чет чит примеры слов

Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне

Приведем при­ме­ры слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми «е», «и» в корне.

В корне неко­то­рых слов в без­удар­ной пози­ции пишет­ся то бук­ва «е», то «и», напри­мер:

Как пра­виль­но напи­сать эти сло­ва? В этих слу­ча­ях невоз­мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне слов с помо­щью уда­ре­ния, подо­брав род­ствен­ные сло­ва или изме­нив фор­му сло­ва. В корне подоб­ных слов отме­тим чере­до­ва­ние глас­ных е//и.

Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных

Чтобы выбрать пра­виль­ное напи­са­ние слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е//и в корне, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

Например:

Поможет в напи­са­нии таких слов стишок-запоминалка:

Собирать, стирать, задира —
Повнимательней гля­ди!
Если в сло­ве имя Ира,
Значит, в корне бук­ва «и».
Если после кор­ня «а»,
В корне будет «и» все­гда.
Вот при­мер, запо­ми­най:
— Ноги вытер? — вытирай!

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

Слова с чередующимися гласными е//и в корне

1. бер-/бир-

2. дер-/дир-

3. мер-/мир-

4. пер-/пир-

5. тер-/тир-

6. блест-/блист-

7. жег-/жиг-

8. стел-/стил-

9. чет-/чит-

Дополнительный мате­ри­алПримеры слов с кор­нем раст-/ращ-/рос-.
Примеры слов с кор­нем бер-/бир-.
Примеры слов с кор­нем лаг-/лож-.
Примеры слов с кор­нем гар-/гор-.
Примеры слов с кор­ня­ми кас-/кос-.
Примеры слов с кор­ня­ми зар-/зор-.

Источник

Чет чит примеры слов

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

Сегодня опять получила письмо. От Ани. Она спрашивает:
«Что такое больна в предложении Мать больна. Краткое прилагательное или краткое причастие?» Ане я ответила. Но хочу обратиться ко всем с предложением:
Ребята, если вы чего-то не понимаете, задавайте свои вопросы здесь. Не стесняйтесь. Стыдно не не знать, а не хотеть узнать.

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

Майя, нет, вы не правы.

Несколько в вашем примере — это неопределенное местоимение, соотносимое с числительным. Подробнее см.: http://russkiy-na-5.ru/articles/269#p7
Наречием несколько будет в примере: Я несколько устал. Здесь передается значение «немного», слово является обстоятельством. Наречие не изменяется.
В вашем же примере выражено значение указания на небольшое количество. К тому же слово может изменяться: около нескольких деревень, к нескольким деревням, в нескольких деревнях и так далее.

А вот слово нисколько — всегда наречие. Оно неизменяемое и употребляется как наречие: Всё это нисколько не смешно.

Подобные примеры бывают в заданиях ЕГЭ. Нужно научиться различать омонимы, которых в русском языке довольно много.

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

Мне очень нравится ваш вопрос. Во-первых, всегда приятно встречать людей, заботящихся о правильности речи. Во-вторых, не так уж часто люди интересуются фонетикой и орфоэпией. В-третьих, большинство сейчас заботится о ЕГЭ, а о сферах, в ЕГЭ сегодня не включенных, не задумывается (а фонетика, как известно, в КИМы не входит).

Слова, которые вы приводите, подчиняются разным закономерностям.
1) Слово стена должно произноситься с мягким звуком [c’]: [c’т’ина`].
2) Cлова снег и след могут произноситься по-разному: в них может быть как твердое, так и мягкое произношение. Правильно говорить и [сн’эк], и [c’н’эк], и [сл’эт], и [с’л’эт]. Эти варианты произношения сосуществуют.

В школьную программу этот вопрос не входит. На нашем сайте он подробно рассматривается здесь: http://russkiy-na-5.ru/articles/157#p9 в подразделе: «Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости».
Кратко можно сказать так:
С и З должны смягчаться перед [т’] и [д’] и могут произноситься как твёрдо, так и мягко перед: [н’] и [л’].
Посмотрите, ваши примеры как раз иллюстрируют эту закономерность.

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

Последний раз редактировалось Anna_S 18 янв 2014, 20:55, всего редактировалось 1 раз.

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

[b] Но есть исключения :сочетать. сочетание. [/b]

Что касается слов расчёт рассчитывать, то лучше всего запомнить элементарно :

Именные : расчёт, расчётливый, расчётливо (корень чёт ).
Глагольные : Рассчитывать, рассчитанный, рассчитывая (корень счёт)

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

Я тоже об этом думала в своё время. И мне пришло в голову, что корень именной имеет значение чета- (чередование, как чечётка:раз-два, раз-два) вычет, учёт, вычесть, расчёт,расчётливый.
По-моему, здесь нет значения именно счёта многих единиц.
А в словах рассчитывать, высчитывать и даже в слове бессчётный счёт присутствует.

Я получила расчёт(причитающуюся мне сумму). Бухгалтер посчитала (рассчитала), сколько я получу денег.

Подождём, может быть, у Н. А. есть какое-то ещё объяснение на этот счёт. Но я обычно не морочила голову детям. Когда они знали, как слово пишется, то корень находили правильно. Но я на то и репетитор.

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

Часовой пояс: UTC + 4 часа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Источник

Правописание корней чет чит правило

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правописание корней чет чит правило». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Однако бывают случаи, когда запомнить правописание непроверяемых гласных в корне слова помогает история возникновения слова.

Рассмотрим правила для этих корней. Обратите внимание, что правила написания чередующихся гласных в корнях слов касаются не только безударных гласных, но в некоторых случаях и ударных тоже.

Корни с чередованием: общее понятие

Во-первых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «работать с письменными знаками»: читать — прочесть, вычитать — вычесть, вычет.
Во-вторых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «уважать»: почитать — почести.

Короли и королевы Англии от Вильгельма завоевателя до Елизаветы II Королевский титул родился на берегах Туманного Альбиона в IX веке.

В данной статье рассмотрим, что такое чередование корней и от чего оно зависит, какие корни связаны с тем или иным фактором, приведем конкретные примеры, а также перечислим все исключения.

Например: прил о жение, пол а гаться

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

Уважаемые коллеги, хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу. Как выпускники должны осмыслять слова «чета, сочетать, сочетание», если они встретятся в задании 9 КИМ ЕГЭ?

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.
Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка.

Однако после внесения некоторых изменений в структуру экзамена оно стало намного сложнее и запутаннее. Из-за того, что в задании №9 и в последующих заданиях теперь требуется выбрать несколько вариантов ответа (от 2 до 4), выпускники стали совершать гораздо больше ошибок, чем раньше.

Правописание гласных в корне: все правила в одном месте

Для того чтобы справиться с заданием ЕГЭ по теме «Правописание безударной гласной в корне слова», необходимо разобраться с этими группами.

Если ты прочитал(а) всю страничку сайта, со всем ознакомился(ась) и готов(а) работать, развиваться и зарабатывать, то заполняй форму и стань частью нашей бомбезной команды!

Бюро переводов «Лингвотек» может по праву считаться международным. За 12 лет работы мы выполнили более 50000 переводческих заказов как для корпоративных, так и для частных клиентов. Мы дорожим нашей репутацией, поэтому максимальное внимание уделяем качеству выполняемых нами переводов. Мы сотрудничаем только с опытными квалифицированными переводчиками.

Чтобы определить, есть ли в корне слова непроверяемая безударная гласная, необходимо понять, можно ли проверить эту гласную или нет. На самом деле, в русском языке довольно много слов, которые невозможно проверить. Их называют словарными словами. Полностью ознакомиться с ними вы можете в орфографическом словаре. Сейчас же мы предлагаем вам просто познакомиться с некоторыми из них:

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.

В русском языке аблаут — явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать.

Орфограммы. № 24.Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Чередование корней – это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах. Все чередующиеся гласные в корне можно объединить в несколько групп в зависимости от наличия или отсутствия суффикса, от ударения, от буквы, следующей за гласной, от значения слова.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Корни с чередованием изучаются в 5 классе. В учебнике под редакцией В.В. Бабайцевой корень чет-чит не указан в списке чередующихся корней. В учебнике под редакцией А.Ю. Купаловой (гриф ФГОС) данный корень также отсутствует.

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О:

Для того, чтобы определить главную в этих корнях нужно ориентироваться на суффикс в данном слове. Если суффикс «-а», тогда пишем корень «чит». Если нет, тогда пишем корень «чет». Но в данном случае есть слова исключения: сочетать, сочетаться чета.

Слова с чередующейся гласной в корне. Необходимо запомнить эти корни, а также условия выбора в них гласных.

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

Однако после внесения некоторых изменений в структуру экзамена оно стало намного сложнее и запутаннее.

Чтобы понять, есть ли в корне слова безударная проверяемая гласная, нужно подобрать такое однокоренное слово, с помощью которого можно проверить данную гласную.

Они пообщались, и зайчонок Макс узнал, что слово ЛИСА проверяется словом ЛИС, в котором И находится под ударением, а слово ЛЕСА — словом ЛЕС, в котором под ударением пишется Е.

Не все безударные гласные в корне можно проверить. Правописание непроверяемой гласной в корне многих слов нужно запоминать и при необходимости уточнять в орфографическом словаре, например: акварель, винегрет, гардероб, контекст, макулатура, параграф, фонтан и так далее.

Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).

Присылайте свои замечания и предложения на на электронную почту. Мы всегда рады ответить на все ваши вопросы.

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне

В таких случаях правописания безударных гласных в корне слова необходимо подобрать другое однокоренное слово, например, гласный в корне слова опОздать можно проверить словами пОздно, пОздний, но нельзя словом опАздывать.

В школьных учебниках (когда речь идет о корнях чет/чит) традиционно приводятся примеры вычитать — вычесть (+ исключения: сочетать, сочетание). Об омонимии корней чет/чит школьные учебники «умалчивают».

В корне без ударения пишется «и», в том случае, если после корня стоит суффикс «а»: причитается, вычитать.

Чередующиеся безударные гласные в корне слова: конкретные примеры и правило

Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О:

Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.

Источник

Чередование гласных в корне слов

Правило проверки безударных гласных ударением не работает для корней с чередующимися гласными. Правописание чередующихся гласных в корне слов регулируется особыми правилами.

В корнях под ударением всегда пишется та гласная, которая слышится.

В корнях плав- и плов- пишется буква а, например:

пл ав ать, по пл ав ок, пл ав ить, пл ав ильня.

Исключения составляют только слова: пл ов ец, пл ов чиха, пл ов цы.

Исключения: со ч ет ание, со ч ет ать, ч ет а.

Гласная зависит от ударения

В корнях -гар- и -гор-, -зар- и -зор-, -клан- и -клон-, -твар- и -твор- правописание гласной в корне зависит от ударения.

В корнях -гар- и -гор- под ударением пишется буква а, без ударения — о, например:

за г а́р – за г ор е́ть.

В корнях -зар- и -зор- под ударением пишется буква, которая слышится, без ударения — а, например:

Исключения: з ор я́нка, з ор ева́ть.

В корнях -твар- и -твор-, -клан- и -клон- под ударением пишется буква, которая слышится, без ударения — о, например:

тв ор е́ц – тв а́рь – тв ор и́ть,

Гласная зависит от согласной

В корнях -лаг- и -лож-, -раст- (-ращ-) и -рос-, -скак- и -скоч- правописание гласной в корне зависит от следующей за ней согласной буквы.

В корнях -лаг- и -лож- перед г пишется а, перед жо, например:

В корнях -раст- (-ращ-) и -рос- перед ст и щ пишется а, во всех остальных случаях — о, например:

вы р ащ ивать, вы р аст ить, вы р ос ли.

Исключения: от р ас ль, р ост ок, Р ост ов, Р ост ислав, р ост овщик.

В корнях -скак- и -скоч- перед к пишется а, перед чо, например:

ск ак ал – в ск оч ил.

Исключения: ск ач ок, ск ач у.

Корни с чередованием ИМ, ИН

В корнях -ча- и -чин-, -мя- и -мин-, -жа- и -жин-, -ня- и -ним-, -кля- и -клин- буква и пишется, если после корня следует суффикс -а-, например:

на ч а л – на ч ин аем,

с ж а ть – с ж им ать,

при н я ть – при н им ать,

про кл я тие – за кл ин ание.

Источник

Чередующиеся гласные в корнях слов

чет чит примеры слов. Смотреть фото чет чит примеры слов. Смотреть картинку чет чит примеры слов. Картинка про чет чит примеры слов. Фото чет чит примеры слов

Чередующиеся гласные в корнях слов

Какие гласные чередуются

Исключения: сочетать, сочетание

Сочетания ИМ, ИН пишутся, если после них идёт суффикс –А-

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

Исключения: скачок, скачу, скачи

2.Написание зависит от ударения (безударного положения гласных О и А

3. Написание зависит от лексического значения слова

Пишется ровн в словах со значением «гладкий, ровный, прямой».

(в правах), поравняться (силой)

Обмакнуть (перо в чернильницу), макать (хлеб в мёд)

Буква О пишется только в словах пловец, пловчиха, Ы – только в нескольких словах, в остальных словах пишется А.

ØТренинг 1. Разберите по составу следующие слова.

Избиратели, предполагать, зажигательный, выращенный, вычитать, касательная, приминать, растительность, прилагательное, изложение, запирательство, блистательно, занимательный, уберу, расположиться.

ØТренинг 2. Определите, какое значение имеют следующие слова.

Подровнять (волосы), промочить (ноги), сравнить (что-либо), выровнять (дорожку), макать (хлеб в постное масло), промокательная (бумага), уравнять (шансы соперников).

ØТренинг 3. Определите, какое слово в каждой строке из выделенных курсивом – «лишнее»?

Умирающий (воин), продираться (через лес), примерять (костюм), зажигать (лампу).

Предлагать (помощь), (член) предложения, ложноножки (амёбы), прилагательное.

Вытирать (ноги), словосочетание, запирать (дверь), блистательные (перспективы).

Понимать (приятеля) принимать (экзамены), поднимать (груз), унижать (кого-либо)

Постелить, стилистическая (ошибка), устилать (дно корзины), расстелю (скатерть).

Почитать (родителей), вычет, прочитать (книгу), предпочитать (что-либо).

ØТренинг 4. Вставьте пропущенные буквы.

Е или И? Расст_лался, выт_ртый, отм_рающий, приподн_маться, заж_галка, соб_рать, зам_р, подб_раться, отп_реть, словосоч_тание, пробл_ски, прин_мать, выч_тание, бл_стать, прот_рать, выж_гший, поч_тать (старших), выб_ру, преп_раться, бл_стящий, нач_нать, прод_русь, пост_лю, соч_тать, зан_мательный, отб_ру, выт_ртый, зам_рать, заж_галка.

ØТренинг 5. Вставьте пропущенные буквы.

О или А? Распол_жение, заг_реться, пл_вчиха, изл_жение, Р_стислав, соприк_саться, р_стки, подг_релый, скл_ниться, пром_чить (ноги), пл_вники, выр_сший, пол_г, оз_рить, з_ревать, ур_вень, к_сательная, р_стовщик, выг_реть, тв_рец, зар_внять (землю), Р_стов, ск_чок, ср_внить, ср_внять (с землёй), выск_чка, пром_кашка, к_снулся, покл_нился, приг_реть, оз_рять, з_рница, пог_рельцы, ур_вень, попл_вок, укл_ниться, пл_вучесть, натв_рить, отр_сль, прекл_няться, непром_каемый, ср_внение, р_весники, ск_чу, пог_релец, г_релки, к_сательная, попл_вок, наг_реть, пл_вниковый, зар_сли, тв_рить, прир_щение.

ØТренинг 6. Вставьте пропущенные буквы.

Бл..стательное предпол..жение, расст..латься на р..внине, з..ря разг..рается, прин..лся предл..гать р..весникам отведать выр..щенные им овощи, зам..р на мгновение от оз..рившей меня бл..стящей мысли, прин..мать участие в судьбе нач..нающего драматурга, выч..тать предл..гаемую сумму, разб..ру сложное предл..жение, прин..мать участие в изб..рательной к..мпании.

Правописание приставок, заканчивающихся

на буквы З и С, и приставок ПРЕ-, ПРИ

Буквы З и С на конце приставок

2. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) З является частью корня.

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ

1. В значении высшей степени качества или действия (можно заменить приставку словами «очень» или «весьма»).

2. В значении «через», «по иному» (близко по значению к приставке ПЕРЕ-).

3. В некоторых словах, в том числе иноязычных, где приставка не выделяется.

1.В значении пространственной близости, смежности

2. В значении прибавления, присоединения, приближения.

3. В значении неполноты действия

4. В значении доведения действия до конца.

5. В значении совершения действия в чьих-либо интересах.

Примечание: необходимо различать написание омонимичных слов: пребывать (находиться) в городе – прибывать (приезжать) в город; предать (отдать в чьи-то руки) – придать (дать что-то дополнительно); предел (граница чего-либо) – придел (пристройка храма); презирать (относиться презрительно) – призреть (дать кому-нибудь приют и пропитание); преклонить (склонить, опустить вниз) – приклонить (нагнув, приблизиться к чему-либо); преступить(отступить от чего-либо, нарушить) – приступить (приняться за что-либо); претворить (осуществить) – притворить (прикрыть); преуменьшить (во много раз) – приуменьшить (слегка); преходящий (временный, недолговечный) – приходящий (пришедший куда-либо); приёмник (радио) – преемник (наследник)- восприемник (крёстный отец)

О и Е (Ё) после шипящих и Ц

1. В корнях слов под ударением

1.Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог от глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг (соотносятся с корнем жечь).

2. В предложном падеже местоимения что пишется буква Ё: о чём, о чём-нибудь.

2. В корнях слов без ударения

В безударном положении в иноязычных словах после шипящих: шоколад, шоссе, жокей, Шопен, жонглёр.

3. В суффиксах слов

Беглое О в именах существительных: мешки-мешок, княжна-княжон

Имена прилагательные, в том числе и отглагольные, и причастия

Беглое О в именах прилагательных под ударением: смешной-смешон.

Без ударения: слышный – слышен.

В суффиксах отглагольных прилагательных: копчёный, бережёный, лужёный, печёный.

В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени: поражённый, огорчённый, огорчён, запряжённый. возмущён

В суффиксе глаголов –ёв-: выкорчёвывать, разжёвывать

4. В окончаниях слов

В именах существительных и прилагательных под ударением: ножом, свечой, межой, ежом, плющом, чужого, большой

Под ударением после Ц в корне произносится и пишется О.

Безударную гласную после Ц нужно проверить ударением: цена-ценный, цеховой – цех, целина-целый

2. В окончании и суффиксе

После Ц в безударном положении пишется Е: ситцевый, глянцевый, платьице, зеркальце, колодцем, танцевать

Примечание: в безударном положении О после Ц пишется только в словах: цокотуха, цокот и иноязычных словах скерцо, палаццо, меццо-сопрано

Тренинг 1. Разберите приведённые ниже слова по составу, определите, к каким частям речи они относятся.

Обнажённый, течёт, размежёвка, крюшон, дирижёр, запрещённый, мажор, ухажёр, чопорный, учёный, бечёвка, дешёвый, шомпол, жжёный, жёрнов, разрешённый, раздражён, жёсткий, прожорливый, изжёванный, боржом.

Тренинг 2. Разберите приведённые ниже слова по составу, расставьте ударения.

Тренинг 3. Вставьте пропущенные буквы.

Ш_пот, печ_нка, ш_колад, ч_порный, ш_мпольный, ш_лковый, подж_г дома, прож_рливый, ш_к, ч_рный, ж_лтый, Ш_тландия, ч_рточка, прич_ска, пч_лка, пощ_чина, ж_нглёр, ш_ковая, деш_вый, ш_ссейный, получил ож_г, кош_лка, расч_тливая, девч_нка, ж_сткий, крыж_вник, одеж_нка, тяж_лый, ч_лн, ш_рох, ш_пот, холщ_вый, меш_к, ч_лка, щ_лкать, сч_ты, бежать рысц_й, туш_нка, ретуш_р, реч_вка, кумач_вая, рубаш_нка, ситц_вый, меш_к, внуч_к, овц_й, торц_м, ш_ссе, сгущ_нка, изразц_вая печь.

Тренинг 4. Вставьте пропущенные буквы.

Ч_рная щ_тка, боч_нок с печ_нкой, ж_кей в парч_вой одеж_нке, пастуш_к подул в свой рож_к, девч_нка в закопч_нной юбч_нке, ж_кей на ч_рной кобыле, поч_тная грамота, ч_порный дириж_р, знаю напереч_т все вальсы Ш_пена, получил ож_г руки, ш_фёр ш_л тяж_лой походкой, деш_вый крюш_н, ш_лковая ш_рстка, ручей теч_т у ш_ссе, модная прич_ска, тяж_лый ж_рнов, щ_голь говорил ш_потом, поч_тная миссия уч_ного, ч_рточка переноса видна неч_тко, раскорч_вка леса, ч_рный грач сидел на ж_рдочке, солнце жж_т до ож_га, ж_нглировать ж_лтыми шарами, поц_ловаться с красавиц_й, пальтец_ на ш_лковой подкладке, влиятельный герц_г, ц_кать языком, письмец_ отправлено бойким мужич_нком, изложил вопрос общ_ и отвлеч_нно, яблоко груш_вка.

Тренинг 4. Вставьте пропущенные буквы (О, Е или Ё)

Сгущ_нка, парч_вый, волч_нок, свинц_вый, груш_вка, пальтец_, ш_к, крюш_н, подожж_т, горяч_, еж_нок, пританц_вывать, печ_нка, деш_венький, вальц_вка, коммивояж_р, девч_нка, окольц_вать, творож_к, подтанц_вывать, ож_г руки, ранц_м, стаж_р, верш_к, пальц_м, свеч_й, ещ_, раздраж_нный, маслиц_, Пугач_в, обобщ_нный, уш_л, кулич_м, борц_вский, больш_го, копч_ность, Фурц_ва, ж_кей, поч_т, береж_т, ц_кольный, стереж_шь, старич_к, дириж_р, Ш_пен, беч_вка, трущ_ба, трещ_тка, ему всё нипоч_м.

Н и НН в суффиксах слов

и на стыке корня и суффикса

Производные существительные пишутся с одной или двумя Н в соответствии с производящей основой

( сколько Н пишется в суффиксе производящей основы, столько же в имени существительном)

2. От основы прилагательных, образованных от глаголов: избранный – избранник

2.На стыке основы, заканчивающейся на Н: сонный, старинный, длинный, туманный.

В полных прилагательных, образованных от глаголов:

4.В устойчивых сочетаниях: посажёный отец, Прощёное воскресенье

5. При переходе причастия в имя прилагательное: писаная красавица, конченый человек

В полной форме отглагольных образований:

3. Если к ним относятся зависимые слова: давно кошенный луг, полученное утром письмо.

4.Если слово образовано от бесприставочного глагола сов. вида: решённый, брошенный, купленный, конченное (дело).

В кратких страдательных причастиях: Дети избалованы судьбой. Сюжеты рассказов запутаны.

В кратких прилагательных, образованных от глаголов: они капризны и избалованны, следы зайца замысловаты и запутанны.

В наречиях на –О и –Е столько же Н, сколько в прилагательном, от которых они образованы

ØТренинг 1. Определите, к каким частям речи относятся приведённые ниже слова, выделенные курсивом. В зависимости от морфологической принадлежности распределите их в таком порядке: 1) существительные, 2) отымённые прилагательные.

3) отглагольные прилагательные, 4) страдательные причастия прошедшего времени, 5) наречия.

Племянник, решённая задача, разрешено, смотреть отрешённо, картина, картинный, картинно, масляная краска, масленый блин, перчатки замаслены, халат выглядит замасленным, ветреный день, ветряная мельница, обветренное лицо, руки обветренны, колбаса заветрена, мошенник, бесприданница, телеграмма отправлена, говорил умно и сдержанно, данное слово было сдержано, человек сдержанный, подоконник, откровенное признание, говорил откровенно, слова его откровенны, откровенность, море взволновано, они чем-то взволнованы, слова его взволнованны, взволнованность, говорил взволнованно, заряжённое ружьё, пушка заряжена, заряжённость на работу, говорил рассеянно, семена рассеяны по ветру, на уроке они рассеянны, рассеянность.

ØТренинг 2. Объясните причину различного написания слов, выделенных курсивом.

Овощи взвешены, его слова взвешенны, говорил взвешенно, конченный этап работы, конченый человек, посаженный тополь, посажёный отец, он говорил обдуманно, решение его обдуманно тщательно, Прощёное воскресенье, прощённое прегрешение, кованый сундук, кованный на передние ноги конь, ветреный день, ветряная оспа, безветренная погода, помещение проветрено, непрошеный гость, непрощённая обида, цена книги, книга ценна, названый брат, названный членами жюри лауреат конкурса, длина отрезка, дорога длинна, подлинная правда.

ØТренинг 3. Разберите слова по составу.

Пустынный, берестяной, жёваный, умалишенный, былинный, развешаны, углублённый, балованный, организованы, гостиница, непросеянный, многочисленный, ураганный, негаданный, деревянный, мышиный, лиственница, проведены, сосредоточена, газированный, испуганный, полукопчёная, блинный, бессребреник, решённый, неслыханный, истинно, полуразрушенная, перочинный, свежезамороженный.

ØТренинг 4. Вставьте пропущенные буквы.

Запута_ный, добавле_ный, плавле_ный, согласова_ный, вяле_ная, застреле_ный, копчё_ный, нагруже_ный, пута_ный, серебря_ный, земля_ной, урага_ный, стекля_ный, осмысле_но, нечая_но, изумлё_но, кова_ные, полусклше_ный, нежда_ный, свяще_ный, воспита_ник, мороже_ное, листве_ница, нефтя_ник, кури_ный, жёва_ный, вымуче_ный, прикова_на, купле_ный, броше_ный.

ØТренинг 5. Вставьте пропущенные буквы.

1. Казё(н, нн)ая палата от мужиков богата. 2) Неразумного учить – в бездо(н, нн)ую бочку воду лить. 3) Серебр_(н, нн)ый молоток проб_ёт железный потолок. 4) Зва(н, нн)ый да жела(н, нн)ый гость мил хозяину, а нежда(н, нн)ый да жела(н, нн)ый – вдвойне. 5) Правда – кус заработа(н, нн)ый, а ложь – краде(н, нн)ый. 6). Голосок соловьи(н, нн)ый, а жало – змеи(н, нн)ое. 7) Что отложе(н, нн)о, то потеря(н, нн)о.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *