быть патриотом не значит быть против родины
В России треснул стержень патриотизма
Налицо серьезный сдвиг: большинство людей в нашей стране уже либо не воспринимают пропагандистские усилия власти, либо просто отказываются говорить на эту тему.
Россияне не стали любить Родину меньше, но определенно стали проявлять это чувство по-другому, не так, как их призывают из Кремля. Об этом свидетельствуют результаты недавнего соцопроса, опубликованные Всероссийским центром изучения общественного мнения.
На первый взгляд, итоги этого исследования не сильно отличаются от предыдущих аналогичных опросов, проводившихся ВЦИОМом с 2000 года. Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов на тему патриотизма. Один из них бил прямо в лоб: «Как бы Вы сами себя охарактеризовали — как патриота своей страны или нет?» (один вариант ответа). Внешне все было, в основном, как всегда — сумма тех, кто ответил на этот вопрос «безусловно, да» (46%) и «скорее, да» (43%) дает приятные начальственному взору цифры — 89%. Число отщепенцев, которые Родину откровенно не любят (то есть те, кто не побоялся открыто сказать государственному ВЦИОМ, что не считает себя патриотом) ничтожно — всего 8% (из них 6% сказали «скорее нет», 2% — «безусловно нет»).
Итак, имея 89% патриотов за спиной, начальство, вроде бы, может спать спокойно. Однако на самом деле все гораздо сложней. Опрос как раз показал, что официальный патриотизм, который все годы путинского правления был стержнем его идеологии, подвергается сейчас сильнейшей эрозии.
Это видно на примере ответов на другие вопросы все того же исследования, неосторожно заданные социологами и еще более неосторожно опубликованные на сайте ВЦИОМ. Они показывают, что россияне все более критично относятся к идеологии официального патриотизма, навязываемой им государством.
О чем, собственно, речь?
«С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…», пел в свое время Марк Бернес в одном из самых патриотичных советских фильмов «Щит и меч». Удивительно тонко подмечено поэтом Матусовским. Родина, как некая большая общность, почти для всех действительно начинается со школы, с системы образования, одной из основных задач которой является воспитание патриотов. В этом смысле образ Большой Родины для подавляющего большинства детей действительно начинается с «картинки в букваре». Восторженные слова об этой абстрактной Родине им еще предстоит услышать от своих учителей, потому что для них пока, да и для значительного числа их родителей, бабушек и дедушек Родина — это тот город, село, улица, где они родились и где проходило их взросление.
Любовь к тому месту, где ты родился и взрослел, для большинства естественна, потому что у каждого с ним связано множество ностальгических воспоминаний. Однако государству такого естественного патриотизма недостаточно. Государственный патриотизм, особенно в его традиционном для эпохи становления национальных государств виде, а тем более для стран имперских, это совсем другое. «Настоящий» с точки зрения государевых людей, патриотизм — это обязательный микс из любви не только к тому месту, где ты родился, но и к стране и государству. А «государство — это я», как говорил Людовик XIV. То есть, конкретный монарх, генсек, президент (если речь идет о таких «президентских республиках», как нынешняя Россия, Казахстан, Туркменистан или Белоруссия).
Чем менее демократично государство, тем в большей степени его усилия направлены на то, чтобы конкретный национальный лидер ассоциировался с государством как таковым. Если вы истинный патриот, то должны безоговорочно и предано любить своего лидера, поскольку он воплощение государства. И беспрекословно выполнять любые его (лидера/государства) указания.
Отметим, что официальный патриотизм, особенно у государств имперского типа, всегда сеет не столько любовь к своему Отечеству, сколько ненависть к другим странам и народам. Не случайно, «патриотическая» волна в России после 2014 года привела к тому, что наши славянские братья — украинцы — во всех российских опросах теперь рассматривается россиянами как один из самых враждебных народов.
Патриотизм предписывает гражданам любить «свое» государство. То есть, «аппарат насилия и принуждения» «своего» правящего класса. Этот аппарат и есть собственно государство и тут к марксовой характеристике ничего ни добавить, ни убавить.
В патриотический пакет в обязательном порядке входит история государства — непременно неповторимая, уникальная и прекрасная во всем и всегда. Потому что стержнем государственного патриотизма является утверждение, что «мое» государство всегда право, потому что оно лучше, чем другие государства. А если не лучше, то… все равно оно право, потому что «мое».
Из этого следует, что как бы вы не любили свой конкретный город, село, сколько бы сил не положили на то, чтобы жизнь людей там стала лучше, если вы не принимаете концепцию абсолютно прекрасной отечественной истории и, что еще хуже, на фактах из прошлого показываете, что в каких-то случаях, в какие-то годы эта история была достойна критики, вы неизбежно будете заклеймены как непатриот, а значит, предатель.
Эта фраза по-своему замечательна, потому что, с одной стороны, являет собой образец классического государственного патриотизма, а с другой, в качестве такового почти каждый ее тезис опровергается. В том числе, и самой российской (и не только) историей.
По пунктам. Уважения, тем более «безусловного», достоин не каждый «человек-труженик». Среди них есть много тех, что 40-50 лет делали одно и то же, ничего не меняя в своей работе. Субъективно они честные люди и ни в чем не виноваты, но объективно они вносили лепту в торможение технического прогресса своей страны. Кроме того, слова главы государства о «безусловном уважении» к людям труда в стране, где большинство тружеников задавлены этим самым трудом, которым они вынуждены заниматься за копейки, только для того, чтобы прокормить себя и свои семьи, в то время как реально здесь уважаются лишь богатые и сильные — эти слова выглядят для многих трудящихся как откровенное издевательство.
Уважение к «защитникам Отечества» тоже не безусловно. Если все мы поголовно обязаны уважать всех людей, носящих форму, то тогда надо исключить из нашей истории Льва Толстого, боевого офицера прошедшего Кавказскую и Крымскую войны и написавшего повесть «Хаджи Мурат», где он в XVII главе в подробностях описывает как русские солдаты разорили чеченский аул, загадив фонтан и мечеть и заколов штыком в спину 15-летнего мальчика. С точки зрения государственного патриотизма, писать об этом очень опрометчиво и тогда (при первой публикации в 1912 году от этой главы царская цензура оставила только первую фразу), и, как видно, теперь.
Точно так же в рамках политики официального патриотизма из истории русской литературы следовало бы исключить и поручика Михаила Лермонтова, назвавшего Россию «страной рабов, страной господ» (бытует версия, что это стихотворение поздняя подделка, но это так и не доказано), а в стихотворении «Валерик» усомнившегося в оправданности политики самодержавного правительства на Кавказе.
Тот же Лермонтов в другом своем стихотворении «Родина» гениально показал, что помимо официального есть и другой патриотизм, которому не нужны освященные госпропагандой «темной старины заветные преданья». В душе командира спецназа (вероятно так называлась бы должность Лермонтова в нынешней армии) ни они, ни «слава, купленная кровью», то есть военные подвиги, «не шевелят отрадного мечтанья». Зато поэт любит «…дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез».
«И в праздник, вечером росистым, смотреть до полночи готов на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», — такими словами Лермонтов заканчивает это стихотворение. Природа и простая жизнь обычных людей — вот патриотизм великого поэта. Никакого исторического пафоса и восторга от военных побед над странами и народами, которых высочайше велено считать врагами…
Почитание родителей? Во-первых, разве это только у нас? Во-вторых, а тех родителей, которые всю жизнь измываются, третируют своих детей, тоже надо почитать? Конечно, попытки, в том числе, и законодательно закрепить средневековый Домострой и абсолютную власть родителей над своими детьми в современной России уже предприняты (см. закон о декриминализации домашнего насилия), но рано или поздно эта архаика будет отменена вместе с кучей других реакционных законоуложений, принятых в последние годы.
И здесь самое место вернуться к соцопросу о патриотизме. На вопрос «Что, по-Вашему, значит быть патриотом?» меньше половины (47%) респондентов выбрали ответ «Любить свою страну». Это самый низкий показатель с 2000 года, если верить данным ВЦИОМ. Для примера, в ура-патриотичном 2014 такой ответ выбрали 72% опрошенных (в обоих случаях допускалось до трех ответов).
Характерно, что 44% выбрали такой ответ: «Работать и действовать во благо/ для процветания страны». Это, в свою очередь, самый высокий показатель за последние 20 лет. В том же 2014 такой вариант выбрали лишь 36%.
Но, пожалуй, наиболее показательно, что в нынешнем году резко выросло число тех, кто считает, что быть патриотом, значит «Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была». Таковых в июне 2020 в России оказалось почти 30%. Это больше, чем когда-либо за последние двадцать лет и почти вдвое больше, чем в 2014 году (16%).
Не менее показательны и ответы респондентов на вопрос «Какие события в жизни страны за последние 10-15 лет вызывают у Вас чувство гордости?».
Характерно, что в длинном списке предложенных социологами вариантов «Присоединение Крыма/ восстановление Крыма» выбрали всего 16% (также допускалось до трех ответов). «Проведение Олимпиады/ олимпийские победы» назвали лишь 10%. «Развитие армии/ развитие военной промышленности/ вооружение/ защита страны/ безопасность» — 9%, «Внешняя политика в Сирии/ помощь Сирии/ победа в Сирии» восхищают только 5% россиян. Столько же радуются чемпионату мира по футболу в России, проведенному в 2018 году. А про «75-летие Победы/ День Победы/ память о ВОВ/ парад Победы» вспомнили всего 4% опрошенных.
Еще меньше, от 1% до 4% назвали внешнюю политику, Крымский мост, развитие экономики и импортозамещение, спортивные достижения, авторитет России в мире, повышение уровня жизни, помощь другим странам, Бессмертный полк, гордость за Путина, вставание с колен, успехи в космосе, детские пособия и материнский капитал.
И, наверное, самое главное. Ответ «Никакие» выбрали 9% респондентов, «Другое» — 24%, «Затрудняюсь ответить» — 35%. На самом деле три последних варианта можно смело складывать, потому что они об одном и том же — большинство россиян живет параллельно пропагандистским усилиям власти в деле «патриотического воспитания». У них либо нет с ней точек соприкосновения в этом вопросе (ответы «Никакие» и «Другое»). Либо они просто не хотят с ней разговаривать потому что не доверяют ей и боятся (об этом могут свидетельствовать 35% выбравших ответ «Затрудняюсь ответить»).
Как видим, громыханье военных и спортивных побед, говоря языком Лермонтова, «не шевелит» в большинстве современных россиян «отрадного мечтанья».
Опрос наглядно показал, что официальный патриотизм, как стержень идеологии российской власти, заметно треснул. Но ничем другим она этот стержень заменить не может. Не будет же она в самом деле олигархов раскулачивать…
Что такое патриотизм и полезен ли он
Патриотизм обычно обсуждается в положительном контексте, и в обществе формируется мнение о его полезности. О негативных его сторонах говорят очень немногие. Давайте попробуем их выявить, а также выяснить, есть ли от патриотизма практическая польза.
Обычно, когда произносится слово «патриотизм», это воспринимается как нечто возвышенное и непременно положительное, а не как бесполезный, популистский и максимально неконкретный набор букв. Даже ставить под сомнение патриотизм, словно Бога, чуть ли не грешно, и человек, который заявляет о вреде патриотизма, в странах с развитой патриотической пропагандой чисто инстинктивно воспринимается чуть ли не как предатель или желающий плохого людям. Впрочем, если разобраться в вопросе более детально, раскрывается несколько иная картина. Какое отношение у прогрессивных социал-демократов к патриотизму? Давайте попробуем рассмотреть.
Что такое патриотизм
Здесь сразу возникают две большие проблемы, связанные с патриотизмом. Во-первых, почему любовь должна быть именно к своей стране? Когда мы положительно оцениваем патриотизм, то есть любовь к своей стране, а не любовь ко всем странам и всему человечеству, мы как бы проводим противопоставление – свою страну любить хорошо, следовательно – любить другие страны, может, и не хорошо. А может быть, и вообще плохо. При такой конкретизации неудивительно, что многие воспринимают патриотизм как нелюбовь к другим странам.
Вторая проблема в том, что под словом «любовь» может пониматься очень широкий спектр действий. Фредерик Клегг из романа «Коллекционер» Джона Фаулза тоже любил Миранду Грей, только довольно извращённой любовью. Любовь может быть и у раба к своему хозяину, только такая любовь заслуживает лишь презрения. Желание создать Тысячелетний Рейх, в котором все немцы будут счастливы за счёт страданий остальных людей – это тоже любовь к своей стране, пусть извращённая, как любовь фаулзовского коллекционера, но это тот же самый патриотизм.
В понятие «патриотизм» входят как положительные действия:
Так и отрицательные:
Однако весь смысл в том, что для положительных действий не нужен патриотизм. Они возможны и без патриотизма. Если мы хотим объяснить людям, что нужно помогать попавшим в беду – нам нужно объяснять, что нужно именно это, а не патриотизм. Патриотизм же – это амальгама, которая служит тому, чтобы протащить отрицательные ценности, прикрываясь положительными. Давайте не будем обманываться этой амальгамой и посмотрим, к чему приводит продвижение патриотизма в обществе и зачем он нужен.
Выражает интересы элит
Машина пропаганды внушает, что свойства патриотизма выражают интересы всех жителей страны, однако патриотическая идеология выражает по большей части лишь интересы элит — чаще всего это номенклатура и крупный капитал. И то, что в 2017 году члена Совета Федерации Елену Мизулину сильно возмутило то, что уроки патриотизма в некоторых школах начали заменяться уроками борьбы с коррупцией 6 — это вовсе не случайность и не сумасшествие пожилой дамы, а вполне рациональный расчёт представителя номенклатуры.
Рядовой патриот не может вразумительно ответить на вопрос, зачем конкретно ему, например, расширение территорий государства, в чём его личная польза от этого. Он может попытаться сказать, что сможет ездить в новые территории без таможни, однако, к примеру, в России подавляющее большинство таких людей не ездит ни в Сургут, ни в Свияжск, ни в Хабаровск, ни в кучу других городов. Зато присоединение новых территорий может закончиться осуждением (как в случае с непризнанием присоединения Крыма 7 ) и экономическими санкциями 8 со стороны мирового сообщества, которое не может положительно относиться к агрессивной внешней политике, и это уже точно скажется на выгоде патриота, только не в положительном ключе. Так что в чём польза патриотов от расширения территорий – непонятно. Зато очень хорошо понятно, в чём польза номенклатуры и правительства – ведь новые территории можно подчинять, ими можно командовать, заставить делиться бюджетами с государственной казной.
Социал-демократам ближе точка зрения Льва Троцкого, так как социал-демократ может быть «патриотом» лишь своей социальной группы или системы ценностей, а не страны. Представлять патриотизм (а не только конкретные положительные для общества действия) как пользу для общества в целом – значит заниматься пропагандой в пользу элит. Патриотизм формирует национальную, а не профессиональную идентичность. На такой почве, соответственно, будут гораздо благодатнее произрастать ценности, отвечающие интересам номенклатуры или крупного капитала, а не широких слоёв общества.
Подмена объективного мышления патриотическим
Джордж Бернард Шоу
Патриотическое мышление подменяет собой критическое. То есть если, например, в обществе, в значительной степени свободном от патриотизма, завод по производству автомобилей производит плохие машины, руководство этого завода адекватно критикует свою работу (этим же занимаются общество и СМИ), выявляет слабые места и работает над исправлением недостатков, в результате чего качество продукции растёт и растёт. В патриотическом обществе действует другой принцип – доминирует идея «превосходства своей страны», а значит нужно возвеличивать всё «отечественное» («Россия – родина слонов», «наши поезда — самые поездатые поезда», «советский паралич — самый прогрессивный в мире» и так далее); критика же либо не принимается из-за принципа «своё – значит лучшее», либо вообще приравнивается ко вражеской пропаганде («сегодня он ругает ВАЗ, а завтра – Родину продаст»). В результате качество продукции либо не растёт, либо падает, поскольку конструктора, управление завода и рабочие не получают критики и не считают нужным что-либо исправлять.
Это справедливо и для других областей жизни. Допустим, критика правительства тоже не принимается или приравнивается ко вражеской пропаганде, в результате чего польза от его деятельности также снижается, коррупция растёт, а свобода СМИ и оппозиционная деятельность уничтожаются. Граждане перенимают логику патриотизма, логику его пропагандистов, перестают признавать за собой ошибки и также деградируют. Из-за того, что патриотизм объявляет высшей ценностью страну (как следствие – государство), люди не могут протестовать из-за боязни нарушить целостность государства, и ставят сохранение чиновничьим аппаратом территорий выше собственного благополучия и благополучия своих близких, что приводит к обнищанию, а распад государства не предотвращает – лишь оттягивает.
Клод Фишер, профессор Высшей школы социологии в Калифорнийском университете, отмечает недостаток американского патриотизма:
Мы считаем, что мы на первом месте практически по всем показателям, хотя на самом деле мы намного ниже первого места во многих сферах — в области здравоохранения, образования, условий труда и так далее. Неужели наша гордость ослепляет нас, не позволяя увидеть возможность чему-то научиться у других стран? 16
Когда в 2009 году в России была создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, это выставило руководителей России не в лучшем свете в глазах международного научного сообщества:
Орландо Файджес, профессор Лондонского университета
Историкам пришлось объяснять российским патриотам очевидные для своей профессии вещи, выставляя тех всё большими профанами:
Роберт Сервис, профессор российской истории в Оксфордском университете
Оправдывает ухудшение жизни в стране
На всех перепутьях, что пройдены,
держали, желая мне счастья,
стальные объятия родины
и шею мою, и запястья.
Патриотизм внедряет идею абстрактного «превосходства страны», правда неясно, в чём именно. Ставить задачу, например, добиться самого высокого уровня жизни в мире можно и без патриотизма. А вот если, допустим, номенклатуре нужно военное превосходство, чтобы угрожать другим странам, и, подобно уличному «гопнику», вымогать у них что-либо (а также иметь под рукой силы для подавления собственных граждан в случае чего), то такую задачу уже не поставишь прямо – граждане могут не захотеть, чтобы вместо строительства больниц их налоги шли на танки. Тут и нужен патриотизм. Он говорит, что «превосходство страны» — это хорошо, а в чём именно это превосходство должно проявляться, не объясняет. И граждане считают, что много танков, самый высокий национальный доход, самый большой золотой запас – это хорошо, потому что это превосходство страны и её «развитие». Хотя львиная доля национального дохода может концентрироваться при этом в руках у номенклатуры и крупного капитала, и к золотому запасу большинство граждан также ни в коем случае не допущено. Но, совсем по Рубинштейну, будет гордится тем, что у их барина высокий дом.
Патриот может закрыть глаза на то, что у него снижается зарплата, что его родственников забрали в НКВД, на то, что поднялся пенсионный возраст, если слышит, что «зато нас в мире боятся больше, чем американцев» или «зато у нас рост ВВП самый высокий в мире».
Патриоты ездят на Мальдивы,
Патриоты ездят в Таиланд,
Патриотам оперные дивы
Из Ла Скала кажут свой талант,
Патриоты, упрочая скрепы,
Жертвуют на храмы, не скупясь…
А Семён Кузьмич – агент госдепа! –
У себя в глубинке месит грязь,
Материт правительство в охотку,
Споря о политике с женой.
Он, подлец, раскачивает лодку
Тем уже, хотя бы, что живой.
Рождает популизм
Патриот зачастую оценивает компетентность политика не тем, насколько профессионально тот разбирается в своих профильных вопросах и как влияет на уровень жизни в стране, а тем, насколько он ненавидит врагов и как сильно он распинается в любви к стране и её гражданам на словах. Многим политикам достаточно вообще не делать ничего: нужно только очень много говорить о патриотизме, чтобы быть избранными либо назначенными на высокие должности. И чем больше подобных популистов в правительстве – тем хуже жизнь в стране.
Если правительство культивирует патриотизм – это скорее всего означает, что его профессиональных способностей хватает лишь на то, чтобы обеспечивать рост экономики присоединением территорий и силами отдельных патриотов-энтузиастов, а эффективное развитие производств и институтов социального государства оно обеспечить не способно.
Мешает добиваться персональных достижений
В здоровом обществе человек должен иметь право гордиться только своими достижениями. А те, кто пытается украсть часть чужой славы, должны рассматриваться на уровне мелких карманников или «несунов». Тогда у людей появится стимул самим добиваться полезных для общества достижений.
Патриотизм провозглашает гордость за свою страну, однако уже давно известно, чем вредны гордыня и хвастовство. Они формируют у людей желание возвысить себя над остальными, что приводит к хамству, к «да ты знаешь, кто я такой?» и так далее. Так называемая «национальная гордость» — это не более, чем беспочвенный нарциссизм и самолюбие. И отношение к ней должно быть соответствующее.
Усложняет международное взаимодействие
Когда в стране побеждают ценности патриотизма, для всех окружающих становится понятно, что её правительство заменяет стремление к общечеловеческим целям стремлением к национальным. Соответственно, к такой стране будут относиться более настороженно.
Если, допустим, несколько человек красят стену и каждый работает, как надо — в результате стена покрашена быстро и качественно, все выполнили общую цель и довольны друг другом. Но если один из этих людей думает, как бы работать поменьше остальных, но при этом получить больше денег и сказать, что он всё сделал сам – это и есть патриотизм. Нечего удивляться, если остальные будут стараться «приструнить» этого неприятного человека и заставить работать, а относиться к нему будут не как к равному, а гораздо хуже. Это вполне нормально.
Поэтому патриотизм усложняет интеграцию в мировое сообщество. Он мешает встраиванию отдельного государства в общемировую культуру и ведёт к замыканию в своей (так как испытывает предубеждение к другим государствам и пиетет к национальным традициям), что мешает восприятию и усвоению опыта других государств. Такие государства, как например государства индейцев Америки, Османская Империя или даже СССР, перестали существовать во многом из-за этого.
Русским патриотам не нравится слышать «Дагестан сила», «Чечня круто», но когда они сами говорят «Русские вперёд», почему-то для них это нормально, хотя и то, и другое – явления одного порядка, это высказывания кавказских и русских «патриотов». Социал-демократы не страдают таким лицемерием: дагестанский социал-демократ и русский социал-демократ борются с националистами как своими, так и чужими.
Делает войну более вероятной
Действительно, если ты гордишься своей страной и считаешь её самой лучшей, а объективная реальность говорит о том, что это не так, то мозг начинает мыслить в направлении предположения, что раз твоя страна самая лучшая, но многое в ней плохо – значит, мешают другие страны, а значит, имеет смысл их «приструнить», чтобы не мешали, или хотя бы показать им силу.
Часто, когда спрашиваешь у детей, что они выбирают из двух несовместимых вещей, но которых им обеих очень хочется, они отвечают: и того и другого. Что хочешь: ехать кататься или дома играть? И ехать кататься и дома играть.
Заставляет искать врага
Патриотизм является благодатной почвой для создания образа врага. У патриотичного народа будет гораздо меньше вопросов, если власти обвинят несогласных с ними в «предательстве страны и её интересов» — тогда этих несогласных можно легко уничтожить. И образ внешнего врага так же легко создать. То, что поиск «изменников Родины» и «национал-предателей» начинается обычно в моменты резкого роста патриотизма в обществе – это не случайность. Логика та же самая – если «мы лучшие» в теории, но не на практике, то значит, виноваты враги. Это и другие страны, и свои соотечественники, которые недостаточно патриотичны.
Кругом враги! (есть подозрение, что руководство слева — для авторов книг)
Патриотизм рождает ненависть и внутри государства. Всякий, кто не признаёт традиций и обрядов патриотов, выставляется как изверг, предатель.
Трансформация в фашизм и нацизм
Как мы уже упоминали выше, в мозг человека, мыслящего патриотически, гораздо легче внедрить фашистские и даже нацистские лозунги, ведь большинство из них основано на одной и той же логике. Когда патриотизм трансформируется в фашизм и нацизм, он приобретает дополнительные недостатки, свойственные диктатуре, расизму и террору.
Сама идея патриотизма – это растворение своей индивидуальности в обмен на причастность к могучей силе, и готовность страдать и унижаться, причинять боль, убивать и быть убитым в обмен на эту принадлежность (Эрих Фромм называл это «садомазохизмом» 44 ). Эта же принадлежность снимает личную ответственность. На такой почве и способно произрастать тоталитарное общество – тот, кто ищет причастность к могучей силе, найдёт её в лице диктатуры.
Я хочу быть винтиком в системе,
Шестернёю в мощном механизме,
Элементом в идеальной схеме,
Органом в огромном организме.
Так хочу служить, чтоб безупречно!
Чтобы без задоринок, загвоздок.
Чтоб доволен барин был, конечно.
Чтобы долг Отечеству был воздан.
Это не самая удачная идеологическая конструкция
Это лицемерие
Тех патриотов, которые действительно предпочитают всё отечественное и действительно приносят пользу стране – скажем, поднимая мусор с её улиц и выкидывая в мусорное ведро – крайне немного. Остальные же не понимают, что многие окружающие рассматривают их патриотизм как ложь и лицемерие, соответственно воспринимают самого патриота как лжеца и лицемера. Ведь если человек ездит на «Мерседесе» и одновременно гордится тем, «как поставили этих фрицев раком в сорок пятом», его собеседник понимает, что перед ним – лжец и лицемер, с которым общаться следует соответственно.
Карикатура Сергея Ёлкина
На самом Западе зачастую посмеиваются над своими «патриотами», сознавая их лицемерие и ложь:
Патриотизм бесполезен, а значит не нужен
Мы привели аргументы против патриотизма, а что говорят исследования? Доказывают ли они пользу патриотизма?
Государства с широко развитой идеологией патриотизма – нацистская Германия, СССР, Япония, Италия – в конечном итоге терпели крах перед более космополитичными и терпимыми.
В накачанной до отказа патриотизмом России 2020 года уровень жизни должен быть одним из самых высоких, если патриотизм работает
Альтернатива есть
Необязательно бороться за территорию, которую устанавливает твоё правительство, когда можно бороться за своих родных и близких, за всё человечество в целом и за каждого честного человека в частности, против войн и несправедливости. Это и есть безнационализм – часть прогрессивной социал-демократии.
Мыслящие мужчины и женщины во всём мире начинают понимать, что патриотизм есть слишком узкая и ограниченная идея, чтобы отвечать всем потребностям нашего времени.
Патриотизм противоречит прогрессивным ценностям, культивирует вражду между странами и признание их неравенства, мешает прогрессу, является ложью и порождает ложь. Ему также свойственны и многие недостатки, которые присущи расизму, мы их разбирали в этой статье. Таким образом, социал-демократы должны скорее выступать исключительно против патриотической идеологии, чем поддерживать и продвигать её. А Родина у нас только одна — планета Земля.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Если пошли активные разговоры про патриотизм — значит, придётся терпеть. А если нас стали называть великим народом — терпеть придётся долго.