где взять такой шрифт
Лицензии на шрифты: большой обзор
Разбираемся, как правильно выбрать лицензию, в каких случаях шрифт можно использовать бесплатно, а когда его придётся купить и дизайнеру, и заказчику.
Некоторые компании заранее предупреждают заказчиков и дизайнеров, что произойдёт, если их права нарушат. Например, на сайте студии Артемия Лебедева есть раздел, посвящённый судебным делам. Большинство из них касаются именно неправомерного использования шрифтов. О защите своих авторских прав на своём сайте рассказывает и Paratype.
В мире по-разному относятся к защите авторских прав на шрифт. По законам США шрифт — это программа, которую вы устанавливаете на свой компьютер, и все EULA составлены исходя из этого. В России другая традиция: законодательство защищает шрифт и как софт, и как произведение графики. Это важно.
В создании этого материала нам очень помог сооснователь type.today и tomorrow Илья Рудерман и его лекция о шрифтовых лицензиях.
Из статьи вы узнаете:
Журналистка. Из газеты — в digital. Пишет о дизайне, искусстве и красоте. Живёт на Байкале.
Бесплатные шрифты
Шрифт не бывает бесплатным сам по себе, за его разработку всегда кто-то платит. Здесь вариантов может быть несколько.
1. За создание шрифта заплатила корпорация
Самый известный пример — коллекция Google Fonts, которую компания разрешает использовать и в личных, и в коммерческих целях.
В коллекцию входит, например, семейство шрифтов IBM Plex, разработанное американской компанией IBM как альтернатива популярному платному шрифту Helvetica Neue. Plex охватывает больше ста языков, в нём есть и кириллица.
Гарнитуры из коллекции Google Fonts распространяются по свободным лицензиям SIL Open Font License — её разработали специально для шрифтов — и Apache License, которая относится не только к шрифтам, но и другим компьютерным программам.
2. Шрифт бесплатно распространяет студия или автор
В коллекции Paratype 12 шрифтов, которые можно использовать бесплатно практически без ограничений. Компания запрещает только перепродавать их и сохранять модифицированный шрифтовой файл под оригинальным именем.
Анна Якупова
— Работу над шрифтом всегда кто-то оплачивает, иногда сама студия. Например, шрифты PT Sans и PT Serif частично финансировала Роспечать, а частично — мы сами. Набор PT Root UI Paratype оплатил полностью самостоятельно.
Вообще, у каждого шрифта своя история: так, разработку гротеска Golos заказала компания «Смена». Изначально шрифт хотели использовать только для государственных сайтов, но позже это решение изменили. Тогда мы вместе со «Сменой» решили распространять Golos бесплатно.
А шрифт Ambidexter стал бесплатным благодаря его автору — дизайнеру Егору Белозёрову.
Начинающие дизайнеры могут бесплатно распространять свои шрифты в соцсетях за лайк или репост. Но качество таких проектов не всегда высокое.
Иногда авторы публикуют тестовые версии шрифта, чтобы дизайнеры могли попробовать его, убедиться, что он устанавливается и нормально работает. Это относительно новая практика, и такие шрифты стоит называть скорее условно-бесплатными — использовать их чаще всего можно с ограничениями.
Условно-бесплатные шрифты
Считать предустановленные на компьютере шрифты бесплатными — ошибка. Разработчики операционных систем предоставляют их только для персонального использования, а применять в коммерческих проектах запрещают. Обычно это прописано в EULA, с которым пользователь соглашается, устанавливая программы.
Шрифты, которые вам просто удалось «скачать из интернета», даже условно-бесплатными назвать нельзя. Они нелегальные. Такая копия не даёт никаких прав. Скорее всего, если вы используете такой шрифт в коммерческом или просто публичном проекте, вам придётся разбираться с правообладателем.
Шрифты в аренду
Если шрифт нужен вам не навсегда, а для конкретного проекта, вы можете взять его в аренду, так будет дешевле. Но в этом случае вы получите не файл со шрифтом, а его «облачную» версию, которая исчезнет, когда срок аренды закончится.
Одна из самых больших платформ, которые предоставляют качественные шрифты на время, — Fontstand. Любое начертание там можно протестировать бесплатно — на это дают три часа. Стоимость аренды составляет 10% от полной цены шрифта: от четырёх до девяти евро в месяц. Но, заплатив сразу за 12 месяцев, вы получаете право использовать шрифт бессрочно.
Ещё один проект для аренды шрифтов — Rentafont, он ориентирован на кириллицу. Здесь можно взять шрифт хоть на десять минут, однако чем больше срок аренды, тем дешевле выходит использование. Арендовать шрифт на неделю стоит от 1,2 доллара. А если вы берёте шрифты для оформления сайтов, то платите не за время, а за количество показов веб-страниц.
Важно, что здесь есть ограничения: арендованные шрифты нельзя использовать для создания логотипов, печати книг и журналов, разработки приложений и в наружной рекламе. На всё это уже нужно покупать лицензию.
Шрифты по подписке
Подписаться на шрифты — не значит арендовать их. Принцип шрифтовой подписки такой же, как у музыкальных стриминговых сервисов, — за ежемесячную или годовую плату вы получаете доступ к большой коллекции.
Самый известный из подобных сервисов — Adobe Fonts, он даёт право использовать шрифты и в личных, и в коммерческих проектах. Правда, есть ограничения — например, шрифты, полученные по подписке, нельзя встроить в мобильное приложение.
Анна Якупова
— Мы разрабатываем приложение «Фонтоскоп», с помощью которого можно будет подписаться на библиотеку шрифтов Paratype. Версия для PC находится на стадии бета-тестирования, версия приложения для Mac — пока в разработке.
Основные виды лицензий на шрифты
Классическая схема состоит из трёх основных типов шрифтовых лицензий: Desktop, Web и App. Её придерживаются многие шрифтовые студии, а также магазины, которые шрифты продают. Среди них type.today, Letterhead.store, Myfonts, Fontshop.
Desktop
Покупатели шрифтов по лицензии desktop чаще всего получают файлы в формате OTF.
Можно ли использовать шрифт с лицензией Desktop для создания логотипа? К этому студии и магазины относятся по-разному. Например, type.today не берёт за это дополнительной платы, а в Paratype нужно покупать отдельную лицензию «Лого». Такие нюансы обычно прописаны в лицензионном соглашении.
Лицензия Web даёт право использовать шрифт в оформлении сайта. Стоимость определяется трафиком, при этом одни правообладатели оценивают его по количеству просмотров страниц сайта, другие — по числу уникальных посетителей.
После покупки веб-дизайнеры обычно получают шрифт в формате TTF, WOFF, WOFF2 или EOT. Причём его нужно разместить на сервере — устанавливать такой шрифт на компьютер нельзя, для этого нужна лицензия Desktop.
Шрифты с такой лицензией можно использовать только в мобильных приложениях.
Стоимость зависит от количества приложений. Paratype и Brownfox считают версии для разных платформ — iOS и Android — одним приложением. Но бывает и по-другому.
Шрифт по лицензии App покупатели обычно получают в формате TTF.
Какие ещё бывают лицензии на шрифты?
Гаянэ Багдасарян
основательница студии Brownfox
— Если установить одну цену на все виды использования шрифта, то эта «одна цена» будет слишком высокой для большинства пользователей.
Сложная система лицензирования, которая есть сейчас, позволяет назначать справедливые цены на шрифты в зависимости от объёма использования — большие корпорации, которые широко применяют шрифт во всех мыслимых медиа, платят значительно больше, чем маленькие фирмы с одной вывеской и сотней визиток. Это справедливо.
Новые типы лицензий позволяют установить приемлемые цены на новые медиа. Например, раньше лицензию для видео покупали только телеканалы, и она была очень дорогой. Сейчас видеоформат стал доступным для всех — он есть почти в каждом аккаунте в соцсетях. Поэтому мы ввели лицензию для соцсетей, чтобы можно было использовать шрифт в видео по доступной цене.
Что такое пакетная лицензия?
Необычный вид лицензирования шрифтов — пакетный. Его используют дизайнеры Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий на второй витрине своего магазина — tomorrow, где продаются экспериментальные шрифты. Здесь цена лицензии зависит не столько от среды использования, сколько от масштаба: количества просмотров и числа сотрудников, которые будут работать со шрифтом.
Например, минимальный шрифтовой пакет даёт возможность:
Цена на всё это одна. Так, минимальная лицензия на шрифт CSTM Xprmntl 03 Юрия Остроменцкого стоит 2 800 рублей.
Илья Рудерман
сооснователь type.today и tomorrow
— В 2019 году, когда запускали tomorrow, мы собрали фидбэк от графических дизайнеров, пользователей, покупателей. Они говорили: «Друзья, разбираться в шрифтовых лицензиях очень сложно. Сделайте одну простую кнопку, чтобы разом можно было купить всё». Так мы придумали пакетный способ лицензирования, когда дизайнеру, купившему шрифт, передаются абсолютно все права и форматы.
Пакетов несколько: тестовый, минимальный, средний, максимальный и индивидуальный. Последний — для супербольших заказчиков, которые собираются использовать шрифт так, как мы даже не ожидали.
На уровне покупки пакеты — это очень просто. Если вы поняли их логику, то сразу видите цену и возможности использования. Вопросов по такой системе возникает гораздо меньше, чем по стандартной, которую мы используем в магазине type.today.
Нужно ли заказчику дизайна покупать лицензию на шрифт?
На этот вопрос нет однозначного ответа, нужно читать лицензионные соглашения каждого конкретного распространителя шрифтов.
К примеру, type.today не обязывает заказчика покупать лицензию, если дизайнер передал ему макет, переведённый в кривые. Исключение — случай, когда клиент дизайнера собирается использовать этот шрифт в будущих проектах.
У витрины tomorrow другая логика — заказчика здесь воспринимают полноценным пользователем если не шрифтовых файлов, то уникального дизайна, поэтому он должен купить второй пакет лицензий соразмерно масштабу бизнеса: для небольшого бренда пакет будет минимальным, для крупной фирмы — средним или большим.
Paratype считает, что лицензия должна быть у каждого, кто использует шрифт, в том числе у заказчика. Например, если клиент заказал у дизайнера книгу, которую собирается продавать, то лицензии Desktop должны купить оба.
Такие же принципы у студии Brownfox — клиент должен купить лицензию на шрифт даже в том случае, если дизайнер передал ему макет в кривых.
Гаянэ Багдасарян
основательница студии Brownfox
— Закон охраняет шрифт как произведение графики и как программу для ЭВМ. Дизайнер использует шрифт как программу, устанавливая её в операционную систему компьютера. Клиент дизайнера может использовать шрифт:
Независимо от того, как используется шрифт, нужна лицензия. Дизайнеру для всех нужд достаточно только desktop-лицензии. Клиенту дизайнера могут быть нужны разные типы лицензий в зависимости от характера использования шрифта.
В последние годы пользователи стали подходить к шрифтовому лицензированию более ответственно, и этот тренд укрепляется. Запросы на покупку лицензий, которые мы получаем, стали более осознанными и детальными.
Я считаю, что лицензии для дизайнеров должны быть бесплатными, потому что дизайнер не пользуется результатом своего труда, в который включён шрифт, им пользуется его клиент. Дизайнер же не платит, например, за бумагу, на которой напечатано то, что он сверстал. Он платит только за компьютер и графический редактор — это он не передаёт заказчику, а оставляет у себя.
Пока мир не готов к тому, чтобы сделать лицензии для дизайнеров бесплатными. Для этого нужно, чтобы у всех конечных пользователей шрифта (заказчиков) была собственная лицензия и чтобы все привыкли к тому, что она должна быть.
Как студии отслеживают, кто использовал их шрифты?
Если украденный шрифт дизайнер использовал в личных целях, например, оформил им письмо и отправил его другу, то правообладатель об этом, скорее всего, не узнает. Однако если такой шрифт «засветится» в коммерческом проекте, например, его используют в оформлении книги, которая будет продаваться в магазинах, то конфликта с разработчиком или студией не избежать.
Анна Якупова
— Пиратское использование шрифтов отслеживает наш партнёр — компания «Логард». Её сотрудники целенаправленно ходят по сайтам, просматривают печатные издания, вывески и проверяют, есть ли у тех, кто применил наш шрифт, лицензия. Если они её не находят, то обращаются к компании, которая использовала шрифт незаконно. Часто эти фирмы отвечают, что их
о необходимости купить лицензию не предупредил дизайнер.
Илья Рудерман
сооснователь type.today и tomorrow
— Мы просим разработчиков сайтов упоминать авторов шрифта в коде. Когда мы находим сайты, на которых есть наши шрифты, мы залезаем в код и, увидев упоминание о нас, понимаем, что шрифт, скорее всего, использован корректно. Если дизайнер прислал нам через код такую весточку, мы её получим.
Мы внимательно следим за использованием наших шрифтов не только для того, чтобы найти «пиратов». Разработчики шрифта редко получают фидбэк — не то что благодарности, а хотя бы какие-то комментарии. Единственный способ убедиться, что шрифт, который мы нарисовали, классный, — это увидеть его в классных проектах. Мы сидим и ищем такие проекты, часто офигеваем от того, как неожиданно дизайнер использовал наш шрифт, а параллельно проверяем, купил ли он на него лицензию.
Как проверить лицензию на шрифт?
Единой базы данных о всех шрифтах нет. Самый простой способ выяснить, платный перед вами шрифт или нет, погуглить: забить в строку поиска его название и слово «лицензия» или «license».
Полезные расширения для браузера, которые помогут узнать название использованных в дизайне сайтов шрифтов: WhatFont и Fonts Ninja. Также существует удобный онлайн-сервис WhatTheFont!.
О том, какими бывают лицензии на изображения, читайте в этом материале.
Красивые шрифты онлайн
Сложно выделиться на сайте, когда все логины и тексты выглядят абсолютно одинаково. Если вы хотите, чтобы ваши посты были уникальными, креативными и красивыми, то используйте наш сервис. Здесь вы можете взять шикарные шрифты для Инстаграм абсолютно бесплатно. Выделяйся из серой массы.
Зачем нужно изменение шрифта на сайте
Казалось бы, все итак выглядит отлично. Однако, в бесконечном потоке статей и публикаций, пользователь просто вас не заметит. Это абсолютно не подходит тем, кто хочет привлечь внимание: блогерам, мастерам, предоставляющим услуги, или бизнесменам. Распространенность популярности товара или контента напрямую зависит от того, как вы сможете привлечь новых пользователей. С обычными шрифтами у вас ничего не выйдет.
В постах пользователь двигается следующим образом:
Если картинку можно легко сделать в фотошопе, то с постами все значительно сложнее. В том же Инстаграм, они представляют собой бесформенное нечто, которое разве что можно выделить смайлами. Мы же предоставляем совершенно иной подход.
Как написать фразу красивым шрифтом
Нет ничего проще, чем это. На сайте предлагаются крутые шрифты, которые помогут вам выделить свои публикации и сделать уникальное оформление ников в социальных сетях. Для этого сделайте ряд простых шагов:
У нас также есть отдельная фишка: изменить текст. Так вы сможете оформить его в более крутом формате. Как это работает? Возле понравившегося шрифта нажмите кнопку «изменить». Вас перенесет на другую страницу. Здесь вы можете сделать красивый текст вместе с:
Всего мы предоставляем 10 различных категорий, которые сделают шрифты для ников еще более крутыми. В каждой из них от 10 до нескольких сотен различных вариантов изображений.
Шрифты Онлайн
Вашему вниманию предлагается сайт для подбора шрифтов онлайн.
Мы предлагаем к ознакомлению довольно внушительную коллекцию красивых шрифтов, аккуратно расположившуюся в нашем каталоге. Самыми популярными разделами с русскими шрифтами, являются готические, декоративные и рукописные шрифты, особо хотелось бы выделить раздел с граффити шрифтами ставшие популярными в последнее время.
Сайт шрифты онлайн удобен тем, что Вам не придется скачивать шрифт, чтобы узнать как он выглядит, достаточно просто ввести фразу, которую Вы бы хотели видеть, в качестве примера отображения шрифта (по умолчанию «Fonts Online»), так же дополнительно все символы и буквы алфавита, входящие в шрифт, отображаются на самой странице шрифта.
Подбор шрифтов
Наш сайт предназначен в первую очередь для дизайнеров, но его возможности оценит любой человек, ценящий свое время и предпочитающий работать с удобством.
Мы постарались сделать сайт максимально удобным для подбора шрифтов, поэтому все шрифты поделены на разделы, кириллические шрифты идут отдельно от латинских, также имеются разделы, характеризующую общую стилистику шрифта.
Если вы подбираете шрифт для какой-то определенной фразы, введите ее в специальной форме, и эта фраза будет отображаться в примере шрифта. Текст может быть как на русском, так и на английском языке, но учтите, что пример шрифта, не имеющего соответствующих литер, может отображаться некорректно. Размер шрифта выставляется автоматически в зависимости от длины фразы, поэтому не используйте слишком длинные фразы, содержимое может быть слишком мелким. Настройки цвета шрифта и его фона, выводимые в качестве примера, меняются в этой же форме. Мы надеемся, Вам будет удобно.
Подобрав нужный шрифт, Вы можете зайти на его страницу, на котором будет представлено изображение примера шрифта, его название, авторское право, версия, размер файла шрифта и другие атрибуты хранимые в файле шрифта, например из них вы можете узнать о торговой марке, дизайнере шрифта и изготовителе, а так же их веб-адресе. Также на странице шрифта представлена таблица всех его букв.
К каждому шрифту можно оставить комментарий, делитесь ваши мнением по поводу шрифта и способом его использования.
Скачивание шрифтов
Хотим заметить, наш уважаемый посетитель, что скачать шрифты бесплатно можно, но если шрифт распространяется с ограничениями, то скачивать можно только в ознакомительных целях ведь если Вы хотите использовать шрифт в коммерческой деятельности, да и просто использовать, то необходимо обратиться к автору шрифта за разрешением. Copyright, условия распространения, контакты авторов или правообладателей часто указаны в описания шрифта.
В свою очередь обращаюсь к авторам и правообладателям. Если на нашем сайте Вы нашли Ваш шрифт и не хотите его здесь видеть, то сообщите нам об этом (форма для связи) и мы его незамедлительно уберем.
Бесплатные шрифты
В нашем каталоге есть раздел бесплатных шрифтов, все шрифты которого распространяются свободно либо полностью бесплатно. Надо заметить, что часто, создатели шрифтов ограничивают способ их применения под свободной лицензией, например некоторые шрифты можно свободно использовать в не коммерческих целях, но в коммерческой только после покупки шрифта.
Если в описании шрифта точно не указана его бесплатность, то нужно связаться с автором либо правообладателем шрифта и уточнить возможности его использования.
Что такое шрифт?
В каталоге хранятся одни из самых популярных шрифтов современного Интернета:
Наши шрифты хранятся в формате ttf или otf и прекрасно работают в любой современной операционной системе и подходят для работы в Photoshop и любой другой программе.
С уважением, Администрация сайта Шрифты Онлайн.
Как найти нужный шрифт, не зная его названия?
Я уверен, что у любого дизайнера был такой момент, когда он видел где-то какой-то шрифт, который так мог бы пригодится в проекте, но… что за шрифт. Ответ на этот вопрос затаился в глубине Вашего сознания, либо в глубине Вашего «незнания» (что разумеется простительно).
В этой статье мы рассмотрим несколько ресурсов, которые могут помочь вам в идентификации понравившегося шрифта.
Конечно, нельзя рассчитывать, что эти источники дадут вам 100 процентную уверенность в том что вы найдете нужный шрифт, но что помогут, так это точно.
What The Font?!
Graphic Design Blog полезный ресурс, но может помочь лишь в том случае, если вы знаете имя дизайнера или студию, создавшего шрифт. Список студий и дизайнеров весьма обширный и поиск шрифта в разы упрощается. Но, что делать, если вы видите шрифт в первый раз?
What The Font — известный ресурс, который поможет найти шрифт по загруженной картинке.
Могу сказать, что получаются довольно-таки неожиданные результаты.
Шаг 1: Загрузите картинку. Если картинка с фоновым шумом или с недостаточным контрастом, будь добры потратить несколько минут в Photoshop, что бы довести картинку до ума.
Шаг 2: После загрузки картинки, проверьте, что What The Font правильно определил глифы, и лишь после этого жмите «поиск».
Вкратце, ГЛИФ — это графический образ знака. Один знак может соответствовать нескольким глифам; строчная «а», капительная «а» и альтернативный вариант строчной «а» с росчерком являются одним и тем же знаком, но в то же время это три разных глифа (графемы).
С другой стороны, один глиф также может соответствовать комбинации нескольких знаков, например лигатура «ffi», являясь единой графемой, соответствует последовательности трех знаков: f, f и i. Т.о. для программы проверки орфографии слово suffix будет состоять из 6 знаков, а графический процессор выдаст на экран 4 глифа.
Сначала я загрузил эту картинку:
В результатах поиска, What The Font мне выдал 24 варианта. К чести What The Font могу сказать, что некоторые шрифты из списка были похожи на Adobe Garamond Pro.
Но я загрузил маленькую картинку.
Увеличив размер картинки (максимум 360 на 275 пикселей), список резко сократился:
Minion Regular Small Caps & Oldstyle Figures
Minion Regular
Adobe Garamond
Где, как вы видите, нашелся и правильный шрифт (хотя не совсем точно, между Adobe Garamond и Adobe Garamond Pro, все-таки разница, хоть и небольшая, но есть), если бы я увеличил размер картинки еще больше, то идентификация прошла бы успешно, но мне уже было лень проверять.
Если же What The Font не смог определить шрифт, то Вам в помощь его форум, местожительство шрифтовых гурманов, где вам обязательно помогут с поиском.
Typophile
Отличное сообщество, огромное количество ресурсов, блогов, новостей связных с типографской культурой. Есть даже typography Wiki.
Да, у Typophile нет автоматического идентификатора шрифтов, но зато имеющееся сообщество поможет Вам гораздо лучше, чем какая-то программа.
FontShop
Еще один отличный сайт по типографике. Одно название говорит, само за себя. Обширный контент, блог, часто обновляемые новости и обзоры.
Подход Fontshop в определении шрифта оригинален: сначала вы определяете общую форму шрифта, затем по нарастающей, вы отвечаете на все более сложные вопросы.
Это сервис хорош, не только как инструмент, который помогает идентифицировать шрифт, но и как отличное подспорье для поиска подходящих для вашего проекта шрифта.
Identifont
Это сайт, дает новый поход к поиску с относительным результатом. Identifont задает вопросы, по типу «Имеют ли буквы серифы?» или «Какой формы серифы?»
После этого, Identifont постарается дать ответ на основе заданных вопросов.
Да, конечно, определить неизвестный шрифт нелегко. Никто наверняка не знает, сколько шрифтов было создано за всю историю типографики. Как бы то ни было, он точно есть среди сотни тысяч шрифтов.
Процесс поиска нужного шрифта нельзя назвать бесполезным. Во время поиска, Вы найдете массу интересного не только по какому-то определенному шрифту, но в целом по его собратьям.
Хотя, это уже философия, так как это правило можно применить к любому делу.
Удачного поиска!