бюджетная роспись что это такое простыми словами
Бюджетная роспись что это такое простыми словами
(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
1. Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.
2. Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых лимитов бюджетных обязательств по подгруппам (подгруппам и элементам) видов расходов.
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись не допускается.
Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств не допускается.
Статья 219.1. Бюджетная роспись
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 219.1, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
Статья 219.1. Бюджетная роспись
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 219.1 БК РФ
1. Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ в пункт 2 статьи 219.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
2. Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ в пункт 3 статьи 219.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г. и применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 г. (на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.)
3. Порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых лимитов бюджетных обязательств по подгруппам (подгруппам и элементам) видов расходов.
4. Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись не допускается.
Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств не допускается.
Статья 219.1 БК РФ. Бюджетная роспись (действующая редакция)
1. Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.
2. Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 настоящего Кодекса.
3. Порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых лимитов бюджетных обязательств по подгруппам (подгруппам и элементам) видов расходов.
4. Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись не допускается.
Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств не допускается.
Комментарий к ст. 219.1 БК РФ
Комментируемая статья определяет порядок составления, ведения и внесения изменений в бюджетную роспись.
Приказом Минфина России от 23.11.2011 N 159н утвержден Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета).
Таким образом, согласно вышеизложенному доведение главными распорядителями средств федерального бюджета показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств до соответствующих получателей средств федерального бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года в порядке, установленном Порядком N 104н, путем формирования и доведения главными распорядителями средств федерального бюджета до соответствующих получателей средств федерального бюджета расходных расписаний.
На это указал Минфин России в письме от 01.07.2014 N 02-03-09/31806.
Бюджетная роспись
Этот термин предполагает пакет требуемой документации, составленной и ведомой силами основных бюджетных распорядителей, которыми зачастую являются руководители местной администрации, обеспечивающие подкрепление бюджета в случае дефицита.
Свободная бюджетная роспись это изготовление поквартальных отчетов, в рамках которых осуществляется описание всех поступлений и затрат бюджета, включая каждый источник и вероятный дефицит. Также в бумагах указывается распределение любых ассигнований различных потребителей, в роли которых выступают бюджетные предприятия. Поэтому составление росписи является важным мероприятием, при котором передаются финансовые сведения государственного значения.
При распределении бюджета выполняется нормированное определение каждой расходной статьи, как для государственных структур власти, так и для местных. Чтобы произвести для основного распорядителя достоверную информацию по бюджетным ресурсам и грамотному предоставлению затрат по важнейшим субъектам страны, выполняется изготовление особой бюджетной сметы, подкрепленной общей бюджетной росписью. При этом сводная бюджетная роспись это комплекс бумаг для понимания бюджетных затрат в регионе и отдельно по каждому населенному пункту.
Что такое сводная роспись
Этот термин предполагает пакет требуемой документации, составленной и ведомой силами основных бюджетных распорядителей, которыми зачастую являются руководители местной администрации, обеспечивающие подкрепление бюджета в случае дефицита. Порядок составления и ведения используется для определения бюджета в период регуляции затрат, появившихся в рамках дефицита незапланированного бюджета. Таким образом, сводную роспись бюджета можно назвать бумагой, обладающей собственными принципами и нормами изготовления. Зачастую эта форма предназначена для точного распределения всех затрат от определенного субъекта государства.
Кто составляет бюджетную роспись? Эти действия осуществляют органы министерства страны, имеющие отношение к финансовой отрасли. В качестве основания для передачи финансов на расходы выступают именно росписи, изготовленные верхушками этих субъектов. Принятие комплекса бумаг происходит в отрезок 10-15 дней после заверения бюджета государства.
После этого порядок ведения бюджетной росписи предполагает утверждение со стороны госдумы и министра финансов, а затем производится передача документов на подконтрольное выполнение в структуру казначейства страны. Когда выпускается смета бюджета, комплекс бумаг отправляется для рассмотрения Федеральным собранием (здесь оно является представительным органом), а также окончательно заверяется государственной счетной палатой (выполняющим контроль осуществления намеченного плана действий по бюджету).
Перечень бумаг, требуемых для свободной росписи бюджета
Утверждение комплекса документации каждой инстанцией предполагает необходимость изготовления в полном соответствии с нормативами федерального законодательства. Среди бумаг обязательно должны быть:
Тем не менее, порядок внесения изменений в сводную бюджетную роспись предполагает проведение разреза лишь по экономическим, ведомственным и функциональным параметрам. В качестве исключения выделяют только объем бюджета, выведенный в форме лимита по бюджетным обязательствам, если в регионе имели место затраты на обеспечение работы судебных органов и исполняющих властей.
Какими бывают лимиты бюджетных обязательств
В числе наиболее любопытных нормативов росписи бюджета выделяются лимиты бюджетных обязательств. Их заверение осуществляется главой министерства финансов и является обязательным при бюджетных ассигнованиях, предписанных законодательством. Существуют некоторые исключения для расходного элемента – порой возможна смена лимитов на основе некоторых условий, предполагаемых законодательством.
Затраты на приведение в действие публичных утвержденных обязательств не предполагает лимитирования, но имеются определенные требования, влияющие на объем ассигнований бюджета. Важно понимать, что, на основе 5-го Приложения к Порядку, для таких ситуаций действует ограничение по предоставляемым средством, установленное главой министерства финансов страны. При выполнении требований, на протяжении 24 часов после предоставления сведений о выполнении, государственный финансовой орган обеспечивает информацией казначейство.
Как вносятся корректировки и ведется сводная роспись
Выполнение и распоряжение бюджетом по заверенной министерствами бумаге может привести к недостатку, при котором появляется необходимость в быстром обеспечении корректировок в те или иные расходные главы подготовленной бумаги. Подобные правки осуществляются лишь на основе решения руководителя бюджета, который требует пересмотра финансового течения в рамках определенного субъекта или всего региона, без прочих дополнительных корректировок в заявленные ранее законные статьи бюджета на период в 12 месяцев.
В то же время, внесение любых корректировок производится только в определенных ситуациях:
Какие бывают внештатные ситуации
Ключевая задача, которую решает изготовление и ведение общей росписи бюджета, это точечное перераспределение затрат и дохода на основе государственного бюджета, финансовых источников в рамках дефицита денег, что предполагает учет определенных параметров по классификаторам бюджета страны.
Но возможна такая ситуация, при которой законодательств для бюджета еще не обрело силу, в связи с отсутствием утверждения. Здесь государственное министерство финансов обязано ежемесячно в течение 3 рабочих дней изготавливать и заверять каждое ассигнование бюджета, но их размер не должен превышать 1/12 за предыдущие 12 месяцев.
Данное ограничение работает для всех сегментов, кроме затрат, требуемых для осуществления публичных требований, обслуживания федеральных задолженностей и исполнения международных соглашений, которые страна заключила ранее. Роспись бюджета ведется с той же ключевой целью, но в ином масштабе. К примеру, если в традиционных условиях она ведется на протяжении квартала и 12 месяцев, то в особой ситуации составляется каждый месяц.
Согласно специфике ситуации, в течение первого рабочего дня требуется подача бумаг в казначейство для предоставления сведений распорядителям. Корректировки ассигнований бюджета и лимитов не осуществляются. Когда сводная роспись заверена, их действие прекращается, и ситуация больше не считается внештатной.
Сводная бюджетная роспись это: особый документ, регулируемый нормативно-правовыми актами
Сводная бюджетная роспись – это особый документ, который ведет Минфин для отражения бюджетных трат и поступлений в бюджет. Рассмотрим более подробно, какие нормативно правовые акты ее регулируют и какую информацию она содержит.
Сводная бюджетная роспись — это особый документ
Понятие и назначение
Понятие
Понятие бюджетной росписи дано в ст. 6 Бюджетного кодекса России, раскрывающей основные термины и понятия, которые используются в этом нормативном акте. В соответствии с этой статьей под ней понимают документ, который составляет и ведет финансовый орган для отражения бюджетных расходов и поступлений.
Бюджетный Кодекс РФ
Помимо сводной существует обычная бюджетная роспись. Ее ведение входит в обязанности нижестоящих по отношению к Минфину органов, которые финансируются за счет казны и в том или ином виде расходуют государственные средства. Именно на основании предоставленных такими органами обычных росписей составляют сводную (отсюда и название).
Это видео просто в схематической форме объясняет, что такое сводная бюджетная роспись:
Видео — Сводная бюджетная роспись
Назначение
Институт бюджетной росписи решает две основные задачи – планирование, а также сбор и обобщение статистики.
Кто составляет
Обязанность по составлению сводной бюджетной росписи лежит на Министерстве финансов. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается органами управления государственных внебюджетных фондов:
Это обусловлено двумя обстоятельствами:
Составление сводной бюджетной росписи — функция Министерства финансов
Обычную бюджетную роспись, из которой в дальнейшем Минфин составляет сводную, ведут различные государственные организации, а также негосударственные организации, финансируемые за счет казны. В их число входят:
Бюджетные росписи, составленные на местах — основа для сводной
Также сводную роспись готовят публично-правовые образования, имеющие свой собственный бюджет и самостоятельно им распоряжающиеся:
Региональная или муниципальная сводная роспись также направляется в Минфин для составления общефедеральной.
О том, что представляет собой бюджетный процесс и кто входит в состав его участников вы можете узнать, прочитав специализированную статью на нашем портале.
Как выглядит и что содержит
Сводная
Форма росписи утверждается Минфином (в частности, ее регламентирует приказ ведомства от 23 ноября 2011 года № 159н).
Верхняя часть бумаги содержит следующие реквизиты:
После перечисленных реквизитов следуют два основных раздела:
Они оформлены в табличном виде. Каждый из разделов содержит следующие сведения:
Кроме того, указывают также прогнозные показатели на два ближайших года, которые содержат информацию о том, сколько государство планирует израсходовать денег в этот период и сколько планирует получить.
Так выглядит сводная бюджетная роспись, лист 1
Так выглядит сводная бюджетная роспись, лист 2
Обычная
Бюджетная роспись, не являющаяся сводной, содержит ту же информацию, что и сводная. Отличие заключается лишь в том, что ее составляют нижестоящие государственные органы и организации.
Важно! Одним из требований к бюджетной росписи является ее составление в двух форматах: бумажном и электронном. Электронную версию выгружают на портал Казначейства, а также вводят в информационную систему «Бюджет», которая установлена во всех госорганизациях, распоряжающихся бюджетными средствами. Эта мера существенно облегчает сбор росписей для последующего составления сводной Минфином.
Процедура составления
Процедура составления документа утверждена приказом Минфина России от 17.12.2008 № 143н (в ред. приказов Минфина России от 26.01.2009 № 7н, от 20.07.2009 № 74н, от 01.12.2009 № 125н) и состоит из нескольких этапов:
Сведения, содержащиеся в сводной росписи, учитывают при принятии бюджета
Важно! На основании документа выделяют финансирование различным государственным организациям. При этом они должны в обязательном порядке исполнять требования о расходах, изложенные в бумаге, составленной министром.
Исключения
Некоторые организации, финансируемые за счет госсредств, вправе составлять собственную сводную роспись, не следуя при этом требованиям Минфина и расходуя деньги по своему плану. В их число входят:
В первом случае это связано с определенной долей самостоятельности таких фондов, во втором – со стратегическим значением, которые имеют железные дороги для российской экономики и обороны.
Соотношение сводной и обычной росписей
Бюджетная роспись, составляющаяся на местах, должна в целом соответствовать сводной, общефедеральной. Это означает, что сумма расходов и поступлений должна быть именно такой, какая указана в сводной бумаге.
За несоответствие документов предусмотрена ответственность. Ее устанавливает ст. 15.15.9 КоАП РФ, которая предусматривает за расхождения наказание в виде штрафа от 25 000 до 50 000 рублей. Ответственность несут только должностные лица соответствующих государственных органов или организаций. В их качестве могут выступать:
Положения ст. 15.15.9 КоАП РФ применяют только в случае, если средства были израсходованы или получены без нарушения Бюджетного кодекса. Если такие нарушения были, применяют другие нормы права:
Также за нарушения, связанные с составлением и исполнение росписи на местах, в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность. Ниже приведена таблица, в которой указаны статьи УК РФ, устанавливающие такую ответственность.
Таблица. Ответственность за нарушения, связанные с составлением и исполнением бюджетной росписи
№ статьи УК РФ | За какие действия предусматривает наказание | Размер наказания |
---|---|---|
285.1. | Нецелевое расходование бюджетных средств | Лишение свободы до пяти лет (в зависимости от того, кем было совершено преступление), арест или исправительные работы |
285.2. | Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов | Лишение свободы до пяти лет (в зависимости от того, кем было совершено преступление), арест или исправительные работы |
С полным текстом статей 285.1 и 285.2 УК РФ вы можете ознакомиться, перейдя по ссылкам.
Внесение в роспись некорректных или несоответствующих действительности сведений при условии, что у должностного лица не было умысла на присвоение в связи с этим денежных средств, могут быть расценены как халатность, злоупотребление должностными полномочиями или их превышение. За подобные действия также предусмотрена уголовная ответственность.
Можно ли посмотреть бюджетную роспись
Сведения, содержащиеся в сводной бюджетной росписи, относятся к общедоступным. Поэтому любое заинтересованное лицо может получить к ним доступ. Существует два варианта сделать это:
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Получение через Федеральное Казначейство
Чтобы получить интересующие сведения через ФК, необходимо:
Ответ в соответствии с положениями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» подготовят в течение одного календарного месяца. Его можно получить как на бумаге, так и в электронном виде.
Важно! На практике на подобные заявления сотрудники Федерального Казначейства отвечать не любят и могут не дать ответ вовсе, сославшись на какую-либо необоснованную причину. С точки зрения закона подобные действия – повод для жалобы. Однако гораздо проще не инициировать бюрократическую процедуру обжалования, а воспользоваться вторым способом – посмотреть информацию на сайте Минфина. Это сэкономит время, нервы и деньги.
На сайте Минфина
Вот пошаговая инструкция просмотра росписи на сайте Министерства финансов:
Получение доступа к данным совершенно бесплатно и не требует регистрации на портале ведомства.
Получить интересующую информацию можно на сайте Минфина
Подведем итоги
Сводная бюджетная роспись – это особая бумага, которая содержит информацию о расходах и доходах бюджета. Она имеет два раздела: один из них содержит сведения о поступлениях, другой о расходах бюджета. Форум документа и требования к его содержанию утверждает своим ведомственным нормативно-правовым актом Минфин. Составляет роспись министр финансов. Он обязан сделать это в течение пятнадцати дней с момента утверждения российским парламентом бюджета. Составление происходит на основе информации, которая содержится в предоставляемых в Минфин государственными органами и организациями обычных бюджетных росписей. Сводная роспись после ее оформления направляется в эти организации, поскольку они должны исполнять содержащиеся в ней требования. Неисполнение этих требований влечет для виновного должностного лица административную ответственность. А если такое неисполнение было связано с нецелевым расходованием госсредств, такая ответственность может быть и уголовной.
Из этого видео можно понять, как анализируют доходы и расходы регионального бюджета на примере Свердловской области: