быть собой значит быть свободным
Свобода быть собой: что это значит и как этого добиться
Невозможно найти любимое дело, человека и место обитания без понимания себя. Стать собой — первый шаг на пути к счастливой, гармоничной и осознанной жизни. Но что значит быть собой, быть свободным? Об этом 12 августа 2018 года в 12:00 в Летнем кинотеатре «Пионер» расскажет главный редактор сайта Psychologies Дина Бабаева. Ей удалось.
Ключ к счастью — делать то, что хочешь и не делать то, чего не хочешь. Этой простой фразой и покорил людей психолог Михаил Лабковский. Мы радостно взялись делать, что хотим, но уперлись в стену, на которой красным выведены вопросы: «А как же правила, нормы, я не могу их нарушить», «Хочу уволиться, но у меня семья, дети», и глубже — «А чего я хочу на самом деле?», «А это я хочу или кто-то другой?».
Ответить на них и совершить действие может только человек, позволяющий себе быть собой.
Быть собой — значит понять себя вне социума, норм и правил
Быть собой — значит принять себя во всех проявлениях: в печали и радости, в гневе и апатии.
Быть собой — позволить себе быть неудобным, сложным, не таким, как все. Не оправдываться, не запрещать себе желать, мыслить, действовать, даже если это кого-то не устраивает. Делать то, что хочешь, а не то, что должно. Меняться не ради кого-то, а ради себя. Быть собой — значит быть свободным.
Сделать это помогут 7 простых шагов.
Что будет?
На лекции мы выполним 7 техник, которые помогут вам начать путь к себе. Путь к успешной, счастливой и гармоничной жизни.
От первого лица
«У меня нет профессионального психологического образования, и я не претендую на экспертность. Я — экспериментатор. Среда формулирует нас, наши потребности и привычки. Уже 2,5 года я руковожу сайтом Psychologies.ru, общаюсь с психологами, коучами и другими специалистами помогающих профессий. Я даже хожу к психологу, чего до прихода в Пси (так ласково мы называем сайт в редакции) даже и помыслить не могла. Дурная.
Определяя содержание сайта для вас, я многое поняла для себя. Девиз Пси: «Позволить себе быть собой» мы придумали два года назад. Что значит быть собой для меня лично, я поняла год назад.
Путь к осознанию был долгим и непростым. Но я его прошла вместе с Пси. На лекции я поделюсь приемами, которые помогли мне обрести себя, стать свободной, стать собой. Эти простые практики описаны на сайте, мы много раз говорили о них с нашими экспертами, я расскажу пошагово, с чего начать путь изменений. Раз получилось у меня, у вас получится наверняка. До встречи».
Быть собой значит быть свободным
Наверняка вы слышали такие истории: успешный и влиятельный человек увольняется с работы, уходит в длительный отпуск или на пенсию — и впадает в депрессию, опускается, теряет себя. Занятые люди часто попадают в эту ловушку. И дело не в общении или финансах. Дело в смысле жизни.
Традиционно мы связываем его с работой. Нам хочется быть значимыми для других, влиять на окружающих и мир в целом. На этом строится наша самооценка и уверенность в себе. Почему же ее так легко разрушить? Об этом рассказывает книга «Эмоциональная смелость».
На что я влияю?
Эмоциональная смелость
Люди, достигшие финансового благополучия и высокого социального статуса, эффективно занимаются тем, что делает их значимыми для других. Их решения влияют на окружающих. Их рекомендации падают на благодатную почву. В большинстве случаев их восприятие себя, самооценка и уверенность в себе строятся на том, что их действия, слова, а иногда даже мысли и чувства важны для других.
Значимость, пока ее удается сохранять, приносит удовлетворение. А когда человек ее теряет? Это порой очень болезненно. Ведь истинная уверенность в себе появляется тогда, когда человек усваивает прямо противоположное тому, к чему стремится всю свою жизнь. Когда он учится быть незначительным.
Чем опасна значимость
Потребность быть значимыми для других есть у многих. Именно она заставляет из кожи вон лезть, реагируя на любую просьбу или звонок с быстротой расчета, несущегося на пожар высшей категории сложности.
Если человек теряет работу, ему необходимо адаптироваться к отсутствию собственной значимости и не впасть в депрессию, пока он не найдет новое место. Если руководитель стремится развивать команду и бизнес, ему придется отойти в тень и позволить другим ощутить свою значимость, чтобы проявить себя.
Что вы чувствуете при мысли, что не влияете ни на что? — Источник
Что вы чувствуете, общаясь с другими? Вы способны выслушать рассказ о чьих-то проблемах, не пытаясь их решать? А можете получать удовольствие от общения, если у него нет конкретной цели? Многие (хотя и не все) могут счастливо провести несколько дней, зная, что их дело не имеет никакого значения для мира. А способны ли они прожить так год? А десять лет?
Свобода быть собой
У «невостребованности» есть положительный аспект — свобода. Когда ваша цель переживает подобный сдвиг, вы вольны делать всё, что пожелаете. Вы можете рисковать. Проявлять дерзость. Высказывать непопулярные идеи. Жить, как вам кажется правильным. Иными словами, когда вы перестаете волноваться о том, какое влияние имеют ваши действия, вы можете быть самим собой.
Самооценка — то, что исходит изнутри. — Источник
Отсутствие значимости не должно влиять на вашу самооценку. Точнее, оно должно ее повышать. У вас появляется пространство для внутренней наполненности, вам больше не надо полагаться на внешние факторы.
6 ключей к незначительности
Что значит чувствовать себя комфортно без ощущения собственной значимости? Например, делать что-то ради процесса. Получать удовольствие от него, а не от результата; от полученного опыта, а не от оказанного воздействия.
Вот 6 ключей к тому, как жить осознанно при отсутствии собственной значимости уже сейчас.
1. Проверяйте электронную почту только за компьютером и всего несколько раз в день. Не поддавайтесь соблазну заглядывать туда сразу после пробуждения и при каждом удобном случае.
2. При знакомстве с новыми людьми не рассказывайте им о том, что делаете вы. Обратите внимание, как часто вас так и подмывало продемонстрировать свою значимость (рассказать, чем вы занимались на днях, куда ходили, как загружены). Обратите внимание, чем отличается общение ради общения и ради демонстрации того, какая вы важная персона.
3. Когда с вами делятся проблемами, выслушайте, не пытаясь их решать.
4. Сядьте на скамейку в парке и ничего не делайте хотя бы минуту (позже можете увеличить это время до пяти или десяти минут).
5. Поговорите с незнакомцем (например, таксистом или случайным попутчиком) без определенной цели. Получите удовольствие от процесса общения.
6. Создайте что-то красивое, но не показывайте никому. Найдите что-то красивое, к созданию чего вы не имеете отношения.
Сколько минут вы можете провести, не пытаясь повлиять на мир? — Источник
Почувствуйте, что происходит, когда вы осознанно живете в настоящем без необходимости кому-то что-то доказывать. Позвольте себе быть собой. Насладитесь простыми моментами и испытайте удовольствие от общения, даже когда вы никак не влияете на чужие решения, действия и результаты.
Почувствуйте, что, даже когда вы не влияете на других, вы значимы для себя. А затем ощутите, что, когда вы значимы для себя, ваша уверенность в себе растет
Путь к себе: почему люди стремятся к свободе, и реально ли ее достичь? (2 фото)
Призывы типа «Будь свободным», «Стань свободным», «Верь в свободу» в наше время часто встречаются в СМИ, книгах, кино и в обычной жизни. Почему человек хочет быть свободным, и что собой представляет свобода в понимании современного человека?
Быть свободным: что это?
Понятие свободы емкое и многогранное, и для каждого человека критерии этого состояния разные. Но в общем виде ее можно представить как комплекс следующих составляющих:
1.Возможность выбора мыслей, слов, действий, поступков.
2.Способность держать под контролем собственные страхи и опасения.
3.Разумное проявление позитива путем его применения при выходе из различных ситуаций.
4.Умение от души прощать и искренне просить прощения.
5.Способность ценить и поддерживать дружеские отношения.
6.Готовность бороться с собственными недостатками.
7.Возможность заниматься любимым делом, реализовываться в профессии, хобби.
8.Стремление понимать поступки других людей.
9.Желание проявлять благодарность за все позитивное, что происходит в жизни.
10.Постоянное желание стремиться к новым знаниям, созиданию, конструктивным переменам.
11.Забота о здоровье.
12.Четкое видение и понимание собственных целей и ценностей и готовность их совершенствовать.
Свободный человек, кто ты?
То есть стремящийся к свободе человек готов трудиться, чтобы изменить и сделать лучше себя и других. А это поможет меняться и миру, становиться ему более позитивным, добрым, таким, каким хочет его видеть множество людей.
Любовь к себе как основа свободы
Авторы книг по психологии часто дают советы, в соответствии с которыми свободным можно стать только приняв и полюбив себя. Человек полностью свободен в своем выборе в этом плане. Он может выбирать, каким ему быть: открытым, добрым, честным, преданным, гуманным, позитивным, ответственным или же жестоким, злым, низменным, агрессивным и идущим на поводу у собственного эгоизма.
В народе не зря популярно выражение «В чужом глазу соломинку ты видишь, а у себя не видишь и бревна». Люди обычно очень хорошо видят в других те качества и черты, которые не хотят замечать в себе. И именно их осуждают особенно активно. Чтобы освободиться от осуждений окружающих и своих собственных, необходимо не просто разобраться в себе, но и стараться одновременно прислушиваться и к логике, и к внутреннему голосу – интуиции. Это поможет приблизить себя к тому состоянию, когда человек становится достойным любви, уважения, которые дарят ощущение свободы.
Культивируя в себе гуманизм, альтруизм и интеллект, можно стать человеком, который действительно достоин уважения, восхищения, благодарности, любви. В таком человеке искоренены эгоизм и низменные инстинкты, он не разрушает, а созидает, способствуя процветанию как своему, так и общественному.
Найдя в себе силы начать работу над собой и проецировать духовные качества в окружающий мир, мы будем делиться с другими тем лучшим, что составляет основу личности. Что, в свою очередь, будет способствовать единению, а не стадности. В итоге свобода станет реальным, а не абстрактным понятием для каждого, и каждый будет волен творить свою собственную судьбу так, как захочет. А что для вас значит свобода?
Что значит быть свободным?
Содержание
Очень часто – проговаривается это вслух или нет – людей, особенно молодых, отталкивает и пугает в христианстве именно то, что они видят его как угрозу своей свободе. Необходимость покорить ум догматике, а поведение – заповедям.
Конечно, и догматы и заповеди в христианстве есть. В то же время Христос обещает нам именно свободу.
Что же такое свобода? В этом важно разобраться, потому что это одно из самых избитых слов в человеческом языке. Политическая пропаганда воюющих между собой движений, как и коммерческая реклама конкурирующих брендов, постоянно говорит о том, что приверженность их партии (или их торговой марке) даст нам «свободу».
Что мы называем этим словом? Самое очевидное определение – это «возможность делать, что хочешь». Когда никто на нас не давит и не принуждает, и мы вольны сами решать, как мы хотим поступить.
Но у свободы есть и другой оттенок – не только свобода «от», но и свобода «для» – свобода следовать нашим целям и осуществлять наши идеалы.
Свобода христианина – это возможность следовать своему подлинному благу и предназначению. Это свобода от всего, что этому мешает. Рассмотрим это подробнее.
Свобода быть автором своих решений
Христиане верят, что мы все обладаем свободой воли в том смысле, что каждый из нас – автор своих решений. Разумеется, мы все принимаем их в каких-то условиях, наши возможности ограничены, мы находимся под давлением тех или иных обстоятельств. Но эти обстоятельства не предопределяют наших поступков. Разные люди, оказавшись в одних и тех же условиях, действуют по-разному. Всегда есть выбор.
Даже человек, прикованный к постели тяжкой болезнью, или заключенный в тюрьме обладают свободным выбором – они могут воспринимать их обстоятельства с озлобленностью и отчаянием, могут – с терпением и верой.
Это кажется очевидным, но один из парадоксов современного мира состоит в том, что эту, самую основную, и, кажется, само собой разумеющуюся свободу он ставит под вопрос. С одной стороны, мир провозглашает личную автономию в качестве безоговорочной ценности, с другой – утверждает, что никакой личной автономии у вас нет.
На популярном уровне происходит то, что называют «медикализацией» человеческого поведения. То, что раньше считалось грехом, в наши дни объявляется чем-то вроде болезни, находящейся вне контроля самого человека.
Человек, как считается, просто не может вести себя иначе – он изменяет жене, потому что «от природы полигамен», или вовлекается в извращения, потому что «таким родился».
Человек предполагается несвободным по отношению к своим наклонностям – всё, что ему остается, это просто следовать им, а окружающие обязаны одобрять его в этом.
На теоретическом уровне люди заходят ещё дальше – отрицая свободу воли как таковую. И действительно, если мы принимаем материалистическую картину мира, все наши решения определяются очень сложным, но чисто материальным процессами в коре нашего мозга, которые, в свою очередь, подчинены неизменным законам природы.
Как говорит нейрофизиолог Френсис Крик, «Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более, чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы – не более чем набор нейронов. хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить»
Выдающийся космолог Стивен Хокинг (тоже атеист и материалист) пространно объясняет, почему в материалистической картине мира нет места свободе воли:
«Хотя мы и чувствуем, что можем выбирать что делать, наше понимание молекулярных основ показывает, что биологические процессы подчиняются законам физики и химии и, таким образом, также предопределены, как и орбиты планет. Недавние исследования в неврологии подтверждают точку зрения, согласно которой именно наш физический мозг, следуя известным законам науки, определяет наши действия, а вовсе не какая-то сила, существующая за пределами этих законов. К примеру, исследования пациентов, переносящих операции на мозге в состоянии бодрствования, показали, что воздействие электрическими импульсами на отдельные области мозга способно вызвать у пациента желание шевельнуть кистью, рукой, ногой, а также пошевелить губами или заговорить. Сложно представить, как свободная воля может действовать, если наше поведение определено физическими законами, так что, по-видимому, мы являемся ничем иным, как биологическими машинами, а свобода воли – это всего лишь иллюзия».
Некоторые мыслители говорят о том, что материализм допускает некоторую версию свободной воли – такое воззрение называется компатибилизмом. Но в этом случае речь идет только о способности человека действовать в соответствии с собственными волениями. Хотя сами эти воления – результат детерминированных процессов в мозгу, человек считается свободным и ответственным за свои поступки, поскольку они не были результатом внешних по отношению к нему причин.
Компатибилизм вызывает критику с разных сторон – в частности, какие ограничения или причины являются по отношению к воле человека «внешними»? Допустим, человек за рулем потерял сознание из-за разрыва сосуда у него в голове, и это привело к автомобильной аварии. Виновен ли он в этой катастрофе?
Очевидно – нет, хотя причина беды находится внутри его черепа, она явно вне его сознательного контроля. Но электрохимические процессы у нас в мозгу, которые, согласно материализму, являются причиной наших решений, точно так же находятся вне нашего сознательного контроля. Мы не можем изменить их нашим сознательным усилием – напротив, то, что мы воспринимаем как сознательные усилия, является результатом этих процессов, детерминированных законами природы.
Однако опыт свободной воли настолько фундаментален, что его не могут отрицать даже твердые материалисты. Ни один материалист, придя в кафе, когда у него спросят, желает он эспрессо или капучино, не ответит: «Я подожду, пока электрохимический процесс у меня в голове примет решение».
Хотя, например, Ричард Докинз пишет, что, поскольку свободной воли не существует, и поэтому бессмысленно обвинять преступника в его злодеяния, он не может прекратить свои гневные инвективы в адрес Церкви.
Более того, любое обращение к оппоненту с аргументацией предполагает за ним свободу принять решение рассмотреть ваши доводы, а рассмотрев, изменить свои взгляды. Если у меня нет свободы воли, то я просто не могу принять решение сделаться материалистом.
Мы, таким образом, никуда не можем уйти от нашей свободной воли. Мы сами являемся авторами наших поступков и несём за них ответственность. Почему людей так привлекает идея, что свободы воли у нас нет?
Она обещает избавление от бремени вины. Если я сам принял все решения в моей жизни, то часть из них были откровенно плохими. Мне не следовало поступать таким образом. Я виновен. Но если таковы были непреодолимые силы природы, над которыми я не имею власти, – то ко мне не может быть никаких претензий.
Показательно, что люди никогда не отрицают свою свободу в ситуациях, когда они сделали что-то хорошее, за что ожидают одобрения и наград. Никто не списывает свою помощь ближнему или хорошо сделанную работу на непреодолимые природные факторы.
Но цена такого «избавления от вины» оказывается непомерно высокой. Отрицая, что я ответственен за свою жизнь, я теряю возможность привести её в порядок. Если моё поведение – не моё, а просто результат неподконтрольного мне процесса в глубинах моего организма, то я не могу его исправить.
Меня несут силы, над которыми я не имею власти – и едва ли они несут меня к чему-то хорошему.
Покаяние начинается с признания реальности нашей свободы – я принимаю решения в своей жизни, часть этих решений были неправильными, я должен признать это, принять Божье прощение, которое только и избавляет от вины, и – поскольку это дело моей свободной воли – заняться исправлением своей жизни.
В этом отношении мы свободны всегда – даже когда хотим, чтобы этой свободы у нас не было и пытаемся её отрицать. Но в других отношениях наша свобода может быть сильно стеснена, даже утрачена.
Свобода от непреодолимых желаний низшего порядка
Определение «свобода – это возможность делать что хочешь» кажется самоочевидным, пока мы не задумаемся над вопросом, чего же мы, собственно, хотим. В нас живут конфликтующие желания: мы хотим быть здоровыми и стройными, но прямо сейчас фаст-фуд выглядит таким соблазнительным. Мы, может быть, вообще хотели бы жить по-другому – вести более профессионально плодотворный или более здоровый образ жизни, или лучше ладить с людьми. Но эти благие желания не могут пробиться через желания более простые, которые мы испытываем прямо сейчас – приступ аппетита, лени или раздражения. Иногда этот конфликт желаний приобретает совсем драматический характер – когда человек, например, разрывается между стремлением вести достойную жизнь и мучительным желанием напиться.
Алкоголик или наркоман может жить в условиях внешней свободы, но он сам обращается с собой, как жестокий враг и поработитель, добровольно разрушая свою жизнь и здоровье. Никто не держит его под арестом. Но свободен ли он? Едва ли.
В христианстве есть заповеди и запреты, потому что в любой системе воззрений, предполагающей достижение каких-то целей, всегда есть запреты. Святой Апостол Павел сравнивает христианское самоограничение с напряженной тренировкой атлета: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного» ( 1Кор.9:24–25 )
Атлет свободен добиваться своей цели – победы в соревнованиях – только когда он в состоянии подчинить свою жизнь жесткой дисциплине. Даже абсолютно неверующие люди понимают, что свобода неотделима от самодисциплины. Без неё ваши низшие желания – такие как лень или обжорство – быстро лишат вас возможности осуществить высшие.
Иногда – когда речь идет о поисках немедленного утешения, которые гонят человека напиться или наесться негодной еды, – нам всем легко согласиться, что люди, способные говорить «нет» своим желаниям, гораздо свободнее.
Но есть и более привычные проявления несвободы. Люди мечтают о настоящей любви – и оказываются к ней неспособны. Мужчина и женщина вступают в брак, мечтая о семейной гармонии, а потом дело кончается разводом. Какая-то глубокая внутренняя поврежденность – в нас самих и в других людях – всё время вылезает на поверхность и губит наши усилия.
Блуд часто ассоциируют со «свободой», но неспособность хранить верность одному человеку – это как раз несвобода. Как, впрочем, и другие грехи – такие как гнев или алчность. Человек несвободен поступать так, как, нередко, даже он сам считает правильным.
Даже за пределами христианского мира люди давно замечали, что мы находимся в состоянии глубокого внутреннего конфликта, и труднее всего победить самого себя.
Более того, наши самые глубокие и искренние желания могут быть связаны с обманом, которому мы, на беду себе, поверили. Например, человек может искренне (и фанатично) желать построить коммунизм или всемирный халифат. То, чего я хочу сейчас, и то, чего я хотел бы, если бы знал истину и имел силы ей последовать, – это разные вещи.
Свобода от обмана и обольщения
Когда человека держат в тюрьме или запрещают ему делать то, что он хочет, под страхом жестоких наказаний, он лишен свободы – и для него это мучительно очевидно.
Но есть и другой вид несвободы – менее заметный для самого человека. Обман и обольщение. Как-то я смотрел документальный фильм о гитлерюгенде. В нем было интервью с (уже очень пожилой на момент съемок) бывшей активисткой гитлеровского «союза немецких девушек». В нём она произносит показательную фразу: «Нам потом говорили, что мы жили при тирании, но я никогда не чувствовала себя такой свободной, как тогда».
Дебора Лэйтон, бывший адепт «Народного Храма», культа, знаменитого тем, что его деятельность закончилась массовым самоубийством 909 его членов, в своей книге «Соблазнительный Яд» пишет о том чувстве принадлежности к великой цели, которое давало членство в культе.
Адепты тоталитарных идеологий – и тоталитарных культов – с негодованием отвергнут мысль о том, что они порабощены и находятся в большой беде. По их убеждению, они свободны и счастливы. Они делают именно то, что они хотят, и делают это добровольно и с огромным энтузиазмом. Тем не менее, со стороны глядя, это именно порабощение.
Освобождение здесь связано с истиной – мы узнаём (обычно это очень неприятное открытие), что были жестоко обмануты. Но нередко это освобождение носит частичный характер. Мы убедились, что гениальный вождь или непогрешимый гуру на самом деле опасный психопат, от которого надо было держаться подальше.
Но мы ещё не узнали, куда нам следует идти, где истинный путь и в чём наше подлинное благо и предназначение. В мире существует невообразимо огромное число лжеучений. Как говорится в евангельской притче, «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; Тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мат.12:43–45).
Разумеется, верные адепты других мировоззрений тут же скажут, что и наша вера – это одно из заблуждений. Что же, мы можем с ними согласиться в одном – свобода неотделима от истины. Если вы не хотите искать истину – вы наверняка окажетесь покорены тем или иным заблуждением. Поэтому, если для вас важна свобода, для вас не может быть неважна истина.
Вовлечённость в тоталитарную идеологию или культ – это только наиболее яркий и заметный вид порабощённости заблуждением. В реальности любое заблуждение ставит под вопрос нашу свободу.
Свобода быть собой – но где здесь подлинный я?
Иногда под свободой понимается «свобода быть собой». Этот оборот «быть собой» или «быть верным себе» постоянно возникает, как и слово «свобода», в политической пропаганде, коммерческой рекламе, популярной психологии и бесчисленных постах в социальных сетях. Но это вызывает ту же проблему, что и конфликтом желаний – где же тот подлинный «я», которому мне следует быть верным?
Допустим, в минуту раздражения мне приходит мысль обругать моего сетевого собеседника – что в данном случае будет «верностью себе»? Есть раздраженный я, который хочет взорваться язвительными оскорблениями, социальный я, который понимает, что это повредит моей репутации и отношениям с людьми, верующий я, который видит в этом раздражении греховный порыв, которому надо противиться. Какому «я» из перечисленных я должен быть верен?
Или представим себе женатого человека, который испытывает влечение к сотруднице на работе. Он переживает острый внутренний конфликт – с одной стороны, он хочет оставаться верным своей семье, с другой – испытывает острую жалость к себе из-за того, что отказывается от связи, которая в этом момент представляется ему желанной. Какой из этих «я» подлинный? Тот, кто обещал верность своей жене или тот, кто сейчас (почти искренне) верит, что будет несчастен всю жизнь, если не погонится за новым увлечением?
Когда я проявляю «свободу быть собой»? Когда иду на поводу у своих импульсов или когда подчиняю их более важной для меня цели?
Более того, уже упомянутые идеологии или культы могут навязывать нам ложную идентичность. Если человек верит, что он – «истинный ариец», или «пролетарий», или «гей», или «полиамор», и видит себя, других людей и мир вообще исходя из этой своей веры, является ли он «собой»? Является ли «собой», например, «певица» Кончита Вурст, то есть, в реальности, мужчина по имени Том Нойвирт, который отрастив бороду, при этом называет себя женским именем и наряжается в женские платья?
Со стороны глядя, мы можем сказать, что, например, арийской расы, как биологической реальности, просто не существует – это идеологический фантазм, и «ариец» пребывает в жестоком заблуждении относительно самого себя, а Том Нойвирт – никоим образом не женщина, а просто тяжело нездоровый мужчина. Их представления о себе глубоко неподлинны.
Свобода быть собой в реальности означает познание того, кто мы такие на самом деле, обретение нашей подлинной идентичности.
Христос – наша свобода
Итак, подлинная свобода – это нечто гораздо большее, чем свобода от внешнего принуждения. Свобода требует познания истины, которая избавляла бы меня от обмана и обольщения в отношении мира и меня самого. Свобода требует понимания того, в чем состоит моё подлинное благо и предназначение. Свобода означает способность контролировать те желания, которые могут помешать мне достичь этого блага.
Всё это – и познание истины, и подлинную идентичность, и силы для того, чтобы подчинить низшее в нас высшему, – дает нам Христос.
Как говорит Он сам, «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Иоан. 8:32 ). Христос заполняет ту пустоту в душе, в разуме и в сердце, на которой раньше паразитировали различные формы обмана.
В Нём мы обретаем прощение, и нам уже не нужно отрицать реальность нашего выбора – даже если в прошлом мы выбирали плохо. В Нём – через Таинства Церкви, которые Он установил, – мы получаем сверхъестественную помощь для того, чтобы исправить нашу жизнь.
Освобождение, которое Он совершает в нашей жизни, требует нашего сотрудничества и поэтому может быть трудным и негладким процессом.
Но чем больше Он восстанавливает в нас желание и способность следовать тому, для чего мы созданы – любить Бога и людей, хранить верность, пребывать в радости и надежде – тем более свободны мы становимся.