быть на фоксе что это значит
Быть на фоксе что значит
Фокс это:
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Фокс (англ. Fox, дословно — лисица, также Foxe, Foxx, Fawkes, Ffowcs) — фамилия и топоним.
Персоналии
Носители фамилии
Составные фамилии
Псевдонимы
Вымышленные персонажи и объекты
Топонимы
Составные топонимы
Другое
Выпишите профессионально-жаргонную лексику, дайте стилистическую оценку?
По разным оценкам, удельный вес теневой экономики в России достигает от 20 до 50 процентов ВВП. В среднем в мире эта цифра составляет от 5 до 10 процентов.
Вымогательство порождает огромные денежные суммы, вращающиеся в сфере теневой экономики. По оценкам специалистов международного фонда «Реформа», разрыв между официальными данными о валовом накоплении основного капитала и отчетными данными об объёме капвложений составил в прошлом году более 43 миллиардов долларов. Подавляющая часть этой суммы составила оборот теневиков. Если добавить сюда суммы утечки капиталов по другим каналам, то цифра увеличится до 500 миллиардов долларов. Уголовная преступность сегодня пляшет под дудку экономической…
По данным министерства юстиции, по 148-й статье за вымогательство в 1994 году осуждено 6.400 человек. В 1995 – 7.900 человек.
Lenore
Обычно я беру за это не менее 500 рублей, но специально для вас выделю лексику бесплатно, а уж анализ сделаете сами, а то из меня благотворитель ещё тот.
Теневая экономика, капвложения, «теневики», утечка капиталов.
Что за маска и че она значит?
Саша
маска гая фокса, а что значит читай в инете
Наталья петренко
Блин, люди, пользуйтесь гуглом и википедией!
Я вопрос про эту маску вижу чуть ли н каждый месяц.
Присоединяюсь к предыдущему ответу и добавлю:
Был комикс «V — значит вендетта» ; на его основе сняли одноименный фильм; маска Гая Фокса, использованная в фильме, превратилась в интернет-мем.
Быть на фоксе что это значит
фокс м. разг. То же, что: фокстерьер.
Соч.: Ralph Fox. A writer in arms, L., 1937; в рус. пер.- Английская колониальная политика, М.- Л., 1934; Роман и народ, М., 1960.
Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958; Ивашева В. В., Английская литература. XX в., М., 1967.
ФОКС (Fox, Foxe) Льюк (20.10.1586, Халл,-1635, Уитби), английский мореплаватель. В 1631 был послан на поиски Северо-западного прохода. На корабле «Кинг Чарлз» достиг северо-западного угла Гудзонова зал., затем отправился к Ю., открыл пролив Рос-Уэлком, установил островное положение Саутхемптона, обследовал зап. и юж. побережье Гудзонова зал. до 55°10‘ с. ш. Отсюда повернул на С., прошёл до 66°35‘ с. ш. по проливу между Баффиновой Землёй и материком. Именем Ф. названы в Канад. Арктич. архипелаге пролив и бассейн, а также полуостров и мыс на Баффиновой Земле.
Лит.: Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки, М., 1962.
ФОКС (Fox) Чарлз Джеймс (24.1.1749, Лондон,- 13.9.1806, Чизик, Лондон), английский политич. деятель, лидер левого радикального крыла вигов. В 1782, 1783, 1806 входил в правительство. Ф. полагал, что торг. и колон. монополия Великобритании может быть укреплена в условиях мирной конкуренции. Осуждал войну против англ. колоний в Сев. Америке (1775-83). Сочувственно встретил начало Великой франц. революции, был противником войны с Францией. Выступал за реформу парламента с целью увеличения представительства буржуазии и ослабления позиций аристократии.
Эффект доктора Фокса, или Как обмануть кого угодно
Если ты не понял, о чём мы, то ты не глуп, ведь этот текст не имеет смысла. Понять это несложно, так как ты его читал или, скорее, просто просмотрел. Но совсем другое дело, если бы ты его услышал. Желательно в аудитории, полной других людей, а еще лучше — от уважаемого учёного с множеством регалий и наград, который умеет красиво говорить. Вот в этом случае ты, скорее всего, был бы восхищён такой лекцией, и тому есть причины.
Всеми уважаемый доктор Фокс
Однажды в далёком 1970 году Д. Нафтулин, Дж. Уор и Ф. Донелли решили провести эксперимент, чтобы выяснить, как манера чтения лектора влияет на восприятие материала слушателями. Для этого они позвали кучу народа и усадили их в большом зале. Темой встречи стала теория игр, а ведущий специалист, которого пригласили для этой встречи, был «именитым учёным» с множеством научных трудов, а именно сам доктор Майрон Фокс. Его роль попросили сыграть одного тогда еще популярного актёра.
Для того чтобы эксперимент показал наиболее точные результаты, приглашённые являлись людьми, для которых тема лекции была очень хорошо знакома. В основном это были психологи, социальные работники, психиатры и прочие образованные люди. Перед началом всего мероприятия им представили доктора — и вот лекция началась.
Майрон Фокс выступал долго и эффектно. Каждую свою фразу он наполнял эмоциями, активно жестикулировал и прибегал к прочим приёмам по работе с толпой. При этом актёр в теме не понимал ничего, текст его работы был написан заранее и содержал огромное количество противоречий и белиберды. Но несмотря на это, когда он закончил читать, зал разразился аплодисментами.
Д. Нафтулин, Дж. Уор и Ф. Донелли провели опрос среди участников эксперимента, и большинство высказалось положительно о лекторе и самом материале. Несмотря на то, что Майрона Фокса никогда не существовало, некоторые даже говорили, что ранее читали его работы, и они им очень нравились. Доктора и профессора фактически стали жертвами обмана, но не смогли заметить этого. Так экспериментаторы пришли к выводу, что при работе с аудиторией не важно, что ты говоришь, — важно лишь как.
«Не верю!»
Конечно, в результатах исследования были уверены далеко не все. Так, спустя несколько лет некие Э. Пеер и А. Бабад решили устроить свою психологию с блек-джеком и экспериментами. Они провели лекцию, на которой показывали запись доктора Фокса. Эффект был тот же: от лекции люди были в восторге.
После учёные меняли некоторые переменные в своих исследованиях, пытаясь подтвердить или опровергнуть теорию. В некоторых случаях выступления проводились перед студентами университетов. Предполагалось, что их незакостенелое сознание сможет определить подвох, но нет.
В другом случае перед показом записи аудитории не сказали, кто будет выступать. Так без мнимого авторитета доктора Фокса его слова должны были быть тут же подвержены критике, но опять провал: всем нравилось то, что они видят. Даже после изменения самого опроса и добавления уточняющих формулировок с просьбой объяснить, научился ли чему-то человек, всё равно больше половины слушателей отвечали утвердительно. Другие же говорили, что просто поражены самим лектором и, хотя они ничему не научились, им всё понравилось.
Кто пользуется эффектом доктора Фокса
Подтверждение результатов первого эксперимента для всего научного сообщества психологов стало настоящим переворотом. Многие концепции и теории были пересмотрены. Но не только учёным было над чем подумать. Множество людей, которые работают с большой аудиторией, были рады этому открытию, ведь теперь можно было точно сказать, что неважно, как хорошо ты разбираешься в материале, главное — это его подача.
Конечно, не только ради обмана можно применять данный психологический эффект — всё зависит от взглядов и желаний самого выступающего. Таким образом можно привлечь внимание ко многим важным проблемам современности. Людям не особо хочется слушать про озоновые дыры, экологию и прочие важные, но невесёлые вещи. А вот если этот материал подан правильным образом и в нужное время, то он сможет привлечь внимание лучше, чем самые точные исследования или прогнозы.
Как с этим бороться
Всё вышеперечисленное, конечно, не значит, что все люди ведутся на хорошо поставленные выступления. Некоторым важны суть и смысл сказанного, а не красота речи. Эффектом доктора Фокса сейчас пользуются все кому не лень, а значит, нужно быть всегда готовым проверять услышанное и учиться улавливать суть разговора, чтобы не стать жертвой мошенников. А в этом тебе поможет только развитое критическое мышление и умение задавать вопросы.
Быть на фоксе что это значит
«Если ты не упал, значит ты ничему не научился», Билл Фокс.
«Боль уйдет, а кино останется», Майкл Джей Фокс.
Майкл Джей Фокс родился 9 июня 1961 года в Канаде, и его жизнь может дать сто очков вперед многим голливудским фильмам. Впрочем, начиналось все для него вполне обыкновенно — большая семья (брат, три сестры и брат, которого Майклу уже не довелось узнать), папа-военный, школа, кино по выходным. Кино Майкл любил, поверите ли, даже больше чем школу, поэтому, когда недалеко от местечка, где он жил стали искать кого-нибудь подходящего на роль десятилетнего пацаненка в сериале «Лео и я», Майкл решил попробовать стать актером. Майклу, правда, к тому времени уже исполнилось пятнадцать, но его это не смущало. Не смутило это и создателей сериала, Майкл со своим маленьким ростом и мальчишеским лицом вполне мог сойти за десятилетнего, и был утвержден на роль. Еще несколько ролей, в то числе и театральных, несколько реклам, и Майкл сделал вывод, что незачем терять время в школе, его место в Голливуде. Какой бы наивной не казалась эта мысль, Фокс-старший воспринял ее с житейской мудростью. Решив, что раз уж сыночку всерьез зашла в голову актерская карьера, Билл не стал вправлять ему мозги и насильно отправлять обратно в школу — толку все равно при таком раскладе от учебы не будет, а взял и сам отвез его в Америку. Станет актером в Голливуде – хорошо, нет – одумается и возьмется за учебу.
В Голливудских кругах Майкл быстро прослыл приколом номер один. Отсутсвием среднего образования там никого не удивишь, но у Майкла не было даже внешности романтического красавца. Шварцнеггеровских бицепсов и соблазнительной фигуры – тоже. А рост у Майкла был такой, что там практически любой мог смотреть на него свысока в буквальном смысле этого выражения. Ну куда такому в Голливуд? Как и следовало ожидать, Майкла такие мелочи не смущали, он вполне ясно представлял себе свое актерское будущее и не особенно заморачивался на трудностях.
Ко всему прочему, связей и денег у Майкла тоже не было. Его виза предполагала работу, связанную исключительно с актерским мастерством, так что подрабатывать чернорабочим было очень непросто. Майкл голодал, перебиваясь редкими дешевыми ролями в непритязательных фильмах, продавал куцую мебель из свой крошечной дешевой квартики, но продолжал наивно ждать ролей. Он даже сменил имя с Майкла Эндрю на Майкла Джея (как у его любимого актера), считая, что на афишах это будет смотреться лучше. Однако, Майкл хоть и был наивным, идиотом он не был. Время шло, и, повздыхав над несбывшийся мечтой, Майкл стал собираться домой. Эти сборы были прерваны вызывом в близлежащее кафе. На номер кафешки звонил агент Майкла (у него не было даже собственного телефона). Майклу предлагали пройти пробы на роль Алекса Китона в сериале «Семейные узы».
На первых пробах Майкл не приглянулся создателю сериала — Дэвиду Голдбергу, но отвечающая за кастинг настояла на повторном просмотре. Со второго раза Голдберг прозрел и решил, что Майкл просто идеален для роли, но тут уже руководитель канала NBC не хотел утверждать Майкла, считая неправдоподобным факт того, что у главных героев — Стивена и Элис Китонов — может быть сын такого невысокого роста; да и лицом товарищ Фокс особо не вышел — зрители не поймут прикола. Но Голдберг пошел на риск и наотрез отказался заменить Майкла. «Я посылаю этого паренька играть сцену с двумя шутками, а он умножает их на пять взрывов смеха», яростно утверждал он. NBC отступило, Майкл получил роль Алекса. И никто не прогадал!
Еще один звонок на телефон в кафе, и Майкл узнал, что его берут на роль старшего сына — семнадцатилетнего Алекса (Майклу на тут момент было уже за двадцать). Мгновенно прикинув размеры своих долгов, Майкл с наивностью, граничившей в подобной ситуации с наглостью, заявил, что меньше, чем за три тысячи в неделю работать не будет. На другом конце провода обалдели… и согласились. Так Майкл получил свою судьбоносную роль, открывшую ему дорогу в большое кино. Сериал был задуман о семейной паре, которая, проведя бурную молодость, разумно воспитывает троих детей, непохожих на них по характеру, но Майклу настолько удалась роль Алекса Китона, в которого он вложил некоторые черты своего старшего брата, что по сути его персонаж стал главным героем сериала после первых же серий, а «Семейные узы» сделались одним из самых популярных ситкомов в Америке.
Как говорит один из создателей сериала: «Мы снимали «Семейные узы» при живой аудитории, и когда Алекс появлялся на сцене, зрители прям-таки подавались вперед, а когда он уходил, они снова устравивались на своих местах поудобнее». Это сериал знаменателен еще и тем, что на съемках Майкл встретил свою будущую жену – актрису Трэйси Поллан.
Исполнение роли Алекса Китона оказалось столь блестящим, что Майкла заметил сам Спилберг. Для его нового фильма «Назад в будущее» как раз требовался один из ключевых актеров, и Спилберг, а главное, режиссер фильма — Роберт Земекис поняли, что Майкл – их выбор. Но Майкл был сильно занят на съемках «Семейных уз», так что на роль Марти Макфлая взяли другого актера — популярного в то время Эрика Штольца. Но дело с ним не ладилось, отсняв изрядную часть фильма, съемки решено было остановить и снова попробовать завербовать Майкла (со всем этим, кстати, связана очень интересная история). Найдется ли человек, который, мечтая с юности о ролях в Голливуде, откажет Спилбергу? Вероятно, со «спилбергским» гонораром Майкл мог позволить себе уйти из «Семейных уз», но не таков был Майкл, чтобы подводить товарищей. Он решил эту проблему просто – работал по двадцать с лишним часов в сутки.
После невероятного успеха «Назад в будущее» Майкл уже считался одним из самых многообещающих молодых актеров Голливуда. Подобного успеха Майкл и отдаленно не мог себе представить даже в самых головокружительных мечтах. Слава, конечно, слегка вкружила ему голову, но не настолько, чтобы сходу пуститься во все тяжкие. Соблазнов хватало, но по Голливудским меркам Майкл оставался тем же наивным канадским пареньком – открытым, улыбчивым, дружелюбным и на удивление нетребовательным; его все любили, а на его немудреные причуды смотрели со снисходительной улыбкой. Во всем этом был и значительный минус — Майкл перестал слышать слово «нет». Даже если его останавливал полицейский за гонки по городу на новенькой машине, Майкл отделывался автографом и ласковым напутствием: “Осторожнее, мистер Фокс, моя жена вас обожает, смотрите не пораньтесь ненароком». Успехи, конечно, хотелось и отпразновать, как подобает. «Хорошо, что у меня нет проблем с алкоголем», — шутил Майкл после очередной вечеринки, — «я бы никогда не смог бросить пить». Он сможет, но это будет потом, когда его один-единственный раз ударит равнодушие в глазах любимой жены. А тогда следовали другие фильмы и другие роли. Майкл играл как жил, его большой комедийный дар, мастерство драматического актера и всеобщая зрительская любовь предполагали, что ему и дальше следует ожидать множество интересных разнообразных ролей.
Таких неразрешимых вопросов было много. Один из них, самый главный – как жить дальше? Болезнь Паркинсона не предоставляла большого выбора. Это не только боль и плохое самочувствие, периодическая обездвиженность мышц, в том числе и лицевых. При отсутствии должного лечения больной уже через несколько лет становится прикован к кровати, а лечение означает постоянный прием множества лекарств, с жесткими побочными эффектами, один из которых – дистония (неспособность контролировать движения). Человеку, чья актерская карьера продвинулась столь блестяще, принять эту мысль было необычайно тяжело.
Были попытки забыться – наивные как приход в Голливуд, только уже без желаемого результата. Алкоголь выветривался, и Майкл видел, что никаких существенных изменений вокруг него не происходит. Болезнь не изчезала. Болезнь не отменяла того факта, что его жене был нужен муж, а его сыну – отец. В полке лежали сценарии будущих ролей. Наверное, Майклу тогда впервые пришла в голову мысль не «Почему я?», а «Почему бы не я?». Майкл знал, что впереди у него есть еще несколько лет, пока болезнь не станет слишком уж явной, и он может сниматься, хоть это и будет требовать от него больших физических и моральных усилий. «Боль уйдет, а кино останется», — решил Майкл. Последовали фильмы, где ярко, несмотря ни на что, проявлялся талант Майкла, например, «Жадность», «Страшилы».
В 1996 Майкл начал сниматься в сериале «Крутящийся город» («Спин Сити») в главной роли Майкла Флаэрти — помошника мэра годора Нью-Йорк. Много серий “Крутящегося города” было отснято, прежде чем Майкл рассказал о своей болезни, которую до этого скрывал от всех, кроме семьи и близких друзей. Сериал был комедийный и Майкл не был уверен, что зрители смогут смеяться над шутками, зная, что актер серьезно болен. Но и с этим Майклу удалось справитсья. К тому же, все стало намного легче. Например, в “плохие” дни Майклу уже не нужно было что-то выдумывать, чтобы перенести сьемки, или тайком принимать лекарство в гримерке, снимая внезапный приступ. Сериал был великолепен и принес Майклу несколько очередных кинопремий, но, спустя четыре сезона, ему пришлось покинуть съемки сериала из-за того, что состояние его здоровья продолжало ухудшаться, и внешние проявления болезни уже нельзя было скрывать. «Крутящийся город» всегда пользовался огромной любовью зрителей и даже превзошел успех «Семейных уз», а последнюю серию с участием Майкла посмотрело рекордное количество зрителей за всю историю сериалов.
Хотя болезнь давала о себе знать все больше и больше, Майкл продолжал вести активный образ жизни. Он организовал фонд по исследованию болезни Паркинсона и помощи больным, стал больше заниматься озвучкой (угадайте, чьим голосом говорят знаменитый мышонок Стюарт Литтл, парнишка-ученый Майло из «Атлантида: Затерянный мир» или пятнистый щенок Шанс из «Дороги домой»?) и продюсерством, написал несколько книг: «Счастливчик», «Приключения неизлечимого оптимиста» и «Забавная вещь произошла по дороге к будущему» (книги стали бестселлерами, а все доходы от них – хорошим подспорьем для фонда), стал отцом еще троих детей (у Майкла и Трэйси сын и три дочери). Когда его сын начал ходить в школу и принялся задавать папе вопросы о его школьных успехах, Майкл обложился учебниками, обзавелся репетиторами и все же сдал экзамены, получив диплом о среднем образовании. Просто для того, чтобы дети не решили вдруг бросить учебу с аргументом: «А ведь ты…». Помимо этого Майкл является обладателем нескольких почетных докторских степеней — за вклад в развитие медицинской науки. Он и сейчас продолжает любить жизнь и быть активным. Майклу очень нравится хоккей и он не только является болельщиком, но и охотно играет в него (интересно, но дистония отступает во время скольжения по льду). Майкл также играет в гольф. «Я начал играть в гольф после сорока, и мне очень не нравится, когда кто-то называет это излишним оптимизмом». Играет он и на гитаре, выступает на многих мероприятиях, связанных с фондом (Майкл поет и играет на гитаре с подросткового возраста, правда относится к этим своим умениям весьма самокритично: «Гитара заслуживает игрока получше, чем я, но что поделать — мне нравится играть». Например, в фильме «Свет дня» о жизни рок-музыкантов можно послушать его исполнение). Майкл не делает вид, что здоров, но и не позволяет болезни становиться большим, чем она есть. Нетактичные вопросы он обычно сводит к шуткам: «Да, нелегко бывает почистить зубы. Но зато мне не нужна электрическая зубная щетка – мои руки и так делают по двадцать движений в секунду».
Вот уже двадцать с лишним лет работа и повседневная жизнь даются Майклу гораздо труднее, чем людям, не испытывающим подобных проблем со здоровьем. Ему трудно что-либо планировать, ведь он не знает, как будет чувствовать себя через десять минут. Возможно, все будет нормально. Или начнется приступ, и тогда тело будут сводить судороги, и он не сможет говорить из-за нарушения работы лицевых мышц. А быть может, принятая ранее доза лекарства окажется в этот день не совсем точной (рассчитать наверняка очень трудно, любая мелочь может изменить действие лекарства), и руки, голова и все тело будут бесконтрольно дергаться. Однако Майкл не считает, что все это причина для того, чтобы сидеть дома. Он появляется в телевизионных передачах, выступает в Сенате, стараясь донести до людей, принимающих законы, нужды и проблемы тех, кто столкнулся с подобными болезнями, участвует во множестве мероприятий, снимается в кино, гуляет с детьми, путешествует с женой. Нередко бывает, что самочувствие застает Майкла врасплох. На чем он тоже особо не заморачивается. Небольшая пауза в интервью, Майкл принимает лекарство, ждет немного когда станет получше и продолжает беседу. «Сейчас… скоро рука заработает, и будут всем автографы», — улыбается Майкл поклонникам на каком-нибудь мероприятии. И, договорившись с беспокойной рукой, принимается за дело.
Снимается Майкл сейчас немного – сколько позволяет самочувствие и занятось делами фонда. Из недавних работ Майкла стоит упомянуть, например, роль адвоката Луиса Кэннинга из «Хорошей жены» (2012). Среди создателй фильмов и сериалов считается большой удачей заполучить Майкла на съемки. Его обаяние и талант притягивают зрителей, да и работать с таким позитивным и простым человеком как Майкл одно удовольствие. Его отличает потрясающее чувство юмора и деликатность. Он один из тех редких людей, которые смело говорят: «Я счастлив».
Майкл называет свою болезнь даром, которой много отнимает, но дает еще больше. Некоторые поджимают губы и утверждают, что Майкл просто делает хорошую мину при плохой игре. Но Майкл рассуждает по-своему. Болезнь побудила его заниматься делом, которое приносит большую пользу тысячам людям со схожими проблемами, и дала возможность полностью оценить вкус жизни, любовь, верность и поддержку семьи и друзей, и если все это не счастье, то что же тогда? У Майкла есть ответ: «Счастье прямо пропорционально твоей способности принять все таким, какое оно есть, и обратно пропорционально нетерпению и ожиданиям».
Музыкальный отрывок из фильма «Жадность». Стоит предупредить, что песенка исключительно «привязчивая».
Незабываемый Johny B. Goode из «Назад в будущее».
Прекрасное из «Крутящегося города», перевод не требуется.
Одна из «фишек» Майкла.
Отрывки из сериала «Умерь свой пыл» (с русскими субтитрами). Майкл играет самого себя, в сюжете на удивление забавно обыгрывается болезнь Паркинсона.
Отрывки из сериала «Семейные узы» (перевод второго отрывка в описании видео). Серия «Меня зовут Алекс» входит в сотню «Лучших серий всех времен» по версии TV-Guide. Майкл получил премию «Эмми» и «Золотой глобус» за участие в этой серии в номинации «Выдающаяся главная роль в комедийном сериале».
Перевод отрывка — в описании видео на YouTube.
Финальные кадры (выход к зрителям) последнего эпизода «Крутящегося города» с Майклом, перевод не требуется.
Сюжет о роли Майкла в «Хорошей жене».
Отрывок из сериала «Клиника» (на русском).
Отрывок из сериала «Спаси меня» (на русском).
Отрывок из передачи «Интервью в актерской студии» (на русском).
Видео, снятое в рамках фонда Майкла.
«Назад в будущее» двадцать пять лет спустя.
Фильм «Полночное безумие» — одна из первых небольших ролей Майкла в Голливуде. Майклу девятнадцать.
5 неожиданных мест, где видели маску Гая Фокса
Как из заговорщика-неудачника, чуть не подорвавшего Вестминстерский дворец, аристократ превратился в символ протестного движения
5 ноября в Европе празднуют «Ночь костров» — провальной попытки аристократа-анархиста Гая Фокса подорвать Вестминстерский дворец в начале 17-го столетия. В этот день в Великобритании и некоторых бывших ее колониях в знак верности монархии жгут чучело заговорщика, а небо освещают тысячами салютов. Сам Гай Фокс был казнен 31 января 1606 года, и вплоть до 1859-го день его смерти даже был официальным праздником. Возможно, за пределы Туманного Альбиона имя заговорщика и вовсе бы не вышло или забылось бы гораздо быстрее, но спустя три столетия его «воскресил» английский писатель Алан Мур, сделав Фокса настоящим героем — прототипом своего графического романа «V — значит вендетта». В начале «нулевых» персонажа раскрутили уже в мировых масштабах — на экраны вышел одноименный фильм Джеймса Мактига. С тех пор лик Гая Фокса, а точнее — его маска, не сходит с обложек газет по всему миру. К слову, успел английский анархист «засветиться» даже в Башкирии, подробнее — в материале «Реального времени».
1. Гай Фокс — завсегдатай протестных акций. Начало
Настоящий Гай Фокс (по другим сведениям, Гвидо Фокс) вовсе не был героем. Потомственный английский аристократ родился в 1570 году в Йорке в довольно состоятельной семье приверженцев Англиканской церкви. Несмотря на это, учился Фокс в католической школе и впоследствии стал ярым сторонником католицизма — историки и сейчас расходятся во мнениях, что послужило тому причиной. В 90-е годы 16 века он сражался в восьмидесятилетней войне за католическую Испанию, а после этого принимал участие еще минимум в десятке походов под эгидой Папы.
В начале 17 века на английский престол взошел новый монарх — протестант Яков I, естественно не устраивающий немалую часть сторонников католицизма, многие из которых принадлежали к высшим слоям общества того времени. Гай Фокс всячески поддерживал «католическое восстание» в Англии, считая нового короля еретиком. В 1604 году он связался с небольшой группой английских католиков, возглавляемой Робертом Кейтсби, которая разрабатывала план убийства Якова I и подрыв текущего строя. Основных участников было пятеро, а их «спецоперация» позднее осталась на страницах истории как «Пороховой заговор».
План был прост — подорвать Палату лордов вместе с чуждым католицизму монархом и депутатами обеих палат парламента во время тронной речи 5 ноября 1605 года. Это должно было стать началом масштабного народного восстания, финальной точкой которого предполагалось восхождение на престол нового правителя. В подвалы под Вестминстерским дворцом заговорщики несколько месяцев перетаскивали бочки с порохом, всего их было 36. Гай Фокс был именно тем человеком, которому в решающий момент было доверено поджечь фитиль. Увы, плану не суждено было сбыться, заговорщиков предали и раскрыли, а Фокс был пойман с поличным в ту самую заветную ночь 5 ноября.
Заговорщики на гравюре 1605 года. Фото wikipedia.org
Неудавшегося подрывателя доставили в Тауэр, где под пытками в течение четырех дней выбивали имена всех сообщников. Схвачены были все — и основная пятерка, и еще минимум восемь сообщников калибром поменьше. В последних числах января 1606 года в центре Лондона состоялась череда невероятно жестоких казней — после всех пыток изувеченных заговорщиков по одному доставляли к эшафоту, где сначала заталкивали их в петлю, а затем, полуживых, четвертовали и сжигали. По легенде, плуту-Фоксу удалось избежать столь мучительной смерти — он спрыгнул с эшафота с петлей на шее и умер моментально — от перелома позвоночника.
В конце первого десятилетия 17 века английский парламент постановил каждый год 5 ноября отмечать праздник чудесного спасения короля и государственности — ночь провала «Порохового заговора», которая в народе получила название «Ночи Гая Фокса», или «Ночи костров». В течение почти 150 лет после казни заговорщиков чучело провинциального аристократа символически сжигали на площадях всех крупных английских городов, на улицы выходили тысячи зевак, а в небо запускали сотни салютов. После отмены статуса праздника в 1859 году во многих европейских городах ночь на 5 ноября отмечать не перестали, торжества проходят и до сих пор, правда, с меньшим в разы масштабом.
2. Гай Фокс — перерождение в героя на страницах романа и в кино
Скорее всего, в сознании большинства британцев память о Гае Фоксе в конце концов стерлась бы, а на место «Ночи костров» в доказательство верности монархии пришли бы новые традиции и другие «антигерои», но спустя век после отмены официальных празднований имени Фокса в свет вышел графический роман «V — значит вендетта», созданный английским писателем Аланом Муром в тандеме с иллюстратором Дэвидом Ллойдом, что изменило взгляд на личность заговорщика.
Комикс описывает историю загадочного революционера-анархиста, который в одиночку борется против тоталитарного режима в интерьерах постапокалиптичной Великобритании, пережившей ядерную войну. О персонаже Мура известно очень мало, он называет себя V и скрывает свое лицо за «маской Гая Фокса» — обычно белоснежный лик с тонкой угольной бородкой, закрученными усиками и очерченными бровями, реже — еще и с розовым румянцем на щеках. Такой визуальный образ придумал своему персонажу Ллойд, намеренно связав его с личностью Гая Фокса. Герой комикса — самоотверженный борец с кровавым режимом, впрочем, оправдывающий любые средства ради достижения своей цели. Анархизм в графическом романе Мура противопоставляется тоталитаризму, а мысли и мотивы, толкающие героя на неоднозначные поступки, остаются за кадром.
Герой комикса — самоотверженный борец с кровавым режимом, впрочем, оправдывающий любые средства ради достижения своей цели. Фото intergalacticrobot.blogspot.com
В марте 2006 года на большие экраны вышла экранизация романа Мура с Хьюго Уивингом и Натали Портман в главных ролях, снятая на студии «Юниверсал Пикчерс». Режиссер Джеймс Мактиг еще больше связал своего главного персонажа с Гаем Фоксом и, раскрыв гораздо больше деталей его прошлого и очеловечив образ, сделал загадочного V настоящим героем, борцом за справедливость, отдавшим свою жизнь за новый миропорядок. В финале кинокартины здание парламента торжественно взрывается, а тысячи протестующих на улицах, чьи лица скрывала та самая маска Гая Фокса, срывают ее. По сюжету, в стране начинается новая жизнь.
3. Анархический мировой цифровой разум — лик «Анонимуса»
Через несколько лет с момента выхода фильма в прокат по всему миру популярность персонажа V, самого Гая Фокса и, конечно, его маски взлетела до небес. Она стала символом борьбы против коррумпированной, лживой и ограничивающей свободу системы, и руку к этому приложило мировое движение «Анонимус». Оно представляет собой децентрализованное анонимное сообщество хакеров и активистов из числа интернет-пользователей, а потому доподлинно неизвестна точная дата его основания, предположительно — это 2003 год.
Группа позиционирует себя как борцы за свободу в Сети — свободу слова, действий и, в первую очередь, анонимности. В разных точках мира группы неизвестных, называющих себя «анонимусами», проводили акции протеста, взламывали государственные базы и сайты крупнейших мировых корпораций, сливая в Сеть засекреченные данные и корпоративные тайны — доказательства коррупционных схем. Некоторые влиятельные мировые издания всерьез называют «Анонимус» преемником WikiLeaks.
Известный уфимский правозащитник Эдвард Мурзин совместно с движениями «Левый фронт» и «Самый честный наблюдатель» в 2012 году вооружались масками Фокса, чтобы «припугнуть» местный ЦИК накануне выборов. Фото Олега Яровикова / bashinform.ru
С конца «нулевых» маска Гая Фокса — практически официальный символ «Анонимус». В сентябре 2011-го именно с этим атрибутом призывали активисты выйти людей на улицы Нью-Йорка, поддержав акцию «Захвати Уолл-Стрит» — против имущественного неравенства и тотальной власти корпораций. Тогда тысячи горожан в масках Гая Фокса наводнили центральные улицы. После этого несколько лет подряд маски массово «светились» на улицах Лондона, Парижа, Гонконга и других мировых столиц.
Отклики революционной волны под эмблемой V дошли и до России. В конце «нулевых» и даже начале «десятых» акции протеста и демонстрации совершенно различного калибра и толка не обходились без активистов, чьи лица скрывали маски Гая Фокса. Причем протестующие всякий раз интерпретировали «миссию Фокса» на свой лад — кому как удобнее. Московские студенты, например, отстаивали свободу слова, а вот известный уфимский правозащитник Эдвард Мурзин совместно с движениями «Левый фронт» и «Самый честный наблюдатель» в 2012 году вооружались масками Фокса, чтобы «припугнуть» местный ЦИК накануне выборов.
Забавно, что активисты прихватили с собой еще и маски маньяка из другого голливудского блокбастера — «Крик». Меняя атрибутику, они, как писало агентство «Башинформ», якобы демонстрировали, что «милые и дружелюбные» маски Фокса в любой момент, завидев несправедливость, могут заменить их на устрашающий лик из «Крика». По какой причине протестующие посчитали Гая Фокса дружелюбным персонажем, осталось загадкой. Подводя черту — маска Гая Фокса на десятилетие стала непременным атрибутом любой протестной акции, мало-мальски связанной с требованиями изменений, неважно кого или чего.
Весной 2014 года большой резонанс получила серия ограблений в Краснодаре: группа преступников, выряженных в маски, сначала обнесла местную ювелирку, а затем наведалась в продуктовый магазин «Курочка Ряба». Фото ntv.ru
4. Гай Фокс в банковских сейфах и за решеткой
Шли годы, по-настоящему массовые протестные акции с «участием» масок Гая Фокса поутихли, зато на вооружение «атрибут с историей» взяли борцы против системы уже другого порядка. Начиная с 2010-го, в Сети с завидной регулярностью появляются сообщения о грабителях, дебоширах, налетчиках и просто мелких вандалах, использующих маски Гая Фокса, чтобы прикрыть свои лица от камер наблюдения.
Еще во время всплеска интереса к неоднозначному атрибуту, в 2013-м, маски Гая Фокса на законодательном уровне запретили использовать — надевать и продавать — в Королевстве Бахрейн и Саудовской Аравии. Сам фильм «V — значит вендетта», к слову, долгое время был запрещен на территории КНР.
5. «Ушел в тираж»: Гай Фокс на корпоратив, худи или в салон авто
Как любую популярную и растиражированную вещь, маску Гая Фокса не обошла участь стать в конечном итоге элементом массовой культуры, не отягощенной глубокими смыслами. В последнее время маски «анонимусов» все чаще можно увидеть на новогодних корпоративах, вечеринках в честь Хеллоуина. Маска «вендетты» стала очень популярным элементом молодежной моды — множество брендов массмаркета успели напечатать ее изображение на футболках, толстовках и свитерах, в торговых центрах можно их отыскать и сейчас.
Часто маски можно обнаружить, закрепленными на подголовниках водительских сидений в личных авто, — видимо, устрашающие лики Фокса, по задумке автовладельцев, способны отпугнуть угонщиков, ну или просто позабавить уличных зевак. Как бы то ни было, поколение нынешних 20-летних уже с трудом и не без помощи Google вспоминает, кем все-таки был Гай Фокс и почему его маска стала символом протестного движения во всем мире.