где куда когда откуда почему зачем и как стихи
Запоминалки по русскому языку
«Запоминалки» – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций.
Алфавит
АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!
В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
Грамматика
Для верного определения начальной формы глагола:
Вопросы, на которые отвечают наречия: где,
когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Инверсия
Слов в предложении порядок неправильный –
Вот что инверсия значит такое.
Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Надевать и одевать
Одевать (кого?) Надежду
Надевать (что?) одежду.
Названия падежей
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку. | Иван Родионович, Дайте Вашу Трубку Покурить! | Иван Рубил Дрова, Василиса Таскала Поленья. | Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку. | Иван Родил Девочку Верочку, Толстенькую, Пузатую. |
Наречия на шипящую – исключения
Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Последовательность знаков препинания
Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».
Слова с буквой «ять»
Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
Согласные
Все согласные глухие в предложении:
Степка Фец, хочешь щец?
Все согласные звонкие в предложении:
Где жизнь была в мире + й
Спряжение глаголов
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,И обидеть, и терпеть –Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Ударение в словах
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
Ударение в слове щавель:
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Ударение в слове шарфы:
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Я взял муку и взял творОг –
Испек рассыпчатый пирог.
Удвоенные согласные
Количество С в слове искусство: 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.
Чередующиеся гласные в корне слова
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,Значит, в корне буква И.
Если после корня — А, В корне будет И всегда.Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
СКАК напишем только так,
СКОЧ без описать невмочь.
Члены предложения
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Слова с приставками пре- и при- очень часто встречаются в нашей речи, так что трудные случаи стоит запомнить. Для этого можно воспользоваться мнемотехническими формулами. Например, такой: «Престарелое пресмыкающееся преследовало преступника».
Стихи-запоминалки для школьников
Эти «запоминалки» помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила русского языка.
Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.
Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)
Орфография:
Шомпол, чопорный и шоры,
шов, крыжовник и обжоры,
Множественное число:
В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение – Ты ее немедленно ставь под ударение!
закат бАгряный и бАгровый.
На вИтрине Игрушки.
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку «Цыц!»
Грамматика
Вопросы, на которые отвечают наречия:
где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
Наречия на шипящую – исключения: Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова:
ПараФраз детворе
Подборка веселых стихотворений и правил-запоминалок в стихах про наречие. Пригодится для лучшего запоминания некоторых правил русского языка школьниками, а так же для включения в сценки и сценарии посвященные школьной жизни, русскому языку, грамотности.
Говорят, наречия…
Говорят, наречия
Совсем не изменяются.
Это очень даже
Просто проверяется.
Слово ОЧЕНЬ мы возьмем.
ОЧЕНЯМИ, ОЧЕНЕМ…
Да, уже понятно нам:
Нету слова ОЧЕНЯМ!
Для примера мы тогда
Взяли слово НИКОГДА.
Начинаем изменять:
НИКОГДАМ и НИКОГДАТЬ.
Да и здесь один ответ:
НИКОГДОВ на свете нет!
Верно, что наречия
Совсем не изменяются,
Вовсе не спрягаются
И вовсе не склоняются!
Легла на наши плечи…
Легла на наши плечи
ЕЩё одна часть речи!
Она не изменяется —
НАРЕЧИЕМ называется.
А что обозначает?
Она нам отвечает
На семь всего вопросов,
Завися отзапросов!
ОТКУДА? ПОЧЕМУ? и КАК?
ЗАЧЕМ? КОГДА? Вспомни, чудак!
КУДА? и ГДЕ? — Писать нам стих —
И очень надобно знать их!
Признаки действий оно означает…
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие)
Семь вопросов – просто чудо…
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так:
где? куда? когда? откуда?
почему? зачем? и как?
УТРОМ мчался НАУГАД… (Прогулка)
УТРОМ мчался НАУГАД
ВСКАЧЬ густым я лесом!
ПО-ВЕСЕННЕМУ был рад
Под листвы навесом!
НАОБУМ пустив коня,
НАЧЕКУ жду встречи я…
НАЯВУ, ВРАЗБРОС меня
Встретили… НАРЕЧИЯ!!
Где куда когда откуда почему зачем и как стихи
Правильное ударение. Стихи-запоминалки.
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свЁкла.
(П. Синявский)
Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
(С. Белорусец)
Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искра,
Если верно – Искра.
(С. Белорусец)
Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
Кухонный.
(С. Белорусец)
Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.
Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.
Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.
Вот – ведро,
Вот – мусор.
Вот – длинный
МусоропровОд.
Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.
На полке сметана,
На полке творОг.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.
Начинить чтоб пирог,
Ты купи-ка творОг!
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА.
(А. Пушкин)
Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
(И. Агеева)
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
(И. Агеева)
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
(И. Агеева)
В тюрьме три года будет вор –
Судом объявлен приговОр.
(И. Агеева)
Тяжела была работа –
В теле всём теперь ломОта.
(И. Агеева)
Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
(И. Агеева)
Не налезли шорты –
Долго ели тОрты!
Срубили ель,
Сорвали щавЕль.
Наша баба Фёкла
Красная, как свЁкла!»
Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.
Я ужасно утомлённый –
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)
Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Всё не хочем…
Сказать, вернее, –
Не хотИм.
Всё хохотим,
Да хохотим.
(С. Белорусец)
Никак не удается запомнить правильные ударения? Учим стихотворение!
Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску ша́рфы!
Срубили ель, сорвали щаве́ль.
Долго ели то́рты —
Не налезли шо́рты!
Звони́т звонарь,
Звоня́т в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи́
Я люблю русский язык — только самое интересное!
ЗАПОМИНАЛКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Эти “запоминалки” помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила и определения.
Геометрия
Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Русский язык
Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.
Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)
Орфография:
В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин
Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!
***
В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.
***
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
Грамматика
Для верного определения начальной формы глагола:
***
Вопросы, на которые отвечают наречия: где,
когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
***
Либо, кое, ка, нибудь, –\
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
***
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
***
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
***
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
***
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ В СТИХАХ
А. Усачев. Таблица умножения в стихах.
Что такое Умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней — умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один — один.
Один в поле не воин.
Одиножды два двое.
Два атлета взяли гири.
Это: дважды два — четыре.
Сел петух до зари
На высокий шест:
— Кукареку. Дважды три,
Дважды три — шесть!
В пирог вонзилась пара вилок:
Два на четыре — восемь дырок.
Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять — получим десять.
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тонн.
Повстречался с раком краб:
Дважды шесть — двенадцать лап.
Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь ног — шестнадцать.
Вы видали подобное чудо?
Два горба на спине у верблюда.
Стали девять верблюдов считаться:
Дважды девять горбов — восемнадцать.
Дважды десять — два десятка!
Двадцать, если скажем кратко.
Кофе пили две букашки
И разбили по три чашки.
Что разбито, то не склеить…
трижды три — выходит девять.
Целый день твердит в квартире
Говорящий какаду:
— Три умножить на четыре,
Три умножить на четыре…
Двенадцать месяцев в году.
Школьник стал писать в тетрадь:
Сколько будет «трижды пять».
Был он страшно аккуратен:
Трижды пять — пятнадцать пятен!
Стал Фома оладьи есть:
Восемнадцать — трижды шесть.
Трижды семь — двадцать один:
На носу горячий блин.
Прогрызли мыши дыры в сыре:
Трижды восемь — двадцать четыре.
Трижды девять — двадцать семь.
Это нужно помнить всем.
Три девицы под окном
Наряжались вечерком.
Перстни меряли девицы:
Трижды десять — будет тридцать.
Четыре милых свинки
плясали без сапог:
Четырежды четыре — шестнадцать голых ног.
Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки…
На каждой ноге — пять пальцев:
Четырежды пять — двадцать.
Шла на парад
Картошка-в-мундире:
Четырежды шесть — двадцать четыре!
Цыплят считают под осень:
Четырежды семь — двадцать восемь!
Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять — сорок.
Вышли зайцы погулять:
Пятью пять — двадцать пять.
Забежала в лес лисица:
Пятью шесть — выходит тридцать.
Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь — вышло сорок.
Пушки начали стрелять:
Пятью девять — сорок пять.
Если лаптем щи хлебать:
Пятью девять — сорок пять…
Будет этот лапоть
Всем на брюки капать!
Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поро
ЗАПОМИНАЛКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Эти “запоминалки” помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила и определения.
Геометрия
Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Русский язык
Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду.
Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)
Орфография:
В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин
Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!
***
В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.
***
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.
***
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
Грамматика
Для верного определения начальной формы глагола:
***
Вопросы, на которые отвечают наречия: где,
когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
***
Либо, кое, ка, нибудь, –\
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
***
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
***
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
***
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
***
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.