галлы кто это такие
Галлы – народ, покорённый не мечом, но словом
Галлы были ярким и знаменитым кельтским племенем. Начиная с V века до нашей эры они населяли обширные территории Европы, занимали земли современной Франции. Тем не менее, исторической родиной галлов являлись Британские острова, где они стали настоящими хозяевами.
Увы, господство галльских завоевателей не длилось долго – до I века до нашей эры. Их вытесняет могущественный народ, создавший самое великое государство того времени – римляне, силе которых кельтам противопоставить было нечего. Почему же сегодня мы говорим о галлах лишь в прошедшем времени? О каких галльских обычаях сохранилась информация в старинных источниках?
Народ великих воинов
Галлы – не просто один из кельтских народов, а, по сути, сами кельты. Отделять галлов от кельтов, на мой взгляд, не совсем верно. Дело в том, что впервые название «кельтои» использует античный историк Геродот.
Однако в III веке до нашей эры у Иеронима Кардийского встречается другой термин. В своих трудах он называет кельтские племена, что захватили немалую часть европейских земель, словом «галата». Именно это определение в дальнейшем и стали использовать римляне, до нас же дошёл их вариант названия галлов.
Карта Галльских племен / © Homoatrox / wikimedia.org
«Галлия по всей своей совокупности разделяется на три части. В одной из них живут бельги, в другой — аквитаны, в третьей — те племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем — галлами»
Цезарь, “Записки о галльской войне”
Когда же появились галльские племена? Интересно, что изначально родиной этого народа стала не Ирландия или Британия, как многие предполагают, а окрестности Рейна и Верхнего Дуная.
Историки предполагают, что галлы начали процесс своего формирования как народа около VII века до нашей эры. Вскоре у племён возникла необходимость поиска новых территорий, ведь численность народа увеличивалась.
Галльские воины среднего Латинского периода 3-го-2-го века до нашей эры / © Ангус МакБрайд
Галлы отправились на запад, где сразу же заняли французские земли. Во многом успешные завоевательные походы галлов были обусловлены их воинственным нравом, противостоять которому не могли местные народы.
Как указывается в римских источниках, галлы часто применяли тактику внезапного нападения. С детства они учились маскировке, а постоянное проживание в лесах превратило их в истинных «детей природы», которые с лёгкостью прятались и бесшумно передвигались под укрытием деревьев.
Римляне не прощают дерзости
В конце IV веке до нашей эры галльские войска переходят под командование вождя Бренна. На это же время приходится и расцвет галльской власти в Европе, культурный и социальный подъём народа.
Мне кажется, сами условия способствовали тому, что галлы решили попробовать свои силы с более серьёзным противником – Римской империей. В 390 году под предводительством Бренна племена атакуют Рим, намереваясь захватить город, однако это дерзкое вторжение оборачивается провалом.
Но если в противостоянии с римлянами всё прошло далеко не так гладко, как рассчитывали галлы, то другие народы считали их непобедимыми племенами. Известно, что галльские воины часто поступали в качестве наёмников. Особенно часто к их услугам прибегал Карфаген, который долгое время конфликтовал с Римом. Тем не менее, излишняя самоуверенность превращалась в гибельное качество галлов.
«Бренн и его часть трофеев» (1893)
Художник: Поль Жамен
Местонахождение: частная коллекция
Как думаете, могли бы римляне простить кельтам вторжение на их территорию? Без сомнения, нет. Именно это мы и видим, открывая новую страницу истории. Во второй половине III века до нашей эры галльские земли приходят в упадок, который во многом был обусловлен наступлением легионеров на кельтские территории.
Галльские наемники в Египте, первая половина III века до нашей эры / © Ангус МакБрайд
Культура сильнее меча
Несмотря на войны, самым серьёзным ударом для галлов оказалось мягкое воздействие на их быт и культурные аспекты. Юлий Цезарь приказывает постепенно романизировать галльские территории, что приводит к исчезновению галлов как народа. Конечно, противодействие римской политике продолжалось, однако отдельные бунты и вспышки недовольства не могли изменить ситуации.
Я уверена, что никакие войны и противостояния, даже истребление не остановило бы галлов, однако именно замена языка, вытеснение знаний о предках положили конец некогда великому народу.
Утерянные верования галлов
Исторические источники сохранили немало сведений о традициях галлов и, надо признать, они вызывают неподдельный интерес у всех, кому небезразлично прошлое. Необыкновенно самобытными были верования этого народа.
Сама природа для галлов уже считалась предметом поклонения. Они обожествляли деревья и водоёмы, что помогали людям жить. Немало галльских преданий рассказывает об источниках, что были скрыты в непроходимых чащах, а потому считались священными.
В галльском обществе особым почитанием пользовались жрецы-друиды. Они считались людьми, наделёнными тайными знаниями, провидцами и лекарями. Предсказывать будущее друиды могли с помощью растения омелы.
Памятник Верцингеториксу на месте битвы
Автор фото © Myrabella
Местонахождение: Ализ-Сент-Рен, Франция
Кстати, до сих пор в поверьях многих народов Европы этот цветок считается волшебным. У галлов были распространены жертвоприношения. Как писали римские историки, порой в жертву божествам приносили даже людей, однако такое всё же случалось крайне редко.
Увы, загадочная и порой странная культура кельтов так и смогла противостоять обычаям более могущественных народов. Галлы оказались поверженными – пусть не физически, но духовно, однако это не меняло исход. Мне бы хотелось, чтобы их история заставила задуматься многих людей. Она наглядно показывает, что без культуры народ не становится сильнее или слабее – он просто исчезает.
Кто такие Галлы и почему их боялась вся Европа
Галлы, они же кельты, давно исчезли как народ, растворившись в большинстве европейских наций без следа. Что нам известно о них? Кто-то скажет про Астерикса и Обеликса, кто-то про военную компанию Цезаря, но мало кто вспомнит, что этот народ захватил почти всю существующую Европу, а также одни из немногих кто захватил Рим.
Интересно заметить, что галлами их называли римляне, а кельтами- греки. Кстати именно галлы придумали меч Гладиус, которые использовали римские легионеры.
Кто же такие Галлы и откуда они произошли?
Галлы- племена кельтской группы, проживавшие на территории современной Франции, части Швейцарии, Англии, Германии и Северной Италии (ранее Галлии). Начинали они от истоков Дуная, ведя кочевой образ жизни. Позже галлы поймут, что легче завоевывать и отбирать, чем придумывать что-то свое. Они начнут изучать военное дело, а после создадут империю. Причем они настолько долго жили на западе Евразии, что впитали в себя множество аборигенных обычаев.
Внешний вид Галлов
По одной из версий, название «галлы» произошло от греческого слова «молоко» и вызвано было «молочной» белизной кожи вторгшихся в Грецию кельтов. Так же они отличались высоким ростом, светло-русыми волосами и голубыми, либо серыми глазами.
Кстати, некоторые считают галлов за варваров, не понимая, что в Риме варварами называли иностранцев, а не дикарей.
Что касается женщин в племени, они были очень красивыми и ценились в обществе.
Носили галлы широкие шаровары, камзол с длинными рукавами и короткий плащ из овечьей шерсти. Кельты очень любили украшения, поэтому золотые цепи, кольца и ожерелья носили не только женщины, но и мужчины.
Галльские завоевание и захват Рима
Благодаря развитию военного дела галлы быстро обскакали всех аборигенов Европы, именно они завоевали германцев и лигуров и пиктов. Благодаря такой обширной территории и большим количеством природных ресурсов, начала развиваться экономика и торговля, что положило начало их геополитике.
Экспансия и захват Вечного города
Кельты участвовали в нескольких главных античных войнах, немало повлиявших на историю. Около 500г. до н.э. они отняли Испанию у карфагенян, позже захватили у Этрусков Северную Италию, а также покорили Иллирию.
Именно война кельтов с Карфагеном, спасла Грецию от восточных завоеваний, так как Карфаген не смог предоставить свои отряды в помощь Персии.
Около 400г до н.э. Галльская империя находилась на своем пике могущества, объединившись с Римом они добивали Этрусскую лигу. Но хозяева Вечного города проявили неосторожность, когда во время совместного штурма Клузия римляне, видимо из презрения к северным варварам, поступили не по христиански, и, когда город был почти взят, начали по приколу резать еще и галлов заодно.
Кельты прибывали в шоке от такого дерзкого поступка, и потребовали выдать предателей. Рим в ответ лишь назначил «предателей» военными трибунами и послал под их командованием войска на границу с Галлией, Тогда взбешенные кельты двинулись на Рим.
Интересно, что кельтская армия проявила гуманность по дороге к Вечному городу, ни один город не был разграблен.
18 июля 390г до н.э. произошла долгожданная битва, где римская армия была разбита, этот день величайшего позора будет помечен в римском календаре как день горести. Победители этой битвы заняли итальянскую столицу и покинули Италию только после огромного выкупа.
Войско галлов
Основой галльской армии была кавалерия. Кельты отказались от использования колесниц. Служба в кавалерии была престижным делом, туда попадали только привилегированные члены общества.
Любимой тактикой кавалерии была стремительная атака сплотившихся в тесные ряды всадников. Враги часто не выдерживали такого дружного напора и бежали. Интересно, что пехота галлов иногда сражалась даже врукопашную (не в строю). В ближнем бою в руках находился щит, который держался над головой при плотном построении во время отражения атак и стрельбы из луков. В бою вели себя очень агрессивно, громко кричали и били в барабаны для устрашения противников.
Быт и религия Галлов
Быт и религия у этого народа были тесно переплетены. Ключевой частью веры галлов был культ природы. Почитались деревья, леса, магические растения. Кельты поклонялись воде – родникам, рекам, озерам, ручьям и морям. Галлы верили в существование целебных источников и считали эти места, скрытые в глубоких лесных чащах, священными. Их идеалом была жизнь на природе, в обширных сельских поселениях, посреди своих соплеменников, среди своих земель и стад.
У кельтов были приняты жертвоприношения, но людей приносили в жертву крайне редко и лишь в том случае, если стране угрожала гибель. При этом кельты не боялись смерти. Они верили в переселение душ, поэтому им не было страшно погибнуть на поле боя, и воины самоотверженно и смело сражались, о храбрости галлов писал Цезарь в своих хрониках, а он был скуп на комплименты.
Кельты формировали большие поселения, строили деревянные дома и покрывали их соломой. Обстановка в жилищах была скромной: спали обычно на соломе или шкурах животных, хотя в домах всегда было достаточно посуды и прочей утвари. Часть этих предметах обязательно укладывали в могилу умершего для его загробной жизни.
Конец гегемонии и заключение
После захвата Вечного города Рим и Галлия находились 100 лет в мире, до момента пока Кельтская империя не начала распадаться. Восстания происходили по всей территории могущественного государства, а когда все успокоилось, от империи остались лишь разрозненные племена, чем в последствии воспользовался Рим.
В чем же причина провала? Как мне кажется, Галлия отличный пример, что происходит с государством, когда его объединяет только религия. Предлагаю сделать и вам вывод, что страна, которая управляется священнослужителем, чей авторитет держится силой сверхъестественного, впоследствии, деградирует.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Не наши Предки Галлы. Как жили? Что пили? Мифы и воображаемая реальность. Часть 3
Разобравшись с топонимами, этнонимами и прочими гусями, поговорим теперь о самом главном — о самих галлах. Всё-таки — первое население территории нынешней Франции.
Французы на протяжении последних двух столетий с завидным упорством сами себя убеждали: «Наши предки Галлы» были дикарями и варварами, цивилизации не знали, ничего путного не умели, пили свою ячменную брагу (cervoise) попрятавшись по шалашам в лесу, глупые, вздорные, драчливые, одних друидов с длинной бородой и золотым серпом слушались. Потом пришли Римляне, увидели, победили, галльские земли подобрали, обогрели, облагодетельствовали, о-романизировали, о-цивилизовали… Римско-греческие авторы тоже (вернее — изначально) подбросили «пергаментов в огонь»: по тем или иным причинам, но практически постоянно, кельтские племена в имперских манускриптах представлены весьма нелицеприятно. Подтверждая дикую и варварскую природу галлов. А сами галлы романов о себе не написали, летописей не оставили, вообще ничего письменного не вели. Не употребляли письменность всуе. И величественных каменных сооружений с фресками и барельефами не соорудили. В отличие от пирамид Египта, да колоннад Капитолия. То есть все имеющиеся «исторические» сведения — «в одни ворота». И сведения эти крайне предвзяты. Или предельно лапидарны. Как в случае с Цезарем и его «Bello Gallico» («Commentarii de Bello Gallico»). Собственно — основной источник всей информации про галлов («На самом деле, большинство этнографических пассажей в «Bello Gallico» скопированы с произведения Посидония (Posidonios / Ποσειδώνιος,≈135 BC — ≈51 BC), греческого философа, побывавшего в Галлии лет за сорок до Цезаря»). Проблема: там, где требовалось бы, для понимания, пять-шесть страниц мелкого почерка, Цезарь употреблял четыре слова. Вторая проблема: Цезарю никто не возражал, комментов к его Commentarii не «постил». Vae victis — историю пишут победители. Труд Посидония утрачен. Так что, как Цезарь написал — так оно и заучивалось на протяжении более двух тысяч лет. А как и что там было на самом деле…
На картинке: эпохальное сочинение Цезаря
Современная археология в помощь, сегодня про галлов известно несказанно больше, чем тысячу, сто, пятьдесят, двадцать лет назад. И галлы оказались совсем не такими, какими вы думаете.
Отдельное спасибо закону о «Превентивной археологии» (Archéologie préventive). Прежде чем начать что-либо копать, строители обязаны позвать археологов. Археологи копают первыми, и за минувшие два-три десятилетия накопали и самыми совершенными методами изучили практически всё то, что составляет современное знание о кельтах и их бессловесной цивилизации. Даже если первые открытия датированы ещё XIX веком, основные знания пришли за последние 20-30 лет. Потому — честно вам признаюсь — сегодня, ради написания данной рассказки, я предпочитаю читать либо самые последние статьи / книжки современных историков (а никак не прошлого века фундаментальные труды, хотя их тоже), либо уж античных авторов. Причём противоречий в современных и не очень современных источниках столько, что приходится порой разбирать латынь оригиналов. Или запрашивать разъяснений у специализированной профессуры… Это я как бы отвечаю на некоторые полученные комментарии к прежним сериям…
На картинке: превентивная археология, Страсбург.
Ну и наконец про самих Галлов.
Про гигиену.
На картинке: «туалетный несессер» Галлов
«Что же касается бороды, некоторые её бреют, другие умеренно отращивают. Знать тщательно бреет щёки, но оставляет расти усы до того, чтоб их рот был закрыт…: так, когда они едят, в их усы забивается еда, и когда они пьют, напиток проходит через усы как через фильтр». Диодор Сицилийский (Διόδωρος Σικελιώτης /Diodorus Siculus, ≈90-30 BC).
Причёски у Галлов тоже были «в высшей степени изысканными». Если верить изображениям на монетах и редким статуям. Или очарованным свидетельствам римлян с греками, уже давно привыкших стричься просто и коротко. Кельты из волос наворачивали замысловатые кренделя, выработав несколько различных моделей. Крендель по лбу, крендель сбоку… Иногда выбривали затылок, быть может наподобие и по смыслу монахов средневековья. Разумеется, заплетали косички, асимметрично. Как мужчины, так и женщины (всевозможные украшения тоже гендерными различиями не выделялись). Главное, в отличие от французских придворных куда как более поздних времён с их париками в мышиных гнёздах, галлы — мылись. «Без конца моя волосы мылом с известковым молоком, они поднимают их (волосы) от висков к макушке и затылку, так, чтоб это было похоже на Сатира или Пана: поскольку их волосы становятся всё гуще и гуще от подобного обращения, они уже ничем не отличаются от лошадиной гривы». Диодор Сицилийский. «Пользуются также мылом, которое изобрели Галлы, чтобы красить их волосы в рыжий цвет; они наводят туалет с помощью сала и пепла; (мыло) высшего качества — с пеплом бука и салом козы. У них есть два сорта (мыла): твёрдое и жидкое; одно и другое широко распространены среди германцев, у которых мужчины его используют чаще, чем женщины». Плиний Старший (Gaius Plinius Secundus, ≈23 — 79 AD).
На картинке: кельтский «принц», оппидум Глауберг (Glauberg), Германия, ≈500 BC.
Про жильё — житьё — бытьё.
Картинка из учебника по истории. Пояснительный текст:
. «На иллюстрации вы видите деревню Галлов. Большинство мужчин деревни ушли на рыбалку или охотиться на кабанов и медведей. Им не нравится оставаться в их домах. Это хижины с крышей из соломы. Старик в белом платье — это священник. Священнослужители у Галлов назывались друиды. В Галлии нет школ. Но друид обучает Верцингеторига, потому что он (Верцингеториг) сын галльского шефа (принца)». Примечание. тема галльского леса, полянка, на которой можно строить жилище и возделывать рожь, ячмень, коноплю. — Одежда Верцингеторига и Галлов, стоящих поодаль в знак почтения: узкие брюки, блуза, поверх которой плащ разнообразных и ярких цветов. — Дольмен (= могила), ветка омелы, выросшая на дубе, на которую указывает друид… религия Галлов: омела лечит и приносит удачу; человеческие жертвы на камнях дольмена. — Размышления: лучше жить в XX веке или во времена Галлов? Эти Галлы не дикие люди, но они ещё были варварами«.
Очень мне нравятся старинные учебники! Не знаю, когда прекратили издавать вот именно этот «курс» (Histoire de France, Gauthier — Deschamps, Aymard A., Librairie Hachette), цитируемая книжка датирована 1933 годом… Остальные учебники идентичны. И существовали до после Второй Мировой Войны включительно… Рассказывают, что ещё в середине 50-ых по таким учились… А я себе давеча прикупила несколько штук. Некоторые старинные, а кое-что переиздано совсем недавно. Надеюсь, не для школ…
На картинке: иллюстрация из учебника для начальной школы. «Самая знаменитая из всех книга по Истории для детей» (из аннонса на обложке современного переиздания). Тот же лес, та же поляна, та же круглая земляная лачуга с соломенной крышей…
Ernest Lavisse. Histoire de France. Cours élémentaire. Armand Colin, 1913
И так далее, и тому подобное (в заключительной главе ещё поговорим об учебниках). «Наши предки Галлы». Дикие, без школ, живущие по лесам в хижинах из земли, без окон, под соломенной крышей, проводящие всё время своей никчёмной жизни в погоне за кабанами.
Впитанное с фиолетовыми чернилами школьных промокашек очень трудно выбить из сознания. Но галлы жили не совсем так. Вернее — совсем! совсем!! не так. Во-первых, уж если Галлия и дала что современным французам в наследство, так это, без малейших споров и сомнений — пейзаж страны. Кельты будущей Франции очень быстро сумели распознать все плодородные земли, все пригодные для пахоты поля, все самые жирные луга, все леса, полные дичи. Что надо выкорчевали и вспахали, что не надо — оставили под огороды, на остальном пасли, реже охотились. Из потребляемого мяса в рационе только 10% — продукты охоты, остальное взращено собственными руками. Причём столь милые сердцу и желудку Обеликса кабанчики составляли во всём «наохоченном» всего-навсего 1% (есть такие учёные, архи-зоологи, архи-ботаники, карпологи, педологи, палинологи, антракологи, малакологи, палеопалинологи… которые по объедкам в античных помойках, по семечкам и спорам в иных местах, по почве, костям, ракушкам, уголькам и т.д., умеют определить, кто что ел в доисторические времена, в каких количествах, где что когда росло, когда дремучие леса уступили место полям со злаками).
Что ели, что пили.
Вместо много-много диких кабанов, ели галлы в большом количестве домашних свиней. Которых сами же и выращивали. И из которых умели делать прекрасные ветчины, паштеты, колбасы и прочие «солонины» (что массово экспортировали римлянам и грекам). Из домашних гусиков, кроме прочего, уже научились извлекать «фуа гра». Досуга бегать за дикими кабанами по непроходимым чащам хватало исключительно у «знати» — эдакий спорт и кружок по интересам. А в общем и целом, дикий кабан был для галлов животным сакральным, почитаемым за его силу, бесстрашие, боевитость и плодовитость; вместилище знаний, земное воплощение главных богов… На божественных пирах, в ином мире, кабанчики всегда приготовлены «à point», и никогда не кончаются. В мире этом потреблялись во время трапез многодневного праздника Самайн… Галлы латенского периода часто изображают кабанов (стилизованно) в статуэтках, на монетах, «на штандартах», в раструбах воинственной дудочки (трубы) Карникс. Кое-кто сравнивает Галльского Кабана со Священным Орлом Рима… То есть, не самое затрапезное — в прямом смысле — животное… Зато галлы ели собак. Быть может не везде, не по всей Галлии, но ели. А из собачьих шкур делали коврики. За что собаки очень ценились… Ещё ели лошадей (и до сих пор едят) (а собак потомки кельтов, например в Германии, ели аж до второй половины прошлого века, по местам), баранов, овец, говядину, уток, гусей, кур, рыбу, морковку белую, репу, прочие овощи, бобовых много, злаки всевозможные… На сладкое — «кукис» из муки, лесных орехов и мёда… Пили воду, сидр, «медовуху» (hydromel) и «сервуаз» (cervoise) — чисто галльское подобие пива, из ячменя, но без хмеля. И без пены. И без пузыриков. Каждая семья варила своё, удобряя ароматными травками. «Сервуаз» был безопаснее воды… По особо важным случаям пили импортное вино (см ниже). Всё, как у людей.
На картинке: золотой статер с кабанчиком, галльская эпоха.
Statère d’or au sanglier, l’époque gauloise
Где жили.
Про леса, полянки и шалаши «а ля Ниф-Ниф» учебники XIX-XX века несколько «приукрасили». Со знаком наоборот. У европейских кельтов описываемой поры уже давно существовали крупные города-крепости, вошедшие в историю (спасибо римлянам и Цезарю лично) под названием «оппида» («оппидум», латинское «oppidum», во множественном числе «oppida»). С крепкими, чисто галльской архитектуры, стенами и строгой планировкой. И с весьма развитыми ремёслами. Сельского хозяйства галлы в своих оппидах не вели, пропитание поставляла провинция со множеством некрупных ферм. Земледелие у галлов тоже было на удивление развитым, но об этом (если не забуду) чуть позже.
На видео: типичный кельтский оппидум (упс, видео можно посмотреть в оригинале записи, здесь только фото)
Вот только не стоит впадать в анахронизм и сравнивать кельтские оппида с колоннадами Рима времён Траяна (Marcus Ulpius Traianus, 53 — 117). Сравнивать надо с небольшими римскими городами III — II BC. А они тоже были из земли и дерева…
В сельской местности галльские дома на примитивные шалаши опять же не походили. Напротив, были просторными, очень высокими и необычайно «хитрыми». «Умный дом». Отопление распространено «центральное». То есть буквально — очаг посреди дома. Трубы не наблюдается. Но и никакого «топления по чёрному» также не зафиксировано. Дымоотводом служила сама конструкция крыши — либо, действительно, из соломы, либо из деревянной «черепицы», в зависимости от региона. Дом «дышал», а дым уходил сквозь естественные отверстия в кровле, которая в обратном направлении, при снеге и дожде, оставалась непроницаемой. Заодно подобное «окуривание» как следует дезинфицировало помещение, убивая всяких там жучков-паучков и прочую гадость. Имелись под высокой крышей и специальные окошки для проветривания, открываемые и закрываемые «дистанционно» (дабы не карабкаться всякий раз на верхотуру, галлы придумали свой первый «пульт» — из веревки с грузом). А ещё галлы использовали ключи для дверей! Из чего можно предположить, что уровень их цивилизации уже поднялся до воровства. А вы говорите — дикари, дикари…
Картинка из школьного учебника.
Нынешние любители галльской старины воспроизвели типичную галльскую деревню и на собственном теле испытали жилищные условия «наших предков». Говорят — превосходно. Сплошная экология и энергосберегаемость. При минус одиннадцати и двадцати сантиметрах снега снаружи, отужинав свежеприготовленным бёф-бургиньон, наутро проснулись с вполне гигиеничной температурой +16°C. «Tranquille».
Воспроизводить, правда, галльские постройки не просто. Как и во всём прочем относительно кельтской истории — нужно немало воображения. От деревянных домов, за две с лишним тысячи лет, остались исключительно… дырки! В прямом смысле — дырки. Не от бублика, но от давно растворившихся в земле деревянных свай. «Trous de poteaux» — дословный археологический термин. «Дырки от столбов».
На картинке: реконструкция по «trous de poteaux»
Среди дырок находят керамические черепки, железяки, кости, что-нибудь обугленное, иным способом чудом сохранившееся. Вырисовывается город или деревня.
Ну да, не мраморные дворцы с коллизиями, конечно, но и не шалаш под дубом… Кстати, про дубы.
Про Друидов. О религии. О вине.
. впрочем, это слишком важная и занятная тема, здесь надо поподробнее, уже в следующей «серии».