бюрократ это простыми словами кто такой
Что такое бюрократия простыми словами
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Так сложилось, что слово «бюрократ» мы воспринимаем как нечто нарицательно-ругательное.
Но каково истинное значение понятия «бюрократия» знает далеко не каждый человек.
Девиз нашего блога: «Знать больше!», именно поэтому сегодня мы разберемся, что такое бюрократия, каковы ее виды, и существует ли идеальная бюрократия.
Бюрократия — это.
Суть понятия «бюрократия» кроется в его переводе. А произошло это слово от слияния французского «bureau» (канцелярия) и греческого «κράτος» (власть).
Прямой перевод – «канцелярская власть», т.е. власть людей, наделенных полномочиями управления. Полномочия передаются в форме специальных письменных указаний, приказов, распоряжений.
Представим следующую схему: есть государство (форма (республика, монархия и т.д.) не важна), есть его граждане (подданные), которые образуют общество. Государство – это форма политической власти, следовательно, чтобы осуществлять руководство обществом, необходим аппарат управления.
Основная функция аппарата управления – администрирование процессов. Такой аппарат называется бюрократическим, а граждане, работающие в нем – бюрократами. Как видите, ничего обидного и «ругательного».
Бюрократическая система имеет отношение не только к государству, но и к организациям различных правовых форм.
Почему она воспринимается негативно
Разберем данный вопрос на примере государственной бюрократической системы.
Чтобы не допустить хаоса во взаимоотношениях физических или юридических лиц и общества, государственная власть должна добиваться строго выполнения установленных правил.
Допустим, государство, решив мотивировать повышение рождаемости, устанавливает выплату материнского капитала на второго ребенка в семье. Как регулировать выплату мат.капитала, чтобы он выдавался строго по назначению?
Для этого создается специальный канцелярский порядок подачи заявок на выплату, определяется ряд документов, которые должны собрать родители ребенка. То есть им нужно пройти ряд бюрократических процедур.
Не стоит винить чиновничий аппарат за эти формальности, ведь именно они гарантируют, что материальная помощь попадет строго по назначению.
К сожалению, зачастую бюрократических «проволочек» становится в нашей жизни слишком много, поэтому мы начинаем воспринимать бюрократию как неминуемое зло.
Случается, что бюрократические препоны доводятся до абсурда: до сих пор существует практика, что инвалиды каждый год должны подтверждать свою инвалидность, чтобы получать пенсию, лекарства и другие льготы. Как будто за год ампутированная нога может отрасти, сахарный диабет излечиться и т.д.
Канцелярское (формальное) ведение дел присуще всем без исключения ветвям государственной власти.
Свести бюрократию «на нет» невозможно, она гарантирует соблюдение порядка, но ее можно минимизировать, исключив из администрирования принцип «форма ради формы». К этому стремятся все развитые страны.
Кратко об истории бюрократии
С тех пор как начали создаваться отдельные государства, возникла необходимость в централизованном управлении. С изобретением письменности (около 4 тыс.лет назад) техническая сторона административного управления упростилась: достаточно издать приказ и поручить его реализацию (и контроль за выполнением) специальным людям, которые получают за это плату.
Бюрократия появилась уже в древнем Египте, получила развитие в древнем Китае и Римской империи. Бурное ее развитие в России началось при Петре Первом. Его нововведения касались не только «европеизации» страны, подъема экономики, но и администрирования. Централизация управления государством была введена именно им.
Может ли бюрократия быть идеальной?
Применение термина «бюрократия» по отношению к аппарату администрирования началось в 20 веке с «легкой руки» немецкого социолога и экономиста Макса Вебера.
Он вывел общие принципы «идеальной» бюрократии, призванной служить обществу. Вот эти постулаты:
Вебер считал, что бюрократия – это идеальный инструмент управления.
Действительно, если бы все сформулированные им принципы соблюдались, то так оно и было бы. Но влияние человеческого фактора способно превратить идеальный инструмент в тормоз развития.
Виды бюрократии
Принято различать 3 вида бюрократии, в зависимости от специфики организации деятельности:
Примером такой формы является организация управления в каком-либо министерстве (есть министр, есть заместители по определенным вопросам, есть рядовые сотрудники, выполняющие функции, связанные с профессиональной специализацией министерства).
На роль министра редко назначается специалист согласно роду его профессиональной деятельности. В основном этот человек является грамотным, опытным управленцем (администратором).
Недостатком классической формы является:
Служащий обязан отправить запрос вышестоящему звену, получить ответ, и, в зависимости от решения сверху, «разрулить» сложившуюся ситуацию. На это уходит время, и сама ситуация уже может стать не актуальной.
Примером может служить организация управления в медицинских или учебных заведениях. Глава такого учреждения – профессионал данного вида деятельности (поэтому он может компетентно контролировать работу своих сотрудников), его подчиненные также являются профессионалами, применяющие стандартный набор методик (программ) для работы.
К недостаткам можно отнести необходимость высокой профессиональной подготовки кадров (затраты на обучение).
Данная форма бюрократии обладает минимальным формализмом, она децентрализована и потому быстро реагирует на внешние факторы, оперативно решает поставленные задачи.
Примером может служить организация управления в научно-исследовательском институте, в юридической фирме и т.д.
Структура бюрократической системы
Структура классического бюрократического аппарата подчинена строгой иерархии. Это значит, что существует жесткая субординация по цепочке «сверху → вниз».
Если представить иерархию в виде геометрической фигуры, то она представляет собой пирамиду.
Достоинства и недостатки бюрократии
Рассмотрим плюсы и минусы классической формы бюрократии в следующей таблице:
достоинства | недостатки |
---|---|
возможность централизованного управления организацией, обществом, государством | искусственное расширение бюрократического аппарата ведет к повышению расходов на его содержание |
возможность апеллировать к вышестоящим органам при неудовлетворительной работе нижестоящих (благодаря пирамидальной структуре бюрократического аппарата) | отсутствие возможности самостоятельного принятия решений у нижних ступеней бюрократического аппарата (необходимо согласование с вышестоящими органами) ведет к замедлению решения насущных проблем |
чрезмерный формализм затрудняет получение гражданами требуемых услуг, тормозит выполнение каких-либо работ |
Читайте наш блог, это познавательно!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Думаю, что никто не будет спорить о необходимости процедур, их и выполняют чиновники.
Другой вопрос, что бюрократическая система зачастую иррациональна, можно сказать, что просто палки в колеса людям вставляет, вот такую систему нужно исправлять, но система же не существует сама по себе, она опирается на законы, значит нужно менять эти законы, вносить поправки, тогда и ведомства изменят внутренние процедуры на основании новых законов.
Конечно, нужно менять законы и вносить поправки, чтобы они работали на благо общества и шли в ногу со временем. Зачастую законы просто отстают от действительности. Вот тогда мы ругаем бюрократов, поскольку они действуют по законам.
Словари
161 бюрократ
Крупный чиновник, представитель бюрократии [бюрократия I] как иерархически организованной системе управления обществом.
Должностное лицо, пренебрегающее при исполнении своих обязанностей существом дела ради соблюдения формальностей; формалист, волокитчик.
1. Представитель бюрократической системы управления. Влиятельный бюрократ.
2. Чиновник, в ущерб сущности дела и интересам граждан злоупотребляющий своими полномочиями или придающий преувеличенное значение формальностям. Бюрократам и волокитчикам не место в советском аппарате.
3. перен. Формалист, педант (разг. презр.).
1. Крупный чиновник.
2. Человек, приверженный к бюрократизму (во 2 знач.). Закоренелый б.
Человек, должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, пренебрегающее сутью дела ради формальных правил;
Дороднов… изображал дело так, будто… некие люди, бюрократы, лица и имени не имеющие, требуют соблюдения формальностей (Триф.).
1) лицо, принадлежащее к бюрократии. (см. БЮРОКРАТИЯ)
2) Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, волокитчик.
Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, буквоед.
бюрокра́т, бюрокра́ты, бюрокра́та, бюрокра́тов, бюрокра́ту, бюрокра́там, бюрокра́том, бюрокра́тами, бюрокра́те, бюрокра́тах
сущ., кол-во синонимов: 19
чиновник, службист; чинуша, чинодрал, чернильная (или бумажная) душа (разг.); чернильная (или канцелярская) крыса, приказный крючок, приказная строка (устар.); крапивное семя (устар. разг.)
чиновник, чинуша, чинодрал, буквоед, (бумажная, чернильная) душа, чернильная крыса; швондер, бумажная душа, чернильная душа, формалист, крапивное семя, волокитчик, приказный крючок, приказная строка, канцелярская крыса, службист
тот, кто выполняет свои обязанности формально, не входя в существо дела)
БЮРОКРАТ, чиновник, пренебр. службист, разг. волокитчик, разг. чинодрал, разг. чинуша
БЮРОКРАТИЗМ, волокита, канцелярщина
БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ, бумажный, канцелярский
БЮРОКРАТ а, м. buraucrate m.
БЮРОКРАТ (этим. см. предыд. сл.). 1) приверженец бюрократии. 2) чиновник гражданского ведомства.
Бюрократия — что это такое, зачем нужна и как работает.
Бюрократия – это термин, используемый для определения организационной или административной системы, в которой управление поручено иерархически расположенному ряду лиц.
Что такое БЮРОКРАТИЯ – значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Бюрократия – это система управления государством или компанией в которой существует множество разных отделов, отвечающих за свой участок работы. При этом, все они подчиняются вышестоящим непосредственным руководителям. Для простоты понимания концепции бюрократии, можно представить ступенчатую пирамиду. На вершине находится самый главный руководитель. На ступенях ниже расположены его замы. Ниже их подчиненные и так далее аж до простых клерков.
Не сложно догадаться, что по данному принципу устроены практически все современные системы управления. Особенно это касается управления государством. Таким образом можно сказать, что бюрократия — это доминирующая в мире форма администрирования и управления. Тем не менее в современную эпоху, термин «бюрократия» все чаще используется в негативном контексте при описании различных сложностей и промедлений, возникающих при использовании данной запутанной и громоздкой системы. Довольно часто в средствах массовой информации и не только можно услышать фразы типа:
На самом деле, подобные негодующие изречения в сторону бюрократии являются весьма справедливыми, особенно когда система перенасыщена массой бесполезных формальностей. Следует также отметить, что переизбыток бюрократических функций в государстве является хорошим климатом для возникновения коррупции при решении тех или иных вопросов.
Кто такие БЮРОКРАТЫ
Бюрократы – это общий термин, которым принято называть административных работников, трудящихся в сфере управлении. Простыми словами, бюрократы — это всевозможные чиновники, которые могут решать те или иные задачи в соответствии со своей компетенцией. В негативном контексте, бюрократом принято называть человека, зацикленного на соблюдении всех бумажных (и не только) формальностей.
Этимология и происхождение термина «БЮРОКРАТИЯ»
Термин «БЮРОКРАТИЯ» произошел от слияния французского слова «bureau» (офис, контора, канцелярия, отдел, письменный стол) и греческого «kratos» (власть). Предположительно данный термин придумал французский экономист Жак Клод Марии Венсан еще в начале 18-го века, но глобально его использовать начали только в 20-ом веке после публикаций немецкого социолога Макса Вебера.
Бюрократия в истории.
Хотя термин «бюрократия» был придуман в 18 веке, данная система управления существует уже многие тысячи лет. Появление бюрократии ознаменовалось развитием письменности примерно 4 тысячи лет назад. Первыми кто начал использовать бюрократические принципы были древние шумеры. Именно они начали записывать на глиняных табличках информацию об урожаях, торговле и т.д.
Древний Египет также использовал государственную бюрократию как форму управления. Для этого использовались специально подготовленные образованные люди, которые занимали государственные посты и отвечали за те или иные аспекты, связанные с управлением страной.
В Римской империи бюрократия являлась основным инструментом для управления различными регионами. Эти регионы возглавлялись иерархическими региональными проконсулами и депутатами.
Плюсы и минусы бюрократии.
Преимущества бюрократии.
Преимущества бюрократии включают в себя возможность управлять большой, сложной организацией. Правила и положения могут быть полезными для обеспечения стабильной и систематизированной работы во всех объектах управления. Наличие надзорных или вышестоящих органов управления позволяет клиентам или гражданам подавать апелляции и жалобы в том случае, если их не устроила работа нижнего звена.
Недостатки бюрократии.
Бюрократический аппарат часто критикуют за то, что он может быть малоэффективным и весьма расточительным. Довольно часто случается такое, что связь между отдельными ветвями бюрократической машины отсутствует или не работает должным образом. Из-за этого для решения вопроса нужно совершать повторяющиеся утомительные действия, а это все затягивает процесс. Еще один негативный аспект бюрократии заключается в том, что низкие уровни управления жестко ограничены в самостоятельности принятия решений, и все приходится формально согласовывать с руководством. Так к примеру, ради соблюдения формальностей, приходится длительное время ждать пока руководитель просто подпишет необходимый документ (зачастую не глядя на содержание).
В итоге, хотелось бы отметить, что несмотря на все неудобства, возникающие при работе бюрократического аппарата, данная форма управления пока что является необходимостью. Нормы и правила должны соблюдаться для предотвращения хаоса.
Бюрократ
Добавлено в закладки: 0
Кто такой бюрократ? Описание и определение понятия.
Бюрократ (франц., от bureau – бюро и ·греч., от kratos – власть) – это сотрудник гражданского ведомства (чиновник), строго следующий букве закона, прописанным инструкциям и правилам, преувеличивающий значение формальностей, злоупотребляющий своими полномочиями в ущерб сущности дела и интересам граждан. Бюрократ – чиновник, уровень компетентности которого намного меньше занимаемого уровня должности и наделенной ему власти не соответствует. «Бюрокат» переносном смысле слово используют для обозначения таких характеристик как волокитчик, педант, формалист.
Рассмотрим, более детально, что значит бюрократ.
Отличительные особенности бюрократа
Бюрократ – это представитель бюрократической системы управления. Очень влиятельный человек и крупный чиновник. Но этот термин имеет и переносное значение – должностное лицо, которое злоупотребляет своими полномочиями и пренебрегает существом дела ради соблюдения каких-то мелких формальностей.
Первое, что нужно отметить, бюрократ работает в области, где результат человеческих усилий невозможно оценить в денежном выражении. Страна, где процветает бюрократическая система управления, расходует огромные суммы денег на содержание бюрократических учреждений, на выплату жалованья и заработной платы огромной армии чиновников, на покупку необходимого им оборудования, а также канцелярских принадлежностей. Но то, что государство получает в обмен на свои затраты – оказанные услуги – невозможно оценить в денежном выражении. Его оценка зависит от произвольного решения самого государства.
Другой немаловажный аспект – в бюрократической системе управления взаимосвязь между подчиненным и начальником имеет личный характер. Подчиненный постоянно зависит от того, как начальник оценивает его самого, а не его работу, а нередко исход какого-либо дела зависит от настроения начальника в данный момент времени (таков человеческий фактор). Большинство чиновников-бюрократов оказываются на всю жизнь привязанными к своим учреждениям.
Суть работы бюрократа
Их интеллектуальным уделом становится сплошная иерархия с ее бесчисленными правилами и бесконечными предписаниями. Судьба чиновников- бюрократов полностью зависит от милости вышестоящих должностных лиц, от чьих капризов они всегда во власти не только на службе, но даже и в личной жизни.
От бюрократов ожидается, что они всегда будут одобрять и всеми способами поддерживать политическую направленность того кабинета министров, который в данный момент окажется у власти, и игнорировать или даже подавлять партию оппозиции. Конечно, тот факт, что существует многочисленный класс таких людей, зависящих от государства, создает серьезную угрозу сохранению конституционных институтов. И хотя и были предприняты некоторые попытки по защите отдельных служащих от произвола их начальников, но пока единственным результатом, которого удалось достичь, стало неизбежное ослабление дисциплины и все большая небрежность при исполнении служебных обязанностей.
Несовершенство бюрократической системы
Также ни для кого не секрет, что отбор на высокую должность чиновника-бюрократа иногда не позволяет получить место наиболее компетентным людям и также далеко не всегда не всегда предотвращает назначение абсолютно некомпетентного человека (особенно если это в интересах вышестоящего руководства). Но самым неблагоприятным и печальным последствием является то, что основной заботой такого бюрократа становится соблюдение разных формальностей. Они почему-то очень быстро забывают, что их работа заключается в том, чтобы как можно лучше выполнять порученные им обязанности. В устоявшейся организованной системе государственной гражданской службы получение более высоких должностей зависит, главным образом, от выслуги лет. Поэтому можно заметить, что чаще всего руководители разных государственных учреждений – это, в основном, люди пожилые, умудренные опытом, которые знают, что через несколько лет их уволят на пенсию. Проведя большую часть жизни в положении подчиненных, они напрочь лишились инициативы и энергии что-то делать для блага других людей. Поэтому они, конечно, всеми силами избегают разных нововведений и улучшений и на любой новый проект преобразований смотрят как на нарушение своего спокойствия. Их непреклонный консерватизм сводит на нет все попытки правительства приспособить данную службу к изменившимся условиям. Во всех странах, где прочно укоренилась бюрократическая система управления, люди обычно говорили: “Правительства сменяют друг друга, а учреждения остаются навсегда”. Так это и есть по сей день.
В своем большинстве бюрократы были, конечно, достаточно посредственными людьми. Но в то же время среди них встречались и талантливые люди (выдающиеся художники, писатели и музыканты). Так или иначе, когда отсутствуют важные критерии оценки, которые могли бы безусловным образом подтвердить успех или неудачу бюрократа при исполнении его служебных обязанностей, это создает неразрешимые проблемы. Это, конечно, уничтожает инициативу и у человека исчезают стимулы делать больше необходимого назначенного минимума. Как следствие, это заставляет бюрократа больше беспокоиться за формальность и следить за бесконечными инструкциями, чем за материальным и реальным успехом.
Мы коротко рассмотрели бюрократ.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
.
БЮРОКРАТ
Смотреть что такое «БЮРОКРАТ» в других словарях:
БЮРОКРАТ — (этим. см. предыд. сл.). 1) приверженец бюрократии. 2) чиновник гражданского ведомства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЮРОКРАТ 1) сторонник бюрократической системы; 2) чиновник, преимущественно… … Словарь иностранных слов русского языка
бюрократ — чиновник, чинуша, чинодрал, буквоед, (бумажная, чернильная) душа, чернильная крыса; швондер, бумажная душа, чернильная душа, формалист, крапивное семя, волокитчик, приказный крючок, приказная строка, канцелярская крыса, службист Словарь русских… … Словарь синонимов
бюрократ — а, м. buraucrate m. 1. Служащий в управленческом учреждении. В кабинете Сперанского, в его гостиной, в его обществе в это самое время зародилось совсем новое сословие, дотоле неизвестное, которое, беспрестанно умножаясь, можно сказать, как сеткой … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БЮРОКРАТ — БЮРОКРАТ, бюрократа, муж. (от франц. bureau бюро и греч. kratos власть). 1. Представитель бюрократической системы управления. Влиятельный бюрократ. 2. Чиновник, в ущерб сущности дела и интересам граждан злоупотребляющий своими полномочиями или… … Толковый словарь Ушакова
бюрократ — БЮРОКРАТ, чиновник, пренебр. службист, разг. волокитчик, разг. чинодрал, разг. чинуша БЮРОКРАТИЗМ, волокита, канцелярщина БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ, бумажный, канцелярский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Бюрократ — должностное лицо, формально исполняющее свои обязанности, следуя букве инструкции закона. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
БЮРОКРАТ — БЮРОКРАТ, а, муж. 1. Крупный чиновник. 2. Человек, приверженный к бюрократизму (во 2 знач.). Закоренелый б. | жен. бюрократка, и (ко 2 знач.). | прил. бюрократский, ая, ое (ко 2 знач.; разг.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
БЮРОКРАТ — (от фр. bureau бюро, канцелярия и греч. kratos сила, власть, господство) англ. bureaucrat; нем. Burokrat. 1. Работник бюрократического аппарата. 2. Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Бюрократ — 1) должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, волокитчик; 2) лицо, принадлежащее к бюрократии. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Бюрократ — Запрос «Бюрократ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. О бюрократах в Википедии смотрите страницу Википедия:Бюрократы. Бюрократия (от фр. bureau бюро, канцелярия и греч. κράτος господство, власть) Под этим словом подразумеют то… … Википедия