где чернышевский написал что делать
История создания романа «Что делать» Чернышевский
Роман “Что делать?” – произведение, написанное Николаем Гавриловичем Чернышевским. Работа над произведением началась в декабре 1862 года. В то время Чернышевский находился в Петропавловской крепости. Писателя обвиняли в разжигании революционного настроя среди крестьян. Поводом для взятия Чернышевского под стражу послужила его прокламация “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”.
Находясь в одиночной камере, Чернышевский начинает работу над романом. Написание произведения закончилось в апреле 1863 года. С января 1863 года Николай Гаврилович начинает передавать готовые части рукописи, чтобы с ними ознакомилась следственная комиссия. Так как комиссия оценивала главы по отдельности, суть романа так и осталась неясна, никакого политического подтекста цензура не обнаружила.
Роман пропустили в печать, и в том же 1863 году он был опубликован в журнале “Современник”. Однако вскорости ошибка цензоров была замечена. Любовная линия была всего лишь ширмой, за которой скрывался глубокий политический подтекст. Все номера “Современника” были изъяты, однако роман переписывали от руки, и он стал популярным среди читателей. Официально роман был допущен до печати лишь в 1905 году.
Считается, что прототипом Веры Павловны была Мария Александровна Бокова, одна из первых русских женщин-врачей. Она вступила в фиктивный брак со студентом П. И. Боковым, а после развелась с ним и заключила брак со своим университетским профессором, знаменитым физиологом И. М. Сеченовым.
«Что делать?»: краткое содержание и анализ произведения
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
Галерея сильных и волевых персонажей представлена в произведении «Что делать?». Краткое содержание позволит получить общее представление об этом многоплановом романе. Какие темы и идеи раскрыты в «Что делать?» Краткое содержание по главам с подробным анализом читайте в статье.
«Что делать?»: краткое содержание
Роман «Что делать?» Чернышевский создал в период с 1862 по 1863 год. Выбрав направление социологического реализма, автор создал утопию, которая тем не менее покорила читателей и продолжает привлекать внимание новых поколений. Краткое содержание «Что делать?» таково:
Начало истории
Однажды в петербургской гостинице находят записку, которую оставил постоялец. Он пишет, что вскоре станет известен в связи с Литейным мостом, но что в происшествии никого не следует винить. Позднее выяснится, что в ту ночь на мосту кто-то выстрелил в себя — из воды вытащили фуражку с дырой от пули.
Тем же утром на даче на Каменном острове молодой даме Вере Павловне служанка приносит письмо. После его прочтения героиня безутешно рыдает, даже пришедшему молодому человеку не удается ее успокоить. Она твердит, что оба они теперь в крови.
Завязка
После вступления автор романа «Что делать?» рассказывает историю главной героини Веры Павловны. Девушка росла в хорошей семье, но ее мать искренне считала, что для девушки главное — успешно выйти замуж, а потому постоянно подбирала дочери подходящие партии. Для Веры Павловны невыносимой была мысль выйти замуж по воле родителей, но выхода она не находила.
Решение пришло случайно, когда к ее брату пригласили учителя Дмитрия Сергеевича Лопухова. Вера познакомилась с ним, начала общаться и вскоре поделилась своими бедами. Дмитрий нашел оригинальный способ ее спасти — сделал девушке предложение.
После этого события Вера увидела необычный сон: будто бы ее выпустили из подвала, после чего с ней беседовала удивительная красавица. Девушка пообещала помогать всем, кто оказался в такой же ситуации, как ранее она сама.
Развитие сюжета
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
Семейная жизнь Лопуховых оказалась необычной. Вместе они жили как друзья, но не как супруги, чем сильно удивляли квартирную хозяйку. Однако их все устраивало. Дмитрий работал, а Вера занялась открытием швейной мастерской. Туда она пригласила девушек, которые нуждались в собственном источнике дохода.
Главная героиня видит второй сон — поле с колосьями и грязью. Последняя стала символом заботы о насущном, и именно на ее основе растут колосья.
К Лопуховым часто приходит Александр Кирсанов — друг и сокурсник Дмитрия. Вере Павловне нравится с ним общаться, а потому она удивляется и обижается, когда Александр внезапно пропадает. Молодой человек влюбляется в жену друга и предпочитает это скрывать. Но Вера также испытывает к нему нежные чувства и не знает, что с этим делать. В третьем сне неведомая женщина объясняет ей ее чувства.
Кульминация и развязка
Как же разрешить такую ситуацию достойно? Лопухов находит выход и инсценирует самоубийство. О том, что это подлог, Вера узнает от человека по фамилии Рахметов, который также был другом их семьи. Успокоенная этим сообщением героиня становится супругой Кирсанова.
Брак оказывается похожим на предыдущий, только в нем присутствует любовь между супругами. Вера Павловна занимается швейными мастерскими, чувствует поддержку мужа. В четвертом вещем сне она видит, как жили женщины в разные века. Все это время они оставались рабынями, собственностью мужчин, но теперь могут достичь свободы и равноправия.
Описывая краткое содержание романа «Что делать?», невозможно не упомянуть оригинальную концовку произведения. Среди людей, которых принимают у себя Кирсановы, оказывается чета Бьюмонт. Екатерина Васильевна, которая раньше была знакома с Александром, приходит в гости с мужем Чарльзом, который оказывается Лопуховым.
«Что делать?»: анализ произведения
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
О любви и не только поведал в своем романе Чернышевский. «Что делать?» затрагивает социальную, экономическую и философскую стороны жизни, отношения отцов и детей, просвещение, значение силы воли. Есть на страницах романа даже революционные намеки. Проводя анализ произведения, важно обратить внимание на следующие аспекты:
«Что делать?»: история создания
К работе над романом автор приступил в декабре 1862 года, а закончил его в апреле 1863 года. Тогда его арестовали за радикальные взгляды, писатель находился в Петропавловской крепости. Роман продуман как ответ тургеневскому опусу «Отцы и дети», а потому в некоторых моментах произведения схожи.
Чтобы провести цензуру, Чернышевский обрамил политические подтексты и социальную тематику в любовный контекст, добавил в качестве сюжетной линии сны главной героини. Поэтому роман напечатал «Современник», но вскоре произведение запретили. Повторное разрешение на публикацию выдано только в 1905 году.
Роман «Что делать?»: тема
Неординарный и запутанный сюжет романа отражает мотивы, актуальные для русской литературы XIX века. На основе описанных ситуаций читатель поразмышлять о:
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
После интригующего начала тематика раскрывается через призму жизни Веры Павловны. На ее примере видим важность вопросов любви и брака, в особенности для женщин, чье мнение в те времена зачастую не учитывалось вовсе. Идея о равноправном труде представлена в истории создания главной героиней швейных мастерских. Вопросы дружбы, взаимоуважения и понимания остаются в центре внимания автора и читателя в течение всего повествования.
Композиция «Что делать?»: произведение с необычным сюжетом
С помощью необычного подхода к композиции автор раскрыл сразу несколько тем и завуалировал запрещенные мотивы. В начале создается впечатление, что задача автора — описать любовную историю. Но это лишь маска, призванная скрыть социально-политическую составляющую романа. Последняя раскрывается в описании сновидений Веры Павловны.
Автор нанизывает эпизоды, раскрывая постепенно главные мотивы поведения героев и основную тему произведения. Интересен прием, который связан с появлением образа Лопухова в начале и в конце. Это формирует обрамление истории.
Жанр «Что делать?»: роман-утопия
Это произведение определяют как роман с несколькими сюжетными линиями и открытой центральной проблемой. В нем переплетаются любовный, философский, социально-политический жанр и утопия. Направление, в котором создано произведение, — реализм.
Актуален ли сейчас роман «Что делать?» Краткое содержание позволяет с уверенностью дать утвердительный ответ на этот вопрос. Несмотря на минувшие годы и реформы, которые произошли в обществе, мы все еще движемся в сторону описанной Чернышевским утопии. Поэтому полезно знакомиться с такими произведениями и делать выводы для развития собственной жизни.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Николай Гаврилович Чернышевский
Фото Все
Видео Все
Н.Г. Чернышевский. «Что делать?». Биография. Реформа 1861 года. Разгром литературоведа с «Artifex».
Отечества достойный сын. Н.Г. Чернышевский. Школфильм.1981г., докум.
«Чернышевский. Документы, дневники, воспоминания»
Николай Чернышевский — биография
Николай Чернышевский – русский писатель, публицист, литературный критик. Его революционные идеи оказали большое влияние на В.И.Ленина. Роман писателя «Что делать?» был очень популярен в советские годы.
Николай Чернышевский родился в семье священника, но продолжить дело отца ему было не суждено. Вместо этого он стал одним из первых политзаключенных и «иконой» российского революционно-демократического движения 19-го века. А с его романом «Что делать?» в советское время был знаком каждый школьник.
Детство
Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Отец – Гавриил Иванович был довольно хорошо образован для того времени, хоть и служил простым священником, а родился в семье крепостных. Он решил сам обучать своего сына дома. Отец был очень начитанным человеком и передал любовь к книгам Николаю. Гавриил Иванович стремился обеспечить сыну достойное будущее.
Коля до 14 лет оставался на домашнем обучении. Играм с ровесниками он предпочитал чтение. Не только его друзья, но и товарищи отца удивлялись обширным знаниям и начитанности Чернышевского-младшего.
Николай Чернышевский в юности
В 1842 году Николай стал слушателем курса духовной семинарии. Оказалось, что по уровню знаний Чернышевский превосходит не только своих соучеников, но и многих преподавателей. Николая не устраивало и качество обучения в семинарии. Поэтому он решил дополнительно заниматься самообразованием. Юноша изучал грамматику, иностранные языки, словесность и географию.
Не окончив полный курс семинарии, Николай в 1846 году поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение факультета философии.
Студенческие годы
В студенческие годы молодой человек увлеченно читал книги известных философов – древних Аристотеля и Платона и современных ему Фейербаха и Гегеля. Кроме того, Николай изучал сочинения теоретиков искусства, а также экономистов и естествоиспытателей.
Николай Чернышевский с Михаилом Михайловым
В это время будущий писатель познакомился с Михаилом Михайловым, который ввел его в круг петрашевцев. Молодой студент не стал посещать их кружок, но на других собраниях иногда бывал. Особенно Николая привлекало общение с Иринархом Введенским – отцом русского нигилизма. Когда петрашевцев арестовали, Чернышевского поразило то, что они даже не думают о средствах своего освобождения, например о восстании.
Время, проведенное в университете, помогло окончательному формированию мировоззрения Чернышевского. Он понял, что уже готов сам вести просветительскую работу. Несмотря на свое семинарское образование и духовную профессию отца, Николай не соглашался с идеологией официального православия.
Спустя два года выпускнику университета предложили должность преподавателя в кадетском корпусе. Он был рад этому приглашению, так как думал, что может распространять там свои идеи. Вместе с женой Николай приехал в Петербург. Ученики полюбили нового педагога за его лояльность, а с коллегами подружиться Чернышевский не сумел. Однажды в учебном заведении произошел довольно крупный скандал с одним офицером, и начинающему учителю пришлось уволиться.
Философские взгляды
Литературную деятельность Николай начал в конце 1840-х годов. В «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских ведомостях» вышли первые небольшие статьи. Затем писатель стал публиковаться в «Современнике», а в 1855 году Чернышевский по существу уже руководил журналом вместе с поэтом Некрасовым.
Но с приходом Николая Гавриловича «Современник» стал превращаться в очаг революционной пропаганды. Из-за этого с журналом перестали сотрудничать такие писатели как Толстой, Тургенев и Григорович. Руководить отделом критики Чернышевский назначил Добролюбова. Их объединяло родство социальных взглядов, а также общий взгляд на педагогические концепции.
Писатель все же не стремился окончательно делать из «Современника» трибуну революционных идей. Из-за этого он повздорил с литераторами, находящимися на либеральных позициях – Анненковым, Боткиным и Дружининым.
В 1885 году Николай закончил работу над диссертацией и защитил ее. В работе освещалось отношение искусства к реалиям существующего мира. Защита вызвала общественные споры. Серьезная критика идеализма и выдвинутая диссертантом теория «чистого» искусства, оторванного от реальности, многим показалась дерзостью и стремлением сломать традиционные устои.
Кроме активной деятельности в «Современнике», в 1858 году Чернышевский стал редактировать журнал «Военный сборник». Тем самым он вовлек в революционные кружки несколько офицеров. Выбор Николая на должность редактора был не случаен. Тогдашние революционеры считали, что главной движущей силой предстоящих перемен должна стать армия. Во время работы в этом издании Чернышевский встретился с Герценом и Огаревым. Втроем они стали идеологами народнического движения и основали тайную организацию «Земля и воля».
Писатель закончил работу над своим основным трудом «Антропологический примат в философии» в 1860 году. Через год был оглашен Манифест, отменяющий крепостное право. Чернышевский в ответ на это опубликовал несколько статей с критикой этого нововведения.
Позиция писателя по данному вопросу не понравилась представителям власти. Министр просвещения А.Норов даже отменил присуждение Николаю ученой степени. Но через три года Норова сменил на посту Е.Ковалевский. Благодаря этому Чернышевский получил диплом магистра русской словесности.
Арест и ссылка
В 1861 году над писателем был установлен тайный надзор, так как полиция заподозрила автора «Современника» в революционной деятельности. Кроме того, жандармы считали, что Николай имеет отношение к пожарам, произошедшим в 1862 году в Петербурге.
Вскоре журнал прикрыли, а затем арестовали Чернышевского. Поводом для этого послужило перехваченное письмо, которое Герцен написал Серно-Соловьевичу. В нем было названо имя Николая Гавриловича в связи с его планами открыть запрещенный «Современник» в Великобритании. Также писателю были предъявлены обвинения в причастии к изготовлению прокламаций, содержащих призывы к крестьянам встать на борьбу с помещиками.
Революционер находился в Петропавловской крепости. Разбирательство его дела продолжалось полтора года. Следователи пользовались незаконными методами – вводились подставные свидетели и фальшивые бумаги. Чернышевский провел голодовку в течение девяти дней, чтобы привлечь внимание общественности к несправедливому ведению дела, но это не сыграло никакой роли.
Николай Чернышевский в творческом процессе
Находясь в заключении, писатель не прекращал работать. Он сочинил примерно 200 листов текста. В тюрьме был закончен его роман, ставший затем классикой, «Что делать?». Как ни странно, книга сразу была опубликована, невзирая на заточение автора по политическим причинам.
В 1864 году Чернышевскому вынесли приговор: 14 лет каторги в Сибири, а затем там же пожизненное поселение. Император лично пожелал, чтобы срок каторжных работ сократили в два раза. Но получилось так, что революционер прожил в ссылке больше 19 лет. Кроме того, 19 мая 1864 года состоялась гражданская казнь писателя. Чернышевского в унизительной форме публично лишили всех привилегий и чинов на Конной площади.
Николай Чернышевский в ссылке в Сибири
Узника отправили в Вилюйск. Через 10 лет пришло официальное предложение подать прошение о помиловании. Но писатель не пошел на это. Чернышевского несколько раз безуспешно пытались освободить товарищи, но в итоге Николай Гаврилович вернулся домой не скоро.
Единственное, чего смогли добиться друзья и родные – перевод Чернышевского в Астрахань. Император согласился на эту просьбу только по причине страха новых волнений. «Земля и воля» считалась довольно опасной организацией, поэтому правитель не хотел обострения революционной ситуации.
Личная жизнь
Супругой писателя стала Ольга Сократовна Васильева. Влюбленные обвенчались в 1853 году. Ольгу многие считали оригинальной особой, поэтому выбор Чернышевского был не всеми встречен одобрительно. Васильеву винили в легкомыслии и непонимании творчества мужа, но сам Николай обожал супругу. Он любил Ольгу безусловно и слепо.
Николай Чернышевский и Ольга Сократовна-Васильева
Писатель считал, что в браке нужно строить равные отношения, а рабство женщин в семье необходимо искоренять. До свадьбы Николай Гаврилович объяснил Ольге, что он занимается такой деятельностью, которая может привести к каторге. Но будущая супруга все равно согласилась на брак. В семье революционер стал воплощать в жизнь свои прогрессивные взгляды.
Николай Гаврилович считал, что супруги должны иметь равные права и обязанности. В те времена это утверждение считалось довольно смелым. Чернышевский предоставлял Ольге Сократовне совершенную свободу, она даже имела право на измену и вообще могла распоряжаться собой, как заблагорассудится. И действительно, супруга закрутила роман с Иваном Савицким, другом семьи. Чернышевский сообщил жене, что желает только ее счастья и отпускает ее. Ольга была поражена такими высказываниями и осталась в семье.
Случай из семейной жизни Чернышевских позже стал основой описания любовных отношений героев романа «Что делать?». Эта линия произведения в западной литературе стала именоваться «русский треугольник». Он обозначал любовные отношения двух мужчин и одной женщины.
Но в Саратове отношения этой пары осуждались. Жители города распускали всякие грязные слухи и сплетни. Родственники также были не в восторге от такой ситуации. И поэтому, когда молодые отбыли в Петербург, все посчитали такой поступок бегством. Нехорошие разговоры вызывал и факт слишком поспешной свадьбы. Ведь незадолго до этого Николай похоронил мать, и срок траура еще не вышел.
Чета Чернышевских была счастлива 9 лет, а 20 лет семейной жизни у них отобрали. Из ссылки Ольга получила 300 писем от мужа. Затем он перестал писать, решив, что так быстрее жена перестанет о нем страдать.
До ареста Николая у супругов родилось три сына — Михаил, Виктор и Александр. Ольге пришлось одной поднимать детей в беспросветной нужде. Она зарабатывала на жизнь вязаньем и штопкой. В 1866 году Чернышевская с младшим сыном поехали в Сибирь проведать отца семейства. Они добирались до места полгода, а побыли вместе с мужем и отцом только 4 дня. Писатель просил жену снова выйти замуж и забыть его. Но Ольга отказалась от такого предложения.
Родственники выхлопотали возвращение Николая Гавриловича в июне 1889 года. Он приехал в Саратов, но счастливо жить в кругу семьи ему долго не пришлось. Каторга подорвала здоровье писателя. В 55 лет он выглядел уже бессильным стариком. В этом же году, осенью Чернышевского не стало. Он заболел малярией и скончался от кровоизлияния в мозг.
Похоронен писатель в Саратове на Воскресенском кладбище.
Интересные факты
Творчество
Ссылки
Роман Чернышевского — Что делать?
Роман «Что делать?» — произведение, написанное философом и литературным критиком Н.Г. Чернышевским в 1862-1863гг. Был создан во время заключения автора в Петропавловской крепости как ответ Тургеневу. Опубликован в журнале «Современник», но вскоре запрещён цензурой. Несмотря на запрет, быстро разошёлся в рукописных копиях. Отдельной книгой впервые выпущен в Женеве. Издан на многих иностранных языках. Положил началу жанра «антинигилистического» романа. За внешним фасадом любовной истории автор поднял глубокие социальные, экономические и философские вопросы.
Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889)
История создания
Роман был написан Чернышевским в Петропавловской крепости в 1862-1863 гг. Изначально история была задумана в противовес Тургеневским «Отцам и детям». Чтобы обойти цензуру, произведение было подано как любовный роман. Когда раскрылась истинная суть, он был уже напечатан в журнале «Современник» и распространялся в рукописных копиях. Запрет на издание сняли в 1905 году и вскоре выпустили несколько экземпляров книги.
Сюжетная линия
На первый план в романе выходит история Веры Розальской. Пытаясь избежать брака, который навязывает ей корыстная мать, девушка заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым. В дом мнимых супругов часто захаживает друг семьи, Александр Кирсанов. Вера и Александр влюбляются друг в друга. Чтобы дать свободу фиктивной жене, Лопухов инсценирует самоубийство и уезжает из России. Через некоторое время он возвращается под новым именем. В доме фабриканта Полозова он знакомится с его дочерью Екатериной. Они проникаются взаимными чувствами и женятся. Через некоторое время Лопухов объявляется Кирсановым, они начинают дружить семьями.
Отдельное место занимает «новый человек» – Рахметов. Этот персонаж – один из важнейших в произведении. Он олицетворяет собой настоящего героя-революционера.
Смысл романа
Основной смысл произведения – воспевание людей нового типа: активных и деятельных, готовых решать назревшие общественные проблемы. Чернышевский дал пример для подражания в образе Рахметова.
По мнению автора, жить нужно так, как жил герой. Он призывал помогать простому народу не только на словах, но и на деле, а также участвовать в глобальных процессах улучшения жизни общества.
Через позицию Рахметова автор выразил собственное мировоззрение и идеалы.
Жанр произведения
По своему жанру роман относится к философско-публицистическим. В нём автор выразил свои политические взгляды. Беллетристический сюжет прикрывает острые философские вопросы и мысли о справедливом общественном строе. В книге сочетаются утопия и социальный реализм. Объективная реальность того времени смешана с предполагаемым будущим.
Основные раскрытые темы
В романе освещено несколько тем:
Любовь. В описанном треугольнике одна из сторон сознательно выбывает из игры, чтобы сделать счастливыми своих друзей.
Сила характера и обуздание страстей. Герой отказался от общения с женщинами, алкоголя и всяких развлечений.
Эгоизм и отзывчивость. Мать главной героини думала только о своей выгоде. В то же время посторонний человек пожертвовал ради спокойствия Веры своей карьерой и счастьем.
Просвещение. Описанные в романе «новые люди» умны и образованы. Все свои силы они вкладывают в борьбу с невежеством.
Необходимость радикальных перемен в общественном строе – отражена в снах Веры Павловны и мировоззрении Рахметова.
Проблематика
В произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени:
Неравенство полов и незавидное положение женщин в царской России. Чтобы выжить, они соглашаются на унизительные браки по расчёту или сомнительные виды заработка.
Проблема нравственного выбора. Герои любовного треугольника постоянно сталкиваются с ней в своих взаимоотношениях. В конце концов все они выдерживают испытание и выходят с честью из сложившейся ситуации.
Кризис самодержавного правления. С течением времени нарастала потребность в революции. Монархия же, напротив, ослабевала и сдавала позиции.
Нищета – именно она толкает Марью Алексеевну, мать Веры, на низкие поступки.
Социальное неравенство. Мать Веры готова пожертвовать честью дочери, лишь бы получить в зятья «высокородного» офицера.
Характеристики главных героев
Поступки и поведение
Вера Павловна Розальская
Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны).
Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию.
Дружит с фиктивным мужем Веры и влюблён в неё. После «самоубийства» Лопухова соединяется с любимой.
Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию.
Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью.
Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь.
Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой.
Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная.
Марья Алексеевна Розальская
Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов.
Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем.
Оценка романа современниками
После выхода книги мнения читателей разделились. Одни с восторгом приняли её, другие не нашли в ней художественной ценности. В целом роман оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени. По словам Н. И. Лескова, роман обсуждали громко и открыто, и никто не остался равнодушным.
Высокую оценку произведению дали известный анархист Кропоткин и вождь революционного движения Ульянов-Ленин.
Для молодых и активных людей книга стала своего рода программой и руководством к действию.
Актуальность для современного читателя
Тематика, раскрытая в романе и отношения главных героев интересны и современным читателям. Описанные в книге «новые люди» сами создают своё счастье. Основа их поступков – разумный эгоизм. По мнению Чернышевского, настоящего счастья можно добиться не за счёт чужих бед, а разумно совмещая личные и общественные интересы.