчиков, особенно у тех, кто не блещет способностями. В результате мальчишки не поднимают руку, дабы ответить на вопрос учителя, или демонстрируют незрелое поведение, лишь бы избежать насмешек.

Мальчики будут тянуть руку, если будут чувствовать себя в безопасности. Если они не будут опасаться насмешек и унижений. Как и девочки, мальчики подвержены страху».

Согласно статистике Департамента образования, обнародованной в октябре 2014 г., более 60% девочек получили, по меньшей мере, пять оценок C (удовлетворительно) и выше на экзаменах в госшколах, включая английский и математику. А вот среди мальчиков тот же показатель составил лишь 50,8%.

Джонс полагает, что во время важнейшего периода своего развития — полового созревания — мальчики и девочки должны обучаться раздельно. Кстати говоря, именно этой идее следуют школы так называемой «бриллиантовой системы» («diamond» model): девочки и мальчики обучаются в них совместно до 11 лет, затем разделяются до 16 лет, соединяясь вновь в последних классах школы.

По мнению Джонса, введение однополых классов в государственных школах поможет избежать снижения успеваемости среди мальчиков. «Я верю, что каждая госшкола должна рассмотреть возможность раздельного обучения мальчиков и девочек, особенно таким предметам, как английский, математика и научные дисциплины».

Однако далеко не все представители образовательной системы Британии разделяют подобное мнение. К примеру, глава Ofsted — надзорного органа, оценивающего качество образования в английских школах — сэр Майкл Уилшоу заявил: «Мальчики и девочки преуспевают в учёбе больше в условиях смешанной школы… если это хорошо управляемая школа».

Убеждённых сторонников и той, и другой точек зрения немало. Но, если бы у гендерного образования не было неоспоримых плюсов, оно бы, без сомнений, перестало существовать. Однако однополые школы в Англии по сию пору процветают и пользуются огромной популярностью. Большинство подобных школ демонстрируют высокие академические результаты и относятся к школам селективного типа — то есть отбирают учеников на базе многоступенчатых испытаний.

А, стало быть, раз спрос по-прежнему высок, вряд ли гендерные школы исчезнут с лица земли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *