черные очки в моде
Стиль+10 к харизме:
Как тёмные очки стали синонимом крутизны
Рассказываем, почему небольшой аксессуар обладает огромной стилеобразующей силой
В марте вышла книга Ванессы Браун «Cool Shades, the History and Meaning of Sunglasses», которую автор презентовала на крупнейшей в мире выставке очков MIDO Eyewear Show в Милане, где участвуют более тысячи производителей очков и оправ. Мы поговорили с Ванессой, старшим преподавателем кафедры дизайна и визуальной культуры в Университете Ноттингем Трент, о природе крутости очков, о том, как возникает мода на те или иные формы оправ, почему очки являются предметом соблазнения и что думать о тех, кто не снимают очков в тёмном помещении.
Анонимность и непроницаемость
Мысль написать книгу про взаимосвязь крутости и солнечных очков пришла ко мне после похода в магазин за молоком. На мне была потрёпанная одежда со свежими следами краски от ремонта. Первое, что я сделала, выйдя из машины, — надела солнечные очки. Это было странно: на улице было пасмурно, зачем мне очки? Потому что в них я выгляжу круче. Отсюда главный вопрос: почему такой маленький объект, как солнечные очки, обладает такой огромной силой трансформации?
Современное понимание крутости сформировала городская среда. Вспомните социолога Роберта Парка: «the city is a state of mind», город — это состояние души. В городе существует потребность в анонимности, быть наблюдателем, а если участвовать в общественной жизни, то только с правом выйти из игры в любой момент. Бодлер называл новый тип человека «flâneur» и описывал его как «в центре мира и миром не замеченный».
Некоторые учёные считают, что «крутость» — одна из важнейших ценностей западного мира. Крутость ассоциируется с невозмутимостью и обособленностью. Солнечные очки как раз прекрасно справляются с запросом на эти качества. Очки говорят за вас: «Меня ничего не беспокоит». За тёмными очками вы находитесь в безопасности, спасаетесь от хаоса внешнего мира, избегаете прямого контакта, но имеете возможность подглядывать за людьми. Тёмным очкам предшествовали маски на балу. Они также позволяли сохранить анонимность и давали возможность сменить социальную роль. Пусть и на один вечер. При этом, хотя маска и очки укрывают вас от людей, они же привлекают к вам внимание.
Новые скорости XX века
Гонщики, пилоты, машинисты — они первыми сделали очки желанным «крутым» аксессуаром, который соответствовал духу времени. Итальянские футуристы начала XX века писали так: «Великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости». Все хотели передвигаться быстро и стали носить очки, защищающие от ветра. В ходу были круглые оправы, а также сплошные панорамные, напоминающие современные спортивные модели. Появление огибающей лицо спортивной формы очков связано с тем, что железные дороги показали мир в перспективе и панораме. Форма защитных speedy-очков даже спустя десятилетия изменилась мало.
На девушках одним из первых спортивные очки запечатлел французский фотограф Жак-Анри Лартиг. Он снимал свою жену Биби, которая, будучи известной модницей, носила в 1920-е спортивные мужские круглые очки. Маскулинная спортивная форма очков будет популярна у женщин вплоть до 1950-х, пока в моду не войдут очки-сердечки, «кошачьи» оправы и другие декоративные варианты. Интересно, что формула «скорость плюс очки» как олицетворение крутости работает до сих пор. Вспомните хотя бы сцену на мотоцикле с Бритни Спирс из клипа «Toxic».
Мир роскоши и гламура
Одной из первых публикаций солнечных очков в модных журналах стала съемка американского фэшн-фотографа Луизы Даль-Вульф для Harper’s Bazaar 1938 года. На снимке изображена девушка, которая расслабленно сидит на залитой солнцем террасе. С этого момента солнечные очки становятся статусной вещью, атрибутом элиты и предметом, олицетворяющим гламур и активный досуг в солнечных лучах, вроде игры в гольф или похода на пляж. Очки в это время продают там же, где и ювелирные украшения. Так зарождается идея, что обладание очками позволяет сымитировать принадлежность к привилегированному классу. Вспомните очки с крупными логотипами марок, популярные до сих пор.
Знаменитости также добавили очкам крутости. В Голливуде очки носили из-за желания не столько сохранить анонимность, сколько уберечь глаза от слишком ослепляющих ламп-вспышек папарацци. Образ звезды в тёмных очках стал устойчивым. Жаклин Кеннеди намеренно выходила на улицу без очков — только так её принимали за обычную девушку.
Битники и политический активизм
В середине XX века тёмные очки стали символом маргинальной крутости, принадлежности к «другому миру». Их носили черные джаз-музыканты в ночных клубах и барах 1940-х, а затем битники 1950-х. С тех пор, если кто-то носит тёмные очки в слабоосвещённом помещении, мы считываем это как сообщение, что человек дистанцируется от внешнего мира и уходит в себя. Чёрный — цвет сосредоточенности на себе и рациональности.
В середине XX века тёмные очки стали символом противостояния и борьбы за права. Яркий пример — легенда джаза Майлз Дэвис. На обложке его альбома с многозначительным названием «Birth of the Cool» 1957 года он изображён в тёмных очках. Майлз носил тёмные очки в барах во время выступлений, чтобы избежать зрительного контакта с расистами. Впрочем, именно в клубах началось смешение разных культур и рас. Как писал Фрэнсис Скотт Фицджеральд: «Мы ходим по барам, чтобы быть плечом к плечу с самыми разными людьми».
Соблазн и вуайеризм
Вспомните нуар-кино середины XX века: его типичная героиня — девушка в тёмных очках. Взять хотя бы Барбару Стэнвик в «Двойной страховке» 1944 года, яркий пример femme fatale. Образ роковой красотки в тёмных очках или маске будет будоражить умы ещё не одно десятилетие. С одной стороны, закрытые глаза усиливают сексуальную объективацию тела. С другой — девушка в тёмных очках перенимает мужское вуайеристское поведение наблюдателя. В 60-е даже существовала марка очков, которая так и называлась — Boywatcher, позволяющая девушкам «подглядывать» через тонкую щёлку за окружающим миром, и в том числе мужчинами.
Процесс соблазнения всегда включает игру со взглядом. Отсюда ассоциация очков с опасностью и сексуальностью: «Ты меня то видишь, то нет. Возможно, я пущу тебя в своё пространство, возможно — нет». Яркий пример — фильм Стэнли Кубрика «Лолита». Важно: в книге Набоков воздержался от детального описания героини. Визуализировал и сексуализировал её образ фильм Кубрика. Там есть сцена, где Лолита смотрит на Гумберта, приподняв очки, что говорит о хрупкости границ дозволенного. А теперь посмотрите на афишу к фильму 1962 года: Лолита изображена в тёмных очках с оправой в виде сердечек и леденцом во рту. Снимок был сделан Бертом Штерном. Он до конца додумал образ Лолиты, который стал каноническим. Ни леденца, ни очков-сердечек ни в книге, ни в фильме не было.
Критическая отстранённость
Новым смыслом наделил очки Энди Уорхол во времена зарождения поп-культуры 60-х годов. У Уорхола тёмные очки означают отстранённость, сокрытие критического взгляда и эмоций, безразличие к правде и лжи, эдакая огламуренная пустота. Ну вы знаете, у Уорхола были непростые отношения с поп-культурой и мейнстримом. С одной стороны, он был её частью, с другой — старался сохранить свою маргинальность и богемность. Энди снимал с себя ответственность за финальное значение его работ. Он говорил: «Ничто идеально — в конце концов, совершенно ничто ему не противоречит». Это и есть индифферентность XXI века. Думаю, его идеи продолжили Карл Лагерфельд и Анна Винтур, которых сегодня невозможно представить без очков. Та же Винтур носит очки, чтобы во время показа скрыть реакцию на коллекции. В 2000 году Moschino в своей рекламе использовали подходящий Винтур слоган: «You watch too much fashion. Protect your eyes».
Смерть клише и новая крутизна
Тёмные очки стали устойчивым клише крутости. Как долго они смогут сохранить этот статус? Ведь сегодня крутость появляется там, где видно, что человек намеренно не старался. Есть подозрение, что это символическое значение очков постепенно рассеивается, хотя, возможно, это временно — ведь игра в «крутость» и «некрутость» идёт бесконечно. Другое дело — корректирующие очки для зрения. Есть исследования социологов, которые указывают, что в глазах общества они усиливают привлекательность мужчин и, напротив, снижают женскую. Всё потому, что привлекательность мужчин стереотипично складывается из качеств, которые очки подчеркивают, вроде начитанности, серьёзности.
Мы живём в эпоху информационных рисков, защиты от них, ухода в себя и публичного нарциссизма. Ты можешь отрицать какие-то вещи, но всё равно это делаешь, покупая какие-то вещи и демонстрируя их. Взять хотя бы уродливые спортивные панорамные очки как из 90-х, которые вернулись на фоне увлечения уличной культурой. Предсказывать тренды легко: подумай, про какую вещь все забыли, — скоро она вернётся.
В целом мода на очки следует за общими модным тенденциями. Пример: сейчас на пике 70-е — и мы видим возвращение «авиаторов». Марки стараются нивелировать клише крутости новыми материалами и экспериментами с оправами. На той же MIDO можно найти производителей очков не только с деревянными оправами, но работающих с бархатом или популярным сейчас пушком, не последнюю роль играют и высокотехнологичные материалы и инновации. Сейчас мы всё чаще задаём себе вопрос, какие ещё полезные функции мы получаем, покупая вещь? Очки — как солнцезащитные, так и с корректирующими линзами — с этим вопросом разобрались давно. Они ещё долго будут знаковым предметом, который способен сообщить многое о вашем взгляде на мир и себя: хотите ли вы выглядеть как звезда, заявить о своём социальном статусе или подчеркнуть привязанность к какой-либо субкультуре.
8 главных моделей очков сезона весна-лето 2021
Авиаторы
Солнцезащитные очки каплеобразной формы, как у военных летчиков 1930-х годов, — классика, которая никогда не выходит из моды. Поэтому покупать их лучше у брендов с гарантией качества: Loro Piana, Giorgio Armani или Ray-Ban, который был создателем авиаторов.
Thom Browne, весна-лето 2021
1. Очки Brioni, 41 350 руб. (Кутузовский проспект)
2. Очки Giorgio Armani, 17 000 руб. (Luxottica)
3. Очки Ray-Ban, 11 700 руб. (Luxottica)
4. Очки Première de Cartier, 78 300 руб. (Cartier)
Оверсайз
Gucci продолжает лоббировать массивные очки, которые в отличие от авиаторов прячут не только глаза, но и брови. Похожая модель, только без солнцезащитных линз, была у Тренера, героя фильма «Джентльмены» в исполнении Колина Фаррела, стиль которого в 2020 году не пытался копировать только ленивый. У Bvlgari оверсайз-очки представлены в более женственном варианте, с фиолетовыми линзами, плавно изогнутыми дужками и декором в виде разноцветных змеиных чешуек, а у Chanel — в классическом, который можно легко представить как на самой Габриэль Шанель, так и на ее музах. К слову, понимая, что эта форма подойдет далеко не каждому, французский бренд запустил на сайте специальный лендинг с услугой виртуальной примерки очков.
Удлиненный прямоугольник
Суперспособность удлиненных прямоугольных очков заключается в том, что они визуально подчеркивают скулы, вытягивая лицо. Однако это не главное их преимущество: во избежание дословного цитирования популярных моделей прошлых лет дизайнеры дополняют такие очки интересными деталями. У Courreges это неоновые акульи плавники, у Retrosuperfuture — линзы, плавно переходящие в дужки, а у Off-White — «покусанная» оправа, будто кто-то решил попробовать новинку на вкус.
Saint Laurent, весна-лето 2021
1. Очки Celine, 28 000 руб. (ЦУМ)
2. Очки Courreges, 34 990 руб. (Leform)
3. Очки Retrosuperfuture, 15 224 руб. (farfetch.com)
4. Очки Off-White, 31 835 руб. (farfetch.com)
Кошачий глаз
Круглые очки с заостренными уголками способны придать любому образу оттенок ретро, поскольку прочно ассоциируются с кинематографической сценой, в которой юная леди едет в алом «Кадиллаке» и в шелковом шарфе, развивающемся на ветру. Переложить хрестоматийную модель на современный лад дизайнерам удается за счет гипертрофированной формы, металлической оправы и перевернутого способа носки. Последнее — идея широко известного игрока в снукер Денниса Тейлора, подхваченная креативным директором Gucci Алессандро Микеле.
Celine, весна-лето 2021
1. Очки Brevno, 15 000 руб. (brevnoshop.com)
2. Очки Gucci, 53 600 руб. (Gucci)
3. Очки Karl Lagerfeld, 17 900 руб. (Karl Lagerfeld)
4. Очки Mykita, 41 050 руб. (ЦУМ)
Монохром
Одежда, обувь и аксессуары, выполненные в одном оттенке, — едва ли не главный тренд текущего и следующего сезонов. Чтобы не выбиваться из образа, оправа и линзы солнцезащитных очков тоже должны перекликаться по цвету: красному, как у Bottega Veneta, синему, как у Vogue Eyewear, или карамельному, как у Jacquemus.
Versace, весна-лето 2021
1. Очки Bottega Veneta, 48 950 руб. (ЦУМ)
2. Очки Jacquemus, 34 600 руб. (КМ20)
3. Очки Louis Vuitton, 62 500 руб. (Louis Vuitton)
4. Vogue Eyewear, 6999 руб. (lamoda.ru)
Блестки
Режим самоизоляции примирил нас с комфортной и минималистичной одеждой. Роль эффектного элемента в образе теперь играют аксессуары, что наглядно продемонстрировал показ коллекции Miu Miu сезона весна-лето 2021. На нем олимпийки, треники, кардиганы и юбки на запах были стилизованы красочными очками в кристаллах. Похожие можно найти, например, в ассортименте № 21, Burberry и грузинского бренда George Keburia, где за игривые переливы отвечает оправа из жемчужного ацетата.
Miu Miu, весна-лето 2021
Спорт
Очки велосипедиста появились на мировом подиуме в 2016 году под влиянием стиля athleisure и бренда Balenciaga, который с приходом Демны Гвасалии монополизировал все странное и трудносочетаемое. В сегодняшних коллекциях спортивная вытянутая форма соединилась с футуристичными неоновыми линзами, что превратило владельца очков из велосипедиста в ниндзя или героя сай-фай-фильма. Однако стать им дано не всем: очки довольно плотно прилегают к коже, поэтому подходят только обладателям овальной или ромбовидной формы лица.
Balenciaga, весна-лето 2021
1. Очки Harley-Davidson, 13 120 руб. (ЦУМ)
2. Очки Marine Serre x Gentle Monster, 30 800 руб. (КМ20)
3. Очки Oakley, 14 236 руб. (farfetch.com)
4. Очки Prada Linea Rossa, 21 000 руб. (Prada)
Подчеркнутая геометрия
Некоторые очки способны не только защитить от солнца и дополнить образ, но еще и изменить выражение лица. Так, в актуальную мужскую коллекцию Louis Vuitton вошла асимметричная модель, которая благодаря слегка вздернутой оправе делает взгляд то ли недоуменным, то ли виноватым, как у диснеевской мультяшки. Менее сюрреалистичные очки, но с такими же эффектно ломаными линиями есть у Valentino, Balenciaga и Miu Miu.
Louis Vuitton, весна-лето 2021
1. Очки Balenciaga, 33 450 руб. (ЦУМ)
2. Очки Louis Vuitton, 54 000 руб. (Louis Vuitton)
3. Очки Miu Miu, 28 500 руб. (Miu Miu)
4. Очки Valentino, 22 760 руб. (Третьяковский проезд)
КАКИЕ ФОРМЫ, ОПРАВЫ И ЛИНЗЫ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫХ ОЧКОВ В МОДЕ В 2020 ГОДУ
СОДЕРЖАНИЕ
Очки — аксессуар такой же важный, как часы или сумка. И сегодня давайте разберемся, какие тренды на лето 2020 приготовили для нас дизайнеры, чтобы обновить оптический гардероб.
Все новое — хорошо забытое старое: какие очки в тренде в 2020 году
Вейфереры, авиаторы, круглые и «кошечки» — многие модели очков в ротации у дизайнеров годами, и кажется, что ничего нового выдумать невозможно. Но тут как с любой вещью или аксессуаром — каждый сезон есть нюанс, который отличает новую модель от устаревшей. Чуть больше оправа, чуть другая форма, новая расцветка — и вот уже даже классика выглядит по-другому.
Пять самых модных моделей очков, которые были замечены на показах и вокруг них:
Считайте, это краткий конспект «оптических трендов» 2020-го года. Но главное, как обычно, в деталях. О них — дальше!
Форма оправы
На самом деле лучшая форма оправы — та, что гармонично сочетается с формой лица. Ну а трендов сегодня такое количество, что выбрать подходящую труда не составит. Хорошо, что дизайнеры всегда предлагают нам несколько вариантов форм — поэтому варианты всегда есть.
Самая модная форма 2020 года — массивные очки с прямой верхней границей оправы. В нижней части могут быть квадратными или слегка скруглёнными.
С цветными линзами или оправой из пластика — а лучше и с тем, и с другим. Или вообще зеркальные.
Еще один — а точнее, два ретро-камбэка. Такие формы дизайнеры сочетают с прозрачными цветными стеклами или традиционными непрозрачными черными, с пластиковыми оправами или полным их отсутствием.
Dior, Salvatore Ferragamo
Третий раз входят в моду за последние 60 лет. В этом сезоне овальные очки не должны быть слишком узкими. Ориентируемся на средний размер.
В тренде и небольшие, идеально круглые (привет, Гарри Поттер и кот Базилио), и большие — просто круглые или в форме скругленного квадрата или прямоугольника.
Цветные спортивные очки все еще в моде (как и пару сезонов назад, так что мы к ним уже даже в какой-то степени привыкли). Напоминаю: носить их классно с категорически неспортивной одеждой.
Оправа cat eye образца 2020 года выглядит не ностальгично, а футуристично: более четкие формы, еще больше стремления вверх.
Линзы
Для многих очки — альтернатива макияжу, когда на него нет времени, и это, возможно, лучшее средство от кругов под глазами 🙂 Поэтому непрозрачные черные линзы — по-прежнему классика. Но, как говорится, не черным единым.
Какие линзы еще в моде?
Elie Saab, Prada, Courreges
Etro, Ports 1961, Dior
Декор
Очки 2020 года настолько самодостаточны, что не требуют дополнительных украшательств: они либо ультра минималистичны (и тогда зачем лишний декор?), либо настолько эффектны (крупные оправы, цветные линзы), что декор уже становится перебором. Однако пара фишек все же есть:
Они в 2020 везде: на шеях, запястьях, лодыжках, сумках — и очках. Цепочки для очков в этом году должны быть с массивными звеньями, желательно из пластика.
Stella MCcartney, Fendi
Жемчуг, камни, сусальное золото — все, что наклеено на оправу и делает её не такой, как все.
Округляем: модные модели круглых очков
Круглые в тренде и небольшие, как у кота Базилио, так и крупные, в стиле 1970-х, с полупрозрачными коричневыми или цветными стеклами.
Emporio Armani, Max Mara
Чем отличаются оправы cat eyes образца 2020-го года
«Кошачий глаз» в 2020-м — это не про ретро, а про футуризм!
Michael Kors, Bottega Veneta
Что отличается в этой форме от прошлых сезонов? Больше геометрии и углов, еще больше «стремления вверх» у внешнего уголка, что делает такие очки немного инопланетными.
Размер имеет значение: модные очки оверсайз
После узких очков последних сезонов в моду возвращается не просто оверсайз, а местами — гиперсайз!
Что интересно, оверсайз может быть практически любой формы. Но предпочтительнее та, что стремится к квадрату или прямоугольнику.
Авиарежим: какие очки-авиаторы в тренде
Авиаторов в 2020-м на подиуме много!
В тренде — модели с подчеркнуто прямой верхней линией и цветной оправой.
Эффект бабочки, или носят ли такую форму очков в 2020-м
Бабочки — это, по сути, крупные «кошачьи глаза», как бы странно это ни звучало. Здесь тот же поднятый вверх уголок, но больше линзы. Такие очки многим подходят, и в этом году представлены во многих коллекциях. Ультрамодными их назвать нельзя — это уже классика.
Равнение на пришельцев и спортсменов: как выглядят модные очки sci-fi
Футуристичные и спортивные очки, сильно вытянутые в горизонтали, с цветными зеркальными стеклами — тренд еще горячий, но сложный. Носить — с неспортивными вещами 🙂
Emilio Pucci, Fendi
Оправу долой!
Пока одни дизайнеры экспериментируют с белыми и цветными оправами, другие решили в этом сезоне отказаться от оправы полностью или частично. Почему бы и да:-)!
Miu Miu, Balenciaga, Burberry
Прямоугольные очки — главный хит 2020-го
Самая модная форма — прямоугольная. Такая встречалась на многих показах сезона осень-зима 2020/2021.
Оправа таких очков может быть любой: контрастно-яркой, цветной в тон стеклам или невесомой и незаметной.
Какие виды очков с белой оправой в моде в 2020-м
Очки с широкой белой оправой появились еще в 1940-х и периодически возвращаются в моду.
В 2020-м такие очки могут быть любой формы: оверсайз, бабочки, овальные, кошачий глаз. Нет такой формы, которая плохо бы смотрелась с белой оправой!
Обычно белая оправа сочетается с непрозрачными черными линзами, но также интересно смотрятся и коричневые.
Как выбрать идеальные очки
С очками можно и нужно экспериментировать: многие редко обновляют свой «оптический гардероб» и довольствуются одной парой солнцезащитных очков, купленных когда-то давно на отдыхе. Или покупают модели одной формы. Или выбирают только черные непрозрачные линзы, забывая про цветные или транспарентные варианты, которые адекватно смотрятся и в межсезонье, и в пасмурную погоду.
Да, кстати, солнцезащитные очки необязательно носить исключительно при ярком солнце! Этот аксессуар может дополнять образ и в дождливый день — если правильно выбрать модель.
Не бойтесь пробовать новые модели и не ставьте крест на определенных формах: очень часто небольшое изменение пропорций, размера или, например, контрастность оправы могут сделать именно эти очки идеальными для вас, даже несмотря на то, что они прямоугольные, а такие вам никогда не шли.
В 2020-м году больше нет строгих правил. Новая модная реальность — за эксперименты!