человек в футляре краткое содержание для чит дневника

Краткое содержание Человек в футляре Чехова для читательского дневника

Год: 1898 Жанр: рассказ

История человека, который жил по законам общества, всегда находясь в страхе осуждения. Беликов – главный герой рассказа, общество которого избегали все в округе. Приезд нового учителя Михаила в город меняет жизнь Беликова. Он осуждает сестру Михаила Вареньку за катание на велосипеде, за что получает отпор от ее брата. В потасовке главный герой падает с лестницы. Это вызывает смех у очевидцев. Страх осуждения и насмешек приводит к тому, что Беликов умирает.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре» отражает духовное состояние общества в конце 19-го века. Общество, в котором отсутствует духовная свобода, свободомыслие, господствует всеобщий страх перед жесткими ограничениями, установленными правилами и предписаниями, поощряются доносы, недоверие друг к другу. Замкнутая в «футляр» жизнь людей – это внутреннее рабство, подавляющее в человеке проявление естественных человеческих чувств, открытости и доброжелательности, человеческого достоинства, возможности выражать свои мысли без страха.

Читать краткое содержание рассказа Чехова Человек в футляре

Однажды в гимназию приехал на работу новый учитель, которого зовут Коваленко Михаил. Приехал он с сестрой, которую звали Варенька. Она очаровала своей внешностью и характером всех в гимназии, включая Беликова. Беликов стал часто приходить к Коваленко в гости, гулять с Варенькой. Собирался даже жениться. Но однажды кто-то изобразил Беликова с Варенькой на картинке и разослал карикатуру всем учителям. А вскоре Беликова возмутил еще один случай. Однажды он увидел Михаила и Варю, которые катались на велосипедах. За это он и осудил поведение девушки.

Свои претензии на счет недопустимости катания женщины на велосипеде, Беликов высказал Михаилу, а тот спустил главного героя с лестницы. Эту сцену увидела Варенька и ее знакомые. Все громко рассмеялись. Страшная мысль о том, что весь город будет в курсе об этой ситуации, привела главного героя в такой ужас, что он, придя домой, слёг в постель. Через месяц он скоропостижно умер.

Смыслом всей своей жизни Беликов считал отстранение от всех с помощью чехлов и футляров. И окончательно отгородился. Он оказался в гробу – вечном и идеальном футляре. Из такого он уже точно никогда не выйдет. В этот день идет дождь. Присутствующие надели калоши и спрятались под зонтами. Почти как Беликов при жизни. И это символически показывает, что со смертью Беликова в обществе не произошло глубинных перемен.

Со временем в гимназии и в городе все равно воцарилась атмосфера недоверия, подозрительности, доносительства. Потому что «футлярный образ мыслей» является типичным явлением для тогдашней эпохи в Российском государстве, в котором существовали вполне реальные и страшные механизмы духовного подавления личности.

Читать краткое содержание Человек в футляре. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Человек в футляре

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Представленное произведение является своего рода биографией. Автор, собственно рассказчик, повествует о своем процессе роста, о своей любви книгам и писательской деятельности.

В рассказе Ивана Сергеевича Соколова-Микитова повествуется о зайчонке. Зайчат, которые рождаются осенью, охотники называют листопадничками.

Один человек — глава небольшого семейства из трёх человек в один прекрасный вечер пожелал, чтобы все люди на свете исчезли. Жена, находившаяся с ним на террасе, добавила, что было бы неплохо, чтобы остались лишь три человека на Земле

Мельничный водяной вернувшись в свой домик примостившийся на самом дне пруда возле мельницы был очень удивлен тишиной и порядком, творящимся в его оштукатуренных свежим илом стенах

Источник

Антон Чехов — Человек в футляре:
Краткое содержание

Два охотника, ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин устроились на ночлег в сарае старосты Прокофия. Уснуть сразу не удалось, и приятели рассуждают о странностях человеческой натуры. К примеру, об одиноких людях, которые «стараются уйти в свою скорлупу».

В подтверждение своих слов Буркин излагает историю учителя греческого языка Беликова. Всем своим обликом он отгораживался от мира, в любую погоду носил темные очки и теплое пальто, поднимал воротник, и питал слабость к чехлам. Одним словом, окружал себя своеобразной защитной оболочкой, футляром от окружающего мира. Он и греческий язык охотно преподавал потому, что тот был мало связан с действительной жизнью. «Как бы чего не вышло» – постоянный страх этого человека «с лицом хорька».

При этом волновался он не только за себя, но и за других. Правил не нарушал, не опаздывал, и как-то исподволь добивался исключения из гимназии учеников-шалунов. Чуть ли не пятнадцать лет этот незаметный человек в калошах и с зонтиком держал всю округу в страхе. Коллеги с трудом переносили его молчаливые визиты к ним, дамы перестали участвовать в театральной самодеятельности, кто-то забросил книги и помощь беднякам: мало ли, дойдет до Беликова.

Буркин жил с ним в одном доме и наизусть знал все его привычки. Вся жизнь его была построена на ограничениях, и он даже мирился с «полоумным поваром» Афанасием – лишь бы не брать в дом женщину-кухарку. И все-таки однажды этот нелюдимый человек чуть было не женился. К ним поступил на службу учитель истории и географии малоросс Коваленко, и привез с собой краснощекую сестру Вареньку лет тридцати. Ее жизнерадостный нрав пришелся по вкусу даже Беликову. Гимназические дамы вдруг загорелись идеей их поженить. Беликов поддался общим настроениям, но все тянул, уверяя, что семейная жизнь – шаг слишком серьезный. А тут еще разошлись карикатуры на него, влюбленного, и Вареньку. Он решился переговорить с ее братом, который его недолюбливал. Тем более что и повод был: Беликов своими глазами видел их катающимися на неприличных звания учителя велосипедах. Однако коллега в ответ бесцеремонно спустил его с лестницы, чему и Варенька стала свидетельницей. Причем, вся сцена вызвала у нее обидный для Беликова смех.

Беликов вернулся к себе, залег под одеяло и три дня не поднимался. А через месяц и вовсе умер. В гробу, своеобразном футляре, он выглядел почти веселым. Коллеги хоронили его почти с тайным удовольствием. Неделю все будто глотнули свободы, а затем жизнь вошла в привычную, бестолковую колею. Выслушав историю, Иван Иваныч вдруг в сердцах сказал, что жизнь большинства людей заключена в тот же футляр – пустых разговоров, дел, угодничества, страха, в окружении «глупых, праздных женщин». Однако Буркин не поддержал его порыв и предложил вздремнуть. Ивану Иванычу же еще долго не спалось.

Читательский дневник по рассказу «Человек в футляре» Чехова

Сюжет

На ночлеге после охоты учитель Буркин делится с ветеринаром Иваном Иванычем Чимша-Гималайским историей учителя греческого языка Беликова. Зануда и трус, он жил в футляре правил, боялся всего нового и живого, всем делал замечания. И вдруг поддался обаянию Вареньки, сестры учителя Коваленко, хотел жениться. Но взял и упрекнул их за легкомысленное катанье на велосипедах. Тогда Коваленко скинул его с лестницы, а Варенька высмеяла. От шока он слег и умер. Выслушав, Иван Иваныч добавляет, что в футляре пустоты, лжи и страха живут почти все люди.

Отзыв

Нужно ценить жизнь во всех ее проявлениях, не испытывать страха перед переменами. Не только отдельный человек, но и общество в целом создает под себя те или иные ненужные «футляры», ограничения. Если человек осуждает других, то и сам будет осужден.

Источник

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре»

Данное произведение впервые увидело свет в 1898 году. Краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» познакомит читателя с закомплексованным учителем иностранного языка Беликовым, загнавшего себя в рамки законов и правил, мешающих ему жить нормальной жизнью.

Главные герои

Второстепенные персонажи

Пересказ

Беликов был своеобразной личностью. Все у него расставлено по полочкам. Любое отклонение от нормы он считал неприемлемым, предусматривая каждую мелочь. У каждой вещи свой футляр. Он сам словно в футляре, желая при помощи его защитить себя от внешних воздействий. Мнительный и осторожный учитель греческого языка угнетал весь город своими подозрениями и ограниченными соображениями.

Однажды Беликов чуть не связал себя узами брака. Избранницей стала сестра учителя истории и географии Михаила Саввича. Девушка само загляденье. Умудрилась очаровать всех, включая Беликова. Учителя для себя отметили, что из молодых вышла бы чудесная пара, всячески намекая об этом Беликову. Варенька не возражала. Она принимала ухаживания, отдавая учителю явное предпочтение.

Совместные прогулки могли закончиться свадьбой. Все испортила карикатура на влюбленных, которая попала на глаза не только Беликову, но и всем коллегам по гимназии. На ней парочка была изображена, прогуливающейся под зонтом. Для Беликова это стало ударом.

В плохом расположении духа вышел Беликов из дому. Навстречу попались Коваленко. Брат и сестра ехали на велосипедах. Беликов был поражен от увиденной картины. Он считал, что преподавателю неприемлемо кататься на велосипеде. Бедный учитель даже передумал идти дальше, решив вернуться домой.

С утра самочувствие было неважным. Пришлось уйти с занятий раньше, что было учителю несвойственно. Вечером Беликов направился к Коваленко для серьезного разговора насчет велосипедной прогулки. Вареньки дома не оказалось. Михаилу не понравилось то, что его пытаются воспитывать. Да еще кто, тот, кого он на дух не переваривал. Он спускает Беликова с лестницы.

В подъезд заходит Варя. При виде катящегося кубарем вниз жениха не может удержаться от смеха. Беликов как представил, что об этом происшествии могут все узнать, захворал. Через месяц его не стало.

В гробу Беликов выглядел счастливым. Судя по всему, деревянный ящик стал для него футляром, из которого ему уже никогда не выйти. Он достиг своего идеала.

Источник

Человек в футляре Чехов А.П. — читательский дневник

человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Смотреть фото человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Смотреть картинку человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Картинка про человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Фото человек в футляре краткое содержание для чит дневника

Предлагаем вам прочесть читательский дневник по произведению Чехова «Человек в футляре». Данный материал пригодится при подготовке учащихся к уроку литературы. Данное произведение призывает обратить внимание на собственный футляр, задать себе вопрос: «Имею ли я свободу и радость жизни или я закрыт от общества и людей?»

Рассказ написан в 1898 году. В сюжете отражены события, происходящие в конце XVIII века в российской глубинке – в селе Мироносицком.

Иван Иванович — охотник, ветеринарный врач по профессии, высокий старик с непонятной двойной фамилией.
Буркин — охотник, рассказавший историю о Беликове. Он лыс, невысок, с длинной бородой.
Беликов — одинокий и боязливый человек, относящийся к жизни с позиции «как бы чего не вышло». Он был излишне предусмотрителен, его одежда напоминала футляр, а вещи хранились в чехлах. К запретам он относился, как к норме жизни, а все новое и необычное осуждал. Когда этот человек умер, то люди, находившиеся в контакте с ним, испытали облегчение.
Коваленко Михаил — преподаватель, работавший в гимназии с Буркиным и Беликовым. Он представлял собой харизматичную личность, и с первой минуты возненавидел «человека в футляре». Коваленко сыграл роковую роль в судьбе Беликова, открыто выразив ему свой протест.
Коваленко Варенька — веселая молодая женщина, живущая с братом, с которым ссорится. Коллеги стремятся поженить ее и Беликова.

Чехов призывает читателя вырваться из собственного футляра. Не стоит игнорировать свои страхи, ограничения. Важно изучить их, преодолеть, изменить свою жизнь и начать дышать полной грудью.

Я считаю, что жизнь в футляре присуща каждому человеку в большей или меньшей степени. Даже свободолюбивые Коваленки частично находятся в нем. Брат и сестра ругаются, Варенька не может выйти замуж. Михаила возмущает удушающая атмосфера гимназии, но он продолжает работать в ней. Думаю, что этот рассказ – информация к размышлению для каждого из нас. Важно обнаружить ограничения, навязанные близкими людьми, друзьями, обществом, и выйти из них.

Образы персонажей рассказа настолько различны, что даже не представляешь, как эти люди вместе работают, общаются между собой. Хотя, можно сказать, что они дополняют друг друга. Беликов, Коваленко, Варенька и рассказчик-Буркин – все они с различными интересами, характером, темпераментом, складом ума.

Чехов пишет, что Беликов своими страхами подавлял весь коллектив. Хоть коллеги и молчали, но между образами сотрудников гимназии шло скрытое противостояние образу Беликову. Ситуация дошла до критической точки, когда появился Михаил Коваленко. Именно между его образом и образом Беликова происходит основное противоборство.

Денщик — солдат дореволюционной России, приставленный к офицеру для исполнения личных поручений.
Фискал — высшее должностное лицо, учрежденное Петром I, проводившее тайный надзор за действиями учреждений и лиц.
Антропос — греческий термин, обозначающий исходного, первоначального человека.
Попечитель — лицо, стоящее на страже интересов другого лица или организации.
Семинария — учебное заведение для обучения лиц духовного звания.

Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.

Решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, ещё глубже ушёл в свой футляр.

И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова.

Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет.

Источник

Краткое содержание «Человек в футляре»

Всего получено оценок: 7918.

О произведении

Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом «Маленькой трилогии» – цикла, включающего также рассказы «Крыжовник» и «О любви».

В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов более масштабен, чем гоголевский персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».

Прочитать краткое содержание «Человека в футляре» по главам можно на нашем сайте.

человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Смотреть фото человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Смотреть картинку человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Картинка про человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Фото человек в футляре краткое содержание для чит дневника

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Смотреть фото человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Смотреть картинку человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Картинка про человек в футляре краткое содержание для чит дневника. Фото человек в футляре краткое содержание для чит дневника

Заключение

В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему «футлярности». По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло». На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки «футлярности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.

Предлагаемый краткий пересказ «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке к урокам и проверочным работам по русской литературе.

Тест по рассказу

Тест для самопроверки запоминания краткой версии рассказа:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *