бывает ли такое что ребенок не похож на родителей
Почему мы не всегда похожи на родителей?
Задачка по генетике с неправильным ответом
Задачка по генетике с неправильным ответом
У американского писателя-фантаста Роберта Хайнлайна есть рассказ под названием «Все вы зомби», по которому недавно сняли фильм «Патруль времени». Так вот, в довольно элегантном сюжете книжки (и кино, соответственно, тоже) заложена генетическая ошибка, которую, очевидно, не заметят большинство читателей и зрителей, но которую, тем не менее, интересно обсудить.
К сожалению, без спойлеров продолжить не получится, поэтому тем, кто еще не смотрел кино/не читал рассказ, но планирует это сделать, рекомендую отложить мои рассуждения на будущее.
По сюжету главный герой (Джон, он же Джейн) проживает половину жизни в качестве женщины, а вторую половину жизни — в качестве мужчины. Судя по всему, у него (нее) — синдром Морриса, при котором человек, имея мужской набор половых хромосом (ХУ), с рождения развивается по женскому типу. В молодости, после романа с незнакомцем Джейн забеременела и родила дочку, после чего врачи приняли решение путем пластических операций вернуть героине мужской облик (тут назревает вопрос, способны ли люди с синдромом Морриса вообще иметь детей, но мы допустим такую возможность). А дальше, благодаря машине времени, преображенный Джон возвращается в прошлое, знакомится с Джейн и становится отцом ее ребенка. Выходит, что дочь — это и есть та самая Джейн, которая в будущем повторит судьбу своей матери (и отца, соответственно).
Итого. Следуя логике автора, если бы у человека была возможность стать одновременно и матерью, и отцом своего ребенка, то ребенок стал бы генетической копией родителя. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Всем известно, что в клетках у каждого из нас есть 46 хромосом. В половые клетки — яйцеклетки и сперматозоиды — уходит половина из этого набора (23 хромосомы), чтобы во время оплодотворения, объединившись с генетическим материалом второго родителя, образовать 46 хромосом будущего продолжателя рода. Но логика подсказывает, что половые клетки, вырабатываемые у одного человека, не одинаковы — иначе в одной семье все братья и сестры рождались бы похожими друг на друга, как однояйцевые близнецы. Напрашивается следующий вариант — раз у человека 46 хромосом, и они делятся напополам при создании половой клетки, значит, бывает два варианта половых клеток? Но и это тоже неверно. В реальности существуют тысячи комбинаций генов в половых клетках, благодаря чему нередки случаи, когда дети внешне похожи на бабушек и дедушек гораздо больше, чем на родителей. С чем же это связано?
Все дело в том, что природа придумала процесс рекомбинации генов с целью случайного усовершенствования каждого последующего поколения и предотвращения накопления мутаций, которые время от времени возникают у отдельно взятых особей. И даже если допустить фантастическую ситуацию, что человек сможет стать и отцом, и матерью собственному ребенку, его отпрыск, хотя и будет похож на родителя несколько больше, чем в нормальной семье, но точно не станет его генетической копией.
Поставщиками новых сочетаний генов у наших детей являются механизмы так называемой комбинативной изменчивости. Для того, чтобы их объяснить, необходимо еще немножко углубиться в генетику.
Итак, у нас есть 46 хромосом. Вернее — 23 пары, ведь каждая пара отвечает за наследование определенных генов (например, цвета глаз, цвета волос и так далее). Обычно, у человека проявляется действие только одного из генов в паре (например, карий цвет глаз, который доминирует над голубым), однако если второй ген в паре отличается от первого, он сможет проявиться в следующих поколениях. Это можно сравнить с наличием резервной копии операционной системы — если все в порядке, то работает основная программа, а если с ней что-то не так — то включается запасной вариант.
Процесс преобразования нормальной клетки с полноценным набором хромосом в половую клетку называется мейозом. В ходе него клетка дважды делится, и в результате вместо 46 хромосом (которые предварительно удваиваются), мы имеем 23. И мало того, что 46 хромосом расходятся по новым клеткам каждый раз непредсказуемым образом, они еще и умудряются в процессе обмениваться частью генов (это называется кроссинговер), так что в результате каждого завершенного мейотического деления мы получаем из 1 клетки нашего организма 4 абсолютно новых клетки, где наша генетическая информация смешана в неожиданных пропорциях. Это как конструктор, которые можно разделить на 4 кучки с одинаковым количеством деталек в каждой множеством способов.
Но и это еще не все. Для того, чтобы синтезировать достаточное количество яйцеклеток, происходят тысячи таких мейозов. А количество сперматозоидов, вырабатываемых за жизнь среднестатистического мужчины, выражается числом с 12-ю нулями. При этом общее количество генов человека составляет по некоторым оценкам около 30 тысяч — вот и считайте, какова вероятность встречи «нужной» яйцеклетки с «нужным» сперматозоидом у генетически идентичных родителей. Природа, подобно самокритичному художнику, надежно страхует саму себя от повторений — отсюда и уверенность в уникальности каждого из нас, многочисленные проблемы с отторжением донорских органов даже от близких родственников и. эволюция, которая позволила нашему виду уйти так далеко от микроорганизмов, сохраняя при этом незыблемые законы генетики без изменений.
Бывает, что ребенок – внешняя копия одного из родителей, а случается, что он, наоборот, не похож ни на одного из них. Но почему? У меня два сына, рожденных в одном браке, но они совершенно разные. У них даже разная группа крови. И если поставить их рядом, никто не догадается, что это родные братья. Генетика здорово подшутила над нами. Благо дело, мы в курсе, что так бывает и это нормально. Но все-таки, почему дети похожи на папу или на маму или сами на себя? Ученые давно уже знают ответ.
Это просто случайный рандом
Не бывает так, что один ребенок – точная копия одного из родителей. А другой – другого. Дети – это не наши клоны. Они в любом случае получают часть генов от отца, часть от матери, но и вы получили часть генов от своих родителей, так что у ваших детей уже будет целый генный «коктейль». Можно ли спрогнозировать, каким станет ваш ребенок? Только отчасти, и то не точно. Если внешность еще можно как-то предугадать, то черты характера – вряд ли. На их формирование очень сильно влияет среда, условия жизни и многое другое.
Разность генов и внешние черты
Если говорить о внешности, то мальчики действительно чаще бывают похожи на мам. И вот почему. Им по наследству передается одна Х-хромосома – мамина. Она содержит максимум информации о внешних чертах. Вторая же, У-хромосома от папы, за внешность почти не отвечает. У сына больше шансов быть похожим на мать. А вот девочке достаются две Х-хромосомы – от мамы и от папы. Поэтому девочка в равной степени может быть похожей как на мать, так и на отца.
Есть и такое понятие, как фамильные черты. Это особенности внешности, которые передаются из поколения в поколение как дочерям, так и сыновьям. Например, шестой палец, «заячья губа» или неправильный прикус. Генетики пока не знают, как повлиять на это явление, можно ли его контролировать.
Чьи глаза?
Вот тут в силу вступает закон о доминантных и рецессивных генах. Карие и черные глаза – доминантны. Они чаще передаются по наследству, чем голубые или зеленые. Но не всегда. Ведь даже у кареглазого папы есть набор из двух генов. Вдруг у него второй ген голубоглазый? Он хоть и слабый, но есть, так что теоретически в любой момент может «выстрелить».
А вот у родителей со светлыми глазами кареглазый ребенок родиться может только в исключительном случае. Так же, как и у черноглазых голубоглазый малыш может появиться с вероятностью 1:1000000. Черные глаза вообще самый сильный ген, «перебить» его очень трудно.
Чьи волосы?
Блондины несут в себе слабые гены, светлые волосы передаются детям наверняка только от обоих светловолосых родителей. Если папа темноволосый, а мама блондинка, дети, скорее всего, будут с темными волосами. То же касается и кудрявости. За кучеряшки отвечает доминирующий ген, сильный, а за прямые волосы – более слабый, но все это относительно. Ведь у каждого из родителей свой двойной набор генов, поэтому, что получится у ребенка при слиянии всего этого коктейля, неизвестно.
Какого роста будет ребенок?
В отношении роста очень большую роль играют внешние факторы: как питался ребенок, чем болел, какой образ жизни вел. Генетика говорит, что у высоких родителей дети не могут быть низенькими. Потому что «высокорослый» ген доминантный. Но если ребенок перенес в детстве тяжелое заболевание, плохо питался, его не развивали физически, то он может вырасти ниже, чем было запрограммировано его генами по рождению.
Есть определенные черты, которые чаще передаются по наследству. Например, ямочка на подбородке, лопоухость или нос с горбинкой. Но предсказать наверняка, каким внешне будет ребенок, невозможно. Если даже однояйцевые близнецы иногда рождаются совершенно разными, то что говорить об обычных детях?
Генетика настолько сложна, что даже сегодня, имея на вооружении новейшие технологии и знания, ученые не разгадали и трети ее загадок. Не думайте, на кого больше похож ваш ребенок. Любите его. Построить счастливую семью и доверительные отношения с детьми можете только вы сами. Генетика тут уже точно не при чем.
На кого будет похож ваш ребенок?
Как узнать, на кого будет похож ребенок? Как наши гены влияют на наследственность? Что такое пренатальная диагностика?
Генетика и внешность
Даже если на первый взгляд кажется, что ребенок не очень на вас похож, у вас на самом деле может быть много общего. Исследования показывают, что многие дети повторяют мимику родителей: малыш может так же морщиться, когда съест что-то кислое, так же оттопыривать губу, когда ему обидно, так же приоткрывать рот от изумления. Причем не всегда дело лишь в том, что дети не просто перенимают выражение лица, наблюдая за своими родителями. Оказывается, даже слепые дети, которые не знают, как выглядят мама и папа, наследуют их мимику.
А в некоторых случаях одна генетическая особенность может быть тесно связана с другой. Посмотрите, как в естественном положении лежат волосы на макушке у младенца: если они закручены против часовой стрелки, то скорее всего он будет левшой, ученые уверяют, что эти две черты каким-то образом генетически связаны между собой.
Влияние наследственности на характер
Можно ли предвидеть наследственные болезни?
Большинство наследственных заболеваний требует комбинации из нескольких поврежденных генов. К примеру, диабет II типа очень часто передается по наследству: если один из родителей заболел им до 50 лет, шансы ребенка также заболеть в будущем очень велики.
Заранее зная о возможных проблемах, часто можно спасти ребенка, например, сразу же сделав операцию новорожденному с пороком сердца. Кроме того, с каждым годом ученые добиваются все больших успехов в области пренатального (внутриутробного) лечения. И, возможно, совсем скоро генетики научатся исправлять поврежденный ген у ребенка еще до появления на свет.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
«Дело не в генах»: что на самом деле делает детей похожими на родителей
Даже если нам не хочется повторять родителей, порой этого невозможно избежать. И дело здесь не только в наследственности. Британский психолог Оливер Джеймс в своей книге «Дело не в генах. Почему (на самом деле) мы похожи на родителей» объясняет, как люди в реальности становятся похожими на матерей и отцов. «Мел» публикует отрывок из первой главы книги.
У людей выживание отдельной особи дольше, чем у других видов, зависит от родителей. В то время как большинство млекопитающих становятся физически независимыми через несколько недель или месяцев после рождения, людям требуется пять лет. Поэтому мы с первого дня жизни настраиваемся на тех, кто заботится о нас, в надежде привлечь их любовь и материальные ресурсы. Мы можем умереть, эмоционально и буквально, если не сделаем этого.
Выглядит как неблагоприятный фактор, и это только один из аспектов отношений между родителями и ребенком. Я называю нормальную тенденцию привлекать ресурсы родителей «детским стокгольмским синдромом».
Понятие «стокгольмский синдром» было впервые введено, когда выяснилось, что заложники, захваченные в одном из банков столицы Швеции, начали сочувствовать своим мучителям и переняли многие из их взглядов. Это рациональная стратегия выживания в сложившейся ситуации. Преступники с меньшей долей вероятности пойдут на убийство, если привяжутся к своим жертвам и начнут им сочувствовать, видя в заложниках себе подобных. Один из наиболее известных примеров — случай Патти Херст, наследницы американского медиамагната, которая присоединилась к террористической группировке, похитившей её. Поддерживая их, ей удалось выжить. Патти не хитрила, а действительно идентифицировала себя с террористами, как дети отождествляют себя с родителями.
Поскольку маленькие дети находятся в полной власти мам и пап, с их стороны разумно делать всё возможное, чтобы снискать расположение старших. Подобно заложникам, они перенимают взгляды своих «захватчиков», потому что, хотя мы и предпочитаем не думать об этом, дети на самом деле рискуют умереть по вине родителей.
Большинство матерей и отцов стремятся сделать все для своих детей и поэтому готовы забыть о своих интересах или, по крайней мере, разрываются между попытками удовлетворить нужды ребёнка и собственные потребности. Но маленькие дети — невероятная обуза. Абсолютная зависимость младенцев, когда они не могут перемещаться, есть и успокаиваться самостоятельно, вызывает у родителей мощное чувство вины и постоянное ощущение своей необходимости. Временами большинству матерей (почти всегда в первые месяцы жизни о ребенке заботится прежде всего мать) становится невыносимо. Учитывая стресс, в котором они живут, неудивительно, что половина женщин, имеющих детей в возрасте младше одного года, сообщают, что серьезно представляли себе, как убивают собственных чад (на самом деле, вероятно, почти у всех родителей хотя бы на мгновение возникала эта мысль).
Большинство матерей круглосуточная потребность в них настолько изматывает, что иногда они думают: «Один из нас должен умереть, так не может продолжаться»
Любой, кто заботился о маленьком ребенке, знает, насколько это тяжело физически и эмоционально из-за нехватки сна, ощущения полной зависимости и чувства, что вы ничего не успеваете и превратились в дикаря. В нашем разрозненном мире, где многие матери изолированы от внешней среды большую часть дня и не чувствуют себя частью какого-либо сообщества, естественно, что многие женщины впадают в депрессию и приходят в ярость, испытывая смесь отчаяния и раздражительности, которая периодически взрывается и трансформируется в тоску или срыв или, в крайних случаях, психическое расстройство. Странно ли, что в Англии и Уэльсе матери еженедельно убивают примерно двух детей и что больше всего рискуют быть убитыми малыши в возрасте до года?
Как уложить ребёнка спать (если кажется, что он не уснёт вообще никогда)
Как бы странно и мрачно это ни звучало, но основная причина того, что дети становятся похожими на родителей, — сочетание полной зависимости маленьких детей и связанной с ней угрозы эмоциональному выживанию родителей, иногда заставляющей мам и пап идти на убийство. Дети должны найти способ привлечь родительские ресурсы и снискать их расположение, иначе они могут умереть. Самый простой способ добиться одобрения матерей и отцов — это копировать их.
Обучение
Родители явно и скрыто учат детей вести себя «правильно». В самом начале жизни дети вообще ни на что не способны без родителей. Как только они чуть-чуть подрастают, им говорят, как и когда есть, идти в туалет, играть и реагировать на взрослых. Когда они становятся старше, родители активно поощряют одни виды деятельности и препятствуют другим. Узнав, что нравится родителям, а что нет, мальчики и девочки соответствующим образом приспосабливаются. Например, когда я не кричу, чтобы дети оставили меня в покое и дали поработать над книгой, я стимулирую их к играм и творчеству. Впоследствии, стараясь добиться одобрения родителей, они придают большое значение этим занятиям (надеюсь, еще и потому, что им нравится играть и творить). Аналогично мы с женой можем демонстрировать свою амбициозность и тем самым воспитывать это качество в детях детей. Я поощряю и контролирую тренировки сына в беге на короткие дистанции, потому что он хочет быть в футболе лучше других (да, и потому, что этого хочу я). Явный урок здесь — «Обойди других мальчишек!» Соотношение формирующихся у детей положительных и отрицательных качеств — прямое последствие обучения таким вещам, как здоровые привычки, упорядоченное мышление и оптимистичный взгляд на жизнь, или их противоположностям.
Подражание
Кроме того что детей активно учат, мальчики и девочки сами тщательно изучают, как ведут себя родители, и с раннего возраста досконально копируют их поведение. Когда нашей дочери было около шести месяцев, она видела, как я по утрам занимаюсь йогой и во время этих занятий часто вдыхаю и выдыхаю носом, довольно шумно. К нашему удивлению и веселью она имитировала этот шмыгающий звук. Взрослея, дети перенимают мельчайшие детали поведения и слова-паразиты. В диалоге между мной и сыном в начале этой книги сын спрашивает «Как так?» — такой вопрос иногда задаю я. Они повторяют и более сложные модели поведения, от пунктуальности до агрессии и пассивности.
Хотя я и учу своих детей быть веселыми и креативными, я также подаю им и не очень хороший пример. Скажем, как водитель я небрежно отношусь к правилам: не пристегиваюсь, превышаю скорость и даже говорю по телефону за рулём. В этом я повторяю своего отца: у меня перед глазами до сих пор стоит сцена: мне семь лет, и наша машина сломалась на лондонской частной дороге, по которой мы незаконно срезали путь до школы. Подобные копируемые привычки передаются из поколения в поколение. Увы, боюсь, когда мои дети сядут за руль, они будут копировать мое поведение на дороге. Интересно отметить, что, видя мои нарушения, они могут поступать с точностью до наоборот и стараться изо всех сил придерживаться правил, возможно, внутренне поддерживая диаметрально противоположное отношение моей жены, исключительно законопослушного водителя. Как мы увидим, динамика семьи — взаимоотношения между всеми ее членами — оказывает огромное влияние на выбор модели для подражания.
Почти у всех родителей имеется разрыв между тем, чему они учат, и тем, какой пример подают: «Делай, как я говорю, а не как я делаю». Например, большинство родителей говорят детям, что врать нехорошо, однако, если звонит человек, с кем мы не хотим разговаривать, и трубку снимает сын или дочь, мы машем руками, чтобы ребенок сказал, будто нас нет дома.
Наблюдая за нами, дети узнают, что у правил бывают исключения, что мы не всегда говорим то, что думаем, и наши утверждения не всегда однозначны
Когда ребенка воспитывают двое родителей, у них неизбежно не совпадают взгляды на некоторые вопросы, скажем, на то, что значит здоровое питание, сколько времени следует позволять проводить у телевизора и, в случае нашей семьи, как относиться к правилам дорожного движения. Родители подают разный пример, и дети просеивают информацию и выбирают ту, что привлечет родительские ресурсы. Когда дети точно копируют поведение мам и пап, часто считается, что оно у них в генах, но это не так. Мой сын не унаследовал ген, заставляющий его говорить «Как так?» Они пристально следят за манерой речи, характером и поведением взрослых в семье. Как прилежные ученики они копируют их пугающе тонко. Я лучше всего вижу свои недостатки, когда смотрю на своих детей.
Идентификация
Если подражание является простым копированием, то идентификация — это когда ребёнок поступает подобно одному из родителей, чтобы почувствовать себя «таким же, как папа или мама». Ребёнок присваивает характер матери или отца и считает его своим.
Идентификация — следствие любви или страха. Если причиной служит любовь, ребёнок старается быть похожим на родителя, чтобы тот был доволен, или не хочет расстраивать его тем, что не похож на него. Когда моему сыну было восемь лет, он спросил меня о моей книге, посвященной офисным интригам. В конце концов он начал пытаться использовать высказанные в этой книге идеи в своей школьной жизни. Его заинтересовала тактика заискивания, и он опробовал ее на одном из учителей. Он похвалил галстук преподавателя, что того явно порадовало (хотя я предупредил сына, чтобы он не слишком усердствовал, так как лесть, если ее заметят, может иметь серьезный нежелательный эффект). Сын идентифицировал себя с интересами любимого отца, используя их в собственной жизни и делая своими. Поскольку я всячески демонстрирую ему свою любовь, он любит меня и хочет быть похожим на человека, которого любит.
Рискуя утонуть в отеческой любви, я могу сказать то же самое об отношениях со своим отцом. Я был его единственным сыном, третьим из четверых детей. Папе всегда было легче общаться с мужчинами, и просто потому, что я родился мальчиком, на меня обрушилась масса любви — а также множество несбывшихся надежд, что кроме преимуществ принесло и некоторые сложности. Он относился ко мне совсем не так, как к моим.
4 совета занятым отцам, как не стать чужим своим детям
Мой отец никогда не сдавался, пытаясь вырастить из меня приличного человека, и я положительно реагировал на его мольбы стать серьёзнее, потому что мы любили друг друга. Любовь может быть основой для идентификации. Сам факт того, что я излагаю эти мысли в своей книге, является тому доказательством: мой отец был психоаналитиком, так же как и мать (которая также значительно повлияла на мой образ мыслей), он убедительно защищал роль воспитания в том, какими мы становимся. Я не унаследовал на генетическом уровне свой давний интерес к вопросу, что важнее: природа или воспитание, я идентифицировал себя с интересами родителей. Но отождествление возникает не только на почве любви. Очень часто оно случается из страха. Ребёнок идентифицирует себя с родителем, чтобы избежать неприятного опыта — критики, наказания или в худшем случае рукоприкладства. Такая идентификация себя с агрессором — способ умиротворить его. Ребёнок как бы говорит: «Не обижай меня, я тот, кем ты хочешь, чтобы я был, я — это ты».
Ещё больше о детских (и не только) книгах — на «Книжной полке „Мела“» в телеграме. Там самые интересные конспекты, книжные подборки и отрывки из новинок.
5 основных внешних признаков, передающихся по наследству
Оба родителя передают ребенку гены, которые влияют на его черты и состояние здоровья. Уже долгое время ученые говорят о том, что внешность детей определяется наследственностью. Речь идет о цвете волос, глаз, росте, телосложении и пр.
Основные принципы наследования генов от родителя к ребенку
Большая часть генов имеет два или больше вариантов, которые называют аллелями. В свою очередь, они делятся на рецессивные и доминантные. Крайне редко можно наблюдать доминирование одной аллели, так как зачастую происходит косвенное влияние других генов.
Кроме того, на внешность ребенка влияет также множественный аллелизм. По этой причине ученые могут говорить только о большой вероятности возникновения у малышей внешних черт, которые являются преимущественными у родителей.
Рецессивные и доминирующие гены
Рецессивный ген – это некоторые генетические сведения, которые может подавлять доминантный ген, из-за чего он может не проявляться в фенотипе.
Такой тип гена может проявлять свои признаки только в том случае, если будет в паре с таким же рецессивным геном. Если рецессивный ген будет находиться в паре с доминантным, то он не сможет никак воздействовать на внешность ребенка, так как будет подавлен последним.
В фенотипе малыша рецессивные гены могут быть проявлены только в том случае, если он присутствует у обеих родителей. Доминантный ген всегда доминирует над рецессивным.
Основные признаки внешности, передаваемые по наследству
По наследству от родителей к ребенку могут передаваться такие внешние признаки, как цвет глаз, кожи, волос, рост или другие отличительные черты. Все зависит от доминантных генов, которые передаются со стороны отца и матери.
Цвет глаз
Традиционная наука утверждает, что цвет глаз передается генетически. Притом, за каждый оттенок отвечает отдельный ген. Цвет глаз зависит от влияния большого количества генов и их вариаций.
Считается, что гены, которые отвечают за темные оттенки, являются доминантными. Разные гены находятся в постоянной борьбе между собой, однако темный цвет имеет преимущество перед светлым.
К примеру, если у одного родителя глаза голубые, а у другого карие, существует большая вероятность, что ребенок будет кареглазым. Только у той пары, где оба родителя голубоглазые, могут родиться дети с глазами светлых оттенков.
Цвет кожи
Еще одним наследственным признаком являются пигменты, которые отвечают за цвет кожи. Он может передаваться через несколько поколений.
За него отвечает полимерный механизм наследования – это значит, что на оттенок кожи влияют несколько генов одновременно. Большая часть аллелей, которые имеют отношение к пигментации кожи современного человека, возникли еще 300 тысяч лет назад. У двух людей со светлой кожей не может родиться темнокожий малыш, если у них не было предков с темной кожей. И наоборот.
Цвет волос
Доминантные гены отвечают за темные оттенки, рецессивные – за светлые. Эти гены действуют на активность таких клеток, как меланоциты, которые вырабатывают меланин. Цвет волос напрямую зависит от количества эумеланина – чем его больше, тем темнее будет оттенок.
Если же будет наблюдаться наличие большого количества феомеланина, то волосы могут получить рыжий оттенок. Существует небольшая вероятность, что у темноволосых папы и мамы родиться светлый ребенок. А вот светловолосые родители практически не могут произвести на свет малыша с темными волосами. Для того чтобы ребенок родился рыжим, оба родителя должны иметь тот же цвет волос.
Если наблюдать за большинством семей, можно прийти к тому, что существует некая закономерность – если родители высокие, то их дети тоже будут большого роста. На этот внешний признак также существенно влияют генетические факторы, однако научные исследования в этом направлении все еще продолжаются.
Рост ребенка зависит от множества других факторов. К ним относят правильное питание, среду воспитания, влияние внешней среды и пр.
Форма и размер ушной раковины – это полностью наследственный признак. У детей фактически не бывает оттопыренных ушей, если у их родителей уши маленького размера, и наоборот. В некоторых случаях это может восприниматься, как дефект, однако этот признак оказался доминантным. Если у родителей есть ямочка на щеках или нос с горбинкой, существует большая вероятность, что такая внешность передастся ребенку.
Почему чаще мальчики похожи на мам, а девочки – на пап?
Зачастую сын рождается похожим на мать, а дочка – на отца. Происходит это из-за того, что при зачатии мальчик получает Х-хромосому от матери и У-хромосому от отца. За внешние признаки отвечает именно Х-хромосома. Девочки получают от обеих родителей Х-хромосомы, поэтому у них есть одинаковая вероятность быть похожими, как на отца, так и на мать.