быть руководителем это значит
Что значит быть эффективным руководителем?
Вас отметило начальство, Вам доверили руководить людьми, а может быть и целыми отделами. Теперь ваш задача – закрепить оказанное доверие, и всегда помнить, что эффективный руководитель – это, прежде всего человек, понимающий, что он должен служить примером, создавая соответствующий микроклимат в коллективе. Такой руководитель всегда увлекает примером, его слова не расходятся с делом. Этот человек должен быть еще и хорошим психологом – найти общий язык с подчиненными, объяснить и обосновать свои идеи и мысли так, чтобы не возникло конфликтов и разногласий в коллективе, удержать собственную репутацию. Дать задание одному сотруднику, не обидев другого, увидеть, кто является более компетентным в тех или иных вопросах – все это требует знаний не только в области экономики и юриспруденции. Эффективное руководство также заключается и в умении четко организовать работу всех подчиненных, без давления не на них, а наоборот, поощряя и показывая, что они не просто сотрудники, а очень ценные кадры, без которых данная организация вряд ли смогла бы достойно представляться на рынке. Конечно же, ведь всегда приятнее осознавать, что руководство видит в тебе не только «технического исполнителя» приказов и поручений. Здесь важную роль играет человеческий фактор – ведь если к сотрудникам относятся с уважением, значит, и работать они будут охотнее и эффективнее, они сделают все возможное для процветания своей компании. Помню себя, секретарем сразу двух начальников. Как было приятно и лестно, что со мной советуются по очень важным финансовым вопросам, спрашивают мнение о сотрудниках, предлагают принять участие в обсуждении других важных дел. Возможно, именно поэтому через пять лет мне удалось подняться по служебной лестнице до заместителя одного из начальников! То есть, стимулируя работника на самом начальном этапе, эффективный руководитель не только обеспечивает эффективную и качественную работу отдела, но и воодушевляет своих подчиненных на дальнейшие карьерные подвиги. В голове у эффективного начальника всегда есть свежие идеи, но он выслушает своих подчиненных с интересом. И всегда нужно помнить, что эффективный руководитель общается искренне и прямо со своими подчиненными, практически на равных, избегает строгого надзора – то есть не «играет в начальника», а действительно является эффективным руководителем. Именно такого общения не хватает во многих фирмах и организациях в наше время.
Умный начальник обязательно будет иметь много сторонников, постоянно поддерживающих его идеи и стиль руководства. Руководитель сможет грамотно распределить обязанности, распланирует работу так, что никто и не поймет, что ими руководят! Иными словами, эффективный руководитель в наши дни становится наставником своих подчиненных, их «учителем». Он готов простить ошибку, если она была совершена из желания принести пользу фирме. Такой руководитель старается быть «вместе» со своими подчиненными, а не «над ними». Как говорит Мераб Елашвили, президент «ГМР. Планета гостеприимства»: «Стиль стилем, но руководитель должен всегда оставаться самим собой, не превращаться в театрального актера, примеряющего маски. Скажем, если я по жизни человек требовательный, но справедливый, я таким останусь при любых обстоятельствах — причем не только на работе, но и дома, везде. Я всегда буду максимально выкладываться сам и призывать к активности и дисциплине других. Если вы остаетесь верным самому себе, люди вам верят. У них не возникает лишних сомнений и размышлений. У них горят глаза и появляется дополнительный стимул к тому, чтобы делать свою работу хорошо, — уважение к вам. Им просто хочется выполнить работу хорошо. Будьте открытым и искренним — и у вас будет больше кадровых и деловых удач, чем неуспехов». И с этим нельзя не согласиться.
Мастерство эффективного руководителя требует особых усилий и тренировок – для этого создаются специальные бизнес-тренинги. Все тренинги выполняют одну задачу и ставят перед собой аналогичные цели. Это – определить стили руководства, способствующие эффективному взаимодействию с сотрудниками; научиться координировать деятельность сотрудников, повышать эффективность взаимодействия между ними; научиться находить подход к каждому сотруднику и быть лидером для него; научиться анализировать и разумно использовать собственное время и время своих сотрудников; научиться распределять роли в команде, с учетом возможностей каждого участника. В ходе тренингов затрагиваются такие важные темы, как лидерство, формирование команды, развитие персонала, планирование, а также функции и качества руководителя.
Настоящий руководитель — кто это такой и как им стать?
Коммерческий директор «СберМаркета»
Позиция руководителя сейчас важна как никогда. Удаленка, постоянная трансформация процессов и текучка кадров — со всем этим нужно разобраться, чтобы удержать бизнес на плаву. Какие для этого понадобятся качества, рассказал Иван Бабич, коммерческий директор «СберМаркета».
Содержание:
Кто такой хороший руководитель
Тут есть две стороны. Первая — бизнес все оценивает сухо, без эмоций и только цифрами. Для компании руководитель хорош, если приносит большую выручку, бережет ресурсы и эффективно работает. То есть чем больше денег и меньше расходов, тем лучше.
С точки зрения команды важна эмоция: нужно заботиться о сотрудниках, вдохновлять, хвалиться их успехами и иметь смелость взять неудачи на себя. Так лидер может мотивировать остальных работать не просто за зарплату, а ради идеи или высокой цели, которую он подсвечивает. Если коллектив чувствует, что ценности компании и корпоративная культура резонируют с ним — это может стать отличным подспорьем.
Идеально, если интересы бизнеса и команды сходятся. В таком случае вам нужно найти синтез: как увеличить доход и производительность компании, при этом не навредив сотрудникам.
Отличительные качества хорошего руководителя
Для начала выделим два важнейших:
Строгость
Вечный вопрос, нужно ли начальнику быть строгим. Тут у каждого индивидуальное решение. Я считаю, что нужно установить для сотрудников прозрачные KPI, следить за ними и погружаться в работу. Если понимаем, что результаты нас не устраивают, можно прийти с критикой.
Однако важно дать человеку понять: это не персонально он плохой, а в его процессах какой-то недочет. Упаковывайте фидбэк так, чтобы сотрудник с большей вероятностью пришел к правильным выводам. Не стоит подавать критику эмоционально — это не лучший инструмент.
Также лучше ограничиться устным обсуждением, вводить штрафы не стоит, они лишь демотивируют работника. Критика в компании — это нормально (но в меру). Без нее доброму боссу команда может сесть на шею.
Ответственность
Пожалуй, главная сложность руководящих позиций в том, что на босса падает ворох ответственности: за моральное и физическое состояние сотрудников, за результаты команды, за финансовые показатели компании и прочее. Нужно быть устойчивым, чтобы спокойно принимать решения и учитывать риски.
Однажды это напряжение может выбить вас из колеи и привести к выгоранию. И с этим нужно уметь работать. Либо не доводить себя до такого состояния, предотвращать его, либо, если оно наступило, быстро выходить из него.
Владение тонкостями рабочего процесса
Всегда будьте с командой в потоке задач, наблюдайте за всеми позициями: от менеджеров до разработчиков. Вы должны быть мастером на все руки, чтобы понимать проблемы каждого, оценивать продуктивность и помогать улучшать процессы.
Эффективные организаторские качества
От того, насколько точно начальник распределит задачи в команде, зависит успех всей компании. Поэтому управляйте правильно:
Создание благоприятного климата в коллективе
В этом году негативные настроения в компаниях достигли предела. Множество сотрудников выгорело из-за удаленки, постоянной перестройки процессов и неопределенности будущего. Американская психологическая ассоциация выяснила, что два из пяти американцев собираются уволиться в следующем году. Для бизнеса это критично.
Руководители по всему миру пытаются придумать, как сохранить людей. Вот несколько примеров:
Как сохранить теплые настроения в компании? Вот небольшая инструкция на примере b2b-направления «СберМаркета»:
Отрицательные качества
А вот признаки плохого руководителя:
Идеальных не бывает, но стремиться нужно
Главное для руководителя — найти баланс между эффективностью и человечностью, особенно в наше непростое время. Боссу в текущих реалиях нужно стать для команды сдерживающим ядром: он должен прислушиваться к каждому, ставить четкие задачи, рисковать и сохранять хладнокровие. Тогда это ядро притянет к себе добрых и продуктивных людей.
Только держитесь, это непростой путь. Об этом писал еще Джон Максвелл в книге «21 неопровержимый закон лидерства»: «Лидерство не приходит внезапно, за один день. Оно требует настойчивости. И здесь абсолютно невозможно игнорировать закон процесса. Лидерские качества не вырабатываются за день. Для этого требуется целая жизнь».
Фото на обложке: SFIO CRACHO / Shutterstock
Я топ-менеджер. Что значит быть руководителем и какие навыки важны в работе
Виктория Торгунакова, 29 лет, город — Алматы, генеральный директор сервиса онлайн-продажи билетов «Тикетон», участник рейтинга «30 моложе 30» от Forbes.kz, @victoriatorgy
О карьере
Я занималась развитием проектов в сфере электронной коммерции, писала диссертацию на эту тему. И, когда акционеры «Тикетон» предложили мне подать свою кандидатуру на позицию генерального директора, я это приняла. Это отвечало моим личным и профессиональным интересам. Я всегда интересовалась сферой культуры, кино, организации мероприятий, концертов. Это предложение звучало как серьезный вызов — вырастить стартап из четырех человек.
Поэтому с 2015 года я занимаюсь развитием проекта «Тикетон». За это время получила колоссальный опыт, мы добились грандиозных успехов. Нам помогает то, что мы действительно любим то, что делаем. Если интересы совпадают с профессиональной деятельностью, случается особая магия, появляется энергия, которая помогает достигать больших результатов. И мы отбираем сотрудников именно по этому критерию.
Как быть руководителем
Универсальные качества руководителя:
— любознательность, чтобы вникать во все процессы внутри компании и быть в курсе каждого этапа создания продукта. Это помогает постоянно улучшать продукт, принимать правильные решения
— неравнодушие к судьбе проекта
— внимательность к своим сотрудникам. Нужно понимать, чем они живут, так как в основе управления и мотивации лежит много факторов
— проактивность и понимание своего влияния на поведение людей. Я не видела ни одного успешного проекта, где руководитель не был бы душой включен в процесс.
Специфика работы топ-менеджера сосредоточена в итоговых коллективных результатах. Результаты твоей работы — это совокупность результатов деятельности всех членов твоей команды. Топ-менеджер выступает гарантом эффективности работы огромного числа людей.
О преимуществах и перспективах
Ключевое преимущество управления — свобода выбора и принятия решений. Вы создаете будущее для вашего продукта, отдела или компании. И, видя результат, ощущаете ценность своих действий. Нужно относиться к любому процессу, которым вы управляете, как к собственному маленькому бизнесу.
Хороший руководитель может применять управленческие навыки в любой сфере бизнеса
Еще одно преимущество — возможность роста, качественного прорыва. В перспективе топ-менеджеры становятся акционерами компании. Либо сами могут выбирать компании, которыми бы они хотели руководить. Хороший руководитель может применять управленческие навыки в любой сфере бизнеса.
Когда ты ведешь собственный бизнес, у тебя немного другая степень ответственности. Если ты отвечаешь за проект, в который вложили деньги другие люди, ответственность гораздо выше. А к собственным ошибкам и неудачам мы относимся более снисходительно.
Что значит быть руководителем
Главное почувствовать принципиальную разницу между словами «начальник» и «лидер». Я точно знала, каким начальником не хочу быть и каким лидером хочу стать. Поэтому я постоянно стремлюсь к своему идеальному портрету руководителя.
Уверена, что грамотный руководитель — это человек, который ведет сотрудников в правильном направлении, будучи с ними в одной «сцепке». Выводит их на качественно новый уровень не с позиции третьей стороны, а как активный участник, наставник и мотиватор.
Алишер Исаев, 43 года, город — Ташкент, управленец, специалист по продажам
О карьере
Я работаю с 1996 года — учился на третьем курсе и работал финансистом. Спустя шесть лет в 2002 году ушел в сферу продаж — меня пригласили в Procter&Gamble. Позже я работал в качестве генерального директора крупных узбекских компаний: Marwin Brands, Balton Trading. Оборот самой крупной компании, которой я управлял, составлял 100 миллионов долларов в год — это довольно серьезные цифры для узбекского бизнеса.
Три года назад я понял, что будущее за IT, и принял решение попробовать силы в новой для себя сфере. Ушел с высокой позиции в самый низ, чтобы получить экспертизу в этой отрасли. Устроился в компанию SAP на позицию менеджера по продажам.
Как быть руководителем
На сегодняшний день у меня нет подчиненных. Но, исходя из своего опыта, могу сказать, что основное качество, которое нужно руководителю — это умение решать проблемы. Топ-менеджер должен работать с разными направлениями и отделами: от производства до маркетинга. Нужно уметь задавать правильные вопросы, слышать сотрудников, разрешать их сложности.
Также считаю, что руководитель должен быть приверженцем lifelong learning — постоянно учиться, работать над собой, получать новые знания. Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом.
Руководитель должен быть приверженцем lifelong learning — постоянно учиться, работать над собой
Если говорить о моем многолетнем опыте в качестве руководителя, моя основная задача заключалась в развитии сотрудников. Также любой управляющий бизнесом имеет много знаний. Но самые лучшие управленцы — это люди, которые могут свои знания перенести в систему. Я всегда видел своей целью построить эффективную систему.
Работая в SAP, я общаюсь с основателями, первыми лицами компаний. И мой опыт помогает мне общаться с ними на одном языке, помогать им выстраивать системы в компании с помощью наших решений.
О преимуществах и перспективах
У нас есть семейный бизнес — это первая школа робототехники в Узбекистане. Но этим проектом управляет моя супруга, а я выступаю в нем соучредителем.
Отличие бизнесмена от топ-менеджера в том, что после рабочего дня руководитель может отключиться, отдохнуть в выходные. А собственник бизнеса живет своим проектом. Он не может отделять частную жизнь от работы.
Мне нравится управлять компаниями. Это деятельность, от которой я получаю большое удовольствие. Сейчас мои планы — развитие в отрасли IT. Думаю, мой карьерный путь завершится созданием собственного большого бизнеса.
Что значит быть руководителем
Раньше мне казалось, что руководители — это серьезные люди, которые никогда не улыбаются и общаются со всеми приказным тоном. Но на самом деле быть руководителем в крупной компании значит замечать много вещей, над которыми надо работать. Вся деятельность лидера проходит в реформах, постоянных изменениях, улучшениях. Поэтому для меня руководитель — это человек-реформа.
Давран Ташбаев, 30 лет, город — Алматы, CEO iDoctor.kz, @davranbek
О карьере
Я с детства мечтал помогать людям. Выбрал для себя государственную службу, но понял, что деятельность в этой сфере не эффективна. Затем узнал, что есть развивающаяся компания Chocofamily. Подумал, что мне близка их идеология.
Довольно долго добивался того, чтобы меня приняли в компанию. В конце концов меня пригласили на позицию менеджера по развитию бизнеса в проекте Chocomart. Так как Chocofamily быстро растет, то карьерный рост в компании тоже происходит быстро. Когда я стал показывать хорошие результаты, меня назначили руководителем нового проекта. Мне был 21 год, было страшно, но я считаю, что важно выходить из зоны комфорта. Поэтому постепенно адаптировался и справился с задачами.
Когда понял, что сфера электронной коммерции мне уже не интересна, решил получить образование. Написал диссертацию на тему развития электронной коммерции в развивающихся странах на примере Chocofamily. После этого мне снова предложили работу в компании в качестве CEO и совладельца проекта iDoctor.
Как быть руководителем
На разных этапах развития компании руководителю нужны разные качества. Если это стартап, у лидера должна быть некая чуйка на то, что нужно людям, а также умение создавать.
Еще одно важное качество — умение сформировать команду. Это значит набрать крутых ребят, обучить их, сплотить, выстроить корпоративную культуру, поставить перед ними цели, замотивировать, постоянно давать обратную связь — это огромный труд.
Многие топовые руководители говорят, что их основная задача состоит в том, чтобы искать таланты и ставить их на нужные направления.
В последующем важны умение выстроить процесс, структуру работы, способность увеличивать эффективность работы и другие компетенции.
Руководитель — это аккумулятор компании, который должен своей энергией драйвить всю команду. Если у лидера нет настроения, то в таком состоянии будут все. А если тебе не все равно, то появятся люди, которые будут разделять твои ценности и стремления и будут поддерживать тебя в ответ. Тогда компанию будет двигать вперед вся команда, а не один человек.
Руководитель — это аккумулятор компании, который должен своей энергией драйвить всю команду
Чтобы поддерживать энергичное состояние, нужна цель — она будет давать стимул для действий. Также важны дисциплина и умение фокусироваться, добиваться своего вне зависимости от настроения. Можно черпать энергию извне. Например, мне перезарядиться помогает спорт, а новые знания стимулируют новые идеи.
В компании я задал тон соблюдения дисциплины — вся команда думает и действует согласно этому принципу. Если я назначил встречу с командой на 17:00, а сам задержался, то команда скажет мне об этом. То есть если ты выпадаешь из ритма, система сама подпихивает тебя вперед.
У меня не бывает одинаковых задач каждый день. Я участвую в разработке продукта, общаюсь с клиентами, выстраиваю внутренние процессы и стратегию, нанимаю и обучаю сотрудников, общаюсь с каждым членом команды и решаю их проблемы, занимаюсь финансами. Работа CEO разносторонняя и творческая.
Часто у сотрудников возникает вопрос, чем занимается руководитель. Мой совет: все свои задачи транслировать в общую систему, куда имеет доступ любой сотрудник. Так работают руководители топовых мировых компаний.
О преимуществах и перспективах
Преимущества топ-менеджера перед предпринимателем в том, что ты не несешь рисков. Но лично для меня меньше риска — это скучно. Поэтому я вложил деньги в проект iDoctor и стал его совладельцем.
Я вижу перед собой неограниченные перспективы роста. Когда у тебя есть команда, с которой можно что-то создавать, вы можете помогать сотням тысяч людей. Если мы захотим, можем оставить сферу медицины и заняться искусственным интеллектом или чем угодно еще.
Что значит быть руководителем
Руководитель — это тоже профессия, которой нужно учиться. Я перечитал много книг, чтобы выработать собственную методологию руководства. Создал команду, которая, надеюсь, будет со мной долго.
В современном мире руководитель — это человек, который помогает сотрудникам достигать целей компании. В идеале члены команды должны быть умнее тебя. Считаю, что лучше нанимать крутых ребят и помогать им делать то, что они хотят.
Быть директором, наверное, в детстве мечтает каждый, но только в возрасте от 20 лет, когда приходиться, вплотную, сталкиваться с начальством и повсеместным, довольно, распространённым негативным отношением к нему, человек начинает задумываться о том, что иногда лучше выполнять указания, чем давать их и быть плохим. Но, естественно, всегда были те люди, которые руководят, и всегда будут те, которыми руководят. Это можно в какой-то степени сравнить с природными обитателями по схеме «хищник-жертва». Но если говорить о тех качествах, которыми должен обладать руководитель, то огромное значение имеет обращение к любому человеку на «Вы», так как именно эта, казалось бы, мелочь положительно влияет на отношение одного к другому. Человек никогда не позволит оскорбить начальника по любой причине, если разговор идёт на «Вы», что нельзя сказать в той ситуации, когда обращение сводиться к «тыканью».
Если посмотреть на современного начальника, то это не обязательно пожилой человек, которого все привыкли видеть в советские времена. Сегодня, всё чаще директорами становятся молодые и перспективные. Быть начальником – однозначно сложно, но это всегда в почёте. Это совершенно другой уровень общения, другой круг интересов. Конечно, работе приходиться уделять много времени, а меньше внимания уходит на семью, но и гонорары всегда успокаивают душу. Хороший начальник должен быть верным другом, понимающим в различных сложных ситуациях, но и держать дисциплину не перегибая палку. Только такого директора будет всегда уважать коллектив, и «рекламировать» другим. Ведь, зачастую, авторитетом является не столько доход компании, сколько те слухи, которые ходят вокруг самого начальства. И чем больше этих слухов носят положительный характер, тем, конечно, любая организация будет больше выигрывать, в том числе и финансово. Короли отчасти тоже были начальниками, но там было совсем другое время. Никто не имел слова, голоса. Современный начальник должен уметь прислушиваться к своим подчинённым, ведь очень часто гениальные идеи выходят именно из рабочих уст.
Профессия руководителя. Учимся управлять
Для успешной работы любой организации нужны не только профессиональные и ответственные исполнители, но и грамотный начальник. Чтобы им стать, недостаточно только лидерских качеств. Будущему руководителю нужно обязательно получить специальное образование в области менеджмента и управления.
Каким должен быть эффективный руководитель?
От начальника любого уровня требуются:
Иерархия руководителей в организации
На любом крупном или среднем предприятии существуют три группы руководителей:
Обязанности руководителя
Трудовые функции руководителя зависят от его уровня и сферы деятельности компании. Но обычно в список обязанностей начальника входят:
Где обучают руководителей?
Безусловно, руководителю желательно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению, в котором он работает: директору школы – педагогическое, заведующему клиникой – медицинское, начальнику финансового отдела – экономическое и т. д. Но помимо этого необходимо получить и управленческие компетенции. И это можно сделать на дистанционных* программах Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки».
На курсы принимаются Слушатели из любых регионов России. Для поступления на программы профессиональной переподготовки необходимо просто направить в приемную комиссию пакет документов. Он включает скан-копии паспорта, диплома вуза, колледжа или техникума (или справку из учебного заведения, если вы учитесь на старших курсах), чека об оплате обучения. Если фамилия в паспорте и документе об образовании не совпадает, нужно подтвердить ее смену, например, скан-копией свидетельства о браке.
Образование руководителя можно получить на следующих программах: