гамаюны на урале кто такие
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Всегда под рукой
Эустома
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Давно это было. уже никто ничего не помнит.
В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.
Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
В геральдике райская птица гамаюн — мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Гамаюн изображен на гербах следующих российских населенных пунктов и областей: на гербе города Смоленска, гербе Смоленской области, город Михайловск (Свердловской области) и село Тербуны Липецкой области.
Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь).
В словаре Ефремовой:
Сразу несколько версий о происхождении названия «гамаюн» выдвинули историки краеведческих экспедиций УрГУ в 1964 году:
1. «Гамаюн» (гомоюн) – прозвище лиц с «акающей» речью. Следует отметить, что «акает» вся Московская губерния, Калужский и Пензенский уезды. Собственно «Масква» «акает» и до сих.
2. Прозвище говорящих на ином диалекте. «Гамаюнами называли вятских» (Каменск-Уральский район).
3. «Гамаюн» – трудолюбивый, прилежный, дотошный, толковый человек.
«Гамаюны» – это жители имения бояр Ромодановских, которое в бытность царя Алексея Михайловича было пожаловано Ромодановским с условием, что если прямых наследников князя Ромодановского не останется, то имение Ромодановское в Калужском уезде Московской губернии будет возвращено великому государю.
Крестьяне вотчины князя Ромодановского, благодаря которым и пришло слово «гамаюн» на Урал, звались гамаюнами. Как же крестьяне Калужского уезда попали на Урал? А было это так >>> http://www.uralweb.ru/tourism/article.php?id=3688
«Гамаюны» известны: в Воронеже, в Томске, в Ульяновской, Калужской, Пензенской, Тверской, Челябинской, Курганской, Кировской и других областях.
Жители Нижнесергинского района, обитающие в городках Верхние и Нижние Серги, Михайловске, именуются Гамаюнами. Кому же лучше знать, что такое гамаюнщина, как не самим жителям Нижних Серег? Вот как они отзываются о себе:
— Мы, гамаюны, шумный и веселый народ.
— Гамаюны – сильный, здоровый народ. Потомки каторжников, сосланных на Урал.
— Мужик хороший, из Гамаюнов, они народ толковый.
— Он ведь страшный Гамаюн, все чего-нибудь да делает.
Главные новости Калужской области
Гамаюнщина
Чем больше живешь, тем больше задумываешься: кто мы, что мы, зачем живем и что мы после себя оставим? И если не знаем, как жили наши предки, и не будем хранить их традиции, то нет нам дороги вперед. Но мы не вечны, и наше бессмертие состоит в том, чтобы сохранить и передать все лучшее детям и внукам, а они в свою очередь передадут дальше по нисходящей.
Кто такие гамаюны
Из числа нынешних жителей калужского Правобережья мало кто знает, что живут они в местности, народное название которой Гамаюнщина.
В состав калужской Гамаюнщины входило 17 селений: Ромоданово, Квань, Верховая, Покров (Егулино, Некрасово), Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Рождествено, Грачи, Вырка Верхняя, Вырка Нижняя, Еловка, Животинки, Колюпаново, Горенское. Кроме всего перечисленного на правом берегу по Перемышльскому шоссе располагалась деревня Гамаюнка, ныне это Ромодановские Дворики.
Кто же такие гамаюны? По некоторым версиям, это древний славянский народ, который поклонялся Велесу – богу земледелия и плодородия. Птица гамаюн была воплощением бога Велеса, его посланницей. От неё они и получили своё название. Многие в России искали корни Гамаюнщины, и все сходились в одном: истоки названия ведут на правый берег Оки возле Калуги. Живший там народ с акающим говором имел свои неповторимые обряды и обычаи. Это были талантливые, миролюбивые и трудолюбивые люди.
Исторические факты
История Гамаюнщины печальна, поучительна и достойна уважения. Слобода была пожалована Петром I князю-кесарю Фёдору Ромодановскому в вечное владение до прекращения его рода и лишь после этого могла отойти «ко дворцу». Крестьяне Гамаюнщины занимались земледелием, разведением скотины и домашней птицы, рукоделием. Они были оброчными, то есть после уплаты помещику оброка могли выбирать дело по своему усмотрению. Поэтому помимо сельского хозяйства занимались извозом и торговлей. По реке их товары попадали далеко за пределы региона.
Крестьянам, оставленным «на пашне» и переведённым с оброка на барщину, было нелегко. Барщину несли не только мужчины, но и женщины, девушки и даже старики: «На себя нам пахать давать во время пашни никогда не давает, и сено косить, скоту приготовить во время пары не допущает с работ».
Восстание
Гамаюны были обречены на уничтожение, и они восстали в 1752 году. Подробно о восстании можно прочитать в статье В.Трубецкого, опубликованной на портале «Ураловед». На усмирение восставших гамаюнов были высланы драгуны Рижского полка (500 человек) во главе с полковником Орлицей. Около Ромоданова до тысячи крестьян, вооруженных жердями, копьями, цепями и косами, одержали победу и взяли в плен полковника.
Инициаторов и руководителей восстания ожидала более горькая участь. Комиссия Опочинина приговорила их к различным видам смертной казни. Сенат заменил смертную казнь наижесточайшим наказанием – кнутом и ссылкой рабочих на брянские заводы Гончарова, а крестьян – на уральские заводы Демидова в «тяжкие заводские работы» пожизненно. Пожалели как рабочую силу. А чтобы не было соблазна вернуться назад, сжигали дома сосланных крестьян.
Поклонение птице
Этническая самобытность крестьян калужской Гамаюнщины, их культура и быт – это исторический факт. Особая роль в них отводилась птице как яркому образу народной и свадебной лирики, семейного быта и любви. Поклонение птицам символизировало тепло, свет, урожай, богатство. В весенних песнях-заклинаниях обращались к жаворонку, ласточке-касаточке, кулику, перепёлочке, синичкам-сестричкам, красногрудым снегирюшкам, чтобы они принесли «весну-красну», «теплу летушку», взяли бы «ключи весенние», «замкнули зиму», «отомкнули лето».
В крестьянской среде почитались петух и курица – символы плодородия. Они считались лучшим подарком, когда гамаюны ходили в гости. Петух к тому же был предвестником зари и солнечного света. Свадебные обряды крестьян Гамаюнщины связаны с ноябрьскими кузьминками, женскими праздниками–складчинами, на которых обязательным ритуалом были куры, принесение нарядных петуха и курицы в дом жениха.
В весенних обрядах особую роль играли куриные яйца. Яйца подкидывали вверх, чтобы рожь росла высоко. Известен обычай разбивать яйцо о лоб выведенного на первую пашню коня.
Изображения птиц на гамаюнских вышивках народные мастерицы называли уточками, петухами, павами, часто использовался арнамент с изображением павлина с хвостом в виде елочки (XVII в.). В них ярко выражены геометрические рисунки с орнитоморфными (изображение птиц) и растительными мотивами.
Женское начало
Кроме того, основным образам обрядов во время Троицы, Русальной недели, Масленицы, Коляды, птице гамаюн придавались также женские формы. Так, масленичная кукла в калужской Гамаюнщине представлялась молодой женщиной с подчёркнутыми формами, символизирующими её плодоносящее начало.
Ромботочечная композиция и сетчатый узор из ромбов вышивались, как правило, на занавесках, праздничных рушниках, входили в тканый орнамент поневы молодой женщины.
Гамаюнщина
Чем больше живешь, тем больше задумываешься: кто мы, что мы, зачем живем и что мы после себя оставим? И если не знаем, как жили наши предки, и не будем хранить их традиции, то нет нам дороги вперед. Но мы не вечны, и наше бессмертие состоит в том, чтобы сохранить и передать все лучшее детям и внукам, а они в свою очередь передадут дальше по нисходящей.
Кто такие гамаюны
Из числа нынешних жителей калужского Правобережья мало кто знает, что живут они в местности, народное название которой Гамаюнщина.
В состав калужской Гамаюнщины входило 17 селений: Ромоданово, Квань, Верховая, Покров (Егулино, Некрасово), Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Рождествено, Грачи, Вырка Верхняя, Вырка Нижняя, Еловка, Животинки, Колюпаново, Горенское. Кроме всего перечисленного на правом берегу по Перемышльскому шоссе располагалась деревня Гамаюнка, ныне это Ромодановские Дворики.
Кто же такие гамаюны? По некоторым версиям, это древний славянский народ, который поклонялся Велесу – богу земледелия и плодородия. Птица гамаюн была воплощением бога Велеса, его посланницей. От неё они и получили своё название. Многие в России искали корни Гамаюнщины, и все сходились в одном: истоки названия ведут на правый берег Оки возле Калуги. Живший там народ с акающим говором имел свои неповторимые обряды и обычаи. Это были талантливые, миролюбивые и трудолюбивые люди.
Исторические факты
История Гамаюнщины печальна, поучительна и достойна уважения. Слобода была пожалована Петром I князю-кесарю Фёдору Ромодановскому в вечное владение до прекращения его рода и лишь после этого могла отойти «ко дворцу». Крестьяне Гамаюнщины занимались земледелием, разведением скотины и домашней птицы, рукоделием. Они были оброчными, то есть после уплаты помещику оброка могли выбирать дело по своему усмотрению. Поэтому помимо сельского хозяйства занимались извозом и торговлей. По реке их товары попадали далеко за пределы региона.
Крестьянам, оставленным «на пашне» и переведённым с оброка на барщину, было нелегко. Барщину несли не только мужчины, но и женщины, девушки и даже старики: «На себя нам пахать давать во время пашни никогда не давает, и сено косить, скоту приготовить во время пары не допущает с работ».
Восстание
Гамаюны были обречены на уничтожение, и они восстали в 1752 году. Подробно о восстании можно прочитать в статье В.Трубецкого, опубликованной на портале «Ураловед». На усмирение восставших гамаюнов были высланы драгуны Рижского полка (500 человек) во главе с полковником Орлицей. Около Ромоданова до тысячи крестьян, вооруженных жердями, копьями, цепями и косами, одержали победу и взяли в плен полковника.
Инициаторов и руководителей восстания ожидала более горькая участь. Комиссия Опочинина приговорила их к различным видам смертной казни. Сенат заменил смертную казнь наижесточайшим наказанием – кнутом и ссылкой рабочих на брянские заводы Гончарова, а крестьян – на уральские заводы Демидова в «тяжкие заводские работы» пожизненно. Пожалели как рабочую силу. А чтобы не было соблазна вернуться назад, сжигали дома сосланных крестьян.
Поклонение птице
Этническая самобытность крестьян калужской Гамаюнщины, их культура и быт – это исторический факт. Особая роль в них отводилась птице как яркому образу народной и свадебной лирики, семейного быта и любви. Поклонение птицам символизировало тепло, свет, урожай, богатство. В весенних песнях-заклинаниях обращались к жаворонку, ласточке-касаточке, кулику, перепёлочке, синичкам-сестричкам, красногрудым снегирюшкам, чтобы они принесли «весну-красну», «теплу летушку», взяли бы «ключи весенние», «замкнули зиму», «отомкнули лето».
В крестьянской среде почитались петух и курица – символы плодородия. Они считались лучшим подарком, когда гамаюны ходили в гости. Петух к тому же был предвестником зари и солнечного света. Свадебные обряды крестьян Гамаюнщины связаны с ноябрьскими кузьминками, женскими праздниками–складчинами, на которых обязательным ритуалом были куры, принесение нарядных петуха и курицы в дом жениха.
В весенних обрядах особую роль играли куриные яйца. Яйца подкидывали вверх, чтобы рожь росла высоко. Известен обычай разбивать яйцо о лоб выведенного на первую пашню коня.
Изображения птиц на гамаюнских вышивках народные мастерицы называли уточками, петухами, павами, часто использовался арнамент с изображением павлина с хвостом в виде елочки (XVII в.). В них ярко выражены геометрические рисунки с орнитоморфными (изображение птиц) и растительными мотивами.
Женское начало
Кроме того, основным образам обрядов во время Троицы, Русальной недели, Масленицы, Коляды, птице гамаюн придавались также женские формы. Так, масленичная кукла в калужской Гамаюнщине представлялась молодой женщиной с подчёркнутыми формами, символизирующими её плодоносящее начало.
Ромботочечная композиция и сетчатый узор из ромбов вышивались, как правило, на занавесках, праздничных рушниках, входили в тканый орнамент поневы молодой женщины.
© 2004-2021 Издатель и учредитель: ГБУ КО «Издательский дом «КГВ»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-53846 от 26.04.2013 г.
Главный редактор сайта: Калакин Алексей Викторович.
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без активной индексируемой ссылки и упоминания имени автора запрещено.
Мятежные гамаюне
История эта началась с разболевшегося зуба. Пришлось тащиться в клинику, высиживать длиннющую очередь. В конце концов, упал в стоматологическое кресло. Пока врач мыла руки, скорее для самоуспокоения решил просто поболтать. На груди у доктора красовался бейджик «Доктор Тепикина М.Е.» Спрашиваю: «Доктор, откуда у Вас такая чудесная фамилия? Ваши предки не из Нижнесергинского района?»
Дело в том, что фамилия Тепикины характерна для Нижних Серег и в других местах мне не встречалась.
И тут доктор меня огорошила: «Нет. Фамилия у меня от мужа. А он из Курганской области. Однако, в Нижних Сергах живет моя бабушка – Блиновских».
Месяца через два оказался в длинной очереди рядом со своей университетской знакомой. Рассказываю ей эту историю о встрече двух людей через три поколения, и тут она меня огорошила: «И у меня так же получилось. Только на свадьбе мои родственники раскрутили родственников моего мужа. Оказалось, что и мои и его прапредки имеют родиной Нижние Серги».
Один случай – это случай. В двух можно пытаться найти закономерность. Знаю, что в Нижних Сергах проживает народец, именующийся Гамаюнами. Что это за явление, мне тогда не было известно. Только полумистическая сила могла привести к тому, что люди два-три поколения тому назад разошлись из Нижних Серег, а в дальнейшем, при поиске семейной пары среди десятков-сотен людей обратили внимание на тех, кто оказался генетически связан с Нижними Сергами. Что это за сила? Какие общие ценности могли их объединить? Можно попытаться отыскать аналогии в истории, когда этнические или религиозные общности типа евреев, цыган или старообрядцев, стараются сохранять свои ценности, в том числе и путем заключения браков между представителями своей диаспоры. Но ведь гамаюны – это же русское население. И тем не менее 270 лет они стремятся поддерживать свою языковую, бытовую, культурную идентичность. Что это за общность такая?
Каменные останцы на мысе Гамаюн
История первая. Самосознание. Попытаемся выяснить на месте. Кому же лучше знать, что такое гамаюнщина, как не самим жителям Нижних Серег?
«Гамаюнки, знаешь, за полста метров станут одна от другой, и давай перекрикиваться».
«У них особый диалект. Представь себе одну только фразу «Дух, нищё ня знаю», что означает «Ничего не знаю».
«Гамаюны – сильный здоровый народ. Потомки каторжников, сосланных на Урал».
Результат довольно скудный: шумный, веселый народец, обладающий особым диалектом.
История вторая. Этимологическая. Может быть, ситуацию с Гамаюнами смогут прояснить словари?
Берем в руки «Словарь русских говоров Среднего Урала», изданный Уральским университетом в 1964 году и читаем: «Гамаюн (и гомоюн) 1. Прозвище лиц с акающей речью. А в Михайловском-то гамаюны живут (Первоуральский р-н.). Тут у нас Михайлофский завод был. Вот придут завотские в деревню, их гамаюнами завут, они нас – пиканниками. (Н-Серг. р-н)
2. Прозвище лиц, говорящих на ином диалекте. Гамаюнами называли вятских (Каменск-Уральский р-н) Опять гамаюны поприехали (Чусовской р-н)
3. Трудолюбивый, прилежный человек. День и ночь робит, настоящий гомоюн (Мехонский район Курганской обл.). Мужик хорошой – из гамаюнов; они нарот толковой (Н-Серг. р-н)».
Проясняется, что гамаюны – люди с иным акающим говором, отличающиеся особым трудолюбием.
«В саду весь день копается. Он у нас такой гамаюн, ни минуту без дела не сидит». (Симбирская губерния, Калужский уезд, Тверская область)
«Мужик хороший – из Гамаюнов; они народ толковый». (Воронеж, Курган)
«Он ведь страшный гомаюн, все чего-нибудь да делает». (Свердловская область)
«Все-то хлопочет да старается дядя Иван. Смотри, как славно он свое хозяйство наладил. Гомоюн». (Урал, Зауралье)
«Гомоюн на деле». (Томск)
«У ней муж настоящий гомоюн». (Пензенская область)
Что вызывает удивление в приведенных высказываниях, так это, прежде всего, широкая география распространения самого понятия Гамаюн. Здесь уже и не скажешь, что оно характерно только для Урала. Оказывается, Гамаюны известны и в Томской, и в Симбирской (Ульяновской), и в Калужской, и в Тверской, и в Пензенской областях.
Разброс удивительный. И, тем не менее, подведем предварительные итоги.
Прояснилось, что Гамаюн –
1) человек трудолюбивый;
2) человек, обладающий иным, отличным от местного говором;
3) шумный, непоседливый человек;
4) прозвище жителей некоторых местностей;
5) явление распространено от Забайкалья на востоке до Калуги на западе.
И все-таки не пропадает ощущение, что эти достаточно разнородные понятия должны иметь что-то общее.
История третья. Демидовская. Что ж это за общность такая? Откуда появилась?
Поиски ответов на эти вопросы следует начать издалека. Дело в том, что и Верхне- и Нижне-Сергинский заводы построены были Никитой Никитичем Демидовым (?-1758), младшим сыном родоначальника уральских заводчиков – Никиты Демидыча Антуфьева.
Во-первых, в феврале 1726 года его, как крупного специалиста по железоделательному производству, приглашает Горная коллегия стать сборщиком десятины с частных металлургических заводов Тульской слободы.
И, наконец, в-третьих, заявив о себе, как об удачливом предпринимателе, в 1730 году Никита Никитич стремительно врывается на Урал, получив право строить на башкирских землях Шайтанский завод (ныне Первоуральский).
Карта Калужской Гамаюнщины – Ромодановской вотчины. Сост. М.Е. Шереметевой
Теперь под Калугой возник целый металлургический комплекс с одним доменным (Дугненским) и двумя переделочными (Брынским и Выровским) заводами.
Сотни мужиков и баб были согнаны на земляные, строительные работы. В жесткие сроки требовалось соорудить плотину, молотовые фабрики. От непосильной работы полсотни баб «принуждены были из чрев своих младенцев извергнуть». А мужики шапки ломали, кряхтели, надеялись отстроиться и вернуться по домам, к скотине, к земле. Не тут-то было! Новый хозяин своих крестьян перевел на положение полупролетариев. С земли согнал, а за работу на строительстве, а позже и на заводе платить позабывал. Так, что тем нечем было даже подушную подать оплатить. Протестовавших же порол нещадно. Крестьяне к этакому обращению как-то попривыкли. Но вот, когда самодурство статского советника (да разве ж он один такой был на Руси?) стало очевидным, народ потихоньку возмущаться начал. Ладно бы просто порол, а то еще «по тем ранам солью солит и кладет на разженное железо». Приказывал смутьянов в кандалы пудовые брать и к печи приковывать; а то еще рядом с домной клетушку построил, где недовольные просто высыхали, как лягушки без воды. Да и просто работать заставлял и в выходные и в праздничные дни, чем «от церкви Божиих отлучил и христианского исповедания и причастия лишил». Семьи разрывал, мужиков отдельно от баб рассылал на заводы, не по-божески это.
Все длиннее становился список претензий Ромодановских крестьян к новому барину.
Однако, то, что проходило у Никиты Демидова на далеком Урале, в Ромодановской волости вызвало сопротивление. В 1741 году крестьяне восстали, убили приказчика и ушли с работ. Никита Никитич поступил с ними по-отечески мудро. Троих человек смертию казнил, троих, бив кнутом, сослал в Сибирь, а прочих по жребию выпорол. Но и на этом не остановился. В конце 1740 года было принято решение о строительстве на Урале по реке Серге Верхнего и Нижнего заводов. Вот сюда-то и отправил, отец родной, своих бунташных «крестьян из гамаюнов в разные заводские работы немалое число до 700 человек», чем, надо полагать, окончательно разорил зловредное Гамаюново гнездо.
Но урок не пошел впрок, и на Святую неделю 1752 г. Ромодановские крестьяне снова забунтовали. Смутьяны воду из заводского пруда спустили, в огне угольные кучи оставили и ушли с завода. Отписали челобитную в Сенат и к царице. Послали ходоков в столицу. Из жалобы становилось понятно, чем недовольны и чего просят крестьяне. А просили они вернуть их в состояние дворцовых крестьян, принадлежащих не частному помещику, а Её императорскому величеству. По мнению крестьян, в бытность царем Алексея Михайловича земли, что в излучине Оки лежат южнее Калуги, были отданы боярину Григорию Григорьевичу Ромодановскому и его потомкам с условием, что, если прямых наследников у князя не останется, то волость вернется в собственность Великого Государя.
Вот сейчас крестьяне и выяснили, что купил их Н. Демидов супротив закона и есть у них шанс не мучиться более на новостройках, а вернуться к привычному крестьянскому труду, но для этого необходимо добиться перевода их в собственность двора Ее Величества. Тем более, что год назад, в 1751 году, Н.Н. Демидов попытался приобрести у князя Репнина Оболенскую волость здесь же, поблизости от Калуги. Но пришлось вотчину вернуть императрице.
Ромодановские крестьяне (2268 душ мужского пола) приняли решение: «у статского советника Демидова и его детей в подчинении не быть, в вотчину их не впущать», о чем и было послано прошение в провинциальную Калужскую канцелярию. Тех же из крестьян, кто был нестоек, «послали в церковь, в которой, собрав той волости попов с причетники, пели молебен и присягу чинили и крест целовали в том намерении».
В канцелярии, недолго думая, годных в военную службу жалобщиков публично высекли плетьми, а 14 негодных – кнутом. Чтоб неповадно было жаловаться!
Московская сенатская контора, получив сообщение о безобразиях, творящихся в Ромодановской волости, срочно направила туда Рижский драгунский полк: зачинщиков выявить и потребовать полного подчинения Демидову. А если не починятся, «то полку вступить в волость и с крестьянами, как с противником, поступить военною рукою».
Крестьяне вооружились ружьями, рогатинами и «протчим дреколием и каменьем», и решили, «пока указ о приписке их ко двору последует, не даваться и друг за дружку стоять».
Когда команда из 500 драгун переправилась через Оку, крестьяне напали на них и разоружили, а полковника П. Олица помяли и под замок посадили, пообещав обменять на Н.Н. Демидова.
Одновременно восставшие послали гонцов на демидовские заводы на Урале «к гамаюнам» с призывом «быть противными послушанию». Обеспокоенный Евдоким Демидов обратился в Сенат с просьбой предписать Екатеринбургской главной канцелярии выслать военную команду на уральские заводы Н. Демидова.
Претензии крестьян были теми же, что и в 1741-42 гг.
Н. Демидов, купив вотчину, многих крестьян отослал на свои Сибирские заводы.
Оставшиеся крестьяне должны платить государевы поборы за убывших.
При прежних владельцах даже у самого последнего крестьянина было по 10 и более лошадей. Сейчас все хозяйства разорены.
Мужей, жен и детей разрывает для работы на заводах.
Принуждает работать на заводах в кандалах.
Работа на железных заводах никакого пропитания крестьянам не дает.
Восстание Ромодановских крестьян 1752 года. Экспозиция Калужского краеведческого музея
Пять месяцев, с апреля по август 1752 года, крестьяне Ромодановской волости не пускали к себе ни полицию, ни приказчиков, ни армейские части, которые власти тут же распорядились поставить на постой к смутьянам. В конце концов, Военная коллегия, бросив на подавление восстания два полка с артиллерией, сожгла село Ромоданово – рассадник свободомыслия. Участников бунта (около 700 человек) привлекли к ответу. В ходе расследования выяснилось, что крестьяне безбожно оболгали своего барина. Он и хлеб растил, раздавая бесплатно крестьянам. Ну, уж «по чему кому причлось». И зарплату-то он платил еженедельно, и никаких накладок сверх определенного прежними помещиками «от Демидова не бывало», что касается кандалов и клетки мифической, то и их не смогло обнаружить следствие, да и вообще крестьянам обсуждать поступки своих помещиков не положено, тем более, челобитные писать. В общем, по всем статьям оказались крестьяне неправы.
Только вот непонятны тогда жалобы Н.Н. Демидова на послабление восставшим со стороны калужских купцов, калужского воеводы Ф. Шагарова, регистратора юстиц-коллегии А. Протопопова, бригадира Ф.Т. Хомякова, принимавшего участие в усмирении крестьян, бургомистра калужского магистрата И. Коншина. И сумел-таки Н.Н. Демидов добиться привлечения всех их к суду. Через колено переломил, но показал, кто в доме хозяин.
Но и на этом события не завершились. В декабре того же 1752 года Ромодановские крестьяне в который раз уже восстали. И напишет тогда Никита Никитич в Москву, «что плуты и воры гомаюне опять забунтовали со рвов ушли и пошли великим валтом, страшно и слышать, с великим дубьем».
История четвертая. Ромодановская. Стоит обратить вниманием на бывших хозяев Ромодановской вотчины князей Ромодановских, чтобы понять историю появления термина Гамаюн.
Один из основателей славного города Екатеринбурга, будучи, по совместительству, еще и одним из первых российских историков, Василий Никитич Татищев в своем труде «История Российская» писал о существовании в XVI-XVIII веках у русской аристократии фамильных знаков, которые на польский манер «за имяна гербам приложены»: род Татищевых имел знак и прозвище Нуздай, Голицыных – Гамар, Шереметьевых – Шеремет, Ромодановских – Гамаюн.
История пятая. Этимологическая. Понятие «Гамаюн» можно попытаться объяснить исходя из трех дополнительных источников.
Но вот город Смоленск, где Иван Петрович был воеводой с 1672 года на своем гербе имеет пушку, а на ней торжественно восседает птица Гамаюн.
Печать с гербом Смоленска.
На пушке птица Гамаюн
Современный герб Смоленска
Источник второй – Западно-Европейский. Само слово «Гамаюн» стало активно проникать в русскую литературу в XVII-XVIII веках из переводной с латыни научной литературы.
«Здъ (на Мальдивских островах) обретается точию дивная птица гамаюн, яже и райская именуется». (География или Краткое земного круга описание. М.: 1710)
Можно было предположить, что в данном случае речь идет о мифической птице, как часто бывало в географической литературе, однако, во время европейского путешествия Петра I на юг континента был отправлен стольник Петр Андреевич Толстой. В своих отчетах о поездке он вспоминает о посещении одной из кунсткамер в Южной Австрии следующее.
А вот какое. Князья Ромодановские, вполне вероятно, имели возможность содержать в своих имениях павлинов. Птица настолько превосходила по расцветке оперения все, что было известно местным крестьянам, что под ее влиянием оказались женщины, с XVIII века начавшие украшать свою одежду и края полотенец изображениями птицы счастья – Гамаюн.
Концы полотенец, Калужская губ. Гамаюнщина. Из собраний Калужского краеведческого музея.
В качестве третьего варианта можно рассмотреть славянское слово gameti – гаметь, кричать, шуметь, галдеть (Влад., арханг., яросл., твер., новг., перм.,тул., курс., тамб., забайк., амур., олон., волог.) («Этимологический словарь славянских языков»). При этом нужно иметь в виду несколько обстоятельств. Во-первых, понятие сие чисто славянское. Во-вторых, чрезвычайно широко распространенное. В-третьих, именно на «Гаметь» основывал свои рассуждения и В.И. Даль, определивший «Гамаюна», как «крикуна», «горлопана», родственного понятиям «гам, гомон, шум».
А упомянутый ранее В.Н. Татищев в своем «Лексиконе» указывает, что «Гамаяны и Рамодановщина – волость в Калужском уезде, была издревле Ромодановских». (Татищев В.Н. Избранные произведения. Л.: Наука, 1979, С.230).
История шестая. Этнографическая.
В середине двадцатых годов нашего столетия сотрудник Калужского краеведческого музея М. Е. Шереметева совершила ряд поездок по Калужской области и пришла в изумление. 17 деревень, которые представляли собой калужскую Гамаюнщину, оказались связаны семейным родством, общим хозяйством, совместным владением угодьями, одинаковыми обычаями и общими воспоминаниями о бунте в Ромодановской волости в 1752 году. Удивительным оказалась и чрезвычайная архаичность одежды калужских Гамаюнов. В начале ХХ века они активно сопротивлялись распространению в своей среде городской мещанской и купеческой моды (с. Ромоданово находилось в 1 версте от г. Калуги), предпочитая сохранять крестьянские традиции середины XIX в.: кички, поневы.
Можно высказать несколько предварительных соображений. Возможно, калужские Гамаюны представляют собой какую-либо этническую группу финно-угров или балтов. Рядом расположены земли Мещеры, Муромы, севернее Москва так же, как и уральские реки Кось-ва, Ней-ва, Сось-ва, указывают на то обстоятельство, что до прихода русских, а, может и после, данная местность была заселена финно-угорскими племенами.
С появлением Гамаюнов на Урале возникла яркая то ли этническая, то ли языковая, то ли хозяйственная, то ли сплоченная единым прошлым общность.
Уральские Гамаюны сохранили некоторые внешние признаки, позволяющие выделять их из общей среды. К ним относятся: невысокий рост мужчин (165-175 см), крупные головы у мужчин; прямой нос; светлые (зеленые, серые, голубые) миндалевидные глаза; ямочка на подбородке; раздвоенный кончик носа; белые, мягкие волосы у детей («волосы ленок»).
Попробуйте найти в любом другом месте такое количество светловолосых детей, как в Нижнесергинском районе.
Совершенно особый диалект позволяет и сегодня безошибочно определять выходцев из Гамаюнии. Мягкий тягучий говор дополняется своеобразным словарем. С одной стороны «гамаюн» воспринимается, как признак самоидентификации человека. По этой причине Верхне- и Нижнесергинские мастеровые в декабре 1883 года устроили драку в кабаке, выясняя, кто из них более Гамаюны. По той же причине одни и те же фамилии имеют в разных Сергах различное ударение: Е/ловких и Еловск/их.
История шестая. Уральская.
Позже, в 1789 году, московский купец Михаил Петрович Губин, купив Сергинские заводы, начал создавать на Урале свою металлургическую империю. Построил Михайловский завод в устье Серги, переселил в него Гамаюнов из Нижних Серег. Так и сохранилось племя гамаюнов в Первоуральске, Верхних и Нижних Сергах, в Михайловске, Каслях и Кыштыме.
Карта Уральской Гамаюнщины (Верхние, Нижние Серги, Первоуральск, Михайловский, Верхний Уфалей).
После страшного голода, охватившего страну в 1891-92 годах, около трехсот семей из Нижне-Сергинской волости переселились в Красноярский край. Так гамаюнство проникло в Сибирь.
Но как измерить силу традиций, которая на протяжении двух с половиной сотен лет позволила Гамаюнам не ассимилироваться с русским населением Урала, а сохранять свою самобытность?
Что же касается мыса Гамаюн, то и здесь все несложно. В 1921 году, когда после гражданской войны начал подниматься из разрухи Верх-Исетский завод, послали отсюда ходоков на маленькие уральские заводики. Дошли гонцы и до Серег, пообещали работягам сносную жизнь в городе. Так и оказалась еще одна община Гамаюнов в Свердловске. По выходным рабочие с семьями на лодках пересекали Верх-Исетский пруд и гуляли на облюбованном ими лесистом мысу, песни пели, жгли костры. За эту привязанность мыс и получил гордое прозвище Гамаюн.
А на Верх-Исетском заводе сложились рабочие династии, носящие гамаюнские фамилии: Чекасины, Гилевы, Колосовы, Кобяковы, Куклины, Подчиненовы, Коноваловы, Стенины, Папилины и др.
В 50-е годы свердловский археолог Елизавета Михайловна Берс начала исследование археологических памятников бронзового времени на мысу Гамаюн. Памятники настолько были своеобразны, что были выделены ею в Гамаюнскую культуру.
Изделия из камня и керамики эпохи поздней бронзы гамаюнской археологической культуры.
Так вот и вошло это название в историю России, Калуги и Свердловской области. В историю крестьянства, железоделательного производства, топонимику и в археологию нашей страны.