гаттамелата кто это такой
Донателло
Кондотьер Гаттамелата. 1447–1453 гг.
Итальянский скульптор эпохи кватроченто Донато ди Бетто Барди, вошел в историю искусства под именем Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты была установлена в 1453 году в североитальянском городе Падуе, входившем в состав венецианской «терра фермы» (материковых владений республики).
Прозванный за смелость и коварство Гаттамелатой («пестрой кошкой» – гепардом) Эразмо ди Нарни родился в Падуе в семье булочника. Судьба Гаттамелаты ярко выразила новое положение человека в ренессансном обществе, открывшем простор для личной энергии, таланта и воли выдающихся личностей эпохи. Капитан-генерал, предводитель наемных войск Венецианской республики по постановлению Сената был увековечен не в скромном церковном надгробии, а в первом гражданском монументе эпохи Возрождения.
Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы. Короткая туника, облегающий торс колет, босые ноги в сандалиях и открытая голова – это военный костюм полководца или императора Древнего Рима, воссозданный скульптором с археологической точностью. Однако, следуя античной традиции конного монумента, Донателло сумел придать ему новый смысл. Его герой в гораздо большей степени исполнен пафоса активного самоутверждения. Волевое и спокойное лицо; поза, исполненная сдерживаемой энергии и достоинства, уверенный и величественный жест руки, сжимающей маршальский жезл, создают образ гордого триумфатора. Восторженные почитатели шедевра Донателло сравнивали Гаттамелату с прославленными римскими полководцами и императорами – Сципионом, Катоном, Цезарем, видели в нем прямого наследника величия и славы истории Древнего Рима. Портретно узнаваемый облик Эразмо ди Нарни придает реалистическую убедительность этому идеальному возвышенному образу. Обобщенность и торжественность силуэта, укрупненность масс, характерные для монументальной скульптуры, обогащены тщательной и изысканной проработкой деталей, столь свойственной индивидуальной манере Донателло.
Бронза (Площадь дель Санто в Падуе. Италия)
Донателло
Кондотьер Гаттамелата. 1447–1453 гг.
Итальянский скульптор эпохи кватроченто Донато ди Бетто Барди, вошел в историю искусства под именем Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты была установлена в 1453 году в североитальянском городе Падуе, входившем в состав венецианской «терра фермы» (материковых владений республики).
Прозванный за смелость и коварство Гаттамелатой («пестрой кошкой» – гепардом) Эразмо ди Нарни родился в Падуе в семье булочника. Судьба Гаттамелаты ярко выразила новое положение человека в ренессансном обществе, открывшем простор для личной энергии, таланта и воли выдающихся личностей эпохи. Капитан-генерал, предводитель наемных войск Венецианской республики по постановлению Сената был увековечен не в скромном церковном надгробии, а в первом гражданском монументе эпохи Возрождения.
Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы. Короткая туника, облегающий торс колет, босые ноги в сандалиях и открытая голова – это военный костюм полководца или императора Древнего Рима, воссозданный скульптором с археологической точностью. Однако, следуя античной традиции конного монумента, Донателло сумел придать ему новый смысл. Его герой в гораздо большей степени исполнен пафоса активного самоутверждения. Волевое и спокойное лицо; поза, исполненная сдерживаемой энергии и достоинства, уверенный и величественный жест руки, сжимающей маршальский жезл, создают образ гордого триумфатора. Восторженные почитатели шедевра Донателло сравнивали Гаттамелату с прославленными римскими полководцами и императорами – Сципионом, Катоном, Цезарем, видели в нем прямого наследника величия и славы истории Древнего Рима. Портретно узнаваемый облик Эразмо ди Нарни придает реалистическую убедительность этому идеальному возвышенному образу. Обобщенность и торжественность силуэта, укрупненность масс, характерные для монументальной скульптуры, обогащены тщательной и изысканной проработкой деталей, столь свойственной индивидуальной манере Донателло.
Бронза (Площадь дель Санто в Падуе. Италия)
Конные монументы Марку Аврелию, Гаттамелате, кондотьеру Коллеони. Часть II
Введение
В данной статье рассказывается об известом конном памятнике эпохи раннего Ренессанса (Возрождения) — памятнике Гаттамелате работы одного из первых скульпторов Италии, возрождавших античный подход к изображению человеческого и не только человеческого тела. Творчество Донателло еще несет печать готики и средневековья. Возрождение началось в Италии, опередившей остальную Европу лет на сто. Для лучшего понимания и иллюстрации процесса возрождения в статье рассказывается как о творчестве скульптора раннего Возрождения Донателло, так и о самых известных немецких скульпторах поздей готики Михаэле Пахере, Фейте Штоссе, Тильмане Рименшнейдере. По своей стилистике Донателло опередил этих немецких скульпторов, хотя они были моложе его лет на пятьдесят. Причиной этого было то, что итальянские скульпторы были окружены произведениями греко-римского искусства, сохранившимися с античных времен. Не вникая в сущностные мотивы античного творчества, некоторые итальянские скульпторы рассматриваемого периода благополучно копировали то, что видели, а видели в том числе и анатичные образцы; таковы бронзы Бонаколси.
Эпиграф
«Когда он (Донателло) был болен, незадолго до его смерти его посетили некоторые из его родственников и приветствовали его и, утешая, как это принято, заявили ему, что он обязан завещать им имение около Прато, которым он владел, хотя оно невелико и очень недоходно. Услышав это, Донато (Донателло), который во всех случаях жизни был справедливым, отвечал им: «Я не могу вас удовлетворить, милые родственники, ибо я намереваюсь – и это мне кажется разумным – оставить землю тому крестьянину, который всегда ее обрабатывал и на ней трудился, а не вам, которые не принеся ей никакой пользы, кроме разве того, что собирались ее получить, хотите этим вашим посещением добиться того, чтобы я вам ее оставил; идите же с Богом!»
Дж.Вазари. «Жизнеописание Донато»
1. Скульптура Донателло в церкви Сан Антонио в Падуе.
Итальянский скульптор флорентиец Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, «Донателло» – уменьшительное от «Донато», то есть получается «маленький Донато») (годы жизни 1386-1466, год рождения указан примерно, умер за девять лет до рождения Микеланджело) — один из ведущих скульпторов кватроченто, то есть пятнадцатого века. Это раннее Возрождение, возрождение после средневековой боязни более или менее реалистично изображать человека. Наваял он много всего, но ему помогало иногда до двадцати помощников, поэтому его наследие часто является продуктом коллективного творчества и не всегда находится на соответствующем ему уровне.
Хотя Джоржо Вазари в своем многотомном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», оконченном в 1550 почти через сто лет после смерти Донателло, очень хвалит Донателло, у этого скульптора много огрехов, если сравнивать с более поздними мастерами, получившими академическое образование.
Хвалят Донателло за его новаторский интерес к изображению человеческого тела, создание героических образов «героического» кватроченто, когда в Италии все воевали со всеми, а во Флоренции сцепились известные родовые кланы. Иногда считают, что темы борьбы, страдания, проявления духовной сущности взбудоражили воображение самого Микеланджело, у него все борются, страдают и проявляют духовную сущность в еще большей степени. При этом, конечно, техника, анатомические познания Донателло сильно проигрывают по сравнению с Микеланджело. Безусловно, духовная сущность – это хорошо, но без технического совершенства грош ей цена. Микеланджело со своими вселенскими темами бравировал своим мастерством, о чем в очень критическом тоне, — пишет русский скульптор Н.А.Рамазанов, указывая на пагубность такой творческой мотивации особенно для молодых художников. Донателло тоже хотел признания, а оно в те времена было связано все с тем же мастерством, поскольку кубиками и квадратиками зрителей «отзомбировать» было невозможно. Одним словом, Донателло — один из первых (по времени), кто возрождал искусство, он родился в нужное время (до него еще почти ничего не умели, античность исключаем), обладал талантом, а потому создал немало привлекающих внимание образов. Этим образам порой следовали менее именитые скульпторы его времени.
Того же «Лаокоона» нашли при Микеланджело, а это, вероятно, лучшая скульптура всех времен и народов, можно представить, как это подняло планку, через которую потом «прыгнул» Микеланджело. Тогда как при Донателло еще ничего подобного не видели, как пишет Вазари, «в его время античные вещи еще не были извлечены из земли, за исключением колонн, саркофагов и триумфальных арок», а это бесчисленные барельефы, повествующие о победах и прочих свершениях. Надо сказать, что Донателло очень много работал над барельефами, украшая соборы.
Вазари в своих жизнеописаниях напутал с фактами и атрибуциями очень изрядно, но все же он ближе по времени к тем временам, когда семейство Медичи пробивалось к власти во Флоренции.
Родившийся во Флоренции Донателло пользовался любовью Козимо Медичи Старого (1389-1464), годы указаны, чтобы не путаться в этих Медичи. Об этом пишет Вазари. Этого Медичи изгоняли из Флоренции, но потом он вернулся и, начиная с него, на некоторое время это семейство утвердилось во Флоренции. Именно его потомки Лоренцо Медичи (герцог Урбинский) и Джулиано Медичи (герцог Немурский) увековечены Микеланджело в знаменитой капелле Медичи во Флоренции, где помимо них полулежат четыре еще более знаменитые фигуры, олицетворяющие времена суток. Эти Медичи вовсе даже не братья: Лоренцо на одно поколение младше Джулиано, хотя умерли примерно в одно время. Старший Джулиано – правнук Козимо Медичи Старого, младший Лоренцо – праправнук Козимо Медичи Старого. Это произведение Микеланджело примерно в 1520 г. заказал папа римский Климент VII, сын Джулиано Медичи. Капелла Медичи была пристроена к Собору Сан-Лоренцо во Флоренции при Микеланджело. Так что Донателло тоже поколения на три-четыре старше Микеланджело.
В самом соборе похоронен их предок Козимо Медичи Старый, а через два года в том же соборе Сан-Лоренцо во Флоренции в 1466 был похоронен с почестями и его протеже – Донателло.
Донателло был скромным человеком, не жадным, Вазари описывает, что в его мастерской была подвешена шкатулка с деньгами, которыми могли пользоваться его друзья и ученики. Несмотря на образ жизни цехового ремесленника, цену себе знал. Знал и нужду, особенно по молодости. В старости, когда уже не мог работать, ему помог Козимо Медичи Старый, умерший на два года раньше Донателло. История поучительная, с возможностью извлечь из нее урок. Козимо Медичи завещал сыну подарить немощному Донателло имение в Кафаджуоло с таким доходом, чтобы тот мог дожить свой век без работы. Анекдот рассказан Вазари. Донателло получил имение, но менее, чем через год отказался от него, так как утверждал, что
«не хочет терять покоя в думах о домашних заботах и жалобах приказчика, который через каждые три дня к нему приставал то из-за того, что ветер сорвал крышу с голубятни, то из-за того, что у него отобрали скотину за уплату коммунальных пошлин, то из-за того, что виноград и плоды пострадали от непогоды, так что ему до такой степени наскучили и опостылели эти дела, что он предпочитал умереть с голоду, чем быть вынужденным думать обо всем этом».
Сын Козимо Медичи Старого принял имение обратно и назначил Донателло в своем банке сумму, которая выплачивалась старому скульптору наличными каждую неделю. Донателло этим радостно удовлетворился и без забот прожил остаток дней как «верный слуга и друг дома Медичи», хотя под конец жизни его и разбил паралич.
Какой же вывод из истории? Отвечая на извечный вопрос — что выбрать: недвижимое имущество или вклад, Донателло выбрал вклад. Но это была явно краткосрочная финансовая стратегия глубокого старика — Медичи сидели не так устойчиво, равно как и их банк. С другой стороны — бремя собственности (ЖКХ, налоги) не доставляло удовольствия их обладателю.
Хотя Донателло работал преимущественно во Флоренции, десять лет с 1443 по 1453 он проработал в Падуе, которая находится в области Венеция. В Падую он приехал для украшения собора Сан Антонио, где его команда, доходившая по численности до 20 человек, украсила скульптурами алтарь и сделала еще много барельефов и пр.
Донателло. Алтарь базилики Сан Антонио. Падуя
Шедевры Донателло, Святой Антоний и Гаттамелата.
Фасад в верхней части декорирован лёгкими галереями, аркадами, балюстрадой и небольшим окном-розой. В узких промежутках между куполами и в восточной части базилики поднялись башни-кампанилы, напоминающие восточные минареты.
Боковой фасад базилики выглядит очень художественно и цельно благодаря красивому ритму узких окон, контрофорсам, капелле трансепта.
Святой Антоний Падуанский (1195-1231), мирское имя Фернандо де Буйон, родился в Лиссабоне 15 августа 1195 года в семье знатного лиссабонского рыцаря. Мальчик рос живым и непоседливым, и отец не сомневался, что он пойдёт по его стопам. Но в юном возрасте Фернандо принял решение стать монахом. В 1220 году он был рукоположен в священники и под впечатлением мученической смерти миссионеров, проповедовавших среди мусульман в Марокко, вступил в Орден францисканцев. После миссионерского путешествия в Северную Африку, которое Антоний вынужден был прервать из-за тяжелой болезни, он отправился в Италию, где вскоре раскрылся его талант проповедника. Глубокое знание библейских текстов, красноречие и умение привлечь внимание слушателей собирали на его проповеди множество народа. Антоний лично получил благословение от Франциска Ассизского, преподавал в Болонском университете.
Последние два года жизни Антоний провел в Падуе. Канонизирован Папой Григорием IX через год после кончины и сразу приступили к строительству базилики. К святому Антонию стали обращаться как к помощнику в обретении утраченных ценностей и как к чудотворцу. В 1263 году его мощи были перенесены в базилику.
Над алтарём базилики работал Донателло. В первоначальном виде алтарь не сохранился, а в современной реконструкции под распятием на высоком постаменте стоит статуя Мадонны с младенцем в окружении предстоящих святых. Реконструированный алтарь поставлен так, что почти не виден, а фотографировать в базилике не разрешается.
На постаменте алтаря помещены бронзовые барельефы, повествующие о чудесах святого Антония: Антоний исцеляет юношу, отрубившего себе ногу в раскаянии за зло, причиненное матери.
Исцеление гневного сына.
У скупца вместо сердца оказался камень, а сердце, по предсказанию Антония, было найдено в его ларе.
Чудо с сердцем скупого.
Еретик не поверил чуду превращения хлеба в тело Христово, но Антоний заставил осла преклониться перед Таинством.
Новорожденный младенец чудом заговорил, чтобы оправдать свою оклеветанную мать.
Чудо с говорящим младенцем.
Полихромный каменный рельеф погребения Христа.
Бронзовый барельеф Христа.
В углу площади высится ничем не связанный с архитектурой церкви памятник кондотьеру Эразмо да Нарни (1370-1443) по прозвищу Гаттамелата. Считается, что со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Высокий мраморный постамент почти лишён украшений, только в верхней части ангелы держат щит и доспехи, а с двух сторон расположены мраморные двери.
Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы.
galik_123
Наводы
Фасад в верхней части декорирован лёгкими галереями, аркадами, балюстрадой и небольшим окном-розой. В узких промежутках между куполами и в восточной части базилики поднялись башни-кампанилы, напоминающие восточные минареты.
Боковой фасад базилики выглядит очень художественно и цельно благодаря красивому ритму узких окон, контрофорсам, капелле трансепта.
Святой Антоний Падуанский (1195-1231), мирское имя Фернандо де Буйон, родился в Лиссабоне 15 августа 1195 года в семье знатного лиссабонского рыцаря. Мальчик рос живым и непоседливым, и отец не сомневался, что он пойдёт по его стопам. Но в юном возрасте Фернандо принял решение стать монахом. В 1220 году он был рукоположен в священники и под впечатлением мученической смерти миссионеров, проповедовавших среди мусульман в Марокко, вступил в Орден францисканцев. После миссионерского путешествия в Северную Африку, которое Антоний вынужден был прервать из-за тяжелой болезни, он отправился в Италию, где вскоре раскрылся его талант проповедника. Глубокое знание библейских текстов, красноречие и умение привлечь внимание слушателей собирали на его проповеди множество народа. Антоний лично получил благословение от Франциска Ассизского, преподавал в Болонском университете.
Последние два года жизни Антоний провел в Падуе. Канонизирован Папой Григорием IX через год после кончины и сразу приступили к строительству базилики. К святому Антонию стали обращаться как к помощнику в обретении утраченных ценностей и как к чудотворцу. В 1263 году его мощи были перенесены в базилику.
Над алтарём базилики работал Донателло. В первоначальном виде алтарь не сохранился, а в современной реконструкции под распятием на высоком постаменте стоит статуя Мадонны с младенцем в окружении предстоящих святых. Реконструированный алтарь поставлен так, что почти не виден, а фотографировать в базилике не разрешается.
На постаменте алтаря помещены бронзовые барельефы, повествующие о чудесах святого Антония: Антоний исцеляет юношу, отрубившего себе ногу в раскаянии за зло, причиненное матери.
Исцеление гневного сына. Источник
У скупца вместо сердца оказался камень, а сердце, по предсказанию Антония, было найдено в его ларе.
Чудо с сердцем скупого. Источник
Еретик не поверил чуду превращения хлеба в тело Христово, но Антоний заставил осла преклониться перед Таинством.
Чудо с ослом Источник
Новорожденный младенец чудом заговорил, чтобы оправдать свою оклеветанную мать.
Чудо с говорящим младенцем. Источник
Полихромный каменный рельеф погребения Христа. Источник
Бронзовый барельеф Христа. Источник
В углу площади высится ничем не связанный с архитектурой церкви памятник кондотьеру Эразмо да Нарни (1370-1443) по прозвищу Гаттамелата. Считается, что со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Высокий мраморный постамент почти лишён украшений, только в верхней части ангелы держат щит и доспехи, а с двух сторон расположены мраморные двери.
Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы.