Cry it out методика сна
Метод Фербера: как научить ребенка засыпать самостоятельно
В первые несколько месяцев жизни младенческий сон нерегулярен, поскольку ребенок только учится разлчиать день и ночь и регулировать потребности своего организма. Сон приходит в норму где-то в возрасте трех-четырех месяцев. Но если некоторые дети могут спать самостоятельно, то другие не могут обойтись без помощи родителей.
Что такое метод «выкрика» (Cry it out)?
Как только малыши достигают четырехмесячного возраста, у них развивается взрослый шаблон сна. Начало ночи обычно является периодом глубокого сна. Затем в течение большей части ночи и младенцы, и взрослые переходят к более легкой стадии, называемой сном быстрых движений глаз (БДГ) и длящейся 60-90 минут.
В момент самого легкого сна ребенок даже может перейти в состояние частичного бодрствования. Умение вернуться к глубокому сну самостоятельно означает, что малыш может спать всю ночь. Но если ребенок не знает, как заставить себя снова заснуть, он может полностью проснуться, начать плакать и искать то, что было до засыпания: бутылочка или грудь.
Хотя этот метод может быть эмоционально сложным для родителей, дети обычно хорошо переносят его. Когда родители борются с тяжелым недосыпанием из-за месяцев регулярного ночного бодрствования, они могут стать раздражительными или даже подавленными.
Как работает cry it out-метод?
Идея методов cry it out заключается в том, чтобы медленно уменьшать время, затрачиваемое родителем на то, чтобы успокоить плачущего ребенка. Это приводит к тому, что малыш в конце концов находит способы самоуспокоения.
Что такое метод Фербера?
Этот метод тренировки сна был предложен доктором Ричардом Фербером в книге «Решите проблемы со сном вашего ребенка». Аналогично модели «выкрика», метод Фербера также включает в себя постепенную задержку времени, затрачиваемого родителями на успокоение плачущего ребенка, что в конечном итоге обучает его засыпать с нулевой родительской помощью.
Использование метода Фербера неофициально называется «ферберизацией».
Процесс засыпания по методу Фербера:
Шаг 1: Положите ребенка в кроватку, когда он сонный, но еще не спит.
Шаг 2: Проведите какой-нибудь успокаивающий ритуал, например, почитайте книгу, затем пожелайте спокойной ночи и покиньте комнату.
Шаг 3: Если ребенок кричит, то подождите и войдите в комнату, чтобы успокоить ребенка, но не поднимайте его. Кроме того, не включайте свет. Ограничьте свое пребывание минутой.
Шаг 4: Когда ребенок снова заплачет, не уходите сразу, а подождите некоторое время. Таким образом, увеличьте интервалы между временем, когда ребенок плачет, и моментом, когда вы входите в комнату.
Шаг 5: Следуйте той же процедуре в течение остальной части ночи.
Время ожидания играет решающую роль в методе Фербера, поскольку оно должно быть последовательным.
Как правило, дети усваивают модель Фербера довольно быстро и уже знают, что вы не придете раньше, чем через 10-15 минут. За это время малыш успевает себя сам успокоить.
Однако для небольшой подгруппы детей, таких как те, кто очень чувствителен к сенсорной информации, имеет стойкий темперамент или испытывает трудности с саморегуляцией по другим причинам, процесс приучения к самостоятельному сну проходит очень тяжело.
Таблица засыпания по методике Фербера
В графике указано время, которое следует выждать между первым, вторым и последующими посещениями детской комнаты. Другими словами, это время обозначает длительность плача ребенка, пока вы не подойдете его успокоить.
В этой таблице нет никакого волшебства. Скорее, она просто служит ориентиром.
Может ли ребенок спать с игрушками и пустышками?
Мягкий предмет, который не представляет опасности удушения, такой как небольшой кусок одеяла или маленькая легкая грушка, может служить тем, что педиатр Д. У. Винникотт назвал «переходным объектом». Он помогает ребенку осуществить переход к самостоятельному сну, а также выполняет успокаивающую функцию.
Пустышка не считается «переходным объектом», но может помочь при засыпании.
Работает ли метод Фербера с дневным сном?
Лучше всего сначала научить ребенка новой ассоциации сна для ночного сна. После того, как малыш освоит самостоятельное засыпание, навык можно применить и для дневного отдыха. Однако метод Фербера лучше подходит для ночного сна, чем для дневного.
Альтернативы методу Фербера
Модифицированный метод Фербера
Этот метод придает структуру процессу, который может быть трудным для родителей. Если ребенок плачет в течение определенного времени, вы идете, поднимаете малыша и качаете, тогда, к сожалению, вы только учите его противоположности независимому сну. Ребенок узнает, что постоянный плач в конечном итоге заставит вас прийти и забрать их.
Поэтому, пока малыш здоров и плач постепенно уменьшается по длине и интенсивности, лучше всего придерживаться этого процесса.
Метод без слез
Родитель кладет ребенка в кроватку, пододвигает стул и сидит рядом, пока малыш не заснет. На следующую ночь родитель сидит на стуле дальше, чем в предыдущую ночь, но в пределах прямой видимости ребенка.
Родитель постепенно увеличивает дистанцию каждую ночь и в конце концов оставляет в комнате только стул. Это дает ребенку ложную уверенность в том, что родитель находится рядом с ним.
Некоторые специалисты считают этот метод лучшей альтернативой традиционным методам «выкрика», так как он не заставляет ребенка плакать до изнеможения. Этот способ также называют «кемпингом».
Метод медленного отдаления
Это модифицированный метод без слез. Родитель отодвигает стул, в конечном счете помещая его за дверь, но сидя на нем, пока ребенок не заснет. Расстояние увеличивается до такой степени, что малыш не может различить присутствие взрослого.
Со следующей ночи родитель оставляет дверь открытой, а выставляет стул за комнату, но не садится за него. Ребенок предполагает, что взрослый сидит где-то за дверью и чувствует себя комфортно.
Метод замирания перед сном
Чем больше ребенок устает, тем лучше он спит – это идея, лежащая в основе метода замирания перед сном. Родители ждут, пока малыш утомится и заснет. Потом ребенка кладут в кровать.
Время отмечается, и родитель укладывает ребенка спать точно в одно и то же время каждую ночь. Соблюдение графика делает ребенка сонным в определенное время и облегчает ему крепкий сон.
Метод Вайсблута
Метод Вайсблута был предложен педиатром Марком Вайсблутом, и его фундаментальная концепция аналогична ферберизации. Согласно ему, следует укладывать малыша спать в тот момент, когда он проявляет первые признаки сонливости.
Положив ребенка в кроватку, вы оставляете его и не обращаете на него внимания, как бы сильно он ни плакал. Малыш полностью предоставлен самому себе, чтобы успокоиться и заснуть.
Метод Вайсблута, пожалуй, самый суровый из всех методов «выкрика» и душераздирающий для большинства родителей. Однако эксперты считают, что последовательное использование этой процедуры может дать благоприятные результаты.
Меры предосторожности для использования метода «выкрика»
Вот, что следует иметь в виду, перед тем как приступать к методу «выкрика»:
1. Ребенок должен быть старше шести месяцев. После 12-15 месяцев тренировка сна становится слишком эмоционально напряженной как для родителей, так и для ребенка.
Не тренируйтесь, если ребенок болен: ребенок, который находится в состоянии стресса, просыпается ночью с плачем. Тренировка сна только добавит беспокойства.
2. Младенцы, которых по своему темпераменту чрезвычайно трудно успокоить и которые обладают сенсорной чувствительностью, могут испытывать большие трудности. В таких ситуациях лучше всего обсудить сон с профессионалом и составить план, который идеально подходит для вашего ребенка и вашей семьи.
3. Если у вашего ребенка режутся зубы, он может плакать. Поскольку прорезывание зубов продолжается в течение многих месяцев, можно тренироваться спать, пока зубы ребенка входят. Лучше всего обсудить этот вопрос с педиатром, чтобы помочь разобраться в различных причинах плача.
4. Будьте гибкими. Если процесс идет сложно и ребенок продолжает плакать, то следует сделать остановку. Обсудите проблему с педиатром.
На платформе Vikids вы можете:
Самостоятельное Засыпание
Что означает термин «самостоятельное засыпание»? Всех ли детей нужно учить сну, с какого возраста, какие бывают методы обучения и как выбрать наиболее подходящий подход в обучении сну именно вашего малыша? На все эти вопросы мы ответим в этой статье.
Что такое Самостоятельное Засыпание?
Самостоятельное Засыпание – это ситуация, когда подготовленный ко сну ребенок засыпает самостоятельно в своей кроватке совсем без помощи или с минимальной помощью взрослых.
На практике, укладывание малыша, который освоил навык самостоятельного засыпания выглядит так: мама кладет малыша в кроватку, желает ему спокойной ночи, целует его и выходит из комнаты. Малыш при этом засыпает сам. Без слез, плача и какого-либо дискомфорта.
Методы обучения самостоятельному засыпанию
Методик обучения засыпанию описано очень много. Но все существующие методы работы со сном можно условно разделить на две категории – методы «let cry» и «no cry».
Как можно понять из названий, первая группа подходов в обучении допускают плач ребенка при засыпании. Цель этих методов – заснуть любой ценой, в том числе «прооравшись». Во второй группе плач возможен, но плач малыша никогда родителями не игнорируется. Засыпание достигается не «любой ценой», а благодаря бережным и последовательным действиям мамы, родителей, удовлетворяющих потребности своего малыша.
Специалисты, работающие в подходе «let cry» готовы обучать детей сну с 4 месяцев.
Консультанты по сну методов типа «no cry» начинают работу по корректировки поведенческих инсомний у детей с 6 месяцев, до этого возраста помогая родителям провести определенную подготовку к обучению, создать условия для комфортного сна, сформировать ритуалы отхода ко сну и на пробуждение, выстроить режим дня для того, чтобы для малыша обучение было максимально комфортным.
Как научить Засыпать Самостоятельно?
Основные различия методов обучения сну: методы «let cry»
Краткое описание метода: Родители должны положить ребенка в кроватку и выйти из комнаты. Далее им следует игнорировать плач ребенка, дождаться, пока он устанет и уснет.
Возраст: с 4 месяцев
Помощь родителей: отсутствует
Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: высокая.
Плюсы: быстрый результат (уже на 3-4 день)
Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и ребенка, нарушение базового доверия, длительный плач может повредить развитию головного мозга ребенка, не подходит родителям без «железной воли».
2. «Time checks» (Метод периодических проверок, «Метод Фербера»). Основатели: Ричард Фербер, Эдуард Эстивиль.
Возраст: Фербер – с 4 месяцев
Краткое описание метода: Родителям следует положить ребенка в свою кроватку. Далее нужно возвращаться и успокаивать его через все большие интервалы времени (1-5-15-30 минут)
Помощь родителей: минимальная
Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: достаточно высокая.
Плюсы: достаточно быстрый эффект (на 3-5 день)
Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и малыша, накопление усталости у ребенка, длительный плач может повредить развитию головного мозга малыша, не подходит «мягким» родителям без «железной воли», нарушение привязанности.
Основные различия методов обучения сну: методы «no cry»
1. «Put up, put down» (Обнял-положил). Основатель: Трейси Хогг
Краткое описание метода: Ребенка нужно положить в кроватку. Сначала родителям стоит попробовать успокоить его похлопыванием и шипением. Если малыш плачет безутешно, нужно взять его на руки, но как только он успокоится – положить в кровать. Если он снова заплачет, нужно повторить процедуру.
Помощь родителей: выраженная
Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: медленная
Плюсы: медленный, плавный подход, походящий легковозбудимым детям. Хорошо формирует ритуалы, позволяет родителю чувствовать и понимать сигналы малыша.
Минусы: долго, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата
Краткое описание метода: Поэтапное сокращение помощи. Родителям нужно успокоить малыша до момента, когда он почти спит. Через некоторое время (следующий этап): успокоить его просто до сонного состояния. Следующий этап: успокоить, не поднимая на руки. Далее: успокоить легким прикосновением. Далее: успокоить словами. Завершающий этап: успокоить малыша на расстоянии.
Помощь родителей: Максимальная, постепенно затихающая
Эффективность: высокая, скорость достижения результатов: медленная.
Плюсы: Процесс обучения бесслезный и максимально комфортный для малыша.
Минусы: требует много времени для получения результата. Возможные сложности в длительном выдерживании родителями последовательности в выполнении правил, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата.
Краткое описание метода: малыша нужно положить в кроватку. Родитель сидит рядом и успокаивает малыша голосом или поглаживаниями. Постепенно родитель отодвигается все дальше от кровати (раз в 3-4 дня), таким образом постепенно сокращая свою помощь ребенку.
Помощь родителей: максимальная, постепенно затихающая
Эффективность: высокая, скорость достижения результата: медленная
Плюсы: подход, являющийся мягким, есть обязательный этап подготовки, родители постепенно снижают помощь, подходит тревожным родителям, легковозбудимым детям, укрепляет привязанность за счет того, что родитель всегда отвечает на сигналы малыша, подходит при совместном сне.
Минусы: достаточно медленно. Требует постоянства действий и следования правилам длительное время.
Хотите знать все о Самостоятельном Засыпании малыша? Подписывайтесь на наш YouTube-канал , чтобы не пропускать новые видео!
Анализ cравнения методов
Проанализировав вышеперечисленные методы, можно заметить следующую закономерность: чем быстрее достигается результат, тем более стрессовой методика является как в своем исполнении, так и в вероятных последствиях. Ровно, как и наоборот: чем более плавная методика, тем она безопаснее в плане негативных влияний как на малыша, так и на членов семьи в целом.
Тем не менее, существует масса исследований, статистически доказывающих, что дети, обучаемые спать по методикам «let cry» не травмируются, а напротив становятся «спокойнее» и «предсказуемее».
Здесь каждый родитель должен ответить себе сам: является ли «спокойный» ребенок счастливым? Всегда ли эти понятия тождественны. Не приравнивается ли определение «спокойный» к понятию «удобный», не причиняющий дискомфорта. Помогает ли данная методика скорее родителю, потому что он очень устал или ребенку?
Мнение детских, семейных и перинатальных психологов команды «Спи, Малыш»
Мы не скрываем своего отношения к методам «let cry», считая, что они оказывают негативное влияние на психику малыша, отрицательно воздействуя на формирования базового доверия к миру. Тем не менее, мы допускаем уместность применения данных методов в случае состояния мамы, когда она находится в крайней степени усталости и раздражения.
В этом случае, психологическое и психическое состояние мамы может быть более разрушительно для психики малыша, нежели методы «let cry».
Но в случае возможности у мамы каким-либо образом позаботиться о себе, обратиться за помощью и поддержкой к близким или к специалисту, восполнить силы, ресурсы – мы всегда за выбор такого варианта. Мама, имеющая силы и поддержку может совершенно иначе оценить ситуацию и подойти к ней уже более объективно.
Важно, чтобы при выборе того или иного метода мама была ориентирована и на себя, и на проблемы и потребности малыша – на то, что ему больше подойдет, что будет безопаснее и комфортнее для него.
Проект Спи, Малыш представляет в России метод Ким Вест – плавный метод обучения сну. Мы помогаем мамам наладить сон своих детей именно по этому методу, потому как считаем его наиболее оптимальным и учитывающим все индивидуальные особенности не только малыша, но и многих внутрисемейных факторов, философии родителей.
Тест, помогающий сделать выбор метода обучения сну
Для того, чтобы понять, какой из методов вам подходит, ответьте на следующие вопросы:
Результаты теста:
МОЖНО СМЕЛО НАЧИНАТЬ.
МОЖНО ПЛАВНО НАЧИНАТЬ.
РАНО УЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЗАСЫПАНИЮ.
Все консультанты команды Спи, Малыш являются детскими и семейными психологами, для которых важно не «добиться результата любой ценой», а помочь маме и семье увидеть ситуацию комплексно, объемно, суметь увидеть истоки сложностей со сном малыша, не просто корректируя их последствия.
Хорошим результатом будет не констатация факта о том, что малыш просто спит сам, а понимание того, как этого достичь, за счет каких ресурсов, понимание мамой своих потребностей и потребностей малыша для того, чтобы организовать обучение самостоятельному сну естественно и с любовью и заботой о малыше.
Самостоятельное засыпание — как приучить к нему ребенка
Постоянные пробуждения ночью, регулярные укладывания, слишком ранние подъемы вместе с беспокойным коротким сном являются причинами плохого самочувствия малыша и его родителей. Единственного решения этих проблем не существует, но есть специальные методики укладывания, которые способны выработать у ребенка самостоятельное засыпание.
Что это такое
Самостоятельное засыпание – это отхождение ко сну малыша без помощи взрослых или с минимальными усилиями с их стороны. Это навык, которому можно научить любого здорового младенца с возраста 4 месяцев.
Методы обучения
Для приучения грудничка к сну создано большое количество способов, суть которых заключается в предоставлении родителям четкого алгоритма действий. Он помогает последовательно привить крохе новые сонные ассоциации.
К основным методам укладывания относятся:
Cry it out
Основатель этой методики быстрого засыпания – Марк Вайсблут. Суть заключается в том, что мама и папа должны положить чадо в кроватку и выйти из комнаты.
Затем необходимо проигнорировать плач младенца и дождаться, пока он перестанет плакать и уснет. Способ обладает высокой эффективностью. Результат заметен спустя 3-4 дня.
К недостаткам относится постоянные стрессы у ребенка и родителей, нарушение базового доверия. Также этот вариант не подходит эмоционально лабильным родственникам.
Метод Фербера
Этот метод был придуман Ричардом Фербером, врачом и директором Центра педиатрических расстройств сомнии при детской больнице Бостона.
Суть заключается в том, что родители кладут младенца в кроватку и возвращаются к нему при необходимости. Со временем интервалы между походами должны увеличиваться.
Систематический подход и неукоснительное соблюдение рекомендаций дают достаточно быстрый эффект. Улучшения заметны спустя 3-5 дней после начала применения. Недостатки способа Фербера похожи на минусы «Cry it out».
Обнял-положил
Суть метода заключается в том, что мама и папа должны успокаивать малыша шепотом и похлопываниями. Если грудничок продолжает плакать, требуется взять чадо на руки и после того, как он уснет, положить его в кроватку. Процедуру повторяют каждый раз, когда из детской комнаты слышится крик.
Преимуществами методики является спокойный и плавный подход к делу, который подходит легковозбудимым крохам. Среди недостатков выделяют медленное получение положительного эффекта.
Фейдинг
Эта методика интервалов самостоятельного засыпания подразумевает последовательное сокращение помощи. Родители должны успокаивать чадо до момента, когда он почти уснул.
Спустя некоторое время ребенка успокаивают без поднятия на руки. Далее – легкими прикосновениями и словами. Последним этапом является успокоение на расстоянии.
Эффективность – высокая. Положительные сдвиги заметны уже через 1-2 месяца.
Недостатками способа являются медленное достижение требуемого эффекта и проблемы с соблюдением последовательности. Это не подходит для взрослых, которые устают на работе и хотят получить быстрый результат.
Медленное отдаление
Этот метод стула при засыпании ребенка заключается в том, что кроху кладут в кроватку и успокаивают легкими поглаживаниями или голосом. Со временем мама с папой отодвигаются от кроватки, сокращая помощь своему чаду.
Поставленная задача достигается за 3-4 недели. Данный способ не подходит матерям и отцам, которые устают на работе.
Преимуществами метода являются последовательный подход и наличие обязательного этапа подготовки. Среди недостатков выделяет медленное достижение результата и требовательность в постоянстве действий.
В чем польза
Отсутствие навыка является основной причиной постоянных ночных пробуждений и отсутствия нормального дневного отдыха. Маленькие дети часто просыпаются между сонными циклами. У взрослых данная проблема отсутствует.
Малыши в период кратковременных пробуждений требуют помощи. Для устранения младенцу надо воссоздать те условия, при которых он уснул. Это может быть кормление грудью, укачивание или поглаживания.
Методики самостоятельного засыпания вырабатывают в детях навык, помогающий легко справиться с кратковременными пробуждениями без помощи со стороны.
Неумение засыпать самостоятельно – это не единственная причина частых ночных пробуждений. Перед началом обучения нужно узнать этиологию сбоев сомнии и подготовить малыша.
Перед тем, как обучить ребенка самостоятельному засыпанию, родителям нужно подготовиться к этому процессу.
Уставшие взрослые, которые не имеют сил для этого, не смогут придерживаться способов и правильно реагировать в критических ситуациях. Необходимо стараться поддерживать друг друга и уже спустя некоторое время самостоятельное засыпание будет достигнуто.
Метод Вайсблута
Марк Вайсблут – врач из Америки с 35-летним стажем работы в области педиатрии, автор множества научных работ. Марк Вайсблут исследовал сон 2000 детей и разработал собственную методику по улучшению сна детей, которую в англоязычных научных источниках называют «cry it out», или «extinction», в русском языке его название звучит как «метод исключения плача» или «дать проораться».
Описание и подготовка к работе по методу исключения плача
Этап подготовки. Для начала работы по методу Вайсблута важно, чтобы у малыша уже был сформирован режим. В методике говорится о раннем режиме, где укладывание происходит в интервале с 18 до 20 вечера, когда концентрация мелатонина наиболее высока.
Для старта работы по методике, важно исключить 1) недомогание/проблемы со здоровьем малыша 2) недосып.
Поэтому, перед началом обучения по этому способу родители должны взять подтверждение у педиатра, что малыш здоров и никакие медицинские проблемы не влияют на его сон. А также «отоспать» малыша и уметь отслеживать признаки усталости малыша, чтобы придерживаться оптимального по его возрасту времени бодрствования. Автор рекомендует укладывать ребенка на сон не дожидаясь окончания ВБ (например, при норме ВБ в 1,5 часа, начинать укладывание малыша на сон через 1 час)
Описание методики. После того, как родители проведут ритуал, малыша следует положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи и выйти из комнаты. В соответствии с рекомендациями Вайсблута, реагировать на плач ребенка родителям не следует никаким образом. Поплакав несколько ночей подряд, ребенок привыкнет и перестает часто просыпаться.
Схема применения методики:
Условия применения методики:
Плюсы и минусы методики
Плюсы:
Минусы:
Исследования и результаты
В исследованиях (более 50 исследований), где применялись поведенческие методы для лечения первичной детской инсомнии одним из первых был метод, описанный в 1959 году. Это методика Марка Вайсблута здоровый сон, методика, которую в англоязычных научных источниках называют «cry it out», в русском языке его название звучит «дать проораться».
Эффективность методики «cry it out» исследовалась в 19 научных работах, в общей сложности на 552 детях. В 17 работах продемонстрирована высокая эффективность этого способа в разрешении сложностей с засыпанием на ночь, а также с ночными пробуждениями, сон также стал продолжительнее.
Один из наиболее значимых недостатков этого метода – вызываемый у родителей стресс в ответ на плач ребенка. Большинству родителей тяжело игнорировать длительный плач малыша и, не выдерживая, они нарушают методику обучения. Часть авторов предложила использовать более мягкую вариацию этой методики, где родители остаются в комнате – и такой способ оказался более подходящим.
Более «мягкий» вариант «cry it out», с присутствием родителя в комнате имел большую популярность в Великобритании, а в США появился уже после 2006 года. Результаты четырёх исследований на 290 детях показали эффективность этого подхода в обучении засыпанию.
Рассматривались и возможные негативные последствия этого способа. Нарушения поведения ребенка днем не были выявлены ни в одном исследовании как результат методик. Наоборот, дети, которым проводились методики, были более спокойными и предсказуемыми, менее раздражительными, меньше капризничали и плакали. Матери указали, что методики не оказывают влияния на грудное вскармливание. Также отметилось, что проведенные методики быстро и выраженно улучшают эмоциональное, психологическое состояние родителей, уменьшают симптомы депрессии, улучшают супружеские отношения и уменьшают уровень стресса родителей.
Как научить Засыпать Самостоятельно?
Исследования привязанности
Время перед сном – трудный момент для многих малышей. Вечером, находясь в темной комнате, в отдельной кроватке или в отдельной комнате малыш чувствует отделение от близкого человека, с которым у него сформирована привязанность.
Была выдвинута гипотеза, что у детей с ненадежной или амбивалентной привязанностью значительно чаще развиваются проблемы со сном. Но эта гипотеза не получила полного подтверждения. Так, в одном исследовании показано, что проблемы со сном одинаково часто встречаются у детей с надежной (55%) и амбивалентной (60%) привязанностью. Кроме того, часть работ показывает, что дети с ненадежно-амбивалентной привязанностью чаще страдают проблемами и трудностями со сном. Можно отметить, что данные проблемы возникают и у многих детей с надежной привязанностью.
Таким образом, те или иные нарушения сна в большей степени определяет использование физических способов успокоения малыша, а также представления родителей.
Дети, которые больше зависят от мамы, больше нуждаются в ней и которым чаще требуется физический контакт, чтобы успокоиться, чаще просыпаются ночью.
Влияние методики cry it out на матерей
Отделение малыша от матери провоцирует тревогу не только у младенца, но и у мамы. Материнская тревога отделения изучалась в ряде исследований. Это неприятное эмоциональное состояние, включающее чувство вины, беспокойства, печали, которое возникает при коротком разделении с малышом. Согласно исследованиям, высокий уровень тревоги отделения приводит к повышенной чувствительности к сигналам малыша, говорящим о дискомфорте, к физической близости во время укладывания, большему участию во время ночных пробуждений родителей.
Сравнение с методикой Ким Вест
Методика Ким Вест принципиально отличается от техники «cry it out» своей философией. Если по методике cry it out важен результат, пусть даже ценой плача, то по методике Ким состояние малыша, спокойствие его и мамы является ключевым фундаментом, на котором строится обучение по типу «no cry».
Методика Ким Вест является мягким способом обучения засыпанию, основанном на укреплении привязанности между мамой и малышом. Он реализуется посредством последовательных действий мамы с постепенным, следующим после этапа подготовки, сокращением помощи мамы малышу, с учетом готовности их обоих.
Мнение психологов Спи, Малыш о методике исключения плача
Несмотря на результаты исследований, показавших высокую эффективность применения данного способа обучения, у него есть и минусы. Основной из них – это тот факт, что малыш остается плакать, пока его учат спать. Исследования по привязанности демонстрируют, что дети остаются «спокойными», «меньше капризничают и плачут». Здесь возникает вопросы: всегда ли «спокойствие» приравнивается к положительному критерию оценки душевного состояния малыша? Чувствует ли малыш себя в безопасности, пока происходит обучение? Не является ли малыш, который больше не плачет скорее «удобным», нежели счастливым? Хорошо ли ему, безопасно? Хорошо ли при этом родителям? Их внутренние переживания тоже влияют на малыша. Можно ли сказать о таком сне малыша, что это «здоровый сон»?
При выборе способа обучения сну важно обращать внимание не только на эффективность в данный конкретный момент, но и влияние тех или иных действий на будущее – на те тонкие психологические сферы, которые сложно оценить в процентном соотношении, провести статистику.
Малыш, который получил опыт отсутствия реакции на свои потребности, выражаемые плачем, привыкает не проявлять их больше. Это тот самый момент, который в психологии называют «базовым доверием к миру». Мир на этом возрастном этапе заключен в родителях, в маме и в их реакциях. И если этот мир игнорирует потребности ребенка, малыш перестает доверять ему, становясь «удобным».
Каковы будут последствия такого опыта, полученного во раннем возрасте на последующую жизнь ребенка, его способности доверять, быть в контакте со своими чувствами, привязываться?
Это открытые вопросы, на которые предстоит ответить родителям, выбирая тот или иной способ обучения малыша самостоятельному засыпанию.
Выбирая тот или иной способ обучения малыша сну, родители должны проанализировать, готовы ли они к последовательной работе или уже нет возможности ждать и нужен быстрый результат? Могут ли они назвать себя скорее тревожными или готовы настаивать на своем? Какая сейчас перед ними стоит цель обучения, чего именно хочется достичь и почему именно сейчас?
Почему они выбирают тот или иной способ обучения, какие у него есть плюсы и недостатки. Порой взвешенный анализ ситуации оказывается очень эффективным способом не только выбрать ту или иную технику обучения малыша самостоятельному засыпанию, но и лучше понять себя, свои потребности, свою мотивацию, свои желания и ожидания от этого процесса.
Важно, чтобы родители были в согласии с собой и с тем способом обучения, который они выбрали. В этом случае выбор будет осознанным, с пониманием всех плюсов и минусов.