гаубица это что такое фото
Гаубицы максимальных калибров
Что могли союзники противопоставить сверхмощным гаубицам держав Германского блока? Статья посвящена тяжелым гаубицам Франции и России в Первую мировую войну.
Средний угол падения гаубичного снаряда – 30-40 градусов.
Ведение огня под такими углами возможно и из пушек, но с очень больших дистанций, близких к предельной дальности орудий – и меткость такой стрельбы будет стремиться к нулю.
При одном калибре с пушкой, гаубица имеет перед ней преимущество, заключавшееся прежде всего в том, что у гаубицы меньше давление пороховых газов в канале ствола. У пушек это давление составляло 2,5 – 3 тысячи, а у гаубиц – 1,5 – 2 тысячи атмосфер. Соответственно, можно применить пониженные требования к прочности ствола гаубицы, что, в совокупности с его меньшей длиной приводит к значительному уменьшению веса орудия, а значит увеличению подвижности, удешевлению производства и ускорению процесса изготовления.
Малая величина заряда дает: 1) увеличение живучести орудия и срока его службы; 2) уменьшение расхода пороха и соответственно веса комплекта боеприпасов.
Соответственно, у гаубицы есть резерв для увеличения калибра при сохранении прочих характеристик на допустимом уровне. В период мировой войны калибр гаубицы превышал калибр пушки в одном и том же роде артиллерии (дивизионной, корпусной и пр.) на 50 мм. А это в свою очередь увеличивало вес разрывного заряда и мощность снаряда.
Кроме увеличения разрушительного действия снарядов большой калибр гаубиц влиял и на дальность стрельбы. Хотя гаубицы в принципе не претендуют на большие дальности (на то есть пушки), все же увеличение гаубичных дальностей – явление желательное. Например, генерал Ж. Жоффр в письме к военному министру от 10 июня 1915 г. требовал спроектировать и испытать гаубицу 400-мм калибра, так как 293-мм и 370-мм гаубицы давали дальность 8 – 10 км. Генерал же настаивал на минимальной дальности огня в 12 км.
Наиболее известные и мощные гаубицы больших калибров, применявшиеся французами в мировую войну, были следующие.
280-мм гаубица системы Шнейдера.
Ил. 1. 280-мм гаубица Шнейдера обр. 1914/15 гг. в боевом положении.
Ил. 2. 370-мм гаубица Батиньоля.
Ил. 3. 400-мм гаубица Сен-Шамона.
Ил. 4. 520-мм гаубица.
Все гаубицы имели наибольший угол возвышения 60-65 градусов.
Вершиной пирамиды артиллерийской мощи русской армии была 305-мм гаубица системы Обуховского завода образца 1915 г.
Щита гаубица не имела.
Большое значение имела правильная организация подъездных путей, которые служили для доставки орудия на огневую позицию и подвоза боеприпасов. Ha орудие полагалось 300 метров узкой железнодорожной колеи и две вагонетки. Ha каждую, передвигаемую вручную, вагонетку помещалось два выстрела.
Ил. 5. 305-мм гаубица Обуховского завода.
Это замечательное орудие верой и правдой служило в Русской и Красной армиях.
Ил. 6. 305-мм гаубица. Санкт-Петербургский музей артиллерии.
Наиболее ярким примером боевого применения 305-мм гаубиц является эпизод у дер. Еловка. Северный фронт, противостоящий исключительно германским войскам на серьезно укрепленной местности, и занимавший давно устоявшиеся позиции, был наиболее насыщен тяжелой артиллерией.
3 декабря 1916 г. она себя эффективно продемонстрировала на одном из боевых участков фронта в районе г. Двинск.
Командование подготовилось к огневому удару очень тщательно – была произведена аэрофотосъемка целей, нанесение их на карту с установлением размеров, возможного отклонения целей и поправок. Учитывались рассеивание снарядов, размеры целей и пр. Цели пронумеровывались и распределялись между батареями огневой группы. Специально составленные по каждому орудию данные были сведены в таблицы, которые были розданы командирам орудий и взводов.
Радиосвязью соединялись батареи друг с другом, с группой контрбатарейной борьбы, с пехотой, с высшим артиллерийским и общевойсковым командованием. Были приняты особые меры по маскировке, рядом с орудиями размещались зенитно-пулеметные взводы.
Такая подготовка принесла свои плоды.
И когда накануне и в ходе операции немцы попытались обнаружить батареи огневой группы и силами своих гаубичной и пушечной батарей их разгромить, группа контрбатарейной борьбы подавила артиллерию противника.
Были сильно повреждены или уничтожены: аэродром, склад боеприпасов, находящийся у мызы Лассен, электростанция, железнодорожная станция, мост и железнодорожные пути. А также убиты и ранены 40 немецких военнослужащих. Германское командование было вынуждено отправить в тыл склады и пр. объекты, что ухудшило положение немецких войск на данном участке фронта.
Колеса бога войны
Колесные самоходные артиллерийские системы обеспечивают множество преимуществ рачительным армиям мира, способствуя, в том числе, и повышению их оперативной мобильности
Самоходная артиллерия обеспечивает значительные тактические преимущества в отличие от буксируемых пушек. Эти системы лучше приспособлены к действиям в одних боевых порядках с маневренными наземными силами, могут быть введены в бой быстрее, способны перевозить комплекты готовых боеприпасов, и, наконец, им проще избежать контрбатарейного огня.
Впрочем, большая часть самоходной артиллерии базируется на гусеничных шасси, имеющих свои недостатки, среди которых большая масса, повышенный уровень сложности обслуживания и более сложная логистика. Следовательно, преимущества буксируемой колесной артиллерии заключаются в ее относительно простой конструкции и, как следствие, в меньшем объеме обслуживания и лучшей оперативной и стратегической мобильности. Лучшая мобильность является результатом меньшей массы, что позволяет использовать менее развитую дорожную сеть, мосты меньшей грузоподъемности и осуществлять транспортировку самолетами и вертолетами. Концепция колесной самоходной артиллерии призвана исключить один или более недостатков гусеничных конструкций.
Первые колесные зенитные самоходные установки начали устанавливаться на грузовики в Первую мировую войну. Интересно что применение самоходной гаубичной артиллерии произошло во Вторую мировую войну, когда 75-мм гаубицы стали устанавливать на полугусеничные машины. Впоследствии пушки стали устанавливаться на модифицированные танковые шасси. Весь послевоенный период акцент делался на гусеничные платформы. Хотя для некоторых армий более привлекательной выглядела идея иметь самоходную пушку, которая была бы менее дорогой при покупке, в эксплуатации и обслуживании. Как результат, ряд армий и компаний начали пристальнее изучать возможности колесных решений.
Системы на автомобильном шасси
Чешская артиллерийская система Dana (фото ниже) схожа по концепции с G-6 в том, что ее 152-мм гаубица, как и у большинства гусеничных самоходных платформ, установлена в башне. Впрочем, башня в этом случае установлена на шасси грузового автомобиля Tatra 813 8×8. Пушка с автоматом заряжания имеет скорострельность три выстрела в минуту. Перед стрельбой автоматически откидываются боковые упоры. В 1998 году был представлен вариант Dana с 155-мм пушкой, стреляющей боеприпасами стандарта НАТО, получивший обозначение М2000 Zuzana. Эти системы стоят на вооружении Кипра, Чешской республики, Грузии, Ливии, Польши и Словакии. Они принимали участие в российско-грузинском конфликте 2008 года, а также входили в состав польского контингента многонациональных сил в Афганистане.
Сербская 152-мм самоходная гаубица NORA B-52
Шведская самоходная гаубица Archer от компании BAE Bofors
Транспортно-заряжающая машина, являющаяся компаньоном гаубицы Archer (совместный проект Швеции и Норвегии) позволяет осуществлять независимое развертывание системы
По словам руководителя проекта по СГ CAESAR в компании Nexter Бенджамина Готье, разработка была обусловлена «пониманием необходимости в самоходной артиллерийской системе, которая могла бы развертываться экспедиционными войсками по воздуху, включая широко распространенный военно-транспортный самолет С-130 Hercules». Поэтому максимальная масса системы не должна была превышать 18 тонн. В СГ CAESAR пушка 155 мм/52 калибров устанавливается на уникальной платформе в задней части тактического грузовика Renault Sherpa или Unimog.
СГ CAESAR успела повоевать в составе французских сил в Афганистане, Мали и иракском Мосуле, а также в таиландской армии в приграничных конфликтах с Камбоджой. Эта артиллерийская система заказана также Индонезией, Ливаном и Саудовской Аравией. В 2015 году компания Nexter показал вариант массой 30 тонн на шасси Tatra 8×8, который в 2017 году был выбран датской армией. Компания показал также эту систему, установленную на грузовой автомобиль Super Stallion 6×6 от Ashok Leyland с прицелом на потребности индийской армии.
Система Soltam ATMOS, добившаяся успеха на экспортном рынке, совсем недавно была выбрана Польшей
Подобный подход был использован при создании израильской компанией Soltam своей системы ATMOS 2000 (Autonomous Truck Mounted Howitzer System –автономная, установленная на грузовик гаубичная система). В зависимости от предпочтений заказчика орудийная система калибра 155 мм имеет длину ствола 39 или 52 калибра, а также гидравлический/гидропневматический механизм отката. Наведение пушки осуществляется при помощи гидравлики, а управление огнем полностью автоматизировано. Расчет гаубицы состоит из пяти человек, который способен выпустить 5 выстрелов/мин или очередь из трех снарядов за 15 секунд. После остановки гаубица готова к стрельбе через 90 секунд. Компания Soltam стремилась предоставить артиллерийскую систему, которая могла бы устанавливаться на любую платформу 6×6 по выбору оператора. Гаубица стоит на вооружении армий Азербайджана, Камеруна, Таиланда и Уганды.
Польская армия провела конкурс по колесной СГ, по результатам которого была выбрана система ATMOS. Планируется что производство гаубицы под обозначением Kryl, базирующейся на шасси грузового автомобиля Jelcz-663 6×6 начнется в 2017 году в Польше на заводе Huta Stalowa Wola. Общая потребность польской армии составляет 170 таких систем.
Опытный образец польской гаубицы Kryl, базирующейся на шасси грузового автомобиля Jelcz-663
Китайская корпорация Norinco также разработала пушку на шасси грузовика, которая, по всей видимости, предназначена для экспортного рынка. Гаубица под обозначением SH-1 представляет собой 155-мм орудие (калибр не используется китайской армией), установленное на шасси грузового автомобиля Wanshan WS5252 6×6. Ее бронированная кабина защищает от пуль и осколков. Гаубица SH-1, впервые представленная в 2007 году, была куплена Пакистаном и по некоторым сообщениям Мьянмой.
Китайская самоходная артиллерийская установка SH-1
Южнокорейская артиллерийская система EVO-105 от компании Samsung Techwin (видео с русскими субтитрами)
Иорданская армия уже имеет на вооружении 18 мобильных артиллерийских систем разработки компании RDM Technology, представляющие собой 105-мм пушку М101 на вездеходном шасси DAF 4×4. Подобным же образом с пушкой М101 поступил вьетнамский департамент обороны в 2015 году. Скорее всего, эти орудия были взяты с буксируемых систем, ранее поставленных США южновьетнамской армии.
Кубинская артиллерийская система Jupiter III
Китай также разработал устанавливаемые на грузовики гаубицы калибра 122 мм, впервые показанные на турецкой выставке IDEF 2007. Модель SH-2 была разработана корпорацией Norinco и использует 122-м российскую Д-30 или китайскую гаубицу PL96. Орудие монтируется на шасси 6×6 за бронированной кабиной. Расчет составляет 4-5 человек, а в боекомплект входит 24 готовых выстрела; система после завершения стрельбы может покинуть позицию через две минуты. SH-2 предлагается с новейшей технологией наведения, включая компьютеризированную СУО, навигацию и позиционирование по GPS, системы прицеливания и связи. Хотя нет свидетельств того, что SH-2 поступила на вооружение китайской армии, по крайней мере, по сообщениям, одна из африканских стран, Гана, приобрела эти гаубицы.
Китайская САУ SH-2 разработана корпорацией Norinco
Установив 155-мм гаубицу G-5 на крупное колесное минозащищенное шасси 6×6 производства ОМС Land Systems, компания Denel получила самоходную артиллерийскую установку G-6 Rhino
Вьетнамские и иорданские прототипы демонстрируют еще несколько преимуществ устанавливаемой на грузовик легкой гаубицы: она может быть разработана, изготовлена и обслужена за минимальную стоимость и для этого не требуется сложных производственных мощностей. В частности калибры 105 мм и 122 мм могли бы стать самоходной артиллерией для «бедняка». Однако, было бы ошибкой рассматривать подобное решение исключительно как средство избавления от устаревшего хлама, ведь оно также имеет уникальную тактическую и оперативную ценность.
Эта концепция способна удовлетворить потребности воздушно-десантных и доставляемых вертолетами специальных сил в средствах тактической мобильности на земле после доставки этих сил в район выброски или высадки. Легкие буксируемые гаубицы используют воздушно-десантные и воздушно-штурмовые подразделения, поскольку их проще перебросить по воздуху. Для доставки в заданный район они подвешиваются под вертолетами различных моделей или и сбрасываются с самолета на парашютах. Впрочем, после доставки на место огонь может вестись основном с позиции приземления или вблизи нее, по крайней мере, до тех пор, пока туда не будет доставлен буксир. Перемещение этих пушек весьма затруднительно и они очень уязвимы перед контрбатарейным огнем.
Компания AM General, разработчик легкого бронеавтомобиля HMMWV, разработала решение, в котором сочетается подвижность ее проверенной в самых жестких условиях машины HMMWV с огневой мощью американской же 105-мм гаубицы. Проект Hawkeye впервые был показан на выставке AUSA в октябре 2016 года. Система вооружения массой 1100 кг может перевозиться различными средними вертолетами или военно-транспортными самолетами.
105-мм легкая самоходная гаубица Hawkeye
Таким образом, система Hawkeye предлагает тактическую мобильность и оперативность, несравнимые с буксируемыми орудиями. Это очень важно на данный момент, поскольку ряд армий стремится к обеспечению своей легкой пехоты собственными легкими транспортными средствами. Развертывание Hawkeye позволило бы держать пушки в одних боевых порядках с моторизованной легкой пехотой и таким образом быстро прикрыть ее огнем непрямой наводкой.
155-мм гаубица CAESAR от компании Nexter успешно зарекомендовала себя во многих военных операциях французской армии, проводимых в Африке и на Ближнем Востоке
Очевидно, что мобильная артиллерия на колесных платформах принимает самые разные формы, от колесных замен тяжелых гусеничных СГ до систем, оптимизированных для экспедиционного развертывания, и просто более мобильных альтернатив буксируемым пушкам. В первой категории развитие технологий систем подвески позволило таким системам, как чешские Dana и Zuzana, предложить на большинстве типов местности мобильность, эквивалентную их гусеничным аналогам. Фактически это продемонстрировала южноафриканская СГ G-6 в реальных боевых операциях. Ее способность без чрезмерного износа (свойственного гусеничным платформам) по дорогам и бездорожью пройти 70-100 км является несомненным преимуществом.
Прогресс в навигации, управлении огнем, средствах связи и электронике, а также автоматизация наведения орудия и заряжания, выравнивают позиции колесных и гусеничных платформ касательно характеристик стрельбы. Например, время подготовки к стрельбе, точность и скорострельность колесной гаубицы Archer совпадают с соответствующими параметрами новой продвинутой гусеничной гаубицы PzH 2000 (фото ниже). Колесные варианты дают преимущества, заключающиеся в сокращенном обслуживании и уменьшенном износе по сравнению с гусеничными системами.
Преимущества колесной самоходной артиллерии особо проявляются при оперативном и стратегическом развертывании. Их проще транспортировать, особенно самолетами, они занимают меньше места по сравнению с буксируемыми пушками и их тягачами. Кроме того, они более маневренны, быстрее готовы к открытию огня и более живучи, поскольку снимаются с позиции гораздо быстрее. Озабоченности, связанные с отсутствием защиты экипажа в первых системах, снимаются за счет усиленного бронирования кабин, например, это было реализовано на платформе CAESAR датской армии. Ставка на цифровое управление огнем, механизированные наведение и обработку снарядов также позволяет сократить численность экипажа и выполнять огневые задачи меньшим количеством орудий. Все эти качества неоценимы при развертывании боевых сил.
Можно ли ожидать расцвета концепции колесных артиллерийских систем? Это сложно предсказать. Многие армии, включая американскую, имеют на вооружении большое количество гусеничных систем и для них модернизация может оказаться более экономичным решением по сравнению с заменой. Впрочем, для тех, кто развертывает самоходные системы вооружения с целью замены или дополнения буксируемых пушек, колесные или гусеничные гаубицы предлагают множество преимуществ, включая более низкие начальные и эксплуатационные затраты. В связи с этим на позиции буксируемых пушек могут все чаще вставать колесные самоходные артиллерийские системы.
Артиллерия. Крупный калибр. Гаубица Б-4
Здравия желаем всем любителям огромных калибров!
Капитан Ведеменко командовал батареей «Карельских скульпторов». Именно такое название ещё в период советско-финской войны получили 203-мм гаубицы особой мощности Б-4. Получили заслуженно. Эти гаубицы прекрасно «разбирали на запчасти» финские ДОТы. То, что оставалось после обстрела тяжелыми снарядами ДОТов выглядело действительно причудливо. Куски бетона с торчащей во все стороны арматурой. Так что, солдатское имя гаубицы вполне заслуженное и почетное.
Стены ДОТа уходили в землю на 3 этажа. Верх ДОТа, кроме железобетона, защищал бронированный купол. Фланги прикрывали ДОТы поменьше. Строился ДОТ как главный узел обороны района. Впрочем о Sj5 и его братьях было написано достаточно, в том числе и у нас.
На помощь штурмовой группе Николая Богаева (командир группы) пришла батарея капитана Ведеменко. Две гаубицы Б-4 расположили в 12 километрах от ДОТа на закрытых позициях.
Командиры расположили свой НП на небольшом расстоянии от ДОТа. Практически на минном поле (ДОТ был обнесен несколькими рядами минных полей и проволочных заграждений). Наступило утро. Комбат Ведеменко начал пристрелку.
Близость НП не только дала возможность корректировки каждого выстрела командиру батареи, но и обеспечила «незабываемые впечатления» для всех, кто был на НП. Снаряды весом в 100 кг, с соответствующим ревом, летели к ДОТу на небольшой высоте над нашими командирами и солдатами.
Скажем так, участники событий могли понять на своем опыте, что есть «непосредственная поддержка тяжелой артиллерии».
Пробить стену удалось только примерно на 30-м снаряде. В бинокль стали видны прутья арматуры. Всего же, как мы уже написали выше, было использовано 140 снарядов, из которых 136 попали в цель. «Карельские скульпторы» создали свое очередное произведение, а «Миллионер» фактически превратился в памятник архитектуры.
А теперь переходим непосредственно к «архитекторам» и «скульпторам», гаубицам особой мощности В-4.
Рассказ об этих уникальных орудиях следует начать издалека. В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете, которым руководил бывший генерал-лейтенант царской армии Роберт Августович Дурляхер, он же Ростислав Августович Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Франца Францевича Линдера. Об этом человеке мы уже рассказывали в одной из предыдущих статей.
В соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть, КБ Линдера 11 декабря 1926 года получило задание в 46-месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости. Естественно, проект возглавил руководитель КБ.
Однако, 14 сентября 1927 года Ф. Ф. Линдер скончался. Проект передали на завод «Большевик» (ранее Обуховский завод). Руководить проектом было поручено А. Г. Гаврилову.
Проектирование гаубицы было закончено 16 января 1928 года. Причем, конструкторы представили сразу два проекта. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Отличие заключалось в наличии дульного тормоза. При обсуждении вариантов, предпочтение было отдано гаубице без дульного тормоза.
Причиной такого выбора, как и при выборе других орудий большой мощности, стал демаскирующий фактор. Дульный тормоз создавал столб пыли, видимый за километры. Противник мог легко обнаружить батарею с помощью авиации и даже визуальным наблюдением.
Первый опытный образец гаубицы Б-4 был изготовлен в начале 1931 года. Именно это орудие использовалось на НИАПе в июле-августе 1931 года при проведении стрельб с целью подбора зарядов к Б-4.
После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «203-мм гаубица образца 1931 года». Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей.
Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.
Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в соответствующую сторону все орудие. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. прикрепленный к люльке. С его помощью орудие можно было наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +60°. Для быстрого приведения ствола к углу заряжания орудие имело специальный механизм.
Гаубицы Б-4 имели стволы двух типов: скрепленные без лейнера и с лейнером, а также стволы-моноблоки с лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Вне зависимости от типа ствола длина его составляла 25 калибров, длина нарезной части — 19,6 калибров. В канале ствола были выполнены 64 нареза постоянной крутизны. Затвор был поршневым, использовались как двухтактные, так и трехтактные затворы. Масса ствола с затвором составляла 5200 кг.
При стрельбе полным зарядом снаряды Ф-625Д, Г-620 и Г-620Ш имели начальную скорость 607 м/с и обеспечивали поражение целей, удаленных на расстояние до 17 890 м. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) и переменным зарядам, дающим 12 разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Заряжание производилось с помощью крана с ручным приводом. Темп стрельбы составлял 1 выстрел в 2 минуты.
Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч. При этом, гусеничный ход давал возможность увеличения проходимости орудий по бездорожью. Достаточно тяжелые орудия без труда преодолевали даже заболоченные участки местности.
Кстати, удачная конструкция лафета была использована и для других артиллерийских систем. В частности, для промежуточных образцов 152-мм орудия Бр-19 и для 280-мм мортиры Бр-5.
Естественно, возникает вопрос о различиях в конструкции гаубиц. Почему и как они появились? Разница в конструкции конкретных орудий была очевидной. При этом, это были гаубицы Б-4.
Причин, по нашему мнению, было две. Первая и основная-малые производственные мощности советских заводов, отсутствие возможности реализации проектов. Проще говоря, оснащение заводов не позволяло выпускать требуемую продукцию. И вторая причина-наличие непосредственно на производстве целой плеяды выдающихся конструкторов, которые могли адаптировать проекты под возможности конкретного завода.
В случае с Б-4 произошло именно так. Серийное производство гаубиц начали на заводе «Большевик» в 1932 году. Параллельно была поставлена задача начать производство и заводу «Баррикады». Оба завода не могли выпускать серийно гаубицы согласно проекта. Местные конструктора дорабатывали проекты под возможности производства.
«Большевик» предъявил к сдаче первую серийную гаубицу в 1933 году. Но сдать её госкомиссии не смог до конца года. «Баррикады» в первой половине 1934 года выпустили две гаубицы. Дальше завод из последних сил смог выпустить ещё 15 орудий (1934 год). Производство было остановлено. Единственным производителем стал «Большевик».
Если внимательно рассматривать Б-4 двух этих заводов, то создается устойчивое впечатление, что это два разных орудия. Возможно, наше мнение спорно, но на вооружение Красной армии под одним обозначением поступали разные гаубицы. Впрочем, для солдат и офицеров артиллерийских частей это было не особо важно. Орудия были одинаковы по большинству показателей.
Боевое крещение гаубицы Б-4 получили на советско-финском фронте в ходе Зимней войны с Финляндией. На 1 марта 1940 года там имелось 142 гаубицы Б-4. В начале статьи мы упомянули о солдатском названии данного орудия. «Карельский скульптор». Потеряно или выведено из строя за эту войну было 4 гаубицы. Показатель более чем достойный.
Гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату полка (от 19.02.1941 г.) в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло 2 гаубицы. Одна гаубица считалась взводом. Всего в полку имелось 24 гаубицы. 112 тракторов, 242 автомобиля. 12 мотоциклов и 2304 человек личного состава (из них 174 офицера). К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б-4. То есть всего по штату 792 гаубицы.
Великую Отечественную Б-4 начали фактически только в 1942 году. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что в 1941 году мы потеряли 75 гаубиц. Из тех, что не смогли отправить в восточные районы.
В начале войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Так. в г. Дубно был захвачен немцами 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из-за отсутствия тягачей нашими войсками были брошены в исправном состоянии 27 203-мм гаубиц Б-4. Трофейные гаубицы получили германское обозначение 20,3 см HaubiUe 503 (г). Они состояли на вооружении нескольких тяжелых артиллерийских дивизионов РКГ Вермахта.
Большинство орудий в ходе войны были уничтожены, но по данным немецких источников, даже в 1944 году на восточном фронте работало ещё 8 этих орудий.
Потери гаубиц Б-4 в 1941 году удалось возместить увеличением производства. Заводы произвели 105 орудий! Однако, поставка их на фронт была приостановлена ввиду невозможности использования в период отступления. РККА копила силы.
К 1 мая 1945 г. в 30 бригадах и 4 отдельных полках артиллерии большой мощности РВГК имелось 760 203-мм гаубиц образца 1932 года.
Тактико-технические характеристики тяжелой 203-мм гаубицы образца 1931 года Б-4
Калибр – 203 мм;
Длина общая – 5087 мм;
Масса – 17700 кг (в боеготовом положении);
Угол вертикального наведения – от 0° до +60°;
Угол горизонтального наведения – 8°;
Начальная скорость снаряда – 557(607) м/с;
Максимальная дальность стрельбы – 18025 м;
Масса снаряда – 100 кг.;
Боекомплект- 8 выстрелов.
Однако мощности орудий не хватало для гарантированного уничтожения даже в случае попадания. На помощь пришла Б-4. Хорошо подготовленный расчет гаубицы мастерски навел орудие и одним выстрелом, фактически попаданием снаряда в башню «Фердинанда», разнес машину противника в клочья.
Кстати, этот бой считается одним из самых оригинальных способов применения гаубиц на войне до сих пор. На войне много оригинального случается. Главное эффективность такой оригинальности. 100 килограммов оригинальности на голову немецких самоходчиков.
И ещё один эпизод. Из битвы за Берлин. Б-4 участвовали в уличных боях! Наверное, самые эпичные кадры взятия Берлина сняты с их участием. 38 орудий на берлинских улицах!
Одно из орудий было установлено в 100 метрах от противника на перекрестке Линден-штрассе и Риттер-штрассе. Пехота не могла продвигаться вперед. Немцы подготовили к обороне дом. Пушки не могли уничтожить пулеметные гнезда и огневые позиции артиллерии.
Наши потери были огромны. Нужно было рисковать. Рисковать артиллеристам.
Расчет Б-4, фактически прямой наводкой, 6-ю выстрелами уничтожил дом. Соответственно, вместе с гарнизоном немцев. Доворачивая орудие, командир батареи попутно уничтожил ещё три подготовленных к обороне каменных здания. Обеспечив тем самым возможность продвижения пехоте.
Кстати, интересный факт, о котором мы когда-то писали. В Берлине нашлось только одно здание, которое устояло под ударами Б-4. Это знаменитая башня ПВО в районе зоопарка- Flakturm am Zoo. Наши гаубицы смогли разрушить лишь угол башни. Гарнизон оборонялся фактически до объявления капитуляции.
После окончания войны гаубица была снята с вооружения. Увы, преимущество гусеничного хода сыграло плохую службу в мирное время.
Но это не конец истории. Всего лишь эпизод. Орудие вновь приняли на вооружение! Но теперь конструкторам была поставлена задача на его модернизацию. Нужно было увеличить скорость транспортировки орудия.
В 1954 году на заводе «Баррикады» такая модернизация была проведена. Гаубица Б-4 стала колесной. Колесный ход значительно повысил скорость буксировки орудия, общую маневренность, сократил время перевода из походного положения в боевое за счет ликвидации раздельной транспортировки лафета и ствола. Орудие получило новое название-Б-4М.
Серийного производства этого орудия не велось. Фактически, проводилась модернизация уже имеющихся гаубиц. Точного количества таких орудий нам узнать не удалось.
Согласитесь, это показатель ценности орудия. Орудия, которое законно занимает свое место в ряду лучших образцов артиллерийской инженерной и конструкторской мысли.