бьют ребенка в школе что делать родителям
Как бороться с агрессивным поведением школьника?
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающиеся обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
На основании ч. 4 и 5 ст. 43 Закона об образовании за неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования.
Вместе с тем на основании ч. 5 ст. 42 Закона об образовании предусмотрена возможность проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся с целью своевременного выявления особенностей в их физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении, а также в целях подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.
Таким образом, исходя из изложенных выше норм права и конкретной рассматриваемой ситуации, можно сделать вывод, что отдельные факты поведения обучающегося могут быть расценены как нарушающие требования законодательства об образовании. При этом несовершеннолетний обучающийся по образовательным программам начального общего образования не подлежит дисциплинарной ответственности. Указанная выше возможность проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося не является «карательной» мерой и может быть реализована с письменного согласия его родителей.
Что касается способов защиты прав участников образовательных отношений в данной ситуации, то представители несовершеннолетних обучающихся в случае предполагаемого нарушения законодательства об образовании могут обратиться в органы управления образовательной организации, в органы прокуратуры или в суд (ст. 45 Закона об образовании).
Каждый родитель стремится максимально обезопасить своего ребенка от всех жизненных напастей. Однако невозможно подстраховаться от всего. Касается это и школьных разборок.
Мы расскажем, как правильно действовать взрослым в конфликтных ситуациях между несовершеннолетними. Объясним, как не усугубить проблему и оградить ребенка от нападок школьников или учителя.
Что делать в первую очередь, если ребенка избили в школе?
Даже самый хладнокровный родитель, узнав об избиении своего чада, зачастую теряет голову и совершает необдуманные поступки. Готовность защищать любой ценой и выраженная агрессия могут привести к печальным последствиям тех, кто изначально был в статусе потерпевшей стороны.
Первое, что следует сделать, получив информацию об избиении ребенка – успокоиться. Не можете унять эмоции – обращайтесь к юристу, который с холодным разумом возьмется представлять интересы вашей семьи.
Второй шаг – закрепить все имеющиеся доказательства избиения. Прежде всего, это телесные повреждения. Желательно обратиться не просто к врачу (в травмпункт или в приемный покой любой клиники), а направиться прямиком к судмедэксперту. Заключение такого специалиста в дальнейшем будет существенным преимуществом как в разговорах с обидчиком, так и в возможном обосновании требований перед судом. Кроме того, эксперт направит и к узким специалистам, обнаружив, например, скрытые повреждения. Не будет лишним обращение к психологу, который также подготовит свое письменное заключение.
Медицинские работники, которые выявили у ребенка гематомы, переломы, колотые или резаные раны, иные серьезные повреждения, обязаны самостоятельно сообщить об этом в полицию.
К кому обратиться за помощью, чтобы привлечь хулиганов к ответственности?
Школа – учреждение, которое отвечает за безопасность детей, находящихся на его территории. Директор школы – то должностное лицо, которое обязано следить за обстановкой в школе и принимать непосредственное участие в разрешении школьных проблем.
Если вы (или ваш юрист) считаете, что проблема не критична, можно попытаться решить ее на уровне класса, через классного руководителя.
Начальное общение с директором по факту избиения желательно закрепить письменным заявлением. Это не позволит руководству школы замолчать ситуацию или отделаться разговорами. Более того, заявителю обязаны будут предоставить письменный ответ по поставленным в заявлении вопросам.
Составлять жалобу директору школы должен юрист. От приведенных аргументов и указанных требований будет зависеть дальнейшее развитие событий.
Если директор школы не реагирует на обращение либо халатно относится к своим обязанностям, следует направить жалобу его руководству. Это может быть районный отдел образования, Департамент или Управление (в зависимости от того, где расположено учебное заведение).
За помощью можно обратиться в местное подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН). По заявлению сотрудники проверят ситуацию, вызовут на беседу родителей хулигана, при наличии оснований поставят его на учет.
Не исключено обращение в полицию (даже если это обязан был сделать обследовавший ребенка медик). Однако при этом необходимо осознавать: если факт избиения не будет подтвержден, встанет вопрос о ложном доносе, за что предусмотрена уголовная ответственность.
Если ситуация требует жесткого вмешательства со стороны надзорных органов, когда, например, образовательные или правоохранительные структуры не принимают должных мер, не дают четких ответов – направляйтесь в прокуратуру. Она в кратчайшие сроки проведет проверку, примет действия к наказанию виновных лиц. Разумеется, обращение должно быть письменным, в нем надо раскрыть суть сложившейся ситуации, основываясь на конкретных фактах и доказательствах.
Обращение в надзорные и правоохранительные структуры повлечет необходимость общения вашего ребенка с их сотрудниками.
Разрешение конфликта собственными силами
Не каждый школьный конфликт, даже если он заканчивается синяками, требует вмешательства сотрудников сторонних структур. Особенно когда речь идет о рядовых потасовках мальчиков или единичных гиперэмоциональных стычках девочек. Во многих случаях, достаточно обсудить ситуацию с родителями хулиганов. Сделать это можно двумя способами:
Что грозит школьным хулиганам?
Ошибочно мнение, что несовершеннолетние всегда избегают ответственности. Уголовный кодекс строг к тем, кому уже исполнилось 14 лет, но касается это причинения вреда здоровью средней тяжести и более серьезных преступлений. За побои ответственность по КоАП наступает еще позже – с 16 лет. Судимости у хулиганов помладше не будет. Тем не менее в случае привлечения к разбору ситуации правоохранительных органов, возмездия юным бандитам не избежать. Это, во-первых, будет постановка на учет в подразделении по делам несовершеннолетних, что существенно ограничит свободу хулиганов в настоящем и создаст проблемы в будущем. Во-вторых, семьям такой шпаны обеспечено пристальное внимание органов опеки, что психологически будет давить на родителей и, соответственно, на виновников ситуации. Кроме того, за неисполнение родительских обязанностей возможно наложение штрафа. В-третьих, за вред, причиненный избиением, родители пострадавшего ребенка вправе требовать компенсации морального вреда и возмещения вреда материального.
Школьного дебошира, который избивает учащихся, могут исключить из школы. Насколько это реально в конкретной ситуации, поможет разобраться юрист, после изучения устава и внутренних документов учебного заведения.
Что грозит учителю, ударившему школьника?
Мера ответственности педагога, который ударил ученика, зависит от степени тяжести причиненного вреда. Так, например, легкий вред здоровью может повлечь арест до 4 месяцев, исправительные работы до года или обязательные до 480 часов либо штраф до 40 тыс. руб. (или в размере дохода учителя до 3 месяцев). Существеннее вред – весомее уголовная ответственность.
Если учитель неоднократно бил ребенка, он будет судим за истязание. Мера ответственности по данной статье – от 3 до 7 лет лишения свободы.
Уголовный кодекс предусматривает дополнительные меры ответственности к педагогам. Лица, ненадлежаще исполняющие свои обязанности, когда это сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетними, могут лишиться свободы на срок до 3 лет.
Даже если побои учителя не нанесли вред здоровью ребенка, педагог понесет ответственность. Это будут обязательные работы до 120 часов, административный арест до 15 суток или штраф до 30 тыс. руб. Кроме того, виновный, наверняка, будет уволен из школы.
Резюме
Оценку каждой конкретной ситуации с избиением несовершеннолетнего должен дать юрист. Он же определит направление действий по его защите и предполагаемую меру наказания преступников. Это позволит родителям не наломать дров и максимально быстро разрешить проблему, не меняя школу и не коверкая психику своего ребенка.
Получить профессиональную консультацию в столь щекотливом и непростом деле можно у наших специалистов. Звоните нам или оставляйте свои вопросы в форме чата, и вы гарантированно получите помощь.
Что делать, если ребенка обижают в школе?
В этой статье:
Проблемы с принятием в детском коллективе типичная ситуация, и решать ее надо взрослым. Если ребенка начали травить или обижать одноклассники, то родители должны помочь ему с этим справиться. К любым ситуациям лучше быть готовыми заранее, что среагировать быстро и правильно.
Если ребенка обижают в школе действия родителей должны быть продуманными и зависеть от ситуации и отношений в семье и школьном коллективе.
Каких детей в школе обижают чаще всего?
Родители любят своего ребенка, и это мешает нам увидеть в нем представителя психологического типа, который чаще всего подвергается нападкам и травле со стороны одноклассников. Но в реальности можно выделить типы детей, которых чаще всего обижают агрессивные ровесники, которые понимают, что им не дадут отпор, потому что ребенок не может постоять за себя и дать сдачи. Так какие же дети чаще всего становятся жертвами школьной агрессии?
Как понять, что ребенка обижают в школе?
Если ребенок открыто говорит о школьных обидах и травле, вы можете оперативно отреагировать и принять меры. Но к сожалению, дети часто молчат о проблеме, и у этого может быть несколько причин:
В итоге ребенок может страдать молча, и вам нужно быть внимательней и обращать внимание на косвенные признаки травли.
Подозрения о том, что ребенка обижают в школе должны возникнуть, если вы замечаете следующее:
Как вести себя с ребенком, если он стал жертвой травли?
Главное, что нужно сделать, это успокоиться. Какими бы сильными ни были ваши чувства, важно не действовать сгоряча. Прежде всего, необходимо поговорить с ребенком так, чтобы он не закрылся еще больше. Для этого соблюдайте простые правила.
В доверительном разговоре с ребенком важно слушать все, что он рассказывает, и не подавлять его эмоции требованиями говорить короче, понятней или спокойней. Дорожите доверием ребенка и дайте ему выплеснуть эмоции и чувства, не критикуя.
После этого уже можно спокойно выяснять подробности ситуации. Задавайте конкретные вопросы и не давайте оценки другим людям. Но отмечайте и называйте своими именами чувства ребенка. Например, тебе обидно, ты чувствуешь страх и т.п.
Узнайте следующие детали ситуации:
Важно во время этого тяжелого разговора удерживаться от критики кого-либо из участников конфликта, поскольку это может спровоцировать страх ребенка и заставит его закрыться. Вам важно поддержать ребенка и собрать факты о происходящем.
Действия родителей, если ребенка обижают в школе
Даже если у вас сложилось подкрепленное фактами мнение о том, что в школе допустили травлю, не нужно действовать сгоряча. Допустившие травлю взрослые могут встать в защитную позицию вместо того, чтобы помочь ребенку и всему детскому коллективу справиться с ситуацией.
Если классный руководитель встает в защитную позицию и отвергает все ваши подозрения и конструктивные идеи и утверждает, что все в порядке, у вас есть несколько путей.
Можно обратиться в психологическую службу школы, если она есть и действует. Хороший школьный психолог владеет техниками разрешения конфликтов и может поработать с детским коллективом грамотно в игровой форме, чтобы помочь детям всем вместе справиться с ситуацией и наладить отношения в классе.
Важно, чтобы взрослый был наставником для ребенка, помогал ему не застревать в переживаниях и горе, а находить способы изменить свою жизнь.
Если вы встречаете стену холодности и равнодушия в школе и слышите, что ребенок сам виноват, а вам надо поменьше лезть в его жизнь, имеет смысл задуматься о смене школы и выбрать ту, где у ребенка есть хоть один друг, например, с кружка или из семейного круга.
Как научить ребенка постоять за себя
Очень часто постоять за себя не могут те дети, которых приучают подавлять гнев в разных ситуациях, в том числе, когда он был направлен на родителей. Если вам свойственно пресекать проявление воли и негативных эмоций у ребенка, измените стратегию поведения.
Ребенок, который уверен в своем праве на гнев и другие отрицательные эмоции, лучше умеет постоять за себя в школьной среде.
Как научить ребенка давать сдачи
Научить отвечать другому на агрессию проще, если вы не приучаете ребенка отступать, делиться и другими путями нарушать свои границы просто всегда. Да, нужно уметь делиться, но это должен быть свободный выбор из любви к ближнему или обмен. В противном случае, ребенок впитает мысль, что его интересы всегда менее важны, чем интересы других людей. С такой установкой он легко станет жертвой травли.
Все это вопрос выбора личных стратегий, которые выбирает ребенок. Большинству детей важно реагировать на агрессию, даже если их побьют еще сильней. А если их с обидчиком еще и вместе отвели к директору, отругали, то они оба, получается, в одной лодке против взрослых. Родителям это может показаться неадекватным, но через такие испытания многие дети завязывают дружеские отношения и повышают свой авторитет в классе.
Как научить ребенка давать отпор в школе
Давать отпор обидчику можно не только физически, но и всем своим поведением и морально. Дети, которые знают, что могут дать сдачи и имеют такой опыт, меньше подвергаются травле и умеют ее предотвратить или пресечь на корню. Если вы не можете научить ребенка давать сдачи, покажите ему другие способы давать отпор обидчикам в школе.
Стратегия 1. Не обращать внимания. Она работает, когда ребенок это делает с чувством собственного достоинства и сохраняет внутреннее спокойствие. То есть ему на самом деле плевать.
Как научить ребенка не обращать внимания на обидчиков?
Стратегия 2. Отвечать обидчику. Очень часто ребенок, которого обижают, недооценивает свой ресурс и способность ответить на оскорбления или когда его дразнят. Например, ребенок может придумать дразнилку в стихах, которая убьет посильней пушкинской эпиграммы.
Как научить ребенка отвечать обидчику?
Стратегия 3. Переключить фокус одноклассников. Ребенок может увлечь одноклассников не той своей особенностью, на которую напирает обидчик. Ребенка дразнят за лишний вес или сильную худобу и обзывают? Если он не будет реагировать на это, но при этом демонстрировать свою силу в чем-то другом, у него появится группа поддержки.
Как научить ребенка завоевывать симпатии одноклассников?
Как сделать ребенка более уверенным в себе?
Этому всему учат актерские курсы и прочие занятия, где ребенок может перевоплотиться. Не в компьютерной игре, где он это делает в уме, а на сцене, прилюдно, чтобы в создании образа участвовало все тело. Поищите не профессиональные театральные школы, а именно камерные театральные студии или психологические клубы, где дети и подростки овладевают такими навыками и становятся более уверенными по жизни.
Неадекватный ребенок в классе: что делать
Все эти способы работают тогда, когда ситуация со школьной травлей возникает между обычными детьми, которым взрослые не помогли научиться дружить, признавать значимость отличий людей друг от друга и силу сообщества. Но иногда в классе может появиться неадекватный ребенок, который не является популярным, от которого стонут учителя, а ваша проблема в том, что он именно вашего ребенка выбрал объектом своей агрессии и неадекватного поведения.
Если учителя признаются, что обидчик вашего ребенка достал всех, но они ничего не могут поделать ни с ним, ни с его родителями, то это тот самый случай. Не будем строить домыслы о том, почему неадекватный ребенок так ведет себя в классе, когда ваша задача обезопасить своего ребенка от опасного ровесника.
Как ведет себя неадекватный ребенок?
Под неадекватным ребенком мы понимаем такого, который:
Что делать, если в классе есть ребенок неадекватного поведения?
К сожалению, без согласия родителей помочь такому ребенку ни школа, ни медицина не могут. Несмотря на то, что сам ребенок страдает, потому что понимает, что он не нравится ровесникам, никто не хочет быть его другом, его только боятся. Чтобы защититься, детям нужно вступить в коалицию и отвечать агрессору не поодиночке, а коллективно, как только он обидит кого-то. Даже если ты стал свидетелем того, как агрессор задирает того, с кем ты не дружишь близко.
Как поставить на место неадекватного ребенка
Когда так будут делать 3-4 человека в классе, к ним присоединятся и остальные. Просто потому, что всем детям хотелось бы прекратить неадекватное поведение одноклассника. Но им надо показать, что делать, если в классе рядом с ними есть неадекватный ребенок.
Инструкция для родителей: что делать, если вашего ребёнка бьют в школе
Учитель истории и отец троих детей, который сталкивался с проблемами школьной травли, рассказывает о том, как родители должны бороться и заступаться за своих детей, если тех обижают в школе.
Я, как человек, который был директором школы, и как родитель детей-школьников, прошёл через разные стадии процесса отстаивания прав тех или иных ребят, своих или чужих. Поэтому могу сказать, какие шаги можно, а какие нужно делать родителю в той или иной ситуации, когда вашего ребёнка в школе обижают. Обижают одноклассники (или один), обижают старшие ребята. Понятно, что обижать можно по-разному. Можно доводить до слёз оскорблениями, а можно быть побитым каждую неделю. И вот на это надо обращать внимание.
Первое. Если вы несколько раз в течение довольно короткого времени (а время летит быстро, поэтому если раза четыре в месяц) услышите от ребёнка одну и ту же «фамилию», которая сделала то-то или то-то, созвонитесь с классным руководителем и постарайтесь выяснить, не замечал ли он что-то в их отношениях и как складываются отношения с обидчиком у других детей. Если по косвенным признакам будет понятно, что не знакомая вам ещё мама того мальчика или девочки вменяемая, то можно попробовать встретиться с ней и поговорить. Отцам было бы проще решить конфликт вообще на этом этапе. Но, повторюсь, при вменяемости сторон.
Второе. Если жалобы не прекращаются, контакт с родителями стопорится, на уровне классного руководителя вопрос стопорится, вам от этого тревожно и вообще синяки, честно говоря, начинают уже доставать — идите в бой, но с полной уверенностью, что пойдёте до конца. Потому что путь до конца слишком нервен, грузен и требует большой бюрократической волокиты, хотя и кратковременной с вашей стороны. Вовсе не обязательно, что вам придётся топить кольцо в кипящей лаве, но уверенность должна быть. А чтобы она была, нужно помнить чётко цель и алгоритм действий.
Цель — то, что вы хотите в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика высекли розгами перед всей школой? Вы хотите, чтобы ему дали 15 лет строгого режима? Любая цель может быть реализована, дело во времени и в личном психическом здоровье.
Допустим, вы хотите, чтобы обидчика перевели в другую школу. Такое возможно, согласен. Но требовать этого незаконно: решать, где ребёнку обучаться, — это право родителей.
Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы. Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию. Либо запишитесь к нему на личный приём. Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?
Ситуация обостряется, и начались побои. Мелкие тычки, толчки, унизительные клички и издевательства. В конце концов вашего ребёнка побили в школе. Отмечу, не после уроков на улице, а непосредственно в школе. Ваши действия.
Идите в школу, по дороге созванивайтесь с классным руководителем либо с кем-то из администрации, проходите вовнутрь и сразу вызывайте полицию. Набираете 112, выбираете по голосу — и вперёд. Сообщаете, что вы находитесь по такому-то адресу, это здание школы, ваш ребёнок получил физические травмы, вы просите прислать наряд полиции, чтобы зафиксировать произошедшее. Вам будет предложена скорая помощь — решайте сами в зависимости от тяжести. Если разбили нос, то, может, и стоит вызвать скорую, чтобы сделали снимок. В любом случае вам будет необходимо в тот же день появиться в лечебном учреждении и снять побои. Но об этом позже.
Инспектор затребует с вас справку из травмпункта с фиксацией побоев, поэтому вы едете в травмпункт и едете именно сегодня.
Внимание: взрослые травмпункты не выдают такие справки детям, вам нужен именно детский травмпункт.
После получения справки дома её сканируете. Вообще, теперь все документы сканируете, все они будут нужны в электронном виде. Из травмпункта врач обязан сообщить в полицию, так как побои произошли в школе. Это ещё один плюс вам в вашей истории, потому что в отдел по делам несовершеннолетних о вас сообщат дважды.
Дома первым делом, не затягивая, открывайте сайт департамента образования вашего города или области и пишите в электронную приёмную. Департамент образования города Москвы откликается очень оперативно.
Описывайте ситуацию, прикрепляйте сканы всех документов, которые подтверждают ваши слова (в том числе и все сканы заявлений на имя классного руководителя или директора школы, бумаги из полиции), просите организовать проверку изложенных фактов. Делайте это сразу, завтра у вас на это уже не хватит сил, да и настроение пропадёт. При этом надо понимать, что Федеральный закон «О порядке рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации» трактуется таким образом, что позволяет отправить письмо на «рассмотрение по компетенции», то есть школе. Так и будет, поэтому своим письмом вы лишний раз побудите руководство школы вникнуть в ситуацию, но никак их не накажете. То есть ещё раз: ваше письмо в департамент образования — это трата времени директора на составление вам ответа. Но ваша проблема будет решена, если вы уже сформулировали для себя, что вы хотите, а не в порыве праведного гнева палите вокруг из всех орудий.
Если ничто не работает
Ваши действия не приносят результата — стопорится что-то на всех уровнях, в течение трёх дней до вас не доходят никакие сигналы. Маловероятно, но всё же. Не ждите — ищите СМИ, которые готовы осветить вашу ситуацию: школьная тема актуальна. Три дня у вас на всё на это и уйдёт — описание ситуации, подтверждение документами, принятие решения на планёрке по поводу нужности материала. Обычно медиа понимают, что такие темы могут и не выстрелить, и должны быть готовы остановить вашу публикацию по вашей просьбе в случае изменения ситуации и при должном этическом уровне отношений, но и вы должны понимать, что вас могут женить и без вас. Это крайний шаг к огласке. По степени распространения этой информации последствия будут различаться — вы сами видели разные примеры.
Но публикация даёт вам следующий шаг — вместе со ссылкой на публикацию вы пишете письмо в мэрию Москвы, Генеральную прокуратуру, Министерство образования, президенту РФ с просьбой проверить изложенные в статье факты, так как вы и являетесь тем лицом, о котором идёт речь. Далее опять начинается круговерть бумаг, но она дополнительно стимулирует какие-то рациональные изменения в ситуации, а возможно, что приведёт и к возбуждению уголовного дела по факту халатности.
Я описал предельное количество уровней, которым был свидетель или прошёл сам. Редко требуются все этапы. Самое главное правило — вовремя остановиться! Идите на любой контакт, который вам будет предлагаться, ищите варианты разрешения ситуации, возможности перевести всё в область человеческих отношений. Вашему ребёнку ещё в этой школе учиться, а вам ещё несколько лет встречаться с этими людьми и на выпускном вечере постараться не испортить друг другу настроение.