гельветика что это такое
Гельветика
Шрифты без засечек
Mergenthaler Linotype Company
Гельве́тика (лат. Helvetica ) — семейство шрифтов класса нео-гротеск, относящийся к стилю шрифты без засечек.
Шрифт был создан на основе Akzidenz-Grotesk (1896) и Schelter-Grotesk (1880) в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году и первоначально назывался Neue Haas Grotesk. В 1960 году название шрифта пришлось изменить по указанию головной компании Stempel AG. Первоначальное предложенное название было Helvetia — Гельвеция, устаревшее латинское название Швейцарии, однако в итоге было принято Helvetica, что в переводе с латинского означает «швейцарская». Сейчас шрифт принадлежит Linotype.
1983 — Компанией Linotype выпущен основанный на ранней Гельветике шрифт Нойе Гельветика (Neue Helvetica).
2001 — Компания Linotype выпускает Helvetica World — Гельветику с увеличенным количеством символов: в шрифт включены символы различных нелатинских алфавитов, а также псевдографические и математические символы. В общей сложности каждое начертание Helvetica World содержит 1866 разных глифов (символов). [1]
Содержание
Использование
Helvetica является одним из наиболее широко используемых шрифтов без засечек. Существуют версии для следующих алфавитов: латинский, кириллица, еврейский, греческий, японский, корейский, хинди, урду, вьетнамский и кхмерский.
В логотипах
Гельветика широко используется в логотипах различных компаний. В частности, гельветикой набраны логотипы и торговые марки: 3M, AGFA, AT&T, BASF, Bayer, Blaupunkt, BMW, Energizer, GM, Husqvarna, Intel, Jeep, Lufthansa, Motorola, Nestle, Olympus, Panasonic, Placebo, Stimorol, Samsung, Sanyo, Texaco, Toyota, Zanussi. [2]
Фильм
В 2007 году был выпущен полнометражный документальный фильм «Helvetica», в честь пятидесятилетия гарнитуры.
Почему Helvetica все еще популярна?
Перевод публикации Аластаира Джонстона.
Портретный снимок Мухаммеда Али (снят Ирой Росенберг) для World Journal Tribune (источник: Библиотека Конгресса)
Таким образом, можно говорить о том, что мода и технологии, которые устаревают и развиваются дальше, оказывают влияние на дизайн шрифтов и типографию, как и на любой другой носитель стиля, начиная с шитья одежды и заканчивая дизайном автомобилей. И когда технология печати достигает определенного уровня развития, и четкие шрифты обтекаемых форм становятся нормой, дизайнеры жаждут большей угловатости и шума. Они вспоминают старые плакаты и постеры, начиная увлекаться разбитыми и « поврежденными » шрифтами, но, как и любая мода, гарнитуры шрифтов уходят в забвение, ожидая своего возвращения.
Стэнли Морисон, заведующий разработкой гарнитур в British Monotype Company, однажды сказал:
«Шрифт сегодня требует не столько вдохновения, сколько исследования».
Оригинальный дизайн гельветики Макса Мидингера (1957 год), брошюра “From Helvetica to Haas Unica”, Haas Typefoundry, Мюнхенштайн, 1979 год.
Причина популярности Gill Sans и Futura как раз и заключалась в том, что ребята отошли от шрифтов Grotesk 19 века, которые порядком «поизносились». Эрик Гилл проповедовал новый подход: рукописная каллиграфия как основа шрифта (со своим ментором Эдвардом Джонстоном он работал и над алфавитом для графики лондонского метро). Буквы, выполненные этим шрифтом, составляли более разборчивые слова, которые и читались легче, чем выполненные в Grotesk, но шрифт Гилла стандартизировал “l” с завитым основанием и изменил “1” дизайна Джонстона, что привнесло вероятность возможной путаницы с прописной “I” (проблема многих шрифтов sans serif).
Третье исполнение (цифровое) с использованием шрифта Эдварда Джонстона, сфотографированное на Piccadilly Line в 1983 году.
Futura Пола Реннера была разработана для отражения духа новой эпохи машин своими простыми геометрическими формами, прямыми линиями и закруглениями, придававшими элегантность Art Deco. Оба шрифта проникнуты довольно значительным культурным наследием, и Гилл говорит о шрифте British Broadcasting Corporation и Futura как о ярких представителях эпохи рациональных и обтекаемых шрифтов.
Futura Light Пола Реннера (1928), брошюра студии шрифтов Bauer (Нью Йорк, 1930).
В 1930е годы оба шрифта были невероятно популярны в Европе и Северной Америке, студиям в других регионах было необходимо реагировать и делать это довольно быстро. Возврат к 19 веку уже не вызывал каких-либо вопросов у конкурирующих сторон, кроме немецкой, восстанавливающей свои студии после Второй Мировой войны.
Постер Pratt Institute в швейцарском стиле, Бруклин, Нью-Йорк, 1972 (имущество Френсиса Батлера)
Карта с рекламой Helvetica (Bauer Alphabets, Нью-Йорк)
Брошюра с Helvetica (Франкфурт, D Stempel AG)
И если продолжать тему «питания», стоит отметить тот факт, что правительство США (использующее его для форм налоговых деклараций и другой официальной печатной продукции) выпустило директиву о применении этого шрифта для нанесения информации на упаковку (догадайтесь в каком году?) в 1984 году (первое фото). Все перенимают гельветику не глядя, многие просто следуют лидерам как лемминги, но почему же они её превозносят? Не является ли это международным заговором?
В 1993 году Роберт Нортон, работавший в Microsoft, пригласил экспертов в области типографии для работы над книгой « Types Best Remembered / Types Best Forgotten ». Питер Кароу (создатель программы оцифровки шрифтов Ikarus) писал о том, что ему довелось обработать множество её клонов в 1970е и 1980е годы, когда конкурирующие студии выпускали собственные аналоги Helvetica. Кажется, он был его любимым шрифтом, но с оговорками. Он подчеркнул как в 1993 году Стефан Рёгенер сказал ему:
Программа Ikarus позволяла дизайнерам менять клон Bembo на клон Helvetica, но зачем им это? (из “Ikarus for Typefaces in Digital Form”, Питер Кароу, URW Unternehmensberatung Karow Rubow Weber GHBH, Гамбург, 1983)
Я воспользовался своим «правом голоса» и назвал Helvetica своим наименее любимым шрифтом, написав, как мне казалось, обоснованное объяснение того, что это не самый лучший шрифт: «В этом шрифте буквы квадратные и пухлые, они никак не связаны с соседними. … В их замкнутых частях больше места чем между словами, что в итоге дает не очень приветливые силуэты слов». Я пытался объяснить, что разборчивость требует визуального баланса между «внутренними» и «внешними» отступами слов, некой аэродинамики. Это физическое свойство, и такие шрифты как Syntax или Frutiger гораздо лучше Helvetica, которая выглядит замкнутой.
Свойство разборчивости работает не на уровне отдельных букв, а на уровне концептуальных блоков. Взрослые одномоментно прочитывают кластер букв, например «the», воспринимая его как один блок, или мозг просто группирует буквы в эти кластеры для ускорения восприятия. Чем яснее эти блоки, тем лучше разборчивость (если нашей целью является скорость и понимание). Шрифты с похожими буквами или символами (как “a” “s” и “e” в Helvetica) мешают читателю, как и замкнутые контуры букв, препятствуют слиянию их в более сплоченные блоки. Эти принципы, которые являются по сути научно обоснованными, должны исключать Helvetica из арсенала любого, кто пытается составить разборчивое послание. Коммуникация – это наука, и у нее мало общего с эстетикой, разве что комфорт читателя в силу того, что ему уже знаком тот или иной шрифт.
Статические и динамические формы
Сравнение 4 шрифтов sans serif из “My Fonts”
В Helvetica все отталкивает: начиная с зажатости и заканчивая самодовольным видом. И то, как Helvetica процветает рядом с такими отличнейшими альтернативами как Frutiger и Syntax не поддается логике. Майк Паркер, курировавший разработку Helvetica в Linotype, писал:
«В 60е мы сделали наиболее предпочитаемый в мире швейцарский sans serif – Helvetica.»
И с сожалением добавил (в Types Best Forgotten):
«Нам больше не следует когда-либо впадать в столь слепое копирование какого-либо одного единственного дизайна.»
Первая демонстрация American Helvetica (Mergenthaler Linotype, New York, no date)
Я искренне верю в то, что люди (даже дизайнеры ), которые говорят, что Helvetica разборчива, просто сбиты с толку. Конечно, мы видим её повсюду и думаем, что Helvetica годится для чтения, но по своей разборчивости она даже и близко не стоит с Frutiger или Syntax, о которых я говорил выше. Syntax – это не просто разборчивый шрифт, он красивый, он возвышенный, он поет. Можно сказать, что Helvetica нейтральна. Да, так и есть, но она символизирует обыденность, конформизм и … (простите меня, люди Швейцарии) скуку.
Флаер Helvetica-Kursiv от D Stempel Linotype-Matrizen (Frankfurt, no date)
В 2007 году Гари Хаствит снял документальный филь об этом шрифте, в котором различные люди выражали энтузиазм в отношении этого жалкого беспорядка по имени Helvetica. Корпорации согласились, и тот мир, о котором предупреждали Хаксли и Оруэлл, стал еще на один шаг ближе.
Мировой заговор Гельветики
Ученые из Калифорнии подсчитали: человек в сутки видит больше 100 тысяч слов. Кажется, многовато, но если задуматься: забавные истории в соцсетях, названия остановок, объемные рабочие документы, обеденное меню, лейблы на одежде, адресные таблички, надписи на косметике и продуктах, книга перед сном… Можно продолжать бесконечно. При этом самое интересное, что большинство надписей выполнено одним шрифтом — Helvetica.
Брошюра Helvetica / Neue Haas Grotesk, 1963. Разработана Хансом Нойбургом и Нелли Рудиным.
История Helvetica объемна, как и сфера её применения. В послевоенные 50-е мир дизайна стремился к красоте, лаконичности и демократизации. Поэтому особенным успехом пользовался швейцарский стиль.
Маленькая швейцарская компания Haas’sche Schriftgiesserei вблизи Базеля разрабатывает и продает шрифты, однако дела идут из рук вон плохо: давят конкуренты. Большой опыт работы в сфере и высокая потребность в шрифтах на рынке подсказывает директору словолитни Эдуарду Хоффману решение проблем. Нужно создать идеальный шрифт, который захотят все. Основные идеи о том каким именно должен быть новый продукт у Хоффмана уже есть, остается найти талантливого исполнителя. По легенде Хоффман находит личный блокнот одного из агентов по продажам и видит талантливую работу шрифтовика, которому предстоит взяться за реализацию задуманного. Владельцем блокнота был Макс Мидингер.
Макс Мидингер (Цюрих, 1910—1980). Дизайнер шрифта
Блокнот Эдуарда Хоффмана документирует рождение и раннее развитие Neue Haas Grotesk и Helvetica. На этой странице с 7 мая 1957 года он отметил: «Все символы: должно быть хорошо сейчас».
За основу берется несколько старых шрифтов Schelterische Grotesk (1880 г.) и Akzidenz-Grotesk (1896). Готовые оттиски новорожденного Haas Grotesk появляются в 1957 году. Хоффман посылает образцы в головной офис. Новый шрифт нравится начальству и отдел сбыта строит грандиозные планы на высокие продажи не только в Европе, но и в Америке. Вот только название не подходит. Вспомнив как перевести на латынь швейцарский, шрифту дают имя Helvetica. Появившись на рынок в 1961 году, Helvetica постепенно завоёвывает весь мир.
Как ей это удается? Ответ прост: удачный дизайн и отличный маркетинг.
Helvetica выглядит максимально разборчиво, нейтрально и серьезно. Именно поэтому с самого начала её покупают только серьезные компании: Deutsche Bahn, BMW и т.д. Затем Helvetica попадает в руки Adobe и Apple. С развитием информационных систем Helvetica было удобно взять за основу. Тут она разрослась до известных масштабов, и сама стала брендом. А у бренда всегда найдутся поклонники и противники.
Дизайнер, сомневающийся при выборе шрифта, слышал совет коллег: «Не знаешь какой шрифт взять, бери Helvetica». Этот внешне простой шрифт не будет отвлекать внимание от заложенной в тексте информации, а значит подойдет в любой ситуации.
Союзники ассоциируют этот шрифт с доступностью, честностью и открытостью. Шрифт без засечек и со строгим горизонтальным срезанием окончаний будто ничего не скрывает. Не зря именно его выбрало правительство США для формы налоговых деклараций, отчетов управления по охране окружающей среды и надписи названия своей страны на военной технике.
Логотип, как ассоциативная картинка, часто включает название компании или аббревиатуру от нее. Среди логотипов со словами фаворитом снова становится наш сегодняшний герой среди шрифтов. Перебираю в голове: McDonalds, Nestle, Energizer, Toyota, Skype, Google, Intel, Jeep, Motorola, Olympus, American Apparel…
iOS 7 — Helvetica Neue UltraLight
Что говорят противники
Нейтральность и повсеместность Helvetica делает ее похожей на армию, захватившую территорию и удерживающую положение численным превосходством.
Helvetica использует везде и это плохо. Когда выходит новая отличная песня, она всем нравится. Однако, когда она играет слишком часто, то начинает раздражать. Не стоит использовать только один удачный прием. Нужно искать новые инструменты выразительности под каждую новую задачу. Если шрифты с характером кажутся неуместными и вычурными, можно поискать другой нейтральный шрифт.
Результат работы Хоффмана и Мидингера 1957 года сильно отличается от того, что сегодня принято называть Helvetica. Наш современник более квадратен, а внутрибуквенный просвет наоборот скруглен. Если оригинальную версию называли близкой к идеалу, то используемая на практике сегодня вариация, грешит потерей пропорций.
Большие корпорации и влиятельные бренды порой отталкивают людей своей авторитетностью. Люди, стремящиеся к свободе во всем и поддерживающие маленьких местных производителей назовут Helvetica шрифтом капитализма. Респектабельность шрифта может сыграть злую шутку.
Первоначальная версия Helvetica за 61 год серьезно поменялась. Сам Макс Мидингер выпустил несколько вариаций Helvetica. Затем над ней потрудились сотрудники Adobe и Apple чтобы использовать в цифровом формате. Вслед за Apple в Microsoft начали использовать похожий шрифт. Хиппующие 70-е и отвязные 80-е тяготевшие к индивидуальности сделали паузу в отношениях с Helvetica, чтобы в 90-х с новой волной энтузиазма вернуться к нему. Наверное, такая изменчивость и есть секрет успеха Helvetica. Однако ничто не может быть вечным. Возможно уже сегодня кто-то из дизайнеров-шрифтовиков начал разрабатывать новую классику.
Гельветика что это такое
Helvetica является одним из наиболее широко используемых шрифтов без засечек. Он был создан на основе Akzidenz-Grotesk и Schelter-Grotesk в швейцарской компании Haas’sche Schriftgiesserei в 1957 году и первоначально назывался Neue Haas Grotesk.
В 1960 году название шрифта пришлось изменить по указанию головной компании Stempel AG. Первоначальное предложенное название было Helvetia — Гельвеция, устаревшее латинское название Швейцарии, однако в итоге было принято Helvetica, что в переводе с латинского означает «швейцарская». Сейчас шрифт принадлежит Linotype.
До появления Helvetica среднестатистическая реклама выглядела как-то так:
А через десять лет после Helvetica всё поменялось. Стало намного чётче, точнее, жёстче, по делу, очень кратко.
Шрифт Helvetica изменил плакаты. Сначала он воцарился в шрифтовых плакатах, а потом к ним добавили картинки. Сейчас в IKEA вы увидите такое:
А затем и сам Стив Джобс сделал Helvetica интерфейсным шрифтом на iPhone.
РАССМОТРИМ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ШРИФТАМИ HELVETICA И ВСЕМ ИЗВЕСТНЫМ ARIAL.
По словам американского книгопечатника Мэттью Баттерика — «Нельзя создать хорошую типографику шрифтом Arial». Но и увидеть отличия между Arial и Helvetica практические невозможно.
Однако каждая буква чуть-чуть отличается, но буквально на пару пикселей. Например:
Но если мы будем писать полный текст, то результаты получаются совершенно разными.
При этом именно Гельветика широко используется в логотипах различных компаний, таких как 3M, AGFA, AT&T, BASF, Bayer, Blaupunkt, BMW, Energizer, GM, Google, Husqvarna, Intel, Jeep, Lufthansa, Motorola, Nestle, Olympus, Panasonic, Placebo, Stimorol, Samsung, Sanyo, Texaco, Toyota, Zanussi и др.
ШРИФТ ЗАВОЕВАЛ МИР!
К 50-летнему юбилею создания Гельветики, в 2007 году состоялся релиз полнометражного документального одноименного фильма, содержание которого состоит из истории шрифта с откровенными интервью ведущих графических дизайнеров и типографов.
А самой целью фильма Гари Хаствита стало показать красоту Гельветики и её повсеместное использование.
InDesign
История шрифта Helvetica
Недавно мне довелось услышать историю одного знакомого дизайнера о встрече с одним из создателей шрифта Гельветика. Шрифт уникальный и удивительный, с таким удовольствием я в свое время посмотрела документальный фильм о нем…
И тут я узнаю о таком: создатель шрифта в растерянности — его детище до сегодняшнего дня украшало терминалы аэропортов и вывески магазинов, оно было повсюду, а сегодня американские исследователи — целый институт — выяснил, что шрифт без засечек хуже запоминается. И теперь идет полным ходом разработка нового универсального международного шрифта для того, чтобы заменить все вывески и объявления, столько лет красовавшиеся в исполнении Гельветикой…
Эта статья об истории Гельветики. Материал не мой, но очень интересный. Рекомендую
Во второй половине 50-х годов швейцарская шрифтовая фирмаHaas/Haas’sche Schriftgiesserei AG поручила своему постоянному дизайнеруМаксу Мидингеру (Max Miedinger) переделать существующий шрифт Haas Grotesk, восходящий к гротескам 19 века, таким, как Akzidenz-Grotesk. Мидингер, совместно с Эдуардом Хофманом (Edouard Hoffman) из фирмыХаас, адаптировал рисунок Хаас Гротеска в духе времени, соответственно вкусам господствующей тогда швейцарской школы дизайна. Новый шрифт был назван Neue Haas Grotesk, то есть Новый Хаас Гротеск.
Когда в 1961 году германская фирма D.Stempel AG выпустила этот шрифт в свет, он был переименован из соображений маркетинга в Helvetica, в честь латинского названия Швейцарии — Helvetia. ГарнитураХельветика стала доминирующим шрифтом для многочисленных приверженцев интернационального типографического стиля, также известного как швейцарский стиль. Он зародился в 40-х годах в Швейцарии и культивировал ясность, точность и объективность.
Сначала гарнитура имела только несколько прямых начертаний. Затем она постепенно стала разрастаться, включая варианты разной насыщенности, узкие, широкие, а также наклонные начертания. Также были разработаны декоративные варианты: контурные начертания, с двойным контуром, трехмерные, оттененные, а также с закругленными концами штрихов.
Долгое время Хельветика была наиболее часто применяемым гротеском и самым популярным акцидентным шрифтом. В связи с этой популярностью в 1983 году фирма Linotype выпустила её улучшенную версию, названную Helvetica Neue, то есть Новая Хельветика, состоящую из невероятного тогда количества вариантов (51 начертание), включая сверхтонкие и сверхжирные. Helvetica Neue системно спроектирована, как Univers, и также имеет двухзначную цифровую систему обозначений, чтобы отличать одно начертание от другого.
С внедрением компьютерных настольных издательских систем Хельветика стала знакомым названием для каждого владельца домашнего компьютера, поскольку этот шрифт, наряду с Таймсом, был встроен в большинство операционных систем, текстовых редакторов и программ для верстки, от самых простых до профессиональных графических пакетов. При этом Хельветика продолжает широко применяться в типографике и рекламе.
Её популярность заставила фирму Microsoft заказать фирме Monotype гротеск близкого рисунка под названием Arial, насыщенность и ширины знаков которого совпадают со знаками Хельветики. Причины такого решения очевидны. Таким образом, шрифт, который мы сейчас находим в любом продукте фирмы Microsoft, был спроектирован, чтобы заместить Хельветику. И Microsoft не одинок: такие фирмы, как Agfa/Compugraphic, Autologic, Bitstream, Corel, Mannesmann-Scangraphic, Tegra/Varityper и другие создали свои версии Хельветики под названиями Helios, Geneva, Swiss 721, Switzerland, Europa Grotesk, Megaron и т.д. Нельзя сказать, что Хельветика — самая копируемая гарнитура среди латинских шрифтов, но, несомненно, благодаря своей популярности она относится к наиболее часто копируемым.
Но это латинские проблемы. Как же дело обстоит с кириллическими версиями Хельветики? Ещё хуже, потому что их гораздо больше, чем латинских вариантов. И качество их, в отличие от латинских прототипов, гораздо разнообразнее: от вполне профессионально спроектированных шрифтов до совершенно чудовищных поделок, которыми просто нельзя работать.