гайдай какой то что значит
«Гайдай какой-то»: в Cyberpunk 2077 обнаружили отсылку к роману «Двенадцать стульев»
Пользователь Reddit под псевдонимом Quezary обратил внимание на едва заметную отсылку для «российских фанатов» в первом выпуске шоу Night City Wire, посвящённом Cyberpunk 2077.
Речь идёт о сцене с демонстрацией эффектов braindance («мозгопляска») — цифрового наркотика в Cyberpunk 2077, позволяющего испытывать ощущения и переживать воспоминания другого человека.
Сразу после погружения в аналитический режим герой оказывается рядом с двумя переговаривающимися между собой бандитами. Они стоят возле стены, испещрённой надписями — одна из них возвещает о том, что «здесь были Киса и Ося».
Киса и Ося — прозвища Ипполита Воробьянинова и Остапа Бендера из романа «Двенадцать стульев» за авторством Ильи Ильфа и Евгения Петрова, а сама надпись на стене — почти дословная цитата из книги.
В первоисточнике Бендер предлагает Воробьянинову увековечить свои имена на скалах Дарьяльского ущелья. В прикреплённом к этой ссылке видео можно оценить, как данная сцена выглядит в экранизации Леонида Гайдая образца 1971 года.
Помимо отсылки к «Двенадцати стульям», в рамках Night City Wire показали новый трейлер и геймплейный отрывок Cyberpunk 2077, а также анонсировали аниме от Netflix по мотивам игры.
Одиночная кампания Cyberpunk 2077 выйдет 19 ноября на PC, PS4, Xbox One и в сервисе GeForce Now. Многопользовательский же режим появится в ролевом боевике не раньше 2022 года.
«Гайдай какой-то холодный. И без юмора»: Светличная нелестно отозвалась о великом режиссере
По словам актрисы, роль Анны Сергеевны ей удалась лишь благодаря Юрию Никулину.
Светлана Светличная. Фото: Globallookpress.com
Актриса Светлана Светличная заявила, что ей не нравится роль роковой красотки Анны Сергеевны в комедии «Бриллиантовая рука». Играть эту девушку ей, по собственному признанию, было несложно. Ей не по душе роли женщин легкого поведения.
Как отметила Светлана Светличная, если бы в будущем режиссер ленты Леонид Гайдай позвал ее сниматься к себе, то она придумала какую-нибудь отговорку. Его она считает очень нелегким человеком, с которым тяжело работать. И дело даже не в режиссерских заданиях.
«Гайдай какой-то холодный. И без юмора. Вроде бы комедию снимал, а сам без юмора. Хорошо, что был еще и Никулин. У меня если и получилась эта Анна Сергеевна, то в том числе и благодаря Юрию Владимировичу».
Напомним, что комедия «Бриллиантовая рука» вышла на экраны в 1968 году. Реплики персонажей из фильма вмиг пополнили словари крылатых выражений и афоризмов, сообщает «АиФ».
Смотрите также:
Учредитель, редакция, издатель журнала «Телепрограмма» и сайта teleprogramma.pro
АО ИД «Комсомольская правда». Зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-66912 от 22.08.2016
Заместитель Генерального директора, Издатель
(лауреат рейтинга «ТОП 1000 российских менеджеров» в 2015-2018г.г. в разделе СМИ. Лауреат Рейтинга молодых медиаменеджеров в 2012-2014г.г. Лауреат Премии «Медиа-Менеджер России» в 2015 и 2019 г.г.): Владислав Гемст
Главный редактор журнала «Телепрограмма»: Павел Садков
Директор проекта teleprogramma.pro: Станислав Леонидов
Шеф-редактор сайта teleprogramma.pro: Екатерина Болгова / ekaterina.bolgova@phkp.ru
Директор по продвижению: Анастасия Шибаева / +7(495) 777-27-72 (доб. 34-34) anastasiya.shibaeva@phkp.ru
Директор по рекламе: Ольга Швец / +7(495) 777-02-78
Размещение рекламы в интернет: Сабина Багирова / тел.: 8(495)777-02-78 (доб. 1258), моб.: 8(964)559-73-55, e-mail: Sabina.bagirova@phkp.ru)
Исключительные права на материалы, размещенные в сетевом издании TELEPROGRAMMA (www.teleprogramma.pro), в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда» ©, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. Приобретение прав: (495) 970-19-51 (kp@kp.ru)
Сообщения и комментарии читателей сетевого издания размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Возрастная категория 16+
О свободе Гайдая: почему юмор режиссера не подвластен годам
Уже потом семья передала в Иркутск, где отец Леонида построил знаменитый дом, который цел до сих пор и который, как надеются иркутяне, станет когда-нибудь музеем режиссера. Но связь режиссера и свободы осталась.
В этой свободе заключался и пафос его комедийных фильмов. Они показывали, что частный человек гораздо важнее, чем коммунизм, чем текущая повестка. И сам Гайдай был свободен до поры. Его вызывали в высокие кабинеты, бранили за насмешки над чиновничеством. За Саахова, похожего на Сталина, за фразы типа «в соседнем ауле жених украл члена партии».
Гайдаю повезло. У него был могущественный покровитель. В самом начале пути его заметил Иван Пырьев, мастер кинокомедии и директор «Мосфильма», которого за глаза называли Иваном Грозным. Он взял Длинного (как называл Гайдая) к себе на «Мосфильм». Помогал, отмазывал, отвоевывал. Поддерживал бредовые идеи. Например, сценарий знаменитого «Пса Барбоса» в гайдаевском исполнении выглядел так.
Смешно? Другой бы разъярился, а Пырьев сказал:
— Ну, давайте, попробуем, что нам, жалко, что ли?
Жертвенность жены
В жуткой депрессии он уехал с женой Ниной Гребешковой в Иркутск. Где по легенде к нему и пришло озарение. Мать режиссера для утепления хранила над потолком подшивки газет и журналов. Просиживая на чердаке, депрессирующий Гайдай неожиданно отыскал там смешную заметку. Даже не заметку, а стихотворный фельетон украинца Степана Олейника в переводе Корчагина.
Нина Гребешкова в фильме 1954 г. «Испытание верности». Фото kino-teatr.ru
На самом деле явно ничего такого там не было, и публикация была взята из свежей «Правды» 1960 года, которая вряд ли валялась на чердаке. Но принято считать, что Трус, Балбес и Бывалый родились на том самом месте.
А что касается самой заметки. В биографии Гайдая, вышедшей три года назад в серии «ЖЗЛ», приводится ее текст. Она поражает примитивностью и бездарностью:
Понятно, что эти трусы-картузы никому не могли понравиться. Но Нина Гребешкова не перечила мужу.
Вообще, как говорили друзья семьи, она принесла ради него жертву. Нина была уже состоявшейся актрисой, когда он позвал ее замуж. Ради него стала отказываться от съемок и стала просто вести быт в семье. Ведь, в отличие от отца, собственноручно сколотившего дом, Леонид Иович не мог даже лампочку вкрутить.
В товарище Саахове, которого сыграл Владимир Этуш, не все разглядели карикатуру на Сталина. Фото legion-media.ru и globallookpress.com
Ему ничего не стоило мимоходом испортить ей настроение.
Однажды они собирались на Новый год в Дом кино. Нине принесли из ателье новое платье, та примерила и, счастливая, вышла к мужу, чтобы оценил.
Медведь и Варлей
А каким он был режиссером, красноречивее всего рассказывает байка про медведя из крымского ресторана.
Якобы после съемок «Кавказской пленницы» съемочная группа отправилась праздновать в ресторан «Медвежий угол», где в качестве антуража держали живого мишку в вольере.
Леонид Иович на кураже вошел в клетку к медведю с шампуром в руках и, ткнув в него шашлыком, сказал: «На, ешь». Все в ужасе замерли, представляя последствия. Но вместо этого зверь забился в угол и закрыл морду лапами.
Несмотря на то что Гайдай крайне мало снимался, он был прекрасным актером и на съемочной площадке часто показывал актерам, как надо. Вряд ли он мог играть за Демьяненко, Вицина, Никулина: им он давал свободу и простор в импровизации «в заранее очерченных рамках». А вот с Варлей, у которой не было актерского опыта, судя по всему, поступил иначе.
И в этом смысле невероятно глупо выглядят откровения актрисы, которыми она поделилась в своей биографии. О том, как Гайдай якобы ее харрасил или, по крайней мере, пытался войти вместе с ней в гостиничный номер и закрыть за собой дверь. (Нина Гребешкова в свое время списала такие откровения на возрастные изменения актрисы, порекомендовав обратиться за комментарием к умершему Гайдаю.)
Но и без его комментариев и без разных «сенсационных воспоминаний» очевидно, что юная Варлей была ему симпатична. Стал бы он иначе вкладывать в нее себя.
Гайдай первым открыл в тезке Куравлеве кладезь нереализованных комедийных возможностей. Фото legion-media.ru
Упадок сил
Гребешкова однажды пересказала случайно подслушанный разговор Гусмана с Мережко:
Он снимал для нас, для людей. А коллеги-снобы из московской кинотусовки его терпеть не могли. Считали его комедии низким жанром, фильмами-однодневками.
Критики ставили в вину то, что он ничего нового не придумывает, только берет и использует трюки немого кино. Но это не совсем верно.
В 1989 году Роман Мадянов вернулся в кино (после съемок в подростковом возрасте) именно благодаря Леониду Иовичу, сыграв у него с Харатьяном в «Частном детективе, или Операции «Кооперация»), и с тех пор стал частым гостем на экране. Фото: кадр из фильма
Но если в немых фильмах актеры оставались лицами-масками, то гайдаевские актеры становились психологическими типами. Он сделал из немого кино суперстильное и современное высказывание.
Трудно поверить, но Гайдай умер если не забытым, то полузабытым. Его 70-летие почти никак не отпраздновали. А вскоре случившиеся похороны прошли более чем скромно. В маленьком холле Белого зала Дома кино.
Это сейчас про каждого из его эпизодников сняли по миллиону передач. Но тогда, в начале 90-х, от былой славы не осталось и следа.
Гайдай обожал фигуру и лицо Натальи Кустинской. Фото legion-media.ru
Харатьян рассказывал, что во время съемок «На Дерибасовской хорошая погода» Гайдай в один из моментов остановил весь процесс и вышел вон без видимых причин.
Он и сам все понял.
Что произошло?
Неудивительно, что его верный соратник, композитор Александр Зацепин, в один прекрасный момент вообще отказался работать с ним.
А Гайдай, похоже, этого не совсем осознавал.
Наверное, Пырьев мог объяснить ему, что к чему, но к тому времени он уже умер. Совпадение ли, что закат карьеры Гайдая произошел вскоре после смерти его великого покровителя.
Второе возвращение
В этом смысле показательно, что второе возвращение режиссера из города Свободный произошло в 90-е, запомнившиеся пресловутым ельцинским «берите свободы столько, сколько хотите».
Что тут еще добавить?
В молодости у Гайдая был фирменный вопрос, которым он проверял качество комедий:
— А понятно ли это будет старушке из Йошкар-Олы?
А еще неожиданно открылось, что этот посыл совпадает с сэлинджеровским. В рассказе «Фрэнни и Зуи» великого классика есть эпизод, как старший брат просит младшего начистить ботинки перед радиошоу.
Кем была та «толстая тетя», ради которой нужно было быть лучше?
Сценарий для Гайдая
Как легко и просто собрать кубик Рубика
Голливуд, пусть даже отечественный, покоряется не всем. Фото Евгения Никитина
Я плохой сценарист. Я несколько раз брался за сценарии, и у меня ничего не получилось. Я могу написать первый вариант, а править под указку режиссера не могу. То ли гордыня, то ли профнепригодность. Первый сценарий я написал в 17 лет в далеком 1989 году. Сейчас бы это назвали синопсисом, хотя я честно пытался разбить его на сцены и прописать диалоги. Это была веселая история о любви в совхозе. Молодой студент приезжает на сбор яблок и влюбляется в пышную совхозницу, на которую положил глаз старый сорокапятилетний (sic!) председатель совхоза. Старик председатель похищает совхозницу, но молодой студент с друзьями-геофизиками спасает ее от нравственного падения. В конце сценария студент и совхозница стоят на перроне вокзала города Воронежа, обнимаются, студент заходит в вагон, вагон медленно трогается, студент машет ей рукой, а совхозница рыдает. Предполагался открытый финал, чтобы дать возможность председателю еще раз похитить молодую совхозницу, но я подумал и дописал концовку, в которой студент-геофизик вернулся и женился на совхознице и у них родилась девочка. Почему девочка, а не мальчик, непонятно.
Когда я написал сценарий, я стал думать, что с ним делать. Интернета тогда не было, конкурсов тоже, журналов я не знал. Мой грузинский друг князь Папуна Нижарадзе посоветовал отнести сценарий какому-нибудь режиссеру. Я знал только Гайдая и Бондарчука. Для режиссера «Войны и мира» мой сценарий явно не подходил, поэтому я решил передать его Гайдаю. Мне почему-то казалось, что Гайдай работает на «Мосфильме». «Мосфильм» был недалеко от нашего общежития в Москве – всего пяток остановок. Я заплатил машинистке (минус четыре обеда), которая набила сценарий на машинке, и поехал на «Мосфильм». «Мосфильм» был огромен. Я долго бродил вдоль кирпичного забора и не мог найти вход, а когда нашел, меня встретил вахтер. Я хотел пройти, но вахтер спросил:
Я замешкался, подумал и произнес:
– Его здесь нет, он здесь не работает, – грозно произнес вахтер.
– И что же мне делать? – чуть не плача, сказал я.
– А зачем он тебе нужен? – спросил вахтер.
– У меня сценарий для него.
– Ааааа, – протянул вахтер.
Некоторое время я стоял и думал, а потом произнес:
– Может, вы возьмете сценарий?
– Зачем он мне? – Вахтер пил чай и грыз сушку.
– Гайдаю передать или Бондарчуку.
– Да, Бондарчук бывает, – куда-то в сторону сказал вахтер, – ладно, давай.
Я достал листочки сценария и передал вахтеру.
– Только не потеряйте.
– Нет, конечно, – вахтер взял листочки и хотел сначала поставить на них кружку с чаем, но не стал этого делать.
Я вышел с проходной, постоял, обернулся, покурил и пошел в общагу.
В общаге встретил Папуну.
– Ну что, передал? – спросил он.
– Передал, – ответил я.
– Прямо Гайдаю? – уточнил он.
– Прямо Гайдаю, – соврал я.
– Жди, – посоветовал Папуна.
Вечером я лежал в комнате в темноте, отвернувшись к стене, и горько беззвучно рыдал. Мои соседи по комнате тихо спали. Мне вдруг показалось, насколько бездарен мой сценарий и глуп поступок. Я встал среди ночи, подошел к окну и посмотрел на фонарь. Фонарь светил весело и непринужденно. Я постоял, сглотнул и неожиданно почувствовал благодарность к вахтеру, который не пустил меня на «Мосфильм».
Я ни разу не собрал кубик Рубика. Я даже читал журнал «Наука и жизнь», где пытался понять, как собрать, но это мне не помогло. В детстве меня это печалило мало, но когда я поступил в университет на математический факультет, у меня сложился комплекс, потому что вокруг меня все легко собирали кубик Рубика и запоминали число «пи» до 20-го знака (наверное, я в душе гуманитарий, и такие сложные вещи мне постичь не дано). Однажды лучший собиратель кубика Рубика Валерик посмеялся надо мной и сказал, что я не соберу кубик никогда.
– Соберу, – ответил я упрямо и испугался.
– Ага-ага, – улыбнулся Валерик.
– Соберу, – еще раз упрямо ответил я.
– Даже за сутки не соберешь, – Валерик кинул в меня кубиком Рубика и ушел играть в футбол. Какое-то время я сидел потрясенный. Потом пытался крутить и вертеть кубик, потом страдал, потом рыдал, потом впал в отчаяние. В юности у меня была гордыня, я страдал от гордыни, но не мог от нее отказаться. Я еще пострадал час, а потом взял и переклеил цветные квадраты кубика Рубика, собрав его таким образом. Вечером Валерик зашел в мою комнату. Я сказал ему:
– Я собрал кубик Рубика.
Валерик не поверил, долго рассматривал собранный мной кубик, удивленно подносил его к глазам. В конце концов он уважительно пожал мне руку и даже позвал поиграть в шахматы. Говорят, после меня этот кубик Рубика так никто собрать больше и не смог, что неудивительно – он же был переклеенный.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Гайдай какой то что значит
В «Бриллиантовой руке» Гайдай смог собрать самых лучших актёров. Именно в этом фильме образовался дуэт Миронов — Никулин, который режиссёр планировал использовать и в другом своём фильме — «Иван Васильевич меняет профессию». Но Никулин от съёмок отказался, а без него Миронов уже не вписывался.
Гонорар: 5200 рублей
Помимо того, что Никулин играет непутёвого Семёна Семёновича, он ещё и поёт. Текст «Песни про зайцев» придумал Леонид Дербенёв, а музыку написал постоянный композитор Гайдая — Александр Зацепин.
Изначально Никулин должен был петь про простого советского человека. Причём текст даже утвердил сам режиссёр. Но Зацепин убедил Дербенёва переделать слова, ему хотелось, чтобы песня стала шлягером, чтобы её крутили во всех ресторанах.
До «Бриллиантовой руки» Никулин появлялся у Гайдая исключительно в роли Балбеса, да грабителя в «Деловых людях». Актёру удалось выйти из роли бестолкового хулигана из «троицы» и показать хоть и забавного, но всё же вполне реалистичного советского бухгалтера, честного человека и семьянина.
Гонорар: 1900 рублей
Андрей Миронов сыграл у Леонида Гайдая лишь один раз. Кстати, на роль Козодоева пробовался и Георгий Вицин — актёр, который снялся в десяти фильмах режиссёра.
Образ, который создал Миронов, полюбился зрителям, в Новороссийске даже установили памятник Геше Козодоеву. Тем интереснее, что в этом городе фильм не снимался — сцены на море были отсняты в Туапсе.
Один из самых ярких номеров фильма — песня «Остров Невезения», которую Миронов исполняет на борту теплохода «Михаил Светлов». Кстати, Михаил Светлов — это поэт и его именем, действительно, назвали теплоход, но намного позже выхода фильма. В «Бриллиантовой руке» снимался теплоход «Россия» 1938 года выпуска. Он сыграл и в других фильмах.
Текст к «Острову невезения» написал Дербенёв, а положил слова на музыку — Зацепин.
Гонорар: 350 рублей
В отличие от Никулина и Миронова которые пели сами, песню «Помоги мне» Светличная не пела. Исполнила песню Аида Ведищева. Она уже работала с Зацепиным и Дербеневым в «Кавказской пленнице» и пела «Песенку о медведях».
В «Бриллиантовой руке» у Светличной хоть и небольшая, но запоминающаяся роль. И во многом это заслуга песни «Помоги мне».
Гонорар: 800 рублей
Нина Гребешкова не только жена Леонида Гайдая, но и частая гостья его фильмов. Она снялась в десяти лентах мужа. Но не все роли были заметными, например, в фильме «На Дерибасовской хорошая погода» у Гребешковой настолько маленькая роль, что актрису даже не включили в титры.
Гонорар: 1500 рублей
За роль в этом фильме Мордюкову критики сначала ругали. Её игра казалась экспертам слабой, а сама управдомша выглядела для специалистов несмешной. Время расставило всё по своим местам — Мордюкова отлично вписалась в фильм.
Кстати, фамилия Нонны зашифрована внутрь одного из ругательств: «Чёрт побери, чёрт побери! Хэрок эскусто бэн шлак мордюк! Хэрок эскусс мордюк, тобиш нак!».
Говорят, что таким образом Гайдай хотел увековечить сложный характер актрисы — они не всегда ладили на съёмочной площадке. Снималась Мордюкова у Гайдая не так и много — всего лишь в двух фильмах.
Гонорар: 2300 рублей
Папанов тоже снимался у Гайдая редко и в тех же самых фильмах, что и Мордюкова — «Бриллиантовая рука» и «Инкогнито из Петербурга».
И если герой Миронова носит кличку «Граф», что подчёркивает его тонкий вкус, то вот герой Папанова более приземлённый — «Механик» водит такси и берёт на себя самую тяжёлую работу, а ещё постоянно дразнит Козодоева.
Гонорар: 1400 рублей
Актёр с огромной фильмографией. Станислав Чекан исполнил роль Михаила Ивановича, милиционера. У Гайдая, помимо «Бриллиантовой руки» он сыграл в «Инкогнито из Петербурга».
Гонорар: 130 рублей
Не все знают, но в «Бриллиантовой руке» сыграла жена Никулина. Она исполнила роль экскурсовода в заграничном городе. Роль небольшая, поэтому и гонорар скромный. Кстати, помимо жены, в фильме засветился и сын Никулина — Максим. Он сыграл мальчика с сачком.
Ещё одна любопытная роль — мужчина в переходе. На самом деле, это не актёр, а журналист и в фильм он попал случайно, просто Гайдаю показалось, что человек с подобной внешностью отлично сыграет в эпизоде. Так и получилось — эпизод короткий, зато память о нём сохранилась навсегда.
Слежу за новинками кино в телеграм канале
«Двенадцать стульев». Где снимали свои фильмы Гайдай и Захаров на самом деле
Леонид Гайдай любил снимать свои фильмы на натуре. Его фильмы всегда дышат воздухом, в них есть место и небу, и солнцу, и облакам. Возьмём «Двенадцать стульев».
Это город Рыбинск. Жители города узнают много любимых мест.
Город пришлось украсить старинными вывесками, говорят, что некоторые жители даже пытались зайти в несуществующие магазины.
Рыбинск хорошо подошёл на роль Старгорода, здесь сохранились старинные здания. В массовках участвовали многие жители Рыбинска.
В городе Пятигорске стоит памятник Кисе Воробьянинову. Это неслучайно, тут Гайдай тоже снимал свой фильм.
Кстати, с помощью хитрого выстраивания кадра Гайдай загородил орлом телевышку. Её построили ещё в 1959 году, прямо на вершине горы Машук. Видите, как интересно можно менять ландшафт, если ты работаешь с камерой.
Поснимали и в Батуми — именно там Бендер встречается с Кислярским и тот пытается откупиться от комбинатора пачкой денег.
В общем, Гайдай хорошо поездил со съёмочной группой. А где же снимал свой фильм Марк Захаров? Давайте посмотрим на те же самые сцены.
Вот за Бендером-Мироновым тоже увязался мальчишка. Главное, что сразу становится понятно зрителю — динамика фильма совсем другая — появление комбинатора сопровождается песнями про Рио, повествование идёт неторопливо.
Захаров снял весь фильм в павильонах. Именно поэтому кино больше напоминает театр, декорации тут выглядят немного неестественно, а небу, солнцу и облакам попросту неоткуда взяться.
Можете представить, что в павильоны даже пришлось затащить лошадь. Кстати, в отличие от Гайдая, у Захарова фильм начинается не с Бендера. На самом деле — такой подход ближе к тексту, потому что у Ильфа и Петрова комбинатор тоже появляется только в пятой главе.
А вот сцена, где Киса ходит и просит подаяния. Здесь отчётливо видно, что фильму не хватает воздуха, не спасают даже прохожие с зонтиками.
Ну и сцена с Кислярским — тоже в помещении.
Вообще, на примере этих двух фильмов видно, насколько по-разному режиссёры работали с произведением. Гайдай старался сделать компактный и динамичный фильм, а Захаров тянул и смаковал.
Да, фильм Гайдая — лёгкая комедия, а у Захарова получился, скорее, музыкальный спектакль — недаром, когда смотришь не покидает ощущение, что сидишь в театре.
У каждого из фильмов есть свои поклонники, многие спорят, какой из них лучше — но хочется положить конец вражде и примирить оба лагеря — каждый фильм хорош по-своему. И уж точно в каждом из них можно найти моменты, которые хочется без конца пересматривать.
Больной Миронов и народный Никулин: как создавали советскую комедию «Бриллиантовая рука»
В середине 1960-х годов режиссер Леонид Гайдай решил обратиться к одному из своих самых любимых литературных произведений – он задумал экранизировать роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Чтобы получить официальное разрешение, Леонид Иович отправился к председателю Госкино Алексею Романову.
Чиновник понимал, что Гайдай может снять добротный фильм, но именно в это время известный режиссер Михаил Швейцер снимал «Золотого теленка», поэтому экранизировать первую часть произведения было бы нелогично. Пришлось отказать.
Без дела Гайдай сидеть не собирался и узнал, что его давние коллеги-сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской создали небольшую рукопись для экранизации под названием «Контрабандист». Идею талантливые сценаристы почерпнули в газете «Правда», где была напечатана заметка о группе контрабандистов, перевозивших нелегальный товар в гипсе. Конечно, текст нуждался в существенной доработке, но сама идея дожила до итогового варианта.
Леониду Иовичу сюжет понравился и в марте 1967 года на «Мосфильме» официально зарегистрировали заявку на создание фильма, тогда же был заключен договор со сценаристами.
С главным героем все было понятно – это простой советский человек Семен Семеныч. У него только фамилия три раза менялась: сначала Павлик (не имя), затем Тимошкин и только к началу съемок Горбунков. Именно ему во время дальнего турне контрабандисты по нелепой случайности (которая в фильмах Гайдая часто имела место быть) положили бриллианты в гипс.
Летом Костюковский и Слободской писали сценарий к будущему фильму, а в сентябре к ним присоединился Гайдай. Режиссер не собирался больше снимать в своих фильмах уже ставшую знаменитой троицу Трус, Бывалый и Балбес. На их место решено было определить Графа, Механика и Малыша.
В конце октября 1967 года сценарий под названием «Контрабандист» обсудили в творческом объединении «Луч», рекомендовав внести правки: Малыша из фильма убрали, роль милиции сделали более значимой, а сцены с участием управляющей домом Плющ наоборот сократили.
В феврале 1968 года стартовали переговоры с актерами. Впрочем, главная роль изначально писалась под Юрия Никулина, поэтому тут вопросов не возникало. Для съемочного процесса ему заранее в «Союзгосцирке» даже отпуск на полгода дали индивидуальный.
А теперь несколько интересных историй со съемок фильма «Бриллиантовая рука». Сцену с участием Юрия Никулина и Андрея Миронова в кафе «Мороженое» снимались 5 часов.
Актеры порядком подустали, а Миронову пришлось стойко вытерпеть восемь дублей, чтобы снять эпизод, где мальчик попадает в лицо его герою мороженым. На самом деле это был не пломбир, а смесь творога и молока, которое бросал ассистент режиссера.
В съемках фильма «Бриллиантовая рука» участвовали супруга Юрия Владимировича Никулина и его 10-летний сын Максим. Супруга актера Татьяна Николаевна сыграла экскурсовода, а Максим – мальчика, который помог Графу выбраться с острова.
Максим с удовольствием согласился сниматься, но на десятом дубле сцены, где его пинает Миронов – возмутился, и спросил отца – скоро ли его перестанут бить? Дело в том, что после пинка мальчик постоянно выпадал из кадра и Гайдай ругал его как настоящего актера. В итоге Леонид Иович сказал: теперь Миронов просто проходит мимо и не трогает Максима. А Миронову сказал: пни, как следует мальчишку. В итоге следующий дубль оказался удачным.
Интересно, как снимали сцену, в которой поскальзывается герой Юрия Никулина. У того никак не получалось нормально упасть: сначала трюк проделывали с банановой кожурой, потом с арбузной коркой. А Леонид Каневский в эти дни торопился на съемки в Свердловск. Роль то у него в комедии Гайдая небольшая – поэтому смысла задерживаться в Баку не было.
Тогда он надел брюки Никулина и сам упал, причем, очень художественно. Поэтому в итоге упал в кадре Никулин, а нога – Каневского. Вообще, во время съемок сцен на улице к Никулину периодически подходили местные жители и жали руку. Как-то в 7 часов утра на пристань пришел местный выпивоха, растолкал милицию и съемочную бригаду, подошел к актеру и сказал: «Здорово, раздолбай!» и крепко обнял. Миронов и Папанов скромно стояли с стороне и наблюдали за тем, с каким искренним уважением относятся люди к их коллеге.
Фильм «Бриллиантовая рука» вышел на большие экраны в июне 1969 году. За первый сезон комедию посмотрело почти 77 миллионов зрителей. В прессе картину долго восхваляли, как настоящую народную смешную комедию.
Вы когда-нибудь слышали истории о сказочно разбогатевших людях, которые однажды обнаружили фонтан нефти у себя на заднем дворе? Так вот, забудьте их. В этом посте вы узнаете, как по-настоящему работают нефтяники на Восточно-Мессояхском месторождении на Гыданском полуострове ЯНАО, как не замерзнуть в Арктике и зачем там нужны беспилотники.
Как живут нефтяники
Большинство вахтовиков работает в закрытых рабочих зонах, которые утеплены настолько, что про мороз на улице можно забыть. Но есть работы и на открытом воздухе: грузовые операции, ремонт и профилактические обходы.
Кроме холода у Крайнего Севера есть еще одна особенность — полярная ночь, когда 40 суток подряд не видно солнца. Из-за постоянной темноты с непривычки можно и потеряться во времени. Но все компенсирует полярный день, который приходит в Арктику в начале июня и длится около месяца. Нефтяники говорят, что постоянно видеть солнце — бесценно. А для крепкого ночного сна на окнах вахтовых общежитий установлены шторы-блэкауты.
Людей со стандартным рабочим графиком иногда пугает продолжительность вахты, которая обычно длится 30 дней, а в условиях пандемии доходила и до 60. Главный плюс такого графика — отпуск между вахтами по длительности совпадает с количеством рабочих дней. Поработал 60 дней — столько же и отдохнешь. Семейные люди считают, что это позволяет посвятить супругам и детям гораздо больше времени, чем при офисной занятости, когда видишь семью только перед сном и уходом на работу.
Распорядок дня всегда примерно одинаковый: подъем в семь утра, планерка, работа по специальности до 8 вечера. Есть и ночные смены — производство непрерывное! Как отдыхать после работы, каждый решает сам. В свободное время нефтяники читают, играют в футбол, баскетбол или теннис в оборудованных спортзалах, ходят в тренажерку, смотрят телевизор и общаются под горячий чай в комнатах отдыха. С родными связываются по телефону или видеосвязи. Интернет, к счастью, на промыслах стабильный.
Меню на месторождениях такое, что, кажется, нефтяников на работу именно едой и заманивают. Кормят разнообразно, а еще устраивают дни национальных кухонь. Местные повара даже придумали фирменный салат «Недра Мессояхи». Каждый слой из рыбы, яиц, риса, лука и картофеля означает определенный пласт: нефти, газа, глины, воды, вечной мерзлоты. Познавательно и вкусно!
А вот в отношении алкоголя альтернативных мнений быть не может. На нефтепромысле нулевая терпимость к горячительным напиткам. У каждого работника проверяют пульс, давление, температуру, дыхание на алкотестере. Человека с признаками алкогольного или наркотического опьянения везут на медицинское освидетельствование, и если оно подтверждается, отправляют домой с последующим увольнением.
На чем ездят и летают нефтяники
Чуть ли не единственный транспорт, с помощью которого можно попасть на месторождение в тундре, — вертолеты. На воздушные перевозки влияет погода, которая часто бывает нелетной. В периоды туманов, плохой видимости, сильных ветров и метелей (мётел, как их здесь называют) нефтяники могут по несколько дней ждать рейса на вахту или домой. Но с мая по ноябрь вертолеты летают практически без выходных, пока не откроется зимник — временная дорога через тундру.
На самом нефтепромысле передвигаться пешком по дорогам запрещено, тротуаров для прогулок не предусмотрено. Зимой по пути от одного объекта к другому можно попросту замерзнуть, особенно если к холоду добавляется метель. Чтобы этого избежать, перемещаться разрешено только на спецтранспорте. А в тундру и вовсе можно выезжать только на ТРЭКОЛе — вездеходе с низким давлением в шинах и минимальным воздействием на чувствительные грунты. Транспортом на месторождениях управляют профессиональные водители. Они доставляют работников от жилого комплекса или административного здания к рабочим местам и обратно.
Как нефтяники общаются с местными
По подсчетам самих нефтяников, на территории Мессояхской группы месторождений живут десятки семей коренных ненцев, и в их личных хозяйствах — больше четырех тысяч оленей. Это говорит о том, что разработка трудных запасов ведется экологично. «Если бы экология была нарушена, ни одного оленя мы бы на Мессояхе не увидели, — рассказывает ведущий специалист по работе с коренным населением «Мессояханефтегаза» Юрий Лапсуй. — Нет экологии — значит, нет ягеля и нет оленей».
С коренными жителями тундры работники месторождения контактируют постоянно: рассказывают, какие объекты будут строить и зачем, советуются насчет расположения нефтяной инфраструктуры. Каждый план перед началом строительства проходит общественные слушания, чтобы его реализация не повлияла на местную экосистему. Если запланированный участок трубопровода пересекает пути миграции оленей, строят специальные оленьи переходы — труба в этом месте напоминает арку высотой до пяти метров. Под ней стада спокойно проходят к местам стойбищ и в период каслания — массового перемещения для рождения потомства. Ненцы говорят, что самки оленей рожают оленят только в тех местах, где когда-то появились на свет сами.
Нефтяники налаживают с местными дружеские отношения. Ненцы знают, что в случае чего с ними поделятся едой и топливом, придут на помощь, если заболеешь, помогут с вертолетом для экстренной доставки рожениц в больницу. К врачам Мессояхи местные жители обращаются не особо часто. Приходят только с болями или травмами, по мелочам не беспокоят.
Случаются и кинематографичные истории спасения. В апреле молодого оленевода, который потерял сознание за рулем снегохода, спас маркшейдер Александр Свиргун. Парень из коренных ехал через тундру вслед за отцом, в пути у него заболела голова, он отключился. Александр с коллегами нашел 17-летнего оленевода на снегу в мороз и отвез в здравпункт Мессояхи. Местный врач Олег Брезицкий осмотрел пациента, поставил предварительный диагноз, дал лекарства и вызвал санборт до Нового Уренгоя. Сейчас пациент чувствует себя хорошо, его уже выписали.
Эту историю описал в своем инстаграме блогер-нефтяник Антон Булковский. Подписывайтесь, чтобы следить за жизнью и работой нефтяников из первых рук!
При чем тут беспилотники
Процесс добычи нефти на месторождениях максимально автоматизирован, а участие работников в самых тяжелых процессах минимизировано. Для этого «Газпром нефть» развивает направление беспилотников, причем не только для разведки, но и для транспортировки грузов и контроля за строительством и готовыми объектами.
Беспилотная техника позволяет снизить риск для здоровья сотрудников и исключить человеческий фактор. Сейчас 60% трубопроводов «Газпром нефти» частично или полностью контролируют с использованием летающих беспилотников. Аппараты управляются дистанционно и оборудованы тепловизорами, фото- и видеокамерами.
За последние полтора года на самом северном нефтепромысле страны испытали сразу несколько типов беспилотников. Один — для доставки грузов по воздуху. Иногда проще и экологичнее отправить небольшой груз с помощью дрона, чем строить дорогу для автомобилей. Завозить на месторождение нужно многое: от строительных материалов до продуктов питания.
Умные аппараты планируют применять не только в воздухе. В начале 2020 года на Восточной Мессояхе испытали беспилотные «КАМАЗы». Беспилотники оснащены камерами и лидарами, данные с которых помогают встроенному искусственному интеллекту ориентировать грузовик на местности, строить маршруты и обходить препятствия. Видео с испытаний можно посмотреть здесь.
Конечно, полностью людей техника не заменит. По крайней мере, не в ближайшем будущем. Разведка, добыча и транспортировка требуют участия живых людей, понимающих суть рабочих процессов. Ведь именно человек поставит задачу, определит план полета, задаст высоту, проанализирует результаты и сделает выводы.
Человеческое отношение на Мессояхе заметно во всем: даже серьезную технику нефтяники умудряются ласково называть женскими именами. Вместо сухих аббревиатур ГПА-1 и ГПА-2 два газоперекачивающих агрегата компрессорной станции носят имена «Лариса» и «Дарья». Сотрудники говорят, что это напоминает им о доме и любимых.