гаишник просит открыть капот что делать
Сотрудник ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать
Недавно у брата произошла неприятная история с госавтоинспектором. Он ехал с работы, и его остановил экипаж ГИБДД. С документами все было в порядке, нарушений ПДД тоже не было, и инспектор попросил предоставить доступ в подкапотное пространство. В результате банальная проверка документов обернулась для брата полным досмотром авто, вплоть до багажника, с нарушением всех возможных прав. Я расскажу, зачем сотрудник ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать в сложившейся ситуации.
Что прописано в законе
Когда гаишник просит открыть капотную крышку, у автовладельца сразу возникает масса сомнений – обязан ли он это делать, правомерны ли подобные требования, как действовать, чтобы не нарушить закон и пр. Согласно регламенту МВД, сотрудники ведомства дорожной полиции вправе выразить просьбу к автовладельцу выйти из салона авто для сверки номерных данных агрегатов ТС со сведениями, указанными в документах.
Никаких незаконных манипуляций в желании инспектора проверить соответствие фактических номеров ДВС со сведениями в СТС искать не стоит. Подобная сверка занимает порядка 5 минут. Вдруг автомобиль в угоне и его номера перебили. Но это на бумаге. На дороге же ситуация складывается совсем иначе. Многие водители, попавшие под такую сверку, рассказывают, что после нее дорожный полицейский начинает откровенно придираться, выискивая причину для составления протокола.
Один из таких пострадавших поделился на популярном автофоруме, что гаишник остановил его, попросил выйти, проверил агрегатные номера и сделал заключение, что VIN не читается. Он уверенно заявил водителю, что забирает авто на спецстоянку до проведения экспертизы, а автовладельца отстраняет от управления ТС. Вот такой вот неожиданный поворот.
Зачем инспектор просит открыть капот
Обычно требование в получение доступа в подкапотный отсек автомобиля гибддшники предъявляют с целью сверки информации по документам с реальными номерами на двигателе и кузове ТС. Обычно необходимость в такой проверке возникает, когда гаишники получили ориентировку, что автомобиль, подобный вашему, находится в розыске. Именно поэтому дорожному стражу порядка необходимо убедиться, что с вашими документами все в порядке. Исход подобной проверки может быть неожиданным:
Более того, доступ под капот сотруднику ГИБДД может потребоваться для проверки исправностей, если у его возникнут сомнения по поводу технического состояния автомобиля. Закон запрещает управлять неисправным ТС, наказывая нарушителей по соответствующей статье. Потому гаишнику нужно визуально оценить техническое состояние машины, и законодательство это предусматривает. Здесь тоже может быть несколько сценариев развития событий:
Среди автовладельцев бытует и еще одна причина осмотра подкапотного отсека – недобросовестный гаишник оставляет между агрегатами ТС что-то нелегальное, а затем, с целью выполнения плана, предъявляет водителю «находку», подводя последнего под статью. Чтобы этого не случилось, водителю нужно во время осмотра стоять рядом с дорожным инспектором, фиксируя процесс на видеокамеру или регистратор.
Может ли сотрудник дорожной полиции самостоятельно открыть крышку
Если вас остановил гибддшник и потребовал провести сверку, то обеспечить доступ под капот ему должен только сам автовладелец. Инспектор не имеет права самостоятельно поднимать крышку капотного отсека, поскольку подобные действия законодательством рассматриваются как должностное нарушение. Автомобиль – это имущество частного характера (Конституция ст. 35), потому без разрешения владельца попасть под капот, в бардачок или багажник не имеет права никто.
Потому инспектор никогда самостоятельно не откроет крышку для проведения сверки. Однако, когда автомобиль досматривают с протоколом и свидетелями, то подобное право у дорожного полицейского возникает. В подобной ситуации страж дорожного порядка правомерен открыть багажник, капот и двери авто, бардачок, откинуть сиденья, коврики в салоне и пр. Но досмотр должен иметь весомые основания и проходить с видеофиксацией процесса, двумя понятыми и под протокол.
Что делать автовладельцу – отказ возможен
Законодательство предусматривает ситуации, когда автовладелец правомерен отказать гибддшнику. Отказ возможен, но лишь когда гаишник приказным тоном требует открыть капотную крышку. Водителю нужно поинтересоваться – просит он или требует. Поскольку страж дорожной полиции правомерен только попросить открыть моторный отсек. Требовать инспектор вправе, руководствуясь весомыми основаниями (ориентировка и пр.).
Автолюбитель правомерен отказать гибддшнику, если просьба не подкреплена ничем, кроме личного желания заглянуть в подкапотный отсек. Когда гаишник требует поднять капот, осмотр приобретает юридический характер. Отказаться от подобной проверки безнаказанно водитель уже не сможет, поскольку за подобные действия КоАП (ст. 19.3 ч. 1) предусмотрено соответствующее административное взыскание:
Потому автовладельцам нужно аккуратней относиться к подобным ситуациям, тщательно взвешивать свои действия, чтобы избежать неприятных последствий.
Отдельного внимания заслуживают ситуации, когда водитель не может физически открыть капотную крышку (заклинило механизм замка и пр.). Вины автовладельца в этом нет, да и технической неисправностью подобный факт не считается, поскольку никак не препятствует передвижению ТС. Кроме того, в правилах не прописано, что водитель обязан поднять крышку. При этом сам гаишник неправомерен лезть в салон авто и дергать соответствующий рычаг. Подобные действия приобретают статус досмотра, у которого отдельные требования и основания.
Заключение
Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию и не нарушить закон, автовладельцам нужно учесть следующее:
Дорожный инспектор вполне законно просит обеспечить доступ под капот, хотя есть масса нюансов, зависящих от конкретной ситуации. Водителю же, главное, запомнить свои права и не проявлять агрессию к сотруднику ГИБДД, отстаивая их.
Имеет ли право ДПС требовать открыть капот автомобиля и может ли водитель отказаться?
Просьба открыть капот
Обычно сотрудники ГИБДД останавливают машины с целью проверки документов. Но после этого могут озадачить водителя просьбой открыть и крышку капота. Многих автолюбителей удивляет такое предложение. Возникает желание порыться в ПДД и поискать соответствующую обязанность водителя. Но никакой обязанности открыть капот в Правилах вы не найдёте. Отсюда и непонимание, что делать и как себя вести в подобных ситуациях? Между тем, следует отличать просьбу от требования инспектора, осмотр от досмотра – ведь от этого зависит не только процессуальный порядок, но и возможные наказания в случае отказа инспектору. О том, что делать, если вас просят открыть капот – расскажем далее.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД попросить водителя открыть капот в 2021 году?
Да, имеет. Исчерпывающий список прав и должностных обязанностей сотрудников ГИБДД содержится в ФЗ «О полиции» и Административном регламенте в соответствии с Приказом МВД № 664.
Но есть ли в правовых актах конкретное право инспектора просить водителя открыть капот? Давайте посмотрим на действия, которые инспекторы могут себе позволить в рамках закона:
Таким образом, в 2021 году сотрудник ГИБДД имеет право проверять маркировочные обозначения под капотом транспортного средства. Речь идёт о 17-значном VIN-номере автомобиля, реже номере двигателя. Идентификатор сверяется с данными, которые указаны в Свидетельстве о регистрации ТС.
Но, разумеется, просто так у вас никто ничего проверять не может. Проверка маркировочных обозначений транспортного средства под капотом должна осуществляться только при наличии веских оснований. Все они закреплены в пункте 109 Приказа МВД № 664:
Наличие любого из перечисленных оснований является поводом для того, чтобы инспектор предложил вам открыть крышку капота для осмотра. Но, например, письменного приказа на поиск по ориентировке у сотрудника ДПС может при себе не оказаться. Очень часто ориентировки приходят в устной форме. То есть, по сути, вам придётся верить ИДПС на слово.
А может ли инспектор сам открыть крышку?
Ни в коем случае – это должностное правонарушение!
Частная собственность неприкосновенна – на это указывает ст. 35 Конституции РФ. Автомобиль – это ваша собственность, и никто не имеет права без вашего разрешения лезть под капот, открывать багажник и рыться в бардачке.
На практике, конечно, ИДПС не станет без вашего согласия открывать крышку капота для сверки идентификационных номеров. Но если процедура проводится в рамках общего досмотра транспортного средства, то такое право у автоинспектора есть. К примеру, он может проверить багажник, капот, открывать двери, откидывать сиденья в салоне машины. Правда, для досмотра нужен протокол, двое понятых или видеосъемка процесса, но, самое главное – наличие оснований для досмотра транспортного средства. Об этом расскажем подробнее чуть позже.
Могу ли я отказаться открывать капот?
Да, можете – но только в одном случае.
После того, как инспектор ДПС в приказном тоне говорит вам открыть капот, поинтересуйтесь «это просьба или требование?». Важно понимать, что это два разных условия. Инспектор вправе лишь предложить вам открыть крышку моторного отсека. А вот требовать он может лишь при наличии веских оснований для осмотра (например, той же ориентировки). Так вот, вы вправе отказаться выполнять просьбу. Ведь она не подкреплена ничем, кроме желания самого инспектора ДПС заглянуть вам под капот.
Требование открыть капот переходит в юридическую плоскость осмотра. Отказаться от такой процедуры без последствий вы уже не сможете. А если откажетесь, то получите соответствующее наказание в рамках КоАП.
Чем это грозит?
Итак, водителю грозит наказание лишь за отказ от требования обеспечить доступ ИДПС к моторному отсеку машины. То есть либо собственноручно открыть крышку капота, либо разблокировать его замок. Ответственность за это предусмотрена в ч. 1 ст. 19.3 КоАП, где:
Учитывайте эти моменты и не подвергайте себя лишнему риску.
Если капот заклинило, и крышка не открывается?
Вины водителя здесь нет.
Обязанность автолюбителя обеспечить свободный доступ к подкапотному пространству своей машины. Но если у вас, к примеру, заклинил замок, и вы не можете открыть капот – вашей вины тут нет. Неисправностью транспортного средства это также не является, поскольку заклинивший замок капота не влияет на передвижение автомобиля по дороге.
Более того, в ПДД нет обязанности для водителя уметь открывать крышку капота. А сам сотрудник ГИБДД не имеет права лезть к рычагу в салоне машины и что-то дёргать. Это уже не осмотр, а досмотр со своими требованиями и тонкостями.
Проверка капота – это осмотр, досмотр или обыск?
Теперь разберемся с процедурами, которые различаются не только в названиях, но и в порядке действий, требованиях и основаниях.
В силу ст. 112 Регламента, проверка маркировочных обозначений под капотом возможна посредством визуального исследования. Инспектор должен сверить цифры VIN-номера на двигателе с цифрами такого номера в СТС водителя, ни к чему не прикасаясь – всё это указывает на признаки осмотра. В мероприятии участвует и сам владелец транспортного средства. Об итогах осмотра подкапотного пространства должен составляться акт. Но на практике это происходит не всегда. Если инспектор ДПС не обнаружит у вас перебитую маркировку, то он просто пожелает счастливого пути и отпустит с миром. Без всяких актов осмотра. Да, по букве закона это нарушение, но водители обычно и не возражают.
Для сравнения, досмотр – это более широкий круг действий, когда автоинспектор вправе прикасаться к машине, открывать капот, багажник, поднимать коврики, изучать содержимое бардачка и т.д. Однако сотрудникам ДПС запрещается ломать и разбирать конструктивные элементы транспортного средства. При досмотре водителя и пассажиров просят выйти из машины, а до начала процедуры ИДПС составляет протокол досмотра, в присутствии двух понятых или ведёт видеосъемку происходящего (п. 203 Регламента).
Обыск, как уголовная процедура, применяется только в крайних случаях. Конкретно с проверкой идентификационного номера под капотом обыск не связан. Кроме того, обязательно нужен ордер – санкция от прокурора. Обычные инспекторы ДПС не могут производить обыск вашего автомобиля.
Обязательно ли мне выходить из машины?
Нет, не обязательно.
Так, согласно пункту 93 Административного Регламента, автоинспектор может лишь предложить вам выйти из машины и вместе с ним сверить маркировочные обозначения под капотом. Выходить или нет – на ваше усмотрение. От вас требуется лишь обеспечить доступ к моторному отсеку, чтобы ИДПС самостоятельно сверил идентификационные номера. То есть ваша задача потянуть за рычаг открытия капота, а самому можно оставаться в салоне.
Обязанности выходить на улицу, открывать крышку капота и тем более очищать агрегат от скопившейся грязи (чтобы можно было сверить цифры) у вас нет. Но лучше не оставлять полицейского один на один с вашим моторным отсеком. Так сказать, в целях своей же безопасности.
Можно ли снимать инспектора и проверку капота на видеокамеру?
Запретить видеосъемку вам никто не может. И на это указывает целых два правовых акта:
Это же подтверждается решением Верховного Суда РФ (№ 58-КАД20-10-К9), где действия инспектора ДПС, выразившиеся в запрете производить видеосъёмку в процессе составления процессуальных документов были признаны не соответствующими положениям закона.
Что делать, если инспектор ГИБДД отказывается составлять акт осмотра или протокол досмотра?
Отказ соблюдать процедуру осмотра и досмотра машины являются серьезным основанием считать результаты проверки недопустимыми. Если дело дошло до досмотра, то на практике инспектор ДПС все же выполняет перечень обязательных действий – это в его же интересах.
В случае нарушений со стороны сотрудников ГИБДД вам нужно действовать по следующему алгоритму:
На практике, в 2021 году, если инспектор не в духе, он может запросто вменить вам неповиновение законному требованию сотрудника полиции и отправить вас в изолятор МВД на 15 суток. В том числе, если был не прав сам инспектор. К сожалению, отстаивать свою правоту придётся уже после отбытия наказания в спецприёмнике.
Но мы не зря расписали алгоритм действий выше. Если дело обернётся неприятными для вас последствиями в виде ареста или штрафа, у вас на руках окажутся зацепки для обжалования административного наказания. При должном подходе можно не только привлечь некомпетентного ИДПС к административной и служебной ответственности, но и через суд взыскать моральный ущерб от незаконного пребывания в изоляторе.
Открыть капот по требованию инспектора
Согласно пункту 31 Административного регламента ГИБДД, инспектор имеет право на «проверку документов, идентификационного номера и номера кузова». В некоторых VIN-код легче всего считывается именно под капотом — поэтому инспектор и просит открыть его. Но чаще всего эти цифры можно сверить, не открывая капота. К тому же сверка данных агрегатов не всегда возможна прямо на дороге.
«У водителя выход один — поверить сотруднику ДПС на слово и открыть капот. Снимайте происходящее на видео — на всякий случай. Уточните у полицейского: он обращается к вам с просьбой или с требованием? Это важно — в просьбе вы вправе отказать. А вот требование, подкреплённое ориентировкой или подозрением, что автомобиль находится в угоне, выполнить придётся. За отказ грозит штраф до четырёх тысяч рублей или арест сроком до 15 суток (ст. 19.3 КоАП РФ)», — уверена юрист, помощник адвоката Елизавета Владимирова.
Если вам нечего скрывать, то лучше выполнить просьбу инспектора ДПС. Это сэкономит ваше время, да и у инспектора не возникнет дополнительных вопросов. Снимайте сверку данных на видео. Если у инспектора ГИБДД есть намерение не просто сверить VIN-код, но также исследовать «нутро» машины (например, на предмет неисправностей или установки незаводских деталей), настаивайте, чтобы была инициирована процедура досмотра (статья 27.9 КоАП РФ). Досмотр всегда проводится под протокол, с применением видеозаписи или в присутствии двух понятых.
«При досмотре инспектор имеет право прикасаться к любым элементам автомобиля, но не может нарушать его конструктивную целостность. К примеру, разбор деталей кузова или вскрытие обшивки салона будет считаться уже обыском, который возможен лишь на основании решения суда», — говорит юрист, помощник адвоката Елизавета Владимирова.
Вряд ли инспектор ГИБДД на месте сможет выявить нарушения, при которых эксплуатация автомобиля запрещена (согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации» ПДД). А это значит, что и забрать машину на штрафстоянку не могут.
«Должна быть проведена техническая экспертиза — лишь после этого сотрудник ГИБДД может составить протокол об изъятии транспортного средства в связи с нарушением технической эксплуатации автомобиля. Эвакуация без технической экспертизы — нарушение со стороны сотрудника ГИБДД», — считает юрист, помощник адвоката Елизавета Владимирова.
Инспектор ДПС требует открыть капот: в чем подвох, и что делать водителю?
Недавно мы с супругом поехали на дачу, и наш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД. За рулем сидел муж, все документы у нас были при себе, поэтому мы без всяких проблем все необходимое предоставили сотруднику. И тут он попросил моего мужа открыть капот. Я езжу уже больше 10 лет, но такое требование я встречаю впервые. Тем более, что никаких правил мы не нарушали, и трезвое состояние мужа тоже никаких особых сомнений вызывать не должно. В итоге инспектор сверил вин номер автомобиля с указанным в документах и отпустил нас. Меня такая проверка заинтересовала, и мне стало интересно, в чем тут подвох.
Законодательство
Все взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и водителем строго регламентированы законодательством. Поэтому каждый должен их соблюдать. Основные правила, права и полномочия каждого прописаны в Административном регламенте. И п. 93.1. данного документа дает право инспектору попросить водителя из автотранспорта для проверки номеров агрегатов и кузова. Данная информация содержится в техническом паспорте машины, а также в СТС, которое должен иметь при себе каждый водитель.
Инспектор осуществляет проверку этих номеров таким же способом, как проводится проверка при постановке автомобиля на учет. Это делается с целью выявления угнанных машин на дорогах.
Интересный факт заключается в том, что законодательством установлен определенный перечень причин, по которым водитель может быть остановлен инспектором. И такой причины в этом регламенте напрямую не перечислено. Поэтому инспектор не может изначально вас остановить для этой цели. Если, конечно, у него нет специальной ориентировки на аналогичную марку автомобиля. Но сами правила предоставляют право сотруднику во время остановки водителя также попросить осуществить проверку номеров.
В чем подвох?
А теперь представьте, хочется ли инспектору во время своей работы постоянно просить открыть водителей открывать капот, протирать грязь с номеров и сверять длинные номера с документами автомобиля. Большинство водителей говорят, что если вас попросят открыть капот, то ожидайте, что на этом проверка вашего автомобиля не закончится.
Читая комментарии по поводу данной причины остановки, я нашла несколько схожих ситуаций:
В нашем случае с супругом автомобиль у нас был пятилетней давности, поэтому придраться здесь было особо не к чему. Но и вдобавок к капоту инспектор предложил провести досмотр багажника. На что мой муж предложил ему сначала найти понятых, которые будут присутствовать при этом мероприятии. Инспектору, видимо, стало лень с нами связываться, и он нас отпустил. Но факт остается фактом. Предложение открыть капот редко заканчивается именно этим осмотром.
Что делать?
Если инспектор решил устроить вам полную проверку, можно создать инспектору некоторые сложности:
Создание таких препятствий не дает вам стопроцентную гарантию, что вам не придется открывать капот и проходить сверку номеров. В этом случае вы должны понимать, что общение с инспектором может затянуться намного дольше, чем это вышло бы при обычной проверке. Но, раз практика показывает, что открытие капота — это один из предлогов, чтобы провести более полную проверку транспортного средства, то надеяться на скорое продолжение дороги тоже не стоит. Более подробно вы можете узнать об этом в представленном видео.
Заключение
В любом случае, когда вас останавливает инспектор, вы не должны показывать ему, что нервничаете, хотя волнение обычно присутствует у каждого водителя. Не хочется лишний раз получить штраф за незначительно нарушение. Поэтому я советую общаться с инспектором на доброжелательной волне. А также рекомендую:
Если ваши права будут нарушаться, звоните полицию, и сообщайте о том, что на определенном участке дороги конкретный сотрудник от вас требует что-то в нарушение закона. Пусть приезжают дополнительные наряды ГИБДД и разбираются с произволом инспектора. Также вы всегда можете обратиться за юридической помощью к адвокату.
Инспектор ГИБДД просит открыть капот: в чем подвох
Поездка на автомобиле на отдых — что может быть лучше, особенно в летний период? Оказалось, что любые хорошие планы могут испортить внешние обстоятельства. Мы с другом отправились на море, на авто. Все документы были в порядке, машина чистенькая, в угоне не числится. Мы с другом трезвые, умытые, чисто одетые. В общем, я все это к тому, что придраться было абсолютно не к чему. Как я ошибался.
Почти на выезде из Москвы нас остановил гаишник. Сотрудник дорожной полиции потребовал предъявить документы, а затем, выйти из машины и открыть капот. Сознаюсь, немного растерялся, поэтому все требования выполнил. В итоге, машину отвезли на штраф-стоянку до выяснения, а наша поездка была испорчена. Приехал домой, сразу созвонился с юристом, стал выяснять, насколько законным является требование открыть капот. Все что выяснил, представляю в статье.
Законно ли требование гаишника?
Работу дорожного инспектора регулируют разные аспекты. С одной стороны речь идет о федеральных законодательных актах, а с другой, правилами ДД. В документации есть обоснования, позволяющие инспектору дорожной полиции требования от автолюбителей открыть капот машины.
Впрочем, не все настолько сложно, как кажется. У водителя также есть права, которыми он может воспользоваться при возникновении подобной ситуации. Достаточно заранее ознакомиться с тем, как правильно себя вести при получении требования открыть капот машины и действовать по принятому алгоритму.
Зачем сотрудник ГАИ требует открыть капот?
В Приказе МВД №664 четко прописано, что инспектор ГИБДД вправе попросить водителя выйти и открыть капот для сверки регистрационных данных в документах на машину с реальными номерами агрегатов и узлов машины. Впрочем, речь идет о просьбе, а значит, что водитель может отказаться без каких либо последствий.
Причины заключаются в следующем:
К сожалению, проблемы при допуске инспектора к агрегатам машины, могут возникнуть. К примеру, на машине установлено запрещенное оборудование (ксенон) или не все номера на агрегатах легко читаются. Когда такие несоответствия отсутствуют, можно просто дождаться конца осмотра и продолжить свой путь.
Можно ли отказаться открыть капот и как избежать возможных проблем?
Отказаться от осмотра машины под капотом можно, но не всегда целесообразно. Это связано с тем, что гаишник наделен некоторыми административными полномочиями. При резком и категоричном отказе инспектор может продлить время проверки, а иногда, предпринять и более серьезные меры. Даже если капот пришлось открыть, постарайтесь действовать в соответствии со следующими рекомендациями.
Водитель самостоятельно может убедиться, что агрегатный номер машины соответствует указанному в технической документации. Важно следить за тем, чтобы номерной знак был хорошо виден, потому что, сотрудник ГИБДД вправе временно задержать машину для проведения более тщательного, инструментального осмотра. С одной стороны, опасаться этого не стоит, поскольку процедура заключается в проведении исследования на предмет подделки или затирки букв, цифр.
Она занимает несколько минут. С другой, потерянное время и испорченные нервы.
Какие авто осматривают с особым пристрастием?
Казалось бы, на трассе все равны, но нет. Некоторые машины сотрудники ГИБДД выделяют из общего потока. Прежде всего, речь идет о старых советских авто. На них, чаще всего плохо читаемые номера, технические нарушения и ряд других проблем. Все это может стать основанием для штрафа.
Вторыми по популярности считаются очень грязные автомобили. Конечно, водители начинают объяснять, что они путешествовали в дождливую погоду и просто не успели помыть машину, но такие доводы, чаще всего, приводят лишь к более пристрастной проверке.
Заключение
Завершить представленный материал можно несколькими выводами: