гадюка почему так называется
Почему гадюку называют «гадюкой»
Обыкновенная гадюка – это самая распространенная ядовитая змея в средней полосе. Она не столь опасна, как мы привыкли себе представлять. Из укушенных ею людей умирает лишь каждый десятый.
Отвратительное животное
Однако раньше противозмеиной сыворотки не было, и от укусов этой змеи в России люди погибали не так уж редко. Неудивительно, что это животное не пользовалось особой любовью. Змей наши предки называли «гадами». Слово «гад» в церковнославянском языке означало «отвратительное животное». От этого слова и произошло название «гадюка».
Детеныши гадюки
Научное название гадюки звучит как Випера (Vipera). Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из них утверждает, что название произошло от словосочетания vipariat– рождаться насильно. Дело в том, что для гадюки характерно так называемое яйцеживорождение. То есть детеныши полностью развиваются еще в теле матери и появляются на свет уже через несколько дней после того, как гадюка отложит яйца.
Иногда они вылупляются еще в теле матери, и тогда самка не откладывает яйца, а рожает детей. Древнегреческие ученые считали, что детеныши выходят наружу, прогрызая бока матери, то есть самостоятельно, «насильно». Сама змея, по мнению древних исследователей, при этом погибала.
Почему именно гадюка?
Гадюка это одна из самых опасных змей, но вы никогда не задумывались почему эту змею называют именно гадюкой, ведь слово довольно неприятное и не вызывает ничего положительного, хотя на внешний вид эти змеи довольно симпатичные! Так все же почему именно гадюка?
Гадюка обыкновенная (Viperidae berus) это одна из самых ядовитых змей в мире, а в частности средней полосы. Эта единственная змея, которую можно встретить на дальнем севере из-за ее восприимчивости к довольно низким температурам. В основном гадюки обитают в Северной Корее, Азии, Европе и в некоторых северных районах Китая.
Раньше не было противозмеиной сыворотки и от укусов гадюки умирало довольно большое количество людей, особенно это касалось детей, потому что уровень смертности среди этой категории был довольно высокий. Теперь становится понятно, почему наши предки откровенно говоря недолюбливали змей, а в частности гадюк и поэтому называли их «гадами», а это слово можно перевести с церковнославянского языка, как отвратительное существо, животное. Вот от этого слова и произошло название этих змей.
Но это не единственный вариант происхождения такого название змей, существуют и другие предположенье. Так в научном мире гадюку называют Випера (Vipera), а происхождение этого слова многогранное. По некоторым версиям, это название произошло от редко используемого словосочетания – vipariat, что означает насильно рождаться, а как известно для этих змей характерно яйцеживорождение, то есть детеныши гадюк начинают развиваться в теле матери, а когда змея откладывает яйца, то детеныши уже развитые и через 2-3 вылупляются после этого.
А иногда даже бывает такое, что детеныши гадюки вылупляются из яиц гораздо раньше – в теле матери и тогда самка естественно не откладывает яйца, а самостоятельно рожает детенышей. Ученые в Древней Греции считали, что вылупившиеся детеныше в змее, прогрызали бока матери и таким образом рождались «насильно», а сама змея естественно погибала.
За страницами твоего учебника
Раскраски
суббота, 24 декабря 2011 г.
Почему они так называются
Первый змей, которого мы в детстве все видели, это, наверное, нарисованный на картинке сказочный Змей Горыныч трехголовый. Почему трехголовый? Да у него три головы. Горыныч
почему? Наверно, с гор спустился. А вот слово «змей» (змей в сказках), чаще змея, произошло от слова «земля». Поэтому змея обозначает просто- напросто «ползающая по земле».
Веретеница — змея, напоминающая веретено. Может быть, твоя бабушка прядет шерсть и нитки накручивает на веретено — длинную, круглую, утолщенную в центре, суживающуюся к краю палку. Эта змея напоминает веретено и внешне, и своими крутящимися движениями.
Медянка — змея, отливающая медью. Шкура змеи красновато-зеленого, «медого» цвета.
Гадюка — ядовитая змея. Не зря ты слышишь в ее названии «гад». Змей всяких называли «гадами ползучими» (сейчас это стало ругательством, относящимся не к змеям вовсе), но слово «гад» первоначально не было ругательным.
В жарких странах много разных видов гадюк. Попробуй представить, как выглядит или за что названа: гадюка рогатая, гадюка-носорог, гадюка песчаная, гадюка шумящая.
Удав — страшный, огромный змей.
Обовьется вокруг тела человека и уда вит. Вот какие страшные чудовище и название. У нас не водится, и хорошо делает. В зоопарке посмотреть можно и по телевизору.
Змеи далеких стран обычно называются на языке этих стран, и звучат их названия необычно: эфа, кобра, питон, анаконда. Некоторые змеи в наших атласах географических и зоологических указываются так: гремучая змея, королевская змея, яичная змея. Посмотри на их изображения в географическом атласе для детей «Мир вокруг нас» и определи причину названия.
Почему змеем называется бумажный квадрат на планках и с длинной веревкой? Что тут общего можно найти?
Давай внимательно посмотрим на бумажных змеев, которых запускают в небо мальчишки. Эти «квадраты» в воздухе кружатся, движутся, «змеятся». Слово получило переносное значение.
А еще у бумажных змеев всегда длинная, длиннее, чем змея любая, веревка. Целых две причины использования слова «змея», что в древности обозначало даже «земля», а теперь больше
относится к небу.
Вот какие бывают истории в долгой жизни слов: с земли да на небо.
Но легенды о крылатых змеях-драконах тебе еще не читали. Может быть, они существовали? Ведь обнаружили сохранившихся с далеких времен крылатых, летающих рыб. Представь себе и нарисуй змею с крыльями. Какое название ты дашь этому существу?
Изучаем фауну России. Обыкновенная гадюка
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии.
Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Организуя процесс изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог может не только успешно решать задачи обучения детей, развития их интеллекта, но и осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения.
ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Размеры этих змей средние. Взрослый самец обыкновенной гадюки имеет в длину около 60 см, а самка на 10-15 см больше. Глаза с вертикально прорезанным щелевидным зрачком, расположенным вертикально, довольно большие. Кончик морды закруглен. На голове имеется иксообразный рисунок. От глаза до угла рта проходит темная полоса. Голова ясно отделена от туловища шейным перехватом.
Туловище у гадюки толстое, а хвост короткий, резко суживающийся к концу. Сверху тело обыкновенной гадюки бывает сероватого, буроватого или красно-бурого цвета, с темной зигзагообразной полосой вдоль хребта. Нередко встречаются черные гадюки (меланисты).
• Распространение и места обитания
Обыкновенная гадюка встречается практически на всей территории России, даже в северных широтах, и её можно обнаружить за полярным кругом. Эта змея может жить в самых разнообразных местностях, как лесистых, так и открытых. Населяет лесную и лесостепную зоны, предпочитая смешанные леса с полянами, болотами, зарастающими гарями, берега рек, озер и ручьев.
• Образ жизни и характерные черты поведения
В течение лета гадюки несколько раз линяют, сбрасывают верхний роговой слой кожи, Нормально процесс этот длится 2–3 дня, во время которых змеи малоактивны, они отсиживаются в укрытии, с осторожностью выползают погреться. Но когда шкурка отслоится и от нее нужно освободиться, змеи начинают интенсивно ползать, тереться о разные предметы, чтобы зацепиться концом головы о какую-либо шероховатость, острый выступ и тем самым отделить шкурку (надкожицу) с кончика морды и с краешков челюстей, и выползти из нее, выворачивая ее наизнанку.
• Размножение и развитие
Обосновавшись после зимы в местах летнего пребывания, гадюки некоторое время обследуют их, охотятся, набираются сил и примерно в начале или середине мая собираются группами. Наступает пора спаривания, во время которой гадюк можно наблюдать не только парами, но и целыми клубками, состоящими из 8-10 и более особей. В брачный период наблюдаются поединки между самцами, которые выражаются в наскоках друг на друга, переплетении тел, приподнимании вверх передней части тела столбиком и кратковременного противостояния. Соперники стремятся прижать друг друга к земле и при этом грозно шипят. Эти поединки никогда не заканчиваются смертельным исходом. Побеждённый самец скрывается, а к победителю приползает самка, наблюдавшая за борьбой со стороны.
Брачный период продолжается 15–20 дней, после чего змеи попарно и группами уже не встречаются: они ведут одиночный образ жизни. Период беременности около 3 месяцев. Беременные самки незадолго перед родами заметно полнеют, они малоподвижны, долгое время греются: тепло необходимо для развития зародышей. Пока яйца с зародышами находятся внутри змеи, яйцевые оболочки срастаются с её телом. Таким образом, развивающиеся детёныши получают питательные вещества не только из желтка яйца, но и от материнского организма.
Роды происходят в самых разнообразных местах. Рожая, самка может лежать неподвижно или медленно перемещаться. Поскольку гадюки — яйцеживородящие змеи, гадючата обычно рождаются в полупрозрачной яйцевой оболочке, которую они быстро разрывают головкой и уползают в укрытие. Реже они появляются на свет без оболочки, освободившись от нее еще в утробе самки.
Самка приносит обычно 8-12 детенышей со второй половины июля до конца сентября. В практике содержания этих животных в террариуме Московского зоопарка, как указывает И.П. Сосновнский, были случаи рождения 20 и 22 вполне сформировавшихся и жизнеспособных змеек. В одном помете могут быть змейки разнообразной окраски, но в общем она подобна окраске и рисунку взрослых. Молодые при рождении имеют общую длину около 16 см. Через несколько часов или 2-3 дня они в первый раз линяют, после чего расползаются и начинают кормиться. «Характер» у новорожденных гадюк уже строгий. С первых часов жизни они обладают ядовитостью, при опасности шипят, а обороняясь, яростно кусаются.
• Роль в природе и жизни человека
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
29. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.
«В детстве я много читал о нашей ядовитой змее обыкновенной гадюке. А вот увидеть её в природе всё как-то не удавалось. Но вот, наконец, мне повезло. Иду по сельской песчаной дороге от озера к лесу и вижу, как её переползает длинная змея со стройным чёрным телом. По бокам головы – два жёлтых пятна, а во рту – еще живая недавно пойманная рыба. Я сразу понял, что это гадюка. Увидела змея меня, бросила рыбу и поползла мне навстречу. Я уже знал о скверном характере этой ядовитой рептилии, поэтому испугался изрядно. Защищаться было нечем – ни камня рядом, ни палки. Я стал медленно отступать, но гадюка упрямо двигалась в мою сторону, и расстояние между нами быстро сокращалось. Змея подползла настолько близко, что мне даже стали видны её злые глаза с круглыми зрачками. Страх как будто парализовал меня, и я замер на месте. Видимо, это и спасло меня от ядовитой ползучей твари. Гадюка остановилась, как будто потеряв меня из виду. Она медленно повернула голову сначала влево, потом вправо, словно оглядываясь, а затем сползла на обочину дороги и пропала в высокой густой траве. Я перевёл дух и быстрым шагом направился к деревне. В лес прочему-то в этот день мне идти уже не хотелось…»
30. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам, предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.
КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ
Верхняя часть тела гадюки имеет покровительственную окраску. Чёрных особей гадюки обыкновенной (как и таким же образом окрашенных представителей других биологических видов животных) называют меланистами по причине присутствия в клетках их тела избыточного количества тёмного красящего вещества (пигмента) меланина. В природных популяциях гадюки, вероятно, очень редко появляющиеся в результате мутаций особи с белой окраской (альбиносы) сразу же погибают в клювах хищных птиц или в челюстях хищных млекопитающих, поскольку они хорошо заметны на более тёмном, чем окраска их тела, фоне травы или почвы. Кроме того, по причине своей заметности они являются менее успешными охотниками, чем нормально окрашенные особи обыкновенной гадюки, что, видимо, также приводит к быстрой гибели гадючат-альбиносов.
Обыкновенная гадюка так широко распространена на территории России, поскольку хорошо приспособлена к разным условиям существования. Неблагоприятные низкие температуры среды она хорошо переносит в состоянии спячки; является яйцеживородящей, что позволяет ей успешно размножаться даже в северных регионах России; рацион её разнообразен, что позволяет ей заселить многие местообитания. Ареал – это область распространения конкретного вида животных, имеющая определённые границы, за которые представители данного вида не заходят. При нагревании своего тела, например, под воздействием солнечных лучей, гадюка, подобно другим холоднокровным животным, повышает свой уровень обмена веществ, активизируется, становится способной к охоте или размножению. Живорождение позволяет самке гадюки согревать зародыши гадючат внутри своего тела, выбирая наиболее нагретые участки почвы или камни и таким образом ускоряя развитие эмбрионов. Отложенное в почву яйцо так поступать не может, что привело бы к гибели зародышей гадюк в регионах с низкими среднегодовыми температурами.
В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности: тело гадюки не стройное, а довольно толстое и неуклюжее. Два жёлтых пятна по бокам головы имеет не гадюка, а обыкновенный уж. Гадюки на рыбу не охотятся и живую добычу в челюстях не перетаскивают. «Характер» этих змей не является скверным, они довольно миролюбивы и первыми на человека не нападают. Эти змеи стремятся спрятаться от человека, а не преследуют его при встрече. Зрачки у гадюки щелевидные, а не круглые.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ ОБЫКНОВЕННОЙ ГАДЮКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНОФРАГМЕНТОВ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов об обыкновенных гадюках.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.
Почему гадюку назвали гадюкой
Обыкновенная гадюка (Viperidae berus) – это самая распространенная ядовитая змея средней полосы. Это единственная змея, встречающаяся далеко на севере ввиду своей слабой восприимчивости к низким температурам. Она обитает в Европе и Азии, Северной Корее и северных районах Китая.
Отвратительное животное
Однако раньше противозмеиной сыворотки не было, и от укусов этой змеи люди погибали не так уж редко. Неудивительно, что это животное не пользовалось особой любовью. Змей наши предки называли «гадами». Слово «гад» в церковнославянском языке означало «отвратительное животное». От этого слова и произошло название «гадюка».
Детеныши гадюки
Научное название гадюки звучит как Випера (Vipera). Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из них утверждает, что название произошло от словосочетания vipariat– рождаться насильно. Дело в том, что для гадюки характерно так называемое яйцеживорождение. То есть детеныши полностью развиваются еще в теле матери и появляются на свет уже через несколько дней после того, как гадюка отложит яйца.
Иногда они вылупляются еще в теле матери, и тогда самка не откладывает яйца, а рожает детей. Древнегреческие ученые считали, что детеныши выходят наружу, прогрызая бока матери, то есть самостоятельно, «насильно». Сама змея, по мнению древних исследователей, при этом погибала.