гардемарины что значит слово
ГАРДЕМАРИН
Полезное
Смотреть что такое «ГАРДЕМАРИН» в других словарях:
ГАРДЕМАРИН — (Midshipman) звание воспитанников старших рот Морского корпуса в царской России. В период времени с 1860 по 1882 год Г. чин в русском флоте, в который производились окончившие Морской корпус (училище). Следующий чин мичмана они получали после… … Морской словарь
ГАРДЕМАРИН — ГАРДЕМАРИН, а, род. мн. гардемарин (при собир. знач.) и гардемаринов (при обознач. отдельных лиц), муж. Воспитанник старших классов морского корпуса. | прил. гардемаринский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
гардемарин — воспитанник Словарь русских синонимов. гардемарин сущ., кол во синонимов: 3 • воспитанник (24) • … Словарь синонимов
гардемарин — а, м. garde marin, garde de la marine, гол. gardemarine. 1. В некоторых западноевропейских странах доброволец дворянин, служащий на корабле. Сл. 18. Никто не повинен быть принят в гардъдемарины кроме дворян. УВМ 140. От Двора Французскаго обещано … Исторический словарь галлицизмов русского языка
гардемарин — гардемарин, род. мн. гардемаринов и допустимо (в устной речи) гардемарин … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ГАРДЕМАРИН — (франц. gardemarine букв. морская гвардия), звание в российском ВМФ, установленное в 1716 для воспитанников старших рот Морской академии, а позже Морского кадетского корпуса при направлении во флот на практику … Большой Энциклопедический словарь
ГАРДЕМАРИН — ГАРДЕМАРИН, гардемарина, муж. (франц. gardemarine) (мор. дорев.). Воспитанник старшего специального класса морского кадетского корпуса, после прохождения морской практики производившийся в чин мичмана. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
ГАРДЕМАРИН — муж. унтер офицерский чин, в который производятся морские кадеты, обычно за три года до выпуска. Гардемаринов, ему принадлежащий, гардемаринский, им свойственный. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
гардемарин — звание в российском военном флоте в 1716 1917 гг. Присваивалось воспитанникам, окончившим Морскую академию, а позже Морской кадетский корпус (1716 1752, 1860 1882, 1906 1917) и проходившим на кораблях годичную или более длительную практику со… … Морской биографический словарь
Гардемарин — Погон гардемарина русского императорского флота Гардемарин (фр. … Википедия
Гардемарины что значит слово
Появление гардемаринов в России связано с эпохой правления Петра Великого. Именно он создал Российский морской флот. И именно он в 1716 году ввел звание гардемарина (от франц. garde de marine, или garde-marine, — «морская стража»), которое получали выпускники Академии Морской гвардии. Академию открыли в Санкт-Петербурге в 1715 году — ее основу составляли навигацкие классы московской Школы математических и навигацких наук. И французское звание «гардемарин» стало аналогом русского звания «навигатор». Их роль морской устав Петра I определял так: «В бою как солдаты, в ходу как матросы». На практике это означало, что гардемарины на корабле выполняли все поручения вместе с рядовыми матросами, но еще и обучались артиллерийской стрельбе, штурманской науке.
После смерти Петра I служба на флоте перестала быть столь почетной. Число гардемаринов сократили и сформировали Гардемаринскую роту в составе Морской академии. В 1752 году Морскую академию упразднили — с этого времени и до второй половины XIX века гардемаринами называли воспитанников вновь образованного Морского шляхетского корпуса. При выпуске на флот ученикам присваивалось звание мичмана.
В годы второй Русско-турецкой войны (1787–1791), в битве при Кинбурне, генерал Александр Суворов объединил морские и сухопутные силы — так гардемарины впервые приняли участие в сражении на суше. Победа над турками стала первой крупной победой в этой войне и во многом определила дальнейший ход истории.
Появление гардемаринов в России связано с эпохой правления Петра Великого. Именно он создал Российский морской флот. И именно он в 1716 году ввел звание гардемарина (от франц. garde de marine, или garde-marine, — «морская стража»), которое получали выпускники Академии Морской гвардии. Академию открыли в Санкт-Петербурге в 1715 году — ее основу составляли навигацкие классы московской Школы математических и навигацких наук. И французское звание «гардемарин» стало аналогом русского звания «навигатор». Их роль морской устав Петра I определял так: «В бою как солдаты, в ходу как матросы». На практике это означало, что гардемарины на корабле выполняли все поручения вместе с рядовыми матросами, но еще и обучались артиллерийской стрельбе, штурманской науке.
После смерти Петра I служба на флоте перестала быть столь почетной. Число гардемаринов сократили и сформировали Гардемаринскую роту в составе Морской академии. В 1752 году Морскую академию упразднили — с этого времени и до второй половины XIX века гардемаринами называли воспитанников вновь образованного Морского шляхетского корпуса. При выпуске на флот ученикам присваивалось звание мичмана.
В годы второй Русско-турецкой войны (1787–1791), в битве при Кинбурне, генерал Александр Суворов объединил морские и сухопутные силы — так гардемарины впервые приняли участие в сражении на суше. Победа над турками стала первой крупной победой в этой войне и во многом определила дальнейший ход истории.
Значение слова «гардемарин»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
С 1716 по 1752, и с 1860 по 1882 год звание гардемарина в российском императорском флоте существовало как строевое, в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений.
ГАРДЕМАРИ’Н, а, м. [фр. gardemarine] (мор. дореволюц.). Воспитанник старшего специального класса морского кадетского корпуса, после прохождения морской практики производившийся в чин мичмана.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
гардемари́н
1. истор. воспитанник старшего класса морского кадетского корпуса в дореволюционной России, а также звание ниже мичмана в русском дореволюционном флоте
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова салютный (прилагательное):
«Не вешать нос!»: кто такие гардемарины
Знаменитый фильм, конечно, всё слегка приукрасил. Эти юноши редко скакали на конях и выполняли тайные поручения высших чинов Российской империи. Но зато они несколько лет старательно изучали военные науки, а затем служили на кораблях, познавая секреты морской службы. Это гардемарины — будущие капитаны и адмиралы.
Проблемы французского флота
В XVII веке европейский военный флот развивался со стремительной скоростью. «Эпоха паруса» достигла расцвета, который продолжался ещё два с половиной столетия. Во множестве строились самые современные боевые корабли. Количество моряков во флотах ведущих морских держав значительно увеличилось. Но если Нидерланды и Англия могли легко вербовать моряков торгового флота, то Франции провернуть такой фокус не удавалось.
Требовалась система подготовки кадров. Она появилась в период правления великого короля Людовика XIV. Главная заслуга принадлежала одному из самых влиятельных людей Франции — Жан-Батисту Кольберу, главе финансового ведомства страны, который по праву считается создателем французского военно-морского флота.
Кольбер справедливо полагал, что морская торговля — это один из главных источников богатства страны. Но, чтобы купцы могли свободно плавать по морям, нужен был сильный военный флот, который мог защищать интересы государства на любом расстоянии от его берегов.
Кольбер — «отец» гардемарин
Мешало одно — у Франции почти не было флота. Тогда Кольбер распорядился начать строительство тяжёлых линейных кораблей и лёгких фрегатов, а чтобы на судах было кому служить, ввёл морскую повинность для всех жителей побережья. Проблема с матросами разрешилась. Оставались командиры. Для их подготовки в 1670 году создали морскую школу. Будущих корабельных офицеров распределяли в роты, находившиеся в главных портах Франции: Тулоне, Бресте и Рошфор-сюр-Мере.
В 1686 году ученики получили название «гардемарины». В морскую школу Кольбера могли поступить только молодые дворяне.
Они осваивали множество полезных морскому офицеру наук: судостроение, навигацию, гидрографию, фортификацию, математику, а также искусство фехтования и танца. И, дабы не оказаться в плену теории, обязательно участвовали в плаваниях на настоящих военных кораблях.
Благодаря столь тщательной подготовке офицеры флота выходили на службу гораздо более образованными, нежели их сухопутные коллеги. Результаты такого подхода сказались очень быстро. Всего несколько десятилетий спустя французский флот уверенно соревновался с британским за право занимать первое место в мире.
Пётр выбирает систему Кольбера
Когда Пётр I начал создавать русский военный флот, он столкнулся с теми же проблемами, что и Кольбер. Можно было быстро построить корабли и набрать матросов, но в России совсем не было морских офицеров. Кое-как задачу решали с помощью иностранных наёмников, оставивших в русском морском словаре множество голландских и английских словечек. Но всё равно требовалась постоянно работающая система обучения.
Выбор системы Кольбера не только не удивителен, но и весьма очевиден. 25 января 1701 года в Москве при Пушкарском приказе создали «Школу математических и навигацких наук». Ещё не началось строительство кораблей на Балтике, а подготовка офицеров будущего флота велась полным ходом. Для нового учебного заведения отдали Сухареву башню — большое здание на окраине Москвы. Там хватало места и для учебных классов, и для библиотеки, и для фехтовального зала.
Выбор Москвы и Пушкарского приказа понятен. Именно там были сосредоточены лучшие специалисты в математике и фортификации, необходимые для обучения офицеров. Ну а сухопутная Москва была столицей, где создавать новую школу было проще всего. Морских баз Россия пока не имела, так что первые выпуски Навигацкой школы не проходили практику на кораблях, сразу отправляясь в бой. Зато среди учителей оказались такие известные учёные, как Фарварсон и Магницкий.
В 1715 году Россия уже уверенно стояла на берегах Балтики, где стараниями Петра I активно строилась новая столица — Санкт-Петербург. Туда перевели навигацкий класс Московской школы и на его основе создали Академию морской гвардии. Её выпускники должны были послужить в гардемаринской роте, пройти несколько учебных плаваний на кораблях, после чего получить первый офицерский чин. Чтобы отразить особое положение окончивших Академию, в 1716 году ввели новый чин: гардемарин.
Гардемарины чаще всего происходили из дворянских, порой очень знатных и богатых семей, но, пока проходили морскую практику, выполняли функции солдат и матросов. Хотя имели почётное отличие: носили форму лейб-гвардии Преображенского полка). И конечно же, отношение корабельных офицеров к матросам «из благородных» было более снисходительным. Во время практики гардемарины изучали кораблевождение, судовой рангоут, корабельную артиллерию, а также картографию и навигацию.
Морской кадетский корпус
Развитие военного образования в России продемонстрировало успех унифицированной системы. Уже 20 лет Сухопутный кадетский корпус готовил офицеров пехоты. В 1752 году было решено ликвидировать разнобой в системе военно-морского образования и сосредоточить подготовку офицеров в Морском кадетском шляхетском корпусе, созданном на базе Морской академии. Роту гардемарин и Навигацкую школу расформировали.
В новом корпусе ученики проходили трёхлетнее обучение, причём корабельная практика теперь стала регулярной и занимала летние месяцы, свободные от изучения теории. Гардемаринами отныне называли морских кадетов последнего курса обучения. Уже в ХХ веке после окончания корпуса им присваивали звание корабельного гардемарина, и выпускники отправлялись на годичную службу во флот, после чего, при успешном освоении морских наук, могли рассчитывать на первое офицерское звание мичмана.
На протяжении XVIII и XIX веков существовало мнение, что морские офицеры получают лучшее в России военное образование. И действительно, ни в одном другом месте подготовка не включала столь обширный набор знаний.
Морские кадеты носили военную форму, схожую с флотским мундиром. Так, например, на закате «эпохи паруса» в правление Николая I, гардемарины отличались тёмно-зелёной курткой до талии и такого же цвета брюками. Воротник и обшлага куртки имели белый кант, а также обшивались золотым галуном.
Погоны морских кадет были белого цвета, по краям украшались золотым галуном.
В 1832 году на погоны гардемарин добавили накладные металлические якоря, с тех пор ставшие постоянным отличием будущих морских офицеров. Корабельные гардемарины отличались широким галуном вдоль чёрного погона. Поскольку они считались «почти офицерами», то им присваивали форму флотского командного состава и давали право носить морской кортик.
Морской офицер и декабрист Дмитрий Завалишин с большим пиететом вспоминал о годах, проведённых в Морском корпусе:
«Вообще, можно смело сказать, что в тогдашнее время нигде состав офицеров не был так хорош, как в Морском корпусе, и нигде офицеры не были так соединены и единодушны. Этому содействовали, в особенности, два обстоятельства: общий стол у офицеров и обычай собираться на вечерний чай у старшего дежурного офицера. Картам тут не было места, а занимались исключительно беседой и, разумеется, событиями в корпусе и вопросами, относящимися к нему в учебном и воспитательном отношении. Тут очень свободно и откровенно обсуждали действия всех, даже нередко в присутствии того, чьи действия разбирались. Всё несправедливое, бесполезное, особенно увлечение раздражением, беспристрастно разбиралось и осуждалось».
Будущий адмирал Александр Зеленой рассказывал о забавном случае, когда император Николай I неожиданно появился в корпусе с инспекцией. Ему показывали все учебные классы, называя помещение, куда входил император. Получилось так, что как как раз во время визита в танцевальном зале корпуса шло занятие по закону божьему, на котором всегда присутствовало большое число кадет, не вмещавшихся в обычный класс. Офицер морского корпуса, входя в зал, сказал Николаю: «А здесь у нас танцевальный зал». Император внимательно осмотрел дородного батюшку и ехидно заметил: «Это и по учителю заметно», удалившись в весёлом настроении. После этого происшествия при дворе долго шутили, что в Морском корпусе священник служит учителем танцев.
Морской кадетский корпус существует и в наши дни: это учебное заведение непрерывно действует с 1701 года. И за триста лет его выпускники вписали в русскую военную историю немало славных страниц.
Гардемарин
Звание было введено Петром I Великим в 1716 году для присвоения выпускникам Академии Морской гвардии, зачисленным в гардемаринскую роту (с 1718 года). На судах гардемарины числились на положении «нижних чинов», носили форму Преображенского полка и, согласно морскому уставу, были «в бою, как солдаты, в ходу, как матросы». После практических плаваний в звании младшего и старшего гардемарина они производились в офицеры. Согласно Морскому уставу 1720 года, численность гардемаринов на корабле не устанавливалась. На время боя гардемарины расписывались по пушкам, где помогали канонирам. Остальное время они исполняли обязанности матросов, но 4 часа в день они должны были осваивать обязанности других чинов. Из них полтора часа в день с ними занимался штурман, тридцать минут — солдатский офицер (обучение обращению с мушкетом), один час — констапель или артиллерийский офицер (обращению с пушками), один час — командир корабля или один из офицеров (управление кораблем) (Книга 3, глава 21, артикулы 1-3).
В 1752 году учебные заведения, готовившие офицеров для флота, были упразднены, и вместо них в Санкт-Петербурге открылся Морской кадетский корпус. Теперь гардемаринами стали называться его воспитанники, проводившие за учением три года. В первом гардемаринском классе изучались арифметика, геометрия, тригонометрия, иностранный язык и ряд морских наук. Второй и третий годы обучения юноши проводили за изучением специальных предметов, причем летние месяцы двух первых лет уделялись практике на кораблях.
С 1906 года окончившим Морской корпус или Морское инженерное училище и направленным для прохождения флотской практики присваивалось звание корабельного гардемарина. После годичной практики гардемарины сдавали практические экзамены и производились в мичманы (судостроители и механики — в подпоручики). Корабельные гардемарины, не сдавшие практические экзамены и показавшие низкие морские качества и неподготовленность к военно-морской службе, увольнялись с присвоением чина подпоручика по адмиралтейству или же получали гражданский чин 10-го класса.
После Октябрьской революции звание гардемарина было отменено.
Содержание
Образ гардемаринов в современном искусстве
роман Соротокиной и фильмы Гардемарины, вперёд!.