гаис управление что это такое
Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАС «Управление»)
Назначение
В апреле 2011 года портал ГАС «Управление» был введен в эксплуатацию.
ГАС «Управление» — комплекс информационных систем и ресурсов, предназначенных для принятия управленческих решений в сфере государственного управления.
Назначение системы: информационно—аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти, включая высшие органы государственной власти, по важнейшим направлениям социально — экономического развития Российской Федерации, развития ключевых отраслей экономики, реализации приоритетных национальных проектов и программ.
Главная цель системы — повышение качества и оперативности управленческих решений в сфере государственного управления.
Другая задача, стоящая перед ГАС «Управление», — мониторинг, анализ и контроль:
В центральную информационную систему (ЦИС) входят ЦИС ГАС «Управление», шифр «Контур» (ЦИС ГАСУ «Контур»); ЦИС ГАС «Управление», шифр «Федерация» (ЦИС ГАСУ «Федерация»); информационная система обеспечения деятельности (ИСОД) руководителей Правительства Российской Федерации.
На сегодняшний день созданы и функционируют 14 ведомственных информационных систем, разработанные для пяти ведомств (Минэкономразвития России, Минрегион России, Минкомсвязь России, Минздравсоцразвития Росси и ФСО).
Нормативно-правовая база
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. №1088 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2011 г. №759)
Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
Государственная автоматизированная информационная система «Управление»
Развитие государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (далее – ГАС «Управление», ГАСУ) Федеральным казначейством проводится в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление».
Формирование информационного наполнения ГАС «Управление» основано на процессе сбора потребностей и предложений по составу необходимой информации потребителям, путем формирования технологических карт межведомственного взаимодействия при обмене информации через ГАС «Управление» (далее – ТКМВ). Процесс формирования ТКМВ описан в документе «Методика подготовки ТКМВ».
ГАС «Управление» включает открытую и закрытую части:
Порядок подключения к закрытой части портала ГАС «Управление»
Порядок подключения потребителей данных к закрытой части портала ГАС «Управление» представлен в п.4 документа «Государственная автоматизированная система «Управление». Регламент подключения и интеграции».
Порядок взаимодействия с ГАС «Управление» через электронный сервис приема и предоставления данных
Порядок взаимодействия с ГАС «Управление» через электронный сервис приема и предоставления данных ГАС «Управление» представлен в п.5 документа «Государственная автоматизированная система «Управление». Регламент подключения и интеграции».
Порядок интеграции ИС поставщиков ФОИВ с ГАС «Управление»
Порядок интеграции ИС поставщиков ФОИВ с ГАС «Управление» через электронный сервис приема и предоставления данных ГАС «Управление» представлен в п.6 документа «Государственная автоматизированная система «Управление». Регламент подключения и интеграции».
Внимание! Передавать по показателям, которые формируются несколькими ФОИВ, необходимо только данные. Паспорта общих показателей и необходимые справочники для них в ГАС «Управление» уже зарегистрированы.
Порядок интеграции ИС поставщиков РОИВ с ГАС «Управление»
Порядок интеграции ИС поставщиков РОИВ с ГАС «Управление» через электронный сервис приема и предоставления данных ГАС «Управление» представлен в п.7 документа «Государственная автоматизированная система «Управление». Регламент подключения и интеграции».
Внимание! Передавать по показателям РОИВ необходимо только данные. Паспорта общих показателей и необходимые справочники для них в ГАС «Управление» уже зарегистрированы.
Порядок интеграции ИС потребителей с ГАС «Управление»
Порядок интеграции ИС потребителей с ГАС «Управление» через электронный сервис приема и предоставления данных ГАС «Управление» представлен в п.8 документа «Государственная автоматизированная система «Управление». Регламент подключения и интеграции».
Порядок передачи данных в ГАС «Управление» с использование форм ввода
Для осуществления передачи данных в ГАС «Управление» путем ручного ввода в формы ввода закрытой части ГАС «Управление» необходимо:
Технологическая поддержка ГАС «Управление»
По вопросам интеграции и подключения органов исполнительной власти к ГАС «Управление» следует обращаться на «горячую» линию:
Тел. 8 (800)30-10-777
E-mail: gasu@roskazna.ru
Технологические регламенты, требования и рекомендации
Руководство пользователя электронным сервисом приема и предоставления данных ГАС «Управление», включая требования к форматам передачи информации, доступно по ссылкам:
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. N 759 в наименование настоящего постановления внесены изменения
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088
«О государственной автоматизированной информационной системе «Управление»
С изменениями и дополнениями от:
8 сентября 2011 г., 28 декабря 2012 г., 22 ноября 2013 г., 26 декабря 2014 г., 25 февраля, 27 ноября 2015 г., 20 ноября 2018 г., 2 февраля, 22 мая, 18 ноября 2019 г., 21 августа 2020 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. N 759 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. N 759 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Утвердить прилагаемое Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление».
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1506 настоящее постановление дополнено пунктом 3.1
4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральной службой охраны Российской Федерации представить до 1 марта 2010 г. в Правительство Российской Федерации план по созданию и вводу в эксплуатацию системы «Управление».
Информация об изменениях:
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
создать и обеспечить функционирование региональных автоматизированных информационных систем, информационные ресурсы которых предназначены для их последующей интеграции в систему «Управление»;
обеспечивать достоверность и своевременность предоставления данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, а также сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, в систему «Управление», в том числе сведений, указанных в подпункте «д» пункта 4 и подпункте «ж.1» пункта 5 Положения о государственной автоматизированной информационной системе «Управление», утвержденного настоящим постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. N 759 настоящее Положение изложено в новой редакции
Положение
о государственной автоматизированной информационной системе «Управление»
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088)
(в редакции постановления Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. N 759)
С изменениями и дополнениями от:
28 декабря 2012 г., 22 ноября 2013 г., 26 декабря, 26 декабря 2014 г., 25 февраля, 27 ноября 2015 г., 20 ноября 2018 г., 2 февраля, 22 мая, 18 ноября 2019 г., 21 августа 2020 г.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 в пункт 1 внесены изменения
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 в пункт 2 внесены изменения
2. Система «Управление» представляет собой единую распределенную государственную информационную систему, обеспечивающую формирование и обработку данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, в том числе для информационного обеспечения стратегического планирования, а также предоставление и анализ информации на основании указанных данных в соответствии с настоящим Положением.
3. Система «Управление» создается с целью повышения эффективности государственного управления.
Информация об изменениях:
уполномоченные лица участников стратегического планирования, определенных статьей 9 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
уполномоченные лица государственных внебюджетных фондов, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственных корпораций, государственных компаний, автономной некоммерческой организации «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», государственных и муниципальных учреждений;
уполномоченные лица иных юридических лиц в случае исполнения этими юридическими лицами государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
4. Система «Управление» предназначена для решения следующих задач:
а) обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в сфере государственного управления и местного самоуправления, а также планирования деятельности этих органов;
Информация об изменениях:
б) осуществление мониторинга, анализа и контроля за исполнением принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений, в том числе за реализацией документов стратегического планирования и выполнения приоритетных национальных проектов, мероприятий, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в случае если осуществление мониторинга, анализа и контроля их выполнения с использованием системы «Управление» предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) осуществление мониторинга и анализа процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, а также социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
Информация об изменениях:
г) обеспечение оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2015 г. N 163 пункт 4 дополнен подпунктом «д»
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 пункт 4 дополнен подпунктом «е»
е) обеспечение стратегического планирования в части:
государственной регистрации документов стратегического планирования;
ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования;
мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в установленном порядке;
мониторинга и контроля показателей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
мониторинга эффективности деятельности участников стратегического планирования;
организации доступа участников стратегического планирования, юридических и физических лиц к документам стратегического планирования;
разработки, общественного обсуждения и согласования проектов документов стратегического планирования в установленном порядке;
информационно-аналитического обеспечения участников стратегического планирования при решении ими задач стратегического планирования;
Информация об изменениях:
ж) осуществление мониторинга и анализа казначейского сопровождения государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров (соглашений), заключенных в рамках их исполнения.
5. Система «Управление» обеспечивает систематизацию и анализ:
а) информации об уровне социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в сопоставлении с мировой статистикой;
б) информации об эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 пункт 5 дополнен подпунктом «б.1
б.1) информации о результатах мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 пункт 5 дополнен подпунктом «б.2
б.2) показателей социально-экономического развития Российской Федерации;
Информация об изменениях:
в) информации о ходе реализации программ, проектов и комплексов мероприятий, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 пункт 5 дополнен подпунктом «в.1»
в.1) информации о ходе разработки, общественного обсуждения и согласования проектов документов стратегического планирования, ходе реализации документов стратегического планирования;
г) информации о бюджетных проектировках и об исполнении федерального бюджета, о кассовом исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также о бюджетной отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов муниципальных образований;
д) официальной статистической информации, сбор которой осуществляется в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р;
е) картографической информации и связанных с ней данных об объектах и о ресурсах на территории Российской Федерации;
ж) нормативной и справочной информации, содержащейся в ведомственных информационных системах;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2015 г. N 163 пункт 5 дополнен подпунктом «ж.1»
з) иной информации, требующейся пользователям системы «Управление».
II. Основные принципы построения системы «Управление» и ее структура
6. Основными принципами формирования и функционирования системы «Управление» являются:
а) централизация сбора и предоставления информации для всех заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также исключение запросов информации, содержащейся в системе «Управление», непосредственно у источника информации;
б) актуальность и достоверность информации, содержащейся в системе «Управление»;
в) адаптируемость состава информации, содержащейся в системе «Управление», к изменяющимся требованиям пользователей;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 в подпункт «г» внесены изменения
г) открытость для информационного взаимодействия, в том числе интеграции, с системой «Управление» существующих и создаваемых государственных и иных информационных ресурсов, ведомственных и межведомственных информационных систем на основе единой системы показателей и единых стандартов информационного взаимодействия;
Информация об изменениях:
д) единство используемых в системе «Управление» терминов, нормативной и справочной информации, системы показателей и регламентов отчетности;
е) единство стандартов технологий, форматов для участников создания и эксплуатации системы «Управление»;
Информация об изменениях:
ж) безвозмездность доступа пользователей к информации, содержащейся в системе «Управление»;
з) безопасность системы «Управление» с учетом требований обеспечения информационной безопасности;
Информация об изменениях:
и) открытость содержащейся в системе «Управление» информации, в том числе возможность ее публикации в форме открытых данных, за исключением информации ограниченного доступа.
7. Система «Управление» имеет следующую структуру:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 в подпункт «а» внесены изменения
а) центральная информационная подсистема «Федерация», предназначенная для сбора, систематизации, обработки, хранения данных и предоставления информации, содержащейся в системе «Управление», осуществления форматно-логического контроля данных, выявления несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведения гармонизации информации, содержащейся в системе «Управление», а также обеспечивающая информационное взаимодействие, в том числе интеграцию, с информационными системами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость информационного взаимодействия, в том числе интеграции, которых в систему «Управление» определяется функциональными требованиями к ней;
б) центральная информационная подсистема «Контур», предназначенная для организации защищенного доступа структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации к информационным ресурсам, необходимым для принятия управленческих решений, а также при планировании деятельности этих органов;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 в подпункт «в» внесены изменения
в) подсистема ведения реестров, справочников и классификаторов, предназначенная для ведения федерального государственного реестра стратегического планирования, централизованного ведения и распространения реестров, справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах, и формирования данных, необходимых для принятия управленческих решений;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 подпункт «г» изложен в новой редакции
г) информационно-аналитическая подсистема, предназначенная для сопоставления и анализа информации, содержащейся в системе «Управление», а также обеспечивающая мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, мониторинг и контроль показателей социально-экономического развития Российской Федерации, мониторинг эффективности деятельности участников стратегического планирования, информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений, информационно-аналитическое обеспечение участников стратегического планирования при решении ими задач стратегического планирования, в том числе с использованием визуальных средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в системе «Управление»;
Информация об изменениях:
д) портал системы «Управление» состоит из закрытой части, содержащей информацию, определенную пунктом 5 настоящего Положения, и открытой части, являющейся публичным информационным ресурсом и обеспечивающей свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления и местного самоуправления, документам стратегического планирования и документам, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования, используемой в целях общественного обсуждения документов стратегического планирования;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 пункт 7 дополнен подпунктом «е»
е) портал методической поддержки развития системы «Управление», который размещается на технических средствах центров обработки данных, обеспечивающих его функционирование и входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Информация об изменениях:
7.1. Доступ пользователей к закрытой части портала системы «Управление» осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
ГАС «Управление» (ГАСУ)
Содержание
Зачем нужна ГАСУ
Первоначально предполагалось, что система будет направлена на решение задач контроля исполнения Приоритетных национальных проектов, анализа социально-экономического развития России и регионов РФ. Позже задачи системы изменились.
В концепции ГАСУ сказано, что с ее помощью будет оцениваться работа чиновников «по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению ими своих полномочий». Сотрудники этих ведомств должны через ГАСУ в режиме реального времени контролировать показатели эффективности работы чиновников.
Ожидается, что ГАС «Управление» объединит ряд информационных ведомственных и региональных ресурсов, обеспечивающих решение широкого класса задач в интересах конкретных ведомств и регионов. Все решения должны быть реализованы в единой программно-аппаратной платформе, что позволяет обеспечить их интеграцию с целью формирования основы единой автоматизированной системы государственного управления.
На 2014 года одной из ключевых задач ГАС «Управление» называли перевод всего обмена статистической информацией между ведомствами в электронный вид. По сути, система должна заменить нынешний порядок обмена и собрать в себе периодически обновляемую востребованную информацию, позволяющую, с одной стороны, иметь верхнеуровневое видение, а с другой – возможность получить детализированные данные по выбранной тематике.
Два раза кликните, чтобы увеличить
Заказчик, оператор, пользователи
Ответственными за создание ГАС «Управление», согласно постановлению Владимира Путина, являются Минэкономразвития, Федеральное Казначейство, Минкомсвязи, Минрегионразвития и ФСО, а также федеральные органы власти, которые должны обеспечивать интеграцию с ГАС «Управления» собственных ИТ-систем. Правительственная комиссия по внедрению ИТ в деятельность госорганов является координационным органом по развитию системы.
До начала 2014 года в разработке ГАС «Управление» поучаствовали компании:
Затраты на развитие системы
На апрель 2014 года расходы федерального бюджета на ГАС «Управление», по оценкам CNews Analytics, близки к 1 млрд руб.
Суммы затрат на 2009-2010 гг. были утверждены правительством в сентябре 2009 г. в постановлении №721. «Ростелеком» приступил к работе над ГАСУ также в 2009 г. Всего на эти два года на ГАСУ выделено 549,14 млн руб. Как рассказал CNews источник в правительстве, в 2009 г. на развитие системы было потрачено 260 млн руб. Исходя из этих данных, в 2010 г. аналогичные затраты составят почти 290 млн руб. Валерий Зубаха, директор проекта «Электронное правительство» в «Ростелекоме», на вопрос CNews о затратах не стал называть абсолютных чисел, но заявил, что в 2009 г. они были «значительно меньше 260 млн руб.»
По оценке Алексея Кудрявцева, главного управляющего директора ISG, общая сумма затрат на создание и внедрение ГАСУ с 2006 по 2008 гг. составила примерно 300 млн руб.
История развития системы
2014: Очередной срыв сроков
В апреле 2014 года стало известно, что процесс подключения и интеграции с ГАС «Управление» федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации идет замедленными темпами, констатировало Федеральное казначейство в отчетах, направленных в Правительство. Целый ряд федеральных ведомств и регионов не только не подключились к системе, но и проигнорировали запросы Казначейства о статусе этих работ, следует из документов, с которыми ознакомился CNews.
Но данный срок был сорван. В Казначействе объясняли это тем, что Минкомсвязи (в котором в 2012 г. вновь сменилась команда) затянуло передачу разработанного ПО новому оператору и сделало это только в октябре 2012 г.
В конце 2012 г. подкомиссия по использованию ИТ при предоставлении госуслуг утвердила новые планы-графики интеграции и подключения ведомств к ГАС «Управление». Согласно этому документу, до конца 2013 г. интегрировать свои информационные системы с ГАС «Управление» (т.е. передавать в нее данные) должны были 26 федеральных органов, а подключить к системе в качестве потребителей информации планировалось 82 федеральных ведомства.
По данным Федерального казначейства на конец марта 2014 г., интеграцию с ГАС «Управление» выполнили 12 федеральных ведомств:
7 ведомств сообщили, что находятся в процессе интеграции, а еще 7 не предоставили информацию и не интегрировались (ФТС, Минсельхоз, Минкульт, Минспорт, Минздрав, Росздравнадзор, Роспортебнадзор).
Не интегрировались с ГАС «Управление» и не предоставили информацию в Казначейство 32 региона (столько же интегрировались, остальные – в процессе).
В качестве потребителей информации к ГАС «Управление» подключились 30 федеральных ведомств и 292 региональных органа власти из 68 субъектов. Не подключились и не сообщили в Казначейство о соответствующих планах 14 федеральных ведомств, среди которых Минкомсвязи, Минпромторг, ФСС, ФОМС и др.
Многие чиновники скептически настроены к ГАС «Управление».
Федеральное казначейство потратит 135 млн руб. на модернизацию и сопровождение прикладного ПО ГАС «Управление»
Исполнитель контракта должен будет выполнить: работы по сопровождению ГАС «Управление» (работы оценены в 41,73 млн рублей); работы по проведению дополнительных аттестационных испытаний ГАС «Управление» на соответствие требованиям ИБ (1,75 млн рублей); работы по установке и настройке ППО ГАС «Управление» на оборудовании, предназначенном для промышленной эксплуатации и проведению опытной эксплуатации ГАС «Управление» (3,7 млн рублей); работы по организации выполнения работ по проведению оценки влияния ППО ГАС «Управление» на выполнение требований, предъявляемых к СКЗИ (5,1 млн рублей); работы по актуализации решений по организации комплекса средств защиты информации ГАС «Управление» (2,9 млн рублей); работы по модернизации ППО ГАС «Управление» и проведение предварительных автономных испытаний (77,14 млн рублей); работы по разработке уточненных технических требований на модернизацию ППО ГАС «Управление» (2,68 млн рублей).
Не возникает сомнений, что пауза в конце 2012 года вызвана обновлением ряда министерств, прежде всего Минкомсвязи, которое только в октябре смогло передать в Федеральное Казначейство программное обеспечение системы. Кроме того, правительство покинул директор ИТ-департамента Алексей Попов. Тем не менее, Минэкономразвития и Казначейство не теряли времени, готовя следующую версию концепции ГАС «Управление». В октябре правительственная комиссия под руководством нового министра связи Николая Никифорова вернулась к обсуждению системы и утвердила документ.
Концепция 2012 года подвела итоги предыдущего периода. В ней отмечено, что не все заявленные планы исполнены. Цели создания, использования ГАС «Управление» достигнуты для обеспечения ограниченного круга функциональных задач высших органов власти:
Создание полнофункциональной системы, по мнению авторов документа, затруднялось отсутствием единых утвержденных форматов данных, стандартов и протоколов, унифицированных нормативно-технических требований к государственным информационным системам и правил межведомственного документационного и информационного обмена, установленных предельных сроков, механизмов и ответственности при предоставлении данных органов исполнительной власти в систему «Управление».
В итоге, к концу 2012 года, в сфере информационно-аналитического обеспечения деятельности госорганов сохранялся «ряд системных недостатков и нерешенных проблем»:
Авторы новой концепции отметили «важнейшие изменения в области обеспечения открытости и доступности информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления для граждан», происходящие в течение настоящего времени, в результате чего цели, задачи, основные принципы и организация управления процессом развития ГАС «Управление» изменились.
В октябре 2012 года Федеральное Казначейство провело конкурс и выбрало нового разработчика системы. Снизив цену со 150 млн. руб. до 69,9 млн. победила компания «Кацит».
Ее руководителем и 100% владельцем с августа 2012 года является Александр Кожин. В 2004 по 2008 годах он занимал пост директора по работе с госсектором в компании IBS, а в 2008 перешел в ISG – родителя ГАС «Управление». Конкурс Федерального Казначейства стал крупнейшим среди тех, в которых до сих пор побеждал «Кацит».
Методологическую и организационную поддержку развития ГАС «Управление» по контракту с Минэкономразвития оказывает компания IBS, выигравшая соответствующий конкурс на 21 млн. руб. в сентябре 2012 года. По заказу Минрегиона в проекте также участвует «Прогноз». Стоимость контракта с ним – 3,7 млн руб.
Концептуально-этапное деление
Дальнейшее развитие системы авторы концепции разделили на три этапа.
В 2012 году предстояло создать систему сбора данных для поставщиков, не имеющих техническую возможность их предоставления (в первую очередь речь идет о регионах с низким уровнем информатизации, которым планируется предоставить формы ввода данных через интернет-браузер), регламентировать процедуры ведения единого реестра баз данных, создать механизм обмена через ГАС «Управление» с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и т.д.
В 2014 году к ГАС «Управление» планируется подключить негосударственные источники информации и обеспечить возможность встраивания в портал системы ПО сторонних разработчиков. Целевые показатели, приведенные в концепции, являются уже более осторожными. По итогам описанных этапов ее авторы обещают создать реестр государственных баз данных, довести долю государственных систем, интегрированных с ГАС «Управление», как минимум до 70% и настолько же сократить дублирование информационных потоков. Подключение всех регионов страны к системе авторы концепции не обещают – только «обеспечение возможности доступа».
Кому это надо или Успех в координации
Но в Минэкономразвития с такими аргументами не спешат соглашаться, утверждая, что механизмы верификации данных заложены в самой концепции развития ГАС «Управление», в том нормативном и техническом поле, которое сейчас создается и приводят основания для таких выводов:
2012: Перенос сроков запуска
В декабре 2012 года Подкомиссия по использованию ИТ при предоставлении госуслуг (действует в составе Правительственной комиссии по внедрению ИТ в деятельность госорганов) опубликовала протоколы заседаний (от 13 и 19 декабря 2012 г.), посвященных созданию государственной автоматизированной системы «Управление», из которых следует, что запуск системы затягивается.
Согласно постановлению правительства, подписанному Владимиром Путиным в сентябре 2011 г., «федеральные органы исполнительной власти должны осуществлять запросы информации у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления исключительно через систему «Управление» с 1 января 2013 г.
Как следует из протоколов заседаний подкомиссии, подключение федеральных органов к ГАС «Управление» запланировано лишь на февраль 2013 г., а подключение регионов – вплоть до октября 2013 г. При этом и в случае федералов, и в случае регионов речь идет не и промышленной, а только об опытной эксплуатации системы.
Отдельным документом подкомиссия опубликовала план-график интеграции государственных информационных ресурсов с ГАС «Управление», согласно которому некоторые системы с декабря 2012 – января 2013 должны обеспечивать «выгрузки данных на постоянной основе», а по ряду других с февраля по апрель 2013 г. должен быть обеспечен лишь «старт тестовой интеграции».
Всего в плане содержится информация о 62 информационных системах, среди которых:
Ответственными за создание ГАС «Управление», согласно постановлению Владимира Путина, являются Минэкономразвития, Федеральное Казначейство, Минкомсвязи, Минрегионразвития и ФСО, а также федеральные органы власти, которые должны обеспечивать интеграцию с ГАС «Управления» собственных ИТ-систем. Правительственная комиссия по внедрению ИТ в деятельность госорганов является координационным органом по развитию системы.
В Минкомсвязи запрос CNews переадресовали в Минэкономразвития, в котором сообщили, что на протяжении 2012 г. с их стороны была проработана методологическая основа системы. В Федеральном Казначействе добавили, что сейчас модернизация системы идет усиленными темпами.
2010: Contour Components как субподрядчик «Прогноза»
В декабре 2010 года компания Contour Components завершила выполнение договора на разработку подсистем, предназначенных для обмена данными и ведения метаданных для проекта ГАС «Управление».
Contour Components участвует в разработке ГАС «Управление» в качестве субподрядчика ЗАО «Прогноз».
В соответствии с договором были разработаны подсистема ведения показателей, обеспечивающая сбор и ведение метаданных (классификаторов, описаний показателей и т.д.) и подсистема интеграции, обеспечивающая обмен данными и метаданными между ведомствами и ГАС «Управление».
В решении для ГАС «Управление» были использованы инновационные методики и технологии компании, такие как расширяемое описание метаданных, альтернативная классификация, технология обмена данными и метаданными через web-сервисы в формате XML и другие.
Сообщалось, что компанией «Прогноз» реализованы следующие подсистемы ГАС «Управление»:
2009: Опытный образец от ISG + Прогноз
Создание ГАС «Управление» началось в 2005 г. Первоначально предполагалось, что система будет собирать данные о приоритетных национальных проектах, реализуемых в России. Завершить ее разработку планировалось в 2008 г. Со временем функционал системы было решено расширить.