гендерквир кто это такие
Информация о ЛГБТ по-русски
In the coming weeks, this wiki’s URL will be migrated to the primary fandom.com domain. Read more here
Гендерквир
Содержание
Связанная с гендером терминология
Гендерквир и трансгендер
Некоторые гендерквирные люди идентифицируют себя как трансгендер (в широком смысле этого слова как люди, которые идентифицируются в гендере, отличном от того, который был им предписан при рождении на основании воспринимаемого физического пола), а некоторые нет. Эти термины не эквивалентны, но они пересекаются.
Гендерквирные люди могут совершать физический переход с использованием хирургии, гормонов, электролиза и других методов, но они могут принимать решение не изменять свои тела этими способами. Они могут также совершать переход в другой социальный статус, а могут продолжать одеваться и говорить о себе в соответствии со своим паспортным полом. Не существует одного единственного способа быть гендерквиром.
История термина
Гендер и местоимения
Термин пансексуал введён в связи с пониманием того, что существует много гендеров, в отличие от термина бисексуал, который предполагает существование двух и только двух гендеров и полов. Пансексуальность означает наличие влечения к людям с множеством различных гендерных идентичностей или открытость к отношениям с ними и отражает небинарное понимание гендера и его взаимоотношения с сексуальностью.
Цвета флага
Альтернативные значения
Термин гендерквир также используется в более широком смысле как прилагательное для обозначения любого человека, который бросает вызов гендерным ролям и бинарному пониманию гендера. Это похоже на то, как гомосексуальные, бисексуальные и другие люди могут идентифицироваться как квир в широком смысле слова. Тем не менее, так как термин гендерквир также используется для обозначения более специфического понятия, относящегося к гендерной идентичности, термины «гендерно вариантный», «гендерно трансгрессивный» и «гендерно неконформный» более подходят для обозначения широкого ряда людей, которые не помещаются в жёсткие бинарные гендерные ячейки.
См. также
Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Гендерквир. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Так же, как и в этом проекте, тексты, размещённые в Википедии, доступны на условиях GNU FDL.
Хороший вопросГендерфлюидные
и гендерквир-люди
о себе и своей идентичности
«Для меня гендерфлюидность — это возможность и право быть собой»
Бинарная гендерная система с её строгостью и стереотипами подходит не всем людям. При этом сосчитать точное число гендеров тоже не получится: в разных культурах существуют разные классификации, и выделить единственно правильную невозможно. При этом в разговоре об идентичности часто упускается пластичность гендера, который у некоторых людей — не монолитная конструкция, а сложная система соответствующих ощущений и конкретных действий.
Гендерфлюидность и гендерквир — это те идентичности, в которых изменчивость гендера заложена в само определение. Гендер в этом случае может вписываться в традиционный спектр с его полюсами в виде маскулинности и феминности, а может выходить за его рамки, и это не делает его менее реальным или валидным. Мы поговорили с гендерфлюидными и гендерквир-людьми об их идентичности, бинарной системе и отношениях с телом.
Наташа,
координаторка проектов в алкогольной компании
В подростковом возрасте я начала задумываться, что со мной «что-то не так». И дело даже не в том, что мне нравились женщины, а в том, что я саму себя считала какой-то «не такой» женщиной. Сильной, решительной, громкой, отстаивающей своё слово. Меня тогда даже называли «мужиком в юбке». Примерно в 18 лет я впервые задумалась о транспереходе. Думала: может, мужчиной я буду счастливее? Но эта мысль зависла, потому что были периоды, когда я чувствовала себя «абсолютной женщиной»: мягкой, нежной, покорной, ласковой, женственной и воздушной. И я думала: ну, может, это был подростково-юношеский бунт? Но потом период так называемой «мужественности» опять возвращался. Я вообще не могла отследить, от чего это зависело. Мне казалось, что у меня раздвоение личности, что я крошусь. Что я не цельная, а мозаичная. О транспереходе я уже не задумывалась. Думала: если я совершу его, то «предам» свою женскую сущность, но если я останусь в женском гендере, то уже как будто забываю о своей мужской сущности.
Когда информации стало больше, когда начали появляться статьи и сообщества, когда термин «гендер» перестал использоваться исключительно в психологии, а стал общепринятым, я снова погрузилась в эту тему и поняла, что из всех ныне существующих понятий мне ближе именно гендерфлюидность. Хотя я сейчас и говорю о мужском и женском, но на самом деле спектр внутренних ощущений гораздо шире. Иногда я вообще не могу сказать, отношусь ли к какому-то гендеру: он смешивается, я не могу найти ему определения, или я вообще его не ощущаю. Это как калейдоскоп, в котором какой-то из цветов преобладает, а потом они смешиваются, и появляется новая картинка. Для меня гендерфлюидность — это возможность и право быть собой. Это возможность сохранить свою личность целой на каждом этапе своей жизни.
Я не понимаю строгости бинарной системы. Внутри меня есть стойкое ощущение, что разделение только на «мужское» и «женское» — это странно. Как будто есть чёрное и белое. Да, мы признаём наличие серого, но не особо обращаем на него внимание. Хотелось бы, чтобы всё смешалось, чтобы не было этих полюсов. Сейчас я изучаю гендерную теорию, возможность «избавления» от гендера, но пока не до конца поняла, что думаю на этот счёт.
Мои отношения с телом всё время были странные, но это, я думаю, в большей степени из-за навязанных стереотипов о том, как «должна» или «не должна» выглядеть женщина. Я чётко могу сказать, что у меня есть проблемы с принятием груди. Она у меня маленькая, но если бы была больше, то я бы пошла её уменьшать или удалять. Перед месячными она увеличивается, и мне максимально некомфортно. Наличие вагины вообще никак не смущает, но если бы вдобавок к ней был бы ещё и пенис, то было бы круто вдвойне. При этом я выгляжу достаточно андрогинно, поэтому в зависимости от одежды, причёски и поведения вполне сойду как за мужчину, так и за женщину. Меня достаточно часто раньше принимали за мальчика. А иногда даже спрашивали: «Ты парень или девушка, не могу понять?» Но с возрастом путают всё меньше.
Моя идентичность влияет на мою сексуальность. Особенно тяжело с мужчинами, потому что редко кто из них отдавал мне доминирующую роль, а желание доминировать, позиция власти мне важны для чувства удовлетворения. И это совсем не про «сверху на член села, вот и доминируешь». В то же время позиция подчинения выражена не менее ярко. Я не могу всё время доминировать, не могу всё время подчиняться. Нужно сочетать, менять, перетасовывать в зависимости от внутреннего ощущения. И из-за этого возникают проблемы с женщинами, потому что они в своём большинстве отдают мне доминирующую роль легко. Но когда я перестаю доминировать и хочу подчиняться, ничего не получается.
О своей идентичности я однажды попробовала рассказать друзьям, но они ничего не поняли и просто посмеялись. «Опять что-то выдумала». Если учесть, что многие до сих пор не воспринимают пансексуальность, то что уж тут говорить про гендерфлюидность. С тех пор я никому не говорила, а для общественного удобства говорю себе в женском роде. Раньше взрывалась из-за поучений типа «ты же девочка», «нужно быть более женственной», «тебе так хорошо в юбке». Сейчас же в упор смотрю на человека и говорю: я не женщина, я — гендерфлюид. И ухожу. О*****ют стабильно все. Очень бы хотелось общаться с доброжелательно настроенными и просвещёнными на эту тему людьми, но пока я таким кругом общения не обзавелась. Верю, что всё изменится.
Никита,
О гендерфлюидности я узнал через своего близкого друга, когда говорил про себя «я не мужчина и не женщина». Я чувствовал, что я что-то совершенно иное, что я не вписываюсь в гендерные нормы. Тогда он мне рассказал про этот термин и охарактеризовал меня так, и я понял, что мне это подходит. Для себя я его определяю очень просто: иногда я чувствую, выгляжу и веду себя довольно маскулинно, а иногда — как условная Бейонсе. Но при этом я не хочу и не могу задерживаться на какой-то одной стороне.
Женскую часть моего гендера я увидел в 15 лет, тогда же я начал носить каблуки, длинные волосы и иногда в разговоре с друзьями использовать женские местоимения. У меня всегда были стёрты гендерные рамки. Как-то раз моя мать спросила меня: «Ну, а если я надену отцовские брюки, это по-твоему будет нормально?» Меня это ввело в ступор. Я понял, что да, это совершенно нормально, ничего плохого в этом нет.
Своё тело я начал адекватно воспринимать только тогда, когда начал самостоятельно заниматься хореографией: она помогла мне повысить самооценку и раскрыть собственную сексуальную привлекательность. Я открытый гей, оба каминг-аута делал перед членами семьи и друзьями. Мне повезло, что все отнеслись более-менее спокойно. Сейчас злые люди ушли из моей жизни, у меня не осталось от них ни следа воспоминаний.
Анна Край,
психолог, специалист по гендерным исследованиям, автор телеграм-канала
«из крайности в крайность»
Термином «гендерквир» я начала пользоваться, когда занялась гендерными исследованиями и начала писать работы на эту тему. Моё погружение началось с написания диплома, а продолжилось в диссертационной работе, которую, я надеюсь, когда-нибудь защищу. Моя работа посвящена особенностям воспоминаний людей, которые совершали транспереход. Тогда я больше изучала бинарных трансгендерных людей, и в ходе этого исследования обнаружила большое количество вопросов к себе. Я чётко поняла, что не хочу делать переход: мне нормально в своём собственном теле, хотя некоторые его проявления не нравятся. Мне не хотелось вписываться в бинарные рамки, но яркого желания делать операции или, например, начать принимать заместительную гормональную терапию, не было. Но было бы классно иметь возможность быть то в одном гендере, то в другом — менять их. Меня привлекала эта идея. Гендерквир совмещает себе и небинарность, и принадлежность спектру: в одно время мы можем «отыгрывать» один гендер, который подходит под циснорму, в другое — другой гендер. Здесь очень хорошо отображаются слова Джудит Батлер о перформативности гендера: как мне себя вести, через какую оптику преподносить себя людям.
Бинарная система — это булшит. Она связана с патриархальной культурой, но если мы посмотрим на антрополого-психологические исследования Маргарет Мид, в которых она изучала разные племена, то увидим, что там патриархальные наклонности выражены не так, как у нас. Мы увидим изменение гендерных ролей. Я была в Амстердаме на выставке, посвящённой гендеру, и увидела много доказательств тому, что патриархальный строй — далеко не единственно возможный, как и закрепление за мужчинами и женщинами определённых образов и действий. Мне кажется, что бинарная гендерная система существует для того, чтобы упрощать разметку мира. Так же и со стереотипами, которые сами по себе ничем не плохи — они упрощают наше мышление. Самый банальный пример — родительство: если у тебя рождается мальчик, то ты якобы по умолчанию знаешь, какие игрушки ему подходят, какая одежда. Также с девочками. Но как только мы убираем бинарную гендерную систему, мы попадаем в состояние неопределённости, а она часто пугает людей, вызывает у них тревогу. Логично, что бинарная гендерная система помогает людям адаптироваться, но выйти за её рамки — это отдельная сложная задача.
Вопросы гендера преследовали меня с детства. Мне нравилось делать стереотипно «мальчишеские» вещи: я играла в футбол, не носила платьев. Когда мама заставляла надевать их, мне было очень плохо. Когда на выпускном мне нужно было вписаться в этот традиционный обряд с ношением платьем, мне весь вечер было плохо. Даже несмотря на то, что платье мне шло, со стороны смотрелось органично. Тогда же у меня были длинные волосы, каблуки. Сегодня я не могу представить их на себе. Но при этом у меня есть много вопросов, которые касаются внешности. Не могу сказать, что я сейчас в полном контакте со своим телом. Мой образ периодически не соответствует тому, что я вижу в зеркале. Здесь присутствуют элементы дисфории, потому что мне куда проще представить себя в мужском теле, чем в женском. Сейчас, наверное, я уже просто привыкла и думаю, что буду работать с тем, что есть, делать своё тело максимально приемлемым для себя.
Каминг-аут, связанный с гендерквир-идентичностью, мне приходилось делать однажды в забавной обстановке. Это было на одном из круглых столов по гендерным исследованиям, где я выступала как спикер. Организаторка конференции, когда объявляла участников, назвала меня преподавательницей. Я тогда подумала: «Ну, окей, феминитивы это важно. Если мне не нравится „преподавательница“, то я готова это оставить для женской репрезентации». Но вообще я для себя «преподаватель», и это не связано с мизогинией. Я совершенно спокойно использую феминитивы, когда мне кажется это политически важным. Я всегда употребляю их по отношению к тем людям, которые используют их для описания себя. В конце этого круглого стола о них заговорили, и один цисгендерный мужчина начал их использовать по отношению к другим людям. Но тут я поняла, что делаю что-то неправильное по отношению к себе — ведь у меня не спросили, как бы я сама хотела называться. Небинарность и гендерквир не всегда видимы. Тогда я сказала, что я преподаватель, и репрезентация небинарности тоже важна. Реакция тогда была абсолютно нормальной — все люди, которые там сидели, были толерантными.
Для начала скажу, что сейчас я определяю себя как гендерфлюидную женщину. Большую часть времени я вполне идентифицирую себя и считываюсь как женщина, но моё гендерное самоощущение пластично, оно может меняться по разным причинам. Например, чаще всего я говорю о себе в женском роде, но о каких-то вещах мне комфортнее говорить в мужском. Или в каких-то ситуациях я ощущаю себя иначе. Если честно, я не знаю, как объяснить, почему.
Любые метания с целью гендерного самоопределения — это попытки понять, где ты находишься на шкале феминности и маскулинности. Я до определенного возраста воспитывалась мамой гиперфеминным ребёнком: платьица, рюшечки, волосы до бёдер, которые мне до последнего не разрешали стричь. Потом я перешла в стадию отрицания авторитета матери после того, как она мне сказала, что если до меня домогаются, то это хорошо, и что таким образом я должна почувствовать себя «настоящей женщиной». Тогда я начала копировать модель поведения отца, выкручивая её до максимума. Поэтому можно сказать, что я отчасти прошла и через женскую гендерную социализацию, и через мужскую. У меня появились довольно кривые установки токсичной маскулинности: плакать нельзя, нужно делать физически тяжёлую работу через силу, вымещать эмоции в агрессию, плеваться на ромкомы, розовый цвет, любые проявления феминности и так далее. Но при этом я никогда не была и не считала себя трансгендерным человеком. В итоге я поняла, что строго бинарные варианты понимания собственного гендера меня не устраивают.
К своему телу я отношусь хорошо, оно мне нравится. Мне приятно, когда мной восхищаются, но полюбить себя самой мне достаточно сложно. Я прорабатываю это через нюдсы без лица, потому что его я очень не люблю. Если пытаться связывать мою идентичность и сексуальность, то во время секса я действительно могу вести себя по-разному, могу хотеть разного в зависимости от ощущения себя. В большинстве случаев нежелание и невозможность пенетрации действительно даёт ощущение, что ты являешься каким-то «третьим полом», но моей сексуальной жизни это не мешает.
Каминг-аут я делаю практически со всеми друзьями или дружелюбными знакомыми, когда понимаю, что меня не осудят, что я не нарвусь на лекцию. Обычно шучу, что я эталон неопределившегося человека: полиаморная бисексуальная гендерфлюидная женщина.
Как понять, что вы гендерквир
У вас бывало ощущение, что в различных ситуациях вы ведете себя не характерно своему полу? Если да, то может быть вы гендерквир?
В двух словах, этот термин, можно объяснить как нетрадиционную половую идентичность, отличающуюся от стандартной женской или мужской. Появляется ли ощущение того, что вы «ни мальчик, ни девочка» в раннем возрасте или приходит с годами? Как рассказывают те, кто давно отказались от бинарной системы гендера, это чувство, как правило, присутствует с ранних лет, и с возрастом лишь увеличивается.
Звезды, откровенно о своем «третьем поле»
Нашумевший американский сериал «Миллиарды» впервые в истории телевидения показал персонажа, у которого прослеживается небинарная гендерная самоидентификация. Восходящая звезда хедж-фонда Тейлор Мейсон, чья суть не идентифицируется ни с мужчиной, ни с женщиной, с самого начала просит говорить о себе «они», вместо «она» или «он». Как рассказывает американский психолог Диан Эрензафт, у преобладающего большинства людей, при рождении, гендерная идентичность и пол совпадают. Однако, в отдельных случаях, биология человека и него гендерная идентичность могут отличаться.
Британская феминистка, журналист Лори Пенни говорит о себе так: «Я никогда не чувствовала себя до конца женщиной, но и мужчиной быть не хотела. Сколько себя помню, хотела быть чем-то между. Цитируя Руби Роуз: «Я называю себя девушкой, но лишь потому, что мой выбор ограничен».
Среди публичных людей, также открыто о своем «третьем поле» заявляют актриса Руби Роуз, певица Майли Сайрус и актриса Эйша Кейт Дилон, которая также просит употреблять ее имя вместо местоимений.
Музыкант Билли Боттл, который рассказал в одном из интервью, о том, что ему с детства всегда казалось не совсем нормальным, что к нему обращаются как к мальчику. «Когда я был маленьким, я никуда не вписывался. И, несмотря на то, что я мальчик, мне всегда очень нравились девчачьи увлечения и даже балет». По словам музыканта, когда он узнал, о понятии небинарной гендерной идентичности, он буквально прозрел. Ведь, то, что он прочел, было написано словно про него. «Это было похоже на то, что на поверхность всплыло то, о чем я всегда догадывался или мечтал, но при этом буквально запрещал себе выражать открыто», так прокомментировал ситуацию музыкант.
Майка Картрайт, еще одна героиня публикации авторитетного зарубежного издания, рассказала о том, что иногда, она вовсе не прочь внешне походить на девушку и вести себя как девушка, но в остальное время, Майка ощущает себя смесью двух гендеров.
Тысячи лет назад люди знали о других полах
Впервые о понятии третьего пола открыто заговорили не так давно. Хотя само понятие третьего пола существовало еще тысячи лет назад. Например, в Индонезии издревле признавали целых 5 полов! В Индии и Пакистане давно признаны 3 пола, как и в Мексике, Таиланде и в индейских племенах Северной Америки.
В современном мире бинарная гендерная система давно потеряла актуальность, но открыто обсуждать вопросы самоидентификации стали совсем недавно. Причем благодаря исключительно громким каминг-аутам таких звезд как Кейтлин Дженнер и сестры Вачовски.
На сегодняшний день, среди стран, официально признавших третий пол, можно назвать такие как Германия, Австрия, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, Индия, Непал и Пакистан.
Что говорят психологи?
По мнению психолога, гендер не всегда бывает женским или мужским. Он может располагаться в произвольной точке спектра между этими противоположными полюсами. Как видно, третий пол обычно подразумевает несогласие со своим биологическим полом. Люди считают себя либо представителями другого гендера, либо вообще отрицают свое существование в рамках бинарной гендерной системы. Сегодня нормы гендера все больше размываются. Гендерквиры люди, которые считают, что их гендерная идентичность или гендерное самовыражение не вписываются в традиционные «мужскую» и «женскую» категории. В широком смысле термин «гендерквир» используют для обозначения разных вариантов гендерной идентичности, в том числе агендерной, бигендерной и гендерфлюидной. Для многих людей трансгендерный переход начинается с осознания своей гендерной идентичности. Однако этот процесс может быть эмоционально болезненным и для многих ещё больше осложняется нехваткой информации.
Как утверждает американский психолог Диан Эрензафт, гендерквир не является синонимами таких понятий как «трансгендер» и «транссексуал». Кстати, еще буквально в конце 19 столетия, слово «queer», в переводе означающее «странный», предпочитали использовать для уничижительного описания гомосексуальных отношений. Сегодня же, многие представители ЛГБТ-сообществ, применяют слово «queer», исключительно для того, чтобы лишить его уничижительных коннотаций. Однако пока само не является общеупотребительным. По соблюдения корректности, его лучше применять лишь в том случае, если человек сам так себя идентифицирует.
А что у нас?
В современной России процесс трансгендерного перехода пока еще значительно осложнен трансфобией. Как показывает практика, широко распространенная как среди простых граждан, так и среди психологов, трансфобия в последние годы стала значительно проявляться и государственном уровне.
Гендерквир: что это
Гендерквир (дословно с английского «странный пол) — идентичность человека, выходящая за рамки бинарной гендерной системы а также других стереотипных представлений о биологическом поле человека, секусальности и гендере.
Есть мужчины, и есть женщины, XY и XX — большинство людей на планете не испытывают ни малейших сомнений по этому поводу. Это и есть гендерная бинарность — система, согласно которой существуют только два пола, отчетливо различимых и совершенно контрастных: женщины, которые идентифицируют себя как женщины, и мужчины, которые идентифицируют себя как мужчины. Эта категоризация безапелляционно диктует только «женские» или только «мужские» модели поведения абсолютно каждому человеку на земле — от внешности, образа жизни и профессии до сексуальной ориентации, личностных качеств и социальных ролей. Гендер и пол влияют на все сферы нашей жизни — начиная с того, как к нам относятся
окружающие, и заканчивая тем, какой правовой статус в обществе мы имеем.
Что не так с бинарностью?
Такая система идентификации человека настолько прочно укоренилась во всех обществах и культурах всего мира, что любое нарушение предписанных норм несет в себе самые разные негативные последствия — поскольку социум признает (в том числе юридически) всего два пола, люди, которые пересекают указанные границы гендера, не могут существовать в современном мире, не отрицая при этом значительной части себя.
Факт состоит в том, что некоторые люди чувствуют себя подавляемыми культурой, которая настаивает на том, что они либо мужчины, либо женщины, со всеми ожиданиями, предположениями и стереотипами, которые возникают вместе с выбором одной из этих идентичностей, поскольку считают, что такие термины, как мужчина и женщина, сами по себе недостаточны для описания того, как они относятся к себе, своему полу и сексуальности, как они ощущают себя и как выглядят внешне.
Гендерквир же не подразумевает под собой никаких конкретных специфических черт и норм, в которые человек должен укладываться, чтобы иметь возможность самоопределения, и выступает обобщающим термином для различных вариантов атипичной гендерной идентичности.
Некоторые люди, столкнувшись с внутренним несоответствием тому, какой пол был предписан им при рождении, подвергаются хирургическому вмешательству или принимают синтетические гормоны. Некоторые продолжают частично идентифицировать себя с одним или сразу с обоими полами или отрицают принадлежность к каждому из них. Множество людей, прошедших через попытки применить к себе разные гендерные идентичности со временем пришли к тому, что в принципе не нуждаются в отождествлении себя с полом. Помимо этого, гендерная идентичность человека в течение жизни может изменяться.
В этой связи в последнее время все чаще возникает вопрос — действительно ли целесообразно продолжать множить гендерные идентичности в попытке найти место в зале для каждого, или гораздо правильнее было бы отказаться от понятия гендер в принципе?