бытие есть единство четырех начал материя форма движение цель так утверждал
Философское понимание мира: бытие, материя
1.Категория «бытие», ее смысл и специфика.
2. Материальное единство мира.
3. Основные атрибуты материи.
Категория «бытие», ее смысл и специфика |
Важнейшая проблема всей, в том числе и новейшей философии, есть проблема отношения человека к миру, мышления к бытию. Проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему. Бытие выражает сущность и способ философствования. Ни одна философская система не может не рассмотреть или высказать в явной или неявной форме свое отношение к бытию.
Для Ксенофана «бог сросся со всем», «существо божье шарообразно», «все это неизменно, неподвижно». Ученик Ксенофана Парменид, вслед за своим учителем считал бытие неизменным, единым, неподвижным, шарообразным. Однако Парменид оперирует не только понятием бытия (сущего), но и понятием небытия (не-сущего). Он стремился доказать, что бытие существует, а небытие не существует. Бытие плотно примыкает к бытию, а следовательно, пустота невозможна.
По Гераклиту бытие –это непрерывно становящееся, вечно текущее явление, находящееся во внутренней противоречивости.
В последствии идеи ранних древнегреческих мыслителей так или иначе находили свое отражение и развитие в работах Платона, Аристотеля, в средневековой христианской философии, в идеях эпохи Возрождения, в Новое время в работах Декарта. Лейбница, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Фейербаха, затем в работах современных философов.
Так, в философии Платона выделяется два вида бытия: истинное бытие – мир идей и не истинное бытие – мир приходящих вещей. Кроме этого у него намечается учение об абсолютном «едином» Бытии, превосходящем идеальное и материальное бытие. Сложную и противоречивую концепцию Бытия представил Аристотель. У него бытие представлено в четырех смыслах: 1) материальная вещь или ее части; 2) существенный для нее принцип; 3) совокупность частей в вещи, организованной по этому принципу; 4) форма вещи, актуально ее организующая. Согласно Аристотелю, с одной стороны, Бытие – это единство вещи и формы, а, с другой стороны – Бытие – это Перводвигатель, самосозидающий божественный ум, нематериальная форма форм. В Средние века философия различала два рода бытии; истинное бытие – Бог – творец и неистинное, сотворенное бытие («тварный» мир вещей, растений, животных, людей). Философия Нового времени рассматривает бытие с противоположных позиций. Для философов-материалистов бытие – это материальный мир, в основе которого находиться ее первооснова – субстанция (от лат. substantia – сущность, основа) как ее сущность. Идеалистическая позиция четко выражена в немецкой классической философии: бытие – это обобщенной смысл существующего. Г. Гегель говорил, что бытие есть первое и чистое понятие абсолютной мысли.
Общей тенденцией в осмыслении проблемы бытия была и остается сегодня постановка вопросов о существовании мира «здесь и теперь», о его вечности и бесконечности. И если констатация того, что мир есть, имеется «здесь и сейчас», т.е. наличествует в пространстве и времени, опирается на очевидные предпосылки, факты человеческой жизни, то идея о непреходящем, не имеющем границ мире, не вытекает из непосредственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Отсюда можно сделать вывод, что первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивого единства непреходящего и преходящего бытия вещей, состояний природы, общества, человека.
Второй аспект проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего что существует. Мир в своем существовании образует неразрывную целостность, некое единство.
Третий аспект проблемы бытия сводится к осознанию того, что мир есть объективная реальность. Эта реальность выступает как совокупная (нерасчлененная) целостность, как единое бытие, обладающее собственной логикой существования и развития. Частью этой реальности является жизнедеятельность людей.
При этом не только природное, но и духовное, идеальное следует рассматривать как наличное, данное, как имеющее характер особой, субъективной реальности.
Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Не вдаваясь в ее подробный анализ, отметим основные формы бытия:
2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя природно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.
4. Бытие социальное. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества. Здесь переплетены материальное и идеальное, первая и вторая природа.
5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой искусственную, синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации. Это возможный, созданный человеческим творчеством мир. Возникновение виртуальной реальности, означает появление объекта, в котором много что творится иначе, чем в естественном объекте. Здесь человек заставляет ЭВМ выделять наиболее значительные для него элементы. Компьютер, со своей стороны, предлагает человеку определенный взгляд на синтетическое бытие, которое приоткрывается перед ней, диктует для нее правила восприятия образов, которые возникают.
Виртуалистика начинает широко использоваться во всех сферах человеческой деятельности. Без компьютера не было бы и многих сегодняшних реалий. Однако компьютеризация имеет ряд не только положительных, но и отрицательных моментов. Уже не являются удивительными аферы и мошенничества в кредитно-финансовой сфере, похищение баз данных в промышленности и бизнесе. В США зарегистрированны случаи убийства с помощью компьютерной техники.
Материальное единство мира |
Истории философии известны два альтернативных толкования субстанции: идеалистическое и материалистическое. Идеалисты считают, что в основе предметов и явлений лежит некая идеальная субстанция в виде божественной воли, абсолютной идеи, мирового разума (Платон, Гегель), комплекса ощущений (Беркли, Фихте), мировой воли (Шопенгауэр).
Содержание понятия «материи», как первоосновы всего существующего, исторически изменялось. Материалисты античности под материей понимали наиболее часто встречающееся вещество природы объединяя при этом природу стихии и образ первопредков. Так, Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) упоминает четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю.
Ученик Фалеса – Анаксимандр (610-546 до н.э.) первоначалом считал апейрон – неопределенное, беспредельное в виде хаоса вещество. Левкип и Демокрит, а затем и Эпикур. За первоначало принимали атомы и пустоту. Атомы находятся в постоянном движении. Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к гибели вещей.
Материалисты XVII века Ф.Бэкон (1561-1626), Т.Гобсс (1588-1679), Дж.Локк(1637-1704) считали, что материя это первичные, неизменные свойства всех вещей: фигура, масса, протяженность, непроницаемость.
Французские материалисты XVIII века Д.Дидро (1713-1784), П.Гольбах (1723-1785), К.Гельвеций (1715-1771) отмечали, что материя это все то, что, воздействуя на органы чувств человека, вызывает ощущения. Иными словами, под материей они понимали вещество.
Материя выступает как всеобщность, которая в ходе собственных взаимопревращений остается, в конечном итоге, тождественной самой себе, т.е. объективной, независимой ни от кого бы то ни было, реальностью. Основным признаком материи как объективной реальности выступает свойство «существовать независимо от сознания». В этом отношении сознание вторично, производно от материи, является ее особым свойством.
Материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств. Вместе с тем она имеет сложную системную организацию. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы. Устойчивые связи и отношения между элементами системы и образует ее структуру.
Основные атрибуты материи |
Среди различных свойств материи есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства называют атрибутами. К ним относятся такие неотъемлемые свойства материи как движение, пространство и время.
Материя во всех своих видах и формах находится в движении. В самом общем смысле слова, движение – это любое изменение вообще. Оно охватывает различные типы изменчивости, наблюдаемые в объективном мире, начиная от перемещения объектов в пространстве и заканчивая процессами социальной эволюции.
Движение является всеобщим свойством материи, способом ее существования. Ему присущи такие свойства как объективность, всеобщность, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость.
Под объективностью движения понимается его существование независимо от сознания как внутреннее свойство материальных объектов. Свойство всеобщности связано с отсутствием в мире материальных объектов, не претерпевающих никаких изменений.
Понимание абсолютности движения связано с понятием “покой”. Движение и покой рассматриваются как противоположности, связанные между собой. Покой является моментом всякого движения, характеризуя материальный объект с точки зрения его устойчивости. Покой преходящ, временен, относителен, а движение постоянно, вечно, абсолютно. О покое можно говорить только по отношению к определенной системе отчета (если речь идет о механической изменчивости) или по отношению к определенной форме движения (если речь идет о других типах изменений). Покой относителен, поскольку он всегда преходящ и снимается в совокупном движении материи.
Тезис о несотворимости и неуничтожимости движения вытекает из самого определения движения как атрибута материи. Об этом свидетельствует и закон сохранения и превращения энергии. Из него следует, что движение не может исчезнуть, а способно переходить из одной формы в другую, сохраняя свои количественные и качественные параметры.
Генетически порядок расположения основных форм движения определяется степенью возрастания их сложности и обусловленности каждой последующей формы предыдущей. Каждая высшая форма движения представляет собой естественный продукт развития низших форм. Вместе с тем каждая форма движения имеют свою качественную определенность. Она не сводится ни к высшим, ни к низшим по отношению к ней формам. Например, сущность человека нельзя познать через изучение биохимических процессов происходящих в живом организме. В свою очередь, закономерностями социального, нельзя объяснить биохимические, физические и другие процессы протекающие в природе.
Все тела и явления в мире находятся не только в движении, но и обладают определенной протяженностью и временной длительностью, т.е. имеют пространственные и временные формы своего существования.
К общим свойствам, характеризующим пространство и время как атрибутов материи относятся, прежде всего, объективность и всеобщность.
К основным свойствам пространства относятся: трехмерность (длина, ширина, высота), протяженность, однородность и изотропность (равноправность всех направлений).
Время характеризуется такими свойствами как: одномерность, необратимость. Оно течет от прошлого через настоящее к будущему.
Специфика пространственно-временных отношений на различных уровнях организации материи состоит в следующем. В неорганической природе существует мега-, макро- и микромир, где пространство и время имеет определенные особенности своего проявления. В органической природе пространственно-временные структуры выступают в формах левизны и правизны, симметрии и асимметрии. В обществе пространство и время имеет качественно своеобразную структуру, которая не сводится к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Различно протекает время у животных и человека. Социально-историческое время измеряется поколениями, веками, которые характеризуют те или иные события в памяти человечества.
Пространство и время являются необходимыми условиями движения материи, общими формами, в которых происходит движение материи. Ни один материальный объект не может существовать только в пространстве и не быть во времени, или быть во времени, но не находиться в пространстве. Всегда и везде любое тело существует как во времени, так и в пространстве. Движение как способ существования материи, пространство и время как ее органически взаимосвязанные формы, характеризуют всякое бытие. Открытия Н.И.Лобачевского, Б. Римана, А.Эйнштейна заставили пересмотреть взгляды на основные атрибуты материи. Современная наука открыла целый спектр, ранее не предполагавшихся материальных образований, находящихся в тесной пространственно-временной зависимости. Это фотонный газ, белые карлики, черные дыры, темная энергия и т.п. Наши представления о движении, пространстве и времени постоянно углубляются, расширяются. Каждый последующий этап в развитии науки привносит новое в их понимание.
Сейчас много говорится об экономическом пространстве. Не менее важным является вопрос о социальном и социально-политическом пространстве, являющихся нашим мировидением, определенным миром (картиной мира), в котором мы живем, действуем, реализуем себя как личность, в котором осуществляются наши надежды и цели.
Для более детального ознакомления с вопросами темы в справочной литературе обратитесь к статьям:
Бытие, материя, сознание как категории философии
1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.
2.Формирование научно-философского понятия материи.
3.Проблема сознания в философии.
1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.
Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.
Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).
Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.
2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.
3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.
3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.
Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях
Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:
Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.
3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.
Бытие есть единство четырех начал материя форма движение цель так утверждал
Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек.
По Гераклиту, бытие пронизано борьбой противоположностей, их взаимодействием. В нем есть огонь и вода, теплое и холодное и т.д. Борьба есть «отец» всего, и из нее и рождается самая прекрасная гармония в мире. Бытие изменчиво, динамично. «Все течет, все изменяется», — учил Гераклит.
Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Движение, сталкивание и соединение различных атомов порождает многообразие этого мира. Кроме бытия есть и небытие, представляющее собой пустое пространство.
Платон в своем учении выделял мир идей как подлинное (реальное) бытие, вечное и неизменное. А мир вещей, по его мнению, преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается и погибает. Это неподлинное бытие, бледная тень мира идей.
В средние века господствовало религиозное мировоззрение и бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир. Считалось, что Бог есть вершина, цель и смысл всего сущего, «наисовершеннейшая реальность» (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.).
С эпохи Возрождения и особенно с Нового времени начинается быстрое развитие естественных наук (механика, математика, физика). Бытие стало рассматриваться как физическая реальность. Считалось, что бытие — это прежде всего природа как объект естествознания и практической деятельности человека. Она воспринималась как сложный механизм, работающий по определенным законам. Человек предстал в это время как высший продукт природы, сложная машина. В рамках пантеизма считалось, что в природе растворено божественное начало, некая «мировая душа». В это время Д. Бруно развивал идею множественности миров. В философии и искусстве утверждается идея величия и всесилия человека в этом мире. Большой вклад в теорию бытия внесли такие ученые, как Н. Коперник, И. Ньютон.
Немецкая классическая философия соединила борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия — идеалистического и материалистического. Так, Г. Гегель подлинным бытием считал «абсолютную идею» как основу и исток всего сущего. Напротив, Л.Фейербах сводил бытие к природе, уникальным творением которой является человек.
В марксистской философии учение о бытии продолжало традиции философского материализма и естественных наук. Большой вклад в это внес Ф. Энгельс в ходе осмысления им философских проблем естествознания. В своих работах «Диалектика природы», «Анти-Дюринг» он развивал учение о материи, ее свойствах и формах существования, исследовал процесс происхождения человека в ходе труда.
Русская религиозная философия при исследовании бытия активно использовала основные положения христианства, идеи Платона, Гегеля, Шеллинга и других мыслителей. Подчеркивалось, что бытие духовно. В нем есть не только Хаос, но и Гармония, не только Зло, но и Добро. Человек рассматривался как некая точка пересечения мира материального и духовного, земного и божественного.
Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что бытие — это философское понятие для обозначения всего того, что существует, имеет место. Оно охватывает собой бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений без какого-либо исключения. Кратко говоря, бытие есть все то, что реально существует. Оно является органическим единством «мира вещей» и «мира духа», тленного и вечного. Данное понятие в философии является предельно широким, так как охватывает собой все виды реальности, уже известные и еще пока неизвестные. Бытие — это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое.
Мы уже отмечали, что в истории философии длительное время имели место два альтернативных подхода к осмыслению бытия. Так, для философского материализма («линия Демокрита») на первом плане находится природа как объект познания и практической деятельности человека. Все остальное рассматривается как продукт ее длительной эволюции. Естественные науки являются надежными союзниками этого философского направления. В философском же идеализме («линия Платона») на первый план всегда выдвигается Дух в различных формах его проявления. С позиций идеализма, мир есть воплощение духовного начала или же совокупность человеческих представлений. Философский идеализм дал много весьма ценного в области психологии, логики и теории познания, истории и теории религии.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ
Бытие в его современном философском понимании — это все то, что реально существует. Бытие включает в себя четыре основные формы: 1) бытие природы; 2) бытие общества, 3) духовное бытие, 4) бытие человека.
Рассмотрим особенности бытия различных форм.
Бытие природы делится на бытие «первой природы» и бытие «второй природы».
О бытии первой природы можно прежде всего утверждать, что оно существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа бесконечна в пространстве и времени. Природа многие миллиарды лет существовала без человека, она не «страдает и не переживает за род людской». Будут ли люди или их не будет вовсе — ей безразлично. Для природы существовать, «быть» — вовсе не значит быть воспринимаемой человеком. Огромные пространства Вселенной никогда не воспринимались человеком, и он не может охватить не только восприятием, но даже воображением всю Вселенную. Бытие отдельных предметов сменяется их небытием. Особенность бытия «первой природы» — диалектика преходящего и непреходящего бытия.
Долгое время люди не понимали, что между первой и второй природой могут быть отношения не только взаимосвязи, но и конфликта. Сегодня возник конфликт энергетический, экологический и т. д. При сравнении первой и второй природы обнаруживается не только их единство, но и их различие. Первая природа в целом — безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является моментом времени. Вторая природа — бытие, связанное с деятельностью человека, с социальным бытием.
Первая природа — мир бесконечный, необозримый, неисчерпаемый, и осваивается он человеком в очень небольшой его части.
Бытие общества представляет собой устойчивую систему социальных связей и отношений между людьми. Оно проявляется во взаимодействии и развитии основных общественных сфер: экономической, социальной, политической, духовной.
Данная форма бытия проявила в последнее время следующие тенденции: а) технологизация; б) глобализация; в) информатизация.
Технологизация означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни.
Глобализация заключается в растущей взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. (Под глобализацией ныне принято понимать процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, осуществляющихся поверх государственных границ).
Информатизация выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов.
Духовное бытие включает в себя бытие индивидуализированного духовного и бытие объективированного духовного.
Индивидуализированное духовное бытие — это духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов. Оно включает в себя, прежде всего сознание индивида. Оно «живет» в нас, это неотъемлемая часть нашего существа, нашего «Я». С помощью сознания мы ориентируемся в мире и способны повернуть к нему свое внимание, «изнутри» понаблюдать за ним. То есть сознание — одновременно и самосознание, осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, самого себя как уникальной, неповторимой личности. Самосознание не существует отдельно от сознания; человеческое «Я» и самосознание неразрывны. Сознание дает идеальный образ объективного мира, может воспроизводить время, в котором человек не жил, «рисовать» будущее, мгновенно «перемещать» человека в пространстве и времени. Погибнет ли индивидуализированное духовное после смерти тела? На этот вопрос нет однозначного ответа.
Индивидуализированное духовное включает в себя и бессознательное.
Результаты деятельности сознания конкретного человека могут отделяться от него самого и как бы выходить «вовне». И тогда возникает духовное второго типа — объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
Бытие объективированного духовного — это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей. Объективированное духовное представляется в виде языка, идей, норм поведения, ценностей, нравов, мотивов и т. д., оторванных от индивидуального бытия человека. Платон приводил такой интересный и весьма поучительный пример: ткацкий челнок может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имеется в виду хорошо продуманный принцип его изготовления и работы) непреходяща в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изготовить.
В глубокой древности человек придумал идею колеса. Но как только были созданы и опробованы первые колеса и тем самым подтверждена плодотворность идеи, эта идея сначала воплотилась, «опредметилась» в реальных колесах и потом стала вести и относительно самостоятельное существование. Идея колеса стала одной из самых успешных идей в развитии технического знания людей. Смертные люди породили бессмертную идею.
А существует ли идеал красоты, справедливости, истины? Да, конечно. И как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регулирующие процессы художественного, нравственного и научного творчества.
На примере плодотворных идей можно видеть, что они действительно свободны и широко «шествуют» в мире человеческой жизни. Но «шествуют» они не сами по себе, а вместе с развитием конкретных индивидов, поколений людей, для которых идеи становятся общезначимыми принципами поведения. Ценные идеи отбираются, накапливаются, образуя в совокупности духовное богатство человеческой цивилизации и культуры.
Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека — тело природы. Наличие тела делает человека конечным, смертным существом. Любое возможное в будущем увеличение длительности жизни не отменит существования тела человека как тела природы. Тело человека, погибнув, переходит в другие состояния первой природы (вспомним: атом — Демокрита, воду — Фалеса, воздух — Анаксимена. Нельзя уничтожить ни единого атома. «На землю дождем выпадем»).
Первая предпосылка существования человеческого тела — удовлетворение необходимых материальных потребностей. Чтобы жить, необходимо иметь пищу, одежду, жилище и т. д. Это право человека на жизнь в прямом смысле слова. Но человек должен удовлетворять и духовные потребности. У человека есть то, что материализм называет психикой (чувства, эмоции, настроения, переживания и т. д.), а идеализм и религия более емко — душой. Бытие отдельного человека — единство тела и души.
МАТЕРИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают все остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, получили название философский монизм (от греч. monos — один, единственный). Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis — двойственный). И, наконец, если более двух — плюрализмом (от лат. pluralis — множественный).
С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы, следует выделить два весьма распространенных подхода к пониманию природы субстанции — материалистический и идеалистический. Первый из них, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Милетской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его последователей.
Вопрос о субстанции не может оставить без внимания ни один философ, так как в этом случае любые его рассуждения, какой бы темы они ни касались, в философском контексте как бы «повисают в воздухе», ибо всегда возникает вопрос о предельных основаниях того, о чем идет речь. Даже если, например, обсуждается тема морали, казалось бы, далекая от выяснения того, что лежит в основе мира, нельзя оставить без внимания тот факт, что она непосредственно связана с сознанием и только в тесной взаимосвязи с ним и может рассматриваться. Но вопрос о происхождении сознания в истории философии решается по-разному и, скажем, для представителя религиозной философии источником и первоосновой нравственности, как и самого сознания, будет Бог, в то же время, для атеиста эта задача будет иметь принципиально иное решение.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
В поисках более адекватного описания мира следующее поколение древнегреческих материалистов приходит к признанию множественности начал. Такими началами Эмпедокл считал четыре элемента — огонь, воздух воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Анаксагор пошел еще дальше. Его гомеомерии — «семена» всевозможных веществ — так же качественно разнообразны, как и вещества природы.
Новой синтезирующей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к одному единому, явилось атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах было одним из самых плодотворных завоеваний человеческой мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объяснить множество природных процессов. Достаточно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярно-кинетическую теорию тепловых процессов, периодическую систему элементов Д.И. Менделеева и др. Да и сегодня трудно представить развитие различных областей естествознания без атомистики. Важно заметить, что атомистическая концепция материи выходит за рамки только вещного, субстратного толкования ее. Она содержит и другую идею, которая получила развитие в Новое время. Это идея общности свойств и физического строения материи.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Но следует сказать, что в этот, более чем двухтысячелетний, период развития философии наметились и зачатки иного подхода. Так, уже древнегреческий философ Анаксимандр рассматривал первоосновой всего существующего бесконечную неопределенную и беспредельную, непрерывно меняющуюся, субстанцию — «апейрон». Преодолеть существовавшую долгие столетия подмену понятия материи одним из ее видов удалось французскому материалисту Нового времени П. Гольбаху. Он полагал, что «по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных. изменениях, производимых в нас этими веществами». Если у Анаксимандра трактовка материи была лишена чувственной конкретности первовеще- ства, то в определении П. Гольбаха мы встречаемся с принципиально новым подходом — понимание материи в ее отношении к сознанию. Свое завершение такой взгляд нашел в диалектико-материалистическом истолковании материи.
МАТЕРИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕРИЯ
Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка отыскать материю вообще как некое вещественное или бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать единообразную материю как таковую, то создается ситуация наподобие той, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец и т.д. — млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое.
В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое определение материи предложено В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита у некоторых других мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и Г.В. Плеханова).
Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя как таковая вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Материя как таковая тождественна природе. Понятие же материи — только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще — не формальное обозначение, не условный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, существующая во всем и порождающая все существующее.
Итак, материя — прежде всего объективная реальность, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена через ощущения (разумеется, чувственное отражение может быть непосредственным или опосредованным приборами — будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.
Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она не предполагает никакой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самой себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию.
Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами.
Основные свойства материи
Одним из основных свойств материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать независимо от сознания человека.
Кроме этого свойства, материя обладает фундаментальными свойствами сохранения, неисчерпаемости и отражения. Свойство сохранения проявляется в несотворимости и неуничтожимости материи. Это свойство в его конкретных проявлениях изучается естествознанием, которое открыло закон сохранения энергии и вещества, закон сохранения массы, закон сохранения электрического заряда и т. д.
Неисчерпаемость материи состоит в ее несводимости к какому-то первоэлементу. Успехи квантовой физики стали блестящим подтверждением философской идеи неисчерпаемости материи. Самые «элементарные» частицы элементарны только условно. Они тоже являются сложными структурными образованиями, обладают множеством свойств. Известные сегодня свойства и характеристики элементарных частиц — только часть многообразных их особенностей, и задача науки состоит в дальнейшем их изучении.
Всей материи присуще также свойство отражения. Отражение есть способность любой материальной системы фиксировать, хранить следы отраженного объекта. Так, песок фиксирует следы прошедшего по нему человека, камень приобретает температуру окружающей среды и т. д. Исторически наиболее ранней формой отражения является отражение в неорганической природе. Оно имеет здесь свои особенности.
Во-первых, пассивность тел в процессе взаимодействия; здесь нет восприятия информации (происходит лишь перераспределение энергии, импульса и других характеристик), нет ее использования. То есть здесь нет активности, идущей от самого отражающего тела, которая выражалась бы в избирательности, в сохраняемости и т. д.
Во-вторых, отражение в неживой природе как бы вплетено в акт взаимодействия и трудно от него отличимо. Имея эти, а также некоторые другие особенности отражения в неживой природе, говорят, что отражение в ней происходит скорее в потенциальной, нежели в актуальной форме.
Как бы примитивно ни было отражение в неживой природе в сравнении с сознанием, но именно оно является его исходным моментом. Свой «высший цвет» материя при
обрела не прямо и далеко не сразу из простого отражения, присущего неорганической природе. Ей потребовались многие миллионы лет для того, чтобы возникла жизнь, а потом сознание.
СТРУКТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА
Из биологических и социальных систем материи нам известны только те, которые представлены на Земле. Хотя не исключено, что в других планетных системах бесконечной Вселенной, там, где есть благоприятные условия, также может быть высокоорганизованная жизнь. Возможен и разум. По крайней мере, этого теоретически никто исключить не может.
Все три указанные формы материи можно классифицировать и по структурным признакам. Это прежде всего вещество — совокупность микро- и макротел, обладающих определенной массой покоя. Оно включает в себя элементарные частицы, ядра, молекулы, живые организмы, землю и т. д. К невещественным формам материи относятся электромагнитное поле, кванты, которые никогда не бывают в состоянии покоя. Есть много теоретических данных в пользу того, чтобы считать гравитационное поле особой формой материи. Невещественные формы материи не обладают конечной массой покоя, они имеют лишь массу движения.
По современным представлениям, материя выступает в единстве прерывных (дискретных) и непрерывных (волновых) свойств. Внутренняя противоречивость лежит уже в основе материи, ибо каждая элементарная частица существует как единство корпускулярных и волновых свойств. То есть установлено, что материя может существовать в форме вещества и поля. Поле стали рассматривать как физическую реальность. Современной физике известны электромагнитные поля, нуклонные поля, возникающие между протонами и нейтронами, мезонные поля и т. д. Поля передают взаимодействия между частицами вещества. В изучении полей большое значение имела гипотеза М. Планка о квантах. Кванты света, фотоны стали рассматриваться как реальные физические объекты.
Было установлено, что частицы подчиняются специфическим закономерностям и прежде всего соотношению неопределенностей. Невозможно измерить координату и импульс микрочастицы одновременно. Этот эффект объясняется двойственной природой микрообъектов.
Таким образом, наряду с материальной точкой и ее движением изучается нового рода физическая реальность, а именно — поле. Исходя из механических представлений, сначала пытались рассмотреть поле как некоторое механическое состояние (движения или напряжения) гипотетической среды (эфира), заполняющей пространство. Но, несмотря на настойчивые попытки, такая механическая трактовка не увенчалась успехом, и потому постепенно привыкли рассматривать «электромагнитное поле» как последний, не сводимый ни к чему другому структурный элемент физической реальности. Это изменение понятия реальности является наиболее глубоким и плодотворным из всех тех, которые испытала физика после Ньютона.
Поля порождаются наличием частиц.
Нет локализации в пространстве. Нет границ, хотя действие может быть столь малым, что в практических расчетах им можно пренебречь.
Суперпозиция. Накладывание одного поля на другое.
Поле сплошь заполняет ту область, в которой оно находится.
Поле имеет квантовую природу.
Распространение осуществляется со скоростью света в вакууме.
Поле не обладает массой покоя. Оно характеризуется динамической массой, сопоставимой с энергией.
Философию принято называть учением о всеобщем — о предельных основаниях мироздания. Предельно общим понятием, которое вбирает в себя все сущее, является «бытие». Бытие проявляет себя и постигает себя благодаря своему внутреннему раздвоению на две взаимодействующие стороны — материю и душу человека. Материя и душа в рамках универсального бытия — это нерасторжимое единство, но в то же время они являются специфическими образованиями и могут стать самостоятельными объектами философского анализа.